Народность творчества Александра Пушкина

«Кудрявая голова и восторженный пытливый взгляд, волшебный бег гусиного пера и пылкая, отзывчивая душа поэта. Любовь к Пушкину входит в нас с детства. Это больше, чем любовь к великому поэту. Это любовь к народу, имеющему такого поэта. Россия немыслима без Пушкина», — пишет поэт Лев Озеров. Вступающий или уже вступивший в жизнь человек на школьной скамье, дома, в институте знакомится, сперва в общих чертах, и затем в подробностях, с жизнеописанием Пушкина, с его сочинениями… Каждое новое поколение тешилось иллюзией, что оно до конца разобралось в Пушкине, что никаких загадок в нем больше нет. Но проходит десятилетие, а подчас и менее, и вчерашние знания о Пушкине кажутся недостаточными, неполными. Новый опыт людей подсказывает новое прочтение Пушкина, раскрывает доселе неизвестные особенности его наследия. К своей няне, Арине Родионовне, Александр Сергеевич всю жизнь питал особенную любовь. Не только преданностью и заботливостью задевала она доверие, привязанность и уважение мальчика Она знала множество русских народных песен, сказок, прибауток и была замечательной рассказчицей. Это о ней и таких же талантливых людях из народа писал позднее Пушкин: Мастерица ведь была, И откуда что брала! А куда разумны шутки, Приговорки, прибаутки, Небылицы, былины Православной старины. Пушкин собирал, записывал, изучал произведения народного творчества. Уже прославленным поэтом ему пришлось прожить два года в псковском имении отца -селе Михайловском. Долгие зимние вечера проводил он со своей старой няней Ариной Родионовной и, как в детстве, с увлечением слушал ее «небылицы, былины». «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» — писал он брату. «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» — говорил он писателю В. И. Далю. Жизнь родного народа, рассказы бабушки, нянины сказки — все это запало в память и душу поэта, стало могучим источником творчества. В сказках Пушкина отразился богатый опыт, мудрость народа и красочный мир народной фантазии, зазвучал во всей красоте народный язык. В 1820 году выходит его первая поэма «Руслан и Людмила». Он обращается к древнерусским преданиям, с восторгом читает «Историю государства Российского» Н. М. Карамзина, русские летописи. Позднее он создал трагедию «Борис Годунов», посвященную историческим событиям конца XVI века, исторический роман из эпохи Петра «Арап Петра Великого», поэмы «Полтава» и «Медный всадник». Во всех этих произведениях широко и полно представлена народная жизнь, русский быт и обычаи, характеры и богатство языка. Их по праву можно назвать народными. Творчество Пушкина вобрало в себя достижения всей предыдущей российской поэзии. «Предшественники поэта относятся к нему, как малые и великие реки к морю, которое наполняется их волнами», — писал Белинский. Большинство русских писателей XIX века испытали его плодотворное влияние. Народность Пушкина словно по наследству передавалась другим авторам. «Все, что есть у меня хорошего, всем этим я обязан ему», — говорил Гоголь. Тургенев называл себя учеником Пушкина. Влияние пушкинской прозы на свое творчество отмечал и Лев Толстой. Пушкин завершил процесс создания русского национального литературного языка. «Слов немного, — пишет о его стиле Гоголь, — но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт». Дружба в жизни человека Думаю, не ошибусь, если скажу, что на свете не найдется ни одного человека, который не хотел бы иметь верного друга на всю жизнь. Но далеко не всем выпадает такое счастье. Нередко приятельские отношения люди принимают за дружбу. Однако, на мой взгляд, дружба -нечто гораздо большее. Это духовное единство, глубокая личная привязанность, выдержавшая проверку временем и закаленная в трудностях; и бескорыстие, которое делает эти отношения благородными и чистыми и предполагает готовность помогать другу, а при необходимости даже пойти на определенные жертвы. Настоящая дружба — в стремлении видеть своего друга более сильным, более умным, поэтому с-а нуждается в требовательности друг к другу. А взаимная требовательность, в свою очередь, может способствовать большим творческим успехам, которые вряд ли были бы возможны, если бы каждый из друзей действовал в одиночку. В этом глубокий смысл и нравственная ценность дружбы. Люди ищут дружбы, потому что это показатель значимости человека: вы кому-то нужны, интересны, имеете достоинства, которые для кого-то привлекательны. Человеческий опыт говорит, что в молодом возрасте легче найти друзей, потому что это пора откровений, пора первого приближения к вечным вопросам бытия о своем назначении на земле, о смысле жизни. Наверное, именно поэтому в памяти возникает образ юного лицеиста Пушкина, который уже в ранние годы оценил силу дружбы и сумел пронести это чувство через всю жизнь, давая нам прекрасный пример преданности и верности. Пушкин был очень общительным, умел ценить людей, имел множество друзей и много писал о дружбе, хотя на протяжении всей жизни поэта содержание и значение этого понятия менялись. Так, в лицейски

Народность творчества Александра Пушкина

«Кудрявая голова и восторженный пытливый взгляд, волшебный бег гусиного пера и пылкая, отзывчивая душа поэта. Любовь к Пушкину входит в нас с детства. Это больше, чем любовь к великому поэту. Это любовь к народу, имеющему такого поэта. Россия немыслима без Пушкина», – пишет поэт Лев Озеров.

Вступающий или уже вступивший в жизнь человек на школьной скамье, дома, в институте знакомится, сперва в общих чертах, и затем в подробностях, с жизнеописанием Пушкина, с его сочинениями…

Каждое новое поколение тешилось иллюзией,

К своей няне, Арине Родионовне, Александр Сергеевич всю жизнь питал особенную любовь. Не только преданностью и заботливостью задевала она доверие, привязанность и уважение мальчика Она знала множество русских народных песен, сказок, прибауток и была замечательной рассказчицей. Это о ней и таких же талантливых

Мастерица ведь была,

И откуда что брала!

А куда разумны шутки,

Пушкин собирал, записывал, изучал произведения народного творчества. Уже прославленным поэтом ему пришлось прожить два года в псковском имении отца -селе Михайловском. Долгие зимние вечера проводил он со своей старой няней Ариной Родионовной и, как в детстве, с увлечением слушал ее «небылицы, былины». «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» – писал он брату. «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» – говорил он писателю В. И. Далю.

Жизнь родного народа, рассказы бабушки, нянины сказки – все это запало в память и душу поэта, стало могучим источником творчества. В сказках Пушкина отразился богатый опыт, мудрость народа и красочный мир народной фантазии, зазвучал во всей красоте народный язык.

В 1820 году выходит его первая поэма «Руслан и Людмила». Он обращается к древнерусским преданиям, с восторгом читает «Историю государства Российского» Н. М. Карамзина, русские летописи. Позднее он создал трагедию «Борис Годунов», посвященную историческим событиям конца XVI века, исторический роман из эпохи Петра «Арап Петра Великого», поэмы «Полтава» и «Медный всадник».

Во всех этих произведениях широко и полно представлена народная жизнь, русский быт и обычаи, характеры и богатство языка. Их по праву можно назвать народными.

Творчество Пушкина вобрало в себя достижения всей предыдущей российской поэзии. «Предшественники поэта относятся к нему, как малые и великие реки к морю, которое наполняется их волнами», – писал Белинский. Большинство русских писателей XIX века испытали его плодотворное влияние. Народность Пушкина словно по наследству передавалась другим авторам. «Все, что есть у меня хорошего, всем этим я обязан ему», – говорил Гоголь. Тургенев называл себя учеником Пушкина. Влияние пушкинской прозы на свое творчество отмечал и Лев Толстой. Пушкин завершил процесс создания русского национального литературного языка. «Слов немного, – пишет о его стиле Гоголь, – но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт».

Дружба в жизни человека

Думаю, не ошибусь, если скажу, что на свете не найдется ни одного человека, который не хотел бы иметь верного друга на всю жизнь. Но далеко не всем выпадает такое счастье. Нередко приятельские отношения люди принимают за дружбу. Однако, на мой взгляд, дружба -нечто гораздо большее. Это духовное единство, глубокая личная привязанность, выдержавшая проверку временем и закаленная в трудностях; и бескорыстие, которое делает эти отношения благородными и чистыми и предполагает готовность помогать другу, а при необходимости даже пойти на определенные жертвы.

Настоящая дружба – в стремлении видеть своего друга более сильным, более умным, поэтому с-а нуждается в требовательности друг к другу. А взаимная требовательность, в свою очередь, может способствовать большим творческим успехам, которые вряд ли были бы возможны, если бы каждый из друзей действовал в одиночку. В этом глубокий смысл и нравственная ценность дружбы.

Люди ищут дружбы, потому что это показатель значимости человека: вы кому-то нужны, интересны, имеете достоинства, которые для кого-то привлекательны.

Человеческий опыт говорит, что в молодом возрасте легче найти друзей, потому что это пора откровений, пора первого приближения к вечным вопросам бытия о своем назначении на земле, о смысле жизни. Наверное, именно поэтому в памяти возникает образ юного лицеиста Пушкина, который уже в ранние годы оценил силу дружбы и сумел пронести это чувство через всю жизнь, давая нам прекрасный пример преданности и верности.

Пушкин был очень общительным, умел ценить людей, имел множество друзей и много писал о дружбе, хотя на протяжении всей жизни поэта содержание и значение этого понятия менялись. Так, в лицейские годы дружба для него – это радость, беззаботное веселье, как, например, в стихотворении «Пирующие студенты» (1814 г.):

Друзья! досужий час настал;

Все тихо, все в покое;

Скорее скатерть и бокал!

Сюда, вино златое!

Мы как будто видим веселую компанию, слышим, как поэт подшучивает над друзьями:

Дай руку, Дельвиг, что ты спишь?

Проснись, ленивец сонный!

Ты не под кафедрой лежишь,

Писатель за свои грехи

Ты с виду всех трезвее;

Вильгельм, прочти свои стихи,

Чтоб мне заснуть скорее!

В Царскосельском лицее Пушкин встретил лучших своих друзей – Антона Дельвига, Ивана Пущина, Вильгельма Кюхельбекера и многих других. Они разошлись по разным дорогам, но никогда не прерывали связи; никакое светское общество не могло заменить поэту милых его сердцу людей, которым он постоянно адресовал свои послания:

И, признаюсь, мне во сто крат милее

Младых повес счастливая семья, Где ум кипит, где в мыслях волен я И где мы все – прекрасные друзья, Чем вялые бездумные собранья.

Дружба всегда была спасительной для поэта. Трагически воспринял он свой перевод из южной ссылки в далекое северное захолустье – село Михайловское, где был отдан под надзор отца, которого обязали «шпионить» за сыном. И только добрая его няня и друзья помогли Пушкину не только пережить этот период страшного одиночества, но и сделать его наиболее плодотворным. Отсутствие личного общения с единомышленниками восполнялось оживленнейшей, как никогда, перепиской с Вяземским, Жуковским, Дельвигом, с которыми он обсуждал все волнующие его темы, особенно вопросы литературной жизни. Отсюда, из Михайловского, поэт с благодарностью к ним восклицает:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз

. Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Необыкновенную, на мой взгляд, преданность Пушкину проявил И. Пущин, который после долгой разлуки . решил навестить его в Михайловском, тогда как многие другие, опасаясь возможных неприятностей, не посмели этого сделать. Поэт был несказанно рад этому визиту. Босиком и в одной рубашке выбежал он в зимний мороз из дома встречать друга. Благодаря этой встрече родились волнующие строки, адресованные Пущину:

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Чувство сердечной привязанности к своим друзьям мы встречаем у Пушкина даже в гражданской лирике. Поэтам-декабристам дружба виделась как союз людей, одержимых одной идеей. У Пушкина в стихах этого периода чувство дружбы выглядит иначе. Он считает, что высокая цель не должна исключать наслаждение дружеским общением, даже наоборот, дружба становится поддержкой и опорой в служении долгу и отечеству. Соединение чувства дружбы и любви с высокими гражданскими чувствами отражено в стихотворении «К Чаадаеву»:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Поэт призывает адресата к высокой цели не только как политического единомышленника, но как друга, что подчеркивается обращениями: «мой друг», «товарищ».

Пушкин до конца оставался верен своим друзьям-декабристам, и разгром восстания на Сенатской площади переживал как личную трагедию. В трудный для мятежников час он поддержал их знаменитым посланием в Сибирь «Во глубине сибирских руд…».

Судьба разбросала бывших лицеистов по разным местам, многие из них ушли из жизни. Поэту невыразимо больно и грустно, что рядом с ним их нет:

Печален я, со мною Друга нет,

С кем долгую запил бы я разлуку.

Эти настроения все больше завладевают Пушкиным, и каждая последующая годовщина «19 октября» окрашивается в более мрачные тона:

Чем чаще празднует Лицей

Свою святую годовщину,

Тем робче старый круг друзей

В семью стесняется едину…

Пораженный смертью Дельвига, он пишет: «И мнится, очередь за мной…».

Последняя для Пушкина лицейская годовщина была отмечена в 1836 году стихотворением «Была пора: Наш праздник молодой…». Какую роль в его жизни играла лицейская дружба, можно понять хотя бы по тому, что в стихотворении рефреном звучат слова: «Вы помните…». Лицейские друзья во многом способствовали расцвету творчества поэта, и он ответил своим друзьям верностью и преданностью, пробуждая «чувства добрые» своей поэзией.

Такая дружбы – пример для подражания. Сейчас многие люди живут разобщенно, погрузившись в свои проблемы. Мне кажется, это обедняет нашу жизнь, делает ее более скучной, мрачной. Можно иметь много денег, жить в «золотой клетке», но не иметь при этом счастья. Смог бы поэт оставить нам столько веселых, радостных, полных оптимизма стихов, если бы ему не на кого было опереться? Можно ли добиться больших успехов в жизни в одиночку? Думаю, нет. Поэтому наши взоры постоянно будут обращаться к тем, кто показал нам эталон человеческого общения, эталон дружбы.

Народность творчества Пушкина

«Кудрявая голова и восторженный пытливый взгляд, волшебный бег гусиного пера и пылкая, отзывчивая душа поэта. Любовь к Пушкину входит в нас с детства. Это больше, чем любовь к великому поэту. Это любовь к народу, имеющему такого поэта. Россия немыслима без Пушкина», — пишет поэт Лев Озеров.

Вступающий или уже вступивший в жизнь человек на школьной скамье, дома, в институте знакомится, сперва в общих чертах, и затем в подробностях, с жизнеописанием Пушкина, с его сочинениями…

Каждое новое поколение тешилось иллюзией, что оно до конца разобралось в Пушкине, что никаких загадок в нем больше нет. Но проходит десятилетие, а подчас и менее, и вчерашние знания о Пушкине кажутся недостаточными, неполными. Новый опыт людей подсказывает новое прочтение Пушкина, раскрывает доселе неизвестные особенности его наследия.

К своей няне, Арине Родионовне, Александр Сергеевич всю жизнь питал особенную любовь. Не только преданностью и заботливостью задевала она доверие, привязанность и уважение мальчика Она знала множество русских народных песен, сказок, прибауток и была замечательной рассказчицей. Это о ней и таких же талантливых людях из народа писал позднее Пушкин:

Мастерица ведь была,

И откуда что брала!

А куда разумны шутки,

Пушкин собирал, записывал, изучал произведения народного творчества. Уже прославленным поэтом ему пришлось прожить два года в псковском имении отца -селе Михайловском. Долгие зимние вечера проводил он со своей старой няней Ариной Родионовной и, как в детстве, с увлечением слушал ее «небылицы, былины». «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» — писал он брату. «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» — говорил он писателю В. И. Далю.

Жизнь родного народа, рассказы бабушки, нянины сказки — все это запало в память и душу поэта, стало могучим источником творчества. В сказках Пушкина отразился богатый опыт, мудрость народа и красочный мир народной фантазии, зазвучал во всей красоте народный язык.

В 1820 году выходит его первая поэма «Руслан и Людмила». Он обращается к древнерусским преданиям, с восторгом читает «Историю государства Российского» Н. М. Карамзина, русские летописи. Позднее он создал трагедию «Борис Годунов», посвященную историческим событиям конца XVI века, исторический роман из эпохи Петра «Арап Петра Великого», поэмы «Полтава» и «Медный всадник».

Во всех этих произведениях широко и полно представлена народная жизнь, русский быт и обычаи, характеры и богатство языка. Их по праву можно назвать народными.

Творчество Пушкина вобрало в себя достижения всей предыдущей российской поэзии. «Предшественники поэта относятся к нему, как малые и великие реки к морю, которое наполняется их волнами», — писал Белинский. Большинство русских писателей XIX века испытали его плодотворное влияние. Народность Пушкина словно по наследству передавалась другим авторам. «Все, что есть у меня хорошего, всем этим я обязан ему», — говорил Гоголь. Тургенев называл себя учеником Пушкина. Влияние пушкинской прозы на свое творчество отмечал и Лев Толстой. Пушкин завершил процесс создания русского национального литературного языка. «Слов немного, — пишет о его стиле Гоголь, — но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт».

Дружба в жизни человека

Думаю, не ошибусь, если скажу, что на свете не найдется ни одного человека, который не хотел бы иметь верного друга на всю жизнь. Но далеко не всем выпадает такое счастье. Нередко приятельские отношения люди принимают за дружбу. Однако, на мой взгляд, дружба -нечто гораздо большее. Это духовное единство, глубокая личная привязанность, выдержавшая проверку временем и закаленная в трудностях; и бескорыстие, которое делает эти отношения благородными и чистыми и предполагает готовность помогать другу, а при необходимости даже пойти на определенные жертвы.

Настоящая дружба — в стремлении видеть своего друга более сильным, более умным, поэтому с-а нуждается в требовательности друг к другу. А взаимная требовательность, в свою очередь, может способствовать большим творческим успехам, которые вряд ли были бы возможны, если бы каждый из друзей действовал в одиночку. В этом глубокий смысл и нравственная ценность дружбы.

Люди ищут дружбы, потому что это показатель значимости человека: вы кому-то нужны, интересны, имеете достоинства, которые для кого-то привлекательны.

Человеческий опыт говорит, что в молодом возрасте легче найти друзей, потому что это пора откровений, пора первого приближения к вечным вопросам бытия о своем назначении на земле, о смысле жизни. Наверное, именно поэтому в памяти возникает образ юного лицеиста Пушкина, который уже в ранние годы оценил силу дружбы и сумел пронести это чувство через всю жизнь, давая нам прекрасный пример преданности и верности.

Пушкин был очень общительным, умел ценить людей, имел множество друзей и много писал о дружбе, хотя на протяжении всей жизни поэта содержание и значение этого понятия менялись. Так, в лицейские годы дружба для него — это радость, беззаботное веселье, как, например, в стихотворении «Пирующие студенты» (1814 г.):

Друзья! досужий час настал;

Все тихо, все в покое;

Скорее скатерть и бокал!

Сюда, вино златое!

Мы как будто видим веселую компанию, слышим, как поэт подшучивает над друзьями:

Дай руку, Дельвиг, что ты спишь?

Проснись, ленивец сонный!

Ты не под кафедрой лежишь,

Писатель за свои грехи

Ты с виду всех трезвее;

Вильгельм, прочти свои стихи,

Чтоб мне заснуть скорее!

В Царскосельском лицее Пушкин встретил лучших своих друзей — Антона Дельвига, Ивана Пущина, Вильгельма Кюхельбекера и многих других. Они разошлись по разным дорогам, но никогда не прерывали связи; никакое светское общество не могло заменить поэту милых его сердцу людей, которым он постоянно адресовал свои послания:

И, признаюсь, мне во сто крат милее

Младых повес счастливая семья, Где ум кипит, где в мыслях волен я И где мы все — прекрасные друзья, Чем вялые бездумные собранья.

Дружба всегда была спасительной для поэта. Трагически воспринял он свой перевод из южной ссылки в далекое северное захолустье — село Михайловское, где был отдан под надзор отца, которого обязали «шпионить» за сыном. И только добрая его няня и друзья помогли Пушкину не только пережить этот период страшного одиночества, но и сделать его наиболее плодотворным. Отсутствие личного общения с единомышленниками восполнялось оживленнейшей, как никогда, перепиской с Вяземским, Жуковским, Дельвигом, с которыми он обсуждал все волнующие его темы, особенно вопросы литературной жизни. Отсюда, из Михайловского, поэт с благодарностью к ним восклицает:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз

. Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Необыкновенную, на мой взгляд, преданность Пушкину проявил И. Пущин, который после долгой разлуки . решил навестить его в Михайловском, тогда как многие другие, опасаясь возможных неприятностей, не посмели этого сделать. Поэт был несказанно рад этому визиту. Босиком и в одной рубашке выбежал он в зимний мороз из дома встречать друга. Благодаря этой встрече родились волнующие строки, адресованные Пущину:

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Чувство сердечной привязанности к своим друзьям мы встречаем у Пушкина даже в гражданской лирике. Поэтам-декабристам дружба виделась как союз людей, одержимых одной идеей. У Пушкина в стихах этого периода чувство дружбы выглядит иначе. Он считает, что высокая цель не должна исключать наслаждение дружеским общением, даже наоборот, дружба становится поддержкой и опорой в служении долгу и отечеству. Соединение чувства дружбы и любви с высокими гражданскими чувствами отражено в стихотворении «К Чаадаеву»:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Поэт призывает адресата к высокой цели не только как политического единомышленника, но как друга, что подчеркивается обращениями: «мой друг», «товарищ».

Пушкин до конца оставался верен своим друзьям-декабристам, и разгром восстания на Сенатской площади переживал как личную трагедию. В трудный для мятежников час он поддержал их знаменитым посланием в Сибирь «Во глубине сибирских руд…».

Судьба разбросала бывших лицеистов по разным местам, многие из них ушли из жизни. Поэту невыразимо больно и грустно, что рядом с ним их нет:

Печален я, со мною Друга нет,

С кем долгую запил бы я разлуку.

Эти настроения все больше завладевают Пушкиным, и каждая последующая годовщина «19 октября» окрашивается в более мрачные тона:

Чем чаще празднует Лицей

Свою святую годовщину,

Тем робче старый круг друзей

В семью стесняется едину…

Пораженный смертью Дельвига, он пишет: «И мнится, очередь за мной…».

Последняя для Пушкина лицейская годовщина была отмечена в 1836 году стихотворением «Была пора: Наш праздник молодой…». Какую роль в его жизни играла лицейская дружба, можно понять хотя бы по тому, что в стихотворении рефреном звучат слова: «Вы помните…». Лицейские друзья во многом способствовали расцвету творчества поэта, и он ответил своим друзьям верностью и преданностью, пробуждая «чувства добрые» своей поэзией.

Такая дружбы — пример для подражания. Сейчас многие люди живут разобщенно, погрузившись в свои проблемы. Мне кажется, это обедняет нашу жизнь, делает ее более скучной, мрачной. Можно иметь много денег, жить в «золотой клетке», но не иметь при этом счастья. Смог бы поэт оставить нам столько веселых, радостных, полных оптимизма стихов, если бы ему не на кого было опереться? Можно ли добиться больших успехов в жизни в одиночку? Думаю, нет. Поэтому наши взоры постоянно будут обращаться к тем, кто показал нам эталон человеческого общения, эталон дружбы.

Народность в поэтике Пушкина

Поэтому путь, по которому пошел Пушкин Е тридцатые годы, был единственно верным путем, так как он отвечал коренным задачам общественно-исторического развития России. Народность, понимаемая не в качестве элементарной стилизации под так называемый «народный язык» и не как новое воспроизведение старых мотивов народных сказок, былин и песен, но как подлинное и глубокое проникновение в народную душу, показ этой народной души не извне, а как бы изнутри ее, народность в таком именно ее понимании начинает все глубже и органичнее проникать в пушкинскую лирику.

Начало этого процесса восходит к годам Михайловской ссылки поэта и к тому миру образов народной жизни и народного творчества, который окружал Пушкина в то время. Стихия народного творчества повседневно давала о себе знать то в песнях и сказаниях слепцов и странников у ворот Святогорского монастыря, то в старинном обряде крестьянской свадьбы, то В сказках няни. Позднее Пушкин вспоминал о них:

Мастерица ведь была
И откуда что брала.
А куды разумны шутки,
Приговорки, прибаутки,
Небылицы, былины,
Православной старины.
Слушать, так душе отрадно,
И не пил бы и не ел,
Все бы слушал да сидел.
Кто придумал их так ладно?
Сказки и песни, записанные Пушкиным в Михайловском, не только воспринимались им в их эстетической значимости, но и раскрывали основные черты русского народного характера и русской национальной истории. Замечательным примером проникновения Пушкина в самый дух народной жизни, в самую сущность русского национального характера может служить знаменитая пушкинская «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», написанная поэтом в 1833 году. Выдающийся знаток русского языка и русской простонародной речи академик А. С. Орлов так писал о степени проникновения Пушкина в этой сказке в самую глубинную сущность народного быта: «Пушкин заметил, что поэтический язык фольклора точно соответствует бытовой ситуации, реальным чертам жизни и характерным представлениям простонародья.. . Для показания характерности народных представлений и соответствия им лексической семантики в пушкинском фольклоре приведем эпизод из «Сказки о мертвой царевне». Брошенная в лесной глуши царевна набрела на терем: Ей навстречу лес, залая, Прибежал та смолк, играя (потому что девушке из хорошего дома угрожать ему было незачем).

В ворота вошла она.
На подворье тишина.
Пес бежит за ней ласкаясь,
А царевна, подбироясь,
Поднялася на крыльцо
И взялася за кольцо (подбирала платье на лесенке — от собаки, да и по девичьему положению; к двери только прикоснулась).
Дверь тихонько отворилась,
И царевна очутилась
В светлой горнице; кругом
Печь с лежанкой изразцовой.
Видит девица, что тут
Люди добрые живут
(обиход зажиточного крестьянского подворья).
Дом царевна обошла, Все порядком убрала,
(как хозяйственной девушке полагалось, а именно)
Засветила богу свечку,
Затопила жарко печку,
На палати взобралась
И тихонько улеглась.
Вернувшиеся хозяева-богатыри удивились порядку в их доме и вызвали неизвестного виновника его показаться обычным в сказках присловьем. Воздействие народного творчества сыграло в художественном развитии Пушкина совершенно исключительную роль. Оно помогло ему несравненно глубже, чем это имело место у любого из его современников, поставить и разрешить проблему народности. «Есть образ мыслей и чувствований,— писал Пушкин,— есть тьма обычаев, поверий и привычек, принадлежащих исключительно какому-нибудь народу». Все это придает «каждому народу особенную физиономию, которая более или менее отражается в зеркале поэзии» (XI, 40). Особенности русского народного склада и характера с этого времени начинают отражаться с особенной силой и красотой «в зеркале поэзии» самого Пушкина.

Пример тому — «Зимний вечер» (1825). Начало стихотворения настолько зрительно -ощутимо воспроизводит бедную обстановку лачужки, где коротает вечер опальный поэт («То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит»), что обращение к старой няне — «моя старушка» — звучит исключительно тепло, как обращение к родному человеку, лишенное какого бы то ни было привкуса барственности и настолько задушевна, так. много в ней искреннего желания развеять свою печаль звуками давно любимых и близких сердцу песен, что она звучит как просьба к родному человеку помочь в сердечной тоске, разделить печаль.

Следующее сочинение из данной рубрики: Романтический гротеск: В. Высоцкий

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector