Некрасов Тишина

Николай Алексеевич Некрасов

Стихотворения других поэтов с таким же названием:

  • Константин БальмонтТишина «Чуть бледнеют янтари»
  • Борис ПастернакТишина «Пронизан солнцем лес насквозь. » 1957
  • Валерий БрюсовТишина «Вечер мирный, безмятежный » 4-6 февраля 1905
  • Петр ЯкубовичТишина «Вечер румяный притих, догорая» 1899
  • Поликсена СоловьеваТишина «В снегах голубых умирают дневные сияния»

Стихотворения на тему:

Количество обращений к стихотворению: 3636

Редактирование сочинений и изложений

6-й класс

Не нужно, чтобы всем над рифмами потеть,
А правильно писать потребно всем уметь.

Развитие связной речи – самый трудный раздел в образовательной области «Филология».

Далеко не всем учащимся под силу сконцентрировать свое внимание во время выполнения творческой работы. Поэтому активность учеников на уроках развития речи постепенно снижается, исчезает самостоятельность в рассуждениях. Бывает, что ребенок на уроке вдохновенно пишет, радуясь своим мыслям, а после проверки получает тетрадь с тройкой за содержание. А главное для учителя – дать школьнику возможность пробовать и ошибаться, надо, чтобы он получал удовольствие от собственного творчества. Нельзя допустить угасание творческой активности ребят!

Хотя программа речевого развития в 5–6-х классах не предусматривает уроков редактирования текста, практика показывает: такие уроки просто необходимы.

Цель урока редактирования – формирование практических навыков совершенствования текста, умения выбирать самый точный вариант для передачи мысли, а также исправление ошибок в содержании.

Таким образом, я определила для себя главное направление речевого развития учащихся – формировать умения и навыки связного изложения мыслей в устной и письменной форме, особое значение придавая умению детей совершенствовать написанное.

Я ввела в практику специальные уроки, на которых обучаю школьников приемам самоанализа и самоконтроля. Это могут быть уроки: «Учимся редактировать», «Учимся рецензировать» и др.

Чтобы научить редактировать текст, полезно с детьми выполнять специальные упражнения:

по осуществлению лексического самоконтроля. (Например, исправьте ошибки в образовании форм частей речи, в подборе синонимов, антонимов и т.д.);

по осуществлению синтаксического самоконтроля. (Составьте словосочетания, ставя вопрос и определяя падеж управляемого слова);

по написанию мини-рецензии (речевой самоконтроль). (Например, школьник должен доказать, почему отрывок ученического сочинения: «Пугачев хотел, чтобы все люди жили счастливо. Пугачев помогал Гриневу. Пугачев хотел, чтобы Гринев жил счастливо», – приводят в качестве примера бедной, невыразительной речи? Подобные примеры я нахожу в работах своих учеников и, не называя автора, предлагаю учащимся написать мини-рецензию.)

Важно, чтобы учащиеся осознали, какие действия они выполняют, почему именно эти действия в определенной последовательности необходимо выполнять. Следует убедить детей в том, что первый вариант текста далеко не лучший, он не отражает их возможностей. Главное – обучить школьников приемам работы с черновиком, с редакторскими значками; научить самоанализу и самооценке.

Особое значение для развития умения речевого самоконтроля имеет отсроченная повторная работа с текстом изложения или сочинения.

Тема урока в 6-м классе, который обучается по учебному комплексу В.В. Бабайцевой: «Изложение повествовательного текста с элементами описания помещения в официально-деловом стиле».

Для изложения использован текст «В школе космонавтов» (по Г.Юрмину).

Первый этап работы над текстом изложения был организован по традиционной методике:

сообщение цели изложения;

подготовка к восприятию исходного текста;

анализ текста (содержательный, структурный, языковой);

изложение текста в соответствии с поставленной задачей;

После написания первого варианта изложения были собраны.

Через неделю я раздаю ученикам их работы без каких-либо пометок. (Конечно, все изложения мною были проверены, я выписала речевые недочеты, которыми воспользуюсь при обучении детей редактированию.)

На уроке ставится цель «Повторная работа с текстом изложения»: развивать навыки анализа и редактирования текста на основе сравнения с исходным; учить совершенствовать содержание и форму высказываний учащихся.

Ученики получили задание проверить и доработать текст, при этом в черновик разрешалось вносить любые исправления.

Я снова прочитала исходный текст: сначала в обычном темпе, затем с небольшими интервалами. Дети сравнивали свой вариант с авторским и вносили необходимые поправки и дополнения в свою работу. Примечательно: почти все увидели значительное расхождение собственного текста с исходным.

Некоторые дети спрашивали: можно ли оставить какое-то предложение в прежнем варианте? «Вы имеете на это право», – отвечала я. Надо уважать мнение ученика, если оно не противоречит логике изложения.

(Кстати, все дети обнаружили в своих работах орфографические и пунктуационные ошибки и тут же их исправили.)

После этого ученики написали 2-й вариант изложения.

Третий этап – учащимся выданы проверенные работы с указанием зоны неисправленных (и дополнительно допущенных) ошибок.

Задача школьников – обнаружить и исправить их. Вначале можно (в зависимости от уровня подготовленности класса) организовать работу под руководством учителя.

На доске: В космосе полная тишина. Космонавтов надо приготовить к этому испытанию. И для этого в школе проводятся подготовительные занятия для ребят, которые хотят стать космонавтами.

В классе есть камеры. И дежурные следят за тем, что происходит и как ведет себя испытуемый.

Перед редактированием повторим условные обозначения речевых недочетов.

Я предоставила учащимся возможность самим применить свои навыки редактирования.

Дети увидели отсутствие логической связи между содержанием 1-го и 2-го предложений (поставили знак «

»). Восстановили пропущенное звено: Космонавту предстоит долгие дни, недели и месяцы пробыть вдали от Земли, людей.

Определили места, где требуется пояснение (знак «Ц»): к какому именно испытанию? Устранили повтор (П): Этому испытанию – для этого.

Знак «=» возник над словом приготовить – замена: подготовить. Обнаружена фактическая ошибка (ф): занятия проводились не для ребят, а для космонавтов. Значит, фраза . которые хотят стать космонавтами лишняя. Установили логическую связь в последнем сложноподчиненном предложении.

Шестиклассники смогли убедиться, что первоначальная правка текста не избавляет от новых ошибок. Так, записав исправленный вариант: В космосе полная тишина. Космонавту предстоит долгие дни, недели и месяцы пробыть вдали от Земли, людей. Космонавтов надо подготовить к этому испытанию, увидели, что требуется дополнительная корректировка..

Ученики сразу обнаружили повтор. Выход нашли в объединении двух простых предложений (второго и третьего) в сложное: «Космонавту предстоит долгие дни, недели и месяцы пробыть вдали от Земли, людей, поэтому его надо подготовить к этому испытанию».

Остальную работу по редактированию собственных изложений ученики закончили самостоятельно. Они объединились в группы по 2–3 человека (больше, на мой взгляд, нецелесообразно); привлекались на помощь консультанты. Не могу не отметить активность тех учащихся, которые отмалчивались на первом этапе работы с текстом.

Вот что получилось в результате (в сравнении с исходным текстом).

В школе космонавтов

В космосе полная тишина. Космонавту предстоит долгие дни, недели и месяцы пробыть вдали от Земли, людей. Космонавтов надо подготовить к этому испытанию. Вот в школе космонавтов и устроили «класс тишины».
Маленькая комната: три метра в длину, три метра в ширину. Снаружи она похожа на рубку корабля, а изнутри на кабину самолета. Дверь у кабины тяжелая, стальная, звуков не пропускает. Для космонавта подготовлено все необходимое: одежда, продукты питания. В кабине достаточное освещение. На стенках полки с книгами, в правом углу умывальник, на столе часы. Космонавт может говорить, его снаружи услышат, а он никого услышать не может.
По другую сторону двери в просторной комнате трое дежурных внимательно слушают каждое слово космонавта, смотрят на экран телевизора, следят за каждым движением.
Не знает космонавт, сколько времени ему предстоит провести в «классе тишины». Читает, занимается, выполняет задания. Так проходят дни.
Трудное это испытание. Но в «классе тишины» провел долгие недели каждый наш космонавт.

«Класс тишины»
(ученический вариант)

В космосе полная тишина. Космонавту предстоит долгие дни, недели и месяцы пробыть вдали от Земли, людей, поэтому его надо подготовить к этому испытанию. Вот в школе космонавтов и сделали «класс тишины».
Маленькая комната: три метра в длину, столько же в ширину. Снаружи этот необычный класс похож на рубку корабля, изнутри – на кабину самолета. Кабина закрыта тяжелой стальной дверью. В классе есть все, что нужно испытуемому: одежда, продукты питания, кровать, полка с книгами, умывальник. На столе – часы. В комнате достаточное освещение. Космонавт может вслух говорить, его снаружи услышат, но сам он никого и ничего услышать не может.
За дверью «класса тишины» в небольшом помещении трое дежурных наблюдают за будущим космонавтом: слушают каждое его слово, следят за каждым его движением.
Космонавт не знает, сколько времени он проведет в полной изоляции. Читает, занимается, выполняет различные задания. Дни идут за днями.
Трудное это испытание, но его должен выдержать каждый космонавт.

В другом 6-м классе, который обучается по учебнику под редакцией Н.М. Шанского (авторы: М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженская и др.), аналогичная работа проводилась с текстом Е.Носова «Таинственный музыкант». Заранее предупредила детей, чтобы лист черновика перегнули по вертикали пополам. Написав новый вариант текста изложения, они наглядно смогли увидеть результаты своих усилий.

На примере одного изложения я покажу, как ученица переработала свой текст.

Однажды после рыбалки я присел на берегу моря, чтобы отдохнуть. Погода была дождливая, ветреная.

И только было слышно шелест бледно-желтых листьев. Волны пенились и накатывались на песок, лижа траву.

Однажды после долгого хождения с удочкой по берегу речки я решил отдохнуть. Поздняя осень уже оголила кусты лозняка и далеко разбросала узкие листья. Лишь на концах самых тонких, словно покрасневших от мороза веточек шелестят желтые листья.

Было пасмурно и ветрено. Вспененные волны накатывались на песчаную отмель и лизали черные от мороза водоросли, вытащенные неводом на берег.

Во время работы с текстом ученица включила в изложение описание природы, исправила фактическую ошибку (действие происходит на берегу речки, а не моря). Правильно обозначила абзац (со слов «Было пасмурно и ветрено»), в 1-м варианте это следовало сделать после 1-ого предложения. Нарушена смысловая связь между 2-м и 3-м предложениями: «И только было слышно шелест бледно-желтых листьев». Выражение и только было слышно... требует пояснения, например, ничего не было слышно или никаких звуков не доносилось. Устранена была грамматическая ошибка: неправильно образована форма деепричастия от глагола лизать.

И вдруг стала слышна непривычная, незнакомая мелодия. Порой она была тосклива, задумчива, покорна. Звуки ее так слабы, что при дуновении ветра они обрывались.

И тут я установил закономерность между «скрипачом» и дирижером – ветром.

И вдруг среди этих шорохов и всплесков послышался непривычный звук, было похоже, что рядом играет крошечная скрипка. Порой робкая, тоскливая, порой зовущая, полная света мелодия. Звуки ее были так слабы, что порывы ветра обрывали мелодию, как паутинку.

Прислушавшись, я уловил закономерность между «скрипачом» и дирижером – ветром. Стоило ему немного утихнуть, и она переходила на низкие ноты, а когда ветер забирался все глубже, то скрипка плакала и пищала. Но дирижер был неумолим и требовал от скрипача новых сил.

Как завороженный, слушал я этот удивительный концерт.

В 1-м варианте наблюдаем неоправданный повтор союза и – с него начинаются и 2-й, и 3-й абзацы; в несколько иной форме эта ошибка «перешла» во 2-й вариант. После анализа ученица устранила недочет, убрав союз в начале предложения. («Вдруг среди этих шорохов и всплесков послышался непривычный звук. ») Устранила повтор слов слышно. слышна. В 1-м варианте требовалось восстановить смысловую связь в тексте: «И тут я установил закономерность между “скрипачом” и дирижером-ветром». Никакого упоминания о скрипаче не было, поэтому рассуждение о закономерности между ним (что? или кого? имел в виду автор?) и ветром нелогично. Требовалось аргументировать начало предложения и тут (когда? где? при каких обстоятельствах?).

При проверке повторной работы обнаружилось необоснованное расширение границ предложения. Следовало записать: «Вдруг среди этих шорохов и всплесков послышался непривычный звук. Было похоже, что рядом играет крошечная скрипка».

Исправив одни речевые ошибки, школьница допустила новые: неоправданный повтор слова мелодия, пропуск слова, повлекшего за собой нарушение смысла. В исправленном виде, то есть в третьем варианте, ученица написала: «Смычок выводил то робкую, тоскливую, то зовущую, полную света мелодию. Звуки ее были так слабы, что порывы ветра обрывали музыку как паутинку».

Следим за дальнейшей работой ученицы:

Мне стало интересно, откуда идет звук. Я оглянулся и увидел ракушку. Посмотрев ее, я решил, что она обыкновенная выложенная перламутром спираль.

Наконец я установил место, откуда идет звук, – справа от меня. Я оглянулся. Вокруг был золотистый песок и ракушки. Из самой большой ракушки шла эта чарующая мелодия.

Если в 1-м варианте требовалось исправить грамматическую ошибку, убрать нагромождение местоимений, ликвидировать речевой недочет, приведший к абсурдности: ракушка – спираль, то во 2-м тексте достаточно устранить повтор слова ракушка.

И положил на место. Но больше ни одного звука не услышал.

И тут я понял, что совершил роковую ошибку.

Я взял ее, осмотрел.

Ракушка напоминала простую выложенную перламутром спираль. Положив ее на землю, я больше не услышал ни одного прекрасного звука. Долго вертел ракушку, перекладывал с места на место, подсыпал под нее песок, но она молчала.

Я понял, что совершил роковую ошибку, сдвинув ее с места.

Только в ходе повторной работы с рассказом Е.Носова ученица смогла логически связать части изложения, устранить речевые, стилистические ошибки в содержании текста.

Тишина

Все рожь кругом, как степь живая,
Ни замков, ни морей, ни гор…
Спасибо, сторона родная,
За твой врачующий простор!
За дальним Средиземным морем,
Под небом ярче твоего,
Искал я примиренья с горем,
И не нашел я ничего!
Я там не свой: хандрю, немею,
Не одолев свою судьбу,
Я там погнулся перед нею,
Но ты дохнул – и сумею,
Быть может, выдержать борьбу!

Я твой. Пусть ропот укоризны
За мною по пятам бежал,
Не небесам чужой отчизны —
Я песни родине слагал!
И ныне жадно поверяю
Мечту любимую мою
И в умиленье посылаю
Всему привет… Я узнаю
Суровость рек, всегда готовых
С грозою выдержать войну,
И ровный шум лесов сосновых,
И деревенек тишину,
И нив широкие размеры…
Храм божий на горе мелькнул
И детски чистым чувством веры
Внезапно на душу пахнул.
Нет отрицанья, нет сомненья,
И шепчет голос неземной:
Лови минуту умиленья,
Войди с открытой головой!
Как ни тепло чужое море,
Как ни красна чужая даль,
Не ей поправить наше горе,
Размыкать русскую печаль!
Храм воздыханья, храм печали —
Убогий храм земли твоей:
Тяжеле стонов не слыхали
Ни римский Петр, ни Колизей!
Сюда народ, тобой любимый,
Своей тоски неодолимой
Святое бремя приносил —
И облегченный уходил!
Войди! Христос наложит руки
И снимет волею святой
С души оковы, с сердца муки
И язвы с совести больной…

Я внял… я детски умилился…
И долго я рыдал и бился
О плиты старые челом,
Чтобы простил, чтоб заступился,
Чтоб осенил меня крестом
Бог угнетенных, бог скорбящих,
Бог поколений, предстоящих
Пред этим скудным алтарем!

Родина в лирике Некрасова

Не может сын взирать спокойно

На горесть матери родной,
Не будет гражданин достойный

К отчизне холоден душой.

В «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова читаем: «Родина — отечество, родная страна, место рождения. » Можно согласиться с этим определением. Но более глубинный и сердечный смысл этому слову дает Некрасов в стихотворениях «Родина», «Тишина», «Рыцарь на час», «Поэт и гражданин». Вот известные строки из стихотворения «На Волге»:

Но вдруг я стоны услыхал,

И взор мой на берег упал.

Почти пригнувшись головой

К ногам, обвитым бечевой,

Обутым в лапти, вдоль реки —

Ползли гурьбою бурлаки.

Красавица-Волга становится для Некрасова «рекою рабства и тоски», символом бедствий народных и великой скорби:

Ты не так заливаешь поля,

Как великою скорбью народной

Переполнилась наша почва.

Родина для Некрасова — не только родная почва, русская природа, но. и страдающий русский народ. С раннего детства поэт возненавидел крепостные порядки, царившие в имении отца-деспота. Он видел страдания матери, тяжелый труд крестьянских детей, слышал стоны бурлаков на Волге.

Стихотворение «Родина» — начало той поэзии, в которой зазвучали помыслы и чувства самого народа. Произведение во многом автобиографично. Воспоминания о матери, няне, родном доме омрачены чувством давящей несвободы:

Но помню я: в этом месте что-то всех давило,

Здесь в малом и большом тоскливо сердце ныло.

Лирическое начало сочетается в стихотворении с активным неприятием отцов-тиранов, «разврата грязного и мелкого тиранства». Поэт-гражданин не уходит и от суровых самооценок:

. Научился я терпеть и ненавидеть,

Но, ненависть в душе постыдно притая,

Где порой бывал помещиком и я.

Основные черты поэтического стиля Некрасова получили дальнейшее развитие в произведениях 50—70-х годов, в поэме «Кому на Руси существовать хорошо»:

Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и забитая.

Ты и всесильная, Матушка-Русь!

В этой двойственности восприятия Родины заключены истоки некрасовской любви-ненависти. Поэт страстно желает ос вобождения народа, призывает стать в ряды борцов за народное счастье, к пробуждению гражданского самосознания:

Поэтом можешь ты не быть.

Но гражданином быть обязан.

Стихотворение «Рыцарь на час» — это звук проснувшейся совести. В произведении чувствуются охота бодрости, силы, деятельного служения добру и одновременно неудовлетворенность бесполезной и расслабленной жизнью. Велика врачующая сила природы. Вспоминает поэт и свою мать-страдалицу, отдает себя на суд ей:

От ликующих, праздно болтающих,

Обагряющих руки в крови,

Уведи меня в стан погибающих

За великое дело любви!

Образ матери в стихотворении предельно конкретен и одновременно предельно обобщен. Мать для поэта — символ всего лучшего, чистого. Именно у матери занимает лирический герой силы для будущей борьбы. Слова «мать» и «Родина» сливаются в масштабный образ Родины-матери.

Некрасов решительно выступает против излишней покорности народа-труженика. Трудно не почувствовать горький сарказм, которым проникнут финал стихотворения «Железная дорога»:

Выпряг народ лошадей — и купчину

С криком «Ура!» по дороге помчал. .

Кажется, трудно отрадней картину

Да, Некрасов не певец смирения. Об этом говорит и «Песня Еремушке». Лирический герой обращает к дремлющему младенцу (русскому народу) такие слова:

Будешь редкое явленье, Чудо родины своей;

Не холопское терпенье Принесешь ты в жертву ей:

Необузданную, дикую К угнетателям вражду

И доверенность великую К бескорыстному труду.

В поэме-эпопее «Кому на Руси существовать хорошо» показано постепенное пробуждение крестьянского сознания (образы Гирина, Савелия, Матрены Тимофеевны и др.). Тип интеллигента-разночинца воплощен в образе Григория Добросклонова. Григорий слагает песни о будущем Руси. Цель его жизни — освобождение РФ, счастье для него — в борьбе за справедливость. Заметим, что такая борьба была необходима и после отмены крепостного права.

«Довольно ликовать в наивном увлеченье,—

Шепнула муза мне,— пора шагать вперед:

Народ освобожден, но счастлив ли народ. «

Думы о Родине, о предназначении поэта-гражданина, о жертвенности революционного служения составляют неотъемлемую черту некрасовской поэзии. И в наше пора она служит образцом взыскательной любви к Отчизне, любви, которая учит нас не бояться правды, какой бы жестокой та ни была.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: