СОДЕРЖАНИЕ
(Детство Валежникова)
1 . . . . . . . . . . . . . . . Не торопись, мой верный пес! Зачем на грудь ко мне скакать? Еще успеем мы стрелять. Ты удивлен, что я прирос На Волге: целый час стою Недвижно, хмурюсь и молчу. Я вспомнил молодость мою И весь отдаться ей хочу Здесь на свободе. Я похож На нищего: вот бедный дом, Тут, может, подали бы грош. Но вот другой — богаче: в нем Авось побольше подадут. И нищий мимо; между тем В богатом доме дворник-плут Не наделил его ничем. Вот дом еще пышней, но там Чуть не прогнали по шеям! И, как нарочно, всё село Прошел — нигде не повезло! Пуста, хоть выверни суму. Тогда вернулся он назад К убогой хижине — и рад, Что корку бросили ему; Бедняк ее, как робкий пес, Подальше от людей унес И гложет. Рано пренебрег Я тем, что было под рукой, И чуть не детскою ногой Ступил за отческий порог. Меня старались удержать Мои друзья, молила мать, Мне лепетал любимый лес: Верь, нет милей родных небес! Нигде не дышится вольней Родных лугов, родных полей: И той же песенкою полн Был говор этих милых волн. Но я не верил ничему. Нет, — говорил я жизни той: — Ничем не купленный покой Противен сердцу моему. Быть может, недостало сил, Я рос, как многие, в глуши, Я страха смолоду не знал, О Волга! после многих лет Уж скоро полдень. Жар такой, В каких-то розовых мечтах О Волга. колыбель моя! Давно-давно, в такой же час, Без шапки, бледный, чуть живой, Бог весть что сделалось со мной? О, горько, горько я рыдал, Что я в ту пору замышлял, Но если вы — наивный бред, Унылый, сумрачный бурлак! Анализ стихотворения «На Волге» НекрасоваАнализ стихотворения «На Волге» Некрасов в своем стихотворении «На Волге» предстает не просто поэтом, но поэтом-гражданином, человеком, который боль другого человека воспринимает как собственную. В стихотворении перемежаются временные пласты – он вспоминает свое счастливое детство на любимой и прекрасной Волге, но эти радужные краски прекрасного времени любования всеми и всем затемняются страшной для юного сердца встречей с бурлаками. Поэт словно остановился на бегу, словно замерла его песня об удали, он словно споткнулся на лету, встретившись взглядом с изможденным тяжким изнурительным трудом человека, мечтающего о смерти. Ужас бедственного положения человека, который, надрываясь, тянет на лямке тяжелую баржу – в любую погоду, по любому бездорожью — по песку, по камням, по воде – чтобы, в конце пути, получить за этот мучительный труд жалкие гроши, поразил поэта в самое сердце. Никогда не мог забыть он этой встречи и стихотворение «На Волге» стало визитной карточкой Некрасова, который всегда помнил о тяжкой участи простого человека. Композиция сложна, детские переживания поэта наслаиваются на размышления человека зрелого, понимающего всю горькую правду действительности. Соединяя настоящее и прошлое, поэт не просто вспоминает о детстве, но словно противопоставляет свое беззаботное существование с жизнью тех, кто всегда — в непобедимой нищете, из которой им не выбраться даже непосильным трудом. Видя взгляд бурлака «с болезненным лицом», угрюмого, больного человека, мечтающего о смерти, как о единственно возможном спасении, поэт понимает, что видит перед собой доведенного до полного изнеможения бедняка, потерявшего всякую надежду на перемены к лучшему. Укор во взгляде несчастного бурлака остался в памяти Некрасова навсегда: прекрасная, любимая Волга оказалась «рекой рабства и тоски» и единственно возможным для поэта стал путь «народного заступника». Кроме анализа стихотворения «На Волге» рекомендуем обратить внимание на другие сочинения: Анализ стихотворения Н.А. Некрасова «Перед дождем». 5-й классРазделы: Литература Класс: 5 Ход урокаВступительное слово учителя. Сегодня на уроке мы будем говорить о стихотворении Н.А. Некрасова “Перед дождем”. Нет, пожалуй, ни одного поэта, в творчестве которого отсутствует пейзажная лирика. Ведь уметь ощущать красоту природы, видеть ее неповторимую прелесть в постоянно меняющихся картинах, по-моему, является принадлежностью поэтически одаренного человека. Каждый художник по-своему видит одни и те же пейзажи, заставляя нас почувствовать ослепительную красоту морозного утра, насладиться роскошными красками осеннего леса, увидеть могучее весеннее обновление природу. В лирике Некрасова есть много замечательных пейзажных зарисовок, которые говорят о глубокой и нежной любви поэта к родной земле. Но природа у Некрасова не существует отдельно от человека, она постоянно связана с его чувствами и переживаниями, то есть она всегда сопутствует человеку. Почему у Некрасова почти нет стихотворений, полностью посвященных природе? Какова же роль пейзажа в произведениях поэта? Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к стихотворению “Перед дождем”, которое было написано поэтом в 1846 году. В некрасовских стихотворениях 40-х годов пейзаж всегда мрачен и печален. Этому состоянию грусти и тоски больше всего соответствуют осенние картины, которые чаще всего встречаются в пейзажной лирике поэта. Обратимся к тексту стихотворения. Выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником. – Как называется стихотворение? – Стихотворение называется “Перед дождем”. (Обращаем внимание учеников на предлог перед , дождь еще не начался, только преддверие ненастья.) – Какое время года описывает поэт? – Осень – самое удивительное время года, самое изменчивое. Осень может быть светлой, радостной, а может быть ненастной, слякотной, а может быть морозной и бодрящей. И настроение осенью может меняться вместе с погодой. Каким настроением проникнуто это стихотворение? – Настроением грусти, печали. – Работа с Толковым словарем ( Редакция В.И. Даля). Объяснение непонятных слов.
– Теперь нам понятны все слова в этом стихотворении, и мы можем приступить к его анализу. Составляет ли стихотворение единое целое или разбито на части? – Стихотворение разбито на 4 строфы. – Одинаков ли образный ряд во всех строках? – Нет, четвертая строфа выделяется из всего стихотворения. В ней говорится о Жандарме, который кричит на ямщика и погоняет его нагайкой. – Какой пейзаж рисует поэт? – Пейзаж мрачный и печальный. Картины соответствуют состоянию грусти, печали. – Некрасов рисует мрачную картину. Безнадежность, страхом и смирением веет от этого описания. Картина осени написана широкими мазками, и вы совершенно правильно заметили, что только последняя часть стихотворения нарушает его целостность. – Одинаково ли количество строк в каждой строфе? – Да, в каждой строфе по 4 строки. Ритм стихотворения везде одинаковый. – Давайте, определим, какие строки рифмуются друг с другом? – 1– с 3-й, 2 – с 4-й строкой. – Такая рифма называется – перекрестная. (abab). – Какие слова создают мрачное, унылое стихотворение? – “Заунывный ветер, надломленная, стонет, полумрак, стая галок и ворон, привстав с нагайкой”. – Какие приемы звукописи вы можете найти в стихотворении? Некрасов использует долгий звук (о) “гонит, надломленная, стонет, рябой, листок”. – Такой прием звукописи называется – ассонанс. Обратим внимание, в некоторым предметам неживого мира Некрасов приписывает качества живых. Найдите такие примеры. – “Ветер гонит, ель стонет, лес шепчет, холодок набегает”. – Такой прием называется – олицетворение, и очень часто используется поэтами. Как вы думаете, зачем это нужно поэтам? – Сама природа одухотворенна, она чувствует приближение осени, и это состояние подобно состоянию человека, который чувствует приближение беды. – Слов, какой части речи больше всего в стихотворении и почему? – Больше всего в стихотворении глаголов. Они передают движение, действие стихии. – Теперь обратимся к последней строфе стихотворения. Какую роль она здесь играет, зачем нужна? Во многих стихотворениях Некрасов обращается к нуждам простого народа, надеется, что народ будет свободен. Давайте вспомним эти стихотворения. – “На Волге”, отрывок из стихотворения “Мороз Красный нос”. – Правильно, но сейчас закрытая таратайка под присмотром жандарма везет в ссылку того, кто участвовал в освободительном движении. Поэту грустно осознавать, что до полного освобождения русского народа еще очень далеко. Может поэтому, Некрасов завершил свое, на первый взгляд, пейзажное произведение зарисовкой о перевозке политзаключенного. Здесь состояние природы совпало с состоянием души и с мыслями поэта. Домашнее задание Напишите, какое впечатление произвело на вас стихотворение Н.А. Некрасова, о чем заставило задуматься. 5 класс Анализ стихотворения Н. А. Некрасова «На Волге» Цели урокаГлавная > Урок
Разработка урока по литературе Анализ стихотворения Н.А.Некрасова «На Волге» Образовательная и развивающая -познакомить с биографией и чертами личности поэта, нашедшими отражение в стихотворении «На Волге», раскрыть тему и идея стихотворения, проследить тематическую и идейную связь стихотворения «На Волге», русской народной песни «Дубинушка» и картины И.Е. Репина «Бурлаки на Волге», показать художественное мастерство поэта и художника в изображении образов бурлаков; Воспитательная – развитие высокого гражданского чувства, любви к родине, сострадания к угнетенным, ощущения прелести родной русской природы, продолжить работу по гуманистическому воспитанию детей. Словарная работа : антитеза, пейзаж, портрет, прямое авторское рассуждение; чувстви тельный, сострадающий, потрясение, негодование, непонимание, ярмо, лапти и др. Оборудование : портрет Н.А. Некрасова, выставка его книг, репродукция картины И.Е. Ре пина «Бурлаки на Волге», волжские пейзажи, запись песни «Дубинушка». 1). Организационный момент . 2). Актуализация знаний по новой теме. Ребята, вспомните, в каких произведениях вы читали о жизни русского крестьянина: что вы узнали из них о народе? (учащиеся называют произведения, говорят о нужде, страданиях, бесправии, непосильном труде народа в России 19 века) 3). Повторение и рассказ о поэте. Беседа о том, что знают учащиеся о Некрасове и его произведениях. Рассказ о писателе — ответ заранее подготовленного ученика. Некрасов отправился в Петербург на телеге, не закончив гимназии, оставив в деревне под Ярославлем любимую мать, которую больше никогда не увидит, имея с собой тетрадку стихов и сто пятьдесят рублей ассигнациями. Отправился учиться в университет, вопреки воле жестокого отца, желавшего, чтоб он поступил в Дворянский полк. В университет его не приняли, деньги скоро израсходовал. За гроши или за кусок хлеба писал неграмотным письма и прошения, давал уроки, составлял афиши, сочинял пародии, фельетоны, водевили и все равно ел не каждый день, ходил зимою в стужу в дырявых сапогах и соломенной шляпе, простужаясь и кашляя, жил то в чьем-то чулане, то в флигельке, хозяева которого со дня на день ждали его конца. «Выкарабкаться из сору и грязи», как писал позже, пришлось самому. Двадцать с лишком лет труда и упорства. Конечно, талант. Но бывает талант без воли. И тогда он может либо рано погибнуть, либо вовсе не осуществиться. Некрасов осуществился. Как большой поэт. И как выдающийся журнальный редактор. Знаменитые журналы «Современник» и «Отечественные записки» своей славой 60-х годов обязаны его редакторской руке, его высокому вкусу и мужественной защите идеалов свободолюбия и народолюбия. Петербургский нищий люд и волжские бурлаки, крестьянские дети и крестьянские женщи ны, ямщики, кандальники, «государственные преступники» вошли в его поэзии, став открытием. Многими это было принято чуть ли не с отвращением: фу, как можно! Однако многими — с восхищением: вот, оказывается, как можно! Десятки чудных стихов, музыка которых продолжает звучать еще долго после того, как они прочитаны, поэмы «Кому на Руси жить хорошо», «Саша», «Русские женщины», «Дедушка Мазай и зайцы», «Мороз, Красный нос» остались выражением его особенного, ни на кого не похожего дара. В стихотворении Н.А.Некрасова мы встретились с такими словами, как бурлаки, баржа, лапти, расшива. Мы обратились к словарю Владимира Ивановича Даля и выяснили: Баржа –это грузовое судно без паруса и весел, которое берется в таск (на буксир) пароходом. В старое время груз обычно перевозили на баржах, расшивах ( небольших судах), к которым привязывали длинные веревки. Их концы прикрепляли к петлям- лямкам. Бурлаки – рабочие надевали эти лямки на себя и, идя по берегу, тянули баржи. Лапти – это обувь бедняков. (показать лапти Илл. с изображением баржи) 3). Выразительное чтение стихотворения учителем. 4).Работа с текстом стихотворения «На Волге». Беседа с учащимися. — На сколько частей можно разделить это произведение? — Озаглавьте их и определите, какой тип речи доминирует в каждой части? 1 часть. Воспоминание (описание). 2 часть. Рассказ бурлаков (повествование). 3 часть. Состояние лирического героя (повествование). 4 часть. Размышление о судьбе народа (рассуждение). -Какой вспоминается поэту Волга? — Какие слова передают чувство восторга и восхищения великой русской рекой? Знакомы ли вам эти чувства? Найдите сравнения. -Какие из пейзажей соотнесены с прошлым, какие с настоящим? Почему пейзаж ч. 7 оказался противопоставленным всем остальным, в чем это выражается? Можем ли мы говорить об антитезе? -Какое событие, касающееся прошлого поэта, так изменило его отношение к родной реке? -Некрасов прямо не говорит о тяжести труда бурлаков, но заставляет нас сразу это почувствовать. Как? Работаем с текстом. Найти глаголы, передающие движение бурлаков. Найти слова, показывающие, во что переходят стоны бурлаков. Какой эпитет здесь использует поэт? -Какие чувства испытал мальчик, в первый раз увидевший бурлаков? Как они выглядели? Найдите эпитеты. -Какие слова в разговоре бурлаков поразили будущего поэта и показались непонятными? -Почему встреча с бурлаками в настоящем оказалась для поэта не меньшим потрясением? — Что думает поэт о судьбе бурлачества и народа в целом? К кому обращена финальная часть стихотворения? — Что, по мнению Некрасова, является главной причиной бедственного положения народа? 5). Сравнительный анализ стихотворения и картины Репина. Работа в группах. — Сравните пейзаж I части стихотворения с пейзажем картины Репина «Бурлаки на Волге». — Помогает ли картина Репина почувствовать и усталость бурлаков, и тяжесть их труда, и ощутить, насколько сурова среда обитания этих людей? Да. Сверху палит беспощадное солнце, а снизу (ведь многие бурлаки босые) невыносимо жжет ноги песок («…он так глубок»). Но не менее тяжел переход реки вброд, когда бурлакам приходилось идти по колено в воде. Темные краски картины создают тяжелое, гнетущее настроение у зрителя, заставляя задуматься о том, что жизнь этих людей беспросветная и безрадостная, тоскливая и печальная. — Какова система образов картины? Впереди идет самый сильный. Недалеко баржа, на которой стоит хозяин или управляющий и что-то кричит бурлакам. Справа видна другая группа людей, они идут вдоль берега, таща такую же баржу, груженную купеческим добром. Берег уже не пустынен: на нем изображена кое-какая растительность. Верхушки деревьев наклоняются в сторону реки. Они, как бурлаки, подвластны чужой воле: деревья подчиняются силе ветра, люди -своей судьбе. — А кто – поэт или художник – укоряет бурлаков за терпение и безропотное подчинение судьбе? Поэт. Так как стихи Некрасова – это стихи-упрек в бездействии («Как он, безгласно ты умрешь, Как он, безвестно пропадешь.») Он просто показывает трагедию обреченных на невыносимые страдания людей. («А кабы к утру умереть, так лучше было бы еще…») — В чем выражается обреченность бурлаков? В их лицах, в выражениях глаз («спокойно-безнадежный взор»), в том, сто они тянут одну лямку, связаны одной судьбой («…шагаешь под ярмом не краше узника в цепях…») Эти два произведения очень схожи. 6).Проанализируйте текст русской народной песни «Дубинушка», определите ее тему и идею. Что общего между стихотворением Н.А. Некрасова и русской песней? Много песен слыхал я в родной стороне, В них и радость и горе мне пели, Но из песен одна в память врезалась мне — Это песня рабочей артели. Эх, дубинушка, ухнем, Потянем, потянем, да ухнем. Англичанин в упред, чтоб работе помочь, Изобрел за машиной машину, А наш русский мужик, коль работать невмочь — Так затянет родную «дубину»: Эх, дубинушка, ухнем, Эх, зеленая, сама пойдет. Потянем, потянем, да ухнем. 7). Рефлексия, саморефлексия. Учитель: Какой же отклик, ребята, в ваших сердцах нашло стихотворение «На Волге»? (заслушиваются ответы учащихся). 8). Домашнее задание : выучить наизусть понравившийся отрывок из стихотворения. Подготовиться к сочинению по стихотворению Некрасова “На Волге” и картине Репина “Бурлаки на Волге”. |