Баллады Роберта Саути (Гумилёв)

← Поэма о старом моряке С. Т. Кольриджа Баллады Роберта Саути
автор Николай Степанович Гумилёв (1886-1921)
Французские народные песни →
Опубл.: 1922. Источник: gumilev.ru • Предисловие к книге: Роберт Саути. Баллады. Переводы под редакцией и с предисловием Н. Гумилёва. П., 1922, с. 5—8. Одна из баллад («Предостережение хирурга», стр. 9—16) переведена самим Гумилёвым. Остальные 17 даны в переводах В. А. Жуковского, А. Н. Плещеева, Ф. Миллера, Вс. Рождественского, Г. Адамовича, Д. Майзельса и Н. Оцупа.

«БАЛЛАДЫ» РОБЕРТА САУТИ

Один английский историк литературы трогательно сказал про Саути: «Не было ни одного поэта, который бы писал так хорошо и много и в то же время был так неизвестен публике». Это верно по отношению к Западу. У нас же, благодаря переводам Жуковского и Пушкина, имя Саути гораздо известнее, чем у него на родине.

Роберт Саути родился в 1774 г. в Бристоле в семье небогатого торговца мануфактурой.

Воспитанием своим он обязан тётке со стороны матери, мисс Тайлер, в доме которой он пристрастился к чтению и познакомился с искусством, благодаря частым встречам с местными актёрами. Он был исключён из средней школы за резкую статью о системе воспитания, помещённую в журнале, издававшемся учениками. Затем два года пробыл в Оксфордском университете, но мало вынес оттуда, занимаясь, главным образом, греблей и плаваньем. В этот же период своей жизни он познакомился и подружился с поэтом Кольриджем, [1] который был старше его на два года. Оба юноши, увлекавшиеся Французской Революцией, затеяли устроить в Америке социалистическую республику, где бы первое место было отведено поэтам, но недостаток средств помешал им приступить к осуществлению своего намерения. Тогда же Саути написал революционную поэму «Уот Тайлер», [2] которая появилась в печати лишь много лет спустя. Под влиянием деятельности Наполеона, которого Саути считал врагом свободы, он начал ценить английские порядки и скоро сделался ярым приверженцем церкви и государства, что и вызвало резкую вражду к нему со стороны Байрона.

В Англии есть древний обычай выбирать из числа поэтов — поэта-лауреата (увенчанного лаврами). В 1813 г. таким поэтом, по настояниям Вальтер Скотта, был выбран Саути. С тех пор он жил, погружённый в свои книги и рукописи, и умер в 1843 г., оставив после себя 109 томов своих сочинений и одну из самых больших частных библиотек Англии.

Саути называют самым типичным представителем «Озёрной Школы», [3] как Кольриджа — самым ярким и Вордсворта — самым глубоким. Из ряда лозунгов, брошенных этой школой, Саути больше всего обратил внимание на правду историческую и бытовую. Исключительно образованный, он охотно выбирал темами своих поэм и стихотворений отдалённые эпохи и чужие ему страны, причём стремился передавать характерные для них чувства, мысли и все мелочи быта, сам становясь на точку зрения своих героев. Для этого он пользовался всем богатством народной поэзии и первый ввёл в литературу её мудрую простоту, разнообразие размеров и могучий поэтический приём повторений. Однако, именно это и послужило причиной его непризнания, потому что девятнадцатый век интересовался прежде всего личностью поэта и не умел увидеть за великолепием образов их творца. Для нас стихотворения Саути — это целый мир творческой фантазии, мир предчувствий, страхов, загадок, о которых лирический поэт говорит с тревогой и в которых эпический находит своеобразную логику, только некоторыми частями соприкасающуюся с нашей. Никаких моральных истин, кроме, может быть, самых наивных, взятых как материал, невозможно вывести из этого творчества, но оно бесконечно обогащает мир наших ощущений и, преображая таким образом нашу душу, выполняет назначение истинной поэзии.

История литературы знает два типа баллад — французский и германский. Французская баллада — это лирическое стихотворение с определённым чередованием многократно повторяющихся рифм. Баллада германская — небольшая эпическая поэма, написанная в несколько приподнятом и в то же время наивном тоне, с сюжетом, заимствованным из истории, хотя последнее не обязательно. Баллады Саути принадлежат именно к этому типу.

Биография Николая Гумилева

(1886 — 1921)

Николай Гумилев — один из ведущих русских поэтов-акмеистов. Родился будущий писатель 3 апреля в 1886 году в городе Кронштадте на острове Котлине. Семья была вынуждена жить там, пока отец занимал должность военного врача, но после его отставки все переехали жить в Царское село, где маленький Гумилев в 1903 году поступил учиться в гимназию.

Творческая биография Николая Гумилева начинается достаточно в раннем возрасте. Уже в 1900 году он написал свои первые стихи и рассказы. Окончив гимназию, Гумилев уезжает в Париж, но до отъезда он успевает выпустить свою первую книгу юношеских стихов «Путь конквистадоров».

В Париже жизнь Николая Гумилева была насыщенной, он знакомился на лекциях в Сорбонне с французской литературой, а также изучал живопись и успел издать не только свои произведения, но и будущей знаменитой писательницы Анны Ахматовой, которая в скором времени стала его спутницей жизни.

В 1908 году свет увидел второй сборник поэта «Романтические цветы», который высоко оценил в своей рецензии В. Брюсов.

Побывав в европейских и африканских странах, Гумилев возвращается в Россию, уже сформировавшись литературно. Сразу же после приезда Гумилев становится участником организации «Академия стиха». В 1923 году поэт начинает печатать в журнале «Аполлон» свои заметки о русской поэзии.

Третья книга Гумилева под названием «Жемчуга» приносит ему большую популярность. Она посвящалась его учителю Брюсову, который позже отметил, что стихи Гумилева полны романтизма и мастерства в области формы.

Настоящее искусство нашло воплощение в знаменитой балладе «Капитаны», где Гумилев связывает свою Музу Дальних Странствий с романтической традицией М. Стивенсона и Р. Киплинга.

В 1910 году биография Николая Степановича Гумилева знаменуется новым творческим этапом. Полемические разговоры вокруг символизма приводят к кризису этого направления. Поэтому созданное Гумилевым новое течение – акмеизм, было реакцией на символизм.

В Эфиопии до сегодняшних дней сохранилась добрая память о Гумилеве. Его поэзия – это любовь к людям и их культуре. Данью его любви к Африке является поэзия, которая вошла в сборник «Шатер».

Грустные факты из биографии Николая Гумилева.

Николай Гумилев никогда не отличался политической грамотностью, но все, же имел свою теорию о том, что человек при любых убеждениях должен быть верным своей родине. Поэт признавал Советскую власть и придерживался мнения, что нужно быть лояльным к ней во всех отношениях, несмотря на личные тяжелые условия существования. Долгие годы считалось, что Гумилева расстреляли за контрреволюционные действия, но на самом деле его вина была в том, что он вовремя не донес правительственным органам о предложении ему вступить в заговорщическую компанию.

В 1921 году Николая Гумилева арестовали, официально обвинив поэта в антиправительственном Таганцевском заговоре. Спустя три дня, Гумилева приговорили к расстрелу, который исполнили на следующий день.

Такой поступок со стороны властей вызвал негативную волну мировой общественности, которая не соглашалась с вынесенным приговором. Позже Алексей Толстой написал, что во время расстрела Гумилев не подарил палачам даже капли сомнения и страха.

Сегодня литературные критики признают, что отточенное искусство Николая Гумилева отличается простотой высокой мудрости, романтическими красками, которые удачно переплетаются с фантастическими деталями, создавая многомерный, глубокий символический образ.

Николай гумилев баллада

Пять коней подарил мне мой друг Люцифер

И одно золотое с рубином кольцо,

Чтобы мог я спускаться в глубины пещер

И увидел небес молодое лицо.

Кони фыркали, били копытом, ман

Понестись на широком пространстве земном,

И я верил, что солнце зажглось для меня,

Просияв, как рубин на кольце золотом.

Много звездных ночей, много огненных дней

Я скитался, не зная скитанью конца,

Я смеялся порывам могучих коней

И игре моего золотого кольца.

Там, на высях сознанья — безумье и снег,

Но коней я ударил свистящим бичем,

Я на выси сознанья направил их бег

И увидел там деву с печальным лицом.

В тихом голосе слышались звоны струны,

В странном взоре сливался с ответом вопрос,

Поэты «Серебряного века»: Николай Гумилев

В русской литературе «Серебряный век» — это период творчества главных представителей модернизма, период проявления талантов многих поэтов.1892 год считают началом «Серебряного века», конец же его пришелся на Октябрьскую революцию. Поэты-модернисты отвергали социальные ценности, они пытались создать поэзию, призывающую к духовному развитию человека. Акмеизм — это наиболее известное направление в модернистской литературе. Акмеисты объявили освобождение поэзии от символистических стремлений к «идеальному» и призвали перейти от многозначных образов к материальному миру, предметам. Но и в их поэзии встречается склонность к эстетизму, к поэтизации чувств. Хорошо это просматривается в творчестве представителя акмеизма, одного из лучших русских поэтов начала XX века Николая Гумилева, Стихотворения которого удивляют нас красотой слова, возвышенностью образов созданных им. Сам Гумилев назвал свое творчество музой дальних путешествий, поэт был верен ей до самой смерти. Известная баллада «Капитаны» из сборника стихов «Жемчуга», который принес Гумилеву большую известность, — это гимн людям, что бросают вызов судьбе и стихиям. Поэт воспевает романтику далеких странствий, отвагу, риск, смелость. Даже в военной лирике Николая Гумилева есть романтические ноты. Например, вот отрывок стихотворения из сборника «Колчан»:

  • И залитые кровью недели
  • Ослепительны и легки,
  • Надо мною рвутся шрапнели,
  • Птиц быстрей взлетают клинки.
  • Я кричу, и мой голос дикий,
  • Это медь ударяет в медь,
  • Я, носитель мысли великой,
  • Не могу, не могу умереть.
  • Словно молоты громовые
  • Или воды гневных морей,
  • Золотое сердце России
  • Мерно бьется в груди моей.

Придание романтизма бою, подвигу было особенностью Гумилева — поэта и человека с яркой редкостной рыцарской судьбой и в поэзии, и в жизни. Он был назван современниками поэтом-воином. Один из них написал: «Войну он принял с простотою. с прямолинейной горячностью. Он был, пожалуй, одним из тех немногих людей в России, чью душу, война застала в наибольшей боевой готовности». Как известно, в годы первой мировой войны поэт пошел добровольцем на фронт. По творчеству Гумилева, мы можем судить о том, что поэт романтизировал военный подвиг, но в то же время видел и понимал ужас войны.

Новая тема Гумилева — тема России начинает появляться в сборнике «Колчан». Тут слышны совершенно новые мотивы — творения Андрея Рублева и кровавая гроздь рябины, ледоход на Неве и древняя Русь. Он постепенно обогащает свои темы, а в некоторых стихотворениях он достигает особого мастерства, как бы предсказывая свою судьбу: Он стоит пред раскаленным горном, Невысокий старый человек. Взгляд спокойный кажется покорным От миганья красноватых век. Все товарищи его заснули, Только он один еще не спит: Все он занят отливанъем пули, Что меня с землею разлучит. Последние сборники стихов Н.Гумилева, созданные при жизни, изданы в 1921 году — Это «Шатер»(африканские стихи) и «Огненный столп». В них просматривается совсем другой Гумилев, его искусство написания обогатилось простотой высокой мудрости, чистыми красками, талантливым использованием прозаически-бытовых и фантастических деталей. В поэзии Николая Гумилева отражается окружающий мир во всех его красках. В его стихотворениях описываются экзотические пейзажи и обычаи Африки. Поэт пронизывается миром легенд и преданий Абиссинии, Рима, Египта. Каждое стихотворение Гумилева открывает нам новые грани поэта, его настроений, взглядов на жизнь. Потрясающий стиль стихотворений и их смысл дают нам возможность почувствовать полноту жизни. Они подтверждают то, что мы сами можем создать яркий, красочный мир, уйдя от серой будничности. Талантливый поэт Николай Гумилев оставил прекрасное наследство, оказал очень важное влияние на развитие русской поэзии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: