Не ветер бушует над бором стихотворение некрасова

НЕ ВЕТЕР БУШУЕТ НАД БОРОМ…

Слова Н. Некрасова

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи –
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.

Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?

Идет — по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.

Дорога везде чародею,
Чу! ближе подходит, седой.
И вдруг очутился над нею,
Над самой ее головой!

Забрался на сосну большую,
По веточкам палицей бьет
И сам про себя удалую,
Хвастливую песню поет:

«Вглядись, молодица, смелее.
Каков воевода Мороз!
Навряд тебе парня сильнее
И краше видать привелось?

Метели, снега и туманы
Покорны Морозу всегда,
Пойду на моря-окияны —
Построю дворцы изо льда.

Задумаю — реки большие
Надолго упрячу под гнет,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.

Где быстрые, шумные воды
Недавно свободно текли —
Сегодня прошли пешеходы,
Обозы с товаром прошли.

Люблю я в глубоких могилах
Покойников в иней рядить,
И кровь вымораживать в жилах,
И мозг в голове леденить.

На горе недоброму вору,
На страх седоку и коню,
Люблю я в вечернюю пору
Затеять в лесу трескотню.

Бабенки, пеняя на леших,
Домой удирают скорей.
А пьяных, и конных, и пеших
Дурачить еще веселей.

Без мелу всю выбелю рожу,
А нос запылает огнем,
И бороду так приморожу
К вожжам — хоть руби топором!

Богат я, казны не считаю,
А всё не скудеет добро;
Я царство мое убираю
В алмазы, жемчуг, серебро.

Войди в мое царство со мною
И будь ты царицею в нем!
Поцарствуем славно зимою.
А летом глубоко уснем.

Войди! приголублю, согрею,
Дворец отведу голубой. »
И стал воевода над нею
Махать ледяной булавой.

Из поэмы «Мороз, красный нос». Музыка П. Драгомирова, а также на мотив неизвестного композитора.

Антология русской песни / Сост., предисл. и коммент. Виктора Калугина. — М.: Изд-во Эксмо, 2005.

Видимо, на практике поется сокращеный текст, так как иначе он слишком длинный для песни.

Николай Некрасов (1821-1877)

Некрасов Н — Не ветер бушует над бором (из поэмы Мороз красный нос ) В.Горбатов

В поэме «Мороз, Красный нос» Некрасов коснулся глубинных пластов нашей культуры, неиссякаемого источника выносливости и силы народного духа, столько раз спасавшего Россию в годины национальных потрясений.

«Не ветер бушует над бором. »
Из поэмы «Мороз, красный нос».

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи –
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.

Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?

Идет — по деревьям шагает,
Трещит по замерзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.

Дорога везде чародею,
Чу! ближе подходит, седой.
И вдруг очутился над нею,
Над самой ее головой!

Забрался на сосну большую,
По веточкам палицей бьет
И сам про себя удалую,
Хвастливую песню поет:

«Вглядись, молодица, смелее.
Каков воевода Мороз!
Навряд тебе парня сильнее
И краше видать привелось?

Метели, снега и туманы
Покорны Морозу всегда,
Пойду на моря-окияны —
Построю дворцы изо льда.

Задумаю — реки большие
Надолго упрячу под гнет,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.

Где быстрые, шумные воды
Недавно свободно текли —
Сегодня прошли пешеходы,
Обозы с товаром прошли.

Люблю я в глубоких могилах
Покойников в иней рядить,
И кровь вымораживать в жилах,
И мозг в голове леденить.

На горе недоброму вору,
На страх седоку и коню,
Люблю я в вечернюю пору
Затеять в лесу трескотню.

Бабенки, пеняя на леших,
Домой удирают скорей.
А пьяных, и конных, и пеших
Дурачить еще веселей.

Без мелу всю выбелю рожу,
А нос запылает огнем,
И бороду так приморожу
К вожжам — хоть руби топором!

Богат я, казны не считаю,
А всё не скудеет добро;
Я царство мое убираю
В алмазы, жемчуг, серебро.

Войди в мое царство со мною
И будь ты царицею в нем!
Поцарствуем славно зимою.
А летом глубоко уснем.

Войди! приголублю, согрею,
Дворец отведу голубой. »
И стал воевода над нею
Махать ледяной булавой.

Обращаясь в своем творчестве к жизни и быту простых людей, Николай Некрасов никогда не стремился к их приукрашиванию. Наоборот, он пытался показать, в каких рабских и неимоверно сложных условиях живут крестьяне, вынужденные зарабатывать себе на жизнь тяжелым физическим трудом. Стихи Некрасова, посвященные крепостным людям, наполнены болью и состраданием. При этом поэт постоянно задается вопросом о том, почему мир устроен так несправедливо, и мечтает о том, чтобы его изменить.

Не ветер бушует над бором стихотворение некрасова

Название работы: Н. А. Некрасов «…Не ветер бушует над бором…» из поэмы «Мороз, Красный нос»

Категория: Конспект урока

Предметная область: Педагогика и дидактика

Описание: Цель урока: продолжить ознакомление с творчеством поэта и его произведениями. Белит деревья и дома Морозит устали не зная. Морозная не злая Выделить голосом глаголы. Не за горами и встреча с Дедом Морозом.

Дата добавления: 2014-06-10

Размер файла: 23.19 KB

Работу скачали: 10 чел.

Интегрированный урок в 3 классе

Предмет : литературное чтение + музыка + изобразительное искусство

Тема : Н. А. Некрасов «…Не ветер бушует над бором…» из поэмы «Мороз, Красный нос»

УМК Школа России

Цель урока: продолжить ознакомление с творчеством поэта и его произведениями.

-продолжить работу над выработкой навыка выразительного чтения;

-формировать умение анализировать, выражать своё мнение;

-вырабатывать умение понимать образные выражения, самостоятельно находить в тексте слова и выражения для изображения состояния природы;

-обогащать словарный запас учащихся;

-показать взаимосвязь поэзии, музыки, живописи;

-создать условия для коллективного творчества;

-воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.

— альбомные листы, закрашенные простым карандашом;

-альбомные листы, закрашенные гуашью;

Учебник «Родная речь».

  1. Сообщение темы урока. (слайд 1)
  2. Эмоциональный настрой учащихся на работу.

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый наш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений,

Мы вместе сочиним урок.

Мы отправляемся в путешествие по литературному чтению. На прошлом уроке мы познакомились с новым для нас именем русского поэта Николая Алексеевича Некрасова, который появился в литературе после А.С. Пушкина. Сегодня мы продолжим знакомиться с его творчеством.

  1. Проверка домашнего задания. (слайд 2)

-Вернёмся к тексту отрывка из стихотворения Некрасова «Железная дорога» (с.168). Назовите «необычные» прилагательные-признаки обычных предметов, которые использует автор. Они звучны и точны. (славная осень – выражает доброе приятное отношение поэта к осени; здоровый ядреный воздух – свежий, бодрящий, приятный).

-Как называются такие авторские прилагательные? (эпитеты).

-Какой ещё литературный приём использовал Некрасов? (сравнения) -Назовите их. (См. слайд)

-С каким настроением надо читать этот отрывок? (Восторженно, бодро, с удовольствием, будто вдыхая свежий воздух полной грудью).

Читают 4-5 учащихся.

Картины осени давно сменились. За окнами много света и белизны. Вспомните, как однажды вы проснулись, посмотрели в окно, а там. (обратить внимание на слайд).Прочтите стихотворение задумчиво, медленно, тихо. (Жужжащее чтение).

Гуляет русская зима.

Останови её, попробуй!

Махнёт рукой-бела земля,

Махнёт другой-растут сугробы.

Белит деревья и дома,

Морозит, устали не зная.

Гуляет русская зима.

Морозная, не злая!

-Выделить голосом глаголы.

-Прочитать, начиная тихо, затем всё громче и наоборот.

-Прочитать быстро, скороговоркой.

5. Работа с новым произведением. (слайд 4.)

1) Введение в тему. (На слайде только портрет).

-Не за горами и встреча с Дедом Морозом. Какой он? (Добрый, щедрый, строгий).

-В каких литературных произведениях мы его встречали? (Рус. нар. сказки «Морозко» и «Два Мороза», сказка В. Одоевского «Мороз Иванович»).

2) Работа до чтения.

-Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.

-О чём будет стихотворение? На какую оно тему?

-Почему? (Высказываются предположения.Стих-ние о зиме,так как здесь нарисован Дед Мороз).

-Как называется стих-ние? (Своего названия не имеет.Это отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).

-Почему слово «красный»с большой буквы? (Прозвище одушевлённого лица. Используется литературный приём, как олицетворение).

3) Прослушивание аудиозаписи

— Понравилось ли вам стих-ние?

— Сам поэт назвал этот отрывок «Мороз-воевода». Слово «воевода» имеет два значения. В каком значении оно используется в этом тексте: «начальник войска» или «начальник большого владения»? (Во втором).

4).Чтение про себя с целью проверить, верны ли предположения.

— Подтверждаются ли наши предположения?

5).Словарная работа. (слайд5.)

— Какой жанр напоминает это стихотворение? (Сказка).

-Назовите сходство со сказкой. (Главный герой стихотворения сказочный. Он не существует, но поступает, как живой человек).

-Он совершает поступки вполне человеческие. Какие? (Обходит владенья, глядит, идёт, забрался на сосну, бьёт палицей, поёт).

-Что он говорит сам о себе? (Пойду, построю, задумаю, упрячу).

6).Чтение вслух по цепочке.(Работа над образом).

-Что значит «Мороз-воевода дозором обходит владенья свои»?(сторожит).

-Почему он так тщательно проверяет каждый уголок? (Хозяин своих владений).

-Как покоряется Морозу природа?(Морозу подчиняется все «-метели, снега и туманы покорны морозу всегда». Он кажется нам всемогущим владыкой. Он всё может).

-Какие звуки мы слышим в его присутствии? (Трещит по замёрзлой воде, по веточкам палицей бьёт, песню поёт).

-Какими эпитетами его можно наградить? (Строгий, ответственный, грозный, властный, богатый, удалой, хвастливый и т.п.).

-Воевода – удачно ли это сравнение?(Он похож на сказочного царя, который строит дворцы изо льда,мосты ледяные. Убирает своё царство в алмазы.жемчуг, серебро). Можно сравнить с Егерем.Егерь хозяин лесов, а мороз — хозяин зимы.Егерь охраняет лес от браконьеров, а мороз охраняет царство метелей,пурги.

7).Физкультпауза. (слайды с 7 по 10) (дети поют с движениями).

Вдоль по улице метелица метёт

Скоро все она дорожки заметёт.

Ай жги, жги, жги говори,

Скоро все она дорожки заметёт.

Запряжёмте-ка мы в сани лошадей

В лес поедем за дровами поскорей.

Ай жги, жги, жги говори,

В лес поедем за дровами поскорей.

А из леса мы тихонечко пойдём

И в ладоши так прихлопывать начнём.

А ногами то притопывать все враз

Ну, мороз, теперь не страшен ты для нас.

8). Анализ структуры текста.

— На какие части можно разделить текст стихотворения?

( Обход владений Морозом, рассказ автора. Песня Мороза).

-С какой интонацией читать первую? (Неторопливо, будто осматривая просторы, по-хозяйски).

-Вторую? (Горделиво, громко, хвастливо).

9).Работа с текстом произведения( работа в парах).(слайд11).

-Найти эпитеты, олицетворения.

10).Сравнение Мороза-воеводы с Дедом Морозом. (слайд12).(Свободные высказывания)

-Чем же отличается образ Мороза у Н. Некрасова от образа в русских сказках?(В сказках Мороз добрый, может пожалеть,может наказать. Он сильный, богатый, добрый и справедливый. А в стих-нии у Н.Некрасова он-всесильный богатырь с косматой бородой. Автор называет его не Морозко, не Дед Мороз, а Мороз-воевода).

-Какова основная мысль стих-ния?(Только внимательный человек мог заметить красоту окружающей природы. Зима также прекрасна, как и любое время года. Только очень хороший человек мог написать стихи, которые затронули нашу душу.Таков Н.Некрасов-он любит и крестьянских детей, и природу родного края и всё, что его окружает.)

Красоту и гармоничность природы можно передать не только словом, как это делают писатели и поэты.

-Люди какой профессии тоже могут передать красоту природы?(художники-красками,музыканты-нотами).

Слушание произведения известного композитора П.И.Чайковского из цикла «Времена года» ,«Декабрь».

-Какая тема объединяет произведение Н.Некрасова и музыка П.И.Чайковского?

-Какие бы вы картины нарисовали к этой музыке?

7.Физкультпауза (под музыку «Танец утят».)

8.Творческая работа. Релаксация. Рисование зимних пейзажей.(под музыку «Эх, три белых коня».)

а).Презентация «Зимние пейзажи»

б).Рисование по выбору детей.

1. Рисунок ластиком.(альбомный лист закрашивается простым карандашом, растирается и ластиком вырисовывается зимняя картина).

2. Альбомный лист растирается тщательно свечкой, закрашивается гуашью, сушится, выцарапывается рисунок.

3. На бархатной бумаге ватой (скатывают тонкие жгутики из ваты и обводят ими контуры рисунка, кое-где накладывается тонкий слой ваты).

Время урока истекло.

Я вам, ребята, благодарна.

За то, что встретили тепло

И поработали ударно.

Если урок понравился-поднять красный квадрат. Если не понравился-синий.

Выучить наизусть отрывок «Обход владений» или «Песня Мороза».

Некрасов Николай (1921 — 1877) отрывки из поэмы: Мороз, красный нос

МОРОЗ, КРАСНЫЙ НОС

Морозно. Равнины белеют под снегом,
Чернеется лес впереди,
Савраска плетётся ни шагом, ни бегом,
Не встретишь души на пути.

Как тихо! В деревне раздавшийся голос
Как будто у самого уха гудёт,
О корень древесный запнувшийся полоз
Стучит и визжит, и за сердце скребёт.

Кругом — поглядеть нету мочи,
Равнина в алмазах блестит.
У Дарьи слезами наполнились очи —
Должно быть, их солнце слепит.

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.

Глядит — хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?

Идёт — по деревьям шагает,
Трещит по замёрзлой воде.
И яркое солнце играет
В косматой его бороде.

Дорога везде чародею,
Чу! ближе подходит седой.
И вдруг очутился пред нею,
Над самой её головой.

Забравшись на сосну большую,
По веточке палицей бьёт
И сам про себя удалую,
Хвастливую песню поёт:

«Вглядись, молодица, смелее,
Каков воевода Мороз!
Навряд тебе парня сильнее
И крепче видать привелось?

Метели, снега и туманы
Покорны морозу всегда,
Пойду на моря-окияны —
Построю дворцы изо льда.

Задумаю — реки большие
Надолго упрячу под гнёт,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.

Где быстрые, шумные воды
Недавно свободно текли,—
Сегодня прошли пешеходы,
Обозы с товаром прошли.

Люблю я в глубоких могилах
Покойников в иней рядить,
И кровь замораживать в жилах,
И мозг в голове леденить.

На горе недоброму вору,
На страх седоку и коню,
Люблю я в вечернюю пору
Затеять в лесу трескотню.

Бабёнки, пеняя на леших,
Домой удирают скорей,
А пьяных, и конных, и пеших,
Дурачить ещё веселей.

Без мела всю выбелю рожу,
А нос запылает огнём,
И бороду так приморожу
К вожжам — хоть руби топором!

Богат я, казны не считаю,
А всё не скудеет добро;
Я царство моё убираю
В алмазы, жемчуг, серебро.

Войди в моё царство со мною
И будь ты царицею в нём!
Поцарствуем славно зимою,
А летом глубоко уснём.

Войди! приголублю, согрею,
Дворец отведу голубой. »
И стал воевода над нею
Махать ледяной булавой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: