Она — Н

Я знаю женщину: молчанье,
Усталость горькая от слов,
Живет в таинственном мерцаньи
Её расширенных зрачков.

Её душа открыта жадно
Лишь медной музыке стиха,
Пред жизнью дольней и отрадной
Высокомерна и глуха.

Неслышный и неторопливый,
Так странно плавен шаг её,
Назвать нельзя её красивой,
Но в ней всё счастие моё.

Когда я жажду своеволий
И смел, и горд — я к ней иду
Учиться мудрой сладкой боли
В её истоме и бреду.

Она светла в часы томлений
И держит молнии в руке,
И чётки сны её, как тени
На райском огненном песке.

Анализ стихотворения Гумилева «Она»

Отношения Николая Гумилева и Анны Ахматовой складывались весьма непросто. Познакомившись в ранней юности, будущие супруги очень долго оставались просто друзьями. Когда же Гумилев сделал своей избраннице предложение, то получил мягкий, но решительный отказ. В этом не было ничего удивительного, так как Ахматова мечтала о принце, которого нарисовала в собственном воображении. Николай Гумилев совершенно не подходил к этому выдуманному образу, поэтому несколько лет безуспешно добивался благосклонности возлюбленной. Лишь серия попыток самоубийства заставила Ахматову пересмотреть свое решение и дать согласие на брак, который состоялся в 1910 году.

С самого начала семейная жизнь двух поэтов протекала сложно и шероховато. Они не хотели уступать друг другу даже в мелочах, постоянно ссорились и выдвигали взаимные обвинения. Но при этом все же были по-настоящему счастливы, как могут быть счастливы лишь влюбленные. Это чувство Николай Гумилев очень бережно хранил в своем сердце и постоянно подпитывал при помощи наблюдений за супругой, которую не считал красавицей. Более того, поэт был убежден, что в жены ему досталась настоящая ведьма, и теперь он находится в полной ее власти. Тем не менее, такое открытие не помешало Гумилеву в 1912 году написать стихотворение «Она», наполненное нежностью и душевной теплотой. Посвятил он его любимой супруге, с которой из-за очередного путешествия находился в разлуке. Ахматова получила стихи в письме, и уже в преклонном возрасте призналась, что они тронули ее до глубины души. Но в тот момент, когда Гумилев ждал от нее хоть какого-то проявления чувств, поэтесса никак не отреагировала на послание.

Напускная холодность во взаимоотношениях с супругом была частью игры. Правила которой знала лишь Ахматова. Поэтому поэт в первых же строчках своего стихотворения признается, что в глазах его супруги постоянно живет «усталость горькая от слов». Он видит, что его чувства по-прежнему остаются без ответа, хотя и рассчитывает на взаимность. Гумилев даже не догадывается о том, насколько он горячо любим. Но открыто демонстрировать чувства Ахматова считает ниже своего достоинства. Именно по этой причине автору кажется, что «ее душа открыта жадно лишь медной музыке стиха». При этом избранница поэта остается «высокомерна и глуха» ко всему, что ее окружает, не замечая даже того, что в ней нуждаются самые близкие и дорогие люди.

Но Гумилеву пока еще вполне достаточно того, что он может называть эту загадочную и своевольную женщину своей супругой. «В ней все счастие мое», — отмечает поэт, восторгаясь тем, что Ахматова «живет в таинственном мерцаньи», создав свой собственный мир, в который время от времени впускает лишь избранных. Гумилев также относится к их числу, но приходит к любимой лишь для того, чтобы «учиться мудрой сладкой боли в ее истоме и бреду». Жизнерадостный и романтичный, он представляет резкий контраст по сравнению с бледной, безучастной ко всему и исполнено внутреннего благородства Ахматовой. Однако поэт знает, что в душе она чиста и безмятежна, а ее сны четкие, словно «тени на райском огненном песке».

О том, что игра в любовь и безразличие затянулась, Анна Ахматова поймет слишком поздно, когда Гумилеву изрядно надоесть общество вечно хмурой, сдержанной и равнодушной ко всему супруги. Ему будет очень тяжело смириться с тем, что супруга делает успехи на литературном поприще, которое он сам избрал для реализации личных амбиций. Ахматова же не готова смириться с общепринятой ролью жены и матери, которая должна беспокоиться лишь о домашнем уюте и вкусном обеде. В итоге Гумилев все чаще и чаще отдает предпочтение путешествиям, а не семье, и даже уходит добровольцем на фронт после начала Первой мировой войны. Его чувства к Анне Ахматовой постепенно угасают, хотя поэт и признается, что эта женщина оставила в его душе неизгладимый след.

«Стихи Гумилева» — Стихи поэта о Гумилёва.

«Стихи Гумилева» — это избранные стихотворения.

«Стихи»

«СТИХИ ГУМИЛЁВА»

«Гумилёв»

Стихи Гумилева

Гумилёв

Жираф

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далеко, далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про черную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.
Ты плачешь? Послушай. далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Две розы

Перед воротами Эдема
Две розы пышно расцвели,
Но роза — страстности эмблема,
А страстность — детище земли.

Одна так нежно розовеет,
Как дева, милым смущена.
Другая, пурпурная, рдеет,
Огнем любви обожжена.

И обе на Пороге Знанья.
Ужель всевышний так судил
И тайну страстного сгоранья
К небесным тайнам приобщил?!

Вечер

Еще один ненужный день,
Великолепный и ненужный!
Приди, ласкающая тень,
И душу смутную одень
Своею ризою жемчужной.

И ты пришла. Ты гонишь прочь
Зловещих птиц — мои печали.
О, повелительница ночь,
Никто не в силах превозмочь
Победный шаг твоих сандалий!

От звезд слетает тишина,
Блестит луна — твое запястье,
И мне опять во сне дана
Обетованная страна —
Давно оплаканное счастье.

Я долго шел по коридорам,
Кругом, как враг, таилась тишь.
На пришлеца враждебным взором
Смотрели статуи из ниш.

В угрюмом сне застыли вещи,
Был странен серый полумрак.
И точно маятник зловещий,
Звучал мой одинокий шаг.

И там, где глубже сумрак хмурый,
Мой взор горящий был смущен
Едва заметною фигурой
В тени столпившихся колонн.

Я подошел, и вот мгновенный,
Как зверь, в меня вцепился страх:
Я встретил голову гиены
На стройных девичьих плечах.

На острой морде кровь налипла,
Глаза зияли пустотой,
И мерзко крался шепот хриплый:
«Ты сам пришел сюда, ты мой!»

Мгновенья страшные бежали,
И наплывала полумгла,
И бледный ужас повторяли
Бесчисленные зеркала.

В пустыне

Давно вода в мехах иссякла,
Но, как собака, не умру:
Я в память дивного Геракла
Сперва отдам себя костру.

И пусть, пылая, жалят сучья,
Грозит чернеющий Эреб,
Какое странное созвучье
У двух враждующих судеб!

Он был героем, я — бродягой,
Он — полубог, — полузверь,
Но с одинаковой отвагой
Стучим мы в замкнутую дверь.

Пред смертью все, Терсит и Гектор,
Равно ничтожны и славны,
Я также выпью сладкий нектар
В полях лазоревой страны.

Любовь

Надменный, как юноша, лирик
Вошел, не стучася, в мой дом
И просто заметил, что в мире
Я должен грустить лишь о нем.

С капризной ужимкой захлопнул
Открытую книгу мою,
Туфлей лакированной топнул,
Едва проронив: не люблю.

Как смел он так пахнуть духами!
Так дерзко перстнями играть!
Как смел он засыпать цветами
Мой письменный стол и кровать!

Я из дому вышел со злостью,
Но он увязался за мной,
Стучит изумительной тростью
По звонким камням мостовой.

И стал я с тех пор сумасшедшим,
Не смею вернуться в свой дом
И все говорю о пришедшем
Бесстыдным его языком.

Старая дева

Жизнь печальна, жизнь пустынна,
И не сжалится никто;
Те же вазочки в гостиной,
Те же рамки и плато.

Томик пыльный, томик серый
Я беру, тоску кляня,
Но и в книгах кавалеры
Влюблены, да не в меня.

А меня совсем иною
Отражают зеркала,
Я наяда под луною
В зыби водного стекла.

В глубине средневековья
Я принцесса, что, дрожа,
Принимает славословья
От красивого пажа.

Иль на празднике Версаля
В час, когда заснет земля,
Взоры юношей печаля,
Я пленяю короля.

Иль влюблен в мои романсы
Весь парижский полусвет
Так, что мне слагает стансы
С львиной гривою поэт.

Выйду замуж, буду дамой,
Злой и верною женой,
Но мечте моей упрямой
Никогда не стать иной.

И зато за мной, усталой,
Смерть прискачет на коне,
Словно рыцарь, с розой алой
На чешуйчатой броне.

Выбор

Созидающий башню сорвется,
Будет страшен стремительный лет,
И на дне мирового колодца
Он безумье свое проклянет.

Разрушающий будет раздавлен,
Опрокинут обломками плит,
И, Всевидящим Богом оставлен,
Он о муке своей возопит.

А ушедший в ночные пещеры,
Или к заводям тихой реки
Повстречает свирепой пантеры
Наводящие ужас зрачки.

Не спасешься от доли кровавой,
Что земным предназначила твердь.
Но молчи: несравненное право —
Самому выбирать свою смерть.

Николай Гумилев: Избранное

Аннотация к книге «Избранное»

Н. С. Гумилев, один из замечательнейших поэтов Серебряного века, основоположник литературного направления, получившего название акмеизм, прожил недолгую, но яркую жизнь. Он много путешествовал, участвовал в издании литературных журналов, занимался переводами, читал лекции. В годы Первой мировой войны поэт добровольцем пошел на фронт, служил в полковой разведке, за храбрость был дважды награжден орденом Святого Георгия.
В 1921 г. По ложному обвинению в участии в антисоветском заговоре Гумилев был арестован и расстрелян. Семь десятилетий его произведения находились под запретом и только с конца 20 века начали снова возвращаться к читателям.

Посмотрите товары, похожие на «Избранное»

  • Покупатели 1

Николай Гумилев-один из выдающихся поэтов Серебряного века русской литературы.Был расстрелян большевиками за точно не установленное участие в заговоре.Его произведения проникнуты глубоким чувством,они метафоричны,но от этого еще более прекрасны.
«И кажется — в мире, как прежде, есть страны,
Куда не ступала людская нога,
Где в солнечных рощах живут великаны
И светят в прозрачной воде жемчуга.
И карлики с птицами спорят за гнезда,
И нежен у девушек профиль лица.
Как будто не все.

Николай Гумилев

Книги, собрания сочинений

Николай Гумилев — Собрание сочинений в 4 томах

1991 Издательство: Терра

С о д е р ж а н и е:
Том 1 сборники стихов Николая Гумилева, даваемые нами в хронологическом порядке: «Путь конквистадоров», «Романтические цветы», «Жемчуга», «Чужое небо» и «Колчан».
Том 2 входят все остальные прижизненные сборники стихов Гумилева («Костер», «Огненный столп», «Шатер» и др.), а также поэмы и все разысканные составителями стихотворения, не вошедшие ни в один из прижизненных сборников.
Том 3 включены драматические произведения Гумилева (перенесенная сюда из «Чужого неба» одноактная пьеса «Дон Жуан в Египте», «Актеон», «Игра», «Дитя Аллаха», «Гондла» и «Отравленная туника»).
Том 4 проза (рассказы из книги «Тень от пальмы», повесть «Веселые братья и др.), а также его теоретические и литературно-критические статьи. Приложена биографическая справка.

Николай Гумилев — Сочинения в 3 томах

1991 Издательство: Художественная литература

С о д е р ж а н и е:
Том 1 — Стихотворения. Поэмы.
Том 2 — Драмы. Рассказы.
Том 3 — Письма о русской поэзии. Статьи.

Николай Гумилев — Избранные переводы в 2 томах

2008 Издательство: Терра

С о д е р ж а н и е:
Избранные переводы

Библиография

Сборники стихов
1905 — «Путь конквистадоров»
1908 — «Романтические цветы (посвящается Анне Андреевне Горенко), Париж
1910 — «Жемчуга»
1912 — «Чужое небо»
1916 — «Колчан»
1917 — «К Синей звезде» (выпущен посмертно в 1923)
1918 — «Костёр»
1918 — «Фарфоровый павильон»
1921 — «Огненный столп»
1921 — «Шатёр»
1903 — «М.М.Маркс» (альбом, подаренный Гумилёвым М. М. Маркс в марте 1903 года, перед отъездом из Тифлиса)

Пьесы
1912 — «Дон Жуан в Египте»
1913 — «Игра»
1913 — «Актеон»
1917 — «Гондла»
1918 — «Дитя Аллаха»
1918 — «Отравленная туника» (опубликована 1952)
1918 — «Дерево превращений» (опубликована 1989)
1920 — «Охота на носорога» (опубликована 1987)
«Гарун аль-Рашид» (сценарий по «Тысяча и Одной ночи»)

Драматические сцены и фрагменты
«Ахилл и Одиссей» (1908)
«Зеленый тюльпан»
1919 — «Красота Морни» (опубликована 1984)
«Жизнь Будды»

Поэмы
1914 — «Мик» (опубликована 1918)
1910 — «Открытие Америки» (Поэма в четырёх песнях)
1921 — «Поэма начала»
1918 — «Два сна» (утрачена при жизни поэта, сохранился лишь отрывок)

Проза
(1914-15) — «Записки Кавалериста»
(1909-16) — «Тень от пальмы»
1917 — «Чёрный генерал»
«Весёлые братья»
«Африканский дневник»
«Вверх по Нилу»
«Карты»
«Девкалион»
«Гибели обречённые» (Неоконченная повесть)

Переводы
1914 — Теофиль Готье «Эмали и камеи»
1914 — Роберт Браунинг «Пиппа проходит»
1921 — Уильям Шекспир «Фальстаф»
Альбер Самен «Полифем»

Экранизации

Мадагаскар (Петр Кротенко) [2001 г., Моноспектакль]
Отравленная туника (Владимир Анатольевич Кулагин) [1988 г.] (Севастопольский академический русский драматический театр им. А.В. Луначарского)
Про Гумилева:
Шестое чувство (2006, док. фильм)
Николай Гумилев. Африканская охота (Игорь Алимпиев) [1988 г.]

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector