Николай ГумилевУ берега

Детство и образование

Гумилев Николай Степанович родился в Кронштадте. Отец — морской врач. Детство провел в Царском Селе, в гимназии учился в Петербурге и Тифлисе. Стихи писал с 12 лет, первое печатное выступление в 16 лет — стихотворение в газете «Тифлисский листок».

Осенью 1903 семья возвращается в Царское Село, и Гумилев заканчивает там гимназию, директором которой был Ин. Анненский (учился плохо, выпускные экзамены сдал в 20 лет). Переломный момент — знакомство с философией Ф. Ницше и стихами символистов.

В 1903 познакомился с гимназисткой А. Горенко (будущей Анной Ахматовой). В 1905 в издании автора выходит первый сборник стихов — «Путь конквистадоров», наивная книга ранних опытов, которой, тем не менее, уже найдена собственная энергичная интонация и появился образ лирического героя, мужественного, одинокого завоевателя.

В 1906, после окончания гимназии, Гумилев уезжает в Париж, где слушает лекции в Сорбонне и заводит знакомства в литературно-художественной среде. Предпринимает попытку издания журнала «Сириус», в трех вышедших номерах которого печатается под собственной фамилией и под псевдонимом Анатолий Грант. Посылает корреспонденции в журнал «Весы», газеты «Русь» и «Раннее утро». В Париже, и тоже в издании автора, вышел второй сборник стихов Гумилева — «Романтические стихи» (1908), посвященный А. А. Горенко.

С этой книги начинается период зрелого творчества Н. Гумилева. В. Брюсов, похваливший — авансом — первую его книгу, с удовлетворением констатирует, что не ошибся в своих прогнозах: теперь стихи «красивы, изящны и, большею частью, интересны по форме». Весной 1908 года Гумилев возвращается в Россию, сводит знакомство с петербургским литературным светом (Вячеслав Иванов), выступает постоянным критиком в газете «Речь» (позже начинает печатать в этом издании также стихи и рассказы).

Осенью совершает свою первую поездку на Восток — в Египет. Поступает на юридический факультет столичного университета, вскоре переводится на историко-филологический. В 1909 принимает деятельное участие в организации нового издания — журнала «Аполлон», в котором в дальнейшем, до 1917 года, печатал стихи и переводы и вел постоянную рубрику «Письма о русской поэзии».

Собранные в отдельную книгу (Пг., 1923) рецензии Гумилева дают яркое представление о литературном процессе 1910-х годов. В конце 1909 года Гумилев на несколько месяцев уезжает в Абиссинию, а вернувшись, издает новую книгу — «Жемчуга».

25 апреля 1910 Николай Гумилев венчается с Анной Горенко (разрыв их отношений произошел в 1914 году). Осенью 1911 создается «Цех поэтов», манифестировавший свою автономию от символизма и создание собственной эстетической программы (статья Гумилева «Наследие символизма и акмеизм», напечатанная в 1913 в «Аполлоне»). Первым акмеистическим произведением считали в Цехе поэтов поэму Гумилева «Блудный сын» (1911), вошедшую в его сборник «Чужое небо» (1912). В это время за Гумилевым прочно укрепилась репутация «мастера», «синдика» (руководителя) Цеха поэтов, одного из самых значительных современных поэтов.

Весной 1913 в качестве начальника экспедиции от Академии Наук Гумилев уезжает на полгода в Африку (для пополнения коллекции этнографического музея), ведет путевой дневник (отрывки из «Африканского дневника» публиковались в 1916, более полный текст увидел свет в недавнее время).

В начале Первой мировой войны Н. Гумилев, человек действия, поступает добровольцем в уланский полк и заслуживает за храбрость два Георгиевских креста. В «Биржевых ведомостях» в 1915 публикуются его «Записки кавалериста».

В конце 1915 выходит сборник «Колчан», в журналах печатаются его драматургические произведения — «Дитя Аллаха» (в «Аполлоне») и «Гондла» (в «Русской мысли»). Патриотический порыв и упоенность опасностью скоро проходят, и он пишет в частном письме: «Искусство для меня дороже и войны, и Африки».

Гумилев переходит в гусарский полк и добивается отправки в русский экспедиционный корпус на Салоникский фронт, но по пути задерживается в Париже и Лондоне до весны 1918. К этому периоду относится цикл его любовных стихов, составивший вышедшую посмертно книжку «Кенией звезде» (Берлин, 1923).

Возвращение в Россию

В 1918 по возвращении в Россию Гумилев интенсивно работает как переводчик, готовя для издательства «Всемирная литература» эпос о Гильгамеше, стихи французских и английских поэтов. Пишет несколько пьес, издает книги стихов «Костер» (1918), «Фарфоровый павильон» (1918) и другие. В 1921 выходит последняя книга Гумилева, по мнению многих исследователей, — лучшая из всех, им созданных, — «Огненный столп».

3 августа 1921 года Гумилев арестован ЧК по делу о т.н. «таганцевском заговоре» и 24 августа приговорен к расстрелу.

Имя его было одним из самых одиозных в истории официальной русской литературы на протяжении всего советского периода.

«Дело» Гумилева. Социология преступления отечественной истории и культуры.

100-летию со дня рождения

Павла Лукницкого посвящаю

Публикуемые документы, материалы, справки, резюме и т.п. являют собой историю гибели и реабилитации Николая Степановича Гумилева, преданного в 1921 году властью рабочих и крестьян — расстрелу.

Моя дорогая мамочка, я передаю эту книгу в издательство. Ты была рядом, когда я писал ее, и раньше, когда я взялся за «дело» Гумилева. Ты постоянно напоминала мне о Твоих и Папиных Предках и советовала мне, по возможности, отказываться от черно-белых красок. Я старался оставлять информацию для размышлений. Русская история шире и величественней и Твоя судьба, мамочка, — ее неотъемлемая часть, — этому доказательство.

. не скрою, с каждой строкой труднее было отторгать от себя Немезиду.

Павел Николаевич Лукницкий, родился 29 сентября ст. стиля 1902 года в

Петербурге, скончался в июне 1973 года, в Москве, похоронен в

Санкт-Петербурге. Дворянин. Учился в Кадетском и Пажеском Его И.В. корпусах,

Институте живого слова. Закончил Петроградский университет. Первый биограф

Николая Гумилева. Один из основателей литературных групп 20-х годов. Член

(технический секретарь) Петроградского Союза поэтов с 1924 года. Член союза

писателей СССР с 1934 года. Действительный член Географического общества

Академии наук СССР. Исследователь районов Памира, Мончетундры, Сибири.

Участник ВОВ с июня 1941 по май 1945. Автор 58 книг прозы и стихов,

переводчик таджикского народного эпоса, писателей Таджикистана,

Азербайджана. Поэзия: «Волчец», «Переход»; Драматургия: «Город-сад»,

«Священное дерево»; Проза, романы и повести; «Мойра», «Дивана», «Безумец

Марод-Али», «Всадники и пешеходы», «Памир без легенд», «У подножия смерти»,

«За синем камнем», «Земля молодости», «Ниссо» (переведен на 34 языка), «На

берегах Невы», «Ленинград действует. » — 3-х томная эпопея, «Делегат

грядущего», «Время за нас», «По дымному следу» и других.

В момент ареста Лукницкого Ахматова уехала лечиться в Кисловодск, Пунин

Упоминаемая запись и подобные другие из дневника «Первого Эккермана

Ахматовой» (Н.Струве) публиковались вдовою писателя не раз: в 1987 году в

«Библиотеке «Оконька»; в 1988 году в журнале «Наше наследие»; в книге о

Лукницком «Перед Тобой земля»; в 1989 году в вестнике РХД; в 1991 году в

двухтомнике «Встречи с Анной Ахматовой».

Дома хранится ксерокопия полного комплекта архива.

И все же, Николай Семенович Тихонов, не смог не выразить своего

публичного признания работы моего отца, надписав в 1977 году маме на своей

книге «Брамбери»: «Вере Константиновне Лукницкой, хозяйке фантастического

города документальных поэтических воспоминаний, владелице поэтических тайн

прошлого русской поэзии — с удивлением к исполненной ею работе в области

поэтических открытий — сердечно Николай Тихонов. 1977 г.»

Терехов Г.А., (в 1990 г.) персональный пенсионер, доцент Высшей школы

КГБ СССР, 1937-1948 — зональный прокурор по Ленинграду и Северному Кавказу,

1948-1956 — главный транспортный прокурор, 1956 -1970 — начальник отдела по

надзору за следствием в органах госбезопасности, член коллегии Прокуратуры

СССР, старший помощник Генерального прокурора СССР.

Книги Л.Н. Гумилева «Древние тюрки», «Открытие Хазарии» и другие,

подписанные Лукницкому при их встречах в Ленинграде в 1968 году: «Дорогому

Павлу Николаевичу от старинного друга», говорят о сохранившемся чувстве к

Лукницкому, и в 80-х, когда мама бывала у Л.Н.Гумилева в Ленинграде, он

неизменно повторял ей: «Издавайте все! Все, что записывал Павел Николаевич —

точно. Все так и было».

В «Мерани» том стихотворений, который собрала мама и неизвестные факты

биографии поэта, которые дали материал для работы многих литературоведов о

Гумилеве и составителей книг Гумилева, вышел раньше, чем означенный том

«Библиотеки поэта» в Советском писателе. Но в письме, по тем временам, важно

было подчеркнуть — «Советский писатель». Издать книгу в Тбилисском

издательстве «Мерани» маме предложил В.П.Енишерлов, работавший в журнале

«Огонек» заведующим отделом. Енишерлов был изумлен, прочитав принесенные

мамой для публикации материалы о Гумилеве. Сто страниц неизвестных фактов

биографии поэта, подлинники стихотворений поэта и т.д. Холодно и недоверчиво

спросил: «Что еще за новости? Откуда это у Вас, почему это до сих пор не

известно?» Мама рассказала о существовании архива, о котором, кстати, знали

очень многие официальные лица, литературоведы, журналисты, писатели, не

только в России. В.П. сразу проявил активное участие в обнародовании

материалов, предложив своему другу, редактору «Мерани» издать том

стихотворений Гумилева с маминым очерком о жизни и творчестве и его,

енишерловским предисловием, которое он приложил к рукописи, позаимствовав

его из маминого же очерка. В начале 1987 года в библиотеке «Огонька» была

издана книжка Веры Лукницкой «Из двух тысяч встреч. Рассказ о летописце» и

несколько публикаций в журнале «Наше наследие», где Енишерлов стал главным

В этом управлении я раздобыл некоторые материалы для своих книг:

«Начало Водолея», «Бином Всевышнего», «Мамочкин социализм», «Это потому что

— ты. «, «Киллеров просят не беспокоиться» и других.

Эту статью я диктовал заместителю главного редактора Александру

Мостовщикову, ставшему впоследствии моим другом, в подъезде редакции «МН» на

Пушкинской площади, куда я зашел из прокуратуры. В подъезде, потому что не

было свободного кабинета, а в его собственном, его помощница Лена Ханга

принимала какую-то, по тем временам, «крутую» делегацию. Кроме того, мы с

Николай ГумилевУ берега

15 апреля исполнилось 130 лет со дня рождения Николая Гумилева – замечательного поэта, покорявшего умы и сердца современников, чья биография связана с Тверской землей. Николай Степанович Гумилев известен как родоначальник акмеизма – одного из направлений поэзии Серебряного века, исследователь Африки, герой Первой мировой войны, позже – «бывший дворянин», обвиненный и расстрелянный за участие «в заговоре против Советской власти». На многие десятилетия его имя было предано забвению, и лишь в девяностые годы XX века Гумилев был посмертно реабилитирован и его стихи вернулись к широкому кругу читателей. Поклонники и популяризаторы творчества Николая Гумилева собрались 26 апреля в Литературной гостиной «Дома поэзии Андрея Дементьева», чтобы вспомнить основные события яркой жизни поэта, прочесть его стихи. Мне выпала честь быть автором сценария и ведущей этого вечера – романтического литературного букета поэту к его юбилею.

Литературная гостиная получила название «Несравненное право Николая Гумилева» по строчкам из его стихотворения «Выбор», отмечая, в то же время, правомерность возвращения этого поэта в пантеон русской литературы. Это с тихотворение из первой книги Николая Гумилева «Путь конквистадоров» выразительно прочел молодой поэт, победитель поэтического конкурса в номинации «Лучший сценический образ» Сергей Черкасов, представший в образе лирического героя – воина в кольчуге и с мечом.

Затем я рассказала об эволюции сознания поэта, воина и путешественника Николая Гумилева проиллюстрировав факты биографии строками стихотворения «Память», написанного в последний год жизни.

Об африканских экспедициях Николая Гумилева увлекательно рассказал кандидат философских наук, доцент кафедры Философии и теории культуры ТвГУ, автор ряда научных публикаций о Николае Гумилеве и его современниках, поэт Ефим Павлович Беренштейн.

Африка оставила заметный след в творчестве поэта. Песню «Жираф» на стихи Николая Гумилева исполнил Владимир Лобанов солист музыкально-хореографического коллектива «Приват рилейшнз». Так же в его исполнении прозвучала песня «Однообразные мелькают…» – музыкальное прочтение любовной лирики Николая Гумилева.

В лекционном зале Дома поэзии была подготовлена книжная выставка, включающая как книги стихов Николая Гумилева, так и воспоминания о нем его современников. Мария Парамонова процитировала несколько интересных фрагментов из мемуаров Андрея Белого, воспоминаний первой жены Гумилева Анны Ахматовой, а также из романа «Сумасшедший корабль» Ольги Форш, в котором описан арест поэта и вынесенный ему приговор. С интересом познакомились посетители гостиной и с воспоминаниями Надежды Войтинской, позировавшей поэту для написания им стихотворения «Сегодня ты придешь ко мне…», как позируют художникам натурщицы. Я прочла это стихотворение, сохранившееся в моей памяти с юношеских лет, наряду с другими стихами Гумилева.

Гумилев был не только выдающимся поэтом и путешественником, но и воином–добровольцем, участником Первой мировой войны, двукратным Георгиевским кавалером. Несомненно, всем своим жизненным путем Николай Гумилев заслужил право на добрую память. Инициатор установки памятника Николаю Гумилеву в Твери, руководитель ТООД «Народный парк», Сергей Леонидович Шигаев рассказал о роли стихов Гумилева в своей жизни, о стремлении общественных активистов к созданию уютных и оригинальных парков и скверов в различных уголках Твери. В одном из таких парков, на берегу Волги и планируется установка памятника Николаю Гумилеву, которая может состояться уже в этом году 130-летия со дня рождения поэта.

Сохранением памяти о Николае Степановиче стало и учреждение в 2010 году Администрацией Тверской области Литературной премии имени Н.С.Гумилева, одной из обладательниц которой стала поэт, руководитель Тверского отделения Российского союза профессиональных литераторов Марина Батасова, посетившая Литературную гостиную и подарившая Дому поэзии свою книгу «Одновременно всё», принесшую ей престижную награду.

К счастью, после реабилитации Николая Гумилева, его стихи вновь издаются и изучаются в рамках образовательных программ. Учащиеся Тверского колледжа культуры имени Н.А.Львова продекламировали стихи Николая Гумилева и с интересом познакомились с аудиозаписью авторской декламации стихотворения «Канцона» из фонда Дома поэзии, репринтным изданием книги «Колчан», в которой было опубликовано это стихотворение и автографом «Канцоны», включенным в видеопрезентацию.

Завершилась Литературная гостиная «Свободным микрофоном» – поэты Ефим Беренштейн, Сергей Черкасов и я, Мария Парамонова, прочли стихи Николая Гумилева и свои произведения, продолжающие традиции акмеизма. В моем исполнении прозвучало стихотворение Николая Гумилева «Воспоминание» («Над пучиной в полуденный час…») и моё стихотворение «Клеопатра в Сиде» («Анатолийский берег в тишине…»). Собравшиеся поблагодарили организаторов за погружение в гумилевскую эпоху и выразили единодушное мнение о том, что литературные мероприятия, проводимые «Домом поэзии Андрея Дементьева», являются значимой частью культурной жизни Верхневолжья.

А в Смоленске в конце апреля состоялось занятие литературной студии «Родничок» при Областной детской библиотеке имени И.С. Соколова-Микитова, которое тоже было посвящено 130-летию поэта и носило название »Романтические цветы – Николаю Гумилеву».

Я рассказала участницам студии о непростой судьбе Николая Гумилева, почитала его стихи. Мы вместе послушали аудиозаписи песен на стихи поэта.

Студийцы узнали о таких направлениях в поэзии Серебряного века как символизм и акмеизм.

«Нигер» Н. Гумилев

«Нигер» Николай Гумилев

Я на карте моей под ненужною сеткой
Сочиненных для скуки долгот и широт,
Замечаю, как что-то чернеющей веткой,
Виноградной оброненной веткой ползет.

А вокруг города, точно горсть виноградин,
Это — Бусса, и Гомба, и царь Тимбукту,
Самый звук этих слов мне, как солнце, отраден,
Точно бой барабанов, он будит мечту.

Но не верю, не верю я, справлюсь по книге,
Ведь должна же граница и тупости быть!
Да, написано Нигер… О, царственный Нигер,
Вот как люди посмели тебя оскорбить!

Ты торжественным морем течешь по Судану,
Ты сражаешься с хищною стаей песков,
И когда приближаешься ты к океану,
С середины твоей не видать берегов.

Бегемотов твоих розоватые рыла
Точно сваи незримого чудо-моста,
И винты пароходов твои крокодилы
Разбивают могучим ударом хвоста.

Я тебе, о мой Нигер, готовлю другую,
Небывалую карту, отраду для глаз,
Я широкою лентой парчу золотую
Положу на зелёный и нежный атлас.

Снизу слева кровавые лягут рубины,
Это — край металлических странных богов.
Кто зарыл их в угрюмых ущельях Бенины
Меж слоновьих клыков и людских черепов?

Дальше справа, где рощи густые Сокото,
На атлас положу я большой изумруд,
Здесь богаты деревни, привольна охота,
Здесь свободные люди, как птицы поют.

Дальше бледный опал, прихотливо мерцая
Затаенным в нем красным и синим огнем,
Мне так сладко напомнит равнины Сонгаи
И султана сонгайского глиняный дом.

И жемчужиной дивной, конечно, означен
Будет город сияющих крыш, Тимбукту,
Над которым и коршун кричит, озадачен,
Видя в сердце пустыни мимозы в цвету,

Видя девушек смуглых и гибких, как лозы,
Чье дыханье пьяней бальзамических смол,
И фонтаны в садах и кровавые розы,
Что венчают вождей поэтических школ.

Сердце Африки пенья полно и пыланья,
И я знаю, что, если мы видим порой
Сны, которым найти не умеем названья,
Это ветер приносит их, Африка, твой!

Анализ стихотворения Гумилева «Нигер»

Николай Гумилев дважды бывал в Африке и считался одним из наиболее известных исследователей этого материка, который привлекал поэта своей удивительной красотой, аутентичностью и первозданностью природы. После каждого из путешествия Гумилев привозил с собой не только множество сувениров, но и воспоминания, которым суждено был впоследствии трансформироваться в стихи. Одним из них стало произведение «Нигер», посвященной одноименной африканской реке. При жизни Гумилева оно никогда не публиковалось и пошло в посмертный сборник стихов поэта «Шатер», увидевший свет в 1922 году.

До сих пор остается загадкой, почему поэт не стал печатать это стихотворение после того, как вернулся из очередной африканской экспедиции. Да и не так уж это важно, потому что более значимым в данной ситуации является знакомство поэта с рекой, которую он впервые увидел на карте, еще будучи подростком, и загорелся желанием непременно побывать на берегах этой таинственной незнакомки. Поэта явно смущало название реки Нигер, которое звучало, как грубое ругательство. Тем не менее, вскоре Гумилеву представился случай осуществить свою мечту, и в 1913 году он увидел эту роскошную владычицу пустыни, которая дает жизнь и прохладу каждому живому существу. «Ты торжественным морем течешь по Судану, ты сражаешься с хищною стаей песков», — именно такой поэт увидел эту реку, восхитившись ее могуществом и красотой.

Следует отметить, что Гумилев увлекался не только поэзией и путешествиями, но неплоха знал мировую историю. Поэтому то, что он увидел в Африке, несколько расходилось с представлениями о Нигере, полученными из книг. Поэт знал, что этот край является не просто островком первозданной дикой природы, где запросто можно встретит бегемота или же аллигатора. Когда-то берега Нигера были зелеными и плодородными, их населяли древние африканские племена с богатой культурой и традициями. Поэтому автор в воображении рисует новую карту, признаваясь: «Я широкою лентой парчу золотую положу на зелёный и нежный атлас». Путешествуя в реальном времени, Гумилев предпринимает попытки проникнуть в прошлое этой страны, и внутренним взором видит рассыпанные вдоль берегов Нигера рубины, слоновьи клыки и человеческие черепа. Все это – наследие давно ушедшей эпохи. «Здесь богаты деревни, привольна охота, здесь свободные люди, как птицы поют», — такой видится Гумилеву прошлое. Однако оно не имеет ничего общего с реальностью, что несколько огорчает поэта. Он предпочитает не расставаться со своими иллюзиями, называя их снами и утверждая: «Это ветер приносит их, Африка, твой!».

Состоялось венчание Николая Гумилева с Анной Ахматовой

Брак Анны Ахматовой и Николая Гумилева продлился восемь лет

В этот день 1910 года в Николаевской церкви села Никольская Слободка недалеко от Киева обвенчались уже знаменитый поэт Николай Гумилев и потомственная дворянка Анна Горенко (лишь через год под ее стихами появится псевдоним Ахматова).

Познакомились они в 1903 году в Царскосельской гимназии. Анне было тогда 14 лет, а Николай был старше ее на три года. Увидев красивую стройную девушку, он сразу потерял голову. Для Ани же присутствие рядом не очень красивого и долговязого подростка, пишущего стихи и пытающегося ухаживать, было интересно и ново, но она вовсе не питала к нему ответных чувств.

Пять лет Гумилев упорно и страстно ухаживал за ней. Став известным поэтом, Николай много раз делал ей предложения и получал отказы, от безответной любви он трижды пытался покончить жизнь самоубийством. И все же добился своего. Когда в 1909 году он снова заговорил о браке, Анна дала свое согласие.

(25 апреля) 8 мая 1910 года 20-летняя Анна Горенко и 23-летний Николай Гумилев были обвенчаны. Родственники с обеих сторон на свадьбу не пришли, т.к. были против этого брака. Они сомневались в счастливом будущем этого союза и были уверены, что он долго не продержится.

Тем не менее, этот брак продлился восемь лет, несмотря на то, что оба были плохо подготовлены к семейной жизни. Некоторое время их объединяла любовь к стихам. Ко времени венчания Гумилев уже был известным поэтом, выпустил три книги стихов и в литературных салонах воспринимался как признанный мэтр. Именно он помогал выбирать из многих стихотворений Ахматовой самые лучшие, которые и составили ее первый сборник – «Вечер» (1912), принесший известность молодой поэтессе.

Осенью 1912 года у Николая и Анны родился сын Лева (его воспитанием занималась свекровь). Их брак выглядел довольно странным. Он постоянно уезжал то в Африку, то в Европу, а она оставалась одна и вела себя «неодобрительно» для того времени. Анна щеголяла то в экстравагантных нарядах, то купалась голышом. Все это не вязалось с обликом светской дамы и матери семейства.

Брак не принес счастья ни Анне, ни Николаю. Потому уже через два года после женитьбы Гумилев завел серьезный роман, а легкие увлечения случались у него и раньше. Впрочем, Ахматова тоже вела себя отнюдь не так, как положено верной жене. В августе 1918 года Анна Ахматова и Николай Гумилев официально оформили развод.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: