Некрасов Н

Русский поэт и литературный деятель Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября 1821 года в местечке Немиров Винницкой области.
Детские годы Некрасова прошли в селе Грешнево (ныне селе Некрасове) близ Ярославля, в имении отца. Здесь он близко узнал крестьянскую жизнь. С 1832 Некрасов учился в Ярославской гимназии. В 1839 тщетно пытался поступить в Петербургский университет (в 1839— 1840 считался вольнослушателем). Лишившись поддержки отца, будущий поэт вёл жизнь полубездомного столичного бедняка. С 1838 он начал печатать стихи. В 1840 опубликовал сборник ещё незрелых стихов “Мечты и звуки”, встреченный суровой рецензией В. Г. Белинского и уничтоженный самим автором. Обладая твёрдым характером, Некрасов дал себе слово “не умереть на чердаке” и начал энергичную литературно-журнальную деятельность. “Уму непостижимо, сколько я работал”, — вспоминал он позднее. Некрасов писал рассказы, повести, пьесы, театральные обозрения, фельетоны. Его водевили были поставлены на сцене Александринского театра (под псевдонимом Н.А.Перепельский). С 1840 начал сотрудничать в театральном журнале “Пантеон . ”, с 1841— в “Литературной газете” и “Отечественных записках”. В 1842— 1843 сблизился с Белинским и его кружком. Осознав необходимость покончить с “литературной подёнщиной” (хотя и в это время были написаны значительные произведения, например очерк “Петербургские углы”, 1845), Некрасов пережил перелом, который сам осознал как “поворот к правде”; он примкнул к натуральной школе. Его стихи наполнились социальным содержанием (“В дороге”, “Родина”). В критических статьях и рецензиях, в издательских начинаниях Некрасов явился соратником Белинского в его борьбе за реализм и народность русской литературы. Талант Некрасова как редактора и организатора литературных сил развернулся в “Современнике”; даже в годы политической реакции после 1848 Некрасов сумел многое сделать, чтобы отстоять демократическое направление журнала. В это время были опубликованы романы “ с продолжением” (“Три страны света”, 1848—49, и “Мёртвое озеро”, 1851, совместно с А. Я. Панаевой, которая стала женой Некрасова). При всей неровности письма и налёте мелодраматизма (в главах, написанных Панаевой) эти романы проникнуты демократическим настроением. В период общественного подъёма середины 50-х годов Некрасов поручил руководящую роль в журнале Н.Г. Чернышевскому и Н.А. Добролюбову. Твёрдая и принципиальная позиция новых сотрудников в обстановке резкого обострения классовых противоречий ускорила идейное размежевание внутри редакции. Некрасов мужественно отказался от сотрудничества с группой литераторов-либералов, хотя был связан с ними узами старой дружбы; “. все симпатии его были на стороне Чернышевского”,— указывал В. И. Ленин (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 22, с. 84). Своей энергией, редакторским опытом и тактом, умелой, хотя изнурительной, борьбой с цензурой Некрасов сделал возможным появление на страницах журнала яркой революционной публицистики и критики. “Только благодаря его великому уму,— вспоминал Чернышевский,— высокому благородству души и бестрепетной твердости характера я имел возможность писать, как я писал”.
Некрасов ста поистине народным поэтом, сатириком, обличителем “верхов”, заступником угнетённой деревни. Идейное общение с “новыми людьми” в “Современнике” помогло окончательно сложиться его убеждениям, создать выдающиеся произведения, богатые революционной мыслью (“Поэт и гражданин”, “Размышления у парадного подъезда”, “Песня Ерёмушке”, “О погоде”, “Плач детей”). В 1856 вышел сборник Некрасова “Стихотворения”, воспринятый как манифест передовой русской литературы, открыто звавший к гражданской деятельности, к революционному действию. В годы революционной ситуации 1859— 1861 в поэзии Некрасова углубляется тема деревни. Его стихи (“Дума”, Похороны”, “Калистрат”) и поэмы (“Крестьянские дети”, 1861; “Коробейники”, 1861; “Мороз, Красный нос”, 1863) согреты неподдельной любовью к русскому крестьянину. К этому времени исключительно вырос авторитет Некрасова в русском обществе, особенно среди передовой молодёжи и революционных деятелей, считавших его первым русским поэтом. Когда правительство начало открыто преследовать революционеров (1866) и журналу “грозил неумолимый рок”, Некрасов сделал отчаянную и бесполезную попытку его спасти: он выступил со стихами на обеде в честь М. Н. Муравьёва. Это была ошибка (“звук неверный”), в которой поэт горько раскаивался до последних дней жизни (“Прости меня, о родина! прости. ”) .
Некрасову удалось взять в свои руки “Отечественные записки” в 1868 году. Он опубликовал здесь главы поэмы “Кому на Руси жить хорошо”, поэмы о декабристах “Дедушка” (1870) и “Русские женщины” (1872—73), сатиру “Современники” (1875—76). В этих произведениях (они появились в печати с большими цензурными искажениями), а также в лирике Некрасова воплощены важнейшие черты эпохи 70-х гг., когда крепло движение революционного народничества, начиналось “хождение в народ”. Некрасов стремился поддержать дух революционной интеллигенции, преклонялся перед самоотверженностью, звал к подвигу (“Сеятелям”, 1876, опубликовано в 1877). Последние годы жизни Некрасова, проведенные в напряжённом творческом труде, заботах о журнале, в общественной деятельности были омрачены тяжёлой болезнью. Но и в это время он создал “последние песни”, в которых с прежней поэтической силой говорил об итогах прожитой жизни, о своей любви к русскому народу и о своей “музе”: “Сестра народа — и моя”. Похороны Некрасова (на кладбище Новодевичьего монастыря в Петербурге) носили характер народной политической демонстрации. От имени общества “Земля и воля” выступал Г. В. Плеханов. Знаменательной была речь Ф. М. Достоевского, который поставил Некрасова рядом с А. С. Пушкиным.
Подготовленная предшествующим развитием русской литературы, поэзия Некрасова впитала традиции Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя, отразила громадные сдвиги в жизни русского народа, пробуждавшегося к освободительной борьбе, и это определило особое место Некрасова среди русских писателей-реалистов 19 века. Он не только сочувствовал народу, но отождествил себя с крестьянской Россией, заговорил от её имени и её языком. “Я лиру посвятил народу своему”,— сказал он в конце жизни. Тема народа, крестьянства, воплощённая в бесконечном разнообразии типов и характеров, новых для русской литературы, проходит через всё творчество Некрасова — от ранних стихотворений “Тройка” и “Родина” до больших эпических поэм, до предсмертных лирических обращений к русскому народу Никто, кроме Некрасова, не создал таких поражающих своей жестокой правдивостью картин деревенской нищеты и горя (“Размышления у парадного подъезда”, “Орина, мать солдатская”, “Пир на весь мир”) и никто не увидел столько светлых сторон в жизни крестьянства, столько крупных мужественных характеров (Дарья, Матрёна, Савелий, Ермил Гирин), не убитых веками рабства. Некрасов был далёк от ложной народнической идеализации деревни и осуждал долготерпение, пассивность большей частью крестьянства (“Чем хуже был бы твой удел, когда б ты менее терпел”?). Образ России, сильной и страдающей, стоит за широкими картинами некрасовской деревни:
“Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь!”.
Всё, о чём бы ни писал Некрасов, пронизывает мысль о народе, о его судьбе. В “Железной дороге” (1864) сквозь мрачные картины гибельного труда строителей прорывается победный гимн в честь творческих сил народа. В некрасовской лирике, сюжетной и остродраматичной, большое место занимает проблема долга перед народом (“Рыцарь на час”, 1860). Темы любви и природы окрашены в его стихах личным отношением поэта к жизни общества, к человеку-деятелю, носителю высоких идеалов. Героические образы Белинского, Добролюбова, Чернышевского, созданные Некрасовым, овеяны революционно-романтической патетикой. Тяжёлая судьба русской женщины постоянно волновала Некрасова; эта тема нашла воплощение и в лирике, и в поэмах о декабристках — “Княгиня Волконская”, “Княгиня Трубецкая”. В этих исторических поэмах события прошлого осмыслены в связи с судьбами народа и революционными народническими идеалами 70-х гг. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” (1866—76) увенчивает творчество Некрасова. Это подлинная поэтическая энциклопедия народной жизни середины 19 в., поражающая грандиозностью замысла, остротой социально-критического анализа, данного с точки зрения самого крестьянства. Особое место занимает в поэме образ Гриши Добросклонова, в котором воплощены черты крестьянского революционера, носителя народного идеала свободы. Совершенное и новаторское творение Некрасова вобрало в себя огромные пласты устно-поэтического народного творчества; песни, поговорки и поверья, разговорный крестьянский язык и народное острословие слились здесь в едином художественном сплаве.
Важнейшей чертой творчества Некрасова была его сатирическая направленность. Обличение благонамеренных чиновников, буржуазных филантропов, знатных лицемеров в ранних стихах (“Современная ода”, “Колыбельная песня”) переросло затем в острую сатиру на всю политическую систему, крепостников-помещиков, либеральных деятелей, царскую цензуру, мнимую свободу печати (“Газетная”, “Песни о свободном слове”, “Суд”). Позднее созданы такие шедевры русской сатиры, как поэма “Недавнее время” (1871) и “Современники” (1875 — 1876); в центре второй из них — фигуры буржуазных дельцов и бюрократов, изображённых со щедринской силой.
Некрасов, будучи глубоко национальным поэтом широко ввёл в поэзию всё богатство народного языка и фольклора, смело использовал прозаизмы, разные речевые стили, песенные интонации. Некрасовская поэзия, в которой гражданственность и высокая художественность предстают в неразрывном единстве, оказала благотворное влияние на последующее развитие русской классической, а затем советской поэзии.
Ещё при жизни поэта многие стихи Некрасова стали народными песнями, которые поются доныне (“Коробушка”, “Меж высоких хлебов. ” и других). Русские композиторы охотно писали музыку на его тексты: М. П. Мусоргский (“Калистрат”, “Песня Ерёмушке”), Ц.А. Кюи (“Молодые”, “Сват и жених”, “Внимая ужасам войны”, “Катерина”), С.И. Танеев (“Бьётся сердце беспокойное”).
Ещё в дореволюционные годы марксистское литературоведение (Г.В. Плеханов и др.) начало разработку наследия Некрасова. После Октябрьской революции 1917 проделана огромная работа по собиранию и изучению его рукописей, по восстановлению подлинных текстов, запрещённых или искажённых царской цензурой.
Умер Некрасов в Петербурге 27 декабря 1877 года.

/ Биографии / Некрасов Н.А.

Смотрите также по Некрасову:

Биография некрасова по датам

Родился 28 ноября (10 декабря) 1821 г. на Украине в местечке Немиров Подольской губернии в дворянской семье отставного поручика Алексея Сергеевича и Елены Андреевны Некрасовых.

1824–1832 гг. – жизнь в селе Грешнево Ярославской губернии

1838 г. – покидает имение отца Грешнево, чтобы по его воле поступить в Петербургский дворянский полк, но, вопреки его желанию, решает поступать в Петербургский университет. Отец лишает его средств к существованию.

1840 г. – первый подражательный сборник стихов «Мечты и звуки».

1843 г. – знакомство с В. Г. Белинским.

1845 г. – стихотворение «В дороге». Восторженный отзыв В.Г.Белинского.

1845–1846 гг. – издатель двух сборников писателей натуральной школы – «Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник».

1847–1865 гг. – редактор и издатель журнала «Современник».

1853 г. – цикл «Последние элегии».

1856 г. – первый сборник «Стихотворения Н.Некрасова».

1861 г. – поэма «Коробейники». Выход второго издания «Стихотворений Н.Некрасова».

1862 г. – поэма «Рыцарь на час», стихотворения «Зеленый шум», «В полном разгаре страда деревенская».
Приобретение усадьбы Карабиха близ Ярославля.

1863–1864 гг. – поэма «Мороз, Красный нос», стихотворения «Орина, мать солдатская», «Памяти Добролюбова», «Железная дорога».

1865 г. – опубликована первая часть поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

1868 г. – выход первого номера нового журнала Н.А.Некрасова «Отечественные записки» с поэмой «Кому на Руси жить хорошо».

18681877 гг. – совместно с М.Е.Салтыковым-Щедриным редактирует журнал «Отечественные записки».

1869 – появление в № 1 и № 2 «Отечественных записок» «Пролога» и первых трех глав «Кому на Руси жить хорошо».
Второе заграничное путешествие. Привлечение В. А. Зайцева к сотрудничеству в «Отечественных записках».

1870 – сближение с Феклой Анисимовной Викторовой – будущей женой поэта (Зина).
В № 2 «Отечественных записок» печатаются IV и V главы поэмы «Кому на Руси жить хорошо», а в № 9 – поэма «Дедушка» с посвящением Зинаиде Николаевне.

1871–1872 – поэмы «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня Волконская».

1873 – в № 2 «Отечественных записок» опубликована вторая часть поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Вышли также пять частей последнего прижизненного (шестого) издания «Стихотворений» Некрасова.

1874 – в № 1 «Отечественных записок» помещена третья часть поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Окончание шестого издания «Стихотворений». Возобновление отношений с Ф. М. Достоевским и Л. Н. Толстым.

1875 – избрание Некрасова товарищем председателя Литературного фонда. Работа над поэмой «Современники», появление первой части («Юбиляры и триумфаторы») в № 8 «Отечественных записок». Начало последней болезни.

1876 – работа над четвертой частью поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
Стихотворения «Сеятелям», «Молебен», «Скоро стану добычею тления», «Зине».

1877 – в начале апреля – выход книги «Последние песни».
4 апреля – венчание на дому с Зинаидой Николаевной.
12 апреля – операция.
Начало июня – свидание с Тургеневым.
В августе – прощальное письмо от Чернышевского.
Декабрь – последние стихотворения («О, Муза! Я у двери гроба»).
Умер 27 декабря 1877 г. (8 января 1878 г. – по новому стилю) в Петербурге. Похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря.

Биография Николая Некрасова

Родился 28 ноября (10 октября н.с.) в местечке Немирове Подольской губернии в семье мелкопоместного дворянина. Детские годы прошли в селе Грешнево, в родовом имении отца, человека деспотического характера, угнетавшего не только крепостных, но и свою семью, чему был свидетелем будущий поэт. Ф.Достоевский позднее написал о Некрасове: «Это было раненное в самом начале жизни сердце; и эта-то никогда не заживавшая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь». Мать поэта, женщина образованная, была первым его учителем, она привила любовь к литературе, к русскому языку.
В 1832-37 Некрасов учился в Ярославской гимназии. Тогда же начал писать стихи.
В 1838, против воли отца, будущий поэт уезжает в Петербург поступать в университет. Не выдержав вступительные экзамены, определился вольнослушателем и в течение двух лет посещал лекции на филологическом факультете. Узнав об этом, отец лишил его всякой материальной поддержки. Бедствия, выпавшие на долю Некрасова, нашли впоследствии отражение в его стихах и незаконченном романе «Жизнь и похождения Тихона Тростникова».
С 1841 начал сотрудничать в «Отечественных записках».
В 1843 Некрасов встречается с Белинским, идеи которого находят отклик в его душе. Появляются реалистические стихи, первое из которых — «В дороге»(1845) — получило высокую оценку критика. Благодаря своему острому критическому уму, поэтическому таланту, глубокому знанию жизни и предприимчивости Некрасов становится умелым организатором литературного дела. Он собирает и публикует два альманаха: «Физиология Петербурга» (1845), «Петербургский сборник» (1846), где были напечатаны очерки, рассказы, повести Тургенева, Достоевского, Белинского, Герцена, Даля и др.
В 1847-66 был издателем и фактическим редактором журнала «Современник», сплотившим лучшие литературные силы своего времени. Журнал становится органом революционно-демократических сил.
В эти годы Некрасов создает лирические стихи, посвященные его гражданской жене Панаевой, поэмы и циклы стихов о городских бедняках («На улице», «О погоде»), о судьбе народной («Несжатая полоса», «Железная дорога» и др.), о крестьянской жизни («Крестьянские дети», «Забытая деревня», «Орина, мать солдатская», «Мороз, Красный нос» и др.).
В период общественного подъема 1850-60-х и крестьянской реформы поэт пишет «Поэт и гражданин», «Песня Еремушке», «Размышления у парадного подъезда», поэму «Коробейники».
В 1862, после событий 1861, когда лидеры революционной демократии были арестованы, Некрасов побывал в родных местах, Грешневе и Абакумцеве, итогом чего явилась лирическая поэма «Рыцарь на час» (1862), которую сам поэт выделял и любил. В этот год Некрасов приобретает усадьбу Карабиха, недалеко от Ярославля, куда приезжал каждое лето, проводя время на охоте и в общении с друзьями из народа.
После закрытия журнала «Современник» Некрасов приобретает право на издание «Отечественных записок», с которым были связаны последние десять лет его жизни. В эти годы работает над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» (1866-76), пишет поэмы о декабристах и их женах («Дедушка», 1870; «Русские женщины», 1871-72). Кроме того, создает серию сатирических произведений, вершиной которых стала поэма «Современники» (1875).
Для поздней лирики Некрасова характерны элегические мотивы: «Три элегии»(1873), «Утро», «Уныние», «Элегия» (1874), связанные с утратой многих друзей, сознанием одиночества, тяжелой болезнью (рак). Но появляются и такие, как «Пророк» (1874), «Сеятелям» (1876). В 1877 — цикл стихов «Последние песни».
Умер Н.Некрасов 27 декабря 1877 (8 января 1878 н.с.) в Петербурге.

Литература

География

История

Биология

МХК (Мировая художественная культура)

Николай Алексеевич Некрасов (1821-1878). Биография в датах и фактах

Николай Алексеевич Некрасов — русский поэт, воспринимавшийся современниками как флагман революционно-демократической лирики и олицетворение «совести эпохи». В некрасовской лирике, открывшей новую страницу в развитии русского реализма, разворачивались драмы и трагедии повседневной жизни представителей социальных низов и раскрывались глубинные свойства национального характера.

Жизнь Н. Некрасова в датах и фактах

10 декабря 1821 г. — родился в дворянской семье в городке Немирово Винницкого уезда Подольской губернии. Через три года семья переехала в деревню Грешнево Ярославской губернии.

1832–1837 гг. — учился в Ярославской гимназии.

В 1838 г. — приехал в Петербург в надежде продолжить там образование, но при попытке поступить в университет провалился и, записавшись вольным слушателем, занялся профессиональным литературным трудом.

1840 г. — вышел в свет первый поэтический сборник Некрасова «Мечты и звуки», который критика оценила негативно. Огорченный неудачей автор скупил имевшиеся в книжных лавках экземпляры и сжег их.

1840–1844 гг. — период тяжелой литературной поденщины, открывший, однако, поэту доступ к известным периодическим изданиям. В эти годы Н.А. Некрасов сблизился с литературным критиком Белинским и супругами Панаевыми, игравшими заметную роль в российской литературой жизни.

1845–1846 гг. — вышли в свет сборники «Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник», в состав которых вошли некрасовские произведения.

С 1847 г. и в течение последующих 19 лет Некрасов был издателем и фактическим редактором журнала «Современник». Концепция этого издания в 40-е гг. во многом определялась Белинским. Вопреки жестокому давлению цензуры, «Современник» удерживал за собой позицию форпоста прогрессивной мысли.

1856 г. — был издан сборник «Стихотворения», включивший лучшие произведения поэта, созданные им за 10 лет. Эта книга имела большой успех у читателей. В том же году Некрасов отправился в заграничное путешествие, продлившееся около года. Материал с сайта //iEssay.ru

1860-е гг. были омрачены тягостными событиями: арестом нескольких сотрудников «Современника» и последующим закрытием журнала, смертью Н.А. Добролюбова, одного из самых талантливых литературных критиков и ближайших единомышленников Некрасова. Вместе с тем, указанный период был для поэта чрезвычайно благотворным в творческом отношении, о чем свидетельствует появление его многочисленных стихотворений и знаменитой поэмы «Мороз, Красный Нос» (1864), а также начало работы над монументальной поэмой «Кому на Руси жить хорошо?», которую он писал до конца жизни.

1868 г. — устроился одним из редакторов в журнал «Отечественные записки».

1870–1873 гг. — были созданы поэмы «Дедушка» (1870) и «Русские женщины» (1873), посвященные теме декабристов.

В 1877 г. вышел в свет некрасовский сборник «Последние песни».

8 января 1878 г. — поэт умер вследствие тяжелой болезни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: