Некролог Борису Пастернаку

Биография и эпизоды жизни Бориса Пастернака. Когда родился и умер Борис Пастернак, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты писателя и поэта, фото и видео.

Годы жизни Бориса Пастернака:

родился 29 января 1890, умер 30 мая 1960

Эпитафия

«О Господи, как совершенны
дела Твои, — думал больной, —
Постели, и люди, и стены,
Ночь смерти и город ночной.

Кончаясь в больничной постели,
Я чувствую рук твоих жар.
Ты держишь меня, как изделье,
И прячешь, как перстень, в футляр».
Из стихотворения «В больнице» Б. Пастернака (1952 г.)

«Он весь — от головы до ног —
Не только нес клеймо поэта,
Но был подвижник и пророк».
Из стихотворения Варлама Шаламова на смерть Пастернака

Биография

Поэт, которого называли лучшим в стране; лауреат Нобелевской премии по литературе; жертва политической травли — Борис Пастернак прошёл непростой путь. Родившись в семье творческих людей, десяти лет от роду познакомившись с Рильке, готовясь к поступлению в консерваторию, он всё же избрал путь литератора. Или этот путь избрал его?

Пастернак был поистине талантливым и разносторонним человеком. Его отец был художником. Под влиянием Скрябина молодой Пастернак загорелся идеей стать пианистом и композитором. А его преподаватель в университете Магдебурга, Герман Коген, всерьёз предлагал юноше продолжать профессионально заниматься философией. Вдобавок ко всему этому в молодости Пастернак успел поработать на заводах Урала управляющим.

И всё же смыслом его жизни стали стихи, и стихи изумительные. В 1920-1930-х гг. Пастернака издавали и переиздавали, он активно участвовал в работе Союза писателей, стал популярным и узнаваемым. А дальше начались проблемы с властью. Заступничество за сына и мужа Анны Ахматовой, «мировоззрение, не соответствующее эпохе»… Стихи Пастернака в это время становятся драматичнее, тяжелее.

Но настоящий приговор самому себе Пастернак подписал романом «Доктор Живаго». В нём писатель обрисовал жизнь советского интеллигента в революционный и военный период. Эта книга, глубокая и проникновенная, была однозначно неприемлема при советском строе. Роман вышел за границей и немедленно приобрёл огромную популярность. Автора стали выдвигать на Нобелевскую премию — и, естественно, это вызвало крайне негативную оценку на родине. Пастернак был вынужден отказаться от премии, но его положения это не исправило.

Критика обрушивалась на Пастернака со всех сторон, и он очень тяжело переживал это. Перенеся не один инфаркт, Пастернак серьёзно заболел: у него обнаружили рак лёгкого. Есть все основания полагать, что болезнь не развивалась бы так быстро, если бы не психологическое давление и стресс, которые испытывал писатель.

Смерть поэта вызвала огромный отклик в сердцах деятелей культуры и искусства. На похоронах опального Пастернака, несмотря на реакцию, которую это могло вызвать, были Окуджава, Вознесенский, Шаламов и сотни других людей.

Линия жизни

29 января 1890 г. Дата рождения Бориса Леонидовича Пастернака.
1903-1909 гг. Усиленные занятия музыкой.
1901 г. Поступление в 5-ю московскую гимназию.
1908 г. Окончание гимназии с золотой медалью. Поступление на юридический факультет Московского университета.
1909 г. Перевод на философское отделение историко-филологического факультета.
1912 г. Изучение философии в Марбургском университете.
1913 г. Первая публикация стихов Пастернака.
1914 г. Вступление в литературный кружок, знакомство с В. Маяковским.
1916 г. Выход первого поэтического сборника Пастернака «Поверх барьеров».
1922 г. Женитьба на художнице Е. Лурье.
1923 г. Рождение сына Евгения.
1930 г. Завершение автобиографических заметок «Охранная грамота».
1932 г. Расставание с первой женой, женитьба на З. Нейгауз.
1935 г. Работа в Париже на Международном конгрессе писателей в защиту мира.
1936 г. Переезд на дачу в Переделкино.
1938 г. Рождение сына Леонида.
1945 г. Начало работы над романом «Доктор Живаго».
1946 г. Знакомство с О. Ивинской, последней «музой» поэта.
1952 г. Первый инфаркт.
1955 г. Завершение романа «Доктор Живаго».
1957 г. Публикация «Доктора Живаго» в Италии.
1958 г. Получение Нобелевской премии по литературе.
30 мая 1960 г. Дата смерти Бориса Пастернака.
2 июня 1960 г. Похороны Бориса Пастернака.

Памятные места

1. 5-я московская гимназия (ныне — школа № 91), где учился Пастернак.
2. Московский университет, где учился Пастернак.
3. Марбургский университет, где Пастернак изучал философию.
4. Пос. Всеволодо-Вильва, где Пастернак работал управляющим заводами в 1916 г.
5. Тифлис (ныне — Тбилиси), где Пастернак побывал с З. Нейгауз в 1931 г. и куда неоднократно приезжал впоследствии.
6. Париж, где Пастернак работал на Международном конгрессе писателей в 1935 г.
7. Чистополь, где Пастернак жил во время эвакуации в 1941-1943 гг.
8. Дача Пастернака в Переделкино, где писатель жил с 1936 г. и где скончался (ныне — дом-музей).

Могила Б. Пастернака в Переделкино

Эпизоды жизни

На Нобелевскую премию Б. Пастернак выдвигался каждый год начиная с 1946-го и заканчивая 1950 г. Наконец, в 1958 г. его кандидатуру предложил нобелевский лауреат прошлого года А. Камю.

Несмотря на травлю писателя, которая особенно усилилась после присуждения ему Нобелевской премии, Пастернак не был ни арестован, ни выслан. Его исключили из Союза писателей, но он продолжал оставаться членом Литфонда, а его вещи продолжали печатать. Эмигрировать из СССР Пастернак не хотел никогда.

В 1988 г. в Советском Союзе был впервые напечатан «Доктор Живаго», а годом спустя диплом и медаль нобелевского лауреата, от которых Пастернак был вынужден отказаться при жизни, были вручены сыну поэта.

Помимо собственных произведений, Пастернак стал автором переводов на русский язык многих шедевров мировой литературы, включая стихи Шекспира, Шелли, Байрона, Рильке, Гёте, Суинбёрна, Рабиндраната Тагора.

Борис Пастернак читает свой перевод стихотворения Н. Бараташвили «Синий цвет»

Заветы

«Человек в других людях и есть душа человека».

«Человека столетиями поднимала над животными и уносила ввысь не палка, а музыка: неотразимость безоружной истины, притягательность ее примера».

«Будущее никогда не приходит таким, каким его ждёшь. Не вернее ли сказать, что оно вообще никогда не приходит?»

«Покинуть Родину для меня равносильно смерти. Я связан с Россией рождением, жизнью, работой».

Соболезнования

«Пастернак был единственным нашим поэтом мирового значения».
Варлам Шаламов, писатель

«Разгороженности на века, на народы, на церкви для Пастернака не существовало. Он и здесь мыслил и видел как бы «поверх барьеров»… Это и была та степень одухотворённости и свободы, для которой, кажется, сама смерть только форма, старая форма, за которую не стоит слишком цепко держаться».
Андрей Синявский, писатель

«Мой отец, никогда не отрекавшийся от народа, к которому принадлежал, всю жизнь преодолевал племенную узость. Преодолевал настолько, что с полным правом считал себя русским писателем».
Евгений Пастернак, сын писателя

Борис Пастернак. Высокая болезнь

Для тех, кто ценит стихи навзрыд, порывы души к высокому, кому знакомо ощущение восторга,свобода импровизации.
Для тех, кто видел, как небо сходит с чердака, видел полдень мира, грозу, моментальную на век, кто слышал весною шорох снов.
Для заложников вечности в плену у времени.
Для тех, кто знает, что смерти не будет.

Для всех, кто помнит и любит Высокого Поэта Бориса Пастернака

(и да простится мне весь мой пафос)))

один из хороших сайтов, посвящённых поэту http://pasternak.niv.ru/

Дом-музей Пастернака в Переделкино, небольшая по размеру видеоэкскурсия по дому:http://www.pasternakmuseum.ru/index.html —

Друзья мои, рада видеть вас здесь!

создавайте обсуждения, пишите.

пишите, пожалуйста, на стене стихи Пастернака, любимые, разумеется)

буду рада, если кто-то захочет поучаствовать в руководстве. и вообще любым вашим предложениям и идеям.

  • Все записи
  • Записи сообщества
  • Поиск

Анна Чернявская запись закреплена
Даниил Сидоров запись закреплена
Дарья Васина запись закреплена
Павел Таевский запись закреплена
Катерина Бенвенуто запись закреплена
Ольга Любимова запись закреплена

Сегодня 130 лет Борису Пастернаку, чья судьба связана с маленьким городом на Каме Чистополем. Как знать, не проживи Борис Леонидович там два военных года, может быть и не стал бы нобелевским лауреатом?

Лариса Новосельцева запись закреплена

Вслед за масштабным январским вечером ко дню рождения Осипа Мандельштама, вызвавшим такой поток откликов, в Доме кино пройдет вечер в честь юбилея другого великого поэта!
10 февраля, в день 130-летия Бориса Пастернака, Центральный дом кинематографистов и проект ”Возвращение. Серебряный век” приглашают всех любителей поэзии на большой юбилейный вечер в его честь.
Показать полностью…
В программе вечера, названного “Времена жизни”, прозвучат стихи, песни, баллады, романсы на стихи Бориса Пастернака и его переводы, посвящения ему Марины Цветаевой, Осипа Мандельштама, Беллы Ахмадулиной, Ольги Ивинской, фрагменты писем и воспоминаний о поэте — всего более 50 текстов. Читает, поет, рассказывает Лариса Новосельцева, при участии Михаила Червинского (скрипка) и Светланы Новосельцевой (голос, ф-но).
Это уже 14-й вечер цикла “Поэтические вечера в Доме кино” Музыкальной антологии русской поэзии трех веков, который проводят просветительский проект “Возвращение. Серебряный век” и его автор, Лариса Новосельцева.

. Пастернаковские программы проекта всегда создают совершенно особый настрой: три часа в непрерывном потоке поэзии Пастернака каким-то удивительным образом переполняют, заряжают и аудиторию, и исполнителя светлой энергией и счастьем. Даже несмотря на драматический, как правило, настрой второго отделения — зрители и спустя недели говорят о счастливом послевкусии, последействии, энергетике пастернаковских текстов! Осип Мандельштам еще в 1922 г. писал о стихах Пастернака: «У нас сейчас нет более здоровой поэзии» — и сейчас, почти сто лет спустя, эти слова так же верны.
Поэзия Бориса Пастернака — это территория счастья. Это удивительный феномен: Пастернак смог быть счастливым, здоровым, разумным человеком в самые безумные, страшные и больные времена. При том, что он не отворачивался, не прятался от жизни и от событий, в ней происходящих, переживания и размышления о них — все время и в его стихах, и в прозе. Великих стихах и великой прозе, в которых воплотилась, выразила себя наполненная любовью — к жизни, к миру, к людям — душа художника, музыканта, философа Бориса Пастернака. Ранние его стихи — как бурные пассажи Скрябина и Рахманинова, буквально захлеб счастьем бытия. Более зрелые — мудрость и строгость Баха, спокойная благодарность за радость жизни — до последних строк последнего его стиха “И дольше века длится день, И не кончается объятье”, до последнего дня, до самого последнего его слова: «Рад”. И разные времена жизни поэта, как разные времена года, предстанут перед гостями вечера в стихах Бориса Пастернака.

Итак:
Центральный дом кинематографистов и просветительский проект “Возвращение. Серебряный век”.
10 февраля 2020 г., понедельник, 19:00
Борис Пастернак. “И дольше века… Времена жизни”. Вечер в день 130-летия рождения поэта.
Стихи, песни и романсы на стихи Бориса Пастернака; его переводы из Николоза Бараташвили и Тициана Табидзе, а также посвящения Марины Цветаевой, Осипа Мандельштама, Беллы Ахмадулиной, Анны Ахматовой, Ольги Ивинской.
Читает, поет, рассказывает Лариса Новосельцева (голос, гитара, ф-но), при участии Михаила Червинского (скрипка) и Светланы Новосельцевой (голос, ф-но).
Музыка к стихам: Лариса Новосельцева.
В двух отделениях, окончание в 22:30.
Белый зал Дома кино (м. Белорусская, ул. Васильевская, 13)

Виктор Финкель: Властитель метафоры. Метафоричность и естественно-научная ветвь поэзии Бориса Пастернака

Написал Выпускающий редактор
Статья просматривалась 2 616 раз(а)

Творческая продукция молодого Пастернака содержит элементы из многих областей современной науки. Архитектоника его поэзии такова, что физико-математическая компонента довольно строго локализована в недрах метафорической структуры и является одним из её подуровней. Объекты метафорических образований вступают во взаимодействие, контакты и конфликты друг с другом, опирающиеся на простые математические соотношения и чисто физические процессы.
Copyright Library of Congress © Viktor Finkel

Властитель метафоры

Метафоричность и естественно-научная ветвь поэзии Бориса Пастернака

(Доклад на AATSEEL National Meeting, San Diego, Dec 27-30, 2003)

Виктор Финкель

Сидит такой завзятый рисовальщик
И иногда рисует lune de miel
Куском беды, крошащейся меж пальцев,
Куском здоровья — бешеный кошмар,
Обломком бреда — светлое блаженство.
Борис Пастернак

Рояль дрожащий пену с губ оближет,
Борис Пастернак

Рыдающей строфы сырую горечь пью.
Борис Пастернак

Мы были музыкою мысли.
Борис Пастернак

МЕТАФОРИЧНОСТЬ

Борис Леонидович Пастернак, как Великий Поэт, лучше всего и ярче всего состоялся и был выражен в уникальной беспрецедентной метафоричности своей поэзии. По существу, он не имеет конкурентов в мировой поэтической практике в этом отношении. И если бы в мире существовала номинация поэтов по этому литературному, творческому методу, то, думаю, Пастернак был бы удостоен звания не только Гениального Поэта, но и Короля, а лучше, Императора и Повелителя Метафоры! Вопрос о метафорическом богатстве поэзии Пастернака, о подлинном «метафорическом дожде», обсуждался, в частности, в классической монографии Владимира Маркова (1968) и ранней книге Ипполита Соколова (1920).

Основа этого метода поэтического функционирования Пастернака заключается в его видении мира вне человека, как активно действующего пространства, заполненного живущими своею жизнью объектами. Ими могут быть снег, поляны, туман, булыжник, дождь и тому подобное. В сущности, активными действующими лицами его поэзии могут быть любые одушевленные и неодушевленные объекты и предметы вне нас. Словами Ефима Эткинда: «В стихотворении Пастернака все живое, все одушевлено метафорическим олицетворением» (Ефим Эткинд 1979). С чем это связано? Прежде всего, это может быть собственная оригинальная поэтическая техника и этот вариант безусловно предпочтительный. Но, предположительно, допустим и другой вариант. Он опирается не явную некристаллизованность и неопределенность религиозных взглядов Пастернака. Он ушел от иудаизма. Формально он пришел к христианству. Но это странный приход — в нем нет религиозного экстаза, я уж не говорю об исступлении. Всё очень спокойно, взвешенно и разумно, почти бесчувственно. Может быть дело в том, что Пастернак был нигде? Или где-то в давно ушедших веках? Или в сугубо материалистическом мире вещей и событий или… в пространстве многобожия. В связи с этим, давайте сопоставим позицию Поэта с язычеством. Вот как определяется последнее Словарем исторических терминов (ЛИТА, Санкт-Петербург. 1998). «ЯЗЫЧЕСТВО — термин, введенный в оборот богословами монотеистических религий и служивший для обозначения религиозных верований, обрядов и праздников, выработанных на протяжении многих веков до появления монотеизма. Магия, анимизм, аниматизм, фетишизм, тотемизм, политеизм и другие формы религии, к которым применяется этот термин, послужили «строительным материалом» для всех позднейших религий, в частности иудаизма, буддизма, христианства, ислама.» Из перечисленного наиболее близким к теме являются два смежных, практически тождественных, направления: анимизм (Каждая вещь имеет свой дух, душу. Одухотворяются силы и явления природы) и аниматизм («Аниматус (лат) — одушевлённый.— совокупность представлений о безличной одушевленности всех предметов и явлений окружающей человека действительности». — Словарь иностранных слов. Москва. Русский язык. 1988.). Если это именно так, не может ли оказаться, что Пастернак попросту верует в одухотворенность всего, что вокруг нас? Тем более, что существует и его, Поэта личное признание в этом. В стихотворении «Орешник» от 1923 года он пишет буквально следующее:

О место свиданья малины с грозой,
Где, в тучи рогами лишайника тычась,
Горят, одуряя наш мозг молодой,
Лиловые топи угасших язычеств.

Тем более что первичность, изначальность природы признается им не только в поэтических произведениях, но и в прозе (Охранная грамота): «Искусство реалистично как деятельность и символично как факт. Оно реалистично тем, что не само выдумало метафору, а нашло её в природе и свято воспроизвело».

Метафоричность Пастернака имеет несколько подуровней:

1. Активная форма действия метафорических персонажей.
2. Пассивная форма действия метафорических персонажей.
3. Автономное существование метафорических образов.
4. Взаимообусловленное сосуществование метафорических образов с автором — симбиоз метафоричности и автора.
5. Силовое, физическое взаимодействие метафорических образов друг с другом.
6. Силовое, физическое взаимодействие метафорических образов с автором.
7. Метафорическое пространство — параллельный мир, способный быть как автономным, так и сращиваться с обычным миром.
8. Естественно-научная насыщенность и обрамление метафорического мира.

Приведем некоторые примеры. Вот снег («Мгновенный снег, когда булыжник узрен.» 1929), который не только самостоятельно резвится, но и совершает антигравитационные действия:

Апрельский снег, оплошливый снежок!
Резвись и тай — земля как пончик в пудре,
………
Несись с небес, лишай деревья весу,
Ерошь березы, швабрами шурша.

А вот способный жаловаться брусок («Он слышал жалобу бруска». 1912):

Он слышал жалобу бруска
О лезвие косы.

Это может быть грустно-задумчивое («Марбург. 1916): «Повсюду портпледы разложит туман,» или нежное («Марбург» 1916): «Ласка июля плескалась в тюле.». Диапазон метафорических образов безгранично широк. От динамичного («Порою ты, опередив.» 1915):

Дни, словно стадо антилоп,
В испуге топчут прерии.

через барабанный металлический бой («Баллада.» 1916): «Монетный двор дождя.» до физически неприязненного («Бабочка — Буря.» 1923): «Асфальта алчного личинкой/Смолу котлами пьет почтамт,» и до прямого болевого давления на слух читателя («Ненастье.» 1956):

Дождь дороги заболотил.
Ветер режет их стекло.

Творческой находкой Поэта является способность его героя непосредственно, почти механически, по силовому, взаимодействовать с явлениями, к которым в реальной жизни подход такого рода — бессмысленнен («С рассветом, взваленным за спину.» 1914):

С рассветом, взваленным за спину,
…….
Выхожу я на реку заспанный —

В связи с последним, следует отметить, что Поэт пользуется для повышения эмоциональной отдачи и образности и активом и пассивом. В предыдущем примере, рассвет был в «подневольном» пассивном состоянии, как и лихач в стихотворении «Зима» (1913):

Черным храпом карет перекушен,
В белом облаке скачет лихач.

Но не менее часты и активные действия метафорических персонажей («Памяти Марины Цветаевой.» 1943):

Развалившись, как звери в берлоге,
Облака в беспорядке лежат.

Яркость и нетривиальность Поэта настолько велики, что вы можете встретить образы и мысли, которые буквально бросают читателя из одного пространства впечатлений и эмоций в диаметрально противоположное, своего рода, антипространство. Из романтического, многопланового («Подражательная.» 1923):

Еще не выпавший туман
Густые целовал ресницы.
Он окунал в него страницы
Своей мечты. Его роман
Вставал из мглы……

в сонно — потно — бездомно — вокзальное («Белые стихи.» 1918): «На станции дежурил крупный храп.». Из обморочного состояния «Был мак, как обморок, глубок.»(«Душная ночь.»1922) — в неукротимо техническое («Пространство.» 1927):

И знаться не хочет ни с кем
Железнодорожная насыпь.
……….
Упорное ночью и днем
Несется на север железо?

и грубо агрессивное («Пара форточных петелек.» 1919): «Гул ворвался как шомпол.»

Метафорический потенциал Пастернака настолько органичен, изначален и рефлекторен, что он без труда перекрывает любой диапазон и глубину чувств и эмоций. А если он, вдруг, почему-то, окажется недостаточен, появится симбиоз из метафорического образа и собственно поэта или его мозга. Именно это произошло в «Но почему.» (1915), когда сокровенный и глубинно творческий процесс объединился с движением облаков:

И облака
Раздольем моего ночного мозга
Плывут, пока
С земли чужой их не окликнет возглас…

Этот мощный поэтический прием умножает эмоциональную нагрузку. Именно он позволил поэту усилить слово некролог и его трагический смысл, перемножив его на изобилие почерневших стволов («Спасское.» 1918):

Да и то, меж стволов, в почерневших обводах
Парк зияет в столбцах, как сплошной некролог.

Активно действующие предметы окружающего нас мира не исключение — это ординарное явление в поэзии молодого Пастернака. В качестве примера возьмем «Город» (1916), точнее 45 его строк (всего в стихотворении 101 строка):

1. Уже за версту,
2. В капиллярах ненастья и вереска
3. Густ и солон тобою туман.
4. Ты горишь, как лиман,
5. Обжигая пространства, как пересыпь,
6. Огневой солончак
7. Растекающихся по стеклу
8. Фонарей, — каланча,
9. Пронизавшая заревом мглу!

10. Навстречу курьерскому, от города, как от моря,
11. По воздуху мчатся огромные рощи.
12. Это галки, кресты и сады, и подворья
13. В перелетном клину пустырей.
14. Всё скорей и скорей вдоль вагонных дверей,
15. И — за поезд
16. Во весь карьер.

17. Это вещие ветки,
18. Божась чердаками,
19. Вылетают на тучу.
20. Этой черной божбою
21. Бьется пригород Тьмутараканью в падучей.
22. Это Люберцы или Любань. Это гам
23. Шпор и блюдец, и тамбурных дверец, и рам.
24. О чугунный перрон. Это сонный разброд
25. Бутербродов с цикорной бурдой и ботфорт.

26. Это смена бригад по утрам. Это спор
27. Забытья с голосами колес и рессор.
28. Это грохот утрат о возврат. Это звон
29. Перецепок у цели о весь перегон.

30. Ветер треплет ненастья наряд и вуаль.
31. Даль скользит со словами: навряд и едва ль —
32. От распросов кустов, полустанков и птах,
33. И лопат, и крестьянок в лаптях на путях.
34. Воедино сбираются дни сентября.
35. В эти дни они с сборе. Печальный обряд.
36. Обирают убранство. Дарят, обрыдав.
37. Это всех, обреченных земле, доброта.

38. Это горсть повестей, скопидомкой-судьбой
39. Занесенная в поздний прибой и отбой
40. Подмосковных платформ. Это доски мостков
41. Под кленовым листом. Это шелковый скоп.
42. Шелестящих красот и крылатых семян
43. Для посева прудов. Всюду рябь и туман.
44. Всюду скарб на возах. Всюду дождь. Всюду скорбь.
45. Это — наш городской гороскоп.

На этом стихотворном поле — изобилие метафор и смежных с ними образов. В 1-5-ой строчках активно действуют город и туман. В 6-9-ой строчках — солончак, фонари, каланча. В 10-11-ой — рощи. В 12-16-ой — галки, кресты, сады, подворья, перелетный клин пустырей. В 17-19-ой — вещие ветки. В 20-23-ой — пригород, Люберцы, Любань, шпоры, блюдца, тамбурные дверцы, рамы. В 24-25-ой — разброд бутербродов и ботфорт. В 26-29-ой — забытье, голоса колес и рессор, утраты, возврат, звон перецепок. В 30-37-ой — ветер, даль, дни сентября (актив) и кусты, полустанки и птахи (пассив). Между 46-ой и 69-ой строками (не приведены) — шпалы, локомотив, окрестности (пассив), буфера (актив), окно, тормоза, вода, тучи, провода, зданья, гром и лето, вода, случай, тайна, беда, ночь, «третья» — беда. Всего в этом стихотворении не мeнее 56 (!) метафор.

Во многих произведениях Поэта, автор как бы отсутствует. Он всего лишь тонкий, но пассивный наблюдатель. Зато активно всё и вся вокруг него. Вот короткое «Петухи»(1923):

Всю ночь вода трудилась без оглядки.
Дождь до утра льняное масло жег.
И валит пар из-под лиловой крышки,
Земля дымится, словно щей горшок.

Когда ж трава, отряхиваясь, вскочит,
Кто мой испуг изобразит росе
В тот час, как загорланит первый кочет,
За ним другой, еще за этим — все?

Перебирая годы поименно,
Поочередно окликая тьму,
Они пророчить станут перемену
Дождю, земле, любви — всему, всему.

На двенадцать строчек здесь не менее восьми (!) героев: вода, дождь, пар, Земля, трава, «кто», первый кочет, неограниченное число других. И эта ситуация, едва ли, ни повсеместна в творчестве Поэта. В коротком (12 строк) стихотворении «Любка» (1937) активными действующими лицами являются: дождь, лист ландыша, вода, царские свечки, туман, ночь, иван-да-марья, ночная фиалка.

Быть может никакой другой раздел поэзии Пастернака не отражает его творческой эволюции, как этот. Свидетелем ситуации здесь является сухая статистика — (Таблица), — основанная на, по меньшей мере, тех метафорах, которые встречаются в поэзии Великого Пастернака и которые удалось увидеть автору, ибо отметить все, попросту, невозможно.

Евгений Пастернак

Евгений Борисович Пастернак (23 сентября 1923, Москва — 31 июля 2012 г., Москва) — литературовед, историк литературы, военный инженер, биограф, старший сын писателя Бориса Пастернака от первого брака с художницей Евгенией Владимировной Лурье.

Некролог Shalamov.ru:

«Биограф своего отца» — так просто и скромно он просил характеризовать себя в публичных документах. И он был им — Биографом с большой буквы, встречаясь с которым человек сразу же попадал в поле притяжения его отца: мысль, слово, голос, лицо. — всё дышало судьбой и правдой гениального русского поэта. Но Евгений Борисович был не только биографом.

Литературовед, писатель, свидетель своей эпохи. С Евгения Борисовича Пастернака началось российское пастернаковедение — слово, которое он произносил неизменно с некоторой иронией. И все-таки именно благодаря ему и его жене Елене Владимировне Пастернак мир узнал не только Пастернака-художника, но и Пастернака-человека, Пастернака-мыслителя. Первая биография Бориса Пастернака, первое и единственное Полное собрание сочинений Пастернака, огромный список научных трудов, в котором целый ряд исследовательских направлений намечен или разработан впервые. Книга размышлений и воспоминаний «Понятное и обретенное». Несчетное количество интервью, в каждом из которых — уникальные частицы живого прошлого. И всё это — жизнь и дело Евгения Борисовича Пастернака.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: