Некролог Антону Чехову

345. Супенников И., Последние дни Чехова, «Русская правда», 1904, № 99, стр. 2.

Сообщение со слов д-ра Винтера, ассистента д-ра Шверера, лечившего Чехова на курорте Баденвейлер. За несколько дней до смерти после первого припадка сердечной слабости Чехов заявил. — «Теперь уже мне осталось недолго жить». Перед смертью, услыхав, что посылают в аптеку за кислородом, он сказал: «Оставьте, пока принесут, я буду уже все равно мертв» и после нескольких глубоких вздохов он умер. Эти последние слова не соответствуют сообщениям О. Л. Книппер-Чеховой и Полоса (см. № 346-347).

346-347. Иолос Г. Б., Последние минуты, «Русские ведомости», 1904, № 189, от 9 июля.

Большая выдержка из письма к редактору «Русские ведомости» о последних днях жизни Чехова и последних его минутах со слов лечившего Чехова в Баденвейлере д-ра Шверера. Перепечатано в книгах: 1) Львов-Рогачевский, А. П. Чехов в воспоминаниях современников и его письмах, М., 1923, стр. 78-79 и 2) Последние дни, смерть и похороны Чехова в книге Соболева Юрия «Антон Чехов. «Неизданные страницы», М., 1916, стр. 111-126.

348. Умерли. Антон Павлович Чехов, «Русский врач», 1904, № 28, стр. 1006.

Краткий некролог. В нем говорится, что Чехов врачебной практикой почти не занимался и что он дал «несколько замечательно правдиво и художественно написанных рассказов из больничной и врачебной жизни, например, «Палата № 6» и др.

349. Панихиды по А. П. Чехове [в Москве], «Русская правда», 1904, № 99, стр. 2.

Речь д-ра Н. Н. Баженова. Он говорил о значении для литературы того, что Чехов был врачом. С врачами и писателями Раблэ и Шиллером вместе «отныне неизгладимыми письменами занесено имя русского земского врача А. П. Чехова». Заключительные слова речи: «Пусть вместе со славой мирового писателя в сердцах русских врачей живет незабвенная память о том, кто украсил [собой] русскую медицинскую корпорацию». «От имени врачей — земной поклон дорогой могиле».

350. Лейтнеккер Евг. [С], Чеховские места и музеи. Собр. соч. А. П. Чехова, 1929, т. XII, стр. 242- 248.

Названы места жительства Чехова в Звенигородском уезде, имеющие связь с теми или иными его произведениями. Среди них указаны рассказы на медицинские темы: «Беглец», «Хирургия», «На вскрытии», «Скорая помощь» (Воскресенск, Чикино, Звенигород, 1884-1887), «Именины», «Княгиня», «Скучная история», «Припадок» (Москва, 1888- 1889).

351. [Образование в Париже Комитета для чествования памяти А. П. Чехова]. «Русский врач», 1904, № 28, стр. 1006.

Информация об образовании Комитета, возглавляемого проф. И. И. Мечниковым. 352-355. Санатория в память А. П. Чехова. Корреспонденция из Севастополя, «Новое время», 1905, М., 1040.

О вновь открытой санатории в Лименах близ Севастополя. То же, см.: 1) «Новости дня», 1905, № 7929; 2) Булыгин П., Лечебный пансион имени А. П. Чехова. «Русские ведомости», 1910, №249, н 3) Лименская санатория имени А. П. Чехова, «Нива», 1911, № 27, стр. 501-502, с 4 рис. 356. [Народные библиотеки имени А. П. Чехова] «Русские ведомости», 1904, № 49, стр. 1073; то же, «Русские ведомости», 1904, от 25 ноября.

Предположение Московской губернской земской управы об открытии-таковых библиотек в беднейших уездах губернии.

357. [Учреждение врачами койки имени А. П. Чехова в Серпуховской земской лечебнице] «Русский врач», 1904, № 29, стр. 1031; то же, «Биржевые ведомости», 1904, 8 июля.

357а. Об условиях пользования комнатой имени А. П. Чехова в санатории «Крюково» близ Москвы, «Сведения врачебно-санитарного бюро Нижегородского губернского земства», 1910, № 8, стр. 31-32.

Некролог Антону Чехову

«Нездоровье мое немножко напугало меня и в то же время (бывают же такие фокусы!) доставило мне немало хороших, почти счастливых минут. Я получил столько сочувствий искренних, дружеских, столько, что мог вообразить себя аркадским принцем, у которого много царедворцев. До болезни я не знал, что у меня столько друзей».

Биография Чехова

Более ста лет назад в тихом южнорусском городе Таганроге, при свете сальной свечи по вечерам делал уроки или читал книги гимназист Антон Чехов — Антоша Чехонте, как прозвал его один из учителей. После трудного дня учебы и беготни по поручениям отца, который держал лавку с бакалейными товарами, он мечтал о какой-то другой жизни — интересной, без грубых слов и подзатыльников.

И вот юноша решил стать образованным человеком — врачом. В 1879 году он поступил на медицинский факультет Московского университета. Уже студентом Чехов начал печатать в юмористических журналах маленькие рассказы и подписывал их — «Антоша Чехонте«. Сначала он писал только юмористические произведения. Такие рассказы, как «Лошадиная фамилия», «Хирургия», «Репетитор» [главный герой: Удодов], «Налим», и сейчас заставляют нас смеяться. А ныне — переживать. Крестьянский мальчик, которого отдали в учение к сапожнику, пишет дедушке письмо с просьбой взять его обратно в деревню. «Пожалей ты меня, сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, все плачу». Это из рассказа «Ванька Жуков».

Чехов и Толстой, фотография 1902

Позже Чехов стал писать кроме рассказов повести и серьезные пьесы. Кого только мы не встретим в них! Тут врачи, учителя, чиновники, студенты, военные, помещики, крестьяне, нищие, полицейские и арестанты. Все профессии, все возрасты — вся Россия! Чехов высмеивал все, что мешало жить честно и справедливо: наглость сильных и заискивание слабых, трусость, грубость и равнодушие («Смерть чиновника»). Отвратительны ему и держиморды, которые мнят себя опорой отечества («Унтер Пришибеев»), скандалисты, хулители, дебоширы, пьяницы («Маска» и «В бане»). Писатель резко высмеял тех кто, идеализировал мужика. В рассказе «Злоумышленник» у мужика своя логика, свои нужды, ничего другого он знать не хочет.

В общей сложности началом литературной деятельности Чехова его окружает тетрально-художественная среда Москвы и Петербурга. Знакомые Чехова — музыканты, художники, актеры, режиссеры, критики и литераторы. Иногда Чехов выступал в качестве театрального рецензента. Многие рассказы, фельетоны, статьи и письма Чехова 1880-х г.г. посвящены театру и актерам. Писатель высоко ценил русскую реалистическую школу, он был хорошо знаком с великой трагической актрисой М.Н.Ермоловой, дружил с актерами В.Н.Давыдовым и П.М.Свободиным, В.Ф.Комиссаржевской и М.Г.Савиной. Среди московских театров он отдавал предпочтение Малому театру, среди петербургских — Александринскому. Почти во всех работах, посвященных театру, Чехов отмечал важность актерской культуры и профессионализма.

Но только внимание критики, читательские симпатии и, главное, поддержка со стороны ведущих литераторов (Д. В. Григоровича, А. Н. Плещеева, В. Г. Короленко) были расценены Чеховым как приглашение к профессиональной литературной деятельности, что потребовало от него пересмотра собственного отношения к литературным занятиям как способу заработка или веселой забаве. В повести «Степь», опубликованной в 1888 в журнале «Северный вестник», обозначились главные художественные открытия Чехова: отсутствие традиционного для русской литературы героя, выражающего авторскую мировоззренческую позицию; воссоздание окружающего мира, преломленного эмоциональным человеческим восприятием; передача душевного состояния персонажей через «случайные» реплики и жесты.

Не мало у Чехова рассказов и о любви. Писал он их мастерски, глубоко вникая в природу человеческих чувств, раскрывая и характеры: «Дама с собачкой«, «Ведьма», «Скучная история». Необычные человеческие типы он показал в рассказах «Крыжовник»(главный герой: Николай Иванович Чимша-Гималайский ),»Ионыч»(главный герой: Дмитрий Ионыч Старцев ), «Человек в футляре»[главный герой: Беликов ), «Студент». В своих произведениях Чехов умел обходиться без «указующего перста». Он предоставляет возможность самому читателю делать выводы. Выразителен язык «самыми близкими к жизни словами», как подметил А. М. Горький. Если вы прочитаете рассказы «Унтер Пришибеев», «Человек в футляре» и другие, вы почувствуете, какой тяжкой была тогда жизнь в России. Но Чехов верил в то, что она изменится и все плохое уйдет в прошлое. Этой мечтой о прекрасном будущем России живут герои его пьес «Вишневый сад», «Три сестры», «Чайка», «Дядя Ваня». Ныне Чехова читают от мала до велика. Пьесы его не сходят со сцены театров многих стран, произведения экранизируются, а книги издаются почти на всех языках мира.

Чехов неслучайно начинает с легких жанров. Он не ищет своего читателя, он знает публику и к ней обращается в своих непритязательных юморесках. Неслучайны и его многочисленные псевдонимы: Человек без селезенки, Антоша. Это мягкий домашний юмор, не претендующий ни на что, кроме шутки, вызывающий улыбку — и только.

И темы его ранних рассказов просты и неприхотливы: он высмеивает чрезмерное чинопочитание, глупую напыщенность. Но вот тут-то и кроется нечто неожиданное: темы рассказиков Антоши Чехонте — осмысление знакомых нам центральных проблем русской литературы! Вспомним «Смерть чиновника».

Герой, случайно чихнувший на лысину начальника, извинялся-извинялся, да и помер со страху. А ведь это — чеховское преломление темы «маленького человека»! После острого сочувствия судьбе гоголевского Акакия Акакиевича, после ощущения бесконечной вины перед униженными и оскорбленными героями Достоевского Россия хохотала над глупой и пошлой смертью маленького чиновника. Ибо сострадали — «братьям меньшим», то есть адресовались — то не к ним.

Предметом интереса и художественного осмысления Чехова становится новый пласт жизни, неведомый русской литературе. Он открывает читателю жизнь обыденную, каждодневную, знакомую всем череду рутинных бытовых дел и соображений, проходящую мимо сознания большинства: она служит лишь фоном для действительно решающих, экстраординарных событий и свершений.

Таким образом, героем Чехова становится человек, действующий заведено, механически, не познавая жизнь и не осознавая себя в ней. И вся жизнь этого героя проходит в ожидании некоего решительного поворота, яркого события. Но, когда это событие действительно происходит, оказывается, что человек не может не только действовать — способствовать благоприятному повороту судьбы или противостоять ее удару; он не способен даже осмыслить происходящее: неразработанное, неумелое сознание «буксует». И в результате жизнь катится дальше уже проложенным руслом к тому последнему итогу, который с полной ясностью докажет, что не состоялся еще один человек, не сформировалась еще одна личность, еще одна жизнь прошла впустую. И все его творчество воспринимается именно как диагноз: падение чувства личности.

Он писал частную жизнь — именно это стало художественным открытием. Под его пером литература стала зеркалом минуты, имеющей значение лишь в жизни и судьбе одного, конкретного человека. Чеховская Россия состоит из вопросов, из сотен разгаданных и неразгаданных судеб. И лишь из всего этого множества, из совокупности штрихов, начинают проглядывать очертания картины. Персонажи Чехова образуют пеструю толпу, это люди разных судеб и разных профессий, их занимают различные проблемы — от мелких бытовых забот до серьезных философских вопросов. Художественная манера Чехова не назидательна, ему претит пафос проповедника, учителя жизни. Он выступает как свидетель, как бытописатель.

В «Вишневом саде» Чехов не только создал образы людей, чья жизнь пришлась на переломную эпоху, но запечатлел само Время в его движении. Ход истории есть главный нерв комедии, ее сюжет и содержание. Герой Чехова, как всегда, играет в собственной жизни второстепенную роль. Но в «Вишневом саде» герои оказываются жертвами нечастных обстоятельств и собственного безволия, а глобальных законов истории: деятельный и энергичный Лопахин такой же заложник времени, как пассивный Гаев. Пьеса построена на уникальной ситуации, которая стала излюбленной для всей новой драмы ХХ века, — это ситуация ПОРОГА. Еще ничего такого не происходит, но есть ощущение края, бездны, в которую должен низвергнуться человек. Система персонажей: герои и их роли каждый из героев исповедуется, но в итоге все эти исповеди оказываются обращены в зрительный зал, а не к партнерам по сцен

В какой-то момент исповедующийся понимает, что самого главного объяснить не сможет. Так Аня никогда не поймет драмы матери, а сама Любовь Андреевна никогда не поймет ее увлечения Петиными идеями. Человек может в известной степени корректировать свою личность, свои отношения с окружающими. Но изменить свою роль он не может, как бы чужда она ему ни была. Несоответствие внутренней сущности героя той социально-исторической роли которую он вынужден играть, — вот драматическая суть в «Вишневом саде».

В комедии переплетаются несколько сюжетных линий. Раньше всех заканчивается линия несостоявшегося романа Лопахина и Вари. Она построена на излюбленном чеховском приеме: больше всего и охотнее всего говорят о том, чего нет, обсуждают подробности, спорят о мелочах — несуществующего, не замечая или сознательно замалчивая существующее и существенное. Давайте прежде всего всмотримся в образ Лопахина. Сам Чехов считал его роль «центральной» в комедии.

Вот это-то сочетание бескорыстной любви к прекрасному — и купеческой жилки, мужицкой простоты — и тонкой артистической души и стремится уловить и воплотить в образе Лопахина Чехов. Лопахин — единственный, кто предлагает реальный план спасения вишневого сада. И реален этот план, прежде всего, потому, что Лопахин понимает: в прежнем виде сад сохранить нельзя, время его ушло, и теперь сад можно сберечь, лишь переустроив, пересоздав в соответствии с требованиями новой эпохи. Варя ждет простого и логического хода жизни: раз Лопахин часто бывает в доме, где есть незамужние девушки, из которых «подходит» ему лишь она, Варя, — значит, должен жениться.

И лишь занятость мешает ему заметить ее достоинства. У Вари даже мысли не возникает иначе взглянуть на ситуацию, подумать, любит ли ее Лопахин, интересна ли она ему? Все Варины ожидания основаны на разговорах окружающих о том, что этот брак был бы удачен, на досужих пересудах! Гибнущий сад и несостоявшаяся, даже незамеченная любовь — две сквозные, внутренне связанные темы пьесы Спасение сада — в его коренном переустройстве, но новая жизнь означает, прежде всего, смерть былого, и палачом оказывается тот, кто яснее всех видит красоту гибнущего мира.

И вот еще — важнейшее: сейчас, близко к новому рубежу веков, в современной смуте конца эпохи, разрушения старом и судорожных попыток создать новое, «Вишневый сад» звучит для нас не так, как звучал еще десять лет назад. Оказалось, что не только рубеж ХIХ-ХХ веков — время действия чеховской комедии; она написана и о безвременье вообще, о том смутном предрассветном часе, который пришелся в на нашу жизнь, определил и наши судьбы.

Многие произведения Чехова инсценировались для кино и телевидения, а также были поставлены в музыкальном театре. К Чехову обращались композиторы С.Рахманинов, А.Спендиаров, Р.Щедрин, В.Гаврилин и др.

Но это не спасло от страшной болезни.

Она проявилась еще в 1884 году, когда 24-летний Антон Чехов оканчивал медицинский факультет университета. Он впервые почувствовал себя очень плохо в зале Окружного суда, где присутствовал в качестве репортера. Спустя месяц Чехов писал: «Оно (кровохарканье) было обильно. Кровь текла из правого легкого. После этого я раза два в году замечал у себя кровь, то обильно текущую, то есть густо красящую каждый плевок, то не обильно; каждую зиму, осень и весну и в каждый сырой день я кашляю. В крови, текущей изо рта, есть что-то зловещее, как в зареве. Когда же нет крови, я не волнуюсь и не угрожаю литературе «еще одной потерей». Дело в том, что чахотка или иное легочное кровохаркание узнается по совокупности. Если бы то кровохарканье, которое у меня случилось в Окружном суде, было симптомом начинающейся чахотки, то я давно уже был бы на том свете, вот моя логика».

Туберкулез продолжал делать свое ужасное дело. Уже спустя три месяца после лечения в клинике Остроумова Чехов снова заболел. Иван Щеглов вспоминал: «Я прямо ужаснулся перемене, которая произошла в Чехове. Лицо его было желтое, изможденное, он часто кашлял и зябко кутался в плед, несмотря на то, что вечер был на редкость теплый».

Развязка наступила в ночь с 1 на 2 июля 1904 года. По свидетельству жены Ольги Леонардовны, в начале ночи Чехов проснулся и «первый раз в жизни сам попросил послать за доктором. Я вспомнила, что в этом же отеле жили знакомые русские студенты — два брата, и вот одного я попросила сбегать за доктором, сама пошла колоть лед, чтобы положить на сердце умирающего. А он с грустной улыбкой сказал: «На пустое сердце льда не кладут». Пришел доктор, Чехов велел дать шампанского. Антон Павлович сел и как-то значительно, громко сказал доктору по-немецки (он очень мало знал по-немецки): «Ich sterbe». Потом повторил для студента или для меня по-русски: «Я умираю». Потом взял бокал, повернул ко мне лицо, улыбнулся своей удивительной улыбкой, сказал: «Давно я не пил шампанского. «, спокойно выпил все до дна, тихо лег на левый бок и вскоре умолкнул навсегда».

Одна из последних фотографий Чехова, 1904

Антон Чехов

Антон Чехов родился 29 января 1860 года в Таганроге. Семи лет от роду Антон Чехов был определен в греческую школу, где пробыл два года. Большее влияние на духовное становление Чехова оказали театр и библиотека. В 1869 году Чехов поступил в таганрогскую классическую гимназию. В 1876 году отец Чехова, торговые дела которого пошатнулись, вынужден был закрыть свою лавочку и переехать в Москву. Антон Павлович остался в Таганроге один, без семьи. Для Чехова наступили особенно трудные времена.

В 1879 году Антон Чехов окончил гимназию и поступил в Московский университет на медицинский факультет. Он очень серьезно занялся медициной, не менее серьезно, чем литературной деятельностью. В 1884 году Чехов окончил университет. К этому времени он был уже писателем, заметным сотрудником юмористических изданий. В 1880 году в журнале «Стрекоза» было опубликовано «Письмо к ученому соседу», печатался он также в журналах «Будильник», «Зритель», «Мирской толк», «Москва», «Светитени», «Спутник». С 1882 года начинается сотрудничество Чехова в «Осколках», лучшем юмористическом журнале того времени.

Ранние чеховские рассказы близки к анекдотам. Его юморески создают обобщенные образы, лишенные конкретных индивидуальных черт. Человек в них равен своему социальному положению. Это — «отставной коллежский регистратор», «лавочник», «редактор ежедневной газеты», безымянные «папаша» и «мамаша» и другие. Общий склад современной жизни предстает как нечто полудикое, дремучее. В рассказе «Хамелеон» (1884) мгновенные переходы от угодничества к самоуправству — это черты полицейского надзирателя. Некоторые рассказы выдержаны в сатирическом духе Салтыкова-Щедрина («Самообольщение», «Рыбье дело»). Своеобразной вехой в творчестве Чехова стал некролог великому путешественнику Пржевальскому, опубликованный в 1888 году. Через два года после этого некролога Чехов сам пошел по пути Пржевальского и совершил с исследовательскими целями путешествие на остров Сахалин.

Вторая половина 90-х годов и начало нового века ознаменовались в жизни Антона Чехова некоторыми событиями и фактами, вносящими новые черты в его биографию. В начале 1895 года 114 ученых, писателей и публицистов Петербурга и Москвы подали новому государю петицию о стеснениях печати. Эта петиция была составлена в решительных тонах и начиналась с заявления о том, что «профессия литературная» поставлена в Российской империи «вне правосудия». В числе подписавших петицию значилось и имя Чехова.

1898 год принес Чехову Антону блестящий триумф его пьесы «Чайка» в Московском Художественном театре. Чехов крепко связал свою судьбу драматурга с Художественным театром и завязал дружеские отношения с его актерами и руководителями. В том же, 1898 году началось знакомство Чехова с М.Горьким, знакомство сначала заочное. Между Чеховым и Горьким началась переписка. В следующем году в Ялте писатели впервые встретились, и их отношения стали дружескими. С именем Горького связано громкое общественное выступление Чехова. В 1900 году Чехов был избран почетным членом Академии наук, в 1902 году этой же чести был удостоен Горький. Однако вскоре избрание Горького было объявлено Академией наук недействительным, и Чехов, вместе с Короленко, в знак протеста вернул свой академический диплом.

В 1901 году Чехов женился на артистке Московского Художественного театра Ольге Леонардовне Книппер, но из-за чахотки часто был вынужден жить в разлуке с женой: она была связана с Москвой, Чехов же по совету врачей должен был поселиться в Ялте. На ялтинский период падает большая работа Чехова по подготовке Собрания своих сочинений.

Исторические события, свидетелем которых был Антон Павлович Чехов в последние годы жизни, глубоко захватили его. Русско-японская война и начавшееся революционное брожение в стране вызвали у Чехова такой страстный интерес, что многие добрые его знакомые не узнавали в нем прежнего Чехова. Теперь, в 1900-е годы, у Чехова поэтика малых величин ведет к обобщениям социально-исторического масштаба. Это очень ясно сказывается в его трилогии 1898 года «Человек в футляре», «Крыжовник» и «О любви». Боязнь перемен — такова основа всего современного зла.

Болезнь Антона Чехова — туберкулез легких — прогрессировала. Он как медик уже отчетливо видел признаки приближающейся смерти. Чехов ушел из жизни в июле 1904 года в немецком городке Баденвей-лере, спокойно, попрощавшись с женой, и немецким врачом, лечащим его, выпив бокал шампанского и сказав по-немецки: «Ich sterbe» («Я умираю»).

Национальная библиотека Республики Карелия

К 150-летию со дня рождения А. П. Чехова (2010 г.)

Представляем вам прижизненные издания произведений писателя, хранящиеся в фондах сектора редких книг:

1. Полное собрание сочинений Ант. П. Чехова. Т. 1-2, 5-16. – Изд. 2-е. – Санкт-Петербург: Издание Т-ва А. Ф. Маркс, 1903. – Прил. к журн. «Нива» на 1903 г.

В приложении к «Ниве» выходили тоненькие тома 23-томного собрания в бумажных издательских обложках, но в наших фондах хранятся книги, переплетенные по заказу бывших владельцев в переплетной «Нивы»: так состоятельные подписчики стремились сохранить свои книги для потомков.

2. Чехов, А. Сочинения. Т. 4, 10. – Санкт-Петербург: Издание А. Ф. Маркса, 1901.

Таким образом, тома этого самого первого издания сочинений Чехова выходили под частными заглавиями, у нас есть т. 4: Рассказы, и т. 10: Остров Сахалин. Только на одном экземпляре 10-го тома сохранился издательский переплет, на котором обозначено: Сочинения Антона Чехова. Томъ X.

Этот сборник рассказов писателя впервые был издан А. С. Сувориным в 1890 году. Чехов посвятил свою книгу П. И. Чайковскому. О необычайной популярности Чехова свидетельствует краткая библиография его сочинений, предпосланная сборнику: все суворинские издания писателя выходили в 1899 году седьмым, восьмым, а то и четырнадцатым изданием.

Критические работы о творчестве Чехова, появившиеся при жизни писателя:

1. Альбом портретов русских писателей. Вып. 1. – Санкт-Петербург: В. В. Комаров, 1891. – Прил. к журн. «Звезда» за 1891 г.

2. Волынский, А. Л. Книга великого гнева: критические статьи, заметки, полемика. – Санкт-Петербург: Издание С.-Петербургского Т-ва “Труд”, 1904.

3. Михайловский, Николай Константинович. Сочинения Н. К. Михайловского. Т. 6. – Санкт-Петербург: Типолитография Б. М. Вольфа, 1897.

Читателям будет любопытно прочитать, как отзывалась народническая критика на вновь появлявшиеся сочинения писателя.

4. Скабичевский, А. М. Сочинения А. Скабичевского: критические этюды, публицистические очерки, литературные характеристики. Т. 2. – 3- е изд. – Санкт-Петербург: Издание Ф. Павленкова, 1903.

5. Струве, П. Б. На разные темы: сборник статей / Петр Струве. – Санкт-Петербург: Типография Дома призрения малолетних бедных, 1902.

Статьи Петра Струве полемически заострены против народнической критики. Читатель нашей библиотеки может сопоставить различные суждения современников писателя, высказанные в журналах вслед за появлением очередного сочинения Чехова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector