Николай Некрасов«Еду ли ночью по улице темной»

Еду ли ночью по улице темной,
Бури заслушаюсь в пасмурный день —
Друг беззащитный, больной и бездомный,
Вдруг предо мной промелькнет твоя тень!
Сердце сожмется мучительной думой.
С детства судьба невзлюбила тебя:
Беден и зол был отец твой угрюмый,
Замуж пошла ты — другого любя.
Муж тебе выпал недобрый на долю:
С бешеным нравом, с тяжелой рукой;
Не покорилась — ушла ты на волю,
Да не на радость сошлась и со мной.

Помнишь ли день, как, больной и голодный,
Я унывал, выбивался из сил?
В комнате нашей, пустой и холодной,
Пар от дыханья волнами ходил.
Помнишь ли труб заунывные звуки,
Брызги дождя, полусвет, полутьму?
Плакал твой сын, и холодные руки,
Ты согревала дыханьем ему.
Он не смолкал — и пронзительно звонок
Был его крик. Становилось темней;
Вдоволь поплакал и умер ребенок.
Бедная, слез безрассудных не лей!
С горя да с голоду завтра мы оба
Так же глубоко и сладко заснем;
Купит хозяин, с проклятьем, три гроба —
Вместе свезут и положат рядком.

В разных углах мы сидели угрюмо.
Помню, была ты бледна и слаба,
Зрела в тебе сокровенная дума,
В сердце твоем совершалась борьба.
Я задремал. Ты ушла молчаливо,
Принарядившись, как будто к венцу,
И через час принесла торопливо
Гробик ребенку и ужин отцу.
Голод мучительный мы утолили,
В комнате темной зажгли огонек,
Сына одели и в гроб положили.
Случай нас выручил? Бог ли с помог?
Ты не спешила печальным признаньем,
Я ничего не спросил,
Только мы оба глядели с рыданьем,
Только угрюм и озлоблен я был.

Где ты теперь? С нищетой горемычной
Злая тебя сокрушила борьба?
Или пошла ты дорогой обычной
И роковая свершится судьба?
Кто ж защитит тебя? Все без изъятья
Именем страшным тебе назовут,
Только во мне шевельнутся проклятья —
И бесполезно замрут.

Анализ стихотворений Некрасова

16+

План урока

Тема урока: «Анализ стихотворения Н.А.Некрасова «Внимая ужасам войны. »
Цель урока: совершенствование умения анализировать текст;
воспитание высоких нравственных качеств обучающихся на основе анализа текста.
Оборудование: тексты стихотворений, музыкальные произведения на слова стихотворения, ТС для воспроизведения музыкальных произведений.

Ход урока
1. Знакомство с творческой историей создания стихотворения
Н. А. Некрасов внес огромный вклад в развитие рус¬ской литературы не только как поэт, автор прекрас¬ных стихов и поэм, но и как редактор журнала «Совре¬менник» (1847—1866). Во втором номере этого журнала за 1856г. был напечатан рассказ Л. Н. Толстого «Севастополь в августе 1855 года». Это — один из «Севасто¬польских рассказов» (всего их три) начинающего тогда писателя, и написал их Толстой не случайно.
В то время шла Крымская война (1853—1856), и он, будучи офицером, принимал в ней непосредственное участие. В основу «Севастопольских рассказов» положе¬ны подлинные факты и события, которые Толстой на¬блюдал, находясь на одном из самых опасных мест Севастопольской обороны — на четвертом бастионе.
В рассказе «Севастополь в августе 1855 года» особое внимание читателя привлекают образы двух братьев Козельцовых: старшего — Михаила, офицера, энергичного, талантливого, общительного, любимого солдатами, и младшего — Володи, прапорщика, только что окончившего военное училище при Императорском дворце и по собственному желанию приехавшего в Севастополь. «Стыдно жить в Петербурге, когда тут умирают за Отечество», — убежден он. «. Молодой мальчик, лет семнадцати, с веселыми черными глазками и румянцем во всю щёку», — пишет о нем Толстой. Скромность, боязнь показаться смешным, добрейшее отношение к окружающим, в том числе и к подчиненным, «серебристый звучный голос», радужные мечты, отвага. Нельзя не полюбить этого «приятно хорошенького мальчика».
. Во время одного из штурмов Севастополя вражескими войсками старший Козельцов был смертельно ранен, а младший — убит. Убит в первом и последнем для него бою. «Что-то в шинели ничком лежало на том месте, где стоял Володя». Жизнь кончилась, еще не начавшись как следует.
А теперь представим себе состояние матери, получившей извещение о гибели сразу двух своих сыновей.
В отзыве о рассказе «Севастополь в августе 1855 года» Некрасов писал: «И сколько слез будет пролито и уже льется теперь над бедным Володею! Бедные, бед¬ные старушки, затерянные в неведомых уголках обшир¬ной Руси, несчастные матери героев, погибших в славной обороне. »
Под впечатлением событий Крымской войны и рас¬сказа Л. Н. Толстого «Севастополь в августе 1855 года» Н. А. Некрасов в 1856 г. написал одно из бессмертных своих стихотворений — «Внимая ужасам войны. ».

2. Чтение стихотворения Н.А.Некрасова «Внимая ужасам войны. »
***
(I) Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя.

(II) Увы! утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где-то есть душа одна —
Она до гроба помнить будет!

(I I I ) Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости в прозы
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слезы —
То слезы бедных матерей!

(IV) Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей.

3. Анализ стихотворения Н.А.Некрасова «Внимая ужасам войны. »
– Какое заглавие у стихотворения?
(Заглавия стихотворения нет; его отсутствие обозначено знаком ***. Ученые в таком случае гово¬рят: нулевое заглавие. Если заглавия нет, стихотворение называется по первой строке, причем по всей первой строке, а не по части ее. Произносить эту строку нужно с понижением голоса, с интонацией законченности, в от¬личие от интонации незавершенности при выра¬зительном чтении первой строфы.
Когда у стихотворения нет заглавия, то автор как бы предлагает читателю самому восполнить отсутствующее заглавие. А сделать это не¬просто: в стихотворении несколько смыслов, они от¬крываются не сразу, а постепенно. Для это¬го надо перечитывать каждую строфу и каждую строку неоднократно, ставить перед собой вопросы и искать на них ответы, использовать энциклопедические и лингвистические словари. Это очень полезное и увлекательное занятие!)
– Проследим микросвязи, т. е. связи между словами, оборотами.
Читаем сначала всю строку или все предложение, потом выбираем и комментиру¬ем из них отдельные слова и обороты, используя сло¬вари или заранее приготовленные выписки из них.
Внимая ужасам войны.
Внимая — деепричастие от глагола внимать — слушать с особым вниманием. Некрасов, как поэт-гражданин, как редактор журнала, игравшего огром¬ную роль в формировании общественного мнения, все сообщения с фронтов войны, естественно, воспри¬нимал с особым вниманием.
. Ужасам войны — любая война противоестест¬венна, противочеловечна и вызывает у людей чувство страха, сильного испуга.
Но Крымская война для России была особенно тя¬желой.
– Вспомним одну из героических и трагических страниц ее — оборону Севастополя.
349 дней русские войска мужественно защищали этот город от значи¬тельно превосходящих вооруженных сил не одного государства, а четырех: Франции, Великобритании, Турции, Сардинии. Когда были исчерпаны все возможности обороны, южная часть города была остав¬лена.
В сообщениях с фронтов описывались именно ужасы войны — страшные, трагические явления, положения, случаи.
При каждой новой жертве боя.
Каждый — всякий, любой; один из ряда подоб¬ных, взятый подряд, без выбора, без пропусков;
но¬вая жертва боя — только что или недавно погибший в бою; до него жертвы боя уже были.
Мне — форма дательного падежа от личного мес¬тоимения я, употребляется для обозначения самого говорящего.
– Кто здесь говорящий? Поэт или ли¬рический герой (т. е. герой, от имени которого дается высказывание)?
(Наверное, и тот и другой: гово¬рящий — лирический герой, но он выражает мысль автора).
Жаль — о чувстве жалости, сострадания; слово категории состояния, в данном случае в роли ска¬зуемого безличного предложения. Дополнение мне и сказуемое жаль для усиления их смысла повто¬ряются в двух рядом расположенных частях слож¬ного предложения, следовательно, они анафориче¬ские. Частица не при однородных членах (не друга, не жены, не самого героя) указывает на противо¬поставление им кого-то другого.
– Что означает многоточие в конце четвертой строки?
(Можно «расшифровать» как вопрос: почему не жаль? Ответ частично содержится в следующих двух строках стихотворения.)
Увы! — междометие; выражает горькое сожа¬ление или сетование по поводу чего-либо; здесь — «как это ни печально, ни прискорбно», утешится жена — перестанет огорчаться, горевать, плакать (возможно, выйдет замуж за другого); и друга луч¬ший друг забудет.
– А самого героя почему не жаль?
(Он — «жертва боя», погибший и ничьего сострадания, сожаления воспринять уже не может).
Но где-то есть душа одна. Многозначное сло¬во душа здесь употреблено одновременно в двух зна¬чениях: человек и его внутренний мир; . до гроба помнить — несколько измененный по форме фразе¬ологизм — по гроб жизни — навсегда.
Предложе¬ние восклицательное: глубокая уверенность говоря¬щего в том, что он говорит, эмоционально окрашена.
III строфа — сложное бессоюзное предложение. В первой части его ключевые слова — святые, т. е. глубоко чтимые, исключительные по своему бла¬городству, искренние слезы; во второй части пред¬ложения объясняется, о чьих слезах идет речь: То слезы бедных матерей. Прилагательное бед¬ных здесь в значении несчастных (на фронте погибали дети не только бедняков, но и дворян); бед¬ный и несчастный — синонимы. Святость, ис-кренность материнских слез особенно глубоко осоз¬наются при сопоставлении их с «прозой жизни», с обыденностью повседневных «лицемерных дел» (искренний и лицемерный — антонимы). Извест¬но: искренние слезы напоказ не выставляются; их не каждый и не всегда увидит; их надо подсмотреть, т.е., наблюдая, заметить, подметить. Материнские «святые, искренние слезы» — одни в мире, ничьих еще таких же благородных слез нет.
Основа последней строфы — сравнение двух си¬туаций.
1) Матерям никогда «не забыть своих детей, по¬гибших на кровавой ниве»; нива — в прямом значе¬нии засеянное поле, хлеба; в переносном (с определе¬нием) и в высоком стиле — поприще; на кровавой ниве — на полях сражений.
2) Как не поднять плакучей иве своих поникнувших ветвей.
Плакучая ива (разновидностей этого дерева много) — ива с длинными свисающими ветвями.
Поникнувшие (ветви) — причастие от глагола поникнуть — 1) склониться, пригнуться (о растени¬ях); 2) впасть в подавленное настроение, склонить го¬лову. В данном контексте эти значения глагола нераз¬делимы: мать в глубокой печали низко склоняет го-лову, как ива низко опускает свои длинные ветви.

4. Вывод из наблюдений
– Какова тема стихотворения «Вни¬мая ужасам войны. »?
(Неизбывность горя, свя¬тость, искренность слез матерей, у которых война от-няла самое дорогое — детей).
– Для чего поэт написал стихотворение?
(Для того, чтобы выразить свое (и на¬ше!) сочувствие, сострадание матерям погибших геро¬ев и протест против любой войны).
– Это — основная мысль, идея стихотворения.

5. Слово учителя.
В творчестве Некрасова это стихотворение — одно из прог¬раммных. Все самое доброе, самое светлое в детстве и юности будущего поэта было связано с образом его матери Елены Андреевны, ласковой и чуткой, умной и образованной. Она горячо любила детей, ради их счастья, их будущего терпеливо сносила и в меру сво¬их слабых сил смягчала царивший в доме произвол. В стихотворении «Рыцарь на час» к ней обращены проникновенные строки поэта:
Повидайся со мною, родимая!
Появись легкой тенью на миг!
Всю ты жизнь прожила нелюбимая,
Всю ты жизнь прожила для других.
С детства страдания любимой матери были в серд¬це Некрасова «никогда не заживавшей раной», и эта рана «была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь». (Ф. Достоевский)
Неудивительно, что один из главных образов творчества Некрасова — образ многострадальной ма¬тери. Вспомним: «В полном разгаре страда деревен¬ская», «Орина — мать солдатская», «Мороз, Красный нос». В хронологическом порядке этим шедеврам поэта мести и печали предшествует «Внимая ужа¬сам войны. ». Оно, как уже говорилось, написано под впечатлением событий Крымской войны и «Се¬вастопольских рассказов» Л. Н. Толстого. В настоя¬щее время его вызывают в нашей памяти печаль¬ные вести из «горячих точек», таких, как, например, Чечня.

6. Сопоставление стихотворений.
К.Симонов «Жди меня, и я вернусь. », написанное в 1941 г. и стихотворение Н.А.Некрасова «Внимая ужасам войны. » в 1856 г.

Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души.
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, —
Просто ты умела ждать, —
Как никто другой.
– Ваш вывод из этого сопоставле¬ния?

7. Слушание музыкальных произведений
– Своим глубоким содержанием и совершенством художест¬венной формы стихотворение «Внимая ужасам войны. » при¬влекает внимание композиторов. Оно неоднократно положено на музыку. На слова стихотворения «Внимал ужасам вой¬ны. » написано 8 музыкальных произведений; авторами двух из них являются Ц. А. Кюи и Т. Н. Хренников.
– Прослушайте их, сравните.
– Как вы думаете, кому из композиторов удалось глубже передать идею шедевра Н. А. Некрасова?

8. Творческая работа.
– Напишите сочинение на тему «Стихотворение Н. А. Некрасова «Внимая ужасам войны. «». Выразите свое отношение к этому произведению, поделитесь мыслями, раздумьями, которые оно навевает.

Домашнее задание.
– Прочитать поэму «Кому на Руси жить хорошо»

Содержание стихотворения Некрасова «Внимая ужасам войны»

Николай Алексеевич Некрасов — поэт удивительно проникновенной лиричности, глубокой теплоты и нежности. Его стихи, чаще грустные и мелодичные, напоминают народные песни, рассказывающие о жизни простого человека, его страданиях и печалях. Стихотворение «Внимая ужасам войны. », посвященное Крымской войне 1853—1856 годов, звучит поразительно современно. Проходят годы и десятилетия, века сменяют друг друга, а мир людей удивительно постоянен в своих заблуждениях. Войны не прекращаются на земле, они стали кровопролитнее, страшнее, чем виденные поэтами и писателями XIX века.

С первой же строки слышится бескомпромиссное отношение художника к войне — бессмысленной бойне, которую можно и должно избежать:

Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя.

Отлично разумея и понимая причину этого страшного явления, люди не хотят его остановить. И льют «святые, искренние слезы» совершенно неповинных, беззащитных и слабых. Наверное, мир сошел с ума, если ничему не учится, а продолжает платить страшную цену молодыми людьми, еще не пожившими, не успевшими порадоваться бытию, мальчиками, идущими на смерть, не успевшими даже оставить о себе существенную память. Читая стихотворение Н. А. Некрасова «Внимая ужасам войны. », поражаешься его универсальности. Произведение поразительно своевременное, оно напоминает живущим о непреходящей ценности жизни, кажется, только матери, дающие жизнь, понимают ее святое назначение. А безумцы, втягивающие новые поколения в войны, ничего не хотят понимать. Не слышат голоса разума. Скольким российским матерям близко и понятно это стихотворение:

Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слезы —
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве.

Небольшое, всего в 17 строчек, стихотворение поражает глубиной гуманизма, заключенного в нем. Язык поэта лаконичен и прост, нет развернутых и сложных метафор, лишь точные эпитеты, подчеркивающие замысел художника: дела — «лицемерные», раз не ведут к прекращению войн, лишь слезы «искренние», и искренни они «одни», все остальное — ложь. Страшно заключение поэта, что забудет и друг, и жена — их он также причисляет к «лицемерному» миру.

Заканчивается стихотворение сравнением в фольклорном стиле матерей с поникшей плакучей ивой. Использование фольклорного образа сообщает произведению обобщающее значение: не об одной Крымской войне оно — обо всех, после которых рыдают матери и сама природа:

Не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей.

Стихотворение написано от первого лица, такая форма позволяет автору обращаться к читателям как к близким людям, хорошо понимающим то, о чем поэт хочет им сказать. Это послание из его далека в наше неспокойное и тяжелое время.

В стихах Некрасова доминируют темы, связанные с острейшими социальными проблемами современности, с жизнью крестьянства, городских низов. Гражданское содержание своих стихотворений и поэм Некрасов считал более важным, чем их эстетические качества, что нашло выражение в знаменитой стихотворной декларации:

«Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан»

Некрасовский лирический герои — это прежде всего гражданин и поэт-трибун, все помыслы которого устремлены к одной цели — разбудить в современниках сочувствие к угнетенному и страдающему пароду («. толпе напоминать, что бедствует народ»), показать жизнь глазами народа..

В стихотворении «Вчерашний день, в часу шестом. » Некрасов изображает эпизод из городской жизни: на Сенной площади он становится Свидетелем того, как молодую крестьянку подвергают телесному наказанию. Унижение и боль бесправных людей — вот, по Некрасову, подлинный побудительный мотив к творческому действию:

Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя.
И Музе а сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!

Последние строки стихотворения, звучащие как клятва, подтверждены всем творчеством поэта. Его Муза в высшей степени демократична, обращена к народному миропониманию, не страшится проникать в самые темные «углы» крестьянской жизни и городских низов, в душу простолюдина.

В своем творчестве Некрасов стремится пережить «народную боль» и высказать «народную правду» с позиций самого народа. Во многое стихотворениях Некрасова лирический герой — простой человек. Например, в стихотворении «Еду ли ночью по улице шумной. » от лица такого героя рассказана трагическая история женщины, вынужденной пойти на панель, чтобы купить гробик для ребенка, умершего от голода и болезни. Рассказчик «угрюм и озлоблен», он бессилен помочь женщине, и утешает себя лишь тем, что скоро смерть прекратит и его, и ее мучения:

С горя да с голоду завтра мы оба
Так же глубоко и сладко заснем;
Купит хозяин, с проклятьем, три гроба
Вместе свезут и положат рядком.

Изображая народную жизнь, Некрасов использует разные художественные формы. Его лирическое «я» то сливается с голосом человека из народа, то звучит самостоятельно. В стихотворении «В дороге» лирический образ поэта еще отстранен от сознания ямщика. Голос ямщика и голос автора звучат здесь раздельно, а в стихотворении «Школьник» — сливаются:

— Ну, пошел же, ради Бога!
Небо, ельник и песок —
Невеселая дорога.
Эй! садись ко мне, дружок!

Эти слова принадлежат одновременно и русскому дворянину, следующему проселочной «невеселой дорогой», и ямщику-крестьянину, погоняющему усталых лошадей. Народный речевой склад, народные интонации, усвоенные некрасовским лирическим героем, не просто сближают автора с народным сознанием, но позволяют ощутить духовное и нравственное единство русского демократа и русского крестьянина.

Боль за угнетенных и обиженных («. Где народ — там и стон») пронизывает большинство произведений Некрасова. В ряде его произведений эта боль осознается как личное горе поэта, передается от лица поэта-гражданина:
Надрывается сердце от муки,
Плохо верится в силу добра,
Внемля в мире царящие звуки
Барабанов, цепей, топора.

В других стихотворениях и поэмах автор вновь предоставляет возможность высказать свои обиды, даст «право голоса» самому пароду. В «Железной дороге» о страшной жизни простых людей повествуют мертвецы:

Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.
Причину несправедливого устройства жизни поэт видит не только в жестокости и бесчувственности ее «хозяев», но и в долготерпении народа:
Чем был бы хуже твой удел,
Когда бы ты менее терпел!

Некрасов тоскует, но буре, которая могла бы расплескать чашу народного горя, позволила бы России вырваться за пределы бесконечно длящейся ночи народного бесправия и унижения:

Душно! без счастья и воли
Ночь бесконечно длинна.
Буря бы грянула, что ли?
Чаша с краями полна!

Лирический герой Некрасова учит пас чувствовать красоту и щедрость русского характера, переживать за боль другого человека, стремиться к справедливости. В редкой поэтической отзывчивости на чужое страдание и чужую радость Некрасов раскрыл себя в своем творчестве и как честный и деятельный гражданин, и как глубоко русский поэт.

«Анализ стихотворения Н. Некрасова «В дороге»»

Николай Алексеевич Некрасов — певец народной доли. Не было такой жизненной ситуации, драматического поворота в судьбе народа, на которые бы не откликнулся поэт, не запечатлел в своей лирике. Уже в раннем стихотворении 1845 года «В дороге» проявились основные черты поэзии Некрасова: пристальное внимание к нуждам простолюдина, лиризм и горький юмор, временами переходящий в сатиру и даже в сарказм.

Стихотворение «В дороге» открывается нехитрым диалогом седока с ямщиком. Слово «скука» несколько раз повторяется: седоку, явно барину, скучно потому, что не знает он настоящих трагедий, равнодушно просит спеть про «рекрутский набор и разлуку», то есть не затрагивают его страдания крестьян. И только в итоговых строках мы ощущаем, что даже на такого человека подействовала история ямщика.

А история проста: жену его смолоду воспитывали в барском доме наравне с барышней. Очевидно, что господа девушку любили, но просто не подумали, что, дав ей дворянское воспитание, они не дадут ей дворянского положения, крепостной она и останется, ее лишь на время «выдернули» из привычной среды.

Стихотворение не отличается развернутыми характеристиками, подобная ситуация была нередка, поэтому автор лишь намечает основу конфликта, остальное читатели прекрасно знали по происходящему вокруг. Барышня вышла замуж и уехала, барин захворал и умер, «сиротинкой оставивши Грушу». Через месяц приехал зятек… В самом лексическом подборе слов чувствуется авторское отношение к повествованию: «сиротинкой», «Грушу», «зятек». Нового помещика не интересуют чувства подвластных крестьян, он руководствуется сиюминутными настроениями и решениями. Девушку он отослал на село и выдал замуж.

Воротил он ее на село —

Знай-де место свое ты, мужичка.

Как на грех, девятнадцатый год

Мне в ту пору случись… посадили

На тягло — да на ней и женили…

Здесь поэт еще не отошел от натуралистических приемов — много просторечных слов и оборотов, позже он будет избегать этого. Грустна повесть ямщика, не понимающего, за что наказан он, да и его жена в общем-то ни в чем не виновата, разве что только рождением да горькой долей крепостной.

Погубили ее господа,

А была бы бабенка лихая!

Настоящая драматическая повесть открывается перед барином и читателем. Ямщику невдомек, а нам понятно, почему гибнет его жена. Причина не в тяжелой и непривычной крестьянской работе, а в попрании человеческого достоинства, которое пытались в ней растоптать.

И горькой иронией звучат слова седока, иносказательно объясняющие авторскую позицию. Он полностью на стороне своих обездоленных героев. Пока он только слушает их, чтобы узнать беды и чаяния родного народа, но вскоре увидит и путь к народному счастью, пусть очень длинный и тернистый, но единственно верный. А сейчас только горькая усмешка, едва скрывающая слезы сострадания, звучит в последней строке стихотворения.

В творчестве Н. А. Некрасова труд занял одно из почетнейших мест. Поэт в своих стихотворениях правдиво рассказал о том, как живет и работает русский народ, показал его как подлинного строителя и творца жизни, «сеятеля и хранителя» богатств страны, «чьи работают грубые руки».

Труд – основа жизни, и только тот может себя по праву считать человеком, кто трудится, лишь тому откроются в будущей жизни небесные блага, кто на земле проводит время не в праздности, а в праведных трудах. Поэтому всякий положительный персонаж некрасовской поэзии – прежде всего хороший и умелый работник. Лирик Некрасов как бы всегда среди людей, их жизнь, их нужды, их судьба его глубоко волнуют. И поэзия его всегда социальна. В шестидесятые годы поэтом написано одно из самых значительных его произведений – знаменитая «Железная дорога». Эта великая песня мертвецов, строителей железной дороги, вскрывает бессовестную эксплуатацию предпринимателями труда русских крестьян. Поэт сумел нарисовать живую картину тяжелой жизни и бесправия рабочих: Мы надрывались под зноем, под холодом,

С вечно согнутой спиной,

Жили в землянках, боролися с голодом,

Мерзли и мокли, болели цингой.

На невыносимые и бесчеловечные условия строители ж/д указывают не для того, чтобы посетовать на тяготы, перенесенные ими. Эти тяготы усиливают сознание высокой значимости сделанной ими работы, ибо трудились мужики на пользу общую. Бескорыстным трудом они служили Богу, а не личным целям, поэтому в эту лунную ночь любуются делом рук своих и радуются, что во имя Божие вынесли великие муки и страдания.

Слышишь ты пение. «В ночь эту лунную

Любо нам видеть свой труд

Всё претерпели мы, божии ратники,

Мирные дети труда!»

В заключительной части Некрасов от образов обездоленных, стонущих мужиков переходит к широкому, обобщенному образу – стонущей Руси, переполненной великой скорбью народной. Поэт верит, что русский народ добьется освобождения от эксплуататоров: Да не робей за отчизну любезную

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную —

Вынесет всё, что господь ни пошлёт!

Вынесет всё – и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

Среди русских поэтов Некрасов наиболее глубоко почувствовал и нарисовал трагически прекрасные образы вечных тружеников и страдальцев – бурлаков. Их жизнь он видел с детства, ребенком слышал их песни-стоны, увиденное и услышанное неизгладимыми чертами врезалось в память поэта. Некрасов рано понял, что. В мире есть царь: этот царь беспощаден,/Голод названье ему.

Беспощадный царь-голод сгоняет людей на волжские берега и заставляет тянуть непосильную бурлацкую лямку. В автобио-графической поэме «На Волге» поэт описал то, что потом всю жизнь «забыть не мог»: Почти пригнувшись головой

К ногам, обвитым бечевой,

Обутым в лапти, вдоль реки

Ползли гурьбою бурлаки

Труд бурлаков был настолько тяжел, что смерть им казалась желанной избавительницей. Некрасовский бурлак говорит: Когда бы зажило плечо,/Тянул бы лямку, как медведь,/

А кабы к утру умереть -/ Так лучше было бы ещё.

Всюду наряду с показом беспросветной тяжести крестьянской доли, Некрасов рисует могучие, сильные, светлые образы людей из народа, согретые авторской любовью. Это Иванушка – богатырского сложения, здоровенный детинушка, Савушка – росту большого, рука, что железная, плечи – косая сажень.»Трудничество»- характерная черта народных героев поэта. Мужика манит работа тяжелая, напоминающая богатыркое деяние, в мечтах-думах он видит себя не иначе, как богатырем: пашет пески сыпучие, рубит леса дремучие. Прокл в поэме «Мороз, Красный нос» уподобляется почитаемому в крестьянстве труженику-богатырю: Большие, с мозолями руки,

Подъявшие много труда,

Красивое, чуждое муки

Лицо – и до рук борода

Вся жизнь Прокла проходит в тяжелой работе. На похоронах крестьянина «голосящие» родные вспоминают о его любви к труду как об одной из главных добродетелей кормильца:

Родителям был ты советник,/ Работничек в поле ты был

Эту же тему подхватывает в « Кому на Руси жить хорошо» Савелий, который, обращаясь к Матрене Тимофеевне, говорит:

Ты думаешь, Матренушка,/ Мужик – не богатырь?/ И жизнь его не ратная,

И смерть ему не писана/ В бою – а богатырь!

Нет ни одной стороны крестьянской жизни, которая была бы обойдена Некрасовым. Мысль о бесправии и страданиях народа неотделима в творчестве поэта от другой мысли – о его незаметном, но подлинном величии, о дремлющих а нем неиссякаемых силах. Тема нелегкой женской судьбы проходит через многие произведения Николая Алексеевича. В поэме «Мороз, Красный нос» автор рисует образ «величавой славянки». Некрасов рассказывает о трагической судьбе Дарьи, которая взяла на себя всю мужскую работу и от этого погибает. Восхищение поэта красотой крестьянки неразрывно сливается с восхищением перед её ловкостью и силой в труде. Н. Чернышевский писал, что для женщины, которая «много работает», признаком красоты будет «необыкновенная свежесть, румянец во всю щеку». Именно этот идеал описывает Некрасов, видя в крестьянке сочетание внешней привлекательности и внутреннего, нравственного богатства, душевной стойкости. Красавица, мира на диво,/ Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,/ Во всякой работе ловка.

Судьба Дарьи воспринимается как типическая участь русской женщины из народа. Поэт неоднократно помечает это в своих стихах: Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля: с рабом повенчаться,

Вторая – быть матерью сына раба,

А третья – до гроба рабу покоряться,

И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли.

Говоря о мучительной женской участи, Некрасов не перестает воспевать удивительные духовные качества своих героинь, их огромную силу воли, чувство собственного достоинства, гордость, не задавленную тяжелыми условиями жизни.

С огромной поэтической силой поэт показывает горькую судьбу детей. Из дома их гнали «забота и нужда», на фабрике их ждал изнурительный, непосильный труд. Дети гибли, «высыхали» в фабричной неволе. Этим маленьким каторжникам, не знавшим отдыха и счастья, Некрасов посвятил стихотворение «Плач детей». Тяжесть труда, убивающего живую душу ребенка, однообразие его жизни поэт передает монотонным ритмом стихотворения, повторением слов:

Целый день на фабриках колеса/ Мы вертим – вертим – вертим!

Бесполезно плакать и молиться,/ Колесо не слышит, не щадит:

Хоть умри – проклятое вертится,/ Хоть умри – гудит – гудит – гудит!

Жалобы детей, обреченных на медленное умирание у фабричного станка, остаются без ответа. Стихотворение «Плач детей» – это страстный голос в защиту маленьких тружеников, отданных голодом и нуждой в капиталистическое рабство.Поэт мечтал о том времени, когда труд станет для человека радостным и свободным. В поэме «Дедушка» он показал, на какие чудеса способны люди, когда труд их свободен. «Гор-сточка русских», сосланных в «страшную глушь», бесплодную землю сделала плодородной, чудесно возделала нивы, вырастила тучные стада. Герой поэмы, старик-декабрист, рассказав об этом чуде, добавляет: Воля и труд человека/ Дивные дива творят!

Тема народа-страдальца и тема народа-труженика определяет лицо некрасовской поэзии, составляет её сущность. Через всё творчество поэта проходит мысль о физической и душевной красоте человека из народа, в которой Н. А. Некрасов видел залог светлого будущего.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector