Левша — краткое содержание

Закончив с политическими делами, император Александр Павлович решил поездить по Европе и посмотреть разных государственных чудес. И в разных странах государя к себе склонить старались. Да только был при царе донской казак Платов. Очень он по своему хозяйству скучал и потому все время царя домой звал. И если замечал Платов, что царь чем-нибудь иностранным очень заинтересуется, то сразу говорил что, дескать, и в России не хуже есть. И вот пригласили к себе государя англичане свои мыльно-пильные и оружейные заводы смотреть. Показывают англичане государю ружье и пистолет. И очень царь пистолетом заинтересовался, тонкая работа. Англичане пистолет нахваливают, а Платов подошел, оружие взял, два раза отверткой повернул и вынул механизм, да царю показывает. А на механизме русская надпись: «Иван Москвин во граде Туле». Англичане так сильно сконфузились, что самому Александру их жалко стало.

На другой день поехал царь кунсткамеры смотреть. И преподносят ему англичане на подносе соринку, которая оказывается стальной механической блохой. Для того чтобы привести ее в действие, надо завести ее ключиком. Царь за такое чудо отдал англичанам миллион, да еще за пять тысяч купил у них к ней футляр. По дороге домой Платов и государь почти не разговаривали, потому что «совсем разных мыслей сделались». Удивительная блоха оставалась у Александра Павловича до его смерти, а после его вдова, императрица Елизавета Алексеевна, усмехнулась только и не обращала на нее внимания более. Позднее заинтересовался ею Николай Павлович, император. Однако ни он, ни кто-нибудь другой не мог раскрыть секрет блохи, пока не услышал о ней живой еще к тому времени казак Платов. При всех орденах явился он перед государем и рассказал, как и при каких обстоятельствах была куплена эта нимфозория. Платов советует императору показать чудо техники тульским мастерам. Это и было поручено самому казаку.

Взял Платов блоху и поехал на Дон, а по дороге завернул в Тулу. Тульские мастера подивились английской диковинке и обещали придумать нечто такое, чем можно было бы перещеголять «аглицкую нацию». Но как ни хитрил Платов, так и не смог выведать, что же именно сделают мастера. По их просьбе оставил блоху, вместе с футляром, дал им только сроку в две недели и отправился дальше. Платов из Тулы уехал, а три самых даровитых мастера собрали свои вещи и, попрощавшись с товарищами, скрылись из города. Много слухов ходило о них, да только далеки были от истины. Туляки, мастера в металлическом деле, были еще и людьми очень набожными. И отправились они к Мценску, в котором стояла икона Святого Николая. Отслужили молебен у самой иконы и вернулись ночью домой. Заперлись в доме у одного из них – левши, и работали все две недели в большом секрете. И как ни пытались их люди наружу вызвать, ни один не вышел. С Дона Платов ехал с большой поспешностью. Как приехал в Тулу, так даже из коляски выходить не стал, а велел только пригласить мастеров, которым блоху оставлял. Прибежали к дому левши, и ставни рвали и двери дергали, да только не поддались ни ставни, ни двери. А мастера как раз свою работу заканчивали и последний гвоздик вбивали. Принесли они Платову царскую шкатулку, в ней бриллиантовый орех, а в орехе — все та же самая блоха. Осерчал Платов, решил, что обманули его мастера. Обиделись мастера на казака, но секрет своей работы ему не рассказали, мол, император сам увидит «каковы у него люди и есть ли ему за нас престыжение». Не поверил Платов, а только схватил левшу за шиворот, так что «у него все крючки от казакина отлетели, и кинул его к себе в коляску в ноги». «Ты мне за всех ответишь!»

Никакого неприятеля Платов никогда не боялся, а тут струсил перед государем. И все надеялся, то забудет Николай про блоху. Ан нет. Пришлось казаку сознаться, что ничего тульские мастера сделать не смогли. Не поверил царь: «Подавай сюда. Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия сделано». Позвал царь свою любимую дочь Александру Николаевну. Завела она блоху, а та только усиками шевелит, а как прежде не танцует. В ярости накинулся Платов на левшу. А левша только и говорит, что на блоху в микроскоп смотреть надо. Но царь и в микроскоп ничего не увидел. Тут левша разъяснил, что смотреть на ножки ее надо. И оказалось, что тульские мастера блоху подковали. Просиял тут царь, обнял левшу и поцеловал. Блоху сложили снова в бриллиантовый орех и отправили в Англию мастерам. И левшу с блохой вместе отправили, чтобы он показал, какие в России умельцы есть.

В Англии долго уговаривали левшу остаться, женить его обещали, да не согласился он. Выяснили англичане, что ни арифметики, ни хотя бы правил сложения левша не знает, а учился только по «Полусоннику», да по «Псалтырю». А если б знал, то догадался бы, что подковки для блохи тяжелы. Из-за них она танцевать и не может. Остался левша в Англии погостить с уговором, что его на пароходе домой скоро отправят.

Долго высматривал левша все производство английское, а дивился не тому, как они новые вещи делают, а тому, как старые содержат. И затосковал левша по родине. Отправили его англичане на пароходе, где сдружился он с полшкипером. И начали они пить на спор, да так и пропили до конца пути. А в Петербурге развела их судьба. Англичанина в посланнический дом, а левшу в квартал. Нашел полушкипер левшу уже в больнице. За помощью бегал и к графу Клейнмихелю, и к Платову, и к Скобелеву, да только толку не добился. А левша уже кончался. И последние слова его были: «Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся».
А государю так и не сказали.
А доведи они до государя слова левши вовремя, то и исход Крымской войны мог быть бы другим.

Лесков Левша

Презентация «Лесков Левша». Размер 5762 КБ. Автор: SAM.

Литература 6 класс

«Сочинение по картине Утро Яблонской» — Радостное. В сюжете и композиции картины художница идеализирует социалистический труд колхозного крестьянства. Помни! Обычное. Яркое. Весна. Особенно любит писать детей. Изобразила показала передала нарисовала. Контекстуальные синонимы. В 1954 г. была написана картина… Комната девочки. …подлинным остается то, что картина написана в Киеве. Яблонская Татьяна Ниловна 1917 – 2005 гг.

«Пушкин и няня» — Выполнила: Захарова Екатерина, ученица 6 класса. Ганнибал (1775-1836), мать поэта. Стихотворение «Няне» написано в октябре 1826 года в Москве. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.». Удивительная вещь. Как крепостная крестьянка няня фамилии не имела. Неизв. художник. 1810-е гг. В Михайловском. Картина Н.Н. Ге. Александр Сергеевич Пушкин…. Далькевичъ грав. Исследовательская работа на тему: Б. Пуцъ.

«Урок Сервантес Дон Кихот» — Ход урока. Вступительное слово о Сервантесе. Урок литературы в 6 Б классе Учитель Толстошеева О.Н. Рыцарь – в средневековой Европе : тяжело вооруженный конный воин. Мигель де Сервантес (1547-1616) «ДОН КИХОТ». Кто такой ДОН КИХОТ? Оруженосец – молодой воин, носящий оружие рыцаря. Словарная работа. Алонсо Кихано Добрый.

«Дубровский 6 класс» — Грозный барин К.П. Троекуров. Автор: Морозова О.И. Владимир воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию. Главные герои романа «Дубровский». Презентация по литературе на тему А.С. Пушкин «Дубровский» 6 класс Автор: Морозова О.И. Молодой барин Владимир Дубровский. Отец и сын Дубровские. Русский барин Кирила Петрович Троекуров-любитель собак.

«Лицей Пушкина» — Атрибуция портрета Н.В. Баранской. Горчаков А.М. Новый ученик. Дельвиг А.А. Корсаков Н.А. Несомненное воздействие на Пушкина оказал также и Державин. Металлическая овальная пластина, масло. Зачисление. Пущин И.И. Творческие порывы. Друзья Пушкина. Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837).

«Крылов литература» — Аллегория. Сироту учили уму-разуму. Словарь.). Иван Андреевич Крылов. Ведь вы не так сидите. В 1775 отец вышел в отставку, и семья поселилась в Твери. Очень много времени отнимала у Ивана Андреевича служба в библиотеке. Похоронен в Петербурге. Волк и Ягнёнок. Иван Андреевич Крылов (1769 – 1844). С портрета О. Кипренского. Крылов рассказывал Пушкину о своем детстве, об оренбургской осаде, о Яицком городке.

Всего в теме «Литература 6 класс» 76 презентаций

Краткое содержание Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе (Николай Семенович Лесков)

После окончания венского совета император Александр Павлович решает «по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть». Состоящий при нем донской казак Платов «диковинам» не удивляется, потому что знает: в России «свое ничуть не хуже».

В самой последней кунсткамере, среди собранных со всего света «нимфозорий», государь покупает блоху, которая хотя и мала, но умеет «дансе» танцевать. Вскоре у Александра «от военных дел делается меланхолия», и он возвращается на родину, где умирает. Взошедший на престол Николай Павлович блоху

Разгневанный Платов казнит и треплет Левшу, а тот в порче не признается и советует поглядеть на блоху в самый сильный «мелкоскоп».

Ничем его англичане не могут прельстить, даже предложением жениться, которое Левша отклоняет и неодобрительно отзывается об одежде и худобе англичанок. На английских заводах Левша замечает, что работники в сытости, но больше всего его занимает, в каком виде содержатся старые ружья. Вскоре Левша начинает тосковать и, несмотря на приближающуюся бурю, садится на корабль и не отрываясь смотрит в сторону России. Корабль выходит в «Твердиземноё море», и Левша заключает пари со шкипером, кто кого перепьет. Пьют они до «рижского Динаминде» и, когда капитан запирает спорщиков, уже видят в море чертей. В Петербурге англичанина отправляют в посольский дом, а Левшу — в квартал, где у него требуют документ, отбирают подарки, а после отвозят в открытых санях в больницу, где «неведомого сословия всех умирать принимают». На другой день «аглицкий» полшкипер «куттаперченую» пилюлю проглатывает и после недолгих поисков находит своего русского «камрада». Левша хочет сказать два слова государю, и англичанин отправляется к «графу Клейнмихелю», но подшкиперу не нравятся его слова о Левше: «хоть шуба овечкина, так душа человечкина». Англичанина направляют к казаку Платову, который «простые чувства имеет». Но Платов закончил службу, получил «полную пуплекцию» и отсылает его к «коменданту Скобелеву». Тот посылает к Левше доктора из духовного звания Мартын-Сольского, но Левша уже «кончается», просит передать государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят, а то они стрелять не годятся, и «с этой верностью» перекрещивается и умирает. Доктор докладывает о последних словах Левши графу Чернышеву, но тот не слушает Мартын-Сольского, потому что «в России на это генералы есть», и ружья продолжают чистить кирпичом. А если бы император услыхал слова Левши, то иначе закончилась бы Крымская война.

Теперь это уже «дела минувших дней», но предание нельзя забывать, несмотря на «эпический характер» героя и «баснословный склад» легенды. Имя Левши, как и многих других гениев, утрачено, но народный миф о нем точно передал дух эпохи. И хотя машины не потворствуют «аристократической удали, сами работники вспоминают о старине и своем эпосе с «человеческой душой», с гордостью и любовью.

Александр Павлович — русский император; А. П. представлен в шаржированной роли поклонника и почитателя западной (английской) цивилизации и ее технических изобретений. Приехав в Англию вместе с атаманом Платовым, А. П. восторгается редкостными, искусно сделанными вещами, которые горделиво показывают ему англичане, и не осмеливается противопоставить им изделия и достижения русских людей. «Политик» А. П., остерегающийся испортить отношения с англичанами, противопоставлен своему брату — «патриоту» Николаю Павловичу и прямодушному Платову, болезненно переживающему унижение русских. Тождество А. П. с реальным императором Александром I. условно.

Левша — тульский оружейник, один из трех мастеровых, исполняющих поручение Платова создать изделие, которое было бы достойно большего удивления, чем микроскопическая танцующая стальная блоха английской работы. Л. вместе с товарищами подковывает блоху. Л. — искусник, посрамитель английских мастеров, бескорыстный и неподкупный патриот, несчастный, униженный страдалец. Образ Л. имеет двоякий смысл: одновременно и позитивный и иронический, негативный. С одной стороны, Л. — искусный мастеровой, воплощающий поразительное умение русского народа; но вместе с тем он лишен технических знаний, известных английским мастерам: подкованная Л. и его товарищами блоха перестает исполнять танец. Л. отвергает выгодные предложения англичан и возвращается в Россию; однако бескорыстие и неподкупность Л., думающего лишь о благе родины, неотрывно связаны с забитостью, ощущением собственной незначительности в сравнении с российскими чиновниками и вельможами. Л. воплощает в себе и достоинства, и пороки простого русского человека. Возвратившись на родину, Л. заболевает и умирает, лишенный всякой заботы.

Трагическая судьба Л. — человека, наделенного талантом, но не имеющего даже собственного имени, — противопоставлена истории приезжающего вместе с ним в Петербург англичанина, заботливо принимаемого в английском посольстве. Безразличие, равнодушие к человеческой личности, определившие горестную судьбу Л., представлены отличительными свойствами русской общественной жизни.

Описание внешности героя ограничивается несколькими значительными деталями: «косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосы при ученье выдраны». Физические изъяны Л. придают дополнительное комическое значение его образу, одновременно подчеркивая особую искусность Л.: косоглазие и плохое владение правой рукой не мешают герою подковать не различимую глазом стальную блоху. Косоглазие Л. является также своеобразным знаком, печатью изгойства, отверженности.

Л. — также центральный персонаж пьесы Е. Замятина «Блоха»; Замятин придал Л. дополнительные комические черты (откровенную любвеобильность и т. д.), устранил трагический финал.

Николай Павлович — русский император; поручает атаману Платову найти русских мастеров, которые могли бы создать вещь, достойную большего удивления, чем английская стальная блоха. Он посылает Левшу вместе с подкованной им блохой в Англию показать искусство русских. В противоположность своему брату Александру Павловичу Н. П. выступает в роли «патриота». Тождество Н. П. с императором Николаем I условно.

Платов — казачий атаман; сопровождает императора Александра Павловича в поездке в Англию; дает Николаю Павловичу совет обратиться к русским мастерам, которые могут создать вещь, достойную большего удивления, чем английская стальная танцующая блоха. П. отдает приказ Левше и двум его товарищам изготовить такую вещь. П. выступает в функции патриота, проницательного изобличителя коварства иностранцев (англичан). Он отворачивает замок у английского пистолета и обнаруживает утаенную англичанами надпись с именем русского мастера-создателя и т. д. П. противопоставлен Александру Павловичу, плененному достижениями английской техники. Черты патриота — радетеля за благо отечества в образе П. мифологизированы.

П. отличают беззаветный патриотизм и прямодушие, из-за которого он теряет благосклонность Николая Павловича, уважение к мастерству простых русских людей; одновременно П. свойственно презрительное отношение к личному достоинству зависящих от него людей, использование побоев и угроз как наилучшей меры воздействия. П. — единственный сановник, попытавшийся помочь вернуться на родину заболевшему Левше. Тождество П. с казачьим атаманом М. И. Платовым, участником Отечественной войны 1812 г., сопровождавшим императора Александра I во время путешествия в Англию, условно.

Чернышев — граф, вельможа при дворе Николая Павловича. Выступает в функции «вредителя», утаивающего от Николая Павловича сообщение Левши, что англичане в отличие от русских ружья кирпичом не чистят. Ч. препятствует доктору Мартын-Сольскому, которому сообщил о чистке ружей умирающий Левша, донести известие до императора. В результате позднее, в Крымской войне, русская армия терпит поражение от англичан, потому что в чищенных кирпичом,, истончившихся ружейных стволах пули не держатся. Тождество Ч. с графом А. И. Чернышевым, военным министром в 1832—1855 гг., условно.

Левша — краткое содержание

По окончании венского совета государь Александр Павлович вместе с казаком Платовым отправляется в путешествие по Европе.

В последней кунсткамере император приобретает блоху, которая умеет танцевать. Вскоре Александр покидает чужие края и приезжает на Родину, где потом и умирает. Новому руководителю страны блоха нравится, но уступать в мастерстве иностранцам он не хочет. Николай Павлович посылает Платова с блохой к тульским ремесленникам. Трое тульских мастеров соглашаются помочь и запираются у косого Левши в доме. По окончании работы ремесленники наотрез отказываются выдавать казаку «секрет». Платов решает отвезти Левшу в Санкт-Петербург.

Государь и его дочка замечают, что механизм в блохе почему-то перестал работать. Платов ругает Левшу, но тот рекомендует взглянуть на ножку блохи в самый мощный «мелкоскоп». Император замечает, что блоха подкована! Левша, лукаво улыбаясь, уточняет, что на каждой подкове «имя мастерово» написано и мелкие гвоздики он выковал «собственноручно».

Казак извиняется за свои слова. Левшу отправляют к англичанам, чтобы блоху отвезти в подарок. Жить в Англии мастер отказывается, аргументируя это иной верой и оставшимися дома родителями. На уговоры англичан жениться, Левша отвечает резким отказом, так как не нравятся ему худые англичанки. Больше всего мастеру запоминается, как англичане следят за своими старыми ружьями на заводах.

В скором времени Левша на корабле отправляется в Россию. От безделья на спор он напивается вместе со шкипером. В Питере англичанина везут в посольство, а мастера — в место, где забирают подарки, требуют документы и увозят в больницу. На следующий день английский полшкипер находит своего русского товарища. Левша просит передать несколько слов императору Николаю, англичанин же обещает помочь. Сначала он приезжает к казаку Платову, затем к коменданту Скобелеву. Скобелев посылает к мастеру врача, но тот уже «кончается» и просит сказать государю, что англичане не чистят ружья кирпичом, поэтому они и стреляют хорошо. Доктор говорит о словах тульского умельца графу Чернышеву, но тот никак не реагирует, поэтому ружья так и чистят «по-старинке». Если бы только Николай знал это, то по-другому закончилась бы война в Крыму.

Сейчас это уже «предания старины», но имя Левши и других русских мастеров сами ремесленники и по сей день вспоминают с любовью и гордостью.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector