Николай Некрасов«Блажен незлобивый поэт»

Блажен незлобивый поэт,
В ком мало желчи, много чувства:
Ему так искренен привет
Друзей спокойного искусства;

Ему сочувствие в толпе,
Как ропот волн, ласкает ухо;
Он чужд сомнения в себе —
Сей пытки творческого духа;

Любя беспечность и покой,
Гнушаясь дерзкою сатирой,
Он прочно властвует толпой
С своей миролюбивой лирой.

Дивясь великому уму,
Его не гонят, не злословят,
И современники ему
При жизни памятник готовят.

Но нет пощады у судьбы
Тому, чей благородный гений
Стал обличителем толпы,
Ее страстей и заблуждений.

Питая ненавистью грудь,
Уста вооружив сатирой,
Проходит он тернистый путь
С своей карающею лирой.

Его преследуют хулы:
Он ловит звуки одобренья
Не в сладком ропоте хвалы,
А в диких криках озлобленья.

И веря и не веря вновь
Мечте высокого призванья,
Он проповедует любовь
Враждебным словом отрицанья, —

И каждый звук его речей
Плодит ему врагов суровых,
И умных и пустых людей,
Равно клеймить его готовых.

Со всех сторон его клянут
И, только труп его увидя,
Как много сделал он, поймут,
И как любил он — ненавидя!

Стихотворение блажен незлобивый поэт некрасов

Наряду со многими поэтами, Некрасов неоднократно касался в своем творчестве вопроса о месте поэта и его предназначении. Одним из стихотворений, раскрывающих этот вопрос, является произведение «Блажен незлобивый поэт…», которое Некрасов посвятил памяти Гоголя. Здесь автор отобразил свое мнение относительно роли поэта в жизни общества. По мнению Некрасова, поэт – это не работа, не профессия, это призвание. И если поэт является поэтом от Бога, то он не сможет ничего поделать со своим талантом, он не скроет его, не сможет молчать. Но такими истинными поэтами являются лишь те, кто не пишет ради похвалы.

Произведение описывает судьбы двух типов поэтов. Один из них – не приемлет сатиру и говорит только о том, что приятно слышать толпе. Его стихи простые и даже мелочные, но он пользуется признанием:

«И современники ему

При жизни памятник готовят. ».

Все о чем он пишет, находит поддержку общества, всем его печалям сочувствуют тысячи. Он не говорит о насущных проблемах и это всех устраивает. Восхищение таким поэтом позволяет ему даже управлять толпой, заставляя ее переживать и думать о том, о чем ей будет велено. Однако после смерти такого автора его произведения, будучи пустыми, забудутся, так как в них нет отражения самой жизни, и потомкам они будут не интересны.

А есть другой тип поэтов:

«…чей благородный гений

Стал обличителем толпы».

Такие поэты не думают о том, как угодить обществу. Они подмечают все существующие несправедливости, общественные злодеяния, актуальные проблемы и прямо говорят о них в обличительной форме. Своими стихотворениями они смеются над пороками общества, выставляя их напоказ. От их сарказма сложно укрыться и все, кто находит свое отражение в таких произведениях, осуждают подобное творчество и самого поэта. Каждая строка нового стихотворения является катализатором для увеличения числа врагов автора. Его не хвалят, его ругают, на него озлобляются и кричат. И именно это является похвалой для настоящего поэта, потому что такая реакция указывает на то, что автор смог раскрыть истину, он затронул человеческие души. Не смотря на то, что все высказываемые эмоции негативные – они живые, яркие и настоящие, в отличие от тех дифирамбов, которые поются поэтам первого типа.

Слова истинного поэта хоть и сквозят сарказмом, но они говорят правду, какой бы горькой она ни была. Его стихотворения открывают истину, обращают внимание на пороки и дают возможность их исправить, хотя люди вместо работы над собой предпочитают ненависть к автору.

Судьба «блаженного незлобивого поэта» легка. Он принимается всеми и каждым признается. Но доволен ли он сам такой жизнью? Он пишет о прекрасном и его слушают, им восхищаются. Однако, приятна ли ему такая похвала, которую он ничем, кроме покорности, не заслужил? После его смерти его стихи исчезнут вместе с ним, и наверняка появятся подобные люди, которые будут созидать до поры новую пыль.

Жизнь бунтарей полна трагедии. Они не признаны, напротив, их ненавидят, высылают, запрещают их стихи. Но истинный поэт не умолкает, не смотря на такую реакцию. Он смело говорит правду, он смеется и укоряет. Может быть от злости, а может быть для того, чтобы общество исправилось, и мир наполнился гармонией. И после его смерти именно за эту смелость и правду его будут помнить, а его творчество станет ценностью, которая будет с каждым годом и столетием сиять еще ярче. Непризнанные гении становятся легендами, на творчестве которых воспитываются новые поколения, потому что они никому не угождали, не потакали и не жалели себя – они творили и верили, и потому они бессмертны.

База
стихотворений

Авторы стихов

Наша группа

Блажен незлобливый поэт,

В ком мало желчи, много чувства:

Ему так искренен привет

Друзей спокойного искусства;

Ему сочувствие в толпе,

Как ропот волн, ласкает ухо;

Он чужд сомнения в себе —

Сей пытки творческого духа;

Любя беспечность и покой,

Гнушаясь дерзкою сатирой,

Он прочно властвует толпой

С своей миролюбивой лирой.

Дивясь великому уму,

Его не гонят, не злословят,

И современники ему

При жизни памятник готовят.

Но нет пощады у судьбы

Тому, чей благородный гений

Стал обличителем толпы,

Ее страстей и заблуждений.

Питая ненавистью грудь,

Уста вооружив сатирой,

Проходит он тернистый путь

С своей карающею лирой.

Его преследуют хулы:

Он ловит звуки одобренья

Не в сладком ропоте хвалы,

А в диких криках озлобленья.

И веря и не веря вновь

Мечте высокого призванья,

Он проповедует любовь

Враждебным словом отрицанья,-

И каждый звук его речей

Плодит ему врагов суровых,

И умных и пустых людей,

Равно клеймить его готовых.

Со всех сторон его клянут

И, только труп его увидя,

Как много сделал он, поймут,

И как любил он — ненавидя!

В ком мало желчи, много чувства:

Ему так искренен привет

Друзей спокойного искусства;

Обсуждение стихотворения «Блажен незлобливый поэт. »

Анализ стихотворения Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом…»

В стихотворении Н.А. Некрасов определяет сущность своего поэтического творчества.

Н.А. Некрасова как гражданского поэта заботит судьба крестьянства, роль поэтического творчества, назначение поэта. Поэтому в своих лирических произведениях Николай Алексеевич не раз обращается к теме назначения поэзии, к судьбе поэта и его творческих произведений.

Н.А. Некрасов пишет стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…», в котором в рамках одного художественного целого соединяются две темы: тяжелое положение крестьянства и сложная миссия

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя…

Молчание женщины свидетельствует о ее особой гордости: она не просит пощады у своих палачей. В лирическом произведении используются метафоры, олицетворения («били женщину», «бич свистал, играя»), характеризующие действия палачей. Стихотворение

Поэт сравнивает свою музу с публично избиваемой женщиной:

И музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»

Так Н.А. Некрасов определяет сущность собственного поэтического творчества. Муза здесь олицетворяется и становится сестрой избиваемой женщины. Но так же как и молодая крестьянка, поэзия Некрасова горда и независима от общественного мнения.

(2 вариант)

Стихотворение Н.А. Некрасова написано в 1848 году, то есть задолго до отмены крепостного права в России.

Стихотворение состоит из двух предложений, двух частей. Первая – определение времени («вчерашний день», «часу в шестом») и места (Сенная) действия.

Не в первый раз поэт обращается к теме Петербурга, причем не парадного, а Петербурга простого народа, подавляемого, избиваемого, терпеливого. Перед нами бытовая, вполне типичная сцена: на одной из улиц Питера за что-то наказывают плетьми молодую крестьянку. Женщина не стонет, не плачет, не умоляет, а терпеливо переносит наказание, вдвойне жестокое, так как оно еще и публичное. Это – сюжетная основа стихотворения, картинка, предстающая перед нашими глазами в первой части произведения.

Образ русской крестьянки – один из основных образов поэзии Некрасова. Кто не знает знаменитых его слов о женщине «в русском селении», которая «коня на скаку остановит» и «в горящую избу войдет». Только неожиданно фантазия поэта поставила рядом крепостную крестьянку и Музу.

Большинству из нас Муза представляется красивой молодой женщиной в белом длинном одеянии с арфой, пером или книгой в руках, воздушная, не от мира сего, само вдохновение, мечта. А здесь? Распростертое на земле или на помосте обнаженное крепкое тело крестьянки, привычной к работе, к побоям, не слышавшей за всю жизнь слова благодарности, терпеливо, молча сносящая любое оскорбление, любое надругательство.

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя…

И Музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»

Что же позволило Н.А. Некрасову сравнить Музу и крепостную крестьянку? Прежде всего – долготерпение, которое не первый раз осуждает поэт в своих произведениях («Ты проснешься ль исполненный сил. »).

Как и женщина на Сенной, русская поэзия XIX века бесправна, избиваема критикой, цензурой. Поэта за его неблагонадежные стихи можно сослать, посадить в тюрьму, убить, если не физически, то морально. Но она сильна и терпелива, она вынесет все и оставит свое слово гнева потомкам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: