Крестьянские дети (Некрасов)

← Похороны («Меж высоких хлебов затерялося…») Крестьянские дети
автор Николай Алексеевич Некрасов (1821—1877)
Дума («Сторона наша убогая…») →
Дата создания: 1861, опубл.: 1861. Источник: Некрасов Н. А. Полное собрание сочинений и писем в 15 томах. — Л.: «Наука», Ленинградское отделение, 1981. — Т. 2. Стихотворения 1855—1866 гг. — 300000 экз.

← Похороны («Меж высоких хлебов затерялося…») Николай Алексеевич Некрасов (1821—1877) Дума («Сторона наша убогая…») →

Крестьянские дети

Опять я в деревне. Хожу на охоту,
Пишу мои вирши — живётся легко,
Вчера, утомлённый ходьбой по болоту,
Забрёл я в сарай и заснул глубоко.
Проснулся: в широкие щели сарая
Глядятся веселого солнца лучи.
Воркует голубка; над крышей летая,
‎ Кричат молодые грачи.
Летит и другая какая-то птица —
10 По тени узнал я ворону как раз;
Чу! шопот какой-то… а вот вереница
‎ Вдоль щели внимательных глаз!
Всё серые, карие, синие глазки —
‎ Смешались, как в поле цветы.
В них столько покоя, свободы и ласки,
‎ В них столько святой доброты!
Я детского глаза люблю выраженье,
‎ Его я узнаю всегда.
Я замер: коснулось души умиленье…

20 ‎ Чу! шопот опять!

‎ Чу! шопот опять! Борода!

А барин, сказали.

А барин, сказали. Потише вы, черти!

У бар бороды не бывает — усы.

А ноги-то длинные, словно как жерди.

А вона на шапке гляди-тко — часы!

Ай важная штука!

Ай важная штука! И цепь золотая…

Чай, дорого стоит?

Чай, дорого стоит? Как солнце горит!

А вона собака — большая, большая!
‎ Вода с языка-то бежит.

Ружьё! погляди-тко: стволина двойная,

30 ‎ Замочки резные…

‎ Замочки резные… Глядит!

Молчи, ничего! посмотрим ещё, Гриша!

‎ Испугались шпионы мои
И кинулись прочь: человека заслыша,
Так стаей с мякины летят воробьи.
Затих я, прищурился — снова явились,
‎ Глазенки мелькают в щели.
Что было со мною, — всему подивились
‎ И мой приговор нарекли:
«Такому-то гусю уж что за охота!

40 ‎ Лежал бы себе на печи!
И, видно, не барин: как ехал с болота,
Так рядом с Гаврилой…» — Услышит, молчи! —

О, милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей;
Но если бы даже ты их ненавидел,
Читатель, как «низкого рода людей», —
Я всё-таки должен сознаться открыто,
‎ Что часто завидую им:
В их жизни так много поэзии слито,

  • 50 Как дай Бог балованым деткам твоим.
    Счастливый народ! Ни науки, ни неги
    ‎ Не ведают в детстве они.
    Я делывал с ними грибные набеги:
    Раскапывал листья, обшаривал пни,
    Старался приметить грибное местечко,
    А утром не мог ни за что отыскать.
    «Взгляни-ка, Савося, какое колечко!»
    Мы оба нагнулись, да разом и хвать
    Змею! Я подпрыгнул: ужалила больно!
  • 60 Савося хохочет: «Попался спроста!»
    Зато мы потом их губили довольно
    И клали рядком на перилы моста.
    Должно быть, за подвиги славы мы ждали,
    У нас же дорога большая была:
    Рабочего звания люди сновали
    ‎ По ней без числа.
    ‎ Копатель канав — вологжанин,
    ‎ Лудильщик, портной, шерстобит,
    ‎ А то в монастырь горожанин
  • 70 ‎ Под праздник молиться катит.
    Под наши густые, старинные вязы
    На отдых тянуло усталых людей.
    Ребята обступят: начнутся рассказы
    Про Киев, про турку, про чудных зверей.
    Иной подгуляет, так только держися —
    Начнет с Волочка, до Казани дойдёт!
    Чухну передразнит, мордву, черемиса,
    И сказкой потешит, и притчу ввернет:
    «Прощайте, ребята! Старайтесь найпаче
  • 80 На Господа бога во всем потрафлять:
    У нас был Вавило, жил всех побогаче,
    Да вздумал однажды на бога роптать, —
    С тех пор захудал, разорился Вавило,
    Нет меду со пчёл, урожаю с земли,
    И только в одном ему счастие было,
    Что волосы из носу шибко росли…»
    Рабочий расставит, разложит снаряды —
    Рубанки, подпилки, долота, ножи:
    «Гляди, чертенята!» А дети и рады,
  • 90 Как пилишь, как лудишь — им всё покажи.
    Прохожий заснет под свои прибаутки,
    Ребята за дело — пилить и строгать!
    Иступят пилу — не наточишь и в сутки!
    Сломают бурав — и с испугу бежать.
    Случалось, тут целые дни пролетали,
    Что новый прохожий, то новый рассказ…

    Ух, жарко. До полдня грибы собирали.
    Вот из лесу вышли — навстречу как раз
    Синеющей лентой, извилистой, длинной,

  • 100 Река луговая: спрыгну́ли гурьбой,
    И русых головок над речкой пустынной
    Что белых грибов на полянке лесной!
    Река огласилась и смехом и воем:
    Тут драка — не драка, игра — не игра…
    А солнце палит их полуденным зноем.
    Домой, ребятишки! обедать пора.
    Вернулись. У каждого по́лно лукошко,
    А сколько рассказов! Попался косой,
    Поймали ежа, заблудились немножко
  • 110 И видели волка… у, страшный какой!
    Ежу предлагают и мух, и козявок,
    Корней молочко ему отдал свое —
    Не пьет! отступились…
    Не пьет! отступились… Кто ловит пиявок
    На лаве, где матка колотит белье,
    Кто нянчит сестренку двухлетнюю Глашку,
    Кто тащит на пожню ведерко кваску,
    А тот, подвязавши под горло рубашку,
    Таинственно что-то чертит по песку;
    Та в лужу забилась, а эта с обновой:
  • 120 ‎ Сплела себе славный венок,—
    Всё беленький, жёлтенький, бледно-лиловый,
    ‎ Да изредка красный цветок.
    Те спят на припеке, те пляшут вприсядку.
    Вот девочка ловит лукошком лошадку:
    Поймала, вскочила и едет на ней.
    И ей ли, под солнечным зноем рожденной
    И в фартуке с поля домой принесенной,
    Бояться смиренной лошадки своей.

    Грибная пора отойти не успела,

  • 130 Гляди — уж чернехоньки губы у всех,
    Набили оскому: черница поспела!
    А там и малина, брусника, орех!
    Ребяческий крик, повторяемый эхом,
    С утра и до ночи гремит по лесам.
    Испугана пеньем, ауканьем, смехом,
    Взлетит ли тетеря, закокав птенцам,
    Зайчонок ли вскочит — содом, суматоха!
    Вот старый глухарь с облинялым крылом
    В кусту завозился… ну, бедному плохо!
  • 140 Живого в деревню таща́т с торжеством…

    «Довольно, Ванюша! гулял ты немало,
    ‎ Пора за работу, родной!»
    Но даже и труд обернется сначала
    К Ванюше нарядной своей стороной:
    Он видит, как поле отец удобряет,
    Как в рыхлую землю бросает зерно,
    Как поле потом зеленеть начинает,
    Как колос растет, наливает зерно.
    Готовую жатву подрежут серпами,

    150 В снопы перевяжут, на ригу свезут,
    Просушат, колотят-колотят цепами,
    На мельнице смелют и хлеб испекут.
    Отведает свежего хлебца ребенок
    И в поле охотней бежит за отцом.
    Навьют ли сенца: «Полезай, постреленок!»
    Ванюша в деревню въезжает царем…

    Однако же зависть в дворянском дитяти
    ‎ Посеять нам было бы жаль.
    Итак, обернуть мы обязаны кстати

    160 ‎ Другой стороною медаль.
    Положим, крестьянский ребенок свободно
    ‎ Растет, не учась ничему,
    Но вырастет он, если богу угодно,
    А сгибнуть ничто не мешает ему.
    Положим, он знает лесные дорожки,
    Гарцует верхом, не боится воды,
    Зато беспощадно едят его мошки,
    Зато ему рано знакомы труды…

    Однажды, в студеную зимнюю пору

  • 170 Я из лесу вышел; был сильный мороз.
    Гляжу, подымается медленно в гору
    Лошадка, везущая хворосту воз.
    И шествуя важно, в спокойствии чинном,
    Лошадку ведет под уздцы мужичок
    В больших сапогах, в полушубке овчинном,
    В больших рукавицах… а сам с ноготок!
    «Здорово, парнище!» — Ступай себе мимо! —
    «Уж больно ты грозен, как я погляжу!
    Откуда дровишки?» — Из лесу, вестимо;
  • 180 Отец, слышишь, рубит, а я отвожу.
    (В лесу раздавался топор дровосека.) —
    «А что, у отца-то большая семья?»
    — Семья-то большая, да два человека
    Всего мужиков-то: отец мой да я…—
    «Так вон оно что! А как звать тебя?»
    ‎ — Власом.—
    «А кой тебе годик?» — Шестой миновал…
    Ну, мёртвая! — крикнул малюточка басом,
    Рванул под уздцы и быстрей зашагал.
    На эту картину так солнце светило,
  • 190 Ребенок был так уморительно мал,
    Как будто всё это картонное было,
    Как будто бы в детский театр я попал!
    Но мальчик был мальчик живой, настоящий,
    И дровни, и хворост, и пегонький конь,
    И снег, до окошек деревни лежащий,
    И зимнего солнца холодный огонь —
    Всё, всё настоящее русское было,
    С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы,
    Что русской душе так мучительно мило,
  • 200 Что русские мысли вселяет в умы,
    Те честные мысли, которым нет воли,
    Которым нет смерти — дави не дави,
    В которых так много и злобы и боли,
    ‎ В которых так много любви!

    Играйте же, дети! Растите на воле!
    На то вам и красное детство дано,
    Чтоб вечно любить это скудное поле,
    Чтоб вечно вам милым казалось оно.
    Храните свое вековое наследство,

    210 ‎ Любите свой хлеб трудовой —
    И пусть обаянье поэзии детства
    Проводит вас в недра землицы родной.

    Теперь нам пора возвратиться к началу.
    Заметив, что стали ребята смелей,
    «Эй! воры идут! — закричал я Фингалу.—
    Украдут, украдут! Ну, прячь поскорей!»
    Фингалушка скорчил серьезную мину,
    Под сено пожитки мои закопал,
    С особым стараньем припрятал дичину,

  • 220 У ног моих лёг — и сердито рычал.
    Обширная область собачьей науки
    Ему в совершенстве знакома была;
    Он начал такие выкидывать штуки,
    Что публика с места сойти не могла,
    Дивятся, хохочут! Уж тут не до страха!
    Командуют сами! «Фингалка, умри!» —
    «Не засти, Сергей! Не толкайся, Кузяха!» —
    «Смотри — умирает — смотри!»
    Я сам наслаждался, валяясь на сене,
  • 230 Их шумным весельем. Вдруг стало темно
    В сарае: так быстро темнеет на сцене,
    Когда разразиться грозе суждено.
    И точно: удар прогремел над сараем,
    В сарай полилась дождевая река,
    Актер залился оглушительным лаем,
    ‎ А зрители дали стречка!
    Широкая дверь отперлась, заскрипела,
    Ударилась в стену, опять заперлась.
    Я выглянул: темная туча висела
  • 240 ‎ Над нашим театром как раз.
    Под крупным дождем ребятишки бежали
    ‎ Босые к деревне своей…
    Мы с верным Фингалом грозу переждали
    ‎ И вышли искать дупелей.

    «Крестьянские дети»

    Всем известно, что в разные времена и в любом народе дети, в отличие от взрослых, довольно похожи. Ребята, смотрящие на нас в произведении Некрасова «Крестьянские дети», мало чем отличаются от нынешнего поколения. Они также любят веселиться, играть, узнавать, при этом проявляя искренность и озорство.

    В деревне, в лесу, на речке, всё манит детей своим простором и свободой. Для них каждый день был бы праздничным, если бы не то, как автор описывает этих детей в своём произведении. Он рассказывает читателю о том, как эти маленькие создания должны работать наравне со взрослыми.

    Так, Ванюша, выходит с самого рассвета в поле с отцом, ездит в лес за хворостом, работает плотником, слесарит и помогает по хозяйству. Жизнь детей нашего времени, может показаться весёлой игрой, если сравнить её с жизнью крестьянских детей. Причём они вполне могут погибнуть, и никто в этом не помешает. В ту пору не существовало школ и больниц для бедных. Дети получали образование у своих родителей и других взрослых, у матери — природы, которая считается источником мудрости, и суровым учителем.

    Поэтому, при всех наших сходствах с деревенскими ребятишками 19-ого века, наши дети, оказываются совсем разными.

    Литературное чтение: «Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети»

    Презентация к уроку

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цель: познакомить с поэтическим произведением Н. Некрасова « Крестьянские дети», с творчеством поэта, учить выразительному чтению стихотворения, ориентироваться в тексте, анализировать поэтическое произведение, обогащать словарный запас слов, развивать мышление, память, внимание, познавательную активность ; воспитывать интерес к истории своей Родины, формировать навык самоконтроля.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    Прозвенел уже звонок
    Начинаем наш урок
    Тихо в школе
    Тихо в классе
    Ну-ка, улыбнитесь, здравствуйте, садитесь

    II. Разминка (слайды презентации от 1-го до 6-го).

    III. Проверка домашнего задания.

    — С произведениями какого писателя мы знакомились на протяжении нескольких уроков? (Л. Н. Толстого)

    Игра «Отгадай»

    Стоило ему только оступиться – и он бы вдребезги разбился о палубу (быль «Прыжок»).

    Наутро охотники начинают разбирать заячий след, путаются по двойным следам. («Зайцы»).

    Лебедь опустился на воду и сложил крылья. (рассказ «Лебеди»).

    Тогда Иван приподнял его, шмякнул об землю и расшиб до смерти (былина « Как боролся русский богатырь»).

    С тех пор ещё крепче стала любовь между братьями (сказка « Два брата»).

    Пусти меня прежде на дерево. Я оттуда тебе скажу, а то боюсь тебя (басня «Белка и волк»).

    Игра «Слово»

    Я буду называть слово, а вы должны сказать значение этого слова.

    • Печенеги – кочевое племя, совершавшие набеги на Русь
    • Побрани – поругай
    • Одолеет – победит
    • Кушак – матерчатый, широкий пояс

    Итог.

    IV. Изучение нового материала.

    1. Сообщение темы и цели урока.

    Откройте стр.159 содержание и скажите с произведениями какого автора мы будем знакомиться на протяжении нескольких уроков.

    — Прочитайте, что мы будем читать? (дети читают)

    2. Вступительная беседа. (слайды 8-12)

    Пожалуй, ни у кого из русских поэтов не найдешь столько стихов, посвященных детям, сколько у Некрасова. В числе этих стихотворений особое место занимают “Крестьянские дети” Николай Алексеевич Некрасов родился на Украине 28 ноября (10 декабря) 1821 года в дворянской семье. Мать — Елена Андреевна, дворянка. Отец — Алексей Сергеевич, небогатый помещик, бывший армейский офицер.

    Всю свою любовь и нежность Елена Андреевна отдавала детям. Она серьезно занималась их воспитанием, много читала им, играла для них на фортепьяно и пела. Маленький Николай был горячо привязан к своей матери, с ней проводил он долгие часы. Первые свои стихи Некрасов посвятил маме в честь её именин, когда ему было 7 лет. Елена Андреевна поощряла его занятия литературой. Она мечтала, чтобы сын стал образованным человеком.

    Детские годы Николай Алексеевич Некрасов провёл в Ярославской губернии в родовом имении отца, которое находилось близ Волги. При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Но стоило няньке крикнуть: “Барин, барин идет!” — как они мгновенно исчезали.

    Из воспоминаний сестры Н.А.Некрасова Анны Буткевич.
    «…За нашим садом непосредственно начинались крестьянские избы. Я помню, что это соседство было постоянным огорчением для нашей матери: толпа ребятишек, нарочно избиравшая для своих игр место по ту сторону садового решетчатого забора, как магнит притягивала туда брата – никакие преследования не помогали. Впоследствии он проделал лазейку и при каждом удобном случае вылезал к ним в деревню, принимал участи в их играх, которые нередко оканчивались общей дракой…»

    Конечно, господскому сыну не дозволялось дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался с ними в речке.

    Многое видел Некрасов, многое впитал в себя, как губка, а будучи зрелым поэтом, воплотил все увиденное, запечатленное в своих произведениях.

    — Чтобы лучше представить то историческое время , в котором жил Некрасов, рассмотрим репродукции картин великого русского художника Владимира Егоровича Маковского. ( Слайды 13- 15)

    — Как жили дети в то время? Какое было жилище, одежда, чем они занимались?

    — Ребята, прочитайте тему сегодняшнего урока.

    -Кто такие крестьянские дети? О таких детях мы познакомимся на уроке.

    — Какова цель урока? Познакомимся…

    3. Чтение учителем стихотворения. Словарная работа (стр. 123).

    Понравилось вам стихотворение? Чем?

    — Какие слова непонятны?

    Извилистая река — изгибистая , петлистая

    Вязы – лиственные деревья

    Про турку – имеются в виду турки, которыми воевала Россия

    Гурьбой – все вместе

    Река огласилась- наполнилась громкими звуками

    Зной –жара

    Лукошко – корзинка

    4. Физкультминутка.

    А теперь все тихо встали,
    Дружно руки вверх подняли!
    Руки в стороны, вперед.
    Потянулись и нагнулись,
    В исходное положение вернулись!
    Повернулись влево — вправо, вправо-влево!
    Тихо сели. Вновь за дело

    5. Повторное чтение.

    — Кто рассказывает рассказ? Кто он? Каково его настроение?

    (Рассказчик — герой, барин, охотник, поэт. Он любуется крестьянскими детьми. Любит милых плутов, с радостью вспоминает «грибные набеги», ему нравится вольная жизнь крестьянских детей).

    6. Анализ стихотворения.

    — О ком рассказывает поэт?

    — Где собирались ребята? (у старинных вязов)

    — О чём они говорили? Найдите.

    — Почему дети устали? (было жарко, и собирали до полудня грибы)

    — После работы в лесу, чем занялись крестьянские дети? (играми, купанием в реке)

    — Найдите эпитеты в стихотворении, которые помогают красочно изобразить картины, понять мысли (работа в парах).

    — Какие чувства испытывает автор от того , что он увидел детей? ( бодрое, жизнерадостное, сочувствие к крестьянским детям)

    7. Выразительное чтение стихотворения.

    самостоятельное чтение.

    — конкурс на выразительное чтение.

    8. Работа в тетради.

    V. Итог.

    — С каким произведением Н. А. Некрасова познакомились на уроке?

    — Почему поэт назвал « Крестьянские дети?» (о тяжёлой жизни детей, их развлечениях, играх)

    — Что нового вы узнали на уроке?

    — Понравился ли вам урок?

    — Что было интересным на уроке для вас? Оцените свою работу. Оцените работу всего класса.

    Домашнее задание: стр.123-124- выразительное чтение.

    Анализ стихотворения Некрасова «Крестьянские дети», сочинение

    Анализ стихотворения «Крестьянские дети»

    Стихотворение Н. А. Некрасова «Крестьянские дети» впервые было опубликовано в 1861 году в журнале «Время». По общему настроению оно очень похоже на более позднюю поэму писателя «Мороз, Красный нос» (1863). Это теплая идиллия, в которой отражена нежность автора к детям крестьян и волнение за их судьбу.

    Написано стихотворение четырехстопным амфибрахием, рифма перекрестная с отклонениями в некоторых фрагментах. По характеру ударения на последние слоги автор использует чередование женской и мужской рифмы.

    Интересна кольцевая композиция стихотворения. В первой части лирический герой рассказывает о встрече с ребятами на охоте. Затем он переходит к своим воспоминаниям, чередуя их с размышлениями о судьбе и воспитании детей крестьян. В заключение герой говорит о том, что «Теперь пора возвратиться к началу», и мы снова переносимся в ситуацию охоты. Она завершается открытым концом — это характерный для Некрасова прием. Герои переждали грозу и отправились на новую охоту, однако это событие лежит уже вне поля нашего зрения.

    Особенности композиции не позволяют назвать время и пространство стихотворения линейными. Сначала мы находимся в ситуации охоты, затем переносимся в пространство размышлений героя, из которых он переносит нас в пространство и время своего детства. Критики приписывают произведению автобиографичность – лирический герой вполне может описывать воспоминания самого Некрасова, который воспитывался в родовом имении в деревне Грешнево.

    Размышления о крестьянских детях и об их судьбе приводят поэта к ключевой для него теме судьбы российского народа. Любовь смешивается с чувством боли (противопоставление эпитетов «красное детство» и «скудное поле», упоминание «честных мыслей, которым нет воли»). Стихотворение Некрасова гармонично вписывается в его творчество и содержит в себе рассуждения на актуальные для того времени темы.

    После изучения анализа стихотворения «Крестьянские дети» прочитайте также другие сочинения, связанные с Некрасовым:

  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: