Некрасов Н

Русский поэт и литературный деятель Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября 1821 года в местечке Немиров Винницкой области.
Детские годы Некрасова прошли в селе Грешнево (ныне селе Некрасове) близ Ярославля, в имении отца. Здесь он близко узнал крестьянскую жизнь. С 1832 Некрасов учился в Ярославской гимназии. В 1839 тщетно пытался поступить в Петербургский университет (в 1839— 1840 считался вольнослушателем). Лишившись поддержки отца, будущий поэт вёл жизнь полубездомного столичного бедняка. С 1838 он начал печатать стихи. В 1840 опубликовал сборник ещё незрелых стихов “Мечты и звуки”, встреченный суровой рецензией В. Г. Белинского и уничтоженный самим автором. Обладая твёрдым характером, Некрасов дал себе слово “не умереть на чердаке” и начал энергичную литературно-журнальную деятельность. “Уму непостижимо, сколько я работал”, — вспоминал он позднее. Некрасов писал рассказы, повести, пьесы, театральные обозрения, фельетоны. Его водевили были поставлены на сцене Александринского театра (под псевдонимом Н.А.Перепельский). С 1840 начал сотрудничать в театральном журнале “Пантеон . ”, с 1841— в “Литературной газете” и “Отечественных записках”. В 1842— 1843 сблизился с Белинским и его кружком. Осознав необходимость покончить с “литературной подёнщиной” (хотя и в это время были написаны значительные произведения, например очерк “Петербургские углы”, 1845), Некрасов пережил перелом, который сам осознал как “поворот к правде”; он примкнул к натуральной школе. Его стихи наполнились социальным содержанием (“В дороге”, “Родина”). В критических статьях и рецензиях, в издательских начинаниях Некрасов явился соратником Белинского в его борьбе за реализм и народность русской литературы. Талант Некрасова как редактора и организатора литературных сил развернулся в “Современнике”; даже в годы политической реакции после 1848 Некрасов сумел многое сделать, чтобы отстоять демократическое направление журнала. В это время были опубликованы романы “ с продолжением” (“Три страны света”, 1848—49, и “Мёртвое озеро”, 1851, совместно с А. Я. Панаевой, которая стала женой Некрасова). При всей неровности письма и налёте мелодраматизма (в главах, написанных Панаевой) эти романы проникнуты демократическим настроением. В период общественного подъёма середины 50-х годов Некрасов поручил руководящую роль в журнале Н.Г. Чернышевскому и Н.А. Добролюбову. Твёрдая и принципиальная позиция новых сотрудников в обстановке резкого обострения классовых противоречий ускорила идейное размежевание внутри редакции. Некрасов мужественно отказался от сотрудничества с группой литераторов-либералов, хотя был связан с ними узами старой дружбы; “. все симпатии его были на стороне Чернышевского”,— указывал В. И. Ленин (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 22, с. 84). Своей энергией, редакторским опытом и тактом, умелой, хотя изнурительной, борьбой с цензурой Некрасов сделал возможным появление на страницах журнала яркой революционной публицистики и критики. “Только благодаря его великому уму,— вспоминал Чернышевский,— высокому благородству души и бестрепетной твердости характера я имел возможность писать, как я писал”.
Некрасов ста поистине народным поэтом, сатириком, обличителем “верхов”, заступником угнетённой деревни. Идейное общение с “новыми людьми” в “Современнике” помогло окончательно сложиться его убеждениям, создать выдающиеся произведения, богатые революционной мыслью (“Поэт и гражданин”, “Размышления у парадного подъезда”, “Песня Ерёмушке”, “О погоде”, “Плач детей”). В 1856 вышел сборник Некрасова “Стихотворения”, воспринятый как манифест передовой русской литературы, открыто звавший к гражданской деятельности, к революционному действию. В годы революционной ситуации 1859— 1861 в поэзии Некрасова углубляется тема деревни. Его стихи (“Дума”, Похороны”, “Калистрат”) и поэмы (“Крестьянские дети”, 1861; “Коробейники”, 1861; “Мороз, Красный нос”, 1863) согреты неподдельной любовью к русскому крестьянину. К этому времени исключительно вырос авторитет Некрасова в русском обществе, особенно среди передовой молодёжи и революционных деятелей, считавших его первым русским поэтом. Когда правительство начало открыто преследовать революционеров (1866) и журналу “грозил неумолимый рок”, Некрасов сделал отчаянную и бесполезную попытку его спасти: он выступил со стихами на обеде в честь М. Н. Муравьёва. Это была ошибка (“звук неверный”), в которой поэт горько раскаивался до последних дней жизни (“Прости меня, о родина! прости. ”) .
Некрасову удалось взять в свои руки “Отечественные записки” в 1868 году. Он опубликовал здесь главы поэмы “Кому на Руси жить хорошо”, поэмы о декабристах “Дедушка” (1870) и “Русские женщины” (1872—73), сатиру “Современники” (1875—76). В этих произведениях (они появились в печати с большими цензурными искажениями), а также в лирике Некрасова воплощены важнейшие черты эпохи 70-х гг., когда крепло движение революционного народничества, начиналось “хождение в народ”. Некрасов стремился поддержать дух революционной интеллигенции, преклонялся перед самоотверженностью, звал к подвигу (“Сеятелям”, 1876, опубликовано в 1877). Последние годы жизни Некрасова, проведенные в напряжённом творческом труде, заботах о журнале, в общественной деятельности были омрачены тяжёлой болезнью. Но и в это время он создал “последние песни”, в которых с прежней поэтической силой говорил об итогах прожитой жизни, о своей любви к русскому народу и о своей “музе”: “Сестра народа — и моя”. Похороны Некрасова (на кладбище Новодевичьего монастыря в Петербурге) носили характер народной политической демонстрации. От имени общества “Земля и воля” выступал Г. В. Плеханов. Знаменательной была речь Ф. М. Достоевского, который поставил Некрасова рядом с А. С. Пушкиным.
Подготовленная предшествующим развитием русской литературы, поэзия Некрасова впитала традиции Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя, отразила громадные сдвиги в жизни русского народа, пробуждавшегося к освободительной борьбе, и это определило особое место Некрасова среди русских писателей-реалистов 19 века. Он не только сочувствовал народу, но отождествил себя с крестьянской Россией, заговорил от её имени и её языком. “Я лиру посвятил народу своему”,— сказал он в конце жизни. Тема народа, крестьянства, воплощённая в бесконечном разнообразии типов и характеров, новых для русской литературы, проходит через всё творчество Некрасова — от ранних стихотворений “Тройка” и “Родина” до больших эпических поэм, до предсмертных лирических обращений к русскому народу Никто, кроме Некрасова, не создал таких поражающих своей жестокой правдивостью картин деревенской нищеты и горя (“Размышления у парадного подъезда”, “Орина, мать солдатская”, “Пир на весь мир”) и никто не увидел столько светлых сторон в жизни крестьянства, столько крупных мужественных характеров (Дарья, Матрёна, Савелий, Ермил Гирин), не убитых веками рабства. Некрасов был далёк от ложной народнической идеализации деревни и осуждал долготерпение, пассивность большей частью крестьянства (“Чем хуже был бы твой удел, когда б ты менее терпел”?). Образ России, сильной и страдающей, стоит за широкими картинами некрасовской деревни:
“Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь!”.
Всё, о чём бы ни писал Некрасов, пронизывает мысль о народе, о его судьбе. В “Железной дороге” (1864) сквозь мрачные картины гибельного труда строителей прорывается победный гимн в честь творческих сил народа. В некрасовской лирике, сюжетной и остродраматичной, большое место занимает проблема долга перед народом (“Рыцарь на час”, 1860). Темы любви и природы окрашены в его стихах личным отношением поэта к жизни общества, к человеку-деятелю, носителю высоких идеалов. Героические образы Белинского, Добролюбова, Чернышевского, созданные Некрасовым, овеяны революционно-романтической патетикой. Тяжёлая судьба русской женщины постоянно волновала Некрасова; эта тема нашла воплощение и в лирике, и в поэмах о декабристках — “Княгиня Волконская”, “Княгиня Трубецкая”. В этих исторических поэмах события прошлого осмыслены в связи с судьбами народа и революционными народническими идеалами 70-х гг. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” (1866—76) увенчивает творчество Некрасова. Это подлинная поэтическая энциклопедия народной жизни середины 19 в., поражающая грандиозностью замысла, остротой социально-критического анализа, данного с точки зрения самого крестьянства. Особое место занимает в поэме образ Гриши Добросклонова, в котором воплощены черты крестьянского революционера, носителя народного идеала свободы. Совершенное и новаторское творение Некрасова вобрало в себя огромные пласты устно-поэтического народного творчества; песни, поговорки и поверья, разговорный крестьянский язык и народное острословие слились здесь в едином художественном сплаве.
Важнейшей чертой творчества Некрасова была его сатирическая направленность. Обличение благонамеренных чиновников, буржуазных филантропов, знатных лицемеров в ранних стихах (“Современная ода”, “Колыбельная песня”) переросло затем в острую сатиру на всю политическую систему, крепостников-помещиков, либеральных деятелей, царскую цензуру, мнимую свободу печати (“Газетная”, “Песни о свободном слове”, “Суд”). Позднее созданы такие шедевры русской сатиры, как поэма “Недавнее время” (1871) и “Современники” (1875 — 1876); в центре второй из них — фигуры буржуазных дельцов и бюрократов, изображённых со щедринской силой.
Некрасов, будучи глубоко национальным поэтом широко ввёл в поэзию всё богатство народного языка и фольклора, смело использовал прозаизмы, разные речевые стили, песенные интонации. Некрасовская поэзия, в которой гражданственность и высокая художественность предстают в неразрывном единстве, оказала благотворное влияние на последующее развитие русской классической, а затем советской поэзии.
Ещё при жизни поэта многие стихи Некрасова стали народными песнями, которые поются доныне (“Коробушка”, “Меж высоких хлебов. ” и других). Русские композиторы охотно писали музыку на его тексты: М. П. Мусоргский (“Калистрат”, “Песня Ерёмушке”), Ц.А. Кюи (“Молодые”, “Сват и жених”, “Внимая ужасам войны”, “Катерина”), С.И. Танеев (“Бьётся сердце беспокойное”).
Ещё в дореволюционные годы марксистское литературоведение (Г.В. Плеханов и др.) начало разработку наследия Некрасова. После Октябрьской революции 1917 проделана огромная работа по собиранию и изучению его рукописей, по восстановлению подлинных текстов, запрещённых или искажённых царской цензурой.
Умер Некрасов в Петербурге 27 декабря 1877 года.

/ Биографии / Некрасов Н.А.

Смотрите также по Некрасову:

Творчество Некрасова

ТВОРЧЕСТВО Н. А. НЕКРАСОВА

Отличительной чертой поэзии Некрасова является то, что она служила общественным интересам своего времени, выражала мысли, чувства и надежды передовых кругов тогдашнего общества, призывала к борьбе за права угнетённого и забитого крестьянства. Свой гений Некрасов отдал русскому народу, жил его жизнью и боролся за его счастье.

«Важно только одно,-говорил Некрасов,- любить народ, родину, служить им сердцем и душой». Это чувство пламенной любви к родине пронизывает всё творчество Некрасова.

Не небесам чужой отчизны

— Я песни родине слагал!

заявляет поэт в стихотворении «Тишина».

Русский народ, которому «пределы не поставлены», и родная земля с её бескрайними нивами, зелёными лесами, суровыми зимами — неиссякаемый источник вдохновения Некрасова, предмет его гордости и любви.

Поэт любил родину глубокой и нежной сыновней любовью, и образ матери-родины проходит через всё его творчество. «Родина-мать! Я душою смирился, любящим сыном к тебе возвратился»; «О матушка-Русь! ты приветствуешь сына»; «Мать-отчизна! дойду до могилы, не дождавшись свободы твоей»; «Родина-мать! по равнинам твоим я не езжал ещё с чувством таким!»; «Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь!» — с такими словами обращался поэт к родине на протяжении всего творчества.

На чужбине Некрасов тосковал, томился от бездействия, но стоило поэту, вернувшись из заморских стран, где он искал и не нашёл «примиренья с горем», вдохнуть знакомые с детства запахи родимых дорог, лугов, лесов, увидеть могучие просторы родины, как он переживал творческое возрождение:

Опять она, родная сторона,

С её зелёным, благодатным летом,

И вновь душа поэзией полна.

Да, только здесь могу я быть поэтом!

На Западе не вызвал я ничем

Красивых строф, пластических и сильных,

В Германии я был, как рыба, нем,

В Италии — писал о русских ссыльных.

Сравнивая полную своеобразной прелести красоту русского пейзажа с пейзажем Запада, Некрасов восклицает:

Всё рожь кругом, как степь живая,

Ни замков, ни людей, ни гор.

Спасибо, сторона родная.

За твой врачующий простор!

За дальним Средиземным морем,

Под небом ярче твоего,

Искал я примиренья с горем

И не нашёл я ничего!

Для Некрасова нет ничего дороже «родных лугов, родных полей», разлива «гордых» русских рек, говора «милых волн» этих рек. Какой трепетной любовью и каким проникновенным чувством полно у поэта, например, описание русской весны в стихотворении «Зелёный шум»! Нарисовать такой пейзаж мог только художник-патриот, сердечно любящий русскую природу и живущий с ней одной жизнью. Эта глубочайшая любовь Некрасова к родному пейзажу давала ему право писать:

Мне лепетал любимый лес:

Верь, нет милей родных небес!

В то же время Некрасов ясно видел, как тяжело жилось народу под небесами родины в суровых социальных условиях его времени. Нищета убогой русской деревни, непосильный труд крестьянина, тяжёлая доля русской женщины, каторжный труд бурлака, бесправие народа, произвол «власть имущих» — все эти стороны печальной русской действительности глубоко волновали поэта-патриота, угнетали его сознание гражданина.

Зрелище бедствий народных

Невыносимо, мой друг,-

с душевной болью восклицает поэт. И стихи его наполнялись ненавистью к угнетателям народа, к «владельцам роскошных палат», превращались в грозное оружие борьбы за освобождение народа.

В творчестве Некрасова слова «любовь к родине» постоянно соединялись со словами «гнев» и «ненависть».

Кто живёт без печали и гнева,

Тот не любит отчизны своей.

Так глубоко ненавижу,

Так бескорыстно люблю!

То сердце не научится любить,

Которое устало ненавидеть,-

писал он. Любя родину, Некрасов никогда не уставал ненавидеть уродливый социальный строй царской России, её господствующие классы, обрекавшие трудовой народ на невыносимые мучения. Его стихи, «свидетели живые за мир пролитых слёз», были преисполнены «злобы и боли, в которых так много любви».

Он любил ненавидя, и эта любовь-ненависть выражает своеобразие патриотизма Некрасова, верного сына своей отчизны, великого народного поэта-борца.

Некрасов страстно верил в счастливое будущее своей матери-родины. «Мыслью вперёд улетая», он писал о родной земле:

Ещё суждено тебе много страдать,

Но ты не погибнешь, я знаю.

Поэт призывал «не робеть за отчизну любезную», так как знал, что родной народ завоюет себе счастье, и пророчески предвидел «пору прекрасную», когда Россия станет «свободной, гордой и счастливой». «Я верую в народ»,-говорил поэт.

Патриотизм Некрасова был неразрывно связан с его революционно-демократическими убеждениями, с постоянными призывами к борьбе за счастье и свободу родины и народа. Всю жизнь его любимыми героями были борцы за народное счастье, а его заветным идеалом — свободная родина.

Поэт революонной крестьянской демократии, ученик Белинского, соратник и единомышленник Добролюбова и Чернышевсгого, тосковал по революционной буре, которая Некрасова разрушила бы мир насилия и бесправия:

Душно! Без счастья и воли

Ночь бесконечно длинна.

Буря бы грянула, что ли?

Чаша с краями полна!

Грянь над пучиною моря,

В поле, в лесу засвищи

Чашу вселенского горя

Думы поэта всегда были обращены к народу, родине и революции, и стихи Некрасова — прекрасный памятник революционерам его эпохи. Естественно, что в творчестве поэта важнейшее место заняли произведения, посвященные вождям революционной крестьянской демократии, «штурманам будущей бури», как называл их А. И. Герцен.

Творчество Некрасова

Особенность русской литературы состоит в том, что она всегда была теснейшим образом связана с актуальными проблемами общественной жизни. Великих писателей России глубоко волновали судьбы родины и народа. Патриотизм, гражданственность и гуманность были основными чертами поэзии Пушкина, Лермонтова и Некрасова. Все они видели смысл своего творчества в служении народу, в борьбе за его свободу и счастье. И Пушкин, и Лермонтов утверждали мысль о том, что поэт-пророк должен «глаголом жечь сердца людей», «воспламенять бойца для битвы», нести людям «любви и правды чистые учения».

Некрасов выступил преемником и продолжателем этих прогрессивных традиций. Его «муза мести и печали» стала защитницей угнетенных. Свои взгляды на роль поэта и поэзии Некрасов наиболее полно изложил в стихотворении «Поэт и гражданин», которое воспринимается как его поэтический манифест. Главная мысль автора утверждается в полемике с теми, кто пытается очистить поэзию от общественно-политических тем, считая их недостойными высокого искусства. От лица гражданина он упрекает поэта в том, что тот уводит читателя от злободневных вопросов современности в мир интимных чувств и переживаний.

С твоим талантом стыдно спать;
Еще стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать.

Некрасов предостерегает поэта, находящегося на распутье, от опасности разделить участь либералов, «богатых словом, делом бедных», погрязших в пустых разговорах и бездействии. Взволнованный монолог гражданина призывает поэта, «избранника неба», «глашатая истин вековых», посвятить свою музу обездоленным, угнетенным массам трудящихся. Поэзия, по мнению Некрасова, должна служить не интеллектуальной элите, а народу, в котором живет потребность в красоте, справедливости, вере.

Будь гражданин! служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей любви.

Таким образом, Некрасов утверждает в стихотворении гражданский характер поэзии, считая, что поэт «в годину горя» должен быть вместе с народом, живя его заботами, чувствуя его боль, как свою, идя «в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь». Именно таким поэтом был Некрасов. В стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом» в безобразной сцене избиения крестьянки, предстает образ страдающего народа, родной сестрой которого называет поэт свою музу.

. Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую,
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя.
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»

Некрасовская муза поет о народных страданиях, стремясь пробудить в читателях сочувствие и сострадание к рабскому положению народа, к его подневольной, бесправной судьбе. Поэт называет свою «неласковую музу» «печальной спутницей печальных бедняков, рожденных для труда, страданий и оков». Она не только страдает вместе с народом, но и зовет к мщению.

В порыве ярости, с неправдою людской
Безумная клялась начать безумный бой.

Муза ведет поэта «чрез бездны темные насилия и зла, труда и голода», заставляя его почувствовать народные страдания и поведать о них миру. Посвященное памяти великого сатирика Гоголя стихотворение «Блажен незлобивый поэт» рисует духовный облик двух поэтов. С нескрываемой иронией пишет автор о популярности и славе «незлобивого поэта», которому современники «при жизни памятник готовят».

Любя беспечность и покой,
Гнушаясь дерзкою сатирой,
Он прочно властвует толпой
С своей миролюбивой лирой.

Но все симпатии Некрасова на стороне того поэта, «чей благородный гений стал обличителем толпы, ее страстей и заблуждений». Труден и горек его путь. Его «карающая лира» не вызывает в людях понимания и одобрения.

И веря и не веря вновь
Мечте высокого призванья,
Он проповедует любовь
Враждебным словом отрицанья.

Некрасов убежден в том, что поэзия не должна замыкаться на возвышенных и прекрасных темах, воспевая любовь, природу и красоту. Ее назначение — служить обществу, облагораживая и возвышая человека, формируя его прогрессивное мировоззрение. В конце жизненного пути Некрасов пишет стихотворение «Элегия», которое считает самым задушевным и любимым. В нем он вновь обращается к вопросу о содержании поэзии и о ее роли в общественной жизни. Поэт полемизирует с теми, кто заявлял, «что тема старая — страдания народа и что поэзия забыть ее должна». Обращаясь к молодому поколению России, Некрасов утверждает злободневность и актуальность народной темы, которая неподвластна «изменчивой моде». Несмотря на то, что прошли десятилетия со времен Пушкина, она по-прежнему находится в центре внимания поэзии, ибо официальное освобождение крестьянства не принесло ему ни счастья, ни благополучия. «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» — этот вопрос, содержащийся в стихотворении, предполагает отрицательный ответ. И после царской реформы народы, как и прежде, «влачатся в нищете, покорствуя бичам». Эти слова Некрасова почти дословно повторяют пушкинскую строчку из стихотворения «Деревня»: «Здесь рабство тощее влачится по браздам. » Очевидно, Некрасов подчеркивает этими словами то, что по сравнению с началом века немногое изменилось в жизни народа, по-прежнему пребывающего в нужде и бесправии. Значит, тема «страданий народа» должна быть основной в поэзии, хотя темнота и неграмотность широких масс крестьянства препятствует распространению поэзии в народной среде. С горечью пишет Некрасов о том, что тот, «кому посвящены мечтания поэта», «не внемлет он и не дает ответа».

Подобно Пушкину в стихотворении «Памятник», Некрасов в своей «Элегии» подводит итог своего долгого творческого пути, видя главную свою заслугу в служении народу, в борьбе за его интересы:

Я лиру посвятил народу своему,
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен.

Взгляды Н. А. Некрасова на роль поэзии в общественной жизни нашли своих последователей в лице многих замечательных русских писателей нашего столетия, утверждая неразрывную связь литературы с жизнью народа. В ней, как в зеркале, отразилась его судьба, все жизненные потрясения и прозрения. Поэзия и сейчас помогает людям осмыслить трагические события современности, ищет пути к гармонии с миром и счастью.

Примечание. Нужно иметь в виду возможность разных вариантов темы. Например, «Н. А. Некрасов и его предшественники о назначении поэзии».

Презентация на тему: Жизнь и творчество Н.А. Некрасова

«Жизнь и творчество Н.А. Некрасова» Великий поэт Фотогалерея Список источников информации Информация об авторе презентации

Презентацию подготовил: Моисеев Александр Иванович Адрес: Россия, Самарская область, Кинель – Черкасский район, с. Кинель – черкассы, ул.Зеленая д. №39 Индекс: 446350 Образовательное учреждение: ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Кинель — Черкассы, Самарской области Класс: 10 «А» E-mail: Moiseev11051996@yandex.ru

Фотогалерея Портрет Н.А. Некрасова

Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н.А.Некрасова

Одна из комнат квартиры поэта. Диван, на котором умер Н.А.Некрасов

Дом-музей Н.А. Некрасова

Памятник Н. А. Некрасову

Список источников информации: Бухштаб Б. «А.Н. Некрасов». – Л., 1989; Журко Ф.М. Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». – М., 1968; Прокшин В.Г. «Где же ты, тайна довольства народного . » – М., 1990; Скатов Н.Н. «А.Н. Некрасов». – М., 1994 – (Серия «Жизнь замечательных людей»).

«Это было раненное в самом начале жизни сердце ; и эта-то никогда не зажившая рана его и была началом и источником всей страстной страдальческой поэзии его на всю потом жизнь». Ф . Достоевский

Н.А.Некрасов вошел в литературу после Пушкина, но еще при жизни Лермонтова. Вершина гения русского поэта находится рядом с этими великими писателями. Но у некрасовской поэзии своя красота, своя песня. Он был первым в новой литературе, кто заговорил о подневольном труде крестьянина, о тяжкой участи рабочих, о детях-рабах на фабриках и заводах.

Николай Алексеевич Некрасов родился на Украине, неподалеку от Винницы, в местечке Немиров. Мальчику не было и трех лет, когда его отец, ярославский помещик и отставной офицер, перевез семью в родовое имение Грешнево. Здесь прошло детство — среди яблонь обширного сада, вблизи Волги, которую Некрасов назвал колыбелью.

Детские воспоминания поэта связаны с Волгой, которой он посвятил много стихов. Здесь он впервые увидел глубокое человеческое страдание. Он брел по берегу в жаркую пору и вдруг услышал стоны и вслед увидел бурлаков, которые брели вдоль реки, О, горько, горько я рыдал, Когда в то утро я стоял На берегу родной реки, И в первый раз ее назвал Рекою рабства и тоски. Ребенок начал задумываться над жестокостью жизни. Рано ему открылась картина народного бедствия.

Любовь к матери описана во многих стихах поэта: «Родина», «Мать», «Баюшки-баю», «Рыцарь на час» и др. Это стихотворения автобиографического характера, они описывают людей той эпохи, их взаимоотнашения, их нравы и обычаи. Некрасов говорил, что именно страдания матери пробудили в нем протест против угнетения женщины. В его стихотворениях видна не только жалость к женщине, то и ненависть к ее угнетателям.

В 1832 году Николай со своим братом Андреем поступил в первый класс ярославской гимназии. Единственное воспоминание, которое осталось у него после этого времени отражено в двух строчках: …придешь, бывало, в класс И знаешь: сечь начнут сейчас! Отец не хотел платить за обучение, ссорился с учителями. Учителя были плохие, невежественные и требовали тупой зубрежки. Некрасову не нравилось учиться, он посещал гимназию с большой неохотой.

В июне 1837 года Некрасов ушел из гимназии. Отец решил отправить его в Петербург, в Дворянский полк — так называлась военная школа, славившаяся бессмысленной и жестокой муштрой. Но Некрасова привлекала другая судьба. Он хотел поехать в Петербург, чтобы учиться. Он несколько лет тайно писал стихи и хотел напечататься в столичных журналах. В конце 1838 года шестнадцатилетним подростком он приехал в Петербург.

Отец узнал, что его сын не поступил в училище и направил ему грубое письмо, в котором писал, что не будет давать сыну денег. В октябре 1837 года он напечатал свои первые стихи в столичном журнале «Сын отечества» с примечанием «Первый опыт 16-летнего юного поэта». Отец привел свою угрозу в исполнение, и Некрасов остался без денег. Это был самый трудный период жизни Некрасова. Он жил в убогой комнатушке в подвале, питался черным хлебом.

В 1840 году Некрасов напечатал свой первый сборник юношеских стихов «Мечты и звуки». Но сомнения терзали его, и он отправился за советом к В.А. Жуковскому. Прочитав, он сказал: «Если хотите печататься, то издавайтесь без имени, впоследствии вы напишите лучше». Некрасов послушался, и скрыл свое имя под псевдонимом «Н.Н». Но вскоре стали появляться отрицательные отзывы на первый сборник.

«Рассказ ямщика» стал первым антикрепостническим стихотворением Некрасова. Вскоре появились и другие стихи, продолжающие эту тему: «Родина», «Тройка», «Перед дождем», «Огородник», «Еду ли ночью по улице темной…», «Псовая охота». «Родина» была запрещена цензурой, но распространялась в списках, особенно популярным было стихотворение в революционных кругах.

В стихотворениях, посвященных русским писателям, Некрасов говорил о духовно близких ему людях, единомышленниках и соратниках по борьбе. После смерти Добролюбова и ареста Чернышевского Некрасов писал: Узы дружбы, союзов сердечных — Все порвалось: мне с детства судьба Посылала врагов долговечных, А друзей уносила борьба…

В стихотворении «Рыцарь на час» запечатлена могила Елены Андреевны. Поэт не раз приезжал на могилу матери, постоянно страдал, что не смог повидаться с матерью перед ее смертью. Так получилось, что поэт собирался на свадьбу сестры, а попал на похороны матери. В этом стихотворении Некрасов жалуется, что молодость прошла, силы для борьбы кончаются: От ликующих, праздно болтающих, Обагряющих руки в крови Уведи меня в стан погибающих За великое дело любви.

Любить свой народ для Некрасова, как для Гоголя и Белинского, значит ненавидеть его притеснителей. Поэзия Некрасова, начиная с 1845 года, стала поэзией обличения. Он обличал в своих стихотворениях помещиков («В дороге», «Родина», «Псовая охота»), чиновников («Чиновник», «Колыбельная песня», «Современная ода»), богатеев — купцов ( «Секрет» ). Также в этот момент он много писал о простых зависимых крестьянах.

Кроме стихов Некрасов также писал прозой. В 40-е годы появляется очерк «Петербургские углы», который, однако, был сильно изрезан цензурой. Здесь Некрасов описывает состояние Петербурга того времени: бедноту, трущобы. Очерк является частью большого романа «Жизнь и похождения Тихона Тростникова», так и оставшегося неоконченным. Роман во многом напоминает жизнь самого Некрасова в молодости, его становление.

В начале 1875 г. Некрасов тяжко заболел, и скоро жизнь его превратилась в медленную агонию. Напрасно был выписан из Вены знаменитый хирург Бильрот; мучительная операция ни к чему не привела. Вести о смертельной болезни поэта довели популярность его до высшего напряжения. Со всех концов России посыпались письма, телеграммы, приветствия, адресы. Они доставляли высокую отраду больному в его страшных мучениях.

Н.А.Некрасов умер 27 декабря 1877 (8 января 1878) года в Петербурге. Несмотря на сильный мороз, многотысячная толпа провожала тело поэта от дома на Литейном проспекте до места вечного его успокоения на кладбище Новодевичьего монастыря.

Некрасов и для современников и для потомков прежде всего великий поэт-реалист, поэт-демократ, оказавший большое влияние на всё развитие русской поэзии. Действительно, как сказал Р. Гамзатов: «Некрасов-целое поэтическое государство, живущее по своим законам.»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector