Николай Некрасов«На Волге»

(Детство Валежникова)

1
. . . . . . . . . . . . . . .
Не торопись, мой верный пес!
Зачем на грудь ко мне скакать?
Еще успеем мы стрелять.
Ты удивлен, что я прирос
На Волге: целый час стою
Недвижно, хмурюсь и молчу.
Я вспомнил молодость мою
И весь отдаться ей хочу
Здесь на свободе. Я похож
На нищего: вот бедный дом,
Тут, может, подали бы грош.
Но вот другой — богаче: в нем
Авось побольше подадут.
И нищий мимо; между тем
В богатом доме дворник-плут
Не наделил его ничем.
Вот дом еще пышней, но там
Чуть не прогнали по шеям!
И, как нарочно, всё село
Прошел — нигде не повезло!
Пуста, хоть выверни суму.
Тогда вернулся он назад
К убогой хижине — и рад,
Что корку бросили ему;
Бедняк ее, как робкий пес,
Подальше от людей унес
И гложет. Рано пренебрег
Я тем, что было под рукой,
И чуть не детскою ногой
Ступил за отческий порог.
Меня старались удержать
Мои друзья, молила мать,
Мне лепетал любимый лес:
Верь, нет милей родных небес!
Нигде не дышится вольней
Родных лугов, родных полей:
И той же песенкою полн
Был говор этих милых волн.
Но я не верил ничему.
Нет, — говорил я жизни той: —
Ничем не купленный покой
Противен сердцу моему.

Быть может, недостало сил,
Или мой труд не нужен был,
Но жизнь напрасно я убил,
И то, о чем дерзал мечтать,
Теперь мне стыдно вспоминать!
Все силы сердца моего
Истратив в медленной борьбе,
Не допросившись ничего
От жизни ближним и себе,
Стучусь я робко у дверей
Убогой юности моей:
— О юность бедная моя!
Прости меня, смирился я!
Не помяни мне дерзких грез,
С какими, бросив край родной,
Я издевался над тобой!
Не помяни мне глупых слез,
Какими плакал я не раз,
Твоим покоем тяготясь!
Но благодушно что-нибудь,
На чем бы сердцем отдохнуть
Я мог, пошли мне! Я устал,
В себя я веру потерял,
И только память детских дней
Не тяготит души моей.

Я рос, как многие, в глуши,
У берегов большой реки,
Где лишь кричали кулики,
Шумели глухо камыши,
Рядами стаи белых птиц,
Как изваяния гробниц,
Сидели важно на песке;
Виднелись горы вдалеке,
И синий бесконечный лес
Скрывал ту сторону небес,
Куда, дневной окончив путь,
Уходит солнце отдохнуть.

Я страха смолоду не знал,
Считал я братьями людей,
И даже скоро перестал
Бояться леших и чертей.
Однажды няня говорит:
«Не бегай ночью — волк сидит
За нашей ригой, а в саду
Гуляют черти на пруду!»
И в ту же ночь пошел я в сад.
Не то чтоб я чертям был рад,
А так — хотелось видеть их.
Иду. Ночная тишина
Какой-то зоркостью полна,
Как будто с умыслом притих
Весь божий мир — и наблюдал,
Что дерзкий мальчик затевал!
И как-то не шагалось мне
В всезрящей этой тишине.
Не воротиться ли домой?
А то как черти нападут
И потащат с собою в пруд,
И жить заставят под водой?
Однако я не шел назад.
Играет месяц над прудом,
И отражается на нем
Береговых деревьев ряд.
Я постоял на берегу,
Послушал — черти ни гу-гу!
Я пруд три раза обошел,
Но черт не выплыл, не пришел!
Смотрел я меж ветвей дерев
И меж широких лопухов,
Что поросли вдоль берегов,
В воде: не спрятался ли там?
Узнать бы можно по рогам.
Нет никого! Пошел я прочь,
Нарочно сдерживая шаг.
Сошла мне даром эта ночь,
Но если б друг какой иль враг
Засел в кусту и закричал,
Иль даже, спугнутая мной,
Взвилась сова над головой, —
Наверно б мертвый я упал!
Так, любопытствуя, давил
Я страхи ложные в себе
И в бесполезной той борьбе
Немало силы погубил.
Зато добытая с тех пор
Привычка не искать опор
Меня вела своим путем,
Пока рожденного рабом
Самолюбивая судьба
Не обратила вновь в раба!

О Волга! после многих лет
Я вновь принес тебе привет.
Уж я не тот, но ты светла
И величава, как была.
Кругом всё та же даль и ширь,
Всё тот же виден монастырь
На острову, среди песков,
И даже трепет прежних дней
Я ощутил в душе моей,
Заслыша звон колоколов.
Всё то же, то же. только нет
Убитых сил, прожитых лет.

Уж скоро полдень. Жар такой,
Что на песке горят следы,
Рыбалки дремлют над водой,
Усевшись в плотные ряды;
Куют кузнечики, с лугов
Несется крик перепелов.
Не нарушая тишины
Ленивой, медленной волны,
Расшива движется рекой.
Приказчик, парень молодой,
Смеясь, за спутницей своей
Бежит по палубе: она
Мила, дородна и красна.
И слышу я, кричит он ей:
«Постой, проказница, ужо
Вот догоню. » Догнал, поймал, —
И поцелуй их прозвучал
Над Волгой вкусно и свежо.
Нас так никто не целовал!
Да в подрумяненных губах
У наших барынь городских
И звуков даже нет таких.

В каких-то розовых мечтах
Я позабылся. Сон и зной
Уже царили надо мной.
Но вдруг я стоны услыхал,
И взор мой на берег упал.
Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой,
Обутым в лапти, вдоль реки
Ползли гурьбою бурлаки,
И был невыносимо дик
И страшно ясен в тишине
Их мерный похоронный крик —
И сердце дрогнуло во мне.

О Волга. колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, по утренним зарям,
Когда еще всё в мире спит
И алый блеск едва скользит
По темно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке.
Иду на помощь к рыбакам,
Катаюсь с ними в челноке,
Брожу с ружьем по островам.
То, как играющий зверок,
С высокой кручи на песок
Скачусь, то берегом реки
Бегу, бросая камешки,
И песню громкую пою
Про удаль раннюю мою.
Тогда я думать был готов,
Что не уйду я никогда
С песчаных этих берегов.
И не ушел бы никуда —
Когда б, о Волга! над тобой
Не раздавался этот вой!

Давно-давно, в такой же час,
Его услышав в первый раз,
Я был испуган, оглушен.
Я знать хотел, что значит он —
И долго берегом реки
Бежал. Устали бурлаки,
Котел с расшивы принесли,
Уселись, развели костер
И меж собою повели
Неторопливый разговор.
«Когда-то в Нижний попадем? —
Один сказал.- Когда б попасть
Хоть на Илью. » — «Авось придем, —
Другой, с болезненным лицом,
Ему ответил. — Эх, напасть!
Когда бы зажило плечо,
Тянул бы лямку, как медведь,
А кабы к утру умереть —
Так лучше было бы еще. »
Он замолчал и навзничь лег.
Я этих слов понять не мог,
Но тот, который их сказал,
Угрюмый, тихий и больной,
С тех пор меня не покидал!
Он и теперь передо мной:
Лохмотья жалкой нищеты,
Изнеможенные черты
И, выражающий укор,
Спокойно-безнадежный взор.

Без шапки, бледный, чуть живой,
Лишь поздно вечером домой
Я воротился. Кто тут был —
У всех ответа я просил
На то, что видел, и во сне
О том, что рассказали мне,
Я бредил. Няню испугал:
«Сиди, родименькой, сиди!
Гулять сегодня не ходи!»
Но я на Волгу убежал.

Бог весть что сделалось со мной?
Я не узнал реки родной:
С трудом ступает на песок
Моя нога: он так глубок;
Уж не манит на острова
Их ярко-свежая трава,
Прибрежных птиц знакомый крик
Зловещ, пронзителен и дик,
И говор тех же милых волн
Иною музыкою полн!

О, горько, горько я рыдал,
Когда в то утро я стоял
На берегу родной реки,
И в первый раз ее назвал
Рекою рабства и тоски.

Что я в ту пору замышлял,
Созвав товарищей-детей,
Какие клятвы я давал —
Пускай умрет в душе моей,
Чтоб кто-нибудь не осмеял!

Но если вы — наивный бред,
Обеты юношеских лет,
Зачем же вам забвенья нет?
И вами вызванный упрек
Так сокрушительно жесток.

Унылый, сумрачный бурлак!
Каким тебя я в детстве знал,
Таким и ныне увидал:
Всё ту же песню ты поешь,
Всё ту же лямку ты несешь,
В чертах усталого лица
Всё та ж покорность без конца.
Прочна суровая среда,
Где поколения людей
Живут и гибнут без следа
И без урока для детей!
Отец твой сорок лет стонал,
Бродя по этим берегам,
И перед смертию не знал,
Что заповедать сыновьям.
И, как ему, — не довелось
Тебе наткнуться на вопрос:
Чем хуже был бы твой удел,
Когда б ты менее терпел?
Как он, безгласно ты умрешь,
Как он, безвестно пропадешь.
Так заметается песком
Твой след на этих берегах,
Где ты шагаешь под ярмом,
Не краше узника в цепях,
Твердя постылые слова,
От века те же: «раз да два!»
С болезненным припевом «ой!»
И в такт мотая головой.

Анализ стихотворения «На Волге» Некрасова

Анализ стихотворения «На Волге»

Некрасов в своем стихотворении «На Волге» предстает не просто поэтом, но поэтом-гражданином, человеком, который боль другого человека воспринимает как собственную.

В стихотворении перемежаются временные пласты – он вспоминает свое счастливое детство на любимой и прекрасной Волге, но эти радужные краски прекрасного времени любования всеми и всем затемняются страшной для юного сердца встречей с бурлаками.

Поэт словно остановился на бегу, словно замерла его песня об удали, он словно споткнулся на лету, встретившись взглядом с изможденным тяжким изнурительным трудом человека, мечтающего о смерти.

Ужас бедственного положения человека, который, надрываясь, тянет на лямке тяжелую баржу – в любую погоду, по любому бездорожью — по песку, по камням, по воде – чтобы, в конце пути, получить за этот мучительный труд жалкие гроши, поразил поэта в самое сердце. Никогда не мог забыть он этой встречи и стихотворение «На Волге» стало визитной карточкой Некрасова, который всегда помнил о тяжкой участи простого человека.

Композиция сложна, детские переживания поэта наслаиваются на размышления человека зрелого, понимающего всю горькую правду действительности. Соединяя настоящее и прошлое, поэт не просто вспоминает о детстве, но словно противопоставляет свое беззаботное существование с жизнью тех, кто всегда — в непобедимой нищете, из которой им не выбраться даже непосильным трудом.

Видя взгляд бурлака «с болезненным лицом», угрюмого, больного человека, мечтающего о смерти, как о единственно возможном спасении, поэт понимает, что видит перед собой доведенного до полного изнеможения бедняка, потерявшего всякую надежду на перемены к лучшему.

Укор во взгляде несчастного бурлака остался в памяти Некрасова навсегда: прекрасная, любимая Волга оказалась «рекой рабства и тоски» и единственно возможным для поэта стал путь «народного заступника».

Кроме анализа стихотворения «На Волге» рекомендуем обратить внимание на другие сочинения:

Анализ стихотворения Н.А. Некрасова «Перед дождем». 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы будем говорить о стихотворении Н.А. Некрасова “Перед дождем”. Нет, пожалуй, ни одного поэта, в творчестве которого отсутствует пейзажная лирика. Ведь уметь ощущать красоту природы, видеть ее неповторимую прелесть в постоянно меняющихся картинах, по-моему, является принадлежностью поэтически одаренного человека.

Каждый художник по-своему видит одни и те же пейзажи, заставляя нас почувствовать ослепительную красоту морозного утра, насладиться роскошными красками осеннего леса, увидеть могучее весеннее обновление природу.

В лирике Некрасова есть много замечательных пейзажных зарисовок, которые говорят о глубокой и нежной любви поэта к родной земле. Но природа у Некрасова не существует отдельно от человека, она постоянно связана с его чувствами и переживаниями, то есть она всегда сопутствует человеку.

Почему у Некрасова почти нет стихотворений, полностью посвященных природе? Какова же роль пейзажа в произведениях поэта? Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к стихотворению “Перед дождем”, которое было написано поэтом в 1846 году. В некрасовских стихотворениях 40-х годов пейзаж всегда мрачен и печален. Этому состоянию грусти и тоски больше всего соответствуют осенние картины, которые чаще всего встречаются в пейзажной лирике поэта. Обратимся к тексту стихотворения.

Выразительное чтение стихотворения подготовленным учеником.

– Как называется стихотворение?

– Стихотворение называется “Перед дождем”. (Обращаем внимание учеников на предлог перед , дождь еще не начался, только преддверие ненастья.)

– Какое время года описывает поэт?

– Осень – самое удивительное время года, самое изменчивое. Осень может быть светлой, радостной, а может быть ненастной, слякотной, а может быть морозной и бодрящей. И настроение осенью может меняться вместе с погодой. Каким настроением проникнуто это стихотворение?

– Настроением грусти, печали.

– Работа с Толковым словарем ( Редакция В.И. Даля). Объяснение непонятных слов.

    “Заунывный”– тоскливый, наводящий уныние.
  • “Надломленная”- сломанная, но не до конца.
  • “Тарантас”– дорожная крытая повозка на длинных дрогах.
  • “Нагайка”– Короткая ременная плеть.
  • “Жандарм”– человек, служащий в особых политических войсках для политической охраны и сыска, для борьбы с освободительным движением.
  • “Ямщик”– возница.

– Теперь нам понятны все слова в этом стихотворении, и мы можем приступить к его анализу. Составляет ли стихотворение единое целое или разбито на части?

– Стихотворение разбито на 4 строфы.

– Одинаков ли образный ряд во всех строках?

– Нет, четвертая строфа выделяется из всего стихотворения. В ней говорится о Жандарме, который кричит на ямщика и погоняет его нагайкой.

– Какой пейзаж рисует поэт?

– Пейзаж мрачный и печальный. Картины соответствуют состоянию грусти, печали.

– Некрасов рисует мрачную картину. Безнадежность, страхом и смирением веет от этого описания. Картина осени написана широкими мазками, и вы совершенно правильно заметили, что только последняя часть стихотворения нарушает его целостность.

– Одинаково ли количество строк в каждой строфе?

– Да, в каждой строфе по 4 строки. Ритм стихотворения везде одинаковый.

Давайте, определим, какие строки рифмуются друг с другом?

– 1– с 3-й, 2 – с 4-й строкой.

– Такая рифма называется – перекрестная. (abab).

– Какие слова создают мрачное, унылое стихотворение?

– “Заунывный ветер, надломленная, стонет, полумрак, стая галок и ворон, привстав с нагайкой”.

– Какие приемы звукописи вы можете найти в стихотворении?

Некрасов использует долгий звук (о) “гонит, надломленная, стонет, рябой, листок”.

– Такой прием звукописи называется – ассонанс.

Обратим внимание, в некоторым предметам неживого мира Некрасов приписывает качества живых. Найдите такие примеры. – “Ветер гонит, ель стонет, лес шепчет, холодок набегает”.

– Такой прием называется – олицетворение, и очень часто используется поэтами. Как вы думаете, зачем это нужно поэтам?

– Сама природа одухотворенна, она чувствует приближение осени, и это состояние подобно состоянию человека, который чувствует приближение беды.

– Слов, какой части речи больше всего в стихотворении и почему?

– Больше всего в стихотворении глаголов. Они передают движение, действие стихии.

– Теперь обратимся к последней строфе стихотворения. Какую роль она здесь играет, зачем нужна? Во многих стихотворениях Некрасов обращается к нуждам простого народа, надеется, что народ будет свободен. Давайте вспомним эти стихотворения.

– “На Волге”, отрывок из стихотворения “Мороз Красный нос”.

– Правильно, но сейчас закрытая таратайка под присмотром жандарма везет в ссылку того, кто участвовал в освободительном движении. Поэту грустно осознавать, что до полного освобождения русского народа еще очень далеко. Может поэтому, Некрасов завершил свое, на первый взгляд, пейзажное произведение зарисовкой о перевозке политзаключенного. Здесь состояние природы совпало с состоянием души и с мыслями поэта.

Домашнее задание

Напишите, какое впечатление произвело на вас стихотворение Н.А. Некрасова, о чем заставило задуматься.

5 класс Анализ стихотворения Н. А. Некрасова «На Волге» Цели урока

Главная > Урок

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Разработка урока по литературе

Анализ стихотворения Н.А.Некрасова «На Волге»

Образовательная и развивающая -познакомить с биографией и чертами личности поэта, нашедшими отражение в стихотворении «На Волге», раскрыть тему и идея стихотворения, проследить тематическую и идейную связь стихотворения «На Волге», русской народной песни «Дубинушка» и картины И.Е. Репина «Бурлаки на Волге», показать художественное мастерство поэта и художника в изображении образов бурлаков;

Воспитательная – развитие высокого гражданского чувства, любви к родине, сострадания к угнетенным, ощущения прелести родной русской природы, продолжить работу по гуманистическому воспитанию детей.

Словарная работа : антитеза, пейзаж, портрет, прямое авторское рассуждение; чувстви тельный, сострадающий, потрясение, негодование, непонимание, ярмо, лапти и др.

Оборудование : портрет Н.А. Некрасова, выставка его книг, репродукция картины И.Е. Ре пина «Бурлаки на Волге», волжские пейзажи, запись песни «Дубинушка».

1). Организационный момент .

2). Актуализация знаний по новой теме.

Ребята, вспомните, в каких произведениях вы читали о жизни русского крестьянина: что вы узнали из них о народе? (учащиеся называют произведения, говорят о нужде, страданиях, бесправии, непосильном труде народа в России 19 века)

3). Повторение и рассказ о поэте.

Беседа о том, что знают учащиеся о Некрасове и его произведениях. Рассказ о писателе — ответ заранее подготовленного ученика.

Некрасов отправился в Петербург на телеге, не закончив гимназии, оставив в деревне под Ярославлем любимую мать, которую больше никогда не увидит, имея с собой тетрадку стихов и сто пятьдесят рублей ассигнациями. Отправился учиться в университет, вопреки воле жестокого отца, желавшего, чтоб он поступил в Дворянский полк. В университет его не приняли, деньги скоро израсходовал. За гроши или за кусок хлеба писал неграмотным письма и прошения, давал уроки, составлял афиши, сочинял пародии, фельетоны, водевили и все равно ел не каждый день, ходил зимою в стужу в дырявых сапогах и соломенной шляпе, простужаясь и кашляя, жил то в чьем-то чулане, то в флигельке, хозяева которого со дня на день ждали его конца.

«Выкарабкаться из сору и грязи», как писал позже, пришлось самому. Двадцать с лишком лет труда и упорства. Конечно, талант. Но бывает талант без воли. И тогда он может либо рано погибнуть, либо вовсе не осуществиться. Некрасов осуществился. Как большой поэт. И как выдающийся журнальный редактор. Знаменитые журналы «Современник» и «Отечественные записки» своей славой 60-х годов обязаны его редакторской руке, его высокому вкусу и мужественной защите идеалов свободолюбия и народолюбия.

Петербургский нищий люд и волжские бурлаки, крестьянские дети и крестьянские женщи ны, ямщики, кандальники, «государственные преступники» вошли в его поэзии, став открытием. Многими это было принято чуть ли не с отвращением: фу, как можно! Однако многими — с восхищением: вот, оказывается, как можно!

Десятки чудных стихов, музыка которых продолжает звучать еще долго после того, как они прочитаны, поэмы «Кому на Руси жить хорошо», «Саша», «Русские женщины», «Дедушка Мазай и зайцы», «Мороз, Красный нос» остались выражением его особенного, ни на кого не похожего дара. В стихотворении Н.А.Некрасова мы встретились с такими словами, как бурлаки, баржа, лапти, расшива.

Мы обратились к словарю Владимира Ивановича Даля и выяснили:

Баржа –это грузовое судно без паруса и весел, которое берется в таск (на буксир) пароходом.

В старое время груз обычно перевозили на баржах, расшивах ( небольших судах), к которым привязывали длинные веревки. Их концы прикрепляли к петлям- лямкам. Бурлаки – рабочие надевали эти лямки на себя и, идя по берегу, тянули баржи.

Лапти – это обувь бедняков. (показать лапти

Илл. с изображением баржи)

3). Выразительное чтение стихотворения учителем.

4).Работа с текстом стихотворения «На Волге». Беседа с учащимися.

— На сколько частей можно разделить это произведение?

— Озаглавьте их и определите, какой тип речи доминирует в каждой части?

1 часть. Воспоминание (описание).

2 часть. Рассказ бурлаков (повествование).

3 часть. Состояние лирического героя (повествование).

4 часть. Размышление о судьбе народа (рассуждение).

-Какой вспоминается поэту Волга?

— Какие слова передают чувство восторга и восхищения великой русской рекой? Знакомы ли вам эти чувства? Найдите сравнения.

-Какие из пейзажей соотнесены с прошлым, какие с настоящим? Почему пейзаж ч. 7 оказался противопоставленным всем остальным, в чем это выражается? Можем ли мы говорить об антитезе?

-Какое событие, касающееся прошлого поэта, так изменило его отношение к родной реке?

-Некрасов прямо не говорит о тяжести труда бурлаков, но заставляет нас сразу это почувствовать. Как? Работаем с текстом. Найти глаголы, передающие движение бурлаков. Найти слова, показывающие, во что переходят стоны бурлаков. Какой эпитет здесь использует поэт?

-Какие чувства испытал мальчик, в первый раз увидевший бурлаков? Как они выглядели? Найдите эпитеты.

-Какие слова в разговоре бурлаков поразили будущего поэта и показались непонятными?

-Почему встреча с бурлаками в настоящем оказалась для поэта не меньшим потрясением?

— Что думает поэт о судьбе бурлачества и народа в целом? К кому обращена финальная часть стихотворения?

— Что, по мнению Некрасова, является главной причиной бедственного положения народа?

5). Сравнительный анализ стихотворения и картины Репина. Работа в группах.

— Сравните пейзаж I части стихотворения с пейзажем картины Репина «Бурлаки на Волге».

— Помогает ли картина Репина почувствовать и усталость бурлаков, и тяжесть их труда, и ощутить, насколько сурова среда обитания этих людей?

Да. Сверху палит беспощадное солнце, а снизу (ведь многие бурлаки босые) невыносимо жжет ноги песок («…он так глубок»). Но не менее тяжел переход реки вброд, когда бурлакам приходилось идти по колено в воде. Темные краски картины создают тяжелое, гнетущее настроение у зрителя, заставляя задуматься о том, что жизнь этих людей беспросветная и безрадостная, тоскливая и печальная.

— Какова система образов картины? Впереди идет самый сильный. Недалеко баржа, на которой стоит хозяин или управляющий и что-то кричит бурлакам. Справа видна другая группа людей, они идут вдоль берега, таща такую же баржу, груженную купеческим добром. Берег уже не пустынен: на нем изображена кое-какая растительность. Верхушки деревьев наклоняются в сторону реки. Они, как бурлаки, подвластны чужой воле: деревья подчиняются силе ветра, люди -своей судьбе.

— А кто – поэт или художник – укоряет бурлаков за терпение и безропотное подчинение судьбе?

Поэт. Так как стихи Некрасова – это стихи-упрек в бездействии («Как он, безгласно ты умрешь, Как он, безвестно пропадешь.»)

Он просто показывает трагедию обреченных на невыносимые страдания людей. («А кабы к утру умереть, так лучше было бы еще…»)

— В чем выражается обреченность бурлаков?

В их лицах, в выражениях глаз («спокойно-безнадежный взор»), в том, сто они тянут одну лямку, связаны одной судьбой («…шагаешь под ярмом не краше узника в цепях…»)

Эти два произведения очень схожи.

6).Проанализируйте текст русской народной песни «Дубинушка», определите ее тему и идею. Что общего между стихотворением Н.А. Некрасова и русской песней?

Много песен слыхал я в родной стороне,

В них и радость и горе мне пели,

Но из песен одна в память врезалась мне —

Это песня рабочей артели.

Эх, дубинушка, ухнем, Потянем, потянем, да ухнем.

Англичанин в упред, чтоб работе помочь,

Изобрел за машиной машину,

А наш русский мужик, коль работать невмочь —

Так затянет родную «дубину»:

Эх, дубинушка, ухнем,

Эх, зеленая, сама пойдет.

Потянем, потянем, да ухнем.

7). Рефлексия, саморефлексия.

Учитель: Какой же отклик, ребята, в ваших сердцах нашло стихотворение «На Волге»? (заслушиваются ответы учащихся).

8). Домашнее задание : выучить наизусть понравившийся отрывок из стихотворения. Подготовиться к сочинению по стихотворению Некрасова “На Волге” и картине Репина “Бурлаки на Волге”.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: