Русская природа в лирике Некрасова

Роль пейзажа в лирике Некрасова навряд ли можно назвать традиционной. Картины природы, родной земли помогают поэту высказать свои патриотические чувства. Некрасов не просто любуется красотой российской природы, но видит в ней источник жизни, вдохновения. Более того — образ родной земли в его творчестве связан с ее историей, с ее настоящим и будущим. Поэтому в поэтическом наследии Некрасова трудно найти стихи, полностью посвященные изображению природы. Но зато как близки у него жизнь природы, человека и России!
Жизнь человека и природы неразделима. И в красоте, в мощи русской земли Некрасов черпает силы для жизни, для работы:

Мать-природа!
Иду к тебе снова
Со всегдашним желаньем моим —
Заглуши эту музыку злобы,
Чтоб душа ощутила покой
И прозревшее око могло бы
Насладиться твоей красотой.

Некрасов посвящает свои строки простой, непритязательной красоте русской природы. В ней нет экзотики, но она — часть жизни русского человека, часть его души.

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей, сухой и быстрой,
Набегает холодок.

Я думаю, каждый человек, живущий в России, не раз видел такой суровый и такой родной пейзаж. Некрасова не прельщает красота чужих земель.

В Европе удобно, но родины ласки
Ни с чем не сравнимы!

Поэтому он слагает песни не о «небесах чужой отчизны», а о своем родном уголке. Близкой каждому русскому человеку картиной осени открывается стихотворение Некрасова «Железная дорога»:

Славная осень!
Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит.

В запечатленных Некрасовым картинах родной земли часто проглядывают политические настроения поэта. Известно, что он был ярым противником крепостничества и обвинял самодержавный строй в забитости и нелегкой участи крестьян. Поэтому мы не удивляемся, что поэта радуют следы разрушения старой помещичьей усадьбы:

С отрадой вижу я, что срублен темный бор —
В томящий летний зной защита и прохлада, —
И нива выжжена, и праздно дремлет стадо,
Понурив голову над высохшим ручьем,
И набок валится пустой и мрачный дом.

В этом пейзаже современной Некрасову России живо передаются события того времени, приведшие к разрухе и запустению в дворянских домах. Поэта не огорчает это, даже напротив. У нашего современника эта картина навряд ли может вызвать такое же чувство — уж слишком часто в разных уголках России мы и сегодня можем увидеть такой пейзаж. И больно становится за то, что у земли нет хозяина.
Надо сказать, что Некрасов действительно подчинил все свое творчество идее служения своей стране, народу («Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»). Поэтому зачастую столь мрачен его пейзаж. Природа у Некрасова неравнодушна к людским страданиям, она скорбит вместе со всем русским народом. А самого Некрасова, как никого другого, можно назвать народным певцом. Ну разве это не описание крестьянских страданий?

Мраком задернуты небо и даль,
Ветер осенний наводит печаль;
По небу тучи угрюмые гонит,
По полю листья — и жалобно стонет.

А какой безысходностью пронизан пейзаж в стихотворении «Несжатая полоса»! Земля ждет своего хозяина, который изнурен непосильным трудом:

Поздняя осень.
Грачи улетели,
Лес обнаокился, поля опустели,
Только не сжата полоска одна.
Грустную думу наводит она.

Уже с юношеских лет Некрасов понял, что «то сердце не научится любить, которое устало ненавидеть». И его сердце не уставало ненавидеть то, что не давало его родине жить счастливо. Любовь к родине, благодарность ей Некрасов пронес через всю свою жизнь:

Все рожь кругом, как степь живая,
Ни замков, ни морей, ни гор.
Спасибо, сторона родная,
За твой врачующий простор!

В нашей базе:

Сочинений: 4132
Биографий: 283
Изложений: 432

6. Использованная литература

Родина и народ в лирике Н.А. Некрасова

  1. А.В. Папаев «Некрасов Сатирик», Москва, 1973год.
  2. Школьная библиотека, Н.А. Некрасов «Избранное», Москва, 1983год.
  3. Школьная библиотека, Н.А. Некрасов «Избранная лирика», Москва, 1986 год.
  4. Библиографический словарь «Русские писатели» (М-Я), том 2, Москва, 1990 год.

«Проект Культура Советской России» 2008-2011 © Все права охраняются законом. При использовании материалов сайта вы обязаны разместить ссылку на нас, контент регулярно отслеживается.

Народ в лирике Некрасова. Поэтическое «многоголосье»

Внутри каждого раздела стихи располагались в продуманной последовательности. В поэму о народе и его грядущих судьбах превращался у Некрасова весь первый раздел сборника. Открывалась эта поэма стихотворением «В дороге», а завершалась «Школьником». Стихи перекликались друг с другом. Их объединял образ дороги, разговоры барина в первом стихотворении — с ямщиком, в последнем — с крестьянским мальчуганом.
Мы сочувствуем недоверию ямщика к господам, действительно погубившим его несчастную жену Грушу. Но сочувствие это сталкивается с глубоким невежеством ямщика он с недоверием относится к просвещению и в нем видит, пустую господскую причуду
На какой-то патрет все глядит
Да читает какую-то книжку.
Иногда страх меня, слышь ты, щемит,
Что погубит она и сынишку
Учит грамоте, моет, стрижет.
И вот в заключение раздела снова тянется дорога — «небо, ельник и песок». Внешне она так же невесела и неприветлива, как и в первом стихотворении. Но в народном сознании совершается между тем благотворный переворот
Вижу я в котомке книжку. Знаю батька на сынишку.
Так, учиться ты идешь. Издержал последний грош.
Тянется дорога, и на наших глазах изменяется, светлеет крестьянская Русь, устремляясь к знанию, к университету. Пронизывающий стихи образ дороги приобретает у Некрасова не только бытовой, но и условный, метафорический смысл он усиливает ощущение перемены в духовном мире крестьянина.
Некрасов-поэт очень чуток к тем изменениям, которые совершаются в народной среде. В его стихах крестьянская жизнь изображается по-новому, не как у предшественников и современников. На избранный Некрасовым сюжет существовало много стихов, в которых мчались удалые тройки, звенели колокольчики под дугой, звучали песни ямщиков.

. Ямщик удалой, Разгони чем-нибудь мою скуку Песню, что ли, приятель, запой «• Про рекрутский набор и разлуку.
Но сразу же, круто, решительно, он обрывает обычный и привычный в русской поэзии ход. Что поражает нас в этом стихотворении Конечно же, речь ямщика, начисто лишенная привычных народно-песенных интонаций. Кажется, будто голая проза бесцеремонно ворвалась в стихи говор ямщика коряв и груб, насыщен диалектизмами.
В первом разделе поэтического сборника 1856 года определились не только пути движения и роста народного самосознания, но и формы изображения народной жизни. Стихотворение «В дороге» — это начальный этап здесь лирическое «я» Некрасова еще в значительной степени отстранено от сознания ямщика. Голос ямщика предоставлен самому себе, голос автора — тоже. Но по мере того как в народной жизни открывается поэту высокое нравственное содержание, преодолевается лирическая разобщенность, торжествует поэтическое «многоголосье». Прислушаемся, как звучат те же голоса в стихотворении «Школьник»
— Ну, пошел же, ради Бога!
Небо, ельник и песок —
Невеселая дорога.
Эй! садись ко мне, дружок!
Чьи мы слышим слова Русского интеллигента, дворянина, едущего по невеселому нашему проселку, или ямщика-крестьянина, понукающего усталых лошадей По-видимому, и того и другого, два эти голоса слились в один.
О ком идет речь в стихотворении «Несжатая полоса» Как будто о больном крестьянине. Даже приметы осеннего пейзажа — «поля опустели» — схвачены здесь глазами пахаря. И беда осмыслена с крестьянской точки зрения жаль неубранной полосы, несобранного урожая. По-крестьянски одушевляется и земля-кормилица «Кажётся, шепчут колосья друг другу. » «Помирать собрался, а рожь сей»,— говорили в народе. И с наступлением смертного часа крестьянин думал не о себе, а о земле, которая останется без него сиротою.

Так оно и было. «Несжатую полосу» Некрасов писал тяжело больным, перед отъездом за границу на лечение в 1855 году. Поэта одолевали грустные мысли казалось, что дни уже сочтены, что в Россию он может не вернуться. И тут мужественное отношение народа к бедам и несчастьям помогало Некрасову выстоять перед ударом судьбы, сохранить духовные силы. Образ «несжатой полосы», как и образ «дороги» в предыдущих стихах, обретает у Некрасова переносный, метафорический смысл это и крестьянская нива, но и «нива» поэтического труда, тяга к котором; у больного поэта сильнее смерти, как сильнее смерти любовь хлебороба к труду на земле, к трудовой ниве.
В свое время Достоевский в речи о Пушкине говорил, о «всемирной отзывчивости» русского национального поэта, умевшего чувствовать чужое как свое, проникаться духом иных национальных культур. Некрасов многое от Пушкина унаследовал. Муза его удивительно прислушлива к народному миропониманию, к разным, подчас очень далеким от поэта характерам людей. Это качество некрасовского таланта проявилось не только в лирике, но и в поэмах из народной жизни, а в науке получило название поэтического «многоголосья».

  • Н. Некрасов — народный поэт сочинение
  • Н. Некрасов о предназначении поэта и поэзии сочинение
  • НАРОДНОСТЬ И ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ ЛИРИКИ Н.А. НЕКРАСОВА сочинение
  • Народ и родина в лирике Н. А. Некрасова сочинение
  • Народность поэзии Н.А. Некрасова сочинение
  • Настоящее и будущее России в произведениях Н. Некрасова сочинение

Тема поэта и поэзии в лирике Некрасова

Русское общество сороковых годов XIX века — времени, в которое началась литературная дело Н. А. Некрасова, — активно искало пути развития РФ. Тогда уже довольно четко определились такие течения и направления общественной мысли, как официальная идеология, славянофильство, западничество; в тот самый же срок шло формирование революционной демократии, возглавляемой Белинским и Герценом.

Проблемой, избежать решения которой в тех условиях было просто невозможно, стало освобождение народа от крепостной зависимости. Борьба за интересы обездоленных, осознание грандиозности свершаемого вносили в жизнь человека, избравшего путь заступника русского пахаря, ощущение полноты бытия и счастья. Общественное движение тех лет достигло небывалого размаха. В мире искусства снова и снова поднимался вопрос о назначении литературы, и в частности поэзии.
Неоднократно обращался к этой проблеме и Некрасов. Путь «обличителя толпы, ее страстей и заблуждений» поэт избрал ещё в юности, но первые высказывания на эту тему относятся к более позднему времени.

21 февраля 1852 года, в день смерти Н. В. Гоголя, имя которого неразрывно связано с гражданственностью в литературе, Некрасов написал стихотворение «Блажен незлобивый поэт. » — первую поэтическую декларацию. На полюсах своей системы ценностей он обозначил по виду противоположные и внутренне враждебные понятия «спокойного искусства» и «карающей лиры». Свой же тернистый путь Некрасов избрал давнехонько, давнехонько польза стала главной поставленной задачей его поэзии, а любовь, ненависть — источником, питающим ее.

Следующим громким заявлением творческого кредо стало стихотворение 1856 года «Поэт и гражданин». Оно построено как диалог, и эта форма традиционна для русской литературы. Так были написаны «Поэт и толпа», «Разговор книгопродавца с поэтом» А. С. Пушкина, «Журналист, читатель и писатель» М. Ю. Лермонтова. Но диалог у Некрасова — это внутренний спор, борьба в его душе Поэта и Гражданина. Сам автор трагически переживал тот самый внутренний разрыв, часто предъявлял к себе те же претензии, что и Гражданин к Поэту. Гражданин в стихотворении стыдит Поэта за бездействие, в его понимании безмерная возвышенность гражданского служения затмевает прежние идеалы свободы творчества, новая высокая поставленная проблема — погибнуть за Отчизну: «. иди и гибни безупречно».

По сути, в стихотворении две исповеди: всякий из героев открывает душу, и становится ясно, что в идеях оппонентов нет антагонизма. Лишь недостойная слабость, трусость мешают Поэту стать рядом с Гражданином.

Я призван был воспеть твои страданья,

Терпеньем изумляющий народ!

Эти строки Некрасов описывает в 1867 году в стихотворении «Умру я скоро. Жалкое наследство. «. Поэт снова обращается к лозунгу, определяющему все его творчество.

В 1874 году Некрасов создает стихотворение «Пророк». Это произведение, безусловно, продолжило ряд, в котором уже стояли творения Пушкина и Лермонтова. В нем снова пишется о трудности избранного пути, о божественном начале творчества:

Его ещё покамест не распяли,

Но час придет — он будет на кресте,

Его послал бог Гнева и Печали

Царям земли напомнить о Христе.

Бог Некрасова очень мало похож на богов его предшественников. Христос этого «Пророка» ближе к спасителю социалистов-утопистов, чем к тому, кого чтила православная церковь.

В 1877 году Некрасов определяет цели жизни каждого человека, в том числе и поэта: «Сейте разумное, доброе, вечное. » («Сеятелям»), ещё раз обращается к теме жертвоприношения:

Кто, служа великим целям века,

Жизнь свою всецело отдает

На борьбу за брата человека,

Только тот себя переживет.

Итак, все творчество Некрасова утверждало мысль: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». В то же час автор этих строк не раз обращал чуткость на то, что в его душе поэт и гражданин уживаются плохо. В стихотворении 1876 года «Зине» он признавался:

Мне борьба мешала быть поэтом,

Песни мне мешали быть бойцом.

Некрасову было скорбно сознавать, что, стремясь быть бойцом, он добровольно отрекся от поэтической свободы. Сожаления о потерянном многократно повторяются в стихах поэта:

Нет в тебе поэзии свободной,

Мой суровый, неуклюжий стих!

Нет в тебе творящего искусства.

(«Праздник жизни — молодости годы. «, 1855)

Как мало знал свободных вдохновений,

О, родина! печальный твой поэт!

(«Умру я скоро. Жалкое наследство. «, 1867)

Занятому журналистской работой — общественной борьбой — Некрасову подчас тяжело давались его творенья:

Стихи мои — плод жизни несчастливой,

У отдыха похищенных часов,

Сокрытых слез и думы боязливой.

(«Безвестен я. Я вами не стяжал. «, 1855)

Но более того Тургенев, не любивший Некрасова, был вынужден ещё в 1856 году признать, что стихотворения поэта, «собранные в один фокус, жгутся». Секрет этого сам автор раскрывал в стихотворении 1858 года:

Стихи мои! Свидетели живые

За мир пролитых слез!

Ту же мысль мы встретим и в «Элегии» 1874 года: «. И песнь сама собой слагается в уме, недавних, тайных дум живое воплощенье. «

В 1855 году Некрасов с гордостью говорил о своем творчестве:

Но кипит в тебе живая кровь,

Торжествует мстительное чувство,

Догорая, теплится любовь.

С годами к гордости стал примешиваться стыд. Далеко не вечно написанное создавалось в момент вдохновения: слишком много было публикаций, призванных поддержать вымаранный цензором «Современник». До конца жизни Некрасов раскаивался в создании послания в честь Муравьева-вешателя.

Эти мотивы ощущаются в стихотворении «Умру я скоро. Жалкое наследство. «:

Не торговал я лирой, но, бывало,

Когда грозил неумолимый рок,

У лиры звук неверный исторгала

Не только в преступлениях против таланта и совести обвинял себя поэт. Гораздо резче он становился тогда, когда речь заходила об отступлении от дела борьбы. Необходимость и цивильный задолженность могли оправдать оду Муравьеву, но ничто не извиняло малодушия. Строгий в самооценке, Некрасов не стеснялся изрекать о своих ошибках. Его упреки самому себе напоминают диалог Гражданина и Поэта:

Я за то сильно презираю себя,

Что живу, день за днем бесполезно губя.

И проклял я то сердце, что смутилось

Перед борьбой — и отступило вспять.

Поэт считал, что он не способен на подвиг, хотя и писал в «Пророке» о невозможности «служить добру, не жертвуя собой». Свою слабость Некрасов ненавидел, но ничего не мог изменить:

Я не продам за денежки мненья,

Без крайней нужды не солгу.

Но — гибнуть жертвой убежденья

Я не могу. Я не могу.

(«Человек сороковых годов», 1866—1867)

Процитированные строки снова возвращают нас к стихотворению «Поэт и гражданин» с его громким призывом: «Иди и гибни безупречно. » Гражданин из стихотворения уверен в своей правоте.

А вот у Некрасова порой появлялись сомнения, на час пропадало осознание смысла жизни. Момент такого духовного кризиса нашел отражение в стихотворении 1867 года «Зачем меня на части рвете. «, которое заканчивается горьким признанием: «. Но умереть за что — не знаю».

Вообще, минуты хотя бы относительного душевного покоя редки для Некрасова. Поэта мучило то, что он оставлял родине «жалкое наследство», что его стихи не находили Отклика в народе:

Но не льщусь, чтоб в памяти народной

Уцелело что-нибудь из них.

(«Праздник жизни — молодости годы. » )

Я настолько же чуждым народу

Умираю, как существовать начинал.

(«Скоро стану добычею тленья. «, 1876)

Особое место в творчестве Некрасова занимают стихи, посвященные его Музе. Этот образ, парадоксальный с традиционной точки зрения, впервой появляется в 1848 году в стихотворении «Вчерашний день часу в шестом. «. Родной сестрой Музы оказывается крестьянка — униженная, опозоренная, избиваемая кнутом. В 1855 году Некрасов уточнил характеристику, используя те же образы:

. свой венец терновый приняла

Не дрогнув обесславленная Муза

И под кнутом без звука умерла.

(«Безвестен я. Я вами не стяжал. «)

Вдохновительница поэта — Муза несчастная, поверженная, «Муза мести и печали», гордая, стойко принимающая удары судьбы, ненавидящая, мстящая и в то же час любящая, прощающая, падшая, «униженно просящая» — все это слито в образе, который у Некрасова перестает быть символом, воплощением высокого творчества, а становится полностью зримым персонажем, обретшим плоть, характер и судьбу. Муза наделена чертами женщины из народа, который говорит ее устами. Лишая жительницу Олимпа таинственности, Некрасов опускает ее на землю:

Но рано надо мной отяготели узы

Другой, неласковой и нелюбимой Музы,

Печальной спутницы печальных бедняков.

И она показывает поэту, как Вергилий Данте, «бездны темные Насилия и Зла, Труда и Голода».

Все вышеупомянутые черты были перечислены в стихотворениях «Муза» 1852 года и «Зачем насмешливо ревнуешь. » 1855 года. Эти два подробных описания вдохновительницы поэта в 50-х годах появились совсем не случайно. Некрасов как родоначальник социальной поэзии, для которой не было запретных и непоэтичных тем, стремился обосновать, что его дело освящено. В его лирике постоянно звучит полемика с Пушкиным, Муза которого «веленью Божию. послушна». Некрасов противопоставляет ей Музу-рабу, верно служившую народу в течение всей жизни поэта.

В последние годы тяжелобольной Некрасов все чаще возвращался к своей Музе, словно она могла разделить с ним одиночество и тоску. «О Муза! Ты была мне другом, приди на мой последний зов!» — писал поэт во «Вступлении к песням 1876—1877 годов». Поэт все сильнее верит, что в стихах — его бессмертие и спасение, а Муза идет с ним рука об руку к последней черте, оглядываясь, так же как и он, на прожитую жизнь и заново оценивая ее:

Меж мной и честными сердцами

Порваться продолжительно ты не дашь

Живому, кровному союзу!

(«О Муза! я у двери гроба!», 1877)

Хотя болезнь не победила таланта Некрасова, душевные и физические страдания вошли в его стихи. Небывалый образ Музы-смерти появляется в стихотворении 1877 года «Баюш-ки-баю»:

Где ты, о Муза! Пой, как прежде!

«Нет больше песен, мрак в очах;

Сказать: — Умрем! Конец надежде! —

Я прибрела на костылях!»

Муза поэта состарилась и умирала сообща с ним, но, как и раньше, она была «сестрой народа»:

О Муза! Наша песня спета.

Приди, закрой глаза поэта

На вечный зов небытия,

Сестра народа — и моя!

Подводя итоги творчества Некрасова, нельзя не припомнить стихотворение «Элегия» 1874 года. Оно написано за четыре года до смерти поэта, но обобщает основные мотивы, встречавшиеся в лирике его автора. Здесь и размышления о назначении поэзии, и оценка достигнутых результатов, и мысли о судьбах народа. В стихотворении звучат отголоски пушкинской лирики. «Элегия» перекликается с произведениями «Деревня»,

«Памятник», «Вновь я посетил. «, «Эхо». Полемика Некрасова-гражданина с «чистым искусством» продолжается. Вновь мы видим и Музу создателя «Элегии», оплакивающую народные бедствия. В этом стихотворении поэт произнес слова, ключевые для понимания его творчества: «Я лиру посвятил народу своему».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: