Наталия Гончарова (Пушкина-Ланская)

русская аристократка, супруга великого русского поэта А.С. Пушкина

Наталия Николаевна Гончарова (Портрет работы А.П. Брюллова)

Наталия Николаевна Гончарова родилась (27 августа) 8 сентября 1812 года в поместье Кариан Тамбовской губернии. Ее детство и юность прошли в Москве и фамильных поместьях. Наталия с детства отличалась редкой красотой, скромностью и естественностью. Она получила прекрасное домашнее образование. Вывозить в свет её начали очень рано, и девушка всегда была окружена мужским вниманием.

Впервые с А.С. Пушкиным Гончарова встретилась на одном из балов в Москве зимой 1829 года. 16-летняя красавица сразу же поразила сердце и воображение знаменитого поэта. Вскоре Пушкин сделал ей предложение, но история сватовства тянулась почти два года. Матушка Наталии была наслышана о его «неблагонадежности», но поэт сумел добиться согласия матери Гончаровой. Зато в этот период им был создан целый цикл блистательных стихотворений, посвященных невесте.

В феврале 1831 года в Москве в Храме Вознесения Александр Пушкин и Наталия Гончарова обвенчались. Приехав в скором времени с мужем в Петербург, а затем в Царское Село, Наталия произвела впечатление в светском обществе Петербурга и блистала на балах. Но также она была и заботливой женой, разбирающейся в делах своего мужа. Она интересовалась его сочинениями, творческими планами, задумками и всячески помогала ему, выполняя редакционные поручения поэта, давая разъяснения цензурному комитету.

Пушкин был счастлив в семейной жизни. Конечно, были тревоги, заботы о деньгах, которых постоянно не хватало, но в семье царили радость и любовь. Это можно прочесть в его письмах к жене, которую он боготворил и всегда восторгался ее умом и душевною добротой. За шесть лет семейной жизни в любви и самой нежной привязанности Наталия родила четверых детей (Марию, Александра, Григория и Наталью).

Но в 1835 году супруга поэта была вовлечена в интригу о её предполагаемой связи с корнетом Дантесом, что привело в 1837 году к дуэли между ним и её мужем, на которой Пушкин был серьезно ранен и вскоре скончался. После смерти мужа, которую Наталия переживала очень тяжело, она вместе с детьми и старшей сестрой уехала в Полотняный Завод. В деревне на попечении брата и матери она прожила два года, продолжая поддерживать отношения с семьей Пушкина и его друзьями. В Михайловском она поставила первый памятник на могиле великого поэта.

В 1839 году Наталия вернулась в Петербург, но отказалась от великосветской жизни, предпочитая домашнюю жизнь в окружении многочисленной родни и друзей. Лишь в 1843 году, впервые после долгого затворничества, вдова поэта посетила театр, где была замечена царской четой, и ей вновь пришлось появляться при дворе.

Тогда же Наталия познакомилась с генералом П.Ланским, который был однополчанином ее брата. Сначала он бывал у Пушкиной просто, как у приятной знакомой, но вскоре сделал ей предложение, и их свадьба состоялась в июле 1844 года в Стрельне. Прежде он женат не был и детей Пушкина принял как родных. В новой семье родилось еще три дочери. Наталия никогда не забывала поэта, и к этому ее чувству Ланской относился с большим тактом и уважением.

Но, несмотря на заботу и любовь семьи, которыми Наталия Николаевна была окружена, пережитые страдания расшатали ее здоровье. У нее часто болело сердце, она страдала легочными заболеваниями. Не помогло и лечение за границей. Осенью 1863 года во время поездки в Москву (на крестины внука) она простудилась и по возвращении домой слегла с тяжелым воспалением легких, после которого уже не оправилась.

Умерла Наталия Николаевна Пушкина-Ланская (26 ноября) 8 декабря 1863 года в Петербурге. Ее прах был погребен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Наталья Гончарова

Биография Натальи Николаевны Гончаровой

Наталья Николаевна Гончарова (Пушкина-Ланская) родилась 8 сентября (27 августа ст.ст.) 1812 года в поместье Кариан, Тамбовской губернии, где семья Гончаровых с детьми жила после вынужденного отъезда из Москвы из-за нашествия Наполеона.

Наталья была шестым ребенком и младшей дочерью в семье Николая Афанасьевича Гончарова. Ее мать, Наталья Ивановна, урожденная Загряжская, в молодости славилась красотой, сама Наташа уже в восьмилетнем возрасте обращала на себя внимание благодаря классически-античным чертам лица.

Наташа Гончарова воспитывалась у деда, Афанасия Николаевича, который до шести лет не давал увезти внучку из Полотняного Завода (родовое имение Гончаровых под Калугой) в Москву, на Большую Никитскую, где семья проводила зиму.

Отец Натальи Гончаровой увлекался верховой ездой. Во время одной из прогулок он упал с лошади и ушиб голову, в результате чего страдал помутнением рассудка. Мать была властной женщиной, до совершеннолетия сына самостоятельно управляла обширными имениями Гончаровых.

Наталья Гончарова получила прекрасное домашнее образование — знала французский, немецкий и английский языки, грамматику, основы истории и географии, разбиралась в литературе. Кроме того, умела вязать и шить, танцевать, играть на фортепьяно и в шахматы, сидеть в седле, управлять лошадьми.

Знакомство Гончаровой с Александром Пушкиным состоялось в Москве зимой 1829 года на балу танцмейстера Иогеля в доме на Тверском бульваре. Наталья Гончарова считалась первой красавицей Москвы.

В апреле 1829 года он просил её руки. Ответ матери Гончаровой был неопределённым — она была наслышана о политической «неблагонадежности» Пушкина, а также считала, что 16-летняя на тот момент дочь слишком молода для брака, но окончательного отказа не было.

В апреле 1830 года Пушкин вновь сделал Наталье Гончаровой предложение, которое на этот раз было принято, и в сентябре уехал в свое имение Болдино, чтобы устроить дела и подготовиться к свадьбе. Эпидемия холеры вынудила его задержаться на несколько месяцев. Этот период творчества поэта известен как «Болдинская осень».

В 1831 году в Москве в Храме Вознесения Александр Пушкин и Наталья Гончарова обвенчались.

Приехав с мужем в Петербург, а затем в Царское Село через три месяца после свадьбы, Наталья произвела впечатление в светском обществе Петербурга и блистала на балах.

За шесть лет, которые супруги прожили вместе, Наталья родила четверых детей: Марию, Александра, Григория и Наталью.

Зимой 1836 года в высшем обществе Петербурга пошли слухи о жене Пушкина, ее имя связывали с именем царя, а затем и с именем пользующегося расположением Николая I барона Дантеса, ухаживавшего за Натальей.

Чтобы защитить свою честь, Пушкин вызвал Дантеса на дуэль, которая состоялась 8 февраля (27 января по ст.ст.) 1837 года на Черной речке. Поэт был смертельно ранен и через два дня скончался.

Через две недели после гибели Пушкина Наталья с детьми и сестрой Александриной уехала в Полотняный Завод. Почти два года она прожила в деревне, затем возвратилась в Петербург, где растила детей и занималась хозяйством. Ездила в Михайловское, поставила памятник на могиле Пушкина.

В 1844 году, через семь лет после смерти Пушкина, Наталья приняла предложение генерала Петра Ланского, командира конногвардейского полка, и вышла за него замуж. Ей исполнилось 32 года, Ланскому было 45. До этого он не был женат.

В новой семье родились еще три дочери: Александра, Елизавета и Софья.

Осенью 1863 года Наталья простудилась, затем заболела воспалением легких и скончалась 8 декабря (26 ноября по ст.ст.) 1863 года.

Похоронена на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Петр Ланской скончался через 15 лет, и был похоронен рядом с женой. Около могилы была установлена небольшая доска с надписью о том, что в первом браке Наталья Ланская была замужем за поэтом Александром Пушкиным.

Комментарии к статье:

Автор: Наташа
Дата: 2014-07-12 22:39:05

А я на неё очень похожа внешне и тоже Наташа! :) Моё же мнение, что Наташа не была счастлива с Пушкиным, и не хотела за него замуж ( может поэтому мать — то и колебалась — Натуся наверняка умоляла её отказать Пушкину. )Да — он гениальный поэт — но ведь счастья это не прибавляет.. Во -первых известно его отношение к женщинам, он любил женщин — но не как равных себе, а как объект для удовлетворения своих потребностей. Он ведь даже не делал предложения конкретно понравившемся барышням — а их родителям..То есть мнение самих девиц — тех с кем он собирался жить, спать, иметь детей его не интересовало..И ведь не крепостных он собирался покупать — а сватался к девицам-дворянкам из высшего общества..Странное отношение — даже для того времени..Сам же Пушкин, мягко говоря, красотой не отличался — а точнее был страшен как 3 смерти ( на портретах он приукрашен :) И наверняка родители жалели своих девчонок , и отказывали ему..Но семье юной Наташи Гончаровой было не до жалости. И не сколько от жестокосердия — а от бедности..Да — здесь не сказано об этом, а ведь Гончаровы были обедневшими дворянами ( Пушкин после свадьбы вынужден был заботится ещё и о Наташиных незамужних сестрицах) Матушка сначала вероятнее всего и пожалела 16-летнюю красавицу-дочь, но потом бедность напомнила ей, что нельзя отказываться от шанса выдать дочь-бесприданницу замуж ( пусть страшен, неблагонадёжен — но берёт без денег :)А ведь ещё и другие дочери висят ..А денег нет..Вот и приняла в конце концов скрепя сердце его предложение..Понятное дело, почему после свадьбы юная Натали с головой окунулась в светскую жизнь — наверняка чтобы поменьше времени проводить с нелюбимым мужем..И в Дантеса она была влюблена — она сама писала , что «любит, как никогда не любила»..Сразу после смерти ( через 2 недели ) уехала от светской жизни куда подальше — отходить от этого не самого счастливого брака..Насчёт Ланского — наверняка его она любила — офицер, командир, внешне наверняка интересен был..И Ланской относился к ней не в пример лучше Пушкина..А то, что показали в фильме «Пушкин.Последняя дуэль» — действительности не же всё -что , якобы Натали его очень любила..Такого не было..

Автор: светлана
Дата: 2014-10-14 23:18:33

наталия гончарова символ русской скромной красоты гордость русского народа его отражение

Наталья Гончарова: жизнь и творчество художника

Наталья Сергеевна Гончарова (1881-1962) — российскаяхудожница, живописец, график, театральный художник, книжный иллюстратор. Выдающаяся представительница русского авангарда начала 1910-х годов, один из самых ярких сценографов 20 века.

СОДЕРЖАНИЕ

Биография Натальи Гончаровой

Родилась 16 августа 1881 года в деревне Ладыжино Тульской области. Наталья воспитывалась в семье архитектора. Этот род принадлежал к старинному роду Гончаровых.

Увлекшись искусством, Гончарова начала обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, которое продолжалось с 1901 по 1909 год. Сначала Наталья занималась преимущественно скульптурой, а впоследствии стала увлекаться живописью. Первым наставником начинающей художницы стал К.А. Коровин. При этом скульптурные работы художницы тоже получили высокую оценку.

Ранними работами Гончаровой стали картины в духе импрессионизма. Эти полотна успешно экспонировались на выставках «Мира искусства» и МХТ. Позднее она получила приглашение от С.П. Дягилева. Он предложил начинающей художнице участвовать в Осеннем Салоне в Париже.

В этот период Гончарова пишет в основном улицы со старинными зданиями, городские парки в технике пастели. Особенности мировосприятия, прослеживающиеся в этих полотнах, явно говорят о влиянии на художницу творчества мастеров группы «Наби». Однако тот нежный лиризм, который отличал работы раннего периода, вскоре уступил место последовательному неопримитивизму.

Еще во время обучения в училище Гончарова знакомится с М.Ф. Ларионовым. Вскоре это знакомство приведет к теплым отношениям, а Ларионов станет супругом художницы. Вместе с ним Гончарова участвовала в различных русских и европейских выставках. Творческий подъем молодой художницы был связан с 1906 годом, когда Гончарова вплотную занялась картинами в духе примитивизма. Художницу привлекает тематика крестьянского искусства. Она стремится познать сущность творчества народа во всей его глубине.

Позднее Гончарова будет работать и в других стилях, активно используя традиции разных эпох. В это время появляются картины «Мать», «Хоровод», «Уборка хлеба», «Евангелисты».

В 1913 году Гончарова много работает над иллюстрациями к литературным произведениям, среди которых издания С.П. Боброва, А.Е. Крученых, В.В. Хлебникова. С 1914 года художница оформляет театральные постановки, такие как «Золотой петушок». В поздний период творчества Гончарова создает много работ, поддерживающих идею беспредметного искусства. В это время появляются картины «Лучистые лилии», «Орхидеи».

В 1915 году Гончарова вместе с мужем уезжает во Францию. Здесь жизнь художницы и оборвется 17 октября 1962 года .

Творчество Гончаровой

В 1907-1911 годах живопись Гончаровой формировалась под воздействием стилистики примитива.

Художница сосредоточилась преимущественно на традициях архаического искусства, древнерусской иконописи и народного лубка, чаще всего лубка церковного. В 1911 Гончарова написала несколько живописных циклов, ставших лучшими в ее творческой биографии (ансамбль «Евангелисты» из четырех полотен, масло, Русский музей, серии «Сбор винограда» и «Жатва», каждая из девяти картин). Сюжеты и темы работ непосредственно соотносились с христианской символикой, в полотнах «Жатвы» главенствующими были апокалиптические интонации, связанные с мотивом судьбы, рока, Божьей кары, возмездия («Птица-Феникс», «Ангелы, мечущие камни на город», обе в Третьяковской галерее).

Неопримитивистские полотна Гончаровой отличались напряженной экспрессией и выдающимися декоративными достоинствами; ритмическое движение линий и пятен, акцентированное тяготение к плоскости, острые сочетания звучных красок подчеркивали стремление художницы к большой монументальной форме — привязанность к обобщенно-декоративным живописным задачам пройдет через все ее творчество. С начала 1910-х годов Гончарова обратилась к более синтетичному стилю, включавшему элементы кубизма и футуризма («Аэроплан над поездом», масло, 1913, Музей изобразительных искусств республики Татарстан, Казань).

После кубофутуристического периода разрабатывала новое направление — изобретенный Ларионовым лучизм.

Но и в «лучистских» полотнах художница исходила из фигуративности, живописными построениями цветотоновых лучей стремясь создать живописно-абстрактную картину на основе переработки впечатлений от предметного мира («Лучистское построение», масло, 1913, Государственная галерея Штутгарта, Германия, «Лес», масло, 1913, собрание Тиссен-Борнемиса, Лугано, Швейцария).

Начав выставляться с 1904, Гончарова в 1906 была участницей Русского отдела в Осеннем Салоне в Париже. В 1910 вместе с Ларионовым стала одним из учредителей общества «Бубновый валет». В 1911-1912 — член группы «Ослиный хвост», в 1913 входила в группу «Мишень». Выставлялась на лондонских и парижских выставках, мюнхенском «Синем всаднике». В 1914 Гончарова по заказу С. П. Дягилева создала эскизы оформления оперно-балетной постановки «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова. Спектакль имел шумный успех в Париже; в 1915, приняв предложение Дягилева постоянно работать в антрепризе, она вместе с Ларионовым покинула Москву. В 1917 супруги окончательно обосновались в Париже (французское гражданство художница получила в 1939).

Центр французского периода Гончаровой — театр.

Вплоть до смерти Дягилева в 1929 она была одним из ведущих художников его антрепризы («Испания» Мориса Равеля, 1916; «Ночь на Лысой горе» Модеста Мусоргского, 1923, «Жар-птица» Игоря Стравинского, 1926 и другие спектакли). В 1920-е годы и позднее занималась живописью, иллюстрировала книги и работала как художник-декоратор над театральными постановками. В 1950-е годы Гончарова писала многочисленные натюрморты и полотна «космического цикла». Возрождение широкого интереса к искусству Ларионова и Гончаровой началось с 1960-х годов — их выставки прошли во многих странах и городах Европы и Америки. Работы Гончаровой представлены во всех крупных музейных собраниях мира.

Интересные факты из жизни художницы

18 июня 2007 года на вечерних торгах аукциона Christie’s в Лондоне картина Гончаровой «Сбор яблок» (1909 год) была продана за 4,948 млн фунтов стерлингов (почти 10 млн долларов США), установив таким образом исторический рекорд стоимости работ художников-женщин.

02 февраля 2010 года на вечерних торгах аукциона Christie’s в Лондоне картина Гончаровой «Испанка» (1916 год) была продана за 6 млн 425 тысяч 250 фунтов стерлингов или 10 млн 216 тысяч 148 долларов США, таким образом установлен новый исторический рекорд стоимости работ художников-женщин.

В 2011 году в Москве была проведена пресс-конференция, участники которой, эксперты Ирина Вакар и Андрей Сарабьянов и коллекционер Пётр Авен, заявили о примерно 300-х подделках Натальи Гончаровой, опубликованных в монографии Эндрю Партона «Гончарова: искусство и дизайн Наталии Гончаровой» и первом томе каталога-резоне Дениз Базету «Наталия Гончарова: её творчество между традицией и современностью».

16 октября 2013 года в Третьяковской галерее на Крымском валу открылась четырёхмесячная выставка Гончаровой «Между Востоком и Западом». На выставке были представлены не только знаменитые живописные произведения Натальи Гончаровой, но и театральные эскизы, и работы, связанные с модой. Всего экспонировалось около 400 произведений.

Гончарова и Ларионов показаны в фильме «Драма в кабаре футуристов № 13». Премьера состоялась в январе 1914 года, когда группа «Ослиный хвост» уже распалась .

Наталья Гончарова: 7 известных портретов жены Пушкина

Александр Пушкин: «О, как мучительно тобою счастлив я…»

Сегодня, 8 декабря, исполняется 150 лет со дня смерти Натальи Николаевны Гончаровой, любимой жены Александра Пушкина, супруги генерала Петра Ланского, матери семерых детей, красивейшей женщины своей эпохи. Существует много словесных описаний ее облика, но, пожалуй, интереснее рассматривать портреты Натальи Николаевны, тем более, что их сохранилось достаточно много.

Акварельный рисунок неизвестного художника. Наталья Гончарова. 1818 год

А. Брюллов. Н.Н. Пушкина. 1831–1832 гг.

В. Гау. Н.Н. Пушкина. 1842–1843 гг.

В. Гау. Портрет Н. Н. Ланской. 1844 г.

И.К. Макаров. Портрет Н. Н. Пушкиной-Ланской. 1849 год.

К. Лаш. Портрет Н.Н. Пушкиной-Ланской. 1856 г.

Н. Н. Пушкина-Ланская. Начало 1860-х гг. Фотография.

Единственное ее изображение в детстве, рисунок неизвестного художника без точной даты: предполагают, что девочке на нем шесть или семь лет.

Самым же узнаваемым, безусловно, считается акварельный портрет работы Александра Брюллова, созданный в первый год супружеской жизни с Пушкиным. На полотне изображена совсем юная женщина (ей нет и 18), в лике которой пока еще нельзя разгадать душу модели. К достоинствам картины обычно относят легкость и «воздушность» рисунка, тщательность исполнения деталей. Это единственный портрет супруги великого поэта написанный при его жизни.

Остальные изображения созданы во время вдовства Натальи Николаевны и ее повторного замужества.

В период с 1841 по 1849 годы по инициативе Петра Андреевича Вяземского, сильно увлеченного вдовой Пушкина, придворный художник Владимир Гау создал несколько акварельных портретов. Каждый из них по-своему интересен, но вряд ли претендует на психологическую глубину. Наталья Николаевна везде разная, но мало похожая на словесные описания, воспевающие ее классическую красоту и внутреннее совершенство.

Портрет, в котором видна душа модели, то, что Пушкин любил более, чем ее прекрасное лицо, по признанию большинства искусствоведов хранится в музее-квартире поэта на Мойке, 12. Это живописное изображение художника Ивана Кузьмича Макарова, написанное на картоне.

Несомненно, художник хорошо знал историю жизни Натальи Николаевны: ему удалось передать всю сложную гамму чувств, какую он испытывал по отношению к модели. Наталье Николаевне на этом портрете 37 лет, она мать семерых детей. Ее классическая красота сочетается с необычайной хрупкостью и незащищенностью. Близкие считали, что портрет очень удался. «. Мне даже совестно согласиться, что портрет похож», — писала она мужу летом 1849 года.

В 1856 году еще один портрет создает художник Карл Лаш. Здесь ей 45 неполных лет. Художник изобразил свою модель с легкой полуулыбкой и блеском в глазах. В целом, портрет носит чисто светский характер: его создатель не ставил перед собой цели проникнуть в глубь психологических переживаний модели.

В последние годы жизни Наталья Николаевна много фотографировалась. Большинство портретов, а также фотографии Натальи Николаевны второй половины 50-х — начала 60-х годов, можно увидеть во Всероссийском музее А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: