Название проза пушкина

Вы находитесь здесь: Home Пушкин Александр Сергеевич

СОЛЬФЕДЖИО на 5.
Музыкальная школа без проблем с Аудио-тренажёром.1,2,3,4 и 7 классы Подробнее.

Список произведений Пушкина

Роман в стихах Евгений Онегин

Поэмы Руслан и Людмила • Кавказский пленник • Гавриилиада • Вадим • Братья разбойники • Бахчисарайский фонтан • Цыганы • Граф Нулин • Полтава • Тазит • Домик в Коломне • Езерский • Анджело • Медный всадник
Стихотворения

Стихотворения 1813—1825 (список)
Стихотворения Лицейского периода (1813—1817)
* 1814
К другу стихотворцу
Кольна (подражание Оссиану)
Эвлега
Осгар
Рассудок и любовь
К сестре
Красавице, которая нюхала табак
Эпиграмма («Артист нам обещал трагедию такую…»)
Казак
Князю А. М. Горчакову («Пускай, не знаясь с Аполлоном…»)
Опытность
Блаженство
Лаиса Венере, посвящая ей своё зеркало
Пирующие студенты
Бова (отрывок из поэмы)
К Батюшкову («Философ резвый и пиит…»)
Эпиграмма (подражание французскому) («Супругою твоей я так пленился…»)
К Н. Г. Ломоносову
На Рыбушкина
Воспоминания о Царском Селе («Навис покров угрюмой нощи…»)
Романс
Леда (Кантата)
Stances («Avez-vous vu la tendre rose…»)
Mon portrait

* 1817 (Лицей)
o В альбом Илличевскому
* 1817 (после Лицея)
«Есть в России город Луга…»
«Простите, верные дубравы. »
К Огаревой («Митрополит, хвастун бесстыдный…»)
Тургеневу
К*** («Не спрашивай, зачем унылой думой…»)
«Краёв чужих неопытный любитель…»
К ней («В печальной праздности я лиру забывал…»)
Вольность. Ода
Кн. Голицыной, посылая ей оду «Вольность»
Кривцову
«Не угрожай ленивцу молодому…»
«Венец желаниям! Итак, я вижу вас…»

* К Чаадаеву
* Торжество Вакха
* Выздоровление

* Дориде («Я верю: я любим; для сердца нужно верить…»)
* На Колосову («Всё пленяет нас в Эсфиири…»)
* «Мне бой знаком — люблю я звук мечей…»

«На холмах Грузии лежит ночная мгла…»
1821
1822

* Узник.
* Песнь о вещем Олеге.

«Свободы сеятель пустынный…»
1824 (Юг)

(Южная ссылка или т. н. южный период) К морю.
1824 (Михайловское)

* К морю
* Подражания Корану
1825

* П. А. Осиповой
* Сожжённое письмо
* Ода Желание славы
* Я помню чудное мгновенье

Стихотворения 1826—1836 (список)
1827
* «Декабристам.Во глубине сибирских руд…»
* Соловей и роза
* Эпиграмма (Из антологии) («Лук звенит, стрела трепещет…»)
* «Есть роза дивная: она…»
* Ек. Н. Ушаковой («Когда, бывало, в старину…»)
* Княгине З. А. Волконской, при посылке ей поэмы «Цыганы»
* Ек. Н. Ушаковой («В отдалении от вас…»)
* Три ключа («В степи мирской, печальной и безбрежной…»)
* Арион
* Мордвинову («Под хладом старости угрюмо угасал…»)
* Ангел
* «Какая ночь! Мороз трескучий…»
* Кипренскому («Любимец моды легкокрылый…»)
* Акафист Екатерине Николаевне Карамзиной
* Поэт («Пока не требует поэта…»)
* «Близ мест, где царствует Венеция златая…»
* Из Alfieri («Сомненье, страх, порочную надежду…»)
* Послание Дельвигу («Прими сей череп, Дельвиг: он…»)
* «Всем красны боярские конюшни…»
* «Блажен в златом кругу вельмож…»
* «В роще карийской, любезной ловцам, таится пещера…»
* 19 октября 1827 («Бог помочь вам, друзья мои…»)
* Талисман
* В альбом Павлу Вяземскому
* «Весна, весна, пора любви…»
* «О ты, который сочетал…»
* «Я знаю край: там на брега»
* «Сводня грястно за столом…»
* Рефутация г-на Беранжера

* Русскому Генералу
* Золото и булат
* «Не знаю где, но не у нас. »
* «Твои догадки — сущий вздор. »
* «Когда Потёмкину в потёмках. »
* «Зачем я ею очарован. »
* «Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем. »
* «О нет, мне жизнь не надоела. »
* «Воды глубокие. »
* «Ночь тиха, в небесном поле. »
* «Ещё в ребячестве бессмысленно лукавом. »
* «Когда так нежно, так сердечно. »
* » Предчувствие»

* «На холмах Грузии. . . »
* Зимнее утро.
* «Я вас любил. »
* «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»

«Два чувства дивно близки нам. «

«Что в имени тебе моем. «

* «Узник»
* «И дале мы пошли — и страх обнял меня…»
* Мальчику (Из Катулла)
* «В тревоге пёстрой и бесплодной…»
* В альбом кн. А. Д. Абамелек
* Гнедичу («С Гомером долго ты беседовал один…»)
* Красавица («Всё в ней гармония, всё диво…»)
* К*** («Нет, нет, не должен я, не смею, не могу…»)
* В альбом («Гонимый рока самовластьем…»)
* В альбом («Долго сих листов заветных…»)

Осень («Октябрь уж наступил — уж роща отряхает»)
1834

* «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит. »
* «Он между нами жил. »
* «Я возмужал среди печальных бурь. »
* «Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя. »
* «Стою печален на кладбище. »
* Песни западных славян
Предисловие
Видение короля
Янко Марнавич
Битва у Зеницы-Великой
Феодор и Елена
Влах в Венеции
Гайдук Хризич

Похоронная песня Иакинфа Маглановича

Марко Якубович
Бонапарт и черногорцы
Соловей
Песня о Георгии Чёрном
Воевода Милош
Вурдалак
Сестра и братья
Яныш королевич
Конь

* «Что белеется на горе зелёной. »
* «Менко Вуич грамоту пишет. »

Борис Годунов • Русалка • Сцены из рыцарских времён (неок.)

Маленькие трагедии: Скупой рыцарь • Моцарт и Сальери • Каменный гость • Пир во время чумы
Сказки

Жених • Сказка о попе и о работнике его Балде • Сказка о медведихе (неок.) • Сказка о царе Салтане • Сказка о рыбаке и рыбке • Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях • Сказка о золотом петушке
Художественная проза

Арап Петра Великого • История села Горюхина • Рославлев • Дубровский • Пиковая дама • Кирджали • Египетские ночи • Путешествие в Арзрум • Капитанская дочка • Роман в письмах (неок.) • Повесть о стрельце (неок.)

Повести Белкина: Выстрел • Метель • Гробовщик • Станционный смотритель • Барышня-крестьянка
Историческая проза

История Пугачёва • История Петра

Список произведений Пушкина, произведения пушкина список

Проза Пушкина

Пушкин первым в России стал писать художественную прозу, которая осталась в веках, и был первым действительно оригинальным русским романистом. Но его место в истории русского романа несравнимо с тем, которое принадлежит ему в истории русской литературы в целом, и проза его, при всем совершенстве некоторых повестей и при всем величии всего им сделанного, не на том уровне высоты, что его поэзия. Основное различие между его поэзией и прозой в том, что он был прежде всего поэтом и в стихах говорил на своем родном языке, которому сам был и высшим мерилом и верховным судьей; проза же была для него языком иностранным, которым он овладел путем более или менее старательного изучения.

Ему удалось овладеть слогом и интонациями этого иностранного языка, и его парнасский акцент различим только для натренированного уха. Но в прозе его всегда есть ощущение некоей скованности, недостаточной свободы, подчинения своду каких-то правил, чего никогда не бывает в его поэзии. Конечно, над стихотворной строкой он работал гораздо больше, чем над прозаической. Но эта работа была как бы сама собой разумеющейся, и окончательный ее результат свидетельствовал о природной, нескованной свободе.

Только после 1830 г. Пушкин вплотную занялся прозой. Но с самого начала он твердо решил, какой эта проза должна быть. В 1822 г. он писал в записной книжке: «Вольтер может почесться лучшим образцом благоразумного слога. Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат. Стихи дело другое. ».

Литературная проза Пушкина основывается на примере французской литературы. Это рациональная, аналитическая, сознательно оголенная проза, лишенная всяких ненужных украшений, почти аффектированная в своей простоте. Эту прозу хочется сравнить с прозой Цезаря. Самого Пушкина влекло к Вольтеру, но хотя по изяществу и чистоте пушкинская проза сравнима с вольтеровской, ей недостает свободной импульсивной живости и раскованной стремительности великого француза. В общем надо сказать, что атмосфера XVIII века, присущая всему творчеству Пушкина, нигде не проявляется так заметно, как в его повестях, дажев тех, где он, как и другие писатели его поколения, находился под влиянием Вальтера Скотта и Гофмана.

Первым его опытом обращения к художественной прозе был незаконченный исторический роман Арап Петра Великого (1828), история его прадеда Ганнибала. Роман остался незаконченным, и при жизни Пушкина были опубликованы только два фрагмента.

Осенью 1830 г. в болдинском уединении Пушкин написал пять коротких повестей, которые на следующий год появились без его имени под названием Повести Белкина. Если они и не лучшие его повести, то, во всяком случае, самые для него характерные. Нигде больше он так неуклонно не соблюдает принципы отстраненности, сдержанности и самоограничения. Повести рассказывает скромный провинциальный помещик – таким образом оправдывается безличность рассказчика. Повести не занимательны ни в бытовом, ни в психологическом, ни в описательном отношении. Это рассказы в чистом виде, анекдоты, поднятые в ранг серьезного искусства серьезностью художественного метода. По чистоте рассказа во всей русской литературе их превзошел только сам Пушкин в Пиковой даме. Современники приняли Повести с изумленным разочарованием, и только с течением времени их стали признавать пушкинскими шедеврами. Фигура мнимого автора, самого Белкина, едва намеченная в предисловии к Повестям, раскрывается полнее в опубликованной только после смерти Пушкина Истории села Горюхина. Это одно из самых замечательных произведений Пушкина в прозе, и одно из самых сложных: это одновременно пародия на мнимоученую претенциозную Историю русского народа Полевого, свифтовская сатира на весь социальный порядок, основанный на крепостничестве, и, кроме того, портрет одного из самых прелестных персонажей во всей русской литературе – простодушного, наивного и застенчиво-честолюбивого Ивана Петровича Белкина.

После 1831 г. Пушкин писал больше прозы, чем стихов. Только три произведения (в том числе Капитанская дочка и Пиковая дама) были закончены и опубликованы. Но сохранилось много фрагментов разной степени завершенности, и они были опубликованы посмертно. Среди них несколько зачинов того, что должно было стать введением в поэму Клеопатра (в одном их них находится очень интересный набросок характера Чарского, поэта, который из светского тщеславия и сдержанности не хочет, чтобы на него смотрели как на поэта), – и Дубровский, почти законченный «роман о разбойнике» с социальной основой. Если бы он был закончен, это был бы лучший русский роман действия. Он освежающе (и очень сознательно) мелодраматичен, со своим благородным дворянином Робин Гудом и идеальной героиней. Там, как и в Горюхине, много сатиры. Фигуры двух вельмож, Троекурова и Верейского – наглого старосветского самодура и офранцуженного утонченного эгоиста, – украшение портретной галереи русской литературы.

Единственный полновесный и законченный роман Пушкина, опубликованный при жизни, это Капитанская дочка (1836), история из времен Пугачевского бунта (восстания низших классов на востоке России в 1773 г.). Это школа Вальтера Скотта по изображению прошлого, но роман странно непохож на другие «веверлеевские» романы. По размеру он не более чем одна пятая среднего романа Вальтера Скотта. Манера рассказа сжатая, точная, экономная, хотя и более просторная и неторопливая, чем в пушкинских повестях. В ней, как и в Дубровском, есть изюминка настоящей мелодрамы – и в образе предводителя бунтовщиков, и в откровенно условном характере негодяя (единственный у Пушкина негодяй) Швабрина. Роман полон восхитительного юмора; чего стоит сцена дуэли героя с Швабриным и отказ старого гарнизонного офицера, выслужившегося из солдат, понять, зачем нужны дуэли. Но всего лучше в романе характеры: капитан Миронов и его жена, в мирное время милые персонажи идиллической комедии, которые, когда приходят бунтовщики, неожиданно проявляют естественное, скромное и будничное мужество и умирают героями. И Савельич, старый слуга героя, искренний в холопстве, непоколебимый в деспотизме. Не считая Евгения Онегина, Капитанская дочка была единственным произведением Пушкина, имевшим огромное влияние на последующую эпоху, – в ней содержится квинтэссенция того, чем стал русский реализм, хотя эта история рассказана в самой обычной манере, как и должна быть рассказана история. Ее реализм, экономный в средствах, сдержанно юмористичный, лишенный всякого нажима, поражает своим контрастом с другим замечательным историческим романом, появившимся два года спустя, – с риторичным, выходящим из берегов, великолепным Тарасом Бульбой Гоголя.

Капитанская дочка из всех вещей Пушкина имела самое большое влияние на литературу, но не она является лучшим и характернейшим для него произведением в прозе – эта честь принадлежит Пиковой даме (1834). Изложить ее вкратце невозможно: это шедевр сжатости. Как и Повести Белкина, это произведение чистого искусства, занимательное только как целое. По силе воображения она превосходит все, что написал Пушкин в прозе: по напряженности она похожа на сжатую пружину. По неистовому своему романтизму она близка к Гимну Чуме и к стихотворению Не дай мне Бог сойти с ума. Но фантастический романтический сюжет влит в безукоризненную классическую форму, такую экономную и сжатую в своей благородной наготе, что даже Проспер Мериме, самый изощренно-экономный из французских писателей, не решился перевести ее точно и приделал к своему французскому переводу всякие украшения и пояснения, думая, вероятно, что наращивает мясо на сухом скелете.

Пушкин был первоклассным критиком; его серьезные критические статьи и рецензии замечательныздравой взвешенностью суждений и точной ясностью выражения. Его полемика (в Литературной газете) тоже в своем роде непревзойденна. Его тонкая, острая и меткая ирония жалила так, что враги не могли ее забыть. Его нападки на Булгарина, продажного журналиста на жалованье у тайной полиции, восхитительны спокойной жестокостью. Они способствовали скорому закрытию Литературной газеты, доведя до белого каления подлого, но влиятельного соперника.

Начиная с 1832 г. основным занятием Пушкина, во всяком случае официально, стала история. Его план истории Петра Великого так и не созрел, но в 1834 г. он напечатал Историю Пугачевского бунта 1773 года. Это шедевр повествовательной литературы, сравнимый с Галльской войной Юлия Цезаря. Ее недостаток – недостаток сведений: Пушкин не мог знать многого, что было чрезвычайно важно для его темы. Он был слишком классицистом XVIII века, чтобы рассматривать историю с позиции «движения масс» и «классовой борьбы», но он очень хорошо видел и отлично показал социальные истоки великого восстания. В 1836 г. он напечатал Путешествие в Арзрум – отчет о поездке на Кавказский фронт в 1829 г., в котором он достиг последних пределов благородной обнаженной сжатости.

А.С.Пушкин

Проза Александра Пушкина.

Проза Александра Пушкина

  • Арап Петра Великого (1827)
  • Роман в письмах (1829)
  • Повести покойного Ивана Петровича Белкина (1830)
    • Выстрел
    • Метель
    • Гробовщик
    • Станционный смотритель
    • Барышня-крестьянка
  • История села Горюхина (1830)
  • Рославлев (1831)
  • Дубровский (1833)
  • Пиковая дама (1834)
  • История Пугачева (1834)
  • Египетские ночи (1835)
  • Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года (1835)
  • Капитанская дочка (1836)

Произведения:

  • Роман в стихах
  • Стихотворения
  • Сказки
  • Поэмы
  • Драмы
  • Проза

  • Поиск

Если Вы заметили опечатку в материалах сайта или же какую-то неточность, убедительно просим сообщить об этом по адресу:

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Please verify you are a human

Access to this page has been denied because we believe you are using automation tools to browse the website.

This may happen as a result of the following:

  • Javascript is disabled or blocked by an extension (ad blockers for example)
  • Your browser does not support cookies

Please make sure that Javascript and cookies are enabled on your browser and that you are not blocking them from loading.

Reference ID: #43d12e40-5a4f-11ea-83c5-3bcd519d1cba

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: