Некрасов русскому писателю стихотворение

Каждый писатель стремится создать в своих произведениях тип женщины, в котором бы выразились его представления об идеальной героине. Таковы пушкинская Татьяна Ларина, тургеневские девушки: Лиза Капитана, Наталья Ласунская, Елена Стахова. Эти замечательные героини, которых воплотились лучшие черты русского характера, порождены дворянской средой. Некрасов вводит в свои стихи и поэмы новую героиню — крестьянку, которая сочетает в себе нравственную чистоту, свойственную девушкам-дворянкам, и трудолюбие, стойкость, силу характера, которые формирует именно крестьянская среда.

В ранних стихотворениях поэта мы видим как бы первые наброски будущего яркого и выразительного образа «величавой славянки». Первое же стихотворение Некрасова, принесшее ему славу, «В дороге» посвящено судьбе крестьянской девушки Груши, которую погубили господа своей кажущейся добротой. Дав ей дворянское воспитание и образование, они затем вернули ее в крестьянскую среду, от которой она совершенно отдалилась. Эта драматическая судьба образованной девушки из народа, зависящей от прихоти барина, предстает перед нами в рассказе ее мужа, ямщика. Судьбы русских крестьянок удивительно схожи друг с другом тем, что до краев наполнены горем, обидами, унижениями, непосильным трудом. Поэтому в стихотворении «Тройка», рисуя обаятельный портрет «чернобровой дикарки», автор с грустью предвидит ее будущую жизнь, которая превратит это очаровательное, полное жизни существо в рано состарившуюся женщину, в лице которой «появится вдруг выраженье тупого терпенья и бессмысленный вечный испуг». Таким образом, рисуя образы женщин-крестьянок, автор настойчиво утверждает мысль о том, что невыносимые условия жизни, бесправие, рабство губят их судьбы, калечат душу, в которой бесполезно гаснут силы, убиваются желания и стремления. О тяжкой женской доле повествует стихотворение «В полном разгаре страда деревенская». Основу жизни безымянной героини этого стихотворения составляет бесконечный каторжный труд, который изматывает ее силы, не дает ей передохнуть.

Бедная баба из сил выбивается,
Столб насекомых над ней колыхается,
Жалит, щекочет, жужжит!

Приподнимая косулю тяжелую,
Баба порезала ноженьку голую —
Некогда кровь унимать!

Эта реалистически нарисованная картина дает яркое представление о жизни свободной крестьянки, ибо стихотворение было написано в 1862 году, то есть после отмены крепостного права. Судьба русской женщины из народа по-прежнему остается тяжелой. Но эти невыносимые условия закаляют женский характер, заставляя стойко переносить жизненные испытания.

На долю Дарьи из поэмы «Мороз, Красный нос» выпадает страшное горе — смерть мужа, кормильца, опоры и надежды семьи. Но не только грозящая в недалеком будущем нищета иссушает Дарью. Самое страшное для нее — утрата горячо любимого мужа. Гордость заставляет ее сдерживать подступающие слезы, которые все же проливаются на «холст гробовой». Мужественный и стойкий характер Дарьи проявляется в том, что она сама сшивает саван умершему мужу, заботливо отводит детей к соседке, едет за дровами в лес сразу после похорон. Картины предсмертного сна Дарьи с особенной силой раскрывают ее высокие моральные качества — преданную любовь к мужу и детям, трудолюбие, силу воли. Чтобы выразить свое глубокое сочувствие героине, автор пользуется для создания ее образа такими эпитетами, как «горькая вдовица», «молодая вдова», ласково называет ее «Дарьюшкой». Поэт очень неожиданно использует здесь метафору. Слезы плачущей Дарьи то проливаются дождем, то истекают перезревшими зернами, то застывают жемчужинами. Мысленно говоря с мужем, бесконечно тоскуя о нем, Дарья мужественно встречает беду, заботясь о детях. Но она настолько привыкла делить свои радости и горести с Проклом, что и после его смерти, думая о предстоящей свадьбе сына, обращается к умершему мужу, как к живому

Я ли о нем не старалась?
Я ли жалела чего?
Я ему молвить боялась,
Как я любила его!

Сколько нежности, любви, заботы, ласки и тепла заключено в этих простых, безыскусных словах! Даже тяжелый крестьянский труд окрашивается светлыми, радостными тонами в картине предсмертного сна героини, потому что в нем рядом с ней те, кто для нее дороже всего: заботливый трудолюбивый муж, проворный сынишка Гришуха, красивая Маша-резвушка. Эта светлая, праздничная картина — последнее, что видит замерзающая Дарья. Только в смерти обретает она покой и счастье, ибо жизнь сулит ей только беспросветную нужду и горе. Значит, в беде Дарьи отразилась трагедия многих крестьянских женщин: жен, сестер, матерей. Недаром в поэме авторское повествование о горестной судьбе героини прерывается взволнованным монологом поэта о русских женщинах-крестьянках. В нем он рисует обобщенный образ «величавой славянки», которая «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет».

. Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.

И голод, и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна.
Я видывал, как она косит:
Что взмах — то готова копна!

Этот яркий, выразительный портрет выявляет высокие нравственные черты крестьянской женщины: силу, выносливость, трудолюбие, цельность характера, скромность, достоинство. Русская крестьянка, задавленная непосильным трудом, все-таки сумела сохранить и в рабстве свободное сердце, силу духа, физическую и духовную красоту. Пожалуй, наиболее полно эти черты русской женщины из народа воплотились в образе Матрены Тимофеевны Корчагиной из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Но в ней есть еще и нечто новое, что отличает ее от других героинь Некрасова. Она протестует против своего рабского положения, активно борется за свое счастье. Собственно, вся жизнь Матрены Тимофеевны, о которой она рассказывает мужикам-правдоискателям, — это и есть бесконечная упорная борьба с горем, несправедливостью, унижением, беззаконием. Знакомя читателей со своей героиней, Некрасов дает ее портрет, в котором выразилось народное представление о женской красоте.

Матрена Тимофеевна,
Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати восьми.
Красива: волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.

Весь облик некрасовской героини полон достоинства и спокойной сдержанности. В ее жизни короткие радости сменялись тяжелыми несчастьями, которые, однако, не сломили ее сильной натуры. Огромные духовные силы этой женщины помогли ей перенести страшную смерть первенца Демушки, они дали ей силы защитить от жестокого наказания второго сына Федотушку, добиться отмены незаконной отправки мужа в рекрутчину. Своего относительного благополучия она добилась сама, отважно борясь с бедами и невзгодами, защищая свое человеческое достоинство. Рассказ Матрены Тимофеевны о своей жизни венчает притча о ключах от женского счастья.

Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У бога самого.

В некрасовской поэме звучит оптимистическая мысль о том, что «ключи» должны найтись, ибо русская крестьянка достойна счастливой и свободной жизни, которая поможет реализовать ее богатые нравственные силы, найдя им достойное применение.

Некрасов русскому писателю стихотворение

Некрасов Николай Алексеевич

Николай Алексеевич Некрасов — русский поэт, публицист и издатель.

Стихотворения о творчестве

Стихотворение Н.А. Некрасова «Русскому писателю»

Напрасно быть толпе угодней
Ты хочешь, поблажая ей, —
Твоё призванье благородней,
Писатель родины моей!

Её ты знаешь: не угодник
Полезен ей. Пришла пора!
Ей нужен труженик-работник
На почве Мысли и Добра.

Служи не славе, не искусству –
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей любви.

И если ты богат дарами,
Их выставлять не хлопочи:
В твоём труде заблещут сами
Их животворные лучи.

Взгляни: в осколки твёрдый камень
Убогий труженик дробит,
А из-под молота летит
И брызжет сам собою пламень.

Стихотворения Некрасова посвященные русским писателям

Белинский первым пробудил в Некрасове талант писателя. Поэт до конца жизни оставался благодарным учителю за те уроки, которые получил от него:

  • Белинский был особенно любим.
  • Молясь твоей многострадальной тени,
  • Учитель! перед именем твоим
  • Позволь смиренно преклонить колени!
  • Ты нас гуманно мыслить научил,
  • Едва ль не первый вспомнил о народе,
  • Едва ль не первый ты заговорил
  • О равенства, о братстве, о свободе.

«Рассказ ямщика» стал первым антикрепостническим стихотворением Некрасова. Вскоре появились и другие стихи, продолжающие эту тему: «Родина», «Тройка», «Перед дождем», «Огородник», «Еду ли ночью по улице темной. », «Псовая охота». «Родина» была запрещена цензурой, но распространялась в списках, особенно популярным было стихотворение в революционных кругах. Некрасов вспоминал, что Белинский высоко ценил эти стихи: «Приношу к нему стихотворение «Родина», напечатано было только начало, Белинский пришел в восторг. »

«Родина» — автобиографичное произведение. Это стихотворение навеяно детскими воспоминаниями. Оно обличает крепостничество, деспотизм. «Псовая охота» также автобиографично. Некрасов очень любил охоту, и эта тема была ему близка. В нем обличется деспотизм помещиков на примере псовой охоты. У Некрасова есть несколько стихотворений, посвященных русским писателям, среди них «Блажен незлобивый поэт», написаное на смерть Гоголя. Оно является первым манифестом гражданского направления в борьбе против школы «чистого искусства». В стихотворении «Памяти Белинского», написанном в то время, когда имя критика находилось под строжайшим запретом, Некрасов вспоминал своего учителя:

  • Наивная и страстная душа,
  • В ком помыслы прекрасные кипели,
  • Упорствуя, волнуясь и спеша,
  • Ты честно шел к одной высокой цели.

В стихотворениях, посвященных русским писателям, Некрасов говорил о духовно близких ему людях, единомышленниках и соратниках по борьбе. После смерти Добролюбова и ареста Чернышевского Некрасов писал:

  • Узы дружбы, союзов сердечных
  • Все порвалось: мне с детства судьба
  • Посылала врагов долговечных,
  • А друзей уносила борьба.

Живя постоянно в Петербурге, Некрасов частенько бывал в Грешневе. Он любил бродить по лугам и лесам в одиночестве или с кем-нибудь из деревенских друзей. Поэт распрашивал их о радости и горе, бедах и невзгодах. В общении с народом, вдали от города и городского шума Некрасов отдыхал и стряхивал с себя заботы:

  • Какой восторг! За перелетной птицей
  • Гонюсь с ружьем, а вольный ветер нив
  • Сметает сор, навеянный столицей,
  • С души моей. Я духом бодр и жив.

В стихотворении «Деревенские новости» поэт вспоминает об одном из своих

приездов в родные места:

  • Вот и Качалов лесок,
  • Вот и пригорок последний
  • Вот уж запасный амбар,
  • Вот уж и риги. как сладок
  • Теплого колоса пар!

Некрасов вспоминает, как его с нетерпением ждали приятели — крестьяне. Они рассказывали ему обо всем, что случилось в его отсутствие. С какой радостью встречали его крестьяне:

  • «Здравствуй, как жил-поживал?
  • Не понапрасну мы ждали,
  • Ты таки слово сдержал.
  • Сходится в хате моей
  • Больше да больше народу:
  • «Ну, говори поскорей,
  • Что ты слыхал про свободу?»

Но почему подчас угрюмые и неразговорчивые крестьяне были откровенны с Некрасовым? Сам он говорил: «Я постоянно играл с деревенскими детьми, и когда мы подросли, то естественно, что между нами была такая кроткость». «Деревенские новости» были написаны в 1860 году, накануне отмены крепостного права. Некрасов не мог не написать о том, что так волновало его друзей — о свободе. Неподалеку от Грешнева на взгорье находилась село Абакумцево. На краю села была похоронена безвременно умершая мать Некрасова. Она оказала благотворное влияние на формирование взглядов поэта, на его духовное развитие. С самого детства до конца жизни он писал о ней: И если я наполнил жизнь борьбою

  • За идеал добра и красоты,
  • И носит жизнь, слагаемая мною,
  • Живой любви глубокие черты
  • О мать моя, подвергнут я тобою!
  • Во мне спасла живую душу ты.

В стихотворении «Рыцарь на час» запечатлена могила Елены Андреевны. Поэт не раз приезжал на могилу матери, постоянно страдал, что не смог повидаться с матерью перед ее смертью. Так получилось, что поэт собирался на свадьбу сестры, а попал на похороны матери. В этом стихотворении Некрасов жалуется, что молодость прошла, силы для борьбы кончаются:

  • От ликующих, праздно болтающих,
  • Обагряющих руки в крови
  • Уведи меня в стан погибающих
  • За великое дело любви.

По цензурным соображениям под словом «любовь» подразумевается свобода. Любить свой народ для Некрасова, как для Гоголя и Белинского, значит ненавидеть его притеснителей. Поэзия Некрасова, начиная с 1845 года, стала поэзией обличения. Он обличал в своих стихотворениях помещиков («В дороге», «Родина», «Псовая охота»), чиновников («Чиновник», «Колыбельная песня», «Современная ода»), богатеев — купцов («Секрет»). Также в этот момент он много писал о простых зависимых крестьянах. Кроме стихов Некрасов также писал прозой. В 40-е годы появляется очерк «Петербургские углы», который, однако, был сильно изрезан цензурой. Здесь Некрасов описывает состояние Петербурга того времени: бедноту, трущобы. Очерк является частью большого романа « Жизнь и похождения Тихона Тростникова», так и оставшегося неоконченным. Роман во многом напоминает жизнь самого Некрасова в молодости, его становление.

Стихи великих русских поэтов, писателей, классиков о весне: Фета, Бунина, Блока, Некрасова. Школьные стихотворения.

Уж травка светит с кочек талых.
Плаксивый чибис прокричал,
Цепь снеговую туч отсталых.
Сегодня первый гром порвал.

Какая ночь! Все звезды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песнью соловьиной
Разносится тревога и любовь.

Березы ждут. Их лист полупрозрачный
Застенчиво »манит и тешит взор.
Они дрожат. Так деве новобрачной
И радостен и чужд ее убор.

Нет, никогда нежней и бестелесной
Твой лик, о ночь, не мог меня томить!
Опять к тебе иду с невольной песней,
Невольной — и последней, может быть.

В эфире песнь дрожит и тает,
На глыбе зеленеет рожь —
И голос нежный напевает:
«Еще весну переживешь!»

А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.

Едва лишь в полдень солнце греет,
Краснеет липа в высоте,
Сквозя, березник чуть желтеет,
И соловей еще не смеет
Запеть в смородинном кусте.

Но возрожденья весть живая
Уж есть в пролетных журавлях,
И, их глазами провожая,
Стоит красавица степная
С румянцем сизым на щеках.

Заговорило, зацвело
Все, что вчера томилось немо,
И вздохи неба принесло
Из растворенных врат эдема.

Как весел мелких туч поход!
И в торжестве неизъяснимом
Сквозной деревьев хоровод
Зеленоватым пышет дымом,

Поет сверкающий ручей,
И с неба песня, как бывало;
Как будто говорится в ней:
Все, что ковало, — миновало.

Нельзя заботы мелочной
Хотя на миг не устыдиться,
Нельзя пред вечной красотой
Не петь, не славить, не молиться.

Дымятся чёрные бугры,
И утром в воздухе нагретом.
Густые белые пары
Напоены теплом и светом.

А в полдень лужи под окном
Так разливаются и блещут.
Что ярким солнечном теплом
По залу зайчики трепещут.
Все темней и кудрявей березовый лес.

Скоро Троицын день, скоро песни, венки и покосы.
Все цветет и поет, молодые надежды тая.
О весенние зори и теплые майские росы!
О далекая юность моя!

Принимаю тебя, неудача,
И удача, тебе мой привет!
В заколдованной области плача,
В тайне смеха — позорного нет!

Принимаю бессонные споры,
Утро в завесах темных окна,
Чтоб мои воспаленные взоры
Раздражала, пьянила весна!

Принимаю пустынные веси!
И колодцы земных городов!
Осветленный простор поднебесий
И томления рабьих трудов!

И встречаю тебя у порога —
С буйным ветром в змеиных кудрях,
С неразгаданным именем бога
На холодных и сжатых губах.

Перед этой враждующей встречей
Никогда я не брошу щита.
Никогда не откроешь ты плечи.
Но над нами — хмельная мечта!

Как молоком облитые,
Стоят сады вишнёвые,
Тихохонько шумят;
Пригреты тёплым солнышком,
Шумят повеселелые
Сосновые леса,
А рядом новой зеленью
Лепечут песню новую
И липа бледнолистая,
И белая берёзонька
С зелёною косой!
Шумит тростинка малая,
Шумит весёлый клён.
Шумят они по-новому,
По-новому, весеннему.

Идёт-гудёт, Зелёный Шум,
Зелёный Шум, весенний шум!

Зима прошла. Пройдет весна,
Настанет лето золотое,
Природа, радости полна,
Вздохнет отраднее в покое.
Но ненадолго; нет, опять,
Рассвирепелые, по воле
Мятежно ветры засвистят,
И закружится вихорь в поле.
И зашумит дремучий бор,
Завоет он, как волк голодный,
И с высоты пустынных гор
Повеет осенью холодной;
И снова сумрачная тьма
Раскинет свой покров печальный
И всемогущая зима
Оденет в саван погребальный —
Цветущий луг, зеленый бор
И всю поблекшую природу,
И убелит вершины гор,
И закует морозом воду;
И после дивной красоты
Природа будет вновь уныла;
Так жизнь: иль майские цветы,
Или заглохшая могила.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: