Николай Гоголь

Скачать отрывок:

Жанры: Повесть Мистика Хоррор/Ужасы
Теги: Давление общества Волк-одиночка Борьба с самим собой Магическая девушка Магическая сила Отношения мужчины и женщины Отчаяние Путешествие Страх Связь с духами Связь с мертвыми Смерть Противостояние Тайна
Характеристики: Сказочное
Главные герои: Мужчина
Места событий: Украина Европа Планета Земля
Время событий: Эпоха Нового времени

Случайная цитата из книги

«А я знаю, почему пропал он: оттого, что побоялся. А если бы не боялся, то бы ведьма ничего не могла с ним сделать. Нужно только перекрестившись плюнуть на самый хвост ей, то и ничего не будет. Я знаю уже всё это. Ведь у нас в Киеве все бабы, которые сидят на базаре — все ведьмы»

Читать онлайн книгу «Вий»

Описание книги «Вий»

ВИЙ, ВЕЧЕР НАКАНУНЕ ИВАНА КУПАЛА, СТРАШНАЯ МЕСТЬ, НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ и другие произведения Николая Васильевича Гоголя, вошедшие в данный сборник, объединены фантастическим и мистическим началами, неотделимыми в художественном мире писателя от реальной жизни. Их пронизывает трагическая и страшная фантастика народных сказок и легенд, особое восприятие Гоголем нечистой силы как мистической сущности, в которой сосредоточилось вечное зло, «отрицание всех глубин и вершин. вечная пошлость» (Д.С.Мережковский). Показывая нечистую силу с бытовой стороны, насыщая ее образы ярким народно-фольклорным колоритом и даже делая ее объектом комического изображения, Гоголь в то же время мучительно размышляет о всесилии Зла, способного заманить человека в свои сети и погубить как физически, так и духовно; глубоко исследует сущность Зла, основанного на отрицании Бога, и, как истинный христианский подвижник, стремится уберечь заблудшие души и указать им путь к спасению.

«Вий» — сюжет

Три студента киевской бурсы отправились на каникулы заняться репетиторством. По дороге заплутали в темноте и попросили ночлега на отдаленном хуторе. Один из студентов, Хома Брут, по странной воле старухи-хозяйки получил место для ночлега в хлеву. Готовясь в темноте ко сну, Хома был напуган неожиданным визитом хозяйки, та вскочила на него верхом и поскакала по полям и буеракам. Измученный Хома стал читать молитвы и заметил, что чары ведьмы слабеют. Одна из молитв помогла ему освободиться. Хома сам вскочил верхом на старуху и стал погонять её, охаживая поленом. К утру чары окончательно развеялись, и старуха превратилась в прекрасную панночку, в полном изнеможении упавшую на землю.

Хома Брут, потрясённый случившимся, решил не заниматься репетиторством, а вернуться в Киев и провести каникулы в пустом общежитии бурсы. Однако через несколько дней получил приказ от ректора бурсы — отправиться к некому богатому сотнику, чтобы читать молитвы над умирающей дочерью-красавицей. Хома, подозревая своё недавнее приключение, пытался всячески отвертеться от поручения, но у него ничего не вышло. Люди сотника заперли его на ночь в церкви вместе с успевшей помереть дочерью сотника, и Хома приступил к молитвам. Бурсак посмотрел в лицо покойной и убедился, что эта та самая панночка, которая скакала на нем.

Три ночи Хома читал молитвы. В первую ночь труп выбрался из гроба и стал искать Хому. Догадливый бурсак очертил вокруг себя круг мелом на полу — и нечистая сила ничего не могла с ним сделать. Вторую ночь дело пошло страшнее: ведьма пыталась прорваться через круг, оберегавший Хому, в гробу, на котором она летала по церкви, но опять у неё ничего не вышло. Бурсак вышел из церкви наутро весь поседевший — перед тем, как улечься обратно в гроб, ведьма наложила на него заклятие. На третью ночь в церковь набилось огромное число чудовищ. Все искали бурсака. Для того, чтобы увидеть его, привели Вия — некого гнома с железным лицом и веками до земли. Для того, чтобы Вий мог глянуть, нечисти пришлось поднимать ему веки.

Хома чувствовал, что не стоит смотреть Вию в глаза, однако не выдержал, и глянул. Тотчас Вий указал на него пальцем, а нечисть накинулась. Хома Брут погиб перед последним голосом петуха, означавшего начало дня. Нечисть, кинувшись вон из церкви, застряла в окнах и дверях.

Другие два бурсака, обсуждая смерть Хомы, утверждают, что если бы он не испугался и не посмотрел в глаза Вию, то спасся бы.

Новая экранизация повести Н.В. Гоголя «Вий»

Устав от разочарований в современных экранизациях отечественной классики, я решил: всё! Смотрю без предубеждений и завышенных ожиданий.

Как ни странно, стало получаться. С одной стороны, конечно, хочется, чтобы автор сценария и режиссер того или иного фильма как можно более бережно отнеслись к классической канве, сохранили бы её, по возможности, почти неизменной. С другой – прекрасно понимаю и догадываюсь, что при таком подходе классику легко «засушить» и погубить. Все-таки буквально переносить реалии XIX века в наш – рискованно и неоправданно. Впрочем, и предаваться постмодернистским экспериментам – тоже не лучший выход.

«Вия» по праву считают одной из самых страшных вещей не только в творчестве Гоголя, но и во всей мировой литературе. Рядом можно поставить разве что Э. По с его «Арабесками» или любителя дьяволиады Э.Т.А.Гофмана.

Советская экранизация повести пришлась на 1966 год. «Кавказская пленница» Наталья Варлей потом долго «отмывалась» от роли Панночки. Однажды, если верить ее воспоминаниям, даже начал тонуть пароход, на котором решили показать «Вия» отдыхающей публике. Короче говоря, мистика, да и только!

Долгожданная новая экранизация ждала своего часа около двух лет. Валерий Золотухин, например, так и не дожил до премьеры. Роль у него хоть и небольшая, но колоритная, да и голос фонографический, узнаваемый…

Что в остальном? Как можно определить жанр? По пресловутому закону об авторских правах фильм скоренько удалили почти со всех ресурсов. Там, где он чудом уцелел, в титрах значится: «триллер, фэнтези, фантастика». И с этим не поспоришь! Хотя в рамки конкретного жанра картина не укладывается. Есть в ней нечто от лубка, от классического детектива, от бытовой драмы.

Мало что осталось от Гоголя, от первоисточника – вот что совершенно очевидно для тех зрителей, кто хорошо знаком с первоисточником. Появляется дополнительная сюжетная линия – иностранного путешественника Джонатана Грина, которого не иначе как сам леший заносит в Малороссию, в самые глухие её уголки. Одна его карета – настоящее произведение искусства, вынесет из всех передряг! Тут уж компьютерщики постарались на славу!

Совершенно переосмыслен образ Хомы Брута. У Гоголя недоучившийся семинарист пал жертвой собственного любопытства. В фильме именно Хома Брут и есть Вий – точнее, тот, кто им прикидывался, наводя страх на всю округу. Что и говорить – оригинальный и неожиданный режиссерский ход. Сам, честно говоря, не ожидал ничего подобного. Именно такой поворот сюжета и достоин хорошего классического детектива.

Сеть пестрит многочисленными отрицательными отзывами о фильме. Тот редкий случай, когда не солидаризируюсь с ними. Мне фильм понравился. Хотя бы тем, что он не копирует повесть Гоголя. Это оригинальное произведение, снятое по мотивам первоисточника. Кстати, давайте вспомним вот такой пример: экранизация «Двенадцати стульев» режиссером Леонидом Гайдаем, признанным уже к тому времени мастером комедийного жанра, все-таки серьезно уступает искрометной версии Марка Захарова с Андреем Мироновым и Анатолием Папановым в главных ролях. А все дело в том, что Гайдай стремился придерживаться духа и буквы романа И.Ильфа и Е.Петрова, а Захаров снимал по мотивам книги, был гораздо свободнее по отношению к материалу. И симпатии зрителей подтвердили правоту его позиции.

Нет, к числу шедевров нового «Вия» причислять не возьмусь. Но посмотреть стоит. И не рубить сплеча. Те, кто норовят судить поспешно и сразу, — чаще всего ошибаются.

Рецензия на книгу Н. В. Гоголь. Повести

Н. В. Гоголь. Повести

Купить книгу в магазинах:

Николай Васильевич Гоголь, признанный классик русской литературы, был также и автором молитв, религиозным мыслителем. Он неоднократно посещал Оптину Пустынь и хотел уйти в монастырь, но не сделал этого, решив, что призван к литературному «служению». Христианское миросозерцание ярко проявилось в творчестве писателя. В сборнике представлены повести, главные темы которых — духовное богатство и бедность, предназначение человека, подлинная любовь к родине.

Запорожский кхаласар. Новое прочтение

Все, что я хотел сказать о повести «Вий», я уже сказал в предыдущей рецензии, поэтому сейчас речь пойдет, в большей мере, о повести «Тарас Бульба».Само собой, эта повесть была прочитана мною в школе, и какое-то мнение о людях стоящих на страже Малороссии у меня уже сложилось, но все же, я решил перечитать ее в более сознательном возрасте, в надежде открыть для себя что-нибудь новое, и это сработало.

Больше всего в «Тарасе Бульба» привлекает и очаровывает размах: то, как Гоголь смог словами нарисовать Запорожскую сечь. На мой взгляд, это воистину великое являние. По началу, все напоминало многотысячный элитный мужской клуб, под открытым небом: оружие, алкоголь, мясо, бравые друзья, кони и азартные игры. Некая отдушина от женщин, для мужчин того времени, как в наши дни футбол, туалет или спорт зал и т.п. Дивясь такому богатому размаху, невольно задаешь себе вопрос: «Простите, а кто за все платит?» Как выяснилось позже, платят все и не платит никто, т.е. общие сбережения всего войска и каждой курени в частности. Я, конечно, понимаю, что повесть совсем не об этом, суть ее куда глубже: выбор Андрия между чувством долга и любовью, жестокая участь Тараса Бульбы, которому пришлось видеть смерть двух своих сыновей, а к одной из них, быть даже непосредственно причастным. Все помнят знаменитую фразу Тараса: «Я тебя породил, я тебя и убью», после прочтения которой, все тело покрывается мурашками, а глаза начинают слезиться от обиды. Я думаю, что все эти моменты, мы с вами, дорогие друзья, обсудили еще в школе. Хотелось ковырнуть с другой стороны.

Например, мне всерьез стала интересна сама инфраструктура Запорожской сечи: кто кормит этих профессиональных убийц, кто их поет, как и с кем идет торговля? Ответ на данный вопрос не заставил себя долго ждать, все основные бытовые потребности козаков удовлетворяли евреи, которые, кстати говоря, при всем при этом, были на Сечи не в большом почете, как в принципе и везде. Я лично против них ничего плохого не имею, чему-то у них можно даже и поучиться, но какового было евреям, людям далеким от войны, торговать с тысячами и тысячами профессионально обученных убивать пьяными и вооруженными козаками. Это было столкновение двух менталитетов, двух абсолютно разных людей: широкой щедрой и благородной козацкой души и хитрой еврейской породы, которая любит точность во всем. И нет в этом тандеме правильного человека и не правильного, есть лишь просто разные люди, которые воспитывались по разному, лишь разные точки зрения, разные взгляды на жизнь.

Может возраст и опыт сказывается на то, что во всех произведениях начинаешь улавливать какие-то мелочи, интересоваться какими то бытовыми совершенно несущественными вещами, а быть может всему виной и Джордж Мартин, который показал нам насколько все эти мелочи важны, и к чему иногда они приводят. Кстати о Мартине и его драконах: название рецензии явно указывает на его произведение, а конкретнее на один из воинствующих в нем народов. Речь идет о дотракийцах. Кому то моя параллель явно не понравится, кто-то скажет: «Совсем уже с ума по сходили с этим циклом», но все же, господа, неужели козаки, вам, ни капельки не напоминают дотракийцев?! Такие же дикие, необузданные, вспыхивающие в одну секунду, профессиональные убийцы, привыкшие драться без тяжелой брони. По мне так, параллель эта очень явна прослеживается в течение всей повести, но более ярко конечно ее можно увидеть в начале повести, на самой Запорожской сечи, когда нас только знакомили с этим огромным войском, огромной ордой, объединенной под одно знамя, под один кхаласар. Дж. Мартин большой любитель классики, в частности Шекспира, и кто знает, быть может, пару интересных моментов, для своих дикарей дотрокийцев, он позаимствовал именно у Гоголя.

В данном сборнике присутствуют повести трех циклов, а именно: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» и «Петербургские пове­сти». Цикл «Миргород» я охватил, пускай и не весь, о цикле «Вечера на хуторе близ Диканьки» поговорим в другой рецензии, ну и остается цикл «Петербургские повести», на котором хотелось бы задержаться. Из этого цикла в сборнике были повести из стандартной школьной программы, а именно: «Нос», «Портрет» и «Шинель». Вся троица — триллер чистой воды, которую человеку с богатой фантазией читать нужно крайне осторожно. Но все эти повести мы знаем и любим с детства, поэтому останавливаться на них нет никакой нужды. НО есть в этом сборнике заключительная повесть, которая очень сильно повлияла на меня, это повесть «Рим», а точнее ее отрывок. Она иногда исключается из состава цикла, но чаще всего ее относят именно к «Петербургским повестям».

«Рим» для меня оказался смесью поэзии Шекспира и фильма «Великая красота» (2013г.) Данная повесть выходит за рамки всего того, о чем писал Гоголь, даже ни сколько о чем писал, а как писал. «Рим» оказался очень чувственным, тонким, изящным. Я не мог ожидать такого превосходного описания этого города и такого проникновенного к нему отношения от человека, который там не родился. Но Гоголь считал Италию своей второй родиной, видимо, поэтому данная повесть получилось настолько романтичной и наполненной философскими размышлениями, что порой складывалось впечатление, как будто ты читаешь Э.М.Ремарка. Основную мысль, которую я смог уловить из отведенного мне отрывка, если в двух словах, заключалось в том, что смена города/страны не гарантирует тебе счастья. На момент прочтения, для меня это было крайне актуально, ибо я поступил точно так же, как и главный герой. Интересно было понаблюдать себя со стороны. ;)

Пора заканчивать это эссе. Гоголя к прочтению обязательно! Я открыл его для себя с совершенно другой стороны, и этот другой Гоголь мне тоже понравился.

Рецензии и отзывы на книгу Вий Николай Гоголь

Начало XVIII века. Английского исследователя Джонатана Грина заносит на Украину. Здесь он попадает на хутор, где местные жители слагают неправдоподобные истории о неких сверхъестественных силах обитающих в этом месте.

Основной режиссёр

Главные роли

Русский трейлер к фильму Вий

Похожие фильмы на «Вий»

Рецензии и отзывы на фильм “ Вий ” (2)

Неоднозначное впечатление производит данный фильм. С одной стороны хочется похвалить, что поставили кино такого масштаба по повести Гоголя. Пускай даже от неё осталось здесь совсем не много. Зато фильм получился таким родным, нашим и таким масштабным по качеству декораций и спецэффектов. С другой стороны в фильме есть моменты, когда начинаешь скучать, да и сам сюжет настолько сумбурный, что связать все составляющие в единую и понятную историю совсем не просто.

Сильно критиковать фильм не хочется, лишь замечу что чувствуется несправедливое сравнение между интеллигентным англичанином дворянского происхождения и нашими людьми на хуторе ведущих крестьянский образ жизни. Совершенно разные слои общества по статусу, а сравнение как будто идёт на одном уровне. Дескать Европа продвинутая, а у нас дикость-дикостью. Короче, при большом желании англичанина здесь мог заменить и наш дворянин отправившийся к простолюдинам. Видимо ради угождения западному зрителю или ещё по каким причинам, пришлось использовать англичанина. Несколько кощунственно по отношению к своей Родине сопоставлять подобные вещи в фильме по повести Николая Гоголя.

В последнее время, к сожалению, в кинематограф глубоко проник менеджмент. Он как вирус всюду, но в данный момент позвольте посочувствовать именно этой сфере. Что я имею ввиду? Появляется много фильмов – пусть даже не плохих, но к сожалению не соответствующих своему содержанию. Это и Сталинград – где сюжет фильма далёк от столь громкого названия и Битва за Севастополь – про не лёгкую судьбу действительно героической женщины Людмилы Павличенко – в котором непосредственно о самой обороне Севастополя говорится в конце фильма закадровым голосом. Ясно, что громкие названия дадены лишь для того, чтобы привлечь к фильмам – середнячкам большую аудиторию и заработать больше бабла. Проще говоря это обман. Что до Вия то у него от Гоголевского Вия одно название. Ещё к минусам можно отнести период ожидания. На сколько я помню он должен был выйти раньше лет так на 5-7. Ваш покорный слуга за это время успел несколько раз про него забыть и вспомнить снова и снова забыть %)

Снято конечно не плохо, даже какая то история имеется, но ведь это 100% не Вий! Возникает вопрос о правомерности названия. Думаю это как раз менеджмент – читай как вирус. Так что если не зацикливаться на названии то смотреть можно вполне. Мне кино немного напомнило “Братство волка” с Марком Дакаскасом, хотя и не такое зрелищное, масштабное и интересное.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Николай Гоголь

Скачать отрывок:

Жанры: Повесть Мистика Хоррор/Ужасы
Теги: Давление общества Волк-одиночка Борьба с самим собой Магическая девушка Магическая сила Отношения мужчины и женщины Отчаяние Путешествие Страх Связь с духами Связь с мертвыми Смерть Противостояние Тайна
Характеристики: Сказочное
Главные герои: Мужчина
Места событий: Украина Европа Планета Земля
Время событий: Эпоха Нового времени

Случайная цитата из книги

Читать онлайн книгу «Вий»

Описание книги «Вий»

ВИЙ, ВЕЧЕР НАКАНУНЕ ИВАНА КУПАЛА, СТРАШНАЯ МЕСТЬ, НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ и другие произведения Николая Васильевича Гоголя, вошедшие в данный сборник, объединены фантастическим и мистическим началами, неотделимыми в художественном мире писателя от реальной жизни. Их пронизывает трагическая и страшная фантастика народных сказок и легенд, особое восприятие Гоголем нечистой силы как мистической сущности, в которой сосредоточилось вечное зло, «отрицание всех глубин и вершин. вечная пошлость» (Д.С.Мережковский). Показывая нечистую силу с бытовой стороны, насыщая ее образы ярким народно-фольклорным колоритом и даже делая ее объектом комического изображения, Гоголь в то же время мучительно размышляет о всесилии Зла, способного заманить человека в свои сети и погубить как физически, так и духовно; глубоко исследует сущность Зла, основанного на отрицании Бога, и, как истинный христианский подвижник, стремится уберечь заблудшие души и указать им путь к спасению.

«Вий» — сюжет

Три студента киевской бурсы отправились на каникулы заняться репетиторством. По дороге заплутали в темноте и попросили ночлега на отдаленном хуторе. Один из студентов, Хома Брут, по странной воле старухи-хозяйки получил место для ночлега в хлеву. Готовясь в темноте ко сну, Хома был напуган неожиданным визитом хозяйки, та вскочила на него верхом и поскакала по полям и буеракам. Измученный Хома стал читать молитвы и заметил, что чары ведьмы слабеют. Одна из молитв помогла ему освободиться. Хома сам вскочил верхом на старуху и стал погонять её, охаживая поленом. К утру чары окончательно развеялись, и старуха превратилась в прекрасную панночку, в полном изнеможении упавшую на землю.

Хома Брут, потрясённый случившимся, решил не заниматься репетиторством, а вернуться в Киев и провести каникулы в пустом общежитии бурсы. Однако через несколько дней получил приказ от ректора бурсы — отправиться к некому богатому сотнику, чтобы читать молитвы над умирающей дочерью-красавицей. Хома, подозревая своё недавнее приключение, пытался всячески отвертеться от поручения, но у него ничего не вышло. Люди сотника заперли его на ночь в церкви вместе с успевшей помереть дочерью сотника, и Хома приступил к молитвам. Бурсак посмотрел в лицо покойной и убедился, что эта та самая панночка, которая скакала на нем.

Три ночи Хома читал молитвы. В первую ночь труп выбрался из гроба и стал искать Хому. Догадливый бурсак очертил вокруг себя круг мелом на полу — и нечистая сила ничего не могла с ним сделать. Вторую ночь дело пошло страшнее: ведьма пыталась прорваться через круг, оберегавший Хому, в гробу, на котором она летала по церкви, но опять у неё ничего не вышло. Бурсак вышел из церкви наутро весь поседевший — перед тем, как улечься обратно в гроб, ведьма наложила на него заклятие. На третью ночь в церковь набилось огромное число чудовищ. Все искали бурсака. Для того, чтобы увидеть его, привели Вия — некого гнома с железным лицом и веками до земли. Для того, чтобы Вий мог глянуть, нечисти пришлось поднимать ему веки.

Хома чувствовал, что не стоит смотреть Вию в глаза, однако не выдержал, и глянул. Тотчас Вий указал на него пальцем, а нечисть накинулась. Хома Брут погиб перед последним голосом петуха, означавшего начало дня. Нечисть, кинувшись вон из церкви, застряла в окнах и дверях.

Другие два бурсака, обсуждая смерть Хомы, утверждают, что если бы он не испугался и не посмотрел в глаза Вию, то спасся бы.

Книга Вий — Николай Гоголь

ГОГОЛЬ Николай Васильевич (1809 — 1852), рус. писатель.

Родился в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье небогатого помещика. Детские годы прошли в имении родителей Васильевке, рядом с селом Диканька, краем легенд, поверий, исторических преданий. В воспитании будущего писателя определенную роль сыграл отец, Василий Афанасьевич, страстный поклонник искусства, любитель театра, автор стихов и остроумных комедий.

После домашнего образования Гоголь провел два года в Полтавском уездном училище, затем поступил в Нежинскую гимназию высших наук, созданную по типу Царскосельского лицея для детей провинциального дворянства. Здесь учился играть на скрипке, занимался живописью, играл в спектаклях, исполняя комические роли. Думая о своем будущем, останавливается на юстиции, мечтая «пресекать неправосудие».

После окончания Нежинской гимназии в июне 1828 в декабре отправился в Петербург с надеждой начать широкую деятельность. Службу получить не удалось, первые литературные пробы оказались неудачными. Разочаровавшись, летом 1829 уехал за границу, но скоро возвратился. В ноябре 1829 получил место мелкого чиновника. Серая чиновничья жизнь скрашивалась занятиями живописью в вечерних классах Академии художеств. Кроме того, властно влекла к себе литература.

В 1830 в журнале «Отечественные записки» появилась первая повесть Гоголя «Басаврюк», впоследствии переработанная в повесть «Вечер накануне Ивана Купала». В декабре в альманахе Дельвига «Северные цветы» напечатана глава из исторического романа «Гетьман». Гоголь сблизился с Дельвигом, Жуковским, Пушкиным, дружба с которым имела большое значение для развития общественных взглядов и литературного таланта молодого Гоголя. Пушкин ввел его в свой круг, где бывали Крылов, Вяземский, Одоевский, художник Брюллов, дал ему сюжеты для «Ревизора» и «Мертвых душ». «Когда я творил, — свидетельствовал Гоголь, — я видел перед собой только Пушкина. Мне дорого было его вечное и непреложное слово».

Литературную известность Гоголю принесли «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831 — 32), повести «Сорочинская ярмарка», «Майская ночь» и др. В 1833 пришел к решению посвятить себя научной и педагогической работе и в 1834 был назначен адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории при Санкт-Петербургском университете. Изучение трудов по истории Украины легло в основу замысла «Тараса Бульбы». В 1835 оставил университет и целиком отдался литературному творчеству. В том же году появился сборник повестей «Миргород», куда вошли «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий» и др., и сборник «Арабески» (на темы петербургской жизни). Повесть «Шинель» была самым значительным произведением петербургского цикла, в черновом варианте прочитана Пушкину в 1836, а закончена в 1842. Работая над повестями. Гоголь пробовал свои силы и в драматургии. Театр представлялся ему великой силой, имеющей исключительное значение в общественном воспитании. В 1835 был написан «Ревизор» и уже в 1836 поставлен в Москве с участием Щепкина.

Вскоре после постановки «Ревизора», затравленный реакционной печатью и «светской чернью», Гоголь уехал за границу, поселившись сначала в Швейцарии, затем в Париже, продолжал работу над «Мертвыми душами», начатую в России. Известие о гибели Пушкина было для него страшным ударом. В марте 1837 поселился в Риме. Во время приезда в Россию в 1839 — 1840 читал друзьям главы из первого тома «Мертвых душ», который был завершен в Риме в 1840 — 1841.

Вернувшись в Россию в октябре 1841, Гоголь при содействии Белинского и др. добился напечатания первого тома (1842). Белинский назвал поэму «творением, глубоким по мысли, социальным, общественным и историческим».

Работа над вторым томом «Мертвых душ» совпала с глубоким духовным кризисом писателя и прежде всего отразила его сомнения в действенности художественной литературы, что поставило Гоголя на грань отречения от его прежних созданий.

В 1847 издал «Выбранные места из переписки с друзьями», которую Белинский подверг уничтожающей критике в письме к Гоголю, осудив его религиозно-мистические идеи как реакционные.

В апреле 1848 после путешествия в Иерусалим, ко Гробу Господню, окончательно поселился в России. Живя в Петербурге, Одессе, Москве, он продолжал работу над вторым томом «Мертвых душ». Им все сильнее овладевали религиозно-мистические настроения, состояние здоровья ухудшалось. В 1852 начались встречи Гоголя с протоиереем Матвеем Константиновским, фанатиком и мистиком.

11 февраля 1852, находясь в тяжелом душевном состоянии, писатель сжег рукопись второго тома поэмы. 21 февраля утром Гоголь умер в своей последней квартире на Никитском бульваре.

Гоголь был похоронен на кладбище Данилова монастыря, после революции его прах был перенесен на Новодевичье кладбище.

«Вий», анализ повести Николая Васильевича Гоголя

Увлекшись историей Малороссии, Николай Васильевич Гоголь издал в 1835 году сборник под названием «Миргород». В него вошли четыре знаковых произведения: «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» и одно из самых загадочных и захватывающих сочинений Гоголя – «Вий». Эта повесть при жизни Николая Васильевича издавалась дважды. Последний раз в 1842 году.

В примечании к книге Гоголь писал, что повесть является народным преданием, а он изложил события в точности так, как слышал их, ничего не изменив. Однако специалисты до сих пор не нашли ни одного фольклорного произведения, которое бы максимально было похоже на повесть «Вий». А имя самого ужасного персонажа сложилось, скорее всего, от украинских слов «вія» (ресница) и «повіко» (веко). Ведь у гоголевского предводителя нечистой силы были очень длинные веки.

В отличие от мистического и даже фантастического содержания, сюжет повести «Вий» достаточно прост и логичен. Три студента киевской бурсы решили на каникулах заняться репетиторством. Они сбились с пути и забрели на какой-то хутор, хозяйка которого оказалась ведьмой. Один из семинаристов по имени Хома Брут приглянулся представительнице темного царства. С этого момента и начались все несчастья философа, приведшие его к смерти.

Уже в первую ночь знакомства ведьма оседлала Хому и заставила его носиться по полям и лесам. Только молитва и наступление утра помогли семинаристу освободиться из этого плена. Хома был так напуган и растерян, что решил не заниматься репетиторством, а вернулся в Киев, чтобы провести каникулы в общежитии бурсы.

Но через несколько дней Брут получил приказ от самого ректора ехать к богатому сотнику и читать молитвы над его умирающей красавицей-дочкой. Такова была последняя воля панночки. Философ сильно испугался этого поручения. А когда увидел лицо усопшей, то сразу признал знакомую ведьму, которая из старухи умела превращаться в молодую девушку.

Три ночи Хома Брут отпевал в церкви покойницу. И каждая служба была ужаснее предыдущей. Ведьма вставала из гроба, летала в нем под куполом храма, но никак не могла найти философа, который обезопасил себя защитным кругом.

Третья ночь оказалась самой страшной и фатальной. На подмогу ведьме в церковь пришло много нечисти, а затем привели начальника гномов по прозвищу Вий. Он и увидел Хому, отчего семинарист умер от страха до первых петухов.

Обсуждая трагическую кончину философа, его друзья пришли к выводу: если бы Брут не посмотрел в глаза Вию, то остался бы жив.

Литературные критики сходятся во мнении, что Хома – типичный представитель Малороссии. Он флегматичен и ленив, а любой стресс снимает чаркой горилки и хорошей закуской. После первого приключения с ведьмой философ отправился «лечиться» в корчму, а после первой страшной ночи в церкви быстро пришел в себя, сытно пообедав.

Сцены обычной жизни причудливо переплетены в повести с элементами мистики и фантастики. Гоголь делает это мастерски. Картины мирного быта и красивой природы органично сменяются фрагментами, полными ужаса и тревоги.

Романтический элемент повести особенно ярко проявлен в описании народных традиций и веры в потусторонний мир. Между его представителями и людьми существует постоянная связь. Так, красавица-панночка превращается в старуху и катается на спине понравившегося парня, забирая у него последние силы.

Реализм Гоголя особенно поражает при описании киевской бурсы. Образование в ней получали избранные, а остальные ученики закаляли там характер. Впрочем, это было не лишним, поскольку выжить в то суровое время могли лишь крепкие натуры. Учеников в бурсе жестоко били и почти не кормили, поэтому юноши были постоянно заняты поиском пропитания. Многие выпускники бурсы держали путь в Запорожскую Сечь, чтоб жить там по законам воли.

Что касается мистики, то Гоголь всегда был известным знатоком сверхъестественных сил. В повести «Вий» такие сцены написаны блестяще. Несмотря на тонкую иронию, эпизоды с нечистой силой леденят сердца читателей не хуже современных триллеров. В основном потому, что характерной особенностью мистических сцен Гоголя является их мажорный тон. Вий, ведьма и прочая нечисть – существа очень мстительные и злобные.

У Гоголя потусторонняя образность реализуется с помощью фантастических приемов. Автор придумывает существа и явления, о которых нет никаких сведений. Чаще всего эта форма фантастики основана на гиперболе. Сам Вий – персонаж из мифического мира, существующий лишь в легендах. У Гоголя это действующее лицо появляется лишь в конце повести и держит читателя в напряжении всю финальную сцену.

Добро и Зло ведут за душу человека постоянную борьбу. Но, если сам человек не хочет совершенствоваться, а просто плывет по течению, то рано или поздно он становится уязвимым. Поэтому будущие духовные пастыри, которые постоянно пьют горилку и заботятся лишь о том, чтобы сытно поесть и хорошо поспать, уже впустили нечисть в свои души. От такого равнодушия Гоголь всячески стремился уберечь современников и потомков.

Книга Вий — Николай Гоголь

Три студента киевской бурсы отправились на каникулы. По дороге заплутали в темноте и попросили ночлега на отдаленном хуторе. Один из студентов, Хома Брут, во сне увидел ведьму, которая вскочила на него верхом и скакала по полям и буеракам. Измученный Хома сотворил молитву, которая ему помогла освободится от чар ведьмы. Хома сам вскочил верхом на старуху и стал погонять ее, охаживая поленом. К утру чары развеялись — старуха превратилась в прекрасную панночку.

Хома Брут возвратился в Киев и приступил к занятиям. Однако через несколько дней получил приказ от ректора бурсы — отправиться к некому богатому сотнику, читать молитвы над умирающей дочерью-красавицей. Хома, подозревая свое недавнее приключение, пытался всячески отвертеться от поручения, но у него ничего не вышло. Люди сотника заперли его на ночь в церкви вместе с успевшей помереть дочерью сотника и Хома приступил к молитвам. Бурсак посмотрел в лицо покойной и убедился, что эта та самая панночка, которая скакала на нем.

Три ночи Хома читал молитвы. В первую ночь труп выбрался из гроба и стал искать Хому. Догадливый бурсак очертил вокруг себя круг мелом на полу — и нечистая сила ничего не могла с ним сделать. Вторую ночь дело пошло страшнее: ведьма призвала на помощь уйму всякой нечисти, которая искала Хому, но не могла увидеть его из-за магического круга. Бурсак вышел из церкви наутро весь поседевший. На третью ночь в церковь набилось огромное число чудовищ. Все искали бурсака. Для того, чтобы увидеть его, привели Вия — некого гнома с железным лицом и веками до земли. Для того, чтобы Вий мог глянуть, нечисти пришлось поднимать ему веки. Хома чувствовал, что не стоит смотреть Вию в глаза, однако не выдержал, и глянул. Тотчас Вий указал на него пальцем, а нечисть накинулась. Хома Брут погиб в тот же миг. Тут раздалось второе пение петуха и нечисть, кинувшись вон из церкви, застряла в окнах и дверях.

Другие два бурсака, обсуждая смерть Хомы, утверждают, что если бы он не испугался и не посмотрел в глаза Вию, то спасся бы.

Главные герои повести

  • Хома Брут — философ из киевской бурсы, жертва Вия.
  • Панночка — она же ведьма, заставила Хому Брута читать над ней молитву.
  • Вий — монстр, убивший Брута, появляется в самом конце повести.
  • Богослов Халява — студент киевской бурсы, вместе с Тиберием и Хомой отделился от бурсаков и попал к ведьме.
  • Тиберий Горобець — ритор, вместе с Хомой и Халявой попал к ведьме.

Экранизации

В 1967 году повесть была адаптирована Георгием Кропачевым и Константином Ершовым в фильм «Вий». Обновленная версия с современными спецэффектами вышла в 2009. Она приурочена к 200-летнему юбилею рождения Гоголя. Фильм «Ведьма» (2006) был сиквелом, то есть продолжением истории. В нем были элементы, похожие на фильм Звонок. []

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Николай Гоголь

  • Ревизор[1836]174kОценка:4.61*1951 Драматургия Комментарии: 97 (25/08/2019)
  • Женитьба[1833]105kОценка:5.05*233 Драматургия Комментарии: 14 (08/07/2016)
    Совершенно невероятное событие в двух действиях.
  • Театральный разъезд[1842]75kОценка:5.86*13 Драматургия
    После представления новой комедии
  • Приложения к «Ревизору»[1846]135kОценка:4.91*29 Драматургия
    Отрывок из письма, писанного автором вскоре после первого представления «Ревизора» к одному литератору
    Две сцены, выключенные как замедлявшие течение пьесы
    Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует «Ревизора»
    Театральный разъезд после представления новой комедии
    Развязка «Ревизора»
  • Драматические отрывки и отдельные сцены[1838]204kОценка:7.41*9 Драматургия
    Игроки
    Утро делового человека
    Тяжба
    Лакейская
    Отрывок (Сцены из светской жизни)
    Владимир третьей степени
    Отрывки на неизвестных пьес
    Альфред
    Наброски плана драмы из украинской истории
  • Из ранних редакций[1833]39kДраматургия
    Сцены и отрывки из первой черновой редакции «Ревизора»
    Сцены и отрывки из второй редакции «Ревизора»
    Сцены из комедии «Женихи»
  • Жиро Д.Дядька в затруднительном положении[1807]103kДраматургия, Переводы, Юмор и сатира
    L’ajo nell’imbarazzo.
    Перевод с итальянского под редакцией Н. В. Гоголя.

    Гоголь Николай Васильевич

    ГОГОЛЬ Николай Васильевич (1809 &#151 1852), рус. писатель. Лит. известность Г. принёс сб. «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831 &#151 32), насыщенный укр. этногр. и фольклорным материалом, отмеченный романтич. настроениями, лиризмом и юмором. Повести из сб-ков «Миргород» и «Арабески» (оба 1835) открывают реалистич. период творчества Г. Тема униженности «маленького человека» наиболее полно воплотилась в пов. «Шинель» (1842), с к-рой связано становление натурольной школы. Гротескное начало «петерб. повестей» («Нос», «Портрет» и др.) получило развитие в комедия «Ревизор» (пост. 1836) как фантасмагория чиновничье-бюрократич. мира. В поэме-романе «Мёртвые души» (1-й том &#151 1842) сатирич. осмеяние помещичьей России соединилось с пафосом духовного преображения человека. Религ.-публицистич. кн. «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847) вызвала критич. письмо В. Г. Белинского. В 1852 Г. сжёг рукопись 2-го тома «Мёртвых душ». Г. оказал решающее влияние на утверждение гуманистич. и демокр. принципов в рус. лит-ре.

    Биография

    Родился 20 марта (1 апреля н.с.) в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье небогатого помещика. Детские годы прошли в имении родителей Васильевке, рядом с селом Диканька, краем легенд, поверий, исторических преданий. В воспитании будущего писателя определенную роль сыграл отец, Василий Афанасьевич, страстный поклонник искусства, любитель театра, автор стихов и остроумных комедий.

    После домашнего образования Гоголь провел два года в Полтавском уездном училище, затем поступил в Нежинскую гимназию высших наук, созданную по типу Царскосельского лицея для детей провинциального дворянства. Здесь учился играть на скрипке, занимался живописью, играл в спектаклях, исполняя комические роли. Думая о своем будущем, останавливается на юстиции, мечтая «пресекать неправосудие».

    После окончания Нежинской гимназии в июне 1828 в декабре отправился в Петербург с надеждой начать широкую деятельность. Службу получить не удалось, первые литературные пробы оказались неудачными. Разочаровавшись, летом 1829 уехал за границу, но скоро возвратился. В ноябре 1829 получил место мелкого чиновника. Серая чиновничья жизнь скрашивалась занятиями живописью в вечерних классах Академии художеств. Кроме того, властно влекла к себе литература.

    В 1830 в журнале «Отечественные записки» появилась первая повесть Гоголя «Басаврюк», впоследствии переработанная в повесть «Вечер накануне Ивана Купала». В декабре в альманахе Дельвига «Северные цветы» напечатана глава из исторического романа «Гетьман». Гоголь сблизился с Дельвигом, Жуковским, Пушкиным, дружба с которым имела большое значение для развития общественных взглядов и литературного таланта молодого Гоголя. Пушкин ввел его в свой круг, где бывали Крылов, Вяземский, Одоевский, художник Брюллов, дал ему сюжеты для «Ревизора» и «Мертвых душ». «Когда я творил, &#151 свидетельствовал Гоголь, &#151 я видел перед собой только Пушкина. Мне дорого было его вечное и непреложное слово».

    Литературную известность Гоголю принесли «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831 &#151 32), повести «Сорочинская ярмарка», «Майская ночь» и др. В 1833 пришел к решению посвятить себя научной и педагогической работе и в 1834 был назначен адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории при Санкт-Петербургском университете. Изучение трудов по истории Украины легло в основу замысла «Тараса Бульбы». В 1835 оставил университет и целиком отдался литературному творчеству. В том же году появился сборник повестей «Миргород», куда вошли «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий» и др., и сборник «Арабески» (на темы петербургской жизни). Повесть «Шинель» была самым значительным произведением петербургского цикла, в черновом варианте прочитана Пушкину в 1836, а закончена в 1842. Работая над повестями. Гоголь пробовал свои силы и в драматургии. Театр представлялся ему великой силой, имеющей исключительное значение в общественном воспитании. В 1835 был написан «Ревизор» и уже в 1836 поставлен в Москве с участием Щепкина.

    Вскоре после постановки «Ревизора», затравленный реакционной печатью и «светской чернью», Гоголь уехал за границу, поселившись сначала в Швейцарии, затем в Париже, продолжал работу над «Мертвыми душами», начатую в России. Известие о гибели Пушкина было для него страшным ударом. В марте 1837 поселился в Риме. Во время приезда в Россию в 1839 &#151 1840 читал друзьям главы из первого тома «Мертвых душ», который был завершен в Риме в 1840 &#151 1841.

    Вернувшись в Россию в октябре 1841, Гоголь при содействии Белинского и др. добился напечатания первого тома (1842). Белинский назвал поэму «творением, глубоким по мысли, социальным, общественным и историческим».

    Работа над вторым томом «Мертвых душ» совпала с глубоким духовным кризисом писателя и прежде всего отразила его сомнения в действенности художественной литературы, что поставило Гоголя на грань отречения от его прежних созданий.

    В 1847 издал «Выбранные места из переписки с друзьями», которую Белинский подверг уничтожающей критике в письме к Гоголю, осудив его религиозно-мистические идеи как реакционные.

    В апреле 1848 после путешествия в Иерусалим, ко Гробу Господню, окончательно поселился в России. Живя в Петербурге, Одессе, Москве, он продолжал работу над вторым томом «Мертвых душ». Им все сильнее овладевали религиозно-мистические настроения, состояние здоровья ухудшалось. В 1852 начались встречи Гоголя с протоиереем Матвеем Константиновским, фанатиком и мистиком.

    11 февраля 1852, находясь в тяжелом душевном состоянии, писатель сжег рукопись второго тома поэмы. 21 февраля утром Гоголь умер в своей последней квартире на Никитском бульваре.

    Гоголь был похоронен на кладбище Данилова монастыря, после революции его прах был перенесен на Новодевичье кладбище.

    Биография

    Николай Васильевич Гоголь — один из самобытнейших русских писателей, его слава вышла далеко за пределы русского культурного пространства. Его книги интересны на протяжении всей жизни, каждый раз удаётся найти в них новые грани, почти новое содержание. Жизнь его не изобиловала внешними событиями. Вся она была в напряжённой работе, в углублённом внутреннем анализе своих поступков и мыслей. Дело писателя было для Гоголя неразрывно слито с общественной, воспитательной ролью искусства, стало для него творческим подвигом. Открыв миру «всю Русь», прежде всего её смешные, печальные, драматические стороны, — но не только эти, а и героические, — пророчески сказав об её прекрасном будущем, Гоголь создал книги, которые явились подлинным открытием в художественной культуре, оказали большое влияние на развитие русской литературы и искусства вообще. Книги Гоголя активно существуют в духовной жизни нашего времени. Художественное слово Гоголя воспринимается сегодня как пророческое. Гоголь не просто писатель, но человек исключительной , трагической судьбы, мыслитель и пророк, стоявший на пороге подлинной разгадки исторических судеб России, в судьбе которого так или иначе отразилась судьба литературы и общественной мысли того времени. Гоголь — начало новой эпохи в художественном сознании России ХIХ века.

    Н.В.Гоголь, великий русский писатель, создал собственный художественный мир, в котором живёт уже несколько поколений русских читателей. Ни у одного из русских классиков не оказалось столько нарицательных персонажей, как у Гоголя. Гоголевский Городничий, Хлестаков и Чичиков, Тарас Бульба и Акакий Акакиевич — все эти персонажи, творческим воображением гениального прозаика, воспринимаются нами как исторические или действительно существовавшие личности.

    Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии (Украина).

    Отец Гоголя, Василий Афанасьевич Яновский-Гоголь, служил при Малороссийском почтамте, откуда уволился в чине коллежского асессора. Служил секретарем у дальнего родственника, бывшего министра, уездного представителя дворянства, Д.П. Трощинского. Василий Афанасьевич любил искусство, сам писал стихи и комедии на украинском языке.

    Мать Гоголя, Мария Ивановна, урожденная Косяровская, была, по преданию, первой красавицей на Полтавщине. Происходила из семьи помещиков. Замуж на Яновского-Гоголя вышла в 14 лет, родила шесть детей.

    По преданию (информация не подтвержденная), вторую часть фамилии – Гоголь – прибавил к своей (Яновский) дед Николая Васильевича. Это было сделано, чтобы доказать происхождение рода от полковника Остапа Гоголя, прославившегося на Украине в XVII веке.

    Семья Гоголей была очень религиозна, что, несомненно, наложило свой отпечаток на мировоззрение будущего писателя. Особое внимание духовному воспитанию детей уделяла мать.

    1818 – 1819 годы – Николай Гоголь, вместе с братом Иваном, обучаются в Полтавском уездном училище.

    1820 – 1821 годы – Гоголь берет уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского.

    1821 – 1828 годы – обучение в гимназии высших наук в Нежине.

    Нежинская гимназия высших наук была своеобразным аналогом Царскосельского лицея, здесь обучались дети провинциальных дворян. В гимназии Гоголь учился музыке, живописи, участвовал в театральных постановках. К этому времени относятся и первые литературные опыты Николая Васильевича, который поначалу работал с разными жанрами: писал трагедии, элегии, повести. Тогда же была написана не сохранившаяся первая сатира «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан». Когда пришло время выбирать специальность, Николай Гоголь выбрал юриспруденцию – он хотел «пресекать неправосудие». 1828 – 1829 годы – в декабре 1828 года Гоголь отправляется в Петербург. Работу получить ему не удалось. Попытка заработать литературным трудом закончилась неудачно: были изданы всего два произведения, стихотворение «Италия» и «идиллия в картинах» «Ганц Кюхельгартен». Последняя, опубликованная под псевдонимом «В. Алов» вызвала снисходительные насмешки критиков. Гоголь сжигает нераспроданный тираж книги и, разочарованный, уезжает в Германию (июль 1829 года).

    Конец 1829 года – Николай Васильевич возвращается в Петербург. На этот раз поиски работы оказались удачными, и Гоголю удалось получить место писца в департаменте государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. Служба была однообразной и скучной, единственными отдушинами были занятия живописью и литературой. Еще один положительный момент от «службы государственной» — она снабдила писателя богатейшим материалом для будущих произведений. 1830 год – в журнале «Отечественные записки» впервые опубликована повесть Гоголя «Басаврюк». Позже повесть была переработана автором, после чего получила название «Вечер накануне Ивана Купала». Этот же год, декабрь – в альманахе «Северные цветы» (издававшемся Дельвигом), появляется глава из исторического романа Гоголя «Гетьман». Первым произведением, вышедшим с настоящей фамилией автора, стала повесть «Женщина». После первых публикаций Николай Васильевич принят в круг петербургских литераторов. Он сближается с Дельвигом, Пушкиным, Жуковским. Живет в Павловске, кроме прочего, выполняет поручения по изданию пушкинских «Повестей Белкина». Критики утверждают, что именно Александр Сергеевич дал Гоголю идеи для таких произведений, как «Ревизор» и «Мертвые души». В этот период Гоголь зарабатывает частными уроками, а вскоре становится преподавателем истории в Патриотическом институте.

    1831 – 1832 годы – написаны и опубликованы «Вечера на хуторе близ Диканьки». Именно это произведение принесло Гоголю настоящую популярность. 1832 год – Гоголь приезжает в Москву уже известным писателем. Работает над своей первой комедией «Владимир 3-й степени», однако не заканчивает ее. 1834 год – Николай Васильевич стремится работать на кафедре всеобщей истории в только что открытом Киевском университете, но все попытки заканчиваются неудачей. Писатель принят адъюнкт-профессором на кафедру всеобщей истории при Санкт-Петербургском университете. Изучая историю родной Украины, Гоголь разрабатывает идею произведения «Тарас Бульба». Втайне от всех пишет повести для сборников «Миргород» и «Арабески». Этот же год – в книге «Новоселье» опубликована «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». 1835 год – Гоголь оставляет университет, чтобы полностью посвятить себя литературе. В этом же году он завершает и издает сборники «Миргород» (в том числе «Старосветские помещики», «Вий», «Тарас Бульба» и др.), «Арабески». Кроме того, в 1835 году был начат «Ревизор». В том же, 1835, году была начата работа над первым томом поэмы «Мертвые души». Идею, как уже указывалось выше, подал Пушкин. Он же стал первым, кому Гоголь прочел несколько глав. Александр Сергеевич одобрил писателя, но одновременно поэма и расстроила его. Январь 1836 года – на вечере у Жуковского, в присутствии Пушкина, Гоголь читает «Ревизора». 19 апреля 1836 года – премьера «Ревизора» в Александринском театре. 25 мая 1836 года – премьера «Ревизора» в Малом театре. Первые отзывы о комедии были негативны. К сожалению, Николай Васильевич прочитал именно их, открывать другие у него после этого уже не было желания.

    Писатель уезжает за границу. Этот же год – Гоголь живет сначала в Швейцарии, потом в Париже. Все это время продолжает работать над «Мертвыми душами». 1837 год – Гоголь приезжает в Рим. 1839 – 1840 годы – несколько месяцев Гоголь проводит в России. В Москве и Петербурге читает 6 глав «Мертвых душ». Май 1840 года – на торжественном обеде в честь именин Николая Васильевича присутствует М.Ю. Лермонтов, который читает гостям свою новую поэму «Мцыри». Через несколько дней Гоголь отправляется в Рим. По пути останавливается в Риме, чтобы завершить давно начатую драму «За выбритый ус» — этюд из запорожской истории. Однако рукопись была сожжена. Именно в Вене Гоголя впервые настигает тяжелая нервная болезнь. 1840 – 1841 годы – в Риме закончена работа над первым томом «Мертвых душ». Октябрь 1841 года – Гоголь приезжает в Россию, чтобы издать «Мертвые души». Ему помогает В.Г. Белинский. Цензура пропустила поэму, но с условием – для книжного издания должна быть изъята «Повесть о капитане Копейкине» и изменено название.

    Май 1842 года – из печати вышла книга «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Начало 1843 года – вышли «Сочинения Николая Гоголя» в четырех томах. Вторая половина 1840-х годов – Николай Васильевич переживает духовный кризис. Доходило до того, что писатель сомневался в значении и действенности художественной литературы и был готов отречься от своих произведений. Конец июня 1845 года – Гоголь сжигает рукопись второго тома поэмы «Мертвые души». Причиной стало душевное состояние писателя, выражаясь современным языком, длительная депрессия. Позже Николай Васильевич объяснил свой поступок в произведении «Четыре письма к разным лицам по поводу «Мертвых душ» — выбранные места»: во втором томе «пути и дороги» к идеалу были указаны недостаточно. 1847 год – Гоголь издает «Выбранные места из переписки с друзьями». Белинский крайне недоволен этим обстоятельством, особенно религиозно-мистические идеи писателя, звучащие в «Переписке…».

    Апрель 1848 года – Гоголь посещает Гроб Господень в Иерусалиме, после чего окончательно возвращается в Россию. Живет в Одессе, Петербурге и Москве, все это время работает над вторым томом «Мертвых душ». Здоровье писателя ухудшается. Что касается духовных настроений, мистика и религия продолжают занимать его мысли. Весна 1850 года – Гоголь делает предложение руки и сердца А. М. Виельгорской, однако получает отказ. 1852 год – Николай Васильевич регулярно встречается и беседует с протоиереем Матвеем Константиновским, фанатиком и мистиком. Ночь с 11 на 12 февраля 1852 года – Гоголь сжигает теперь уже беловую рукопись второго тома «Мертвых душ». Существует версия, что сделать это писателя уговорил Константиновский. 21 февраля 1852 года – Николай Васильевич Гоголь умирает в Москве. Первоначально похоронен на кладбище Свято-Данилова монастыря. В 1931 году прах Гоголя был погребен на Новодевичьем кладбище.

    Николай Васильевич Гоголь

    Гоголь Николай Васильевич (1809 — 1852) — великий русский писатель.

    Происходил из помещичьей семьи среднего достатка: у Гоголей было около 400 душ крепостных и свыше 1000 десятин земли. Предки писателя со стороны отца были потомственными священниками, однако уже дед Афанасий Демьянович оставил духовное поприще и поступил в гетмановскую канцелярию; именно он прибавил к своей фамилии Яновский другую Гоголь, что должно было продемонстрировать происхождение рода от известного в украинской истории 17 в. полковника Евстафия (Остапа) Гоголя (факт этот, впрочем, не находит достаточного подтверждения). Отец, Василий Афанасьевич, служил при Малороссийском почтамте. Мать, Марья Ивановна, происходившая из помещичьей семьи Косяровских, слыла первой красавицей на Полтавщине; замуж за Василия Афанасьевича она вышла четырнадцати лет. В семье, помимо Николая, было еще пятеро детей. Детские годы будущий писатель провел в родном имении Васильевке (другое название Яновщина), наведываясь вместе с родителями в окрестные места Диканьку, принадлежавшую министру внутренних дел В. П. Кочубею, в Обуховку, где жил писатель В. В. Капнист, но особенно часто в Кибинцы, имение бывшего министра, дальнего родственника Гоголя со стороны матери Д. П. Трощинского. С Кибинцами, где была обширная библиотека и домашний театр, связаны ранние художественные впечатления будущего писателя. Другим источником сильных переживаний мальчика служили исторические предания и библейские сюжеты, в частности, рассказываемое матерью пророчество о Страшном суде с напоминанием о неминуемом наказании грешников. С тех пор Гоголь, по выражению исследователя К. В. Мочульского, постоянно жил «под террором загробного воздаяния». подробнее

  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: