Некрасов Н

Русский поэт и литературный деятель Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября 1821 года в местечке Немиров Винницкой области.
Детские годы Некрасова прошли в селе Грешнево (ныне селе Некрасове) близ Ярославля, в имении отца. Здесь он близко узнал крестьянскую жизнь. С 1832 Некрасов учился в Ярославской гимназии. В 1839 тщетно пытался поступить в Петербургский университет (в 1839— 1840 считался вольнослушателем). Лишившись поддержки отца, будущий поэт вёл жизнь полубездомного столичного бедняка. С 1838 он начал печатать стихи. В 1840 опубликовал сборник ещё незрелых стихов “Мечты и звуки”, встреченный суровой рецензией В. Г. Белинского и уничтоженный самим автором. Обладая твёрдым характером, Некрасов дал себе слово “не умереть на чердаке” и начал энергичную литературно-журнальную деятельность. “Уму непостижимо, сколько я работал”, — вспоминал он позднее. Некрасов писал рассказы, повести, пьесы, театральные обозрения, фельетоны. Его водевили были поставлены на сцене Александринского театра (под псевдонимом Н.А.Перепельский). С 1840 начал сотрудничать в театральном журнале “Пантеон . ”, с 1841— в “Литературной газете” и “Отечественных записках”. В 1842— 1843 сблизился с Белинским и его кружком. Осознав необходимость покончить с “литературной подёнщиной” (хотя и в это время были написаны значительные произведения, например очерк “Петербургские углы”, 1845), Некрасов пережил перелом, который сам осознал как “поворот к правде”; он примкнул к натуральной школе. Его стихи наполнились социальным содержанием (“В дороге”, “Родина”). В критических статьях и рецензиях, в издательских начинаниях Некрасов явился соратником Белинского в его борьбе за реализм и народность русской литературы. Талант Некрасова как редактора и организатора литературных сил развернулся в “Современнике”; даже в годы политической реакции после 1848 Некрасов сумел многое сделать, чтобы отстоять демократическое направление журнала. В это время были опубликованы романы “ с продолжением” (“Три страны света”, 1848—49, и “Мёртвое озеро”, 1851, совместно с А. Я. Панаевой, которая стала женой Некрасова). При всей неровности письма и налёте мелодраматизма (в главах, написанных Панаевой) эти романы проникнуты демократическим настроением. В период общественного подъёма середины 50-х годов Некрасов поручил руководящую роль в журнале Н.Г. Чернышевскому и Н.А. Добролюбову. Твёрдая и принципиальная позиция новых сотрудников в обстановке резкого обострения классовых противоречий ускорила идейное размежевание внутри редакции. Некрасов мужественно отказался от сотрудничества с группой литераторов-либералов, хотя был связан с ними узами старой дружбы; “. все симпатии его были на стороне Чернышевского”,— указывал В. И. Ленин (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 22, с. 84). Своей энергией, редакторским опытом и тактом, умелой, хотя изнурительной, борьбой с цензурой Некрасов сделал возможным появление на страницах журнала яркой революционной публицистики и критики. “Только благодаря его великому уму,— вспоминал Чернышевский,— высокому благородству души и бестрепетной твердости характера я имел возможность писать, как я писал”.
Некрасов ста поистине народным поэтом, сатириком, обличителем “верхов”, заступником угнетённой деревни. Идейное общение с “новыми людьми” в “Современнике” помогло окончательно сложиться его убеждениям, создать выдающиеся произведения, богатые революционной мыслью (“Поэт и гражданин”, “Размышления у парадного подъезда”, “Песня Ерёмушке”, “О погоде”, “Плач детей”). В 1856 вышел сборник Некрасова “Стихотворения”, воспринятый как манифест передовой русской литературы, открыто звавший к гражданской деятельности, к революционному действию. В годы революционной ситуации 1859— 1861 в поэзии Некрасова углубляется тема деревни. Его стихи (“Дума”, Похороны”, “Калистрат”) и поэмы (“Крестьянские дети”, 1861; “Коробейники”, 1861; “Мороз, Красный нос”, 1863) согреты неподдельной любовью к русскому крестьянину. К этому времени исключительно вырос авторитет Некрасова в русском обществе, особенно среди передовой молодёжи и революционных деятелей, считавших его первым русским поэтом. Когда правительство начало открыто преследовать революционеров (1866) и журналу “грозил неумолимый рок”, Некрасов сделал отчаянную и бесполезную попытку его спасти: он выступил со стихами на обеде в честь М. Н. Муравьёва. Это была ошибка (“звук неверный”), в которой поэт горько раскаивался до последних дней жизни (“Прости меня, о родина! прости. ”) .
Некрасову удалось взять в свои руки “Отечественные записки” в 1868 году. Он опубликовал здесь главы поэмы “Кому на Руси жить хорошо”, поэмы о декабристах “Дедушка” (1870) и “Русские женщины” (1872—73), сатиру “Современники” (1875—76). В этих произведениях (они появились в печати с большими цензурными искажениями), а также в лирике Некрасова воплощены важнейшие черты эпохи 70-х гг., когда крепло движение революционного народничества, начиналось “хождение в народ”. Некрасов стремился поддержать дух революционной интеллигенции, преклонялся перед самоотверженностью, звал к подвигу (“Сеятелям”, 1876, опубликовано в 1877). Последние годы жизни Некрасова, проведенные в напряжённом творческом труде, заботах о журнале, в общественной деятельности были омрачены тяжёлой болезнью. Но и в это время он создал “последние песни”, в которых с прежней поэтической силой говорил об итогах прожитой жизни, о своей любви к русскому народу и о своей “музе”: “Сестра народа — и моя”. Похороны Некрасова (на кладбище Новодевичьего монастыря в Петербурге) носили характер народной политической демонстрации. От имени общества “Земля и воля” выступал Г. В. Плеханов. Знаменательной была речь Ф. М. Достоевского, который поставил Некрасова рядом с А. С. Пушкиным.
Подготовленная предшествующим развитием русской литературы, поэзия Некрасова впитала традиции Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя, отразила громадные сдвиги в жизни русского народа, пробуждавшегося к освободительной борьбе, и это определило особое место Некрасова среди русских писателей-реалистов 19 века. Он не только сочувствовал народу, но отождествил себя с крестьянской Россией, заговорил от её имени и её языком. “Я лиру посвятил народу своему”,— сказал он в конце жизни. Тема народа, крестьянства, воплощённая в бесконечном разнообразии типов и характеров, новых для русской литературы, проходит через всё творчество Некрасова — от ранних стихотворений “Тройка” и “Родина” до больших эпических поэм, до предсмертных лирических обращений к русскому народу Никто, кроме Некрасова, не создал таких поражающих своей жестокой правдивостью картин деревенской нищеты и горя (“Размышления у парадного подъезда”, “Орина, мать солдатская”, “Пир на весь мир”) и никто не увидел столько светлых сторон в жизни крестьянства, столько крупных мужественных характеров (Дарья, Матрёна, Савелий, Ермил Гирин), не убитых веками рабства. Некрасов был далёк от ложной народнической идеализации деревни и осуждал долготерпение, пассивность большей частью крестьянства (“Чем хуже был бы твой удел, когда б ты менее терпел”?). Образ России, сильной и страдающей, стоит за широкими картинами некрасовской деревни:
“Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь!”.
Всё, о чём бы ни писал Некрасов, пронизывает мысль о народе, о его судьбе. В “Железной дороге” (1864) сквозь мрачные картины гибельного труда строителей прорывается победный гимн в честь творческих сил народа. В некрасовской лирике, сюжетной и остродраматичной, большое место занимает проблема долга перед народом (“Рыцарь на час”, 1860). Темы любви и природы окрашены в его стихах личным отношением поэта к жизни общества, к человеку-деятелю, носителю высоких идеалов. Героические образы Белинского, Добролюбова, Чернышевского, созданные Некрасовым, овеяны революционно-романтической патетикой. Тяжёлая судьба русской женщины постоянно волновала Некрасова; эта тема нашла воплощение и в лирике, и в поэмах о декабристках — “Княгиня Волконская”, “Княгиня Трубецкая”. В этих исторических поэмах события прошлого осмыслены в связи с судьбами народа и революционными народническими идеалами 70-х гг. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” (1866—76) увенчивает творчество Некрасова. Это подлинная поэтическая энциклопедия народной жизни середины 19 в., поражающая грандиозностью замысла, остротой социально-критического анализа, данного с точки зрения самого крестьянства. Особое место занимает в поэме образ Гриши Добросклонова, в котором воплощены черты крестьянского революционера, носителя народного идеала свободы. Совершенное и новаторское творение Некрасова вобрало в себя огромные пласты устно-поэтического народного творчества; песни, поговорки и поверья, разговорный крестьянский язык и народное острословие слились здесь в едином художественном сплаве.
Важнейшей чертой творчества Некрасова была его сатирическая направленность. Обличение благонамеренных чиновников, буржуазных филантропов, знатных лицемеров в ранних стихах (“Современная ода”, “Колыбельная песня”) переросло затем в острую сатиру на всю политическую систему, крепостников-помещиков, либеральных деятелей, царскую цензуру, мнимую свободу печати (“Газетная”, “Песни о свободном слове”, “Суд”). Позднее созданы такие шедевры русской сатиры, как поэма “Недавнее время” (1871) и “Современники” (1875 — 1876); в центре второй из них — фигуры буржуазных дельцов и бюрократов, изображённых со щедринской силой.
Некрасов, будучи глубоко национальным поэтом широко ввёл в поэзию всё богатство народного языка и фольклора, смело использовал прозаизмы, разные речевые стили, песенные интонации. Некрасовская поэзия, в которой гражданственность и высокая художественность предстают в неразрывном единстве, оказала благотворное влияние на последующее развитие русской классической, а затем советской поэзии.
Ещё при жизни поэта многие стихи Некрасова стали народными песнями, которые поются доныне (“Коробушка”, “Меж высоких хлебов. ” и других). Русские композиторы охотно писали музыку на его тексты: М. П. Мусоргский (“Калистрат”, “Песня Ерёмушке”), Ц.А. Кюи (“Молодые”, “Сват и жених”, “Внимая ужасам войны”, “Катерина”), С.И. Танеев (“Бьётся сердце беспокойное”).
Ещё в дореволюционные годы марксистское литературоведение (Г.В. Плеханов и др.) начало разработку наследия Некрасова. После Октябрьской революции 1917 проделана огромная работа по собиранию и изучению его рукописей, по восстановлению подлинных текстов, запрещённых или искажённых царской цензурой.
Умер Некрасов в Петербурге 27 декабря 1877 года.

/ Биографии / Некрасов Н.А.

Смотрите также по Некрасову:

Народ и родина в лирике Некрасова

В лирике Некрасова слились воедино два понятия: народ и родина. Они были для поэта неразделимы, и это полностью объяснимо, если вспомянуть его биографию. Некрасов провел малолетство на берегу Волги, под Ярославлем, в имении своего отца . С ранних лет он видел жизнь крестьян, их радости и горести, их тяжелый труд и редкие праздники. Уже тогда поэт научился любить свой народ, свою родину. Но любовь к родине была у него не простой: он мог бы, вдогонку за Лермонтовым, высказать, что любит ее «страстною любовью». Для Некрасова существовало как бы две России: Россия помещиков-крепостников, чиновников, равнодушных к бедам народа, бездарных правителей и другая Россия – Россия народная, близкая и понятная поэту. Некрасов ненавидел первую Россию и всем сердцем любил вторую.

Поэт ненавидел крепостное право и крепостников, особенно таких жестоких и своенравных, как его отец. Поэт был невольным свидетелем нравственных и физических мучений крепостных, этих бесправных и безмолвных рабов. В стихотворении » Родина» Некрасов нарисовал имение отца, но в нем крестьяне выносили нестерпимые страдания, там «рой подавленных и трепетных рабов завидовал житью последних барских псов». Такую же картину можно было наблюдать в любом уголке России; и аккурат тогда, в детстве, Некрасов научился «терпеть и ненавидеть»: терпеть боль при виде мучений русского народа и ненавидеть тех, кто причинял эти мучения.

Не случайно много позже в стихотворении «Элегия» поэт написал: «Я лиру посвятил народу своему…» Он определил главную тему своего творчества – «страдания народа». Пока народ пребывал в неволе, лира поэта должна служить народу.

Некрасову было скорбно видеть, как труд крестьян служит не их своему благу, а процветанию помещика. В стихотворении «На родине» поэт пишет:

Ах, странно так я создан небесами,

Что хлеб полей, возделанных рабами,

Нейдет мне впрок!

О собственном положении народа и о полном безразличии к его бедам властей Некрасов написал в стихотворении «Размышления у парадного подъезда». Поводом для его написания послужила обычная для того времени уличная сцена: крестьян-ходоков, издалека пришедших в Петербург «за правдой, прогоняют от подъезда дома чиновника-вельможи. Поэт очевидно с сочувствием рисует этих крестьян, которых, видно, крайняя нужда заставила пуститься в длительный путь. Но их не пустили более того на порог этого дома, потому что его хозяин-министр «не любит оборванной черни», он в это час сладко спит в своих роскошных палатах и не желал ничего быть в курсе о народных нуждах. В стихотворении Некрасов нарисовал потрясающую по силе и правдивости картину народных страданий:

Назови мне такую обитель,

Я такого угла не видал,

Где бы сеятель твой и хранитель,

Где бы русский мужик не стонал?

Бедный русский крестьянин стонет «по полям, по дорогам…по тюрьмам, по острогам…» И более того знаменитая песня бурлаков, раздающаяся над Волгой, — это тоже стон:

Этот стон у нас песней зовется,

Т бурлаки идут бечевой!

В конце стихотворения Некрасов с надеждой спрашивал, обращаясь к народу: «Ты проснешься ль, исполненный сил?» Поэт верил в силу русского народа, в его будущее. Не случайно в стихотворении «Железная дорога» Некрасов писал:

Да не робей за отчизну любезную…

Вынес довольно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную –

Вынесет все, что всевышний ни пошлет!

Вынесет все – и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе…

В этих строчках поэта заключалась его вера в родину и ясное понимание того, что Россия и русский народ – это великие и неразделимые понятия. Поэт верил, как и А. С. Пушкин, в то, что «Россия вспрянет ото сна» и над ней взойдет «звезда пленительного счастья» — звездочка свободы. И ради этого Некрасов жил и творил.

Родина некрасова биография

Николай Алексеевич Некрасов. Биография

Николай Алексеевич Некрасов [28.11(10.12).1821, местечко Немиров, ныне Винницкой области, — 27.12.1877 (8.1.1878), Петербург], русский поэт, литературный деятель. Детские годы Некрасова прошли в селе Грешнево (ныне село Некрасово) близ Ярославля, в имении отца. Здесь он близко узнал крестьянскую жизнь. В 1832-1837 годах учился в Ярославской гимназии. В 1839 году тщетно пытался поступить в Петербургский университет (в 1839-1840 годах считался вольнослушателем). Лишённый поддержки отца, вёл жизнь полубездомного столичного бедняка. Печатал стихи с 1838 года. В 1840 году опубликовал сборник ещё незрелых стихов «Мечты и звуки», встреченный суровой рецензией В. Г. Белинского и уничтоженный самим автором. Обладая твёрдым характером, Некрасов дал себе слово «не умереть на чердаке» и начал энергичную литературно-журнальную деятельность. «Уму непостижимо, сколько я работал», — вспоминал он позднее. Некрасов писал рассказы, повести, пьесы, театральные обозрения, фельетоны. Его водевили были поставлены на сцене Александрийского театра (под псевдонимом Н. А. Перепельский). С 1840 года начал сотрудничать в театральном журнале «Пантеон. «, с 1841 года — в «Литературной газете» и «Отечественных записках». В 1842-1843 годах сблизился с Белинским и его кружком. Осознав необходимость покончить с «литературной подёнщиной» (хотя и в это время были написаны значительные произведения, например очерк «Петербургские углы», 1845), Некрасов пережил перелом, который сам осознал как «поворот к правде»; он примкнул к натуральной школе. Его стихи наполнились социальным содержанием («В дороге», «Родина»). В критических статьях и рецензиях, в издательских начинаниях Некрасов явился соратником Белинского в его борьбе за реализм и народность русской литературы. Талант Некрасова как редактора и организатора литературных сил развернулся в «Современнике»; даже в годы политической реакции после 1848 года Некрасов сумел многое сделать, чтобы отстоять демократическое направление журнала. В это время были опубликованы романы «с продолжением» («Три страны света», 1848-1849, и «Мёртвое озеро», 1851, совместно с А. Я. Панаевой, которая стала женой Некрасова). При всей неровности письма и налёте мелодраматизма (в главах, написанных Панаевой) эти романы проникнуты демократическим настроением. В период общественного подъёма середины 1850-х годов Некрасов поручил руководящую роль в журнале Чернышевскому и Н. А. Добролюбову. Твёрдая и принципиальная позиция новых сотрудников в обстановке резкого обострения классовых противоречий ускорила идейное размежевание внутри редакции. Некрасов мужественно отказался от сотрудничества с группой литераторов-либералов, хотя был связан с ними узами старой дружбы. Своей энергией, редакторским опытом и тактом, умелой, хотя изнурительной, борьбой с цензурой Некрасов сделал возможным появление на страницах журнала яркой революционной публицистики и критики. «Только благодаря его великому уму, — вспоминал Чернышевский, — высокому благородству души и бестрепетной твердости характера я имел возможность писать, как я писал».

На рубеже 1860-х годов развернулось дарование Некрасова как народного поэта, сатирика, обличителя «верхов», заступника угнетённой деревни. Идейное общение с «новыми людьми» в «Современнике» помогло окончательно сложиться его убеждениям, создать выдающиеся произведения, богатые революционной мыслью («Поэт и гражданин», «Размышления у парадного подъезда», «Песня Ерёмушке», «О погоде», «Плач детей»). В 1856 году вышел сборник Некрасова «Стихотворения», воспринятый как манифест передовой русской литературы, открыто звавший к гражданской деятельности, к революционному действию. В годы революционной ситуации 1859-1861 в поэзии Некрасова углубляется тема деревни. Его стихи («Дума», «Похороны», «Калистрат») и поэмы («Крестьянские дети», 1861; «Коробейники», 1861; «Мороз, Красный нос», 1863) согреты неподдельной любовью к русскому крестьянину. К этому времени исключительно вырос авторитет Некрасова в русском обществе, особенно среди передовой молодёжи и революционных деятелей, считавших его первым русским поэтом. Когда правительство начало открыто преследовать революционеров (1866) и журналу «грозил неумолимый рок», Некрасов сделал отчаянную и бесполезную попытку его спасти: он выступил со стихами на обеде в честь М. Н. Муравьева. Это была ошибка («звук неверный»), в которой поэт горько раскаивался до последних дней жизни («Прости меня, о Родина! прости. «).

В 1868 году Некрасову удалось взять в свои руки «Отечественные записки». Он опубликовал здесь главы поэмы «Кому на Руси жить хорошо», поэмы о декабристах — «Дедушка» (1870) и «Русские женщины» (1872-1873), сатиру «Современники» (1875-1876). В этих произведениях (они появились в печати с большими цензурными искажениями), а также в лирике Некрасова воплощены важнейшие черты эпохи 1870-х годов, когда крепло движение революционного народничества, начиналось «хождение в народ». Некрасов стремился поддержать дух революционной интеллигенции, преклонялся перед её самоотверженностью, звал к подвигу («Сеятелям», 1876, опубликовано 1877). Последние годы жизни Некрасова, проведённые в напряжённом творческом труде, заботах о журнале, в общественной деятельности, были омрачены тяжёлой болезнью. Но и в это время он создал «последние песни», в которых с прежней поэтической силой говорил об итогах прожитой жизни, о своей любви к русскому народу и о своей «музе»: «Сестра народа — и моя». Похороны Некрасова (на кладбище Новодевичьего монастыря в Петербурге) носили характер народной политической демонстрации. От имени общества «Земля и воля» выступал Г. В. Плеханов. Знаменательной была речь Достоевского, который поставил Некрасова рядом с Пушкиным.

Поэзия Некрасова, подготовленная предшествующим развитием русской литературы, впитавшая традиции Пушкина, Лермонтова и Гоголя, отразила громадные сдвиги в жизни русского народа, пробуждавшегося к освободительной борьбе, и это определило особое место Некрасова среди русских писателей-реалистов 19 века. Он не только сочувствовал народу, но отождествил себя с крестьянской Россией, заговорил от её имени и её языком. «Я лиру посвятил народу своему», — сказал он в конце жизни. Тема народа, крестьянства, воплощённая в бесконечном разнообразия типов и характеров, новых для русской литературы, проходит через всё творчество Некрасова — от ранних стихотворений «Тройка» и «Родина» до больших эпических поэм, до предсмертных лирических обращений к русскому народу. Никто, кроме Некрасова, не создал таких поражающих своей жестокой правдивостью картин деревенской нищеты и горя («Размышления у парадного подъезда», «Орина, мать солдатская», «Пир на весь мир») и никто не увидел столько светлых сторон в жизни крестьянства, столько крупных, мужественных характеров (Дарья, Матрена, Савелий, Ермил Гирин), не убитых веками рабства. Некрасов был далёк от ложной народнической идеализации деревни и осуждал долготерпение, пассивность большей части крестьянства («Чем хуже был бы твой удел, когда б ты менее терпел?»). Образ России, сильной и страдающей, стоит за широкими картинами некрасовской деревни: «Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь!».

Мысль о народе, о его судьбе пронизывает всё, о чём бы ни писал Некрасов. В «Железной дороге» (1864) сквозь мрачные картины гибельного труда строителей прорывается победный гимн в честь творческих сил народа. В некрасовской лирике, сюжетной и остродраматичной, большое место занимает проблема долга перед народом («Рыцарь на час», 1860). Темы любви и природы окрашены в его стихах личным отношением поэта к жизни общества, к человеку-деятелю, носителю высоких идеалов. Героические образы Белинского, Добролюбова, Чернышевского, созданные Некрасовым, овеяны революционно-романтической патетикой. Тяжёлая судьба русской женщины постоянно волновала Некрасова; эта тема нашла воплощение и в лирике, и в поэмах о декабристках — «Княгиня Волконская», «Княгиня Трубецкая». В этих исторических поэмах события прошлого осмыслены в связи с судьбами народа и революционно-народническими идеалами 1870-х годов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1866-1876) увенчивает творчество Некрасова. Это подлинная поэтическая энциклопедия народной жизни середины 19 века, поражающая грандиозностью замысла, остротой социально-критического анализа, данного с точки зрения самого крестьянства. Особое место занимает в поэме образ Гриши Добросклонова, в котором воплощены черты крестьянского революционера, носителя народного идеала свободы. Совершенное и новаторское творение Некрасова вобрало в себя огромные пласты устно-поэтического народного творчества; песни, поговорки и поверья, разговорный крестьянский язык и народное острословие слились здесь в едином художественном сплаве.

Важнейшая черта творчества Некрасова — его сатирическая направленность. Обличение благонамеренных чиновников, буржуазных филантропов, знатных лицемеров в ранних стихах («Современная ода», «Колыбельная песня») переросло затем в острую сатиру на всю политическую систему, крепостников-помещиков, либеральных деятелей, царскую цензуру, мнимую свободу печати («Газетная», «Песни о свободном слове», «Суд»). Позднее созданы такие шедевры русской сатиры, как поэма «Недавнее время» (1871) и «Современники» (1875-1876); в центре второй из них — фигуры буржуазных дельцов и бюрократов, изображенных со щедринской силой.

Поэт глубоко национальный, Николай Алексеевич Некрасов широко ввёл в поэзию всё богатство народного языка и фольклора, смело использовал прозаизмы, разные речевые стили, песенные интонации. Некрасовская поэзия, в которой гражданственность и высокая художественность предстают в неразрывном единстве, оказала благотворное влияние на последующее развитие русской классической.

Многие стихи Некрасова ещё при жизни поэта стали народными песнями, которые поются доныне («Коробушка», «Меж высоких хлебов. » и др.). Русские композиторы охотно писали музыку на его тексты: Мусоргский («Калистрат», «Песня Ерёмушке»), Ц. А. Кюи («Молодые», «Сват и жених», «Внимая ужасам войны», «Катерина»), Танеев («Бьётся сердце беспокойное»).

Количество обращений к поэту: 13724

Вся биография biography.su

Nav view search

Навигация

Искать

Некрасов Николай Алексеевич

  • » onclick=»window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,w >

Подробности Категория: Поэты Опубликовано: 01.06.2013 21:34 Автор: Биограф Просмотров: 2768

Николай Алексеевич Некрасов
Родился: 28 ноября (10 декабря) 1821,
Умер: 27 декабря 1877 (8 января 1878

Биография

Некрасов Николай Алексеевич родился 28 ноября (10 октября н.с.) в местечке Немирове Подольской губернии в семье мелкопоместного дворянина. Детские годы прошли в селе Грешневе, в родовом имении отца, человека деспотического характера, угнетавшего не только крепостных, но и свою семью, чему стал свидетелем будущий поэт . Ф. М. Достоевский позднее написал о Некрасове: «Это было раненое в самом начале жизни сердце; и эта-то никогда не заживавшая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь». Мать поэта, женщина образованная, была первым его учителем, она привила ему любовь к литературе, к русскому языку

В 1832 — 1837 Некрасов учился в Ярославской гимназии. Тогда же начал писать стихи.

В 1838, против воли отца, будущий поэт уехал в Петербург поступать в университет. Не выдержав вступительные экзамены, определился вольнослушателем и в течение двух лет посещал лекции на филологическом факультете. Узнав об этом, отец лишил его всякой материальной поддержки. Бедствия, выпавшие на долю Некрасова, нашли впоследствии отражение в его стихах и незаконченном романе «Жизнь и похождения Тихона Тростникова».

С 1841 начал сотрудничать в «Отечественных записках».

В 1843 Некрасов встретился с Белинским, идеи которого нашли отклик в его душе. Появляются реалистические стихи, первое из которых — «В дороге» (1845) — получило высокую оценку критика. Благодаря своему острому критическому уму, поэтическому таланту, глубокому знанию жизни и предприимчивости Некрасов стал умелым организатором литературного дела. Он собрал и опубликовал два альманаха: «Физиология Петербурга» (1845), «Петербургский сборник» (1846), где были напечатаны очерки, рассказы, повести Тургенева, Достоевского, Белинского, Герцена, Даля и др.

В 1847 — 1866 был издателем и фактическим редактором журнала «Современник», сплотившим лучшие литературные силы своего времени. Журнал стал органом революционно-демократических сил.

В эти годы Некрасов создал лирические стихи, посвященные его гражданской жене Панаевой, поэмы и циклы стихов о городских бедняках («На улице», «О погоде»), о судьбе народной («Несжатая полоса», «Железная дорога» и др.), о крестьянской жизни («Крестьянские дети», «Забытая деревня», «Орина, мать солдатская», «Мороз, Красный нос» и др.).

В период общественного подъема 1850 — 1860-х и крестьянской реформы опубликовал «Поэт и гражданин», («Песня Еремушке», «Размышления у парадного подъезда», поэму «Коробейники».

В 1862, после событий 1861, когда лидеры революционной демократии были арестованы, Некрасов побывал в родных местах — Грешневе и Абакумцеве, итогом чего явилась лирическая поэма «Рыцарь на час» (1862), которую сам поэт выделял и любил. В этот год Некрасов приобрел усадьбу Карабиха, недалеко от Ярославля, куда приезжал каждое лето, проводя время на охоте и в общении с друзьями из народа.

После закрытия журнала «Современник» Некрасов приобрел право на издание «Отечественных записок», с которыми были связаны последние десять лет его жизни. В эти годы работал над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» (1866 — 76), написал поэмы о декабристах и их женах («Дедушка», 1870; «Русские женщины», 1871 — 72). Кроме того, создал серию сатирических произведений, вершиной которых стала поэма «Современники» (1875).

Для поздней лирики Некрасова характерны элегические мотивы: «Три элегии»(1873), «Утро», «Уныние», «Элегия» (1874), связанные с утратой многих друзей, сознанием одиночества, тяжелой болезнью (рак). Но появляются и такие, как «Пророк» (1874), «Сеятелям» (1876). В 1877 — цикл стихов «Последние песни».

Умер Н. Некрасов 27 декабря 1877 (8 января 1878 н.с.) в Петербурге.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: