Некрасов Н

* Николай Алексеевич Некрасов родился 10 октября (28 ноября) 1821 года в Немирове Винницкого уезда Подольской губернии.
* Отец Некрасова, Алексей Сергеевич был мелкопоместным дворянином, офицером. Выйдя в отставку, он поселился в своем родовом имении, в селе Грешневе Ярославской губернии (сейчас село Некрасово). Имел несколько душ крепостных, к которым относился достаточно жестко. Его сын с ранних лет наблюдал за этим, и считается, что данное обстоятельство обусловило становление Некрасова как поэта-революционера.
* Мать Некрасова, Александра Андреевна Закревская, стала его первой учительницей. Она было образована, и всем своим детям (которых было 14) тоже старалась привить любовь к русскому языку и литературе.
* Детские годы Николая Некрасова прошли в Грешневе. В возрасте 7 лет будущий поэт уже начал сочинять стихи, а еще через несколько лет – сатиры.
* 1832 – 1837 годы – учеба в Ярославской гимназии. Учится Некрасов средне, периодически конфликтуя с начальством из-за своих сатирических стихов.
* 1838 год – Некрасов, не завершив учебный курс в гимназии (дошел всего лишь до 5 класса), уезжает в Петербург для поступления в дворянский полк. Отец мечтал, чтобы Николай Алексеевич стал военным. Но в Петербурге Некрасов, вопреки воле отца, пытается поступить в университет. Поэт не выдерживает вступительных экзаменов, и ему приходится определиться вольнослушателем на филологический факультет.
* 1838 – 1840 годы – Николай Некрасов вольнослушатель филологического факультета Петербургского университета. Узнав об этом, отец лишает его материальной поддержки. По собственным воспоминаниям Некрасова, он бедствовал около трех лет, перебиваясь небольшими случайными заработками. Одновременно поэт входит в литературный и журналистский круг Петербурга.
* В этом же (1838) году состоялась первая публикация Некрасова. Стихотворение «Мысль» выходит в журнале «Сын отечества». Позже несколько стихов появляются в «Библиотеке для чтения», потом – в «Литературных прибавлениях к «Русскому инвалиду».
* Все трудности первых лет жизни в Петербурге Николай Алексеевич опишет позже в романе «Жизнь и похождения Тихона Тростникова». 1840 год – на первые сбережения Некрасов решается издать свой первый сборник, что и делает за подписью «Н.Н.», несмотря на то, что В.А. Жуковский его отговаривает. Сборник «Мечты и звуки» не имеет успеха. Расстроенный Некрасов уничтожает часть тиража.
* 1841 год – Некрасов начинает сотрудничать в «Отечественных записках».
* Этот же период – Николай Алексеевич зарабатывает на жизнь, занимаясь журналистикой. Он редактирует «Русскую газету» и ведет в ней рубрики «Хроника Петербургской жизни», «Петербургские дачи и окрестности». Сотрудничает в «Отечественных записках», «Русском инвалиде», театральном «Пантеоне». Одновременно под псевдонимом Н.А. Перепельский пишет сказки, азбуки, водевили, мелодраматические пьесы. Последние с успехом ставятся на сцене Александрийского театра в Петербурге.
* 1843 год – Некрасов знакомится с Белинским. Пробует издательское дело и выпускает альманах «Статейки в стихах…».
* 1845 год – написано первое реалистическое стихотворение Некрасова «В дороге». Стихотворение получило самую высокую оценку Белинского.
* Этот же год – Некрасов публикует альманах «Физиология Петербурга».
* 1846 год – Николай Алексеевич издает альманахи «Петербургский сборник» и «Первое апреля». Во все альманахи поэта вошли произведения Белинского, Тургенева, Достоевского, Даля, Герцена. В полицейских доносах Некрасова за изображение «низменной» жизни Петербурга называют «самым отчаянным коммунистом».
* 1847 – 1866 годы – Некрасов является редактором журнала «Современник».
* 1847-1864 годы – Некрасов состоит в гражданском браке с писательницей Авдотьей Яковлевной Панаевой, которая также сотрудничает в «Современнике».
* Основными темами творчества поэта в этот период стали лирика (стихотворения, посвященные Панаевой), стихи о городских бедняках, о крестьянской жизни, о народе.
* Середина 1850-х годов – Некрасов лечится от заболевания горла в Италии.
* 1856 год – очередной сборник стихов Некрасова имеет оглушительный успех.
* 1862 год – написана поэма «Рыцарь на час». Произведение стало результатом поездки Николая Алексеевича по родным местам. Этот же год – Некрасов приобретает усадьбу Карабиха, расположенную недалеко от Ярославля. Начиная с этого года, в Карабихе поэт проводит каждое лето.
* 1866 год – после крестьянской реформы революционно-демократический журнал «Современник» запрещен цензурой.
* 1866 – 1876 годы – работа над поэмой «Кому на Руси жить хорошо».
* 1868 год – Некрасов приобретает право на издание «Отечественных записок», которыми совместно с М.Е. Салтыковым руководит до самой своей смерти.
* 1870 год – написана поэма «Дедушка».
* 1871 – 1872 годы – Некрасов пишет поэму «Русские женщины».
* 1875 год – написана поэма «Современники». В начале этого же года поэт тяжело заболел. Оперировать Некрасова из Вены приехал знаменитый в то время хирург Бильрот, но операция не дала результатов.
* 1877 год – Некрасов издает цикл стихов «Последние песни». 27 декабря 1877 года (8 января 1878 года) – Николай Алексеевич Некрасов умирает в Петербурге от рака. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

/ Биографии / Некрасов Н.А.

Смотрите также по Некрасову:

Стихи о природе для школьников

Стихи о природе Михаила Лермонтова, Николая Некрасова, Александра Пушкина и других поэтов для детей.

Михаил Лермонтов

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,

С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные.

Чужды вас страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Николай Некрасов

ЗЕЛЁНЫЙ ШУМ

Идёт-гудёт Зелёный Шум,

Зелёный шум, весенний шум!

Вдруг ветер верховой:

Качнёт кусты ольховые,

Подымет пыль цветочную,

Как облако — всё зелено:

И воздух, и вода!

Идёт-гудёт Зелёный Шум,

Зелёный Шум, весенний шум!

Как молоком облитые,

Стоят сады вишнёвые,

Пригреты тёплым солнышком,

А рядом новой зеленью

Лепечут песню новую

И липа бледнолистая,

И белая берёзонька

С зелёною косой!

Шумит тростинка малая,

Шумит высокий клён.

Шумят они по-новому,

Идёт-гудёт Зелёный Шум!

Зелёный Шум, весенний шум!

Почему Зелёный шум? Так народ называет пробуждение природы весной (прим. Некрасова).

Урок-конспект по литературе: «Н. А. Некрасов. Зеленый шум» (7-8 класс)

Тема: Образ весны в стихотворении Н. А. Некрасова «Зеленый шум»

Цели:

• познакомится учащихся с биографией и основными вехами творчества Н. Некрасова;

• осуществить анализ стихотворения «Зеленый Шум» – его поэтический строй, образы и выразительные средства;

• развивать творческие способности учащихся;

• расширить лексический запас;

• формировать культуру восприятия поэтического текста;

• воспитывать чувство любви к родному краю.

Планируемые задачи:

• учащиеся должны знать основные сведения из биографии Н. Некрасова;

• уметь находить в стихотворении выразительные средства речи;

• уметь определять тематику, описывать лирического героя;

• развивать навыки выразительного чтения.

Оборудование: портрет Н. Некрасова, мультимедийная презентация, таблица, тест, картина А. Рыкова «Зеленый шум», изображения деревьев, лексический словарь.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Знакомство с биографией поэта

Работа с презентацией

Слайд 1: Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря 1821 года в местечке Немирове в Подольской губернии. Его отец был небогатым помещиком. Вскоре после рождения сына, семья Некрасовых поселяется в родовом поместье в селе Грешневе, что в Ярославской области. Здесь, на берегу величественной реки Волги прошло детство поэта.

Слайд 2: Барскому сыну не разрешали дружить с крестьянскими детьми. Но, улучив минутку, маленький Коля сбегал от нянек к своим деревенским друзьям. Они ходили в лес или проводили дни, купаясь в речке Самарке. Этот период жизни наложил свой отпечаток на будущее творчество поэта, и тема крестьянских детей заняла огромную нишу в творчестве Некрасова.

Слайд 3: Барский дом стоял у самой дороги, а дорога была в ту пору многолюдной и бойкой. Мальчик, выбравшись тайком за ограду усадьбы, знакомился на дороге со всяким рабочим народом: с печниками, малярами, кузнецами, землекопами, плотниками, переходившими из деревни в деревню, из города в город в поисках работы.

Слайд 4: В 1832 году Некрасов поступил в первый класс Ярославской гимназии. Учение давалось ему легко, но будущий поэт из всех предметов любил только литературу. Читал много и взахлеб. Большое впечатление на него произвела ода «Вольность» А. Пушкина.

В 1837 году отец отправляет Неркасова в Петербург в Дворянский полк. Но юноша решил пойти своим путем. Он стал готовиться к поступлению в Петербургский университет. Отец, узнав о решении сына, не принял его выбора и лишил содержания.

Слайд 5: Это были самые тяжелые годы – без пищи, порой без крова, Некрасов не отступился от своего решения стать поэтом. В 1839 году он поступает «вольным слушателем» на философский факультет университета, а уже в 1840 выходит его первый поэтический сборник «Мечты и звуки». Стихи были подписаны скромно: Н.Н.

Слайд 6: 1843 год – знаменательная дата в жизни поэта. Он знакомится с В. Белинским, который подсказал юному Некрасову путь развития. С этих пор поэзия его приобретает обличительный характер.

Слайд 7: Поэзия Некрасова разнообразна. Главной темой его творчества становится народ, его чаяния и надежды. Немалое место занимает и пейзажная лирика. Любимые образы – ненастье, Волга, лес и деревья, поля, засаженные пшеницей – как символ России.

Слайд 8: Особенность лирики Некрасова выросла из глубокой народности его мировоззрения. В лирике поэта часто встречаются народные мотивы: сказки, мифы, обряды, приметы, народные песни и были. Поэт касается сокровенных пластов нравственной культуры, неиссякаемого источника выносливости и силы народного духа.

Слайд 9: Всю жизнь Некрасов продолжал общаться с простыми крестьянами. В 1862 году под Ярославлем он купил усадьбу Карабиха, куда любил приезжать. Именно здесь появилось удивительной красоты произведение – «Зеленый Шум».

3. Первичное знакомство с произведением

Выразительное чтение стихотворения учителем.

Какое настроение вызывает стихотворение: грустное, веселое, торжественное, печальное или светлое и радостное? Объясните свой выбор.

(Картина А. Рыкова «Зеленый шум»)

4. Анализ стихотворения

А) Самостоятельное чтение произведения

Какие два контрастных образа изображены в стихотворении? (Весны и Зимы)

Б) Заполнение таблицы

Весна: Зеленый Шум, ветер верховой, пыль цветочная, все зелено…

Зима: косматая, ревет и день, и ночь, песня-вьюга.

Какие чувства вызывает у вас наступление весны? А у автора?

В) Словарная работа

Найдите в тексте слова, значение которых вам непонятно. Выпишите их.

• Верховой – сильный, идущий по верху;

• Воды не замутит – образное выражение, означающее чистоту помыслов и поступков.

Выпишите из текста глаголы, передающие движение ветра (качнет, расходится, подымет).

Именно такой ветер называют верховым. Представьте себе эти движения.

Г) Анализ поэтических образов

Обратите внимание, что слова Зеленый Шум написаны с заглавной буквы. Кто это – Зеленый Шум? (Весна)

Действительно, в украинском фольклоре именно так величали весну. По аналогии с Дедом Морозом, который приходит зимой. Но только дед Мороз приносит вьюги и метели, а Зеленый Шум – обновление природы.

Как называется этот прием? (Олицетворение)

Д) Анализ звукоряда

Давайте представим себе Деда Мороза и Зеленый Шум. Какие звуки характерны для первого образа? (скрип снега, свист метели, тишина, хруст льдинок под ногами)

А для второго образа? Найдите примеры в тексте. Какие глаголы характеризуют Зеленый Шум? (Шумит, гудит, лепечет)

Подсчитайте, сколько раз в тексте встречаются слова: шум, шумит (14), зеленый (9), весенний (4). Для чего автору нужно такое частое повторение? (Это создает иллюзию движения, обновления природы.)

С другой стороны, обилие этих слов придает стихотворению особое звучание. Постоянно слышится звук «ш» – шум, шептание, шелест, шорох. Потому и стихотворение кажется таким шумным, веселым, жизнерадостным.

Е) Анализ второстепенных образов

Прочтите текст еще раз и выпишите названия деревьев, которые в нем встречаются (ольха, вишни, сосны, липы, березы, клен).

Какое из деревьев считается символом русской природы? (береза)

Вспомните, что вы знаете об этих деревьях.

На доске – изображения деревьев. Учащиеся рассказывают о деревьях.

Береза – настоящий символ России, нарядное, праздничное дерево. В древних обрядах славян береза была связана с плодородием. Дерево наряжали в платья, украшали лентами, заплетали косы из тонких веточек, водили вокруг хороводы.

Обратите внимание, что Некрасов использует фольклорный образ березы – девицы с косой.

Сосны в поэзии часто ассоциируются с другим настроением – печалью, одиночеством. Но у Некрасова сосны качаются. Это высокие деревья, вершины которых и «оседлал» ветер верховой. И сосны «шумят повеселелые».

Липа – красивое дерево, но расцветает весной позже всех. Как тонко подчеркнул поэт эту особенность дерева! У него – липы бледнолистые.

5. Анализ выразительных средств

А) Какие приемы использует Некрасов? Повторения, рефрен.

Для чего нужен рефрен?

Главный герой задумал убийство. А рефрен постоянно напоминает, что весна шагает по земле. И весна спасает. Зеленый Шум оказался сильнее ворчания зимы. Гармония в природе требует гармонии в душе. И Человек, который способен увидеть красоту природы и проникнуться ею, не способен на преступление. В этом – главная идея стихотворения.

Б) Укажите, какие выразительные средства речи использует Некрасов? (Эпитеты)

Большинство эпитетов – «цветовые». Укажите их. Как вы понимаете выражение «как молоком облитые»?

В) Работа с картиной

Какие краски использует поэт, чтобы передать весеннее настроение?

Посмотрите на картину А. Рылова, которая также называется «Зеленый шум». Соответствует ли она стихотворению? А какие краски использовали бы вы?

6. Закрепление

Тестирование

1. Годы жизни Н. Некрасова

А) 1821-1877 Б) 1749-1833 В) 1814-1841

2. Кто сыграл важную роль в формировании главной идеи творчества Некрасова?

А) Отец Б) Белинский В) Пушкин

3. Главные темы творчества Некрасова.

А) Родина, русская природа Б) любовь В) история

4. Главная тема стихотворения «Зеленый Шум»

А) приход весны Б) зимняя стужа В) лето в России

5. Какое дерево не встречается в стихотворении?

А) береза Б) клен В) яблоня

6. Что изобразил в образе Зеленого шума поэт?

А) зиму Б) реку В) весну

7. какие выразительные средства использует поэт в стихотворении «Зеленый шум»?

А) олицетворения, эпитеты Б) метафоры В) никаких

7. Подведение итогов урока, выставление оценок

8. Домашнее задание:

1. Выучить отрывок из стихотворения наизусть.

Сборник стихов

Мировая классика литературы

Навигация

Полезное

Стихи Некрасова о природе.
Стихотворения Некрасова о природе.
Николай Некрасов «Весна», «Горы»,
«Белый день был недолог», «Лето»,
«Перед дождем»

Николай Некрасов «Весна»

Волна катится за волною
В неизмеримый океан.
Зима сменилася весною,
И реже воет ураган;
Не ждет безжалостное время,
Оно торопится на срок;
Полей и нив богатых бремя,
Исчез белеющий снежок,
Цветет веселая природа,
Зазеленел дремучий бор,
Встречает шумно утро года
Пернатых птиц громовый хор;
Они поют ей гимн приветный
Во славу бога и отца
И нежат песнею заветной
Печаль унылого певца.
Прекрасно небо голубое,
Везде прохлада и покой,
И щедро солнце золотое
Питает землю теплотой
Необходимой, благодатной;
От неприступной вышины
Струится воздух ароматный
На царство света и весны.
Широко, с гордостью кичливой,
Покинув прежние брега,
Через засеянные нивы
Течет прозрачная река,
И всё цветет, и всё прекрасно!
Но где ж зима, где след зимы,
Где вой метелицы ненастной,
Где грустный мрак могильной тьмы?

Зима прошла. Пройдет весна,
Настанет лето золотое,
Природа, радости полна,
Вздохнет отраднее в покое.
Но ненадолго; нет, опять,
Рассвирепелые, по воле
Мятежно ветры засвистят,
И закружится вихорь в поле.
И зашумит дремучий бор,
Завоет он, как волк голодный,
И с высоты пустынных гор
Повеет осенью холодной;
И снова сумрачная тьма
Раскинет свой покров печальный
И всемогущая зима
Оденет в саван погребальный —
Цветущий луг, зеленый бор
И всю поблекшую природу,
И убелит вершины гор,
И закует морозом воду;
И после дивной красоты
Природа будет вновь уныла;
Так жизнь: иль майские цветы,
Или заглохшая могила.

Николай Некрасов «Горы»

Передо мной Кавказ суровый,
Его дремучие леса
И цепи гор белоголовой
Угрюмо-дикая краса.
Мой друг, о сей стране чудесной
Ты только слышал от молвы,
Ты не видал в короне звездной
Эльбруса грозной головы.
Вот он. Взгляни, его вершина
Одета глыбами снегов,
Вокруг седого исполина
Стоят ряды его сынов.
Великолепные творенья!
Блистая гордой красотой,
Они вселенной украшенья,
Подпора тверди голубой.
Взгляни на них бесстрашным взором!
Но ты дрожишь: что видишь ты?
Или сравненьем, как укором,
Смутились дерзкие мечты.
Да, да. наследник разрушенья,
Я понял ясно мысль твою
И, не без тайного крушенья,
Ее правдивой признаю:
Здесь от начала мирозданья
Водворены громады гор,
И полон гордого сознанья
Могучих сил их бурный взор;
Всеразрушающее время
Им уступать осуждено,
А между тем земное племя
В гробах истлело не одно.
Они всё те ж. основы твердой
Ничто разрушить не могло.
О, как торжественно, как гордо
Их величавое чело!
Всегда и холодно и бурно
Оно, закованное в лед;
Как опрокинутая урна,
Над ним висит небесный свод,
И солнце в отблесках узорных
На нем горит, как на стекле, —
Хребет возвышенностей горных,
Не чуждый небу, чужд земле.
Лишь изредка, под небосклоном
Наскуча праздностью немой,
Сорвется с грохотом и стоном
Осколок глыбы вековой
И, весь рассыпясь мелким снегом,
Привет их долу принесет,
А дол туда же громким эхом
Благоговейный ужас шлет.

Картиной чудной вдохновенный,
Стою недвижим перед ней
Я, как ребенок умиленный.
Святой восторг души моей
И удивленья полны взоры
Шлю к тем же грозным высотам —
Чтобы заоблачные горы
Их передали небесам.

Николай Некрасов «Белый день был недолог»

Белый день был недолог,
Вечера длинней.
Крики перепелок
Реже и грустней.
Осень невидимкой
На землю сошла,
Сизо-серой дымкой
Небо облекла.
Солнце с утра канет
В тучи, как в нору.
Если и проглянет,
Смотришь: не к добру!
Словно как стыдливым
Золотым лучом
Пробежит по нивам,
Глядь: перед дождем!
Побежал проворно
Оживленный ключ
И ворчит задорно:
«Как-де я могуч!»
Весь день ветер дует,
По ночам дожди;
Пес работу чует:
Дупельшнепов жди.

Николай Некрасов «Лето»

Умирает весна, умирает,
Водворяется жаркое лето.
Сердит муха, комар сноровляет
Укусить, — всё роскошно одето!

Осязательно зреющий колос
Возвышается вровень с кустами.
По росе долетающий голос
Из лесов словно пахнет грибами.

По утрам продолжительны росы,
А к полудню жары чрезвычайны.
. . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . .

От шмелей ненавистных лошадки
Забираются по уши в волны.
Вечера соблазнительно сладки
И сознательной жаждою полны.

Прикликает самец перепелку,
Дергачи голосят сипловато,
Дева тихо роняет иголку
И спешит, озираясь, куда-то.

Николай Некрасов «Перед дождем»

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.

На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей сухой и острой
Набегает холодок.

Полумрак на всё ложится;
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон.

Над проезжей таратайкой
Спущен верх, перед закрыт;
И «пошел!» — привстав с нагайкой,
Ямщику жандарм кричит.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector