Народность лирики Державина

Белинский заметил, что «главное, отличительное их [стихов Державина] свойство есть народность, народность, состоящая не в подборе мужицких слов или насильственной подделке под лад песен и сказок, но в сгибе ума русского, в русском образе взгляда на вещи»
Национальные обычаи и нравы — это из области глубинных основ личности, и Державин использует этот образ: в 1798 г., переводя второй эпод Горация «Beatus ille. » («Похвала сельской жизни»), Державин русифицировал свой перевод, так что ода стала «соображена с русскими обычаями и нравами»:
Горшок горячих, добрых щей,
Копченый окорок над дымом;
Обсаженный семьей моей,
Средь коей сам я господином,
И тут-то вкусен мне обед!.
Национальное самосознание, органично свойственное эмпирическому мировосприятию Державина, приобретает смысл эстетической категории в переводно-подражательной поэзии позднего периода творчества, когда он пишет стихотворения, объединенные в поэтический сборник 1804 г. «Анакреонтические песни», который включает не только свои вольные переводы стихотворений Анакреона и классической древней анакреонтической лирики, но и свои оригинальные тексты, написанные в духе легкой лирики, воспевающей простые радости земной человеческой жизни.
Общая эстетическая тенденция переводов анакреонтики — очевидная русификация античных текстов: например, стихотворения Анакреона «К лире», издавна знакомый русскому читателю по ломоносовскому «Разговору с Анакреоном»:
Петь Румянцева сбирался,
Петь Суворова хотел;
Гром от лиры раздавался,
И со струн огонь летел
Так не надо звучных строев,
Переладим струны вновь;
Петь откажемся героев,
А начнем мы петь любовь.
Так возникает один из лирических шедевров Державина, стихотворение «Русские девушки», которое ритмом передает мелодику народного танца, а через обращение к народному искусству выражает идею национального характера:
Зрел ли ты, певец тииский,
Как в лугу весной бычка
Пляшут девушки российски
Под свирелью пастушка?
Как, склонясь главами, ходят,
Башмаками в лад стучат,
Тихо руки, взор поводят
И плечами говорят?

Какие средства художественной выразительности использовал Державин в стихотворении властителям и судьям

ПОЭТИЧЕСКИЙ ПУТЬ ДЕРЖАВИНА

(Державин Г. В. Стихотворения. — М., 1981. — С. 3-18)

Гаврила Романович Державин (1743-1816) прожил долгую я сложную жизнь, полную взлетов и падений, почетных назначений на высокие посты и бурных ссор с вельможами и царями. Сын бедного офицера, он начал службу рядовым солдатом, а стал одним из крупнейших государственных деятелей России XVIII столетия. Но бессмертным в веках стал не Державин — чиновник, статс-секретарь, сенатор, министр, а Державин-поэт. Державин велик как гениальный поэт-художник вообще и как первый русский поэт-реалист. Первым из литераторов России Державин осознал себя поэтом русским, национальным, — русским не только по языку, но, главное, — по мышлению, «филозофии», как говорил он сам. Истоки «русского склада» ума и творчества Державина коренятся в тех условиях, в которых происходило его формирование как человека и художника. Для поэзии 1760-х — начала 1770-х гг. характерен пристальный интерес к национальной истории и фольклору. В ранних стихах Державина можно заметить сильнейшее влияние песен А. П Сумарокова, виднейшего лирического поэта середины столетия, который создал ряд талантливых литературных стилизаций под народную песню. С другой стороны, большое воздействие на развитие Державина оказали сатирические сочинения Сумарокова, равно как и сатирическая линия народной литературы XVII-XVIII вв., с которой Державин был хорошо знаком. Значительное влияние на формирование Державина как поэта оказало творчество М. В. Ломоносова. Хотя в одном из ранних программных стихотворений, «Идиллия», Державин и отрекался начисто от «высокой» поэзии: Не мышлю никогда за Пиндаром гоняться И бурным вихрем вверх до солнца подыматься, боясь, чтоб «в жару б не сгореть в полвека моего, не треснуть бы с огня», — но, подтверждая это заявление своими песнями и другими стихотворениями «легких» жанров, а то же самое время в ряде произведений он как раз и поднимался «вверх до солнца» «бурным вихрем». Вместе с тем во многих одах Державин ориентировался не на Ломоносова, а на Сумарокова с его открытой публицистичностью. Подобная ориентация на «образец» для поэта-классициста была необходима, поскольку одним из основополагающих принципов теория и практики классицизма был принцип «подражания образцам». Следуя за Ломоносовым, молодой Державин старательно воспроизводит не только программную учительность, но и самую форму од «образца», вводит огромное число заимствований и прямых цитат из ломоносовских стихотворений. Подражая же Сумарокову, Державин пишет резко публицистические произведения, гораздо более оригинальные по форме, воспроизводит гражданственный стиль «образца», но прямых заимствований из Сумарокова у него почти нет. Различный подход Державина к проблеме подражания, поставленный в зависимость от того, как решал эту проблему поэт, на которого в данном произведении ориентировался Державин, — такой подход определенно свидетельствует об осмысленности и осознанности его поисков, о его осведомленности в сущности литературно-теоретических споров эпохи. Однако стихи первого периода творчества Державина в подавляющем большинстве не отличаются высокими достоинствами: они подражательно-традиционны, вялы и тяжелы. «Обрести самого себя» в поэзии Державину помогло сближение с «львовским кружком» — группой молодых поэтов, композиторов, художников, связанных дружескими отношениями и общностью поисков новых путей в литературе и искусстве. В состав кружка входили такие известные впоследствии люди, как -поэты Н. А. Львов, М. Н. Муравьев, И. И. Хемницер, В. В. Капнист, композиторы Е. И. Фомин, Д. С. Бортнянскнй, В. А. Пашкевич, художники Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский и др. Близки к кружку были Я. Б. Княжнин и Д. И. Фонвизин; какие-то (доныне не раскрытые) отношения связывали с кружком А. Н. Радищева. Именно в кружке сформировалось то направление, которое в истории русской литературы позднее получило наименование «предромантизм». В творчестве предромантиков на первый план выдвигается человеческая индивидуальность и окружающий ее объективно-реальный, конкретно-чувственный мир; отвергнув теорию «подражания образцам», предромантики пришли к романтической концепции гениальности, вдохновения как источника поэтического творчества. А отсюда неизбежно вытекало новое поэтическое видение мира; идея ценности личности, внимание к этическим проблемам, вопросам морали частного человека и общества; частная жизнь частного человека и связанная с этим полнейшая ломка сложившейся жанровой и образной систем; отказ от нормативности как классицистической, так и сентименталистской вообще, и «правил» в частности; образ автора, органически входящий в произведения: попытки создания индивидуальных характеристик людей; обилие конкретных намеков; внимание к бытовым деталям, воплощение быта в живописно-пластических образах: смелое сочетание прозаизмов и просторечия с высокой архаизированной лексикой; идущие в одном направлении эксперименты в области метрики, строфики, рифмовки; поиски индивидуальной формы произведения; пристальный интерес к проблеме национального содержания и национальной формы, то есть признание того, что в разные эпохи и у людей разных национальностей существовали различные «вкусы» — иначе говоря, отказ от критерия «изящного вкуса», единого для всех времен и народов, и выход к идее исторической и национальной обусловленности человека, народов, литератур. Предромантизм выдвинул как центральные — проблемы историзма, философии истории, зависимости национального характера от истории и т. д Решить эти проблемы в полной мере смог только реализм, но важным шагом, который сделали предромантики, была сама постановка этих проблем в философии и литературе. Поэты-предромантики разных стран Европы с особой остротой поставили вопрос о национальных формах поэзии, о национальных системах стихосложения, обращаясь за помощью к фольклору как источнику, во-первых, специфически национальных ритмов, а во-вторых, свойственных только данному народу средств художественной выразительности, арсеналу образов, роднику древней мифологии и т. д. Ту же цель имело обращение к мифологиям разных народов Запада и Востока. Так, например, Державин, помимо древнерусской («славенской») и античной, использовал образы и мотивы «варяго-росской» (скандинавской), древнееврейской (библейской), китайской и индийской мифологии.

1. Гоголь Н. В. Полн. собр. соч., т. VIII. М.- Л., 1952, с. 374.

2. Белинский В. Г. Полн. собр. соч., т. 1. М, 1953, с. 50.

3. 3ападов А. В. Мастерство Державина. М., 1958, с. 122.

4. См.: Благой Д. Д. Литература и действительность. Вопросы теории и истории литературы. М., 1959, с. 136.

5. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 1, с. 374.

6. Чернышевский Н. Г. Полн. собр. соч., т. 3. М., 1947, с. 137.

7. Западов А. В. Мастерство Державина, с. 146.

Итоговый тест по литературе за 1 полугодие 7 класс
учебно-методический материал по литературе (7 класс) на тему

Итоговый тест по литературе за 1 полугодие 7 класс

Скачать:

Вложение Размер
Итоговый тест по литературе за 1 полугодие 7 класс, два варианта 56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено и одобрено

на заседании МО «___» декабря 2013 г.

Руководитель МО _________Журавлёва Н.К.

Итоговый контрольный тест по литературе.

I полугодие . 7 класс.

1.Какой из этих жанров не относится к устному народному творчеству:

а). былина б). пословица в). поговорка г). рассказ

2 . « Век живи – век учись» — к какому жанру народного творчества относятся эти слова?

а) частушка б) поговорка в) пословица г) анекдот

3. К какому роду литературы относятся былины:

а). эпос б). лирика в). драма

4. Какого героя в былине называют так: «оратай — оратаюшко»:

а). Вольга б). Микула Селянинович в). Садко г). Илья Муромец

5. Какой город не упоминается в былинах:

а). Киев б). Чернигов в). Муром г). Москва

6. Какой из этих жанров не относится к древнерусской литературе:

а). Житие б). летопись в).поучение г). сказка

7. Кто является автором поучения и наставления?

а) Владимир Мономах б) Ярослав Мудрый в) Петр Первый г) Иван Грозный

8. К какому «штилю» согласно теории М.В.Ломоносова можно отнести басню:

а). высокий б). низкий в). средний

9. Небольшое сюжетное стихотворение с напряженным сюжетом, в основу которого положена легенда или историческое событие называется:

а). басня б). баллада в). стихотворение г). сказка

10. Кто является автором баллады «Лесной царь»:

а). М.В.Ломоносов б). Г.Р.Державин в). В.А.Жуковский

11. Из какого стихотворения Г.Р.Державина эти строки?

Не умел я притворяться,

На святого походить,

Важным саном надуваться

И философа брать вид ….

а) «Признание» б) «На птичку» г) «Властителям и судьям»

12. Какой закон нарушил Петр и понёс наказание в «Повести о Петре и Февронии»?

а) предал народ б) нарушил данное слово в) отказался от царства г) солгал

13. В каком из произведений А.С.Пушкина изображаются исторические события, связанные с войной России и Швеции:

а). Борис Годунов б). Полтава в). Медный всадник г). Песнь о вещем Олеге

14. В каком из произведений А.С.Пушкина изображаются исторические события, связанные со строительством Петербурга:

а). Борис Годунов б). Полтава в). Медный всадник г). Песнь о вещем Олеге

15. Назовите жанр произведения А.С.Пушкина «Полтава»:

а). поэма б). стихотворение в). повесть г). ода

16. Из какого произведения А.С.Пушкина эти строки: «…и юный град…/ Вознесся пышно, горделиво; / Где прежде финский рыболов…/ Бросал в неведомые воды/ свой ветхий невод…»:

а). Борис Годунов б). Полтава в). Медный всадник г). Песнь о вещем Олеге

17 . О каком городе идет речь в поэме «Медный всадник»?

а) Москва б) Новгород в) Санкт-Петербург г) Петергоф

18. Кто является главным героем поэмы А.С.Пушкина «Борис Годунов»:

а). вещий Олег б). Петр I в). Григорий Отрепьев г). Мазепа

19. А.С.Пушкин в повести» Станционный смотритель» выступает в защиту :

а) богатых б) дворян в) декабристов г) « маленького человека»

20. Как звали станционного смотрителя в одноименной повести А.С.Пушкина:

а). Пимен б). Самсон Вырин в). Акакий Башмачкин г). Иван Васильевич

21. Что произошло с купцом Калашниковым после боя с Кирибеевичем в произведении М.Ю.Лермонтова « Песня про царя Ивана Васильевича….»:

а). победил в бою и был за это награжден деньгами б). победил и был затем казнен

в). проиграл в бою и был убит Кирибеевичем г). просто проиграл

22. О каком государе идет речь в «Песне… про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова?

а) Александр б) Петр в) Иван Грозный г) Борис Годунов

23. Из какого стихотворения эти строки?

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:. .

а) «Ангел» б) «Молитва» б) «Когда волнуется желтеющая нива…» г) «На смерть поэта»

24. Кто из нижеперечисленных героев не является персонажем «Песни…про купца Калашникова»?

а) Иван Грозный б) Кирибеевич в) Калашников г) Вещий Олег

25. К какому литературному жанру относится произведение Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»? _____________________________________________

26 . Как характеризует Н.В.Гоголь Тараса Бульбу?

а) трусливый воин б) талантливый полководец в) гордый казак г) маменькин сыночек

27. Кому принадлежат слова: « Терпи, казак, — атаманом будешь»?

а) Остапу б) Андрию в) атаману Кокубенко г) Тарасу Бульбе

28. Как называется тип речи, используемый Н.В.Гоголем при передачи интерьера избы Тараса Бульбы? _________________________________________

29. Определить средство художественной выразительности (троп) примером которого являются следующие словосочетания: «задумчивых ночей», «спящие громады», «заря спешит»

30. Подберите синоним к слову «раздумий» из стихотворения «Русский язык» И.С.Тургенева?

Средства художественной выразительности для божественного слова

Средства художественной выразительности настолько многочисленны и разнообразны, что без сухих математических выкладок не обойтись.

Первый раздел: тропы

1. Метафора. Найдите сходство и перенесите название одного предмета на другой. Например: трамвай-червяк, троллейбус-жук. Метафоры чаще всего односложны.

2. Метонимия. Тоже перенос названия, но по принципу смежности, например: читаю Пушкина (вместо названия «книга» у нас фигурирует «автор», хотя тело поэта тоже многие барышни прочитали).

2а. Синекдоха. Внезапно — 2а. Это разновидность метонимии. Замена по понятиям. И по множественному числу. «Береги копейку» (Гоголь) и «Садись, светило» (Маяковский) — это по понятиям, вместо денег и солнца. «Переквалифицируюсь в управдомы» (Ильф и Петров) — это по числам, когда единственное число заменяется множественным (и наоборот).

3. Эпитет. Образное определение предмета или явления. Примеров вагон (уже пример — вместо «много»). Выражается практически любой частью речи или словосочетанием: неторопливая весна, красавица-весна, улыбнулась по-весеннему и т.д. Средства художественной выразительности многих писателей вполне исчерпываются этим тропом — разнообразен, каналья.

4. Сравнение. Всегда двучленное: предмет сравнения — образ сходства. Чаще всего используются союзы «как», «будто», «словно», «точно», а также предлоги и прочие лексические средства. Кричать белугой; подобно молнии; молчит, как рыба.

5. Олицетворение. Когда неодушевлённые предметы наделяются душой, когда скрипки — поют, деревья — шепчутся; более того — совсем отвлечённые понятия тоже могут оживать: уймись, тоска; поговори хоть ты со мной, гитара семиструнная.

6. Гипербола. Преувеличение. Сорок тысяч братьев.

7. Литота. Преуменьшение. Капля в море.

8. Аллегория. Через конкретику — в отвлечённость. Поезд ушёл — значит, прошлое не вернуть. Иногда бывают весьма и весьма длинные тексты с одной развёрнутой аллегорией.

9. Перифраза. Ходишь вокруг да около, описываешь неназываемое слово. «Наше всё«, например, или «Солнце русской поэзии«. А просто произнести — Пушкин, это с таким вот успехом не каждый сумеет.

10. Ирония. Тонкая насмешка, когда употребляются слова с обратным смыслом .

11. Антитеза. Контраст, противопоставление. Богатый и бедный. Зима и лето.

12. Оксюморон. Сочетание несовместимостей: живой труп, горячий снег, серебряный лапоть.

13. Антономазия. Похожа на метонимию. Только здесь обязательно фигурирует имя собственное вместо нарицательного. Крез — вместо «богач».

Второй раздел: Стилистические фигуры, или Обороты речи, усиливающие выразительность высказывания

Здесь мы запоминаем 12 ответвлений от основного проспекта:

1. Градация. Расположение слов поступенно — по значимости, по возрастающей или убывающей. Крещендо или диминуэндо. Вспомните, как улыбались друг другу Корейко и Бендер.

2. Инверсия. Фраза, в которой нарушен обычный порядок слов. Особенно часто соседствует с иронией. «Откуда, умная, бредёшь ты голова» (Крылов) — тут ещё и ирония.

3. Эллипсис. От присущей ему экспрессивности «проглатывает» некоторые слова. Например: «Я домой» вместо «Я иду домой».

4. Параллелизм. Одинаковое построение двух и более предложений. Например: «То иду и пою, то стою на краю«.

5. Анафора. Единоначатие. То есть каждое новое построение начинается с одинаковых слов. Вспомните Пушкина «У лукоморья дуб зелёный», там этого добра много.

6. Эпифора. Повторение одинаковых слов уже в конце каждого построения, а не в начале. «Налево пойдёшь — помрёшь, направо пойдёшь — помрёшь, и прямо пойдёшь — обязательно помрёшь, а назад дороги нету.«

7. Бессоюзие или асиндетон. Швед, русский, само собой понятно, что рубит, колет, режет.

8. Многосоюзие или полисиндетон. Да тоже понятно: и скучно, понимаешь ли, и грустно, и некому.

9. Риторический вопрос. Вопрос, не ожидающий ответа, напротив, подразумевающий его. Слыхали ль вы?

10. Риторическое восклицание. Очень повышает эмоциональный накал даже письменной речи. Погиб поэт!

11. Риторическое обращение. Разговор не только с неодушевлёнными предметами, но и с отвлечёнными понятиями: «Что стоишь, качаясь. «, «Здравствуй, радость!«

12. Парцелляция. Тоже очень экспрессивный синтаксис: Ну всё. Я закончила, да! Эту статью.

Теперь о теме

Тема художественного произведения, как основа предмета познания, прямо-таки живёт на средства художественной выразительности, поскольку предметами творчества может быть всё что угодно.

Телескоп интуиции

Понятие Большого стиля и стиля индивидуального

Стиль — это прежде всего система, вбирающая в себя творческий почерк, особенности словесного строя плюс предметную изобразительность и композицию (сюжетосложение).

Большой стиль

Совокупность и единство всех изобразительных и образных средств, единство содержания и формы — формула стиля. Эклектика не убеждает до конца. Большой стиль — это норма, целесообразность, традиции, это попадание авторского чувствования в течение Большого времени. Такого, как средневековье, Ренессанс, классицизм.

По Гегелю: три вида Большого стиля

1. Строгий — от сурового — с высочайшей функциональностью.

2. Идеальный — от гармонии — наполненный равновесием.

3. Приятный — от бытового — светлый и кокетливый. Гегель, кстати говоря, четыре толстых тома написал только о стиле. В двух словах обозначить такую тему просто невозможно.

Индивидуальный стиль

Приобрести индивидуальный стиль значительно проще. Это и литературная норма, и отклонения от неё. Особенно хорошо виден стиль художественной литературы по вниманию к деталям, где все компоненты вливаются в систему образов, и происходит поэтический синтез (опять же серебряный лапоть на столе Павла Петровича Кирсанова).

По Аристотелю: Три шага до обретения стиля

1. Подражание природе (ученичество).

2. Манера (приносим в жертву правдивость ради художественности).

3. Стиль (верность реальности с сохранением всех индивидуальных качеств). Совершенством и законченностью стиля отличаются произведения, обладающие исторической правдивостью, идейной направленностью, глубиной и ясностью проблематики. Для создания совершенной формы, соответственной содержанию, писателю нужен талант, изобретательность, мастерство. Он должен опираться на достижения предшественников, выбирать формы, отвечающие оригинальности его художественных замыслов, а для этого ему необходим и литературный, и общекультурный кругозор. Классический критерий и духовный контекст — вот наилучший путь и главная проблема в обретении стиля текущей русской литературой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: