Некрасов Н

(1821-1876) — поэт, прозаик, критик, издатель.
Детские годы Некрасова прошли на Волге в с. Грешнево Ярославской губернии. Отец Некрасова был одним из тех помещиков, каких тогда было множество: невежественный, грубый и буйный. Он угнетал свою семью, нещадно бил крестьян. Мать поэта, любящая, добрая женщина, бесстрашно заступалась за крестьян. Защищала она и детей от побоев мужа.
Кажется, не было другого поэта, который так часто, с такой благоговейной любовью воскрешал бы в своих стихах образ матери. По словам Некрасова, именно под влиянием воспоминаний о матери им написано столько произведений, протестующих против угнетения женщины («Тройка», «Мороз, Красный нос», «В полном разгаре страда деревенская. » и др.). Именно из Грешнева Некрасов-поэт вынес исключительную чуткость к чужому страданию.
Когда Некрасову исполнилось 10 лет, его отдали в Ярославскую гимназию, из которой он ушел после пятого класса, так как отец отказался вносить плату за его обучение. В эти годы Некрасов полюбил книги и читал очень много. В 17 лет он поехал в столицу, в Петербург, но там ему жилось очень трудно. Отец хотел для сына военной карьеры, а тот решил поступить в университет. За самоволие отец лишил его всякой материальной поддержки, и юноша остался без средств к существованию.
Чтобы не умереть с голоду, талантливый юноша стал сочинять стихи и рассказы по заказу столичных книготорговцев. Некрасов писал день и ночь, но получал за это гроши.
В это время он познакомился и близко сошелся с великим русским критиком В. Г. Белинским, который оказал на Некрасова огромное влияние — нравственное, литературное, идеологическое, и тогда особенно ярко засверкал его свежий, многосторонний талант.
В 1847 году писатель И. И. Панаев вместе с Некрасовым приобрели журнал «Современник», основанный А. С. Пушкиным. В «Современнике» расцветает редакторский талант Некрасова, сплотившего вокруг журнала лучшие литературные силы 40-60-х годов. И. С. Тургенев публикует здесь «Записки охотника», И. А. Гончаров — роман «Обыкновенная история», В. Г. Белинский — поздние критические статьи, А. И. Герцен — повести «Сорока-воровка» и «Доктор Крупов». Здесь же Некрасов помещал и свои стихотворения. После смерти Белинского Некрасов привлек для работы в журнале продолжателей дела Белинского — Чернышевского и Добролюбова.
Влияние «Современника» росло с каждым годом, но вскоре над ним разразилась беда. В 1861 году умер Добролюбов, затем арестовали и сослали в Сибирь Чернышевского. В 1862 году правительство приостановило издание на восемь месяцев, а в 1866 году совсем запретило его.
Спустя полтора года Некрасов арендует «Отечественные записки» и с 1868 года до самой смерти остается редактором этого журнала, объединяющего прогрессивные силы. «Отечественные записки» пользовались таким же успехом, как и «Современник».
Наивысший расцвет творчества Некрасова начался с 1855 года. Он закончил поэму «Саша», в которой хотел показать, как рождаются «новые люди» и чем они отличаются от прежних «героев времени», «лишних людей» из среды культурного дворянства. Тогда же он написал стихотворения «Забытая деревня», «Школьник», «Несчастные», «Поэт и гражданин». В этих произведениях обнаружились могучие силы народного певца.
Первый сборник стихов Некрасова (1856) принес поэту известность. «Крестьянские дети» (1856), созданные одновременно с «Коробейниками», продолжают успех поэта. Поэма «Мороз, Красный нос» (1863-1864) наполнена светлой верой и доброй надеждой.
Стихотворение «Орина, мать солдатская» (1863) прославляет материнскую и сыновью любовь, которая торжествует не только над ужасами солдатчины, но и над самой смертью.
Декабристскую тему раскрывают поэмы «Дедушка» и «Русские женщины» (см. «Русские женщины»). В «Княгине Трубецкой» (1871) и «Княгине Волконской» (1872) Некрасов открывает в лучших женщинах дворянского круга те же качества национального характера, какие он нашел в женщинах-крестьянках поэм «Коробейники» и «Мороз, Красный нос». Именно поэтому произведения о декабристах стали фактами не только литературной, но и общественной жизни. Они вдохновляли молодежь на борьбу за народную свободу.
Пристально изучая крестьянскую жизнь, поэт готовился к великому литературному подвигу — к созданию большой поэмы, прославляющей великодушие, героизм, могучие духовные силы русского народа.
Герой поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (1865-1877) — все многомиллионное «мужицкое царство». Такой поэзии еще не бывало в России. Сознание нравственной «силы народной», предвещавшей верную победу народа в борьбе за счастливое будущее, и было источником того оптимизма, который чувствуется в великой поэме Некрасова (см. «Кому на Руси жить хорошо»).
В 1876 году после перерыва Некрасов снова вернулся к поэме, но у него уже не было сил закончить ее, потому что в начале 1875 года он тяжело заболел. Ни знаменитый хирург, ни операция не могли приостановить смертельной раковой болезни. Пришло время подводить итоги, и поэт создает «Последние песни». Некрасов понимает, что своим творчеством он прокладывает новые пути в поэтическом искусстве.
Он решился на смелое сочетание элегических, лирических и сатирических мотивов в пределах одного стихотворения, что раньше было совершенно недопустимо. Некрасов значительно расширил диапазон русской поэзии, используя разговорную речь, народную фразеологию, смело включая разные речевые стили — от бытового до публицистического, от народного просторечия до поэтической лексики, от ораторского до пародийно-сатирического стиля.
Но по-прежнему сохраняет Некрасов святость материнского образа. В стихотворении «Баюшки-баю» устами матери Родина обращается к поэту с последней песней утешения:
Не бойся горького забвенья:
Уж я держу в руке моей
Венец любви, венец прощенья,
дар кроткой родины твоей.

Биография: Николай Некрасов

Родился 28 ноября (10 октября н.с.) в местечке Немирове Подольской губернии в семье мелкопоместного дворянина. Детские годы прошли в селе Грешневе, в родовом имении отца, человека деспотического характера, угнетавшего не только крепостных, но и свою семью, чему стал свидетелем будущий поэт. Ф. Достоевский позднее написал о Некрасове: «Это было раненое в самом начале жизни сердце; и эта-то никогда не заживавшая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь». Мать поэта, женщина образованная, была первым его учителем, она привила ему любовь к литературе, к русскому языку,

В 1832 — 1837 Некрасов учился в Ярославской гимназии. Тогда же начал писать стихи.

В 1838, против воли отца, будущий поэт уехал в Петербург поступать в университет. Не выдержав вступительные экзамены, определился вольнослушателем и в течение двух лет посещал лекции на филологическом факультете. Узнав об этом, отец лишил его всякой материальной поддержки. Бедствия, выпавшие на долю Некрасова, нашли впоследствии отражение в его стихах и незаконченном романе «Жизнь и похождения Тихона Тростникова».

С 1841 начал сотрудничать в «Отечественных записках».

В 1843 Некрасов встретился с Белинским, идеи которого нашли отклик в его душе. Появляются реалистические стихи, первое из которых — «В дороге» (1845) — получило высокую оценку критика. Благодаря своему острому критическому уму, поэтическому таланту, глубокому знанию жизни и предприимчивости Некрасов стал умелым организатором литературного дела. Он собрал и опубликовал два альманаха: «Физиология Петербурга» (1845), «Петербургский сборник» (1846), где были напечатаны очерки, рассказы, повести Тургенева, Достоевского, Белинского, Герцена, Даля и др.

В 1847 — 1866 был издателем и фактическим редактором журнала «Современник», сплотившим лучшие литературные силы своего времени. Журнал стал органом революционно-демократических сил.

В эти годы Некрасов создал лирические стихи, посвященные его гражданской жене Панаевой, поэмы и циклы стихов о городских бедняках («На улице», «О погоде»), о судьбе народной («Несжатая полоса», «Железная дорога» и др.), о крестьянской жизни («Крестьянские дети», «Забытая деревня», «Орина, мать солдатская», «Мороз, Красный нос» и др.).

В период общественного подъема 1850 — 1860-х и крестьянской реформы опубликовал «Поэт и гражданин», («Песня Еремушке», «Размышления у парадного подъезда», поэму «Коробейники».

В 1862, после событий 1861, когда лидеры революционной демократии были арестованы, Некрасов побывал в родных местах — Грешневе и Абакумцеве, итогом чего явилась лирическая поэма «Рыцарь на час» (1862), которую сам поэт выделял и любил. В этот год Некрасов приобрел усадьбу Карабиха, недалеко от Ярославля, куда приезжал каждое лето, проводя время на охоте и в общении с друзьями из народа.

После закрытия журнала «Современник» Некрасов приобрел право на издание «Отечественных записок», с которыми были связаны последние десять лет его жизни. В эти годы работал над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» (1866 — 76), написал поэмы о декабристах и их женах («Дедушка», 1870; «Русские женщины», 1871 — 72). Кроме того, создал серию сатирических произведений, вершиной которых стала поэма «Современники» (1875).

Для поздней лирики Некрасова характерны элегические мотивы: «Три элегии»(1873), «Утро», «Уныние», «Элегия» (1874), связанные с утратой многих друзей, сознанием одиночества, тяжелой болезнью (рак). Но появляются и такие, как «Пророк» (1874), «Сеятелям» (1876). В 1877 — цикл стихов «Последние песни».

Умер Н. Некрасов 27 декабря 1877 (8 января 1878 н.с.) в Петербурге

/ Биографии / Некрасов Н.А.

Смотрите также по Некрасову:

5 класс Анализ стихотворения Н. А. Некрасова «На Волге» Цели урока

Главная > Урок

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Разработка урока по литературе

Анализ стихотворения Н.А.Некрасова «На Волге»

Образовательная и развивающая -познакомить с биографией и чертами личности поэта, нашедшими отражение в стихотворении «На Волге», раскрыть тему и идея стихотворения, проследить тематическую и идейную связь стихотворения «На Волге», русской народной песни «Дубинушка» и картины И.Е. Репина «Бурлаки на Волге», показать художественное мастерство поэта и художника в изображении образов бурлаков;

Воспитательная – развитие высокого гражданского чувства, любви к родине, сострадания к угнетенным, ощущения прелести родной русской природы, продолжить работу по гуманистическому воспитанию детей.

Словарная работа : антитеза, пейзаж, портрет, прямое авторское рассуждение; чувстви тельный, сострадающий, потрясение, негодование, непонимание, ярмо, лапти и др.

Оборудование : портрет Н.А. Некрасова, выставка его книг, репродукция картины И.Е. Ре пина «Бурлаки на Волге», волжские пейзажи, запись песни «Дубинушка».

1). Организационный момент .

2). Актуализация знаний по новой теме.

Ребята, вспомните, в каких произведениях вы читали о жизни русского крестьянина: что вы узнали из них о народе? (учащиеся называют произведения, говорят о нужде, страданиях, бесправии, непосильном труде народа в России 19 века)

3). Повторение и рассказ о поэте.

Беседа о том, что знают учащиеся о Некрасове и его произведениях. Рассказ о писателе — ответ заранее подготовленного ученика.

Некрасов отправился в Петербург на телеге, не закончив гимназии, оставив в деревне под Ярославлем любимую мать, которую больше никогда не увидит, имея с собой тетрадку стихов и сто пятьдесят рублей ассигнациями. Отправился учиться в университет, вопреки воле жестокого отца, желавшего, чтоб он поступил в Дворянский полк. В университет его не приняли, деньги скоро израсходовал. За гроши или за кусок хлеба писал неграмотным письма и прошения, давал уроки, составлял афиши, сочинял пародии, фельетоны, водевили и все равно ел не каждый день, ходил зимою в стужу в дырявых сапогах и соломенной шляпе, простужаясь и кашляя, жил то в чьем-то чулане, то в флигельке, хозяева которого со дня на день ждали его конца.

«Выкарабкаться из сору и грязи», как писал позже, пришлось самому. Двадцать с лишком лет труда и упорства. Конечно, талант. Но бывает талант без воли. И тогда он может либо рано погибнуть, либо вовсе не осуществиться. Некрасов осуществился. Как большой поэт. И как выдающийся журнальный редактор. Знаменитые журналы «Современник» и «Отечественные записки» своей славой 60-х годов обязаны его редакторской руке, его высокому вкусу и мужественной защите идеалов свободолюбия и народолюбия.

Петербургский нищий люд и волжские бурлаки, крестьянские дети и крестьянские женщи ны, ямщики, кандальники, «государственные преступники» вошли в его поэзии, став открытием. Многими это было принято чуть ли не с отвращением: фу, как можно! Однако многими — с восхищением: вот, оказывается, как можно!

Десятки чудных стихов, музыка которых продолжает звучать еще долго после того, как они прочитаны, поэмы «Кому на Руси жить хорошо», «Саша», «Русские женщины», «Дедушка Мазай и зайцы», «Мороз, Красный нос» остались выражением его особенного, ни на кого не похожего дара. В стихотворении Н.А.Некрасова мы встретились с такими словами, как бурлаки, баржа, лапти, расшива.

Мы обратились к словарю Владимира Ивановича Даля и выяснили:

Баржа –это грузовое судно без паруса и весел, которое берется в таск (на буксир) пароходом.

В старое время груз обычно перевозили на баржах, расшивах ( небольших судах), к которым привязывали длинные веревки. Их концы прикрепляли к петлям- лямкам. Бурлаки – рабочие надевали эти лямки на себя и, идя по берегу, тянули баржи.

Лапти – это обувь бедняков. (показать лапти

Илл. с изображением баржи)

3). Выразительное чтение стихотворения учителем.

4).Работа с текстом стихотворения «На Волге». Беседа с учащимися.

— На сколько частей можно разделить это произведение?

— Озаглавьте их и определите, какой тип речи доминирует в каждой части?

1 часть. Воспоминание (описание).

2 часть. Рассказ бурлаков (повествование).

3 часть. Состояние лирического героя (повествование).

4 часть. Размышление о судьбе народа (рассуждение).

-Какой вспоминается поэту Волга?

— Какие слова передают чувство восторга и восхищения великой русской рекой? Знакомы ли вам эти чувства? Найдите сравнения.

-Какие из пейзажей соотнесены с прошлым, какие с настоящим? Почему пейзаж ч. 7 оказался противопоставленным всем остальным, в чем это выражается? Можем ли мы говорить об антитезе?

-Какое событие, касающееся прошлого поэта, так изменило его отношение к родной реке?

-Некрасов прямо не говорит о тяжести труда бурлаков, но заставляет нас сразу это почувствовать. Как? Работаем с текстом. Найти глаголы, передающие движение бурлаков. Найти слова, показывающие, во что переходят стоны бурлаков. Какой эпитет здесь использует поэт?

-Какие чувства испытал мальчик, в первый раз увидевший бурлаков? Как они выглядели? Найдите эпитеты.

-Какие слова в разговоре бурлаков поразили будущего поэта и показались непонятными?

-Почему встреча с бурлаками в настоящем оказалась для поэта не меньшим потрясением?

— Что думает поэт о судьбе бурлачества и народа в целом? К кому обращена финальная часть стихотворения?

— Что, по мнению Некрасова, является главной причиной бедственного положения народа?

5). Сравнительный анализ стихотворения и картины Репина. Работа в группах.

— Сравните пейзаж I части стихотворения с пейзажем картины Репина «Бурлаки на Волге».

— Помогает ли картина Репина почувствовать и усталость бурлаков, и тяжесть их труда, и ощутить, насколько сурова среда обитания этих людей?

Да. Сверху палит беспощадное солнце, а снизу (ведь многие бурлаки босые) невыносимо жжет ноги песок («…он так глубок»). Но не менее тяжел переход реки вброд, когда бурлакам приходилось идти по колено в воде. Темные краски картины создают тяжелое, гнетущее настроение у зрителя, заставляя задуматься о том, что жизнь этих людей беспросветная и безрадостная, тоскливая и печальная.

— Какова система образов картины? Впереди идет самый сильный. Недалеко баржа, на которой стоит хозяин или управляющий и что-то кричит бурлакам. Справа видна другая группа людей, они идут вдоль берега, таща такую же баржу, груженную купеческим добром. Берег уже не пустынен: на нем изображена кое-какая растительность. Верхушки деревьев наклоняются в сторону реки. Они, как бурлаки, подвластны чужой воле: деревья подчиняются силе ветра, люди -своей судьбе.

— А кто – поэт или художник – укоряет бурлаков за терпение и безропотное подчинение судьбе?

Поэт. Так как стихи Некрасова – это стихи-упрек в бездействии («Как он, безгласно ты умрешь, Как он, безвестно пропадешь.»)

Он просто показывает трагедию обреченных на невыносимые страдания людей. («А кабы к утру умереть, так лучше было бы еще…»)

— В чем выражается обреченность бурлаков?

В их лицах, в выражениях глаз («спокойно-безнадежный взор»), в том, сто они тянут одну лямку, связаны одной судьбой («…шагаешь под ярмом не краше узника в цепях…»)

Эти два произведения очень схожи.

6).Проанализируйте текст русской народной песни «Дубинушка», определите ее тему и идею. Что общего между стихотворением Н.А. Некрасова и русской песней?

Много песен слыхал я в родной стороне,

В них и радость и горе мне пели,

Но из песен одна в память врезалась мне —

Это песня рабочей артели.

Эх, дубинушка, ухнем, Потянем, потянем, да ухнем.

Англичанин в упред, чтоб работе помочь,

Изобрел за машиной машину,

А наш русский мужик, коль работать невмочь —

Так затянет родную «дубину»:

Эх, дубинушка, ухнем,

Эх, зеленая, сама пойдет.

Потянем, потянем, да ухнем.

7). Рефлексия, саморефлексия.

Учитель: Какой же отклик, ребята, в ваших сердцах нашло стихотворение «На Волге»? (заслушиваются ответы учащихся).

8). Домашнее задание : выучить наизусть понравившийся отрывок из стихотворения. Подготовиться к сочинению по стихотворению Некрасова “На Волге” и картине Репина “Бурлаки на Волге”.

Детский час

для детей и родителей

Короткие стихи Н.А.Некрасова

Любит русский народ Некрасова, его лирику и вспоминает о нём с благодарностью, как об одном из великих русских поэтов, своими стихами помогавших народу завоевать счастливую жизнь.

«Перед дождём»
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.

На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей сухой и острой
Набегает холодок.

Полумрак на всё ложится;
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон.

Над проезжей таратайкой
Спущен верх, перед закрыт;
И «пошел!» — привстав с нагайкой,
Ямщику жандарм кричит…

Стихи Некрасова, протяжные и певучие, понятны каждой русской душе. Простому языку поэт научился еще в детстве, живя в Ярославской губернии. Крестьянская речь звучит в его стихах естественно и органично.

«Свобода»
Родина мать! по равнинам твоим
Я не езжал еще с чувством таким!

Вижу дитя на руках у родимой,
Сердце волнуется думой любимой:

В добрую пору дитя родилось,
Милостив бог! не узнаешь ты слез!

С детства никем не запуган, свободен,
Выберешь дело, к которому годен;

Хочешь — останешься век мужиком,
Сможешь — под небо взовьешься орлом!

В этих фантазиях много ошибок:
Ум человеческий тонок и гибок,

Знаю, на место сетей крепостных
Люди придумали много иных,

Так. но распутать их легче народу.
Муза! с надеждой приветствуй свободу!

Поворотным моментом в жизни Некрасова была встреча с В.Г.Белинским. Белинский с возмущением говорил о тех порядках, которые господствовали в то время в России. То, что крестьяне были крепостными рабами помещиков, глубоко затрагивало критика. Он верил, что все люди должны быть свободными, что революция может спасти угнетенный народ. Некрасов прислушивался к этим речам, и был солидарен с Белинским.

«Памяти Белинского»
Наивная и страстная душа,
В ком помыслы прекрасные кипели,
Упорствуя, волнуясь и спеша,
Ты честно шел к одной высокой цели;
Кипел, горел — и быстро ты угас!
Ты нас любил, ты дружеству был верен —
И мы тебя почтили в добрый час!
Ты по судьбе печальной беспримерен:
Твой труд живет и долго не умрет,
А ты погиб, несчастлив и незнаем!
И с дерева неведомого плод,
Беспечные, беспечно мы вкушаем.
Нам дела нет, кто возрастил его,
Кто посвящал ему и труд и время,
И о тебе не скажет ничего
Своим потомкам сдержанное племя…
И, с каждым днем окружена тесней,
Затеряна давно твоя могила,
И память благодарная друзей
Дороги к ней не проторила…

В лирической поэзии Некрасова впервые в истории литературы социально мыслящий человек становится в полной мере не только автором, но и героем, не только носителем точки зрения, но и предметом изображения.

«Сеятелям»
Сеятель знанья на ниву народную!
Почву ты, что ли, находишь бесплодную,
Худы ль твои семена?
Робок ли сердцем ты? слаб ли ты силами?
Труд награждается всходами хилыми,
Доброго мало зерна!
Где ж вы, умелые, с бодрыми лицами,
Где же вы, с полными жита кошницами?
Труд засевающих робко, крупицами,
Двиньте вперед!
Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ…

В столицах шум, гремят витии,
Кипит словесная война,
А там, во глубине России,-
Там вековая тишина.
Лишь ветер не дает покою
Вершинам придорожных ив,
И выгибаются дугою,
Целуясь с матерью землею,
Колосья бесконечных нив…
Душно! без счастья и воли
Ночь бесконечно длинна.
Буря бы грянула, что ли?
Чаша с краями полна!

Грянь над пучиною моря,
В поле, в лесу засвищи,
Чашу вселенского горя
Всю расплещи.

Красной нитью в лирике Некрасова проходит тема труда. Мотив труда, как смысла жизни, источника радости, оправдания человеческого существования. Труд – область, в которой обнаруживаются существеннейшие качества человека, его нравственная ценность и чистота. Некрасов поет гимн труду.

«На Родине»
Роскошны вы, хлеба заповедные
Родимых нив —
Цветут, растут колосья наливные,
А я чуть жив!
Ах, странно так я создан небесами,
Таков мой рок,
Что хлеб полей, возделанных рабами,
Нейдет мне впрок!
***

«Несжатая полоса»
Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели,

Только не сжата полоска одна…
Грустную думу наводит она.

Кажется, шепчут колосья друг другу:
«Скучно нам слушать осенную вьюгу,

Скучно склоняться до самой земли,
Тучные зерна купая в пыли!

Нас, что ни ночь, разоряют станицы
Всякой пролетной прожорливой птицы,

Заяц нас топчет, и буря нас бьет…
Где же наш пахарь? чего еще ждет?

Или мы хуже других уродились?
Или недружно цвели-колосились?

Нет! мы не хуже других — и давно
В нас налилось и созрело зерно.

Не для того же пахал он и сеял
Чтобы нас ветер осенний развеял. »

Ветер несет им печальный ответ:
— Вашему пахарю моченьки нет.

Знал, для чего и пахал он и сеял,
Да не по силам работу затеял.

Плохо бедняге — не ест и не пьет,
Червь ему сердце больное сосет,

Руки, что вывели борозды эти,
Высохли в щепку, повисли, как плети.

Очи потускли, и голос пропал,
Что заунывную песню певал,

Как на соху, налегая рукою,
Пахарь задумчиво шел полосою.
***

«14 июня 1854 года»
Великих зрелищ, мировых судеб
Поставлены мы зрителями ныне:
Исконные, кровавые враги,
Соединясь, идут против России:
Пожар войны полмира обхватил,
И заревом зловещим осветились
Деяния держав миролюбивых…

Обращены в позорище вражды
Моря и суша… медленно и глухо
К нам двинулись громады кораблей,
Хвастливо предрекая нашу гибель,
И наконец приблизились — стоят
Пред укрепленной русскою твердыней…
И ныне в урне роковой лежат
Два жребия… и наступает время,
Когда Решитель мира и войны
Исторгнет их всесильною рукой
И свету потрясенному покажет.
***
Стихи мои! Свидетели живые
За мир пролитых слез!
Родитесь вы в минуты роковые
Душевных гроз
И бьетесь о сердца людские,
Как волны об утес.
***

Что ни год — уменьшаются силы,
Ум ленивее, кровь холодней…
Мать-отчизна! дойду до могилы,
Не дождавшись свободы твоей!

Но желал бы я знать, умирая,
Что стоишь ты на верном пути,
Что твой пахарь, поля засевая,
Видит ведреный день впереди;

Чтобы ветер родного селенья
Звук единый до слуха донес,
Под которым не слышно кипенья
Человеческой крови и слез.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Урок-конспект по литературе: «Н. А. Некрасов. Зеленый шум» (7-8 класс)

Тема: Образ весны в стихотворении Н. А. Некрасова «Зеленый шум»

Цели:

• познакомится учащихся с биографией и основными вехами творчества Н. Некрасова;

• осуществить анализ стихотворения «Зеленый Шум» – его поэтический строй, образы и выразительные средства;

• развивать творческие способности учащихся;

• расширить лексический запас;

• формировать культуру восприятия поэтического текста;

• воспитывать чувство любви к родному краю.

Планируемые задачи:

• учащиеся должны знать основные сведения из биографии Н. Некрасова;

• уметь находить в стихотворении выразительные средства речи;

• уметь определять тематику, описывать лирического героя;

• развивать навыки выразительного чтения.

Оборудование: портрет Н. Некрасова, мультимедийная презентация, таблица, тест, картина А. Рыкова «Зеленый шум», изображения деревьев, лексический словарь.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Знакомство с биографией поэта

Работа с презентацией

Слайд 1: Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря 1821 года в местечке Немирове в Подольской губернии. Его отец был небогатым помещиком. Вскоре после рождения сына, семья Некрасовых поселяется в родовом поместье в селе Грешневе, что в Ярославской области. Здесь, на берегу величественной реки Волги прошло детство поэта.

Слайд 2: Барскому сыну не разрешали дружить с крестьянскими детьми. Но, улучив минутку, маленький Коля сбегал от нянек к своим деревенским друзьям. Они ходили в лес или проводили дни, купаясь в речке Самарке. Этот период жизни наложил свой отпечаток на будущее творчество поэта, и тема крестьянских детей заняла огромную нишу в творчестве Некрасова.

Слайд 3: Барский дом стоял у самой дороги, а дорога была в ту пору многолюдной и бойкой. Мальчик, выбравшись тайком за ограду усадьбы, знакомился на дороге со всяким рабочим народом: с печниками, малярами, кузнецами, землекопами, плотниками, переходившими из деревни в деревню, из города в город в поисках работы.

Слайд 4: В 1832 году Некрасов поступил в первый класс Ярославской гимназии. Учение давалось ему легко, но будущий поэт из всех предметов любил только литературу. Читал много и взахлеб. Большое впечатление на него произвела ода «Вольность» А. Пушкина.

В 1837 году отец отправляет Неркасова в Петербург в Дворянский полк. Но юноша решил пойти своим путем. Он стал готовиться к поступлению в Петербургский университет. Отец, узнав о решении сына, не принял его выбора и лишил содержания.

Слайд 5: Это были самые тяжелые годы – без пищи, порой без крова, Некрасов не отступился от своего решения стать поэтом. В 1839 году он поступает «вольным слушателем» на философский факультет университета, а уже в 1840 выходит его первый поэтический сборник «Мечты и звуки». Стихи были подписаны скромно: Н.Н.

Слайд 6: 1843 год – знаменательная дата в жизни поэта. Он знакомится с В. Белинским, который подсказал юному Некрасову путь развития. С этих пор поэзия его приобретает обличительный характер.

Слайд 7: Поэзия Некрасова разнообразна. Главной темой его творчества становится народ, его чаяния и надежды. Немалое место занимает и пейзажная лирика. Любимые образы – ненастье, Волга, лес и деревья, поля, засаженные пшеницей – как символ России.

Слайд 8: Особенность лирики Некрасова выросла из глубокой народности его мировоззрения. В лирике поэта часто встречаются народные мотивы: сказки, мифы, обряды, приметы, народные песни и были. Поэт касается сокровенных пластов нравственной культуры, неиссякаемого источника выносливости и силы народного духа.

Слайд 9: Всю жизнь Некрасов продолжал общаться с простыми крестьянами. В 1862 году под Ярославлем он купил усадьбу Карабиха, куда любил приезжать. Именно здесь появилось удивительной красоты произведение – «Зеленый Шум».

3. Первичное знакомство с произведением

Выразительное чтение стихотворения учителем.

Какое настроение вызывает стихотворение: грустное, веселое, торжественное, печальное или светлое и радостное? Объясните свой выбор.

(Картина А. Рыкова «Зеленый шум»)

4. Анализ стихотворения

А) Самостоятельное чтение произведения

Какие два контрастных образа изображены в стихотворении? (Весны и Зимы)

Б) Заполнение таблицы

Весна: Зеленый Шум, ветер верховой, пыль цветочная, все зелено…

Зима: косматая, ревет и день, и ночь, песня-вьюга.

Какие чувства вызывает у вас наступление весны? А у автора?

В) Словарная работа

Найдите в тексте слова, значение которых вам непонятно. Выпишите их.

• Верховой – сильный, идущий по верху;

• Воды не замутит – образное выражение, означающее чистоту помыслов и поступков.

Выпишите из текста глаголы, передающие движение ветра (качнет, расходится, подымет).

Именно такой ветер называют верховым. Представьте себе эти движения.

Г) Анализ поэтических образов

Обратите внимание, что слова Зеленый Шум написаны с заглавной буквы. Кто это – Зеленый Шум? (Весна)

Действительно, в украинском фольклоре именно так величали весну. По аналогии с Дедом Морозом, который приходит зимой. Но только дед Мороз приносит вьюги и метели, а Зеленый Шум – обновление природы.

Как называется этот прием? (Олицетворение)

Д) Анализ звукоряда

Давайте представим себе Деда Мороза и Зеленый Шум. Какие звуки характерны для первого образа? (скрип снега, свист метели, тишина, хруст льдинок под ногами)

А для второго образа? Найдите примеры в тексте. Какие глаголы характеризуют Зеленый Шум? (Шумит, гудит, лепечет)

Подсчитайте, сколько раз в тексте встречаются слова: шум, шумит (14), зеленый (9), весенний (4). Для чего автору нужно такое частое повторение? (Это создает иллюзию движения, обновления природы.)

С другой стороны, обилие этих слов придает стихотворению особое звучание. Постоянно слышится звук «ш» – шум, шептание, шелест, шорох. Потому и стихотворение кажется таким шумным, веселым, жизнерадостным.

Е) Анализ второстепенных образов

Прочтите текст еще раз и выпишите названия деревьев, которые в нем встречаются (ольха, вишни, сосны, липы, березы, клен).

Какое из деревьев считается символом русской природы? (береза)

Вспомните, что вы знаете об этих деревьях.

На доске – изображения деревьев. Учащиеся рассказывают о деревьях.

Береза – настоящий символ России, нарядное, праздничное дерево. В древних обрядах славян береза была связана с плодородием. Дерево наряжали в платья, украшали лентами, заплетали косы из тонких веточек, водили вокруг хороводы.

Обратите внимание, что Некрасов использует фольклорный образ березы – девицы с косой.

Сосны в поэзии часто ассоциируются с другим настроением – печалью, одиночеством. Но у Некрасова сосны качаются. Это высокие деревья, вершины которых и «оседлал» ветер верховой. И сосны «шумят повеселелые».

Липа – красивое дерево, но расцветает весной позже всех. Как тонко подчеркнул поэт эту особенность дерева! У него – липы бледнолистые.

5. Анализ выразительных средств

А) Какие приемы использует Некрасов? Повторения, рефрен.

Для чего нужен рефрен?

Главный герой задумал убийство. А рефрен постоянно напоминает, что весна шагает по земле. И весна спасает. Зеленый Шум оказался сильнее ворчания зимы. Гармония в природе требует гармонии в душе. И Человек, который способен увидеть красоту природы и проникнуться ею, не способен на преступление. В этом – главная идея стихотворения.

Б) Укажите, какие выразительные средства речи использует Некрасов? (Эпитеты)

Большинство эпитетов – «цветовые». Укажите их. Как вы понимаете выражение «как молоком облитые»?

В) Работа с картиной

Какие краски использует поэт, чтобы передать весеннее настроение?

Посмотрите на картину А. Рылова, которая также называется «Зеленый шум». Соответствует ли она стихотворению? А какие краски использовали бы вы?

6. Закрепление

Тестирование

1. Годы жизни Н. Некрасова

А) 1821-1877 Б) 1749-1833 В) 1814-1841

2. Кто сыграл важную роль в формировании главной идеи творчества Некрасова?

А) Отец Б) Белинский В) Пушкин

3. Главные темы творчества Некрасова.

А) Родина, русская природа Б) любовь В) история

4. Главная тема стихотворения «Зеленый Шум»

А) приход весны Б) зимняя стужа В) лето в России

5. Какое дерево не встречается в стихотворении?

А) береза Б) клен В) яблоня

6. Что изобразил в образе Зеленого шума поэт?

А) зиму Б) реку В) весну

7. какие выразительные средства использует поэт в стихотворении «Зеленый шум»?

А) олицетворения, эпитеты Б) метафоры В) никаких

7. Подведение итогов урока, выставление оценок

8. Домашнее задание:

1. Выучить отрывок из стихотворения наизусть.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: