Детство и образование
Гумилев Николай Степанович родился в Кронштадте. Отец — морской врач. Детство провел в Царском Селе, в гимназии учился в Петербурге и Тифлисе. Стихи писал с 12 лет, первое печатное выступление в 16 лет — стихотворение в газете «Тифлисский листок».
Осенью 1903 семья возвращается в Царское Село, и Гумилев заканчивает там гимназию, директором которой был Ин. Анненский (учился плохо, выпускные экзамены сдал в 20 лет). Переломный момент — знакомство с философией Ф. Ницше и стихами символистов.
В 1903 познакомился с гимназисткой А. Горенко (будущей Анной Ахматовой). В 1905 в издании автора выходит первый сборник стихов — «Путь конквистадоров», наивная книга ранних опытов, которой, тем не менее, уже найдена собственная энергичная интонация и появился образ лирического героя, мужественного, одинокого завоевателя.
В 1906, после окончания гимназии, Гумилев уезжает в Париж, где слушает лекции в Сорбонне и заводит знакомства в литературно-художественной среде. Предпринимает попытку издания журнала «Сириус», в трех вышедших номерах которого печатается под собственной фамилией и под псевдонимом Анатолий Грант. Посылает корреспонденции в журнал «Весы», газеты «Русь» и «Раннее утро». В Париже, и тоже в издании автора, вышел второй сборник стихов Гумилева — «Романтические стихи» (1908), посвященный А. А. Горенко.
С этой книги начинается период зрелого творчества Н. Гумилева. В. Брюсов, похваливший — авансом — первую его книгу, с удовлетворением констатирует, что не ошибся в своих прогнозах: теперь стихи «красивы, изящны и, большею частью, интересны по форме». Весной 1908 года Гумилев возвращается в Россию, сводит знакомство с петербургским литературным светом (Вячеслав Иванов), выступает постоянным критиком в газете «Речь» (позже начинает печатать в этом издании также стихи и рассказы).
Осенью совершает свою первую поездку на Восток — в Египет. Поступает на юридический факультет столичного университета, вскоре переводится на историко-филологический. В 1909 принимает деятельное участие в организации нового издания — журнала «Аполлон», в котором в дальнейшем, до 1917 года, печатал стихи и переводы и вел постоянную рубрику «Письма о русской поэзии».
Собранные в отдельную книгу (Пг., 1923) рецензии Гумилева дают яркое представление о литературном процессе 1910-х годов. В конце 1909 года Гумилев на несколько месяцев уезжает в Абиссинию, а вернувшись, издает новую книгу — «Жемчуга».
25 апреля 1910 Николай Гумилев венчается с Анной Горенко (разрыв их отношений произошел в 1914 году). Осенью 1911 создается «Цех поэтов», манифестировавший свою автономию от символизма и создание собственной эстетической программы (статья Гумилева «Наследие символизма и акмеизм», напечатанная в 1913 в «Аполлоне»). Первым акмеистическим произведением считали в Цехе поэтов поэму Гумилева «Блудный сын» (1911), вошедшую в его сборник «Чужое небо» (1912). В это время за Гумилевым прочно укрепилась репутация «мастера», «синдика» (руководителя) Цеха поэтов, одного из самых значительных современных поэтов.
Весной 1913 в качестве начальника экспедиции от Академии Наук Гумилев уезжает на полгода в Африку (для пополнения коллекции этнографического музея), ведет путевой дневник (отрывки из «Африканского дневника» публиковались в 1916, более полный текст увидел свет в недавнее время).
В начале Первой мировой войны Н. Гумилев, человек действия, поступает добровольцем в уланский полк и заслуживает за храбрость два Георгиевских креста. В «Биржевых ведомостях» в 1915 публикуются его «Записки кавалериста».
В конце 1915 выходит сборник «Колчан», в журналах печатаются его драматургические произведения — «Дитя Аллаха» (в «Аполлоне») и «Гондла» (в «Русской мысли»). Патриотический порыв и упоенность опасностью скоро проходят, и он пишет в частном письме: «Искусство для меня дороже и войны, и Африки».
Гумилев переходит в гусарский полк и добивается отправки в русский экспедиционный корпус на Салоникский фронт, но по пути задерживается в Париже и Лондоне до весны 1918. К этому периоду относится цикл его любовных стихов, составивший вышедшую посмертно книжку «Кенией звезде» (Берлин, 1923).
Возвращение в Россию
В 1918 по возвращении в Россию Гумилев интенсивно работает как переводчик, готовя для издательства «Всемирная литература» эпос о Гильгамеше, стихи французских и английских поэтов. Пишет несколько пьес, издает книги стихов «Костер» (1918), «Фарфоровый павильон» (1918) и другие. В 1921 выходит последняя книга Гумилева, по мнению многих исследователей, — лучшая из всех, им созданных, — «Огненный столп».
3 августа 1921 года Гумилев арестован ЧК по делу о т.н. «таганцевском заговоре» и 24 августа приговорен к расстрелу.
Имя его было одним из самых одиозных в истории официальной русской литературы на протяжении всего советского периода.
«Дело» Гумилева. Социология преступления отечественной истории и культуры.
100-летию со дня рождения
Павла Лукницкого посвящаю
Публикуемые документы, материалы, справки, резюме и т.п. являют собой историю гибели и реабилитации Николая Степановича Гумилева, преданного в 1921 году властью рабочих и крестьян — расстрелу.
Моя дорогая мамочка, я передаю эту книгу в издательство. Ты была рядом, когда я писал ее, и раньше, когда я взялся за «дело» Гумилева. Ты постоянно напоминала мне о Твоих и Папиных Предках и советовала мне, по возможности, отказываться от черно-белых красок. Я старался оставлять информацию для размышлений. Русская история шире и величественней и Твоя судьба, мамочка, — ее неотъемлемая часть, — этому доказательство.
. не скрою, с каждой строкой труднее было отторгать от себя Немезиду.
Павел Николаевич Лукницкий, родился 29 сентября ст. стиля 1902 года в
Петербурге, скончался в июне 1973 года, в Москве, похоронен в
Санкт-Петербурге. Дворянин. Учился в Кадетском и Пажеском Его И.В. корпусах,
Институте живого слова. Закончил Петроградский университет. Первый биограф
Николая Гумилева. Один из основателей литературных групп 20-х годов. Член
(технический секретарь) Петроградского Союза поэтов с 1924 года. Член союза
писателей СССР с 1934 года. Действительный член Географического общества
Академии наук СССР. Исследователь районов Памира, Мончетундры, Сибири.
Участник ВОВ с июня 1941 по май 1945. Автор 58 книг прозы и стихов,
переводчик таджикского народного эпоса, писателей Таджикистана,
Азербайджана. Поэзия: «Волчец», «Переход»; Драматургия: «Город-сад»,
«Священное дерево»; Проза, романы и повести; «Мойра», «Дивана», «Безумец
Марод-Али», «Всадники и пешеходы», «Памир без легенд», «У подножия смерти»,
«За синем камнем», «Земля молодости», «Ниссо» (переведен на 34 языка), «На
берегах Невы», «Ленинград действует. » — 3-х томная эпопея, «Делегат
грядущего», «Время за нас», «По дымному следу» и других.
В момент ареста Лукницкого Ахматова уехала лечиться в Кисловодск, Пунин
Упоминаемая запись и подобные другие из дневника «Первого Эккермана
Ахматовой» (Н.Струве) публиковались вдовою писателя не раз: в 1987 году в
«Библиотеке «Оконька»; в 1988 году в журнале «Наше наследие»; в книге о
Лукницком «Перед Тобой земля»; в 1989 году в вестнике РХД; в 1991 году в
двухтомнике «Встречи с Анной Ахматовой».
Дома хранится ксерокопия полного комплекта архива.
И все же, Николай Семенович Тихонов, не смог не выразить своего
публичного признания работы моего отца, надписав в 1977 году маме на своей
книге «Брамбери»: «Вере Константиновне Лукницкой, хозяйке фантастического
города документальных поэтических воспоминаний, владелице поэтических тайн
прошлого русской поэзии — с удивлением к исполненной ею работе в области
поэтических открытий — сердечно Николай Тихонов. 1977 г.»
Терехов Г.А., (в 1990 г.) персональный пенсионер, доцент Высшей школы
КГБ СССР, 1937-1948 — зональный прокурор по Ленинграду и Северному Кавказу,
1948-1956 — главный транспортный прокурор, 1956 -1970 — начальник отдела по
надзору за следствием в органах госбезопасности, член коллегии Прокуратуры
СССР, старший помощник Генерального прокурора СССР.
Книги Л.Н. Гумилева «Древние тюрки», «Открытие Хазарии» и другие,
подписанные Лукницкому при их встречах в Ленинграде в 1968 году: «Дорогому
Павлу Николаевичу от старинного друга», говорят о сохранившемся чувстве к
Лукницкому, и в 80-х, когда мама бывала у Л.Н.Гумилева в Ленинграде, он
неизменно повторял ей: «Издавайте все! Все, что записывал Павел Николаевич —
точно. Все так и было».
В «Мерани» том стихотворений, который собрала мама и неизвестные факты
биографии поэта, которые дали материал для работы многих литературоведов о
Гумилеве и составителей книг Гумилева, вышел раньше, чем означенный том
«Библиотеки поэта» в Советском писателе. Но в письме, по тем временам, важно
было подчеркнуть — «Советский писатель». Издать книгу в Тбилисском
издательстве «Мерани» маме предложил В.П.Енишерлов, работавший в журнале
«Огонек» заведующим отделом. Енишерлов был изумлен, прочитав принесенные
мамой для публикации материалы о Гумилеве. Сто страниц неизвестных фактов
биографии поэта, подлинники стихотворений поэта и т.д. Холодно и недоверчиво
спросил: «Что еще за новости? Откуда это у Вас, почему это до сих пор не
известно?» Мама рассказала о существовании архива, о котором, кстати, знали
очень многие официальные лица, литературоведы, журналисты, писатели, не
только в России. В.П. сразу проявил активное участие в обнародовании
материалов, предложив своему другу, редактору «Мерани» издать том
стихотворений Гумилева с маминым очерком о жизни и творчестве и его,
енишерловским предисловием, которое он приложил к рукописи, позаимствовав
его из маминого же очерка. В начале 1987 года в библиотеке «Огонька» была
издана книжка Веры Лукницкой «Из двух тысяч встреч. Рассказ о летописце» и
несколько публикаций в журнале «Наше наследие», где Енишерлов стал главным
В этом управлении я раздобыл некоторые материалы для своих книг:
«Начало Водолея», «Бином Всевышнего», «Мамочкин социализм», «Это потому что
— ты. «, «Киллеров просят не беспокоиться» и других.
Эту статью я диктовал заместителю главного редактора Александру
Мостовщикову, ставшему впоследствии моим другом, в подъезде редакции «МН» на
Пушкинской площади, куда я зашел из прокуратуры. В подъезде, потому что не
было свободного кабинета, а в его собственном, его помощница Лена Ханга
принимала какую-то, по тем временам, «крутую» делегацию. Кроме того, мы с
НИКОЛАЙ ГУМИЛЕВ
Николай Степанович Гумилев (1886-1921) русский поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, переводчик, литературный критик, путешественник, офицер. Родился (3) 15 апреля 1886 года в Кронштадте в семье Степана Яковлевича Гумилёва, корабельного врача, участвовавшего в нескольких кругосветных плаваниях и много рассказывавшего сыну о море и путешествиях.
В литературе Гумилев дебютировал как символист. Первый сборник стихов «Путь конквистадоров» он издал в 1905 году, впоследствии считая его «ученическим опытом». Этот труд удостоил отдельной рецензией Валерий Брюсов – один из авторитетнейших поэтов того времени. Долгое время Гумилёв считал Брюсова своим учителем, и мэтр покровительствовал молодому поэту, относясь к нему по-отечески.
Николай Гумилёв много путешествовал – побывал в Италии, во Франции, совершил несколько экспедиций по восточной и северо-восточной Африке, откуда привез в Музей антропологии и этнографии (Санкт-Петербург) богатейшую коллекцию фотографий и предметов. Опыт скитаний отразился в стихотворениях, сборниках, поэмах.
Одним из важных событий в творческой биографии Гумилева стало провозглашение нового литературного направления – акмеизм, ставший для поэта выражением его внутренней художнической и личностной сути, и привлекшим крупнейшие таланты эпохи, такие как А. Ахматова, ставшая его женой (они развелись в 1918 г.), О. Мандельштам и др. Первой по-настоящему акмеистической книгой Гумилева стало «Чужое небо».
Во время Первой мировой войны (1914) Гумилев пошел на фронт добровольцем, участвовал в боевых действиях, был дважды награжден за храбрость Георгиевскими крестами и получил офицерское звание. В годы войны он не прекращал литературной деятельности: был издан сборник «Колчан», написан цикл очерков «Записки кавалериста», несколько пьес.
Приверженец монархии, Гумилев не принял большевистской революции 1917 года, однако эмигрировать отказался. Он был одной из наиболее заметных фигур в литературной жизни Петрограда этого времени – много печатался, руководил в Петрограде Союзом поэтов, читал лекции, вместе с А.Блоком, М.Горьким, К.Чуковским и другими крупными писателями работал в издательстве «Всемирная литература».
В августе 1921 года Гумилёв был арестован по обвинению в участии в контрреволюционном заговоре. И по постановлению Петроградской ГУБЧК от 24 августа 1921 года один из лучших поэтов «серебряного века» Николай Степанович Гумилев был расстрелян. Точная дата и место расстрела Гумилева неизвестны.
Гумилев предсказал свою смерть в стихотворении «Рабочий». Говорят, что перед расстрелом он запел «Боже, царя храни», хотя никогда не был монархистом. (По свидетельству отца Александра Туринцева, однажды Гумилев остался сидеть и выплеснул шампанское через плечо, когда все вокруг верноподданно вскочили при тосте за Государя Императора.) Гумилев вел себя со своими палачами как истинный заговорщик, — гордо, презрительно. Впоследствии оказалось, что ни в каком заговоре он на самом деле не участвовал. Как можно судить по воспоминаниям Одоевцевой, его, видимо, подвела склонность к разговорчивой таинственности, которой он по-мальчишески щеголял.
После антологии Ежова и Шамурива (1925) книги Гумилева долго не переиздавали, однако их можно было найти в букинистических магазинах и в самиздате. Лишь при Горбачеве состоялся пересмотр «дела Гумилева» и с него было полностью снято обвинение в контрреволюционном заговоре, что воскресило его поэзию для широкого читателя.
Гумилев Н.С.
Николай Степанович Гумилев родился 15 (3) апреля 1886 года в Кронштадте.
Отец Гумилева, Степан Яковлевич, служил корабельным врачом.
Мать, Анна Ивановна, в девичестве Львова (родная сестра адмирала Л.И. Львова), была моложе мужа более чем на 20 лет. Родила двух сыновей и дочь, пережила обоих сыновей.
Вскоре после рождения Николая Степан Яковлевич выходит в отставку, и увозит семью в Царское Село.
1900 – 1902 годы – Гумилевы живут на Кавказе, в Тифлисе.
8 сентября 1902 года – в газете «Тифлисский листок» напечатано первое стихотворение гимназиста Николая Гумилева «Я в лес бежал из городов».
1903 год – возвращение в Царское Село.
1903 – 1906 годы – учеба в Николаевской мужской гимназии. Директором гимназии является известный поэт И.Ф. Анненский, имевший большое влияние на своих учеников. Учится Гумилев неважно, аттестат зрелости получает в двадцатилетнем возрасте.
1905 год – Николай Гумилев выпускает свой первый сборник стихов «Путь конквистадоров». Поэт В.Я. Брюсов выступает с критикой стихов сборника, у них с Гумилевым завязывается переписка.
1906 год – Гумилев работает над драмой «Шут короля Батиньоля», которую так и не заканчивает.
После окончания гимназии поэт едет в Париж, учиться в Сорбонне. В Париже становится издателем журнала «Сириус», в котором публикует свое первое стихотворение Анна Ахматова.
1908 год – в Париже выходит сборник стихов Николая Гумилева «Романтические цветы», изданный за счет автора и посвященный его невесте Анне Ахматовой.
Этот же год – вернувшись в Россию, Гумилев поступает в Петербургский университет. Учится сначала на юридическом факультете, затем на историко-филологическом, но полного курса обучения не проходит.
В этот период жизни Николай Гумилев много путешествует. Особенно привлекает поэта Африка. Он участвует в трех экспедициях подряд и привозит множество экзотических вещей, которые по возвращении отдает в Музей этнографии Академии Наук.
9 мая 1909 года – первое редакционное собрание журнала «Аполлон», на котором поэт тоже присутствует. Сотрудничество «Аполлона» с Гумилевым начинается с публикации одного стихотворения, затем в журнале регулярно выходят его произведения в разделе «Письма о русской поэзии».
1910 год – выходит сборник «Жемчуга». Николай Гумилев становится известным поэтом.
25 апреля 1910 года – венчание Гумилева и Анны Ахматовой. Медовый месяц супруги проводят в Париже, а осенью едут в Африку.
1911 год – написана пьеса-импровизация в стихах «Любовь-отравительница». Действие происходит в Испании в XIII веке.
Этот же год – начинает работу литературное объединение «Цех поэтов», одним из главных идейных вдохновителей которого является Николай Гумилев.
Осень 1912 года – рождение сына Льва.
1913 год – опубликовано первое драматическое произведение Гумилева «Дон Жуан в Египте». Его тут же ставит Троицкий театр (Петербург).
В этом же году члены кружка «Цех поэтов» начинают называть себя акмеистами. Свой переход от символизма к акмеизму Гумилев обозначает статьей «Наследие символизма и акмеизм».
1914 год – начало Первой Мировой войны. Поэт Гумилев отправляется на фронт в первые же дни вольноопределяющимся. Если ранее поэт всегда был освобожден от воинской службы, то сейчас, в условиях разразившейся войны, его берут. Гумилев зачислен в лейб-гвардии уланский полк. За храбрость, проявленную в боях, награжден Георгиевскими крестами третьей и четвертой степеней, получает офицерское звание.
На войне Гумилев не оставляет литературу. Работает над драматической поэмой «Гондола». В 1916 году, чтобы закончить произведение, берет отпуск и едет в Массандру. В этом же году издано его прозаическое произведение «Африканская охота (Из путевого дневника)».
Весна 1917 года – Николай Гумилев отправлен в командировку в Салоники. Не доезжает туда, оставшись в Париже. Из Парижа поэт едет в Лондон, в Русский экспедиционный корпус.
Апрель 1918 года – возвращение в Россию. Гумилев сразу же устраивается на работу в Репертуарную секцию при Театральном отделе Наркомпросса.
Этот же год – издана пьеса «Отравленная туника», написанная в Париже.
Вернувшись в Россию, Гумилев разводится с Анной Ахматовой.
1918 – 1921 годы – Гумилев пишет пьесу «Охота на носорога», представление по хронике Шекспира «Фальстаф», сценарий массового действия «Завоевание Мексики», пьесу для детей «Дерево превращений». Максим Горький приглашает его в редакцию «Всемирной литературы», и Гумилев принимает это приглашение.
1921 год – поэт некоторое время стоит во главе Петроградского отделения Союза поэтов.
3 августа этого же года – арест по обвинению в участии в антисоветском заговоре. После рассекречивания материалов дела выяснилось, в чем конкретно обвинялся Гумилев: «. не донес органам советской власти, что ему предлагали вступить в заговорщическую офицерскую организацию, от чего он категорически отказался».
Август 1921 года – Николай Степанович Гумилев расстрелян как участник контрреволюционного заговора. Точная дата его смерти неизвестна.
Этот же год – в Берлине, уже после расстрела, издан сборник последних стихов Николая Гумилева «Огненный столп».
/ Биографии / Гумилев Н.С.
Смотрите также по Гумилеву:
Капитаны
На полярных морях и на южных,
По изгибам зеленых зыбей,
Меж базальтовых скал и жемчужных
Шелестят паруса кораблей.
Быстрокрылых ведут капитаны,
Открыватели новых земель,
Для кого не страшны ураганы,
Кто отведал мальстремы и мель,
Чья не пылью затерянных хартий, —
Солью моря пропитана грудь,
Кто иглой на разорванной карте
Отмечает свой дерзостный путь.
И, взойдя на трепещущий мостик,
Вспоминает покинутый порт,
Отряхая ударами трости
Клочья пены с высоких ботфорт,
Или, бунт на борту обнаружив,
Из-за пояса рвет пистолет,
Так что сыпется золото с кружев,
С розоватых брабантских манжет.
Пусть безумствует море и хлещет,
Гребни волн поднялись в небеса, —
Ни один пред грозой не трепещет,
Ни один не свернет паруса.
Разве трусам даны эти руки,
Этот острый, уверенный взгляд,
Что умеет на вражьи фелуки
Неожиданно бросить фрегат,
Меткой пулей, острогой железной
Настигать исполинских китов
И приметить в ночи многозвездной
Охранительный свет маяков?
Вы все, паладины Зеленого Храма,
Над пасмурным морем следившие румб,
Гонзальво и Кук, Лаперуз и де Гама,
Мечтатель и царь, генуэзец Колумб!
Ганнон Карфагенянин, князь Сенегамбий,
Синдбад-Мореход и могучий Улисс,
О ваших победах гремят в дифирамбе
Седые валы, набегая на мыс!
А вы, королевские псы, флибустьеры,
Хранившие золото в темном порту,
Скитальцы арабы, искатели веры
И первые люди на первом плоту!
И все, кто дерзает, кто хочет, кто ищет,
Кому опостылели страны отцов,
Кто дерзко хохочет, насмешливо свищет,
Внимая заветам седых мудрецов!
Как странно, как сладко входить в ваши грезы,
Заветные ваши шептать имена,
И вдруг догадаться, какие наркозы
Когда-то рождала для вас глубина!
И кажется — в мире, как прежде, есть страны,
Куда не ступала людская нога,
Где в солнечных рощах живут великаны
И светят в прозрачной воде жемчуга.
С деревьев стекают душистые смолы,
Узорные листья лепечут: «Скорей,
Здесь реют червонного золота пчелы,
Здесь розы краснее, чем пурпур царей!»
И карлики с птицами спорят за гнезда,
И нежен у девушек профиль лица.
Как будто не все пересчитаны звезды,
Как будто наш мир не открыт до конца!
Только глянет сквозь утесы
Королевский старый форт,
Как веселые матросы
Поспешат в знакомый порт.
Там, хватив в таверне сидру,
Речь ведет болтливый дед,
Что сразить морскую гидру
Может черный арбалет.
Темнокожие мулатки
И гадают, и поют,
И несется запах сладкий
От готовящихся блюд.
А в заплеванных тавернах
От заката до утра
Мечут ряд колод неверных
Завитые шулера.
Хорошо по докам порта
И слоняться, и лежать,
И с солдатами из форта
Ночью драки затевать.
Иль у знатных иностранок
Дерзко выклянчить два су,
Продавать им обезьянок
С медным обручем в носу.
А потом бледнеть от злости,
Амулет зажать в полу,
Всё проигрывая в кости
На затоптанном полу.
Но смолкает зов дурмана,
Пьяных слов бессвязный лет,
Только рупор капитана
Их к отплытью призовет.
Но в мире есть иные области,
Луной мучительной томимы.
Для высшей силы, высшей доблести
Они навек недостижимы.
Там волны с блесками и всплесками
Непрекращаемого танца,
И там летит скачками резкими
Корабль Летучего Голландца.
Ни риф, ни мель ему не встретятся,
Но, знак печали и несчастий,
Огни святого Эльма светятся,
Усеяв борт его и снасти.
Сам капитан, скользя над бездною,
За шляпу держится рукою,
Окровавленной, но железною.
В штурвал вцепляется — другою.
Как смерть, бледны его товарищи,
У всех одна и та же дума.
Так смотрят трупы на пожарище,
Невыразимо и угрюмо.
И если в час прозрачный, утренний
Пловцы в морях его встречали,
Их вечно мучил голос внутренний
Слепым предвестием печали.
Ватаге буйной и воинственной
Так много сложено историй,
Но всех страшней и всех таинственней
Для смелых пенителей моря —
О том, что где-то есть окраина —
Туда, за тропик Козерога!—
Где капитана с ликом Каина
Легла ужасная дорога.