Некрасов сеятель стих

Слова Н. Некрасова

Укажи мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?
Стонет он по полям, по дорогам;
Стонет он по тюрьмам, по острогам,
В рудниках на железной цепи;
Стонет он под овином, под стогом,
Под телегой, ночуя в степи;
Стонет в собственном бедном домишке,
Свету божьего солнца не рад;
Стонет в каждом глухом городишке,
У подъездов судов и палат.
Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется –
То бурлаки идут бечевой.
Волга! Волга! Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля.
Где народ, там и стон… Эх, сердечный,
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил, —
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?

Русские песни. Сост. проф. Ив. Н. Розанов. М., Гослитиздат, 1952

Песня – отрывок из стихотворения Некрасова «Размышления у парадного подъезда (1858). Была распространена среди интеллигенции, особенно революционно-народнической. В песенной практике поется «укажи» вместо «назови». Поется на мотив арии из оперы «Лукреция Борджиа», музыка Доницетти. Известны народные переработки времен гражданской войны 1917-1922 («Укажи мне такую обитель, где бы зверь Калмыков не бывал…»)

Размышления у парадного подъезда

Вот парадный подъезд.
По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям;
Записав свое имя и званье,
Разъезжаются гости домой,
Так глубоко довольны собой,
Что подумаешь — в том их призванье!
А в обычные дни этот пышный подъезд
Осаждают убогие лица:
Прожектеры, искатели мест,
И преклонный старик, и вдовица.
От него и к нему то и знай по утрам
Всё курьеры с бумагами скачут.
Возвращаясь, иной напевает «трам-трам»,
А иные просители плачут.

Раз я видел, сюда мужики подошли,
Деревенские русские люди,
Помолились на церковь и стали вдали,
Свесив русые головы к груди;
Показался швейцар. «Допусти»,— говорят
С выраженьем надежды и муки.
Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!
Загорелые лица и руки.
Армячишка худой на плечах,
По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах,

В самодельные лапти обутых
(Знать, брели-то долгонько они
Из каких-нибудь дальних губерний).
Кто-то крикнул швейцару: «гони!
Наш не любит оборванной черни!»
И. захлопнулась дверь. Постояв,
Развязали кошли пилигримы,
Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,
И пошли они, солнцем палимы,
Повторяя: суди его бог!
Разводя безнадежно руками,
И, покуда я видеть их мог,
С непокрытыми шли головами.

А владелец роскошных палат
Еще сном был глубоким объят.
Ты, считающий жизнью завидною
Упоение лестью бесстыдною,
Волокитство, обжорство, игру,
Пробудись! Есть еще наслаждение:
Вороти их! в тебе их спасение!
Но счастливые глухи к добру.

Не страшат тебя громы небесные,
А земные ты держишь в руках,
И несут эти люди безвестные
Неисходное горе в сердцах.

Что тебе эта скорбь вопиющая,
Что тебе этот бедный народ?
Вечным праздником быстро бегущая
Жизнь очнуться тебе не дает.
И к чему? Щелкоперов забавою
Ты народное благо зовешь;
Без него проживешь ты со славою

И со славой умрешь!
Безмятежней аркадской идиллии
Закатятся преклонные дни:
Под пленительным небом Сицилии,
В благовонной древесной тени,
Созерцая, как солнце пурпурное
Погружается в море лазурное,

Полосами его золотя,—
Убаюканный ласковым пением
Средиземной волны,— как дитя,
Ты уснешь, окружен попечением
Дорогой и любимой семьи
(Ждущей смерти твоей с нетерпением);
Привезут к нам останки твои,
Чтоб почтить похоронною тризною,
И сойдешь ты в могилу. герой,
Втихомолку проклятый отчизною,
Возвеличенный громкой хвалой.
Впрочем, что ж мы такую особу
Беспокоим для мелких людей?
Не на них ли нам выместить злобу?—
Безопасней. Еще веселей
В чем-нибудь приискать утешенье.
Не беда, что потерпит мужик:
Так ведущее нас провиденье
Указало. да он же привык!
За заставой, в харчевне убогой,
Всё пропьют бедняки до рубля
И пойдут, побираясь дорогой,
И застонут. Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?
Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам,
В рудниках, на железной цепи;
Стонет он под овином, под стогом,
Под телегой, ночуя в степи;
Стонет в собственном бедном домишке,
Свету божьего солнца не рад;
Стонет в каждом глухом городишке,
У подъезда судов и палат.
Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется —
То бурлаки идут бечевой.
Волга! Волга. Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,

Как великой скорбью народной
Переполнилась наша земля,-
Где народ, там и стон… Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил,-
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?

Анализ стихотворения Некрасова «Сеятелям»

Стихотворение Некрасова «Сеятелям» как рассказ о зерне, его взращивании, а в образе зерна показан сам человек, а в процессе взращивания – развитие человеческой души. Поучительный смысл притчи. Роль поэтического творчества, восприятие народом голоса поэта.

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 08.05.2013
Размер файла 10,7 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Стихотворение Некрасова «Сеятелям» очень интересное, в нем можно разглядеть глубокий философский смысл. Казалось бы, автор рассказывает о зерне, его взращивании, но в образе зерна показан сам человек, а в процессе взращивания — развитие человеческой души. Если заботиться о человеке, помогать жить, если человек имеет нравственные ценности и принципы, то станет он добрым человеком. Поучительный смысл притчи заключается в том, что человек должен взращивать в себе добродетель, иначе погибнет тонкий росток добра при первых испытаниях, иначе будет душа человека никчёмной и пустой, как голая земля с сорняками и терниями. А если человек познает истину, вольёт себе в душу свет и тепло, то добьётся он своего и любим будет. некрасов сеятель зерно притча

В душу каждого человека можно сказать заложены семена добра, но одни люди глубоко осознали и приняли веру, другие выслушали и поняли поверхностно, третьи не поняли, да и не хотели. В стихотворении, есть подтекст, философский смысл, который, как и в притче, реализуется через систему символических образов (сеятель, почва, слово).В произведении говорится о человеке, пытающемся посеять добро. Тема стихотворения — роль поэтического творчества, восприятие народом голоса поэта. В стихотворении Н.А. Некрасова звучит призыв раскрыть свои души для добрых начинаний, призыв сеять «разумное, доброе, вечное…».

Стихотворение состоит из двух строф. Размер — разностопный дактиль, причем стопа трехсложная, с ударением на первый слог.

Так же в этом произведении можно раскрыть смысл некоторых слов-символов:

Сеятель — Учитель, наставник, воспитатель, Бог.

Зерно — Слово истины, добра и любви.

Плод — результат воздействия Слова, добрые и благородные поступки человека, принявшего Слово.

Смысл заключается в том, что человек должен взращивать в себе добродетель, иначе погибнет тонкий росток добра при первых испытаниях, иначе будет душа человека никчёмной и пустой, как голая земля с сорняками и терниями. А если человек познает истину, вольёт себе в душу свет и тепло, то добьётся он своего и любим будет.

Автор обращается со страстным призывом ко всем тем, кто мог бы нести народу свет знания.

Поэт пишет о том, что добрые начинания дают лишь «хилые всходы», в мире не хватает добра и света.

В стихотворении ощущаются горькие ноты, но в то же время звучит бодро, энергично.

В стихотворении Н. Некрасова звучит призыв раскрыть свои души для добрых начинаний, призыв сеять «разумное, доброе, вечное…».

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Краткий биографический очерк жизни Н.А. Некрасова как великого российского поэта, этапы его личностного и творческого становления. Адресаты любовной лирики: А.Я. Панаева и З.Н. Некрасова. «Проза любви» в лирике Некрасова, анализ его стихотворения.

реферат [40,0 K], добавлен 25.09.2013

Стихотворения, входившие в первую книгу Некрасова «Мечты и звуки». Античные мотивы в сборнике. Стихотворения о предназначении поэта, о любви, смерти, власти судьбы и рока над человеком. Подражание Пушкину, Лермонтову, Жуковскому, Батюшкову и Бенедиктову.

курсовая работа [37,8 K], добавлен 20.11.2010

Мораль и нравственные принципы как основа эстетики поэта Н. Некрасова. Анализ основных стихотворных сюжетов, проблематика и особенности композиции и идейно-художественная значимость некрасовских стихотворений. Новаторский характер поэзии Некрасова.

реферат [23,5 K], добавлен 03.10.2014

Семья, родители, детские и юношеские годы Некрасова — русского поэта, писателя и публициста, революционера-демократа, классика литературы. Написание стихотворения «Железная дорога» — одного из самых драматичных произведений. Музей–усадьба Некрасова.

презентация [1,7 M], добавлен 13.02.2014

Чуковский как один из лучших отечественных исследователей творчества Некрасова. Присуждение за книгу Ленинской премии. Чуковский о влиянии на Некрасова Пушкина и Гоголя. Своеобразное описание «приемов» Некрасова и критический анализ его творчества.

реферат [25,7 K], добавлен 10.01.2010

Детство и юность великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова. Роль В.Г. Белинского в становлении жизненного и творческого пути Некрасова. Первые публикации в журналах, его книги. Гражданская позиция его произведений. Личная жизнь поэта.

презентация [10,1 M], добавлен 10.01.2012

Изучение детства, годов учебы в гимназии и взаимоотношений в семье Николая Алексеевича Некрасова. Описания его нелегкого пути в литературу. Петербургские мытарства. Влияние детских и юношеских годов на поэзию. Поэтическое завещание. Лучшие стихотворения.

презентация [9,1 M], добавлен 04.12.2013

Русская природа в стихах Н.А. Некрасова для детей, образы крестьянского ребенка в его произведениях. Роль Н.А. Некрасова в развитии детской поэзии и педагогическая ценность произведений писателя. Литературный анализ поэмы «Дедушка Мазай и зайцы».

контрольная работа [34,8 K], добавлен 16.02.2011

Тема поэта и поэзии является одной из важнейших тем в творчестве Н.А. Некрасова. Она протянута через несколько его произведений, в частности «Поэт и гражданин» и «Элегия».

сочинение [5,0 K], добавлен 16.12.2002

Семья и происхождение поэта. Детский годы в родовом имении, которое располагалось на берегу Волги. Образование и ранние годы творчества. Гражданский брак Николая Алексеевича Некрасова с Авдотьей Панаевой. Возрождение и становление журнала «Современник».

презентация [1,1 M], добавлен 30.10.2013

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

«Свободы сеятель пустынный…» А. Пушкин

Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя —
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды…

Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.

Дата создания: ноябрь 1823 г.

Анализ стихотворения Пушкина «Свободы сеятель пустынный…»

Южная ссылка, в которой Александр Пушкин провел почти четыре года, произвела на поэта неизгладимое впечатление. Подобное решение правительства он воспринимал, как личное оскорбление, хотя и понимал, что за стихи-эпиграммы в адрес императора его ждало более серьезное наказание.

Тем не менее, этот период жизни связан у Пушкина далеко не с самыми лучшими воспоминаниям, хотя именно на юге России он смог переосмыслить значение слова «родина» и определился собственным призванием.

В 1823 году поэт, размышляя над своей судьбой, написал стихотворение «Свободы сеятель пустынный…», за основу сюжета которого взял известную библейскую притчу. Суть ее сводится к тому, что землепашец, разбрасывая зерна пшеницы, не может рассчитывать на то, что каждое из них даст новый колосок. Однако зерна, попавшие в благодатную почву, непременно прорастут и окупят все сторицей. Сравнивая себя с сеятелем, поэт отмечает, что он с надеждой и верой «в порабощенные бразды бросал живительное семя». Автор подразумевает свои стихи, в которых хотел донести до соплеменников необходимость изменения общественного строя, благодаря чему каждый человек сможет получить подлинную свободу. Правда, Пушкин считает, что ему повезло гораздо меньше, чем библейскому землепашцу, который сумел получить прекрасный урожай. Сам же поэт убежден, что он лишь потерял «время, благие мысли и труды», пытаясь опередить ход событий.

Обращаясь к своему народу, автор называет его стадом, которому «дары свободы» совершенно не нужны. «Вас не разбудит чести клич», — резюмирует поэт. При этом он сожалеет о том, что люди, погруженные в собственные заботы, не хотят видеть очевидного и не желают понимать, что их бездействие весьма пагубно отразится и на будущих поколениях. Довольствуясь малым и отдавая гораздо больше за сомнительное право иметь собственный кров и пищу, современники поэта совершенно не задумываются о завтрашнем дне и не понимают, что ими манипулируют в угоду своим интересам власть имущие. И это вызывает в душе поэта огромное возмущение. Тем не менее, Пушкин понимает, что не в состоянии что-либо изменить, так как наследством его народа являются «ярмо с гремушками да бич». Именно поэтому автор считает свое творчество напрасным и никому не нужным. Однако поэт все же изменит свое мнение, когда поймет, что часть брошенным им в благодатную почву семян все же проросла, породив поколение декабристов, которым суждено было изменить ход российской истории.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector