Народ в лирике Некрасова

Внутри каждого раздела стихи располагались в продуманной последовательности. В поэму о народе и его грядущих судьбах превращался у Некрасова весь первый раздел сборника. Открывалась эта поэма стихотворением «В дороге», а завершалась «Школьником». Стихи перекликались товарищ с другом. Их объединял образ дороги, разговоры барина в первом стихотворении — с ямщиком, в последнем — с крестьянским мальчуганом.

Мы сочувствуем недоверию ямщика к господам, на самом деле погубившим его несчастную жену Грушу. Но сочувствие это сталкивается с глубоким невежеством ямщика: он с недоверием относится к просвещению и в нем видит, пустую господскую причуду:

На какой-то патрет все глядит
Да читает какую-то книжку.

Иногда страх меня, слышь ты, щемит,

Что погубит она и сынишку:

Учит грамоте, моет, стрижет.

И вот в заключение раздела снова тянется путь — «небо, ельник и песок». Внешне она так же невесела и неприветлива, как и в первом стихотворении. Но в народном сознании совершается между тем благотворный переворот:

Вижу я в котомке книжку. Знаю: батька на сынишку.

Так, учиться ты идешь. Издержал последний грош.

Тянется путь, и на наших глазах изменяется, светлеет крестьянская Русь, устремляясь к знанию, к университету. Пронизывающий стихи образ дороги приобретает у Некрасова не только бытовой, но и условный, метафорический смысл: он усиливает ощущение перемены в духовном мире крестьянина.

Некрасов-поэт очень чуток к тем изменениям, которые совершаются в народной среде. В его стихах крестьянская жизнь изображается по-новому, не как у предшественников и современников. На избранный Некрасовым сюжет существовало много стихов, в которых мчались удалые тройки, звенели колокольчики под дугой, звучали песни ямщиков. В начале своего стихотворения «В дороге» Некрасов как раз об этом и напоминает читателю: Скучно! Скучно. Ямщик удалой, Разгони чем-нибудь мою скуку Песню, что ли, приятель, запой «• Про рекрутский набор и разлуку.

Но сразу же, круто, решительно, он обрывает обычный и привычный в русской поэзии ход. Что поражает нас в этом стихотворении? Конечно же, речь ямщика, начисто лишенная привычных народно-песенных интонаций. Кажется, будто голая проза бесцеремонно ворвалась в стихи: говор ямщика коряв и груб, насыщен диалектизмами.

В первом разделе поэтического сборника 1856 года определились не только пути движения и роста народного самосознания, но и формы изображения народной жизни. Стихотворение «В дороге» — это начальный этап: тут лирическое «я» Некрасова ещё в значительной степени отстранено от сознания ямщика. Голос ямщика предоставлен самому себе, звук автора — тоже. Но по мере того как в народной жизни открывается поэту высокое нравственное содержание, преодолевается лирическая разобщенность, торжествует поэтическое «многоголосье». Прислушаемся, как звучат те же голоса в стихотворении «Школьник»:

— Ну, пошел же, ради Бога!

Небо, ельник и песок —

Эй! садись ко мне, дружок!

Чьи мы слышим слова? Русского интеллигента, дворянина, едущего по невеселому нашему проселку, или ямщика-крестьянина, понукающего усталых лошадей? По-видимому, и того и другого, два эти голоса слились в один.

О ком идет речь в стихотворении «Несжатая полоса»? Как будто о больном крестьянине. Даже приметы осеннего пейзажа — «поля опустели» — схвачены тут глазами пахаря. И беда осмыслена с крестьянской точки зрения: жаль неубранной полосы, несобранного урожая. По-крестьянски одушевляется и земля-кормилица: «Кажётся, шепчут колосья товарищ другу. » «Помирать собрался, а рожь сей»,— говорили в народе. И с наступлением смертного часа крестьянин думал не о себе, а о земле, которая останется без него сиротою. Но читаешь стихотворение и все более и более ощущаешь, что это очень личные, очень лирические стихи, что глазами пахаря поэт смотрит на себя. Так оно и было. «Несжатую полосу» Некрасов писал тяжело больным, перед отъездом за рубеж на лечение в 1855 году. Поэта одолевали грустные мысли: казалось, что дни уже сочтены, что в Россию он может не вернуться. И тут мужественное отношение народа к бедам и несчастьям помогало Некрасову выстоять перед ударом судьбы, сохранить духовные силы. Образ «несжатой полосы», как и образ «дороги» в предыдущих стихах, обретает у Некрасова переносный, метафорический смысл: это и крестьянская нива, но и «нива» поэтического труда, тяга к котором; у больного поэта сильнее смерти, как сильнее смерти любовь хлебороба к труду на земле, к трудовой ниве.

В свое час Достоевский в речи о Пушкине говорил, о «всемирной отзывчивости» русского национального поэта, умевшего чувствовать чужое как свое, проникаться духом иных национальных культур. Некрасов многое от Пушкина унаследовал. Муза его удивительно прислушлива к народному миропониманию, к разным, подчас очень далеким от поэта характерам людей. Это свойство некрасовского таланта проявилось не только в лирике, но и в поэмах из народной жизни, а в науке получило название поэтического «многоголосья».

Некрасов Н — Осенняя скука (водевиль реж. А.Грибов с уч.В.Меркурьева) 1953

Великий русский поэт Н.А.Некрасов начинал свой творческий путь как театральный критик и драматург. Сегодня поэтические произведения Н.А.Некрасова знакомы всем, однако драматургическая составляющая его творчества известна читателю гораздо меньше, да и сам автор при жизни не включал свои пьесы в собрания сочинений, хотя большинство из них пользовались в свое время немалым успехом.

НЕКРАСОВ Николай Алексеевич (1821—1877) — виднейший русский поэт.

Одноактная комедия «Осенняя скука» – новаторское для своего времени, середины 1840-х годов, произведение. Творческий метод Некрасова, изобразившего в своей пьесе будничное течение жизни, через полвека получил развитие в драматургии Чехова.
Один обычный осенний вечер. Помещику Ласукову, прожившему типичную жизнь провинциального дворянина («и в кавалерии служили, и на балах танцевали»), отчаянно скучно доживать ее в деревне, и он пытается себя развлечь, раздавая своим многочисленным слугам все новые бессмысленные поручения и распекая их за оплошности.

Режиссёр (радио) — Алексей Грибов.

Исполнители:
От автора — Владимир Муравьёв;
Ласуков — Алексей Грибов;
мальчик — Анна Комолова;
Анисья — Анастасия Георгиевская;
Дмитрий, портной — Анатолий Шишков;
Максим, повар — Владимир Попов;
Татьяна, скотница — Валерия Дементьева;
Егор, дворецкий — Пётр Кирюткин;
Антип, кучер — А. Ивашёв-Соловьёв.

«В дороге»

Стихотворение описывает поездку лирического героя, в пути его гложет скука и он решает развлечься рассказами ямщика. Но тому и самому не очень-то весело: женился он на девушке Груше, которая с малых лет жила в господском доме. Вместе с господской дочкой получила она образование, вдоволь ела и каши, и меда, одевалась в шелка и атлас. Затем дочка барина вышла замуж и уехала в Питер, а Груша осталась одна в доме. Однако ее проживание там продлилось недолго: старый барин умер, а его зять выгнал приживалку из богатого дома.

Так Груша оказалась женой ямщика. От этого союза плохо было обоим: девушка была не привычна к работе, постоянно грустила и сохла на глазах. Ямщик жалел ее как мог, но ему было абсолютно непонятно ее состояние, ее стремление обучить их сына грамоте и манерам. Он признается герою, что почти не бил свою жену — жалел. Однако его жалость была напрасна, все указывало на то, что жена не проживет больше месяца. На этом месте герой прерывает откровения ямщика и говорит, что уже достаточно развлекся его историей.

Анализ стихотворения Некрасова “В дороге”

Николай Некрасов в свое время был настоящим певцом народной доли. И необходимо отметить, что, пожалуй, невозможно не найти драматической ситуации в жизни народа, на которую не откликнулся бы этот великий поэт.

Так, к примеру, уже в своей ранней лирике, в частности в своем произведении под названием «В дороге» очерчиваются основанные черты его поэзии. Особе внимание Некрасов обращает на нужды простолюдинов. Да и лиризм, и порой горький юмор также свойственны раннему творчеству поэта.

Начинается вышеупомянутое произведение интересным

Данное стихотворение не имеет каких-либо более или менее развернутых характеристик. Подобная ситуация в творчестве Некрасова довольно распространенная явление. Таким образом, автор не описывает, а только лишь намечает основу конфликта. И как показывают последние строки

Необходимо заметить, что в словах ездока заключена глубокая по своему смыслу ирония, которую можно рассматривать в качестве авторской позиции, поданной иносказательно. Вне всякого сомнения, Николай Некрасов находится полностью на стороне своих обездоленных героев из простонародья. И пусть сейчас автор является всего лишь слушателем, который стремится узнать о бедах, а также чаяниях родного многострадального народа. Это пока.

Вскоре он сможет увидеть единственный путь к счастью. И пусть он будет очень долгим, тернистым, а иногда даже опасным, однако данный путь является единственно верным.

А пока в последней строке произведения Некрасова модно услышать только лишь горькую бессильную усмешку, которая еле скрывает поэтические слезы сострадания.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: