Некрасов Николай Алексеевич

Николай Алексеевич Некрасов — русский поэт, воспринимавшийся современниками как флагман революционно-демократической лирики и олицетворение «совести эпохи». В некрасовской лирике, открывшей новую страницу в развитии русского реализма, разворачивались драмы и трагедии повседневной жизни представителей социальных низов и раскрывались глубинные свойства национального характера.

10 декабря 1821 г. — родился в дворянской семье в городке Немирово Винницкого уезда Подольской губернии. Через три года семья переехала в деревню Грешнево Ярославской губернии.

«Школьник» Н. Некрасов

— Ну, пошел же, ради бога!
Небо, ельник и песок —
Невеселая дорога…
Эй! садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь…
Не стыдися! что за дело?
Это многих славных путь.

Вижу я в котомке книжку.
Так, учиться ты идешь…
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.

Знаю: старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаек.

Или, может, ты дворовый
Из отпущенных. Ну, что ж!
Случай тоже уж не новый —
Не робей, не пропадешь!

Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.

Не без добрых душ на свете —
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете —
Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь…
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай, —

Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!

Анализ стихотворения Некрасова «Школьник»

Творчество Николая Некрасова очень реалистично, поэтому многие его произведения наполнены болью и грустью оттого, что ему довелось увидеть, путешествуя по родной стране. Однако поэт до самой смерти верил в силу духа русского народа, считая, что это важное качество рано или поздно позволит простым крестьянам стать настоящими хозяевами жизни и распорядиться тем, что имеют, по совести.

Конечно, Некрасов мог лишь теоретически предполагать, что именно ждет его страну в будущем, однако и мысли не допускал о том, что вчерашний мужик, превратившись в барина, забудет, кто он и откуда родом. К сожалению, реалии оказались куда более прозаическими, и пример тому – наши дни, когда выходцы из народа открестились от своего прошлого, но при этом не смогли сохранить истинные ценности, накопленные предыдущими поколениями. Но в 1856 году, когда поэт написал свое стихотворение «Школьник», до революции оставалось еще без малого полтора столетия. Поэтому данное произведение является своеобразным напутствием всем тем, кто в то непростое время все же решил выбиться в люди и стать хозяином своей жизни.

В центре произведения – оборванный и босой крестьянский сын, который пешком идет в соседнее село, чтобы сесть за парту приходской школы. Стихотворение построено в форме монолога, в котором автор обращается к своему юному спутнику, хотя и не ждет от него никаких ответов. Скорее, он хочет объяснить случайному собеседнику, что старания его родителей, отдавших последние деньги на обучение сына, не пропадут даром.

Некрасов рисует перед крестьянским мальчишкой достаточно идиллическую картину, которую, тем не менее, подкрепляет фактами, и пророчит незнакомцу большое будущее. Возможно, он сможет повторить путь Ломоносова, этого «архангельского мужика», который «по своей и божьей воле стал разумен и велик».

Автор убежден, что каждому человеку в жизни выпадает шанс изменить свою судьбу, однако далеко не все могут им воспользоваться. Поэтому поэт призывает сельского мальчонку не робеть, так как именно знания открывают перед ним все двери. Не исключено, что его юный собеседник сможет добраться до Москвы и станет учиться в университете, чтобы впоследствии принести своей стране гораздо большую пользу, чем избалованные дворянские отпрыски, которых поэт считает холодными, тупыми и напыщенными.

Действительно, в крепостной России подобные случаи, когда обычный мужик становился выдающимся деятелем науки либо искусства, не являлись редкостью. При всей убогости действующего общественно-политического строя находились меценаты, оказывавшие помощь одаренным сельским детям. Зная это, Некрасов в своем стихотворении признается, что именно по этой причине любит Россию. По его мнению, « не бездарна та природа, не погиб еще тот край», в котором народ так талантлив и усерден в освоении премудростей науки.

Финальное четверостишье этого произведения наполнено пафосом и гордостью за свою страну. При этом всегда реалистичный в творчестве, на этот раз Некрасов позволяет себе предаться мечтам, высказывая надежду о том, что именно за трудолюбивыми и целеустремленными крестьянами будущее. Безусловно, время все расставило на свои места, показав, что среди низших сословий могут рождаться гении, однако в подавляющем большинстве выходцы из крестьян пекутся лишь о собственном благополучии. Равно как и знатные отпрыски вполне могут быть образованными и благородными, хотя в основной своей массе ведут праздный образ жизни. Однако стихотворением «Школьник» автор словно бы стирает грань между сословиями, провозглашая равенство, которое, к сожалению, так и осталось несбыточной мечтой поэта.

Поэмы » Горе старого Наума

Волжская быль

Науму паточный завод
И дворик постоялый
Дают порядочный доход.
Наум — неглупый малый:

Задаром сняв клочок земли,
Крестьянину с охотой
В нужде ссужает он рубли,
А тот плати работой —

Так обращен нагой пустырь
В картофельное поле.
Вблизи — Бабайский монастырь,
Село Большие Соли,

Недалеко и Кострома.
Наум живет — не тужит,
И Волга-матушка сама
Его карману служит.

Питейный дом его стоит
На самом «перекате»;
Как лето Волгу обмелит
К пустынной этой хате

Тропа знакома бурлакам:
Выходит много «чарки».
Здесь ходу нет большим судам;
Здесь «паузятся» барки.

Купцы бегут: «Помогу дай!»
Наум купцов встречает,
Мигнет народу: не плошай!
И сам не оплошает.

Кипит работа до утра:
Всё весело, довольно.
Итак, нет худа без добра!
Подумаешь невольно,

Что ты, жалея бедняка,
Мелеешь год от года,
Благословенная река,
Кормилица народа!

Люблю я краткой той поры
Случайные тревоги,
И труд, и песни, и костры.
С береговой дороги

Я вижу сотни рук и лиц,
Мелькающих красиво,
А паруса, что крылья птиц,
Колеблются лениво,

А месяц медленно плывет,
А Волга чуть лепечет.
Чу! резко свистнул пароход;
Бежит и искры мечет,

Ущелья темных берегов
Стогласым эхом полны.
Не всё же песням бурлаков
Внимают эти волны.

Я слушал жадно иногда
И тот напев унылый,
Но гул довольного труда
Мне слышать слаще было.

Увы! я дожил до седин,
Но изменился мало.
Иных времен, иных картин
Провижу я начало

В случайной жизни берегов
Моей реки любимой:
Освобожденный от оков,
Народ неутомимый

Созреет, густо заселит
Прибрежные пустыни;
Наука воды углубит:
По гладкой их равнине

Суда-гиганты побегут
Несчетною толпою,
И будет вечен бодрый труд
Над вечною рекою.

Мечты. Я верую в народ,
Хоть знаю: эта вера
К добру покамест не ведет.
Я мог бы для примера

Напомнить лица, имена.
Но это будет смело,
А смелость в наши времена —
Рискованное дело!

Пока над нами не висит
Ни тучки, солнце блещет,-
Толпа трусливого клеймит,
Отважным рукоплещет,

Но поднял бурю смелый шаг,-
Она же рада шикать,
Друзья попрячутся, а враг
Спешит беду накликать.

Науму с лишком пятьдесят,
А ни детей, ни женки.
Наум был сердцем суховат,
Любил одни деньжонки.

Он говорил: «Жениться — взять
Обузу! А «сударки»
Еще тошней: и время трать,
И деньги на подарки».

Опровергать его речей
Тогда не приходилось,
Хоть, может быть, в груди моей
Иное сердце билось,

Хотя у нас, как лед и зной,
Причины были розны:
«Над одинокой головой
Не так и тучи грозны;

Пускай лентяи и рабы
Идут путем обычным,
Я должен быть своей судьбы
Царем единоличным!»

Я думал гордо. Кто не рад
Оставить миру племя?
Но я родился невпопад —
Лихое было время!

Забыло солнышко светить,
Погас и месяц ясный,
И трудно было отличить
От ночи день ненастный.

Гром непрестанно грохотал,
И вихорь был ужасен,
И человек под ним стоял
Испуган и безгласен.

Был краткий миг: заря зажгла
Роскошно край лазури,
И буря новая пришла
На смену старой бури.

И новым силам новый бой
Готовился. Усталый,
Поник я буйной головой.
Погибли идеалы,

Пророк

Не говори: «Забыл он осторожность!
Он будет сам судьбы своей виной. »
Не хуже нас он видит невозможность
Служить добру, не жертвуя собой.

Но любит он возвышенней и шире,
В его душе нет помыслов мирских.
«Жить для себя возможно только в мире,
Но умереть возможно для других!»

Так мыслит он – и смерть ему любезна.
Не скажет он, что жизнь его нужна,
Не скажет он, что гибель бесполезна:
Его судьба давно ему ясна…

Его еще покамест не распяли,
Но час придет – он будет на кресте;
Его послал бог Гнева и Печали
Рабам земли напомнить о Христе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector