Народность поэзии Некрасова

Когда я думаю о долге художника, о его честности перед временем и перед собой, перед Родиной и перёд народом, я прежде всего вспоминаю о Некрасове.

И. Рыленков
Поэзия Н. А. Некрасова была знамением нового времени — смены дворянского периода освободительного движения разночинским. «Кнутом иссеченная муза» Некрасова — это доля порабощенного народа, чья ненависть, чьи муки уже сгущались в грозовые тучи неистовых крестьянских волнений. Обращаясь к Родине, и Пушкин и Лермонтов видели национальное величие русского народа, его историю, славу боевых побед, подвиги великих мужей, наконец, простор русских степей, с детства знакомую и неповторимую природу. Для Некрасова в понятие Родины входил прежде всего трудовой народ, крестьянин — кормилец и защитник земли Русской. Поэтому патриотизм поэта был органически связан с антидворянским протестом против угнетателей мужика. Для Некрасова, как и для его друзей и единомышленников — Чернышевского и Добролюбова, крестьянство было носителем революционной силы, способной взорвать ненавистную крепостническую систему. Некрасов был поэтом кре стьянской революции, таково было его «новое слово», с которым он вошел в русскую поэзию.

Положение крепостного мужика, насущные его требования — вся эта жестокая проза превратилась под пером Некрасова в материал высокой поэзии. Мужик стал главным героем Некрасова.

Муза Некрасова, «муза плачущая, скорбящая и болящая, всечасно жаждущая, униженно просящая», муза «мести и печали» — родная сеСтра простой крепостной женщины:

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную,

Там били женщину кнутом,

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя.

И Музе я сказал:

«Гляди! Сестра твоя родная!»

Какова позиция Некрасова по отношению к народу? Прежде всего, это любовь и сострадание к нему, глубокое сочувствие его тяжелой судьбе.

Суровая правда, боль за человека слышатся в стихотворении «В дороге». Бесхитростными словами рассказывает поэту ямщик о своей жене — крепостной, получившей образование, а потом по прихоти барина выданной за простого мужика. В этом рассказе — трагедия активный загубленной души.

Много стихов посвятил Некрасов судьбе простой русской женщины:

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля — с рабом повенчаться,

Вторая — быть матерью сына раба,

А третья — до гроба рабу покоряться,

И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли.

«Мороз, Красный нос»

Народный поэт не только увидел тяжелую долю русской женщины, но и восславил тип «величавой славянки»; он скорбел о ее судьбе, но и восторгался, гордился ее красотой, нравственной силой:

В игре ее конный не словит,

В беде не сробеет — спасет:

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет!

«Мороз, Красный нос»

Недаром на похоронах Некрасова спереди процессии шли две крестьянки в полушубках и несли венок с надписью: «От русских женщин».

Мрачные картины жизни простого народа рисует Некрасов в стихотворениях «Несжатая полоса», «Плач детей», «На Волге», в цикле стихотворений «О погоде» и многих других.

Где уж нам, измученным в неволе,

Ликовать, резвиться и скакать,

Если б нас теперь пустили в поле,

Мы в траву попадали бы — спать.

Нам домой скорей бы воротиться —

Но для чего идем мы и туда.

Сладко нам и дома не забыться:

Встретит нас опека и нужда».

Там, припав усталой головою

К груди бедной матери своей,

Зарыдав над ней и над собою,

Разорвем на части сердце ей.

Ненависть поэта к самодержавию, скорбная любовь к Родине, забитым и страдающим людям труда, осуждение покорности народа и непоколебимая вера в его силы звучат в стихотворении «Размышления у парадного подъезда». Именно поэтому царская цензура не пропускала это стихотворение в печать пять лет, а Герцен, опубликовавший его в «Колоколе» в I860 году, писал: «Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить». В этом стихотворении, осуждающем покорность народа.и зовущем его проснуться, выражается взгляд революционера-демократа Некрасова на народ:

Где народ, там и стон. ..

Что же значит твой стон бесконечный?

Ты проснешься ль, исполненный сил,

Иль, судеб повинуясь закону,

Все, что мог, ты уже совершил —

Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил.

Некрасов в своих произведениях опирается на устное народное творчество и в то же час выступает как продолжатель традиций Радищева, Пушкина, Гоголя, реалистически изображавших народ. Использует он и достижения И. С. Тургенева, создавшего в «Записках охотника» яркие типы людей из народа. Стихотворения поэта «Орина — мать солдатская», «Катерина», «Калистрат» и другие раскрывают добросердечный облик крестьянина. В своих произведениях о народе Некрасов выделяет народное трудолюбие, внутреннюю и внешнюю красоту, великое терпение, ум, смекалку, выносливость, широту души, доброту, тягу к знаниям, способность к бунту, с одной стороны, с прочий — темноту, религиозность, холопство отдельных крестьян, привычку к рабству.

Тему народного труда поднимает Некрасов в стихотворении «Железная дорога». И в этом месте он выступает как революционер-, демократ.

По мнению генерала, описанного в стихотворении, народ — варвар, скопище пьяниц; по мнению же автора, народ — основополагающий создатель всех материальных и духовных ценностей. Более того, поэт зовет к действию, деятельности против угнетателей, верит в будущее народа, который

Вынесет все — и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

Многие предшественники и современники Некрасова писали о народе. Их произведения помогали развитию общественного сознания, учили любить и уважать мужика, вызывая ненависть к угнетателям народа. Существенно новым было то, что поэт, обращаясь к народу, указывал ему путь к освобождению. Его произведения — это памятник революционно-демократической поэзии.

Поэзия некрасова кратко

Имя Н. А. Некрасова неразрывно связано в нашем представлении с крестьянской Россией. Пожалуй, никто из поэтов не смог так постичь душу народа, его психологию, высокие нравственные качества. Стихи Некрасова наполнены могучим чувством сострадания к своему народу, его бесправной, подневольной судьбе, огромным желанием сделать его будущее светлым и прекрасным. Некрасова называют «певцом народного горя». Его «кнутом иссеченная муза» служила делу пробуждения многомиллионных масс трудящихся к борьбе за свои права. Творчество Некрасова охватывает значительный период русской истории. В его произведениях предстает и крепостническая, и пореформенная Россия, в которой неизменным оставалось нищенское и бесправное положение народа. Чем же была родина для Некрасова? Идиллическим «дворянским гнездом», с которым связаны светлые детские воспоминания?

Нет! в юности моей, мятежной и суровой,
Отрадного душе воспоминанья нет.

К такому выводу приходит Некрасов в стихотворении «Родина», вспоминая о своих детских годах, проведенных в отцовской усадьбе. На первый взгляд, это стихотворение воспроизводит картины биографии поэта. Но они настолько типичны, что представляют собой обобщенный образ крепостной России. И автор выносит ей свой беспощадный приговор. Атмосфера рабства влияла и на крестьян, и на их господ, обрекая одних на бесправие и нищету, других – на роскошь и праздность.

И вот они опять, знакомые места,
Где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста,
Текла среди пиров, бессмысленного чванства,
Разврата грязного и мелкого тиранства;
Где рой подавленных и трепетных рабов
Завидовал житью последних барских псов.

На что же надеется задавленный нуждой русский мужик? Один из вариантов ответа на этот вопрос мы находим в стихотворении «Забытая деревня» (1855). В каждой из пяти строф этого стихотворения удивительно емко и лаконично дана отдельная законченная картина из жизни «забытой деревни». И в каждой из них – человеческие судьбы, заботы и проблемы: здесь и просьба «бабушки Ненилы» починить избенку, и произвол «лихоимца жадного», отрезавшего у крестьян «землицы косячок изрядный», и мечты Наташи и вольного хлебопашца о свадьбе и семейном счастье. Все надежды этих людей связаны с предполагаемым приездом барина. «Вот приедет барин – барин нас рассудит» – этот рефрен проходит через все некрасовское стихотворение. Но напрасно крестьяне надеются на справедливое и гуманное отношение к ним барина. Ему нет дела до крестьян. Прошли годы, прежде чем они дождались барина, привезенного в гробу.

Старого отпели, новый слезы вытер,
Сел в свою карету – и уехал в Питер.

Этими наполненными горькой иронией строчками заканчивается стихотворение, в котором явственно звучит мысль о бесполезности и безрезультатности просьб и жалоб крестьян к господам. Эта тема находит продолжение в стихотворении «Размышления у парадного подъезда» (1858), в котором автор с огромной обобщающей силой рисует угнетенное положение русского народа. Перед глазами лирического героя разыгрывается типичная сцена. Крестьяне-ходатаи приходят к парадному подъезду в поисках защиты от произвола мироедов у влиятельного петербургского сановника. «С выраженьем надежды и муки» обращаются они к швейцару, прося допустить их к вельможе и предлагая жалкие крестьянские гроши.

Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,
И пошли они, солнцем палимы.

Эта сцена, выразительно, реалистически нарисованная автором, вызывает естественное чувство сострадания к униженному, подневольному народу. В этом эпизоде явственно проступают такие черты русского крестьянства, как смирение, покорность, привычка безропотно подчиняться силе. Ведь мужики не делают никакой попытки добиться аудиенции у вельможи, чтобы выполнить возложенную на них миссию, а ведь «брели-то долгонько они из каких-нибудь дальних губерний». Прогнанные швейцаром, они «с непокрытыми шли головами». Эта выразительная деталь подчеркивает пассивность крестьянства, неумение отстаивать свои права.

Описанный эпизод заставил лирического героя задуматься над нынешним положением русского народа, судьба которого находится в руках вельмож, почивающих в «роскошных палатах». Обращаясь к этому влиятельному сановнику, автор тщетно пытается пробудить в его душе добро, воротить ушедших крестьян. Но «счастливые глухи к добру», – горестно констатирует герой. Вельможе и ему подобным безразлична судьба собственного народа, его страдания, тем более, что русский мужик привык терпеть. Автор обращается с риторическими вопросами к Волге, к родной земле, к народу. Смысл этих обращений – в стремлении вывести народ из состояния духовного сна, поднять его на борьбу за лучшее будущее, ибо он может освободиться только собственными силами. Но в вопросе, обращенном к народу, звучат боль и сомнение, напоминающие пушкинскую «Деревню».

Эх, сердечный!
Что же значит твой сон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил, –
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил.

В «Железной дороге» (1864) уже слышится уверенность поэта в светлом будущем русского народа, хотя он и отдает себе отчет в том, что эта прекрасная пора наступит нескоро. А в настоящем в «Железной дороге» предстает та же картина духовного сна, пассивности, забитости и смирения. Предпосланный стихотворению эпиграф помогает автору высказать свой взгляд на народ в полемике с генералом, который называет строителем железной дороги графа Клейнмихеля, а народ в его представлении – это «варвары, дикое скопище пьяниц». Некрасов в стихотворении опровергает это утверждение генерала, рисуя образы подлинных строителей дороги, рассказывая о тяжелейших условиях их жизни и труда. Но поэт стремится пробудить в юном Ване, олицетворяющем молодое поколение России, не только жалость и сострадание к угнетенному народу, но и глубокое уважение к нему, к его созидательному труду.

Благослови же работу народную
И научись мужика уважать. Народ в представлении Некрасова – это «сеятель и хранитель» русской земли, создатель всех материальных ценностей, творец жизни на земле. В нем таятся скрытые могучие силы, которые рано или поздно вырвутся на простор. Поэтому Некрасов верит в то, что народ преодолеет все трудности и «широкую, ясную грудью дорогу проложит себе». Но, чтобы наступило это долгожданное время, нужно с колыбели внушать мысли о том, что счастье – не в холопском терпении и покорности, а в борьбе с угнетателями, в бескорыстном труде. В «Песне Еремушке» сталкиваются два мировоззрения, два возможных жизненных пути, которые ожидают пока еще несмышленого младенца. Одна судьба, которую пророчит ему в песне няня, – это путь рабской покорности, который приведет его к «привольной и праздной» жизни. Этой холопской, лакейской морали противопоставлено иное представление о счастье, которое раскрывается в песне «проезжего городского». Оно понимается как борьба за народные интересы, которая наполнит жизнь высоким смыслом, подчинит благородной цели.

С этой ненавистью правою,
С этой верою святой
Над неправдою лукавою
Грянешь божьею грозой.

Анализ лирического героя в поэзии Н. А. Некрасова, сочинение

Анализ лирического героя в поэзии Некрасова

Нередко Некрасов вкладывает мысли своего героя в своеобразные стихотворные монологи-исповеди («Зине», «Замолкни, Муза мести и печали», «Умру я скоро. Жалкое наследство…»). При этом внутренний мир и переживания лирического героя могут выражаться и в сугубо риторических стихотворениях, в которых нет никакого лирического образа. Подобные работы автора содержат рассуждение, выстроенное на антитезе, как «Блажен незлобливый поэт…» либо в форме диалога «Поэт и гражданин». Лирическое «я» можно найти в таком образце гражданской лирики как «Элегия».

Некрасов, как известно, поэт остросоциальный, а значит и лирическому герою в его стихотворениях не чужд некоторый социальный облик. Некрасов имел дворянское происхождение, однако в поэзии его можно найти яркие нотки антидворянского пафоса. Довольно редко в некоторых стихах можно встретить переживания помещика, например, в «Псовой охоте». Большая часть монологов-исповедей звучит от лица профессионального журналиста или поэта-представителя разночинной интеллигенции, настроенной всегда демократически. К этой категории людей Некрасов всегда был близок идейно.

Особенное место в поэзии Некрасова отведено крестьянину. В некоторых стихотворениях изображено знакомство или встреча с крестьянином. Вторым лицом в диалоге выступает собственно лирический герой. В процессе общения герой, а вместе с ним и читатель узнает о драматических перипетиях чужой судьбы, о тяжелой судьбе крестьянина. Здесь лирический герой — это субъект переживания, крестьянин — объект.

Отдельно в поэзии Некрасова можно выделить стихотворение «Поэт и гражданин». Здесь, а также в стихотворениях «Памяти Белинского», «Пророк», «Памяти Добролюбова», Некрасов возвращает поэту символический образ пророка, окрашивает свои стихотворения в социально-бунтарские краски. Таким образом он возвращает поэзии социальную направленность, которая была утрачена с легкой руки Пушкина. По мнению последнего «гражданствовать» — это не дело поэта, поэт должен писать стихи, а если он желает выражать свою гражданскую позицию, так пусть изъясняется прозой.

У Некрасова в его социально-направленных стихотворениях лирический герой не выступает в роли пророка, а восхищается пророком, преклоняясь перед ним, сравнивая себя с ним, причем отнюдь не в свою пользу.

Еще одним важным аспектом лирического героя является «житель Петербурга». Он встречается во множестве стихотворений, написанных в своеобразном жанре поэтической зарисовки или городской миниатюры. Здесь присутствует личный взгляд героя на какую-либо ситуацию, его переживания.

Что до лирической поэзии, то наряду с типичными жанрами любовной лирики, такими как любовное признание, воспоминание, обращение или послание, Некрасов активно использовал и такие формы, как диалог, сценку или стихотворный рассказ. В лирической поэзии Некрасова раскрывается герой меланхолический, тоскующий, постоянно рефлектирующий и полный горькой иронии по отношению к себе.

Изучив особенности лирического героя Некрасова, см. также:

Тема любви в лирике Н.А. Некрасова

Краткий биографический очерк жизни Н.А. Некрасова как великого российского поэта, этапы его личностного и творческого становления. Адресаты любовной лирики: А.Я. Панаева и З.Н. Некрасова. «Проза любви» в лирике Некрасова, анализ его стихотворения.

Подобные документы

Стихотворения, входившие в первую книгу Некрасова «Мечты и звуки». Античные мотивы в сборнике. Стихотворения о предназначении поэта, о любви, смерти, власти судьбы и рока над человеком. Подражание Пушкину, Лермонтову, Жуковскому, Батюшкову и Бенедиктову.

курсовая работа, добавлен 20.11.2010

Краткий биографический очерк жизни великого российского поэта А.А. Фета, основные этапы его личностного и творческого становления. Анализ самых ярких произведений данного автора. Особенности композиции и содержания любовной лирики Афанасия Фета.

презентация, добавлен 05.05.2012

Детство и юность великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова. Роль В.Г. Белинского в становлении жизненного и творческого пути Некрасова. Первые публикации в журналах, его книги. Гражданская позиция его произведений. Личная жизнь поэта.

презентация, добавлен 10.01.2012

Мораль и нравственные принципы как основа эстетики поэта Н. Некрасова. Анализ основных стихотворных сюжетов, проблематика и особенности композиции и идейно-художественная значимость некрасовских стихотворений. Новаторский характер поэзии Некрасова.

реферат, добавлен 03.10.2014

Расцвет творчества Ф. Тютчева и А. Фета. Анализ стихотворений с выводами сопоставительного характера. Стремление к порывам в пейзажной лирике Фета. Сопоставление Некрасова с поэтами предшественниками и современниками. Использование художественных средств.

контрольная работа, добавлен 16.12.2010

Чуковский как один из лучших отечественных исследователей творчества Некрасова. Присуждение за книгу Ленинской премии. Чуковский о влиянии на Некрасова Пушкина и Гоголя. Своеобразное описание «приемов» Некрасова и критический анализ его творчества.

реферат, добавлен 10.01.2010

Краткий очерк жизни, личностного и творческого становления легендарного российского поэта Александра Блока, этапы развития его поэтического дарования. Место и значение темы России и Родины в творчестве Блока. Литературный анализ стихотворения «Русь».

реферат, добавлен 26.11.2009

Тема поэта и поэзии является одной из важнейших тем в творчестве Н.А. Некрасова. Она протянута через несколько его произведений, в частности «Поэт и гражданин» и «Элегия».

сочинение, добавлен 16.12.2002

Русская природа в стихах Н.А. Некрасова для детей, образы крестьянского ребенка в его произведениях. Роль Н.А. Некрасова в развитии детской поэзии и педагогическая ценность произведений писателя. Литературный анализ поэмы «Дедушка Мазай и зайцы».

контрольная работа, добавлен 16.02.2011

Семья, родители, детские и юношеские годы Некрасова — русского поэта, писателя и публициста, революционера-демократа, классика литературы. Написание стихотворения «Железная дорога» — одного из самых драматичных произведений. Музей–усадьба Некрасова.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: