Internal Server Error

The server encountered an internal error or misconfiguration and was unable to complete your request.

Please contact the server administrator to inform them of the time this error occurred, and the actions you performed just before this error.

More information about this error may be available in the server error log.

Написать про свободолюбивую лирику пушкина

Вольнолюбивая лирика Пушкина берет истоки в тех событиях, которые волновали русское общество начала XIX века. Тринадцатилетний лицеист стал свидетелем победы русского оружия над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года, испытал чувство гордости за свой народ, отстоявший свободу своей Отчизны. А после всеобщего ликования вчерашние герои-патриоты были возвращены в прежнее рабское состояние. Это заставило гуманных, просвещенных дворян искать пути освобождения русского народа. Так родились революционные идеи декабристов, которые разделял талантливый поэт Пушкин и которые нашли отражение в его вольнолюбивой поэзии.

не случайно героиней юношеской оды Пушкина стала не царствующая особа, а Вольность. Именно ей вслед за первым русским революционером Радищевым поклоняется молодой поэт, ей поет славу. Он позаимствовал у писателя XVIII века и жанр, и название своего произведения, выразив этим мысль о преемственности их взглядов. Вслушайтесь, как сильно звучит в пушкинской оде голос протеста против тирании и беззакония, каким гневным предостережением проникнуто его обращение к владыкам, забывшим о своем долге перед народом!

Тираны мира! трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!

К чему же призывает поэт? К свержению царской власти? Нет, он убежден, что страной должен править просвещенный монарх, то есть человек, который понимает, какую ответственность он несет за каждый свой поступок, какая великая миссия на него возложена.

Итак, основным условием счастливой жизни народа, по мнению Пушкина, является «с вольностью святой законов мощных сочетанье». Поэт глубоко убежден в том, что ни тюрьмы, ни алтари не оградят тирана от мести народа. В этом убеждают суровые примеры истории, о которых вспоминает Пушкин в оде. Это казнь французского короля Людовика XVI, который расплачивается за бесчисленные преступления династии Бурбонов. Это смерть от рук придворных жестокого римского императора Калигулы, которая очень напоминает о другом убийстве — русского царя Павла I.

Заключительные строки оды призывают нынешних монархов учесть уроки истории, так как только в этом случае их правление будет долгим и славным.

Склонитесь первые главой
Под сень надежную закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.

Но обращение Пушкина осталось без ответа, ибо царское правительство не собиралось приступать к коренному переустройству России и, главное, даровать народу свободу.

В стихотворении «Чаадаеву», написанном спустя год после оды, уже нет обращений к монарху. Все мечты и надежды Пушкина связаны теперь с передовой молодежью России, которую он призывает «отчизне посвятить души прекрасные порывы». В проникновенных строчках пушкинского послания чувствуется убежденность в том, что именно сейчас отчизне нужны те прекрасные качества, которые есть у прогрессивной дворянской молодежи: образованность, ум, честность, энергия, неугасимое стремление к свободе, горячая любовь к родине. Поэтому такая глубокая вера в лучшее будущее России звучит в финале послания:

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Прошел год. Написана «Деревня». Но нельзя не заметить, насколько изменилась тональность строк в финале стихотворения.

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли, наконец, прекрасная заря?

Здесь уже нет абсолютной уверенности в том, что над Россией скоро засияет «звезда пленительного счастья». Поэтом владеют горькие раздумья и сомнения, так как к нему пришло понимание, что его мечта еще столь далека от осуществления. Что же помогло поэту увидеть истинное положение страны и ее народа, трезво оценить реальные возможности молодых «горячих голов»? Ответ мы найдем в самом стихотворении, которое композиционно делится на две части. Первая рисует незатейливый сельский пейзаж средней полосы России. Эта тихая красота близка и дорога каждому русскому человеку. Читая спокойные, задушевные строки, невольно проникаешься чувствами и настроениями лирического героя, понимаешь, что именно единение с полным гармонии миром природы приносит ему покой и вдохновенье, то, чего не может дать шумная и суетная жизнь столицы, где люди связаны незримыми оковами ненужных знакомств и обязательств, зависимы от власти молвы. Таким образом, лирический герой стихотворения впервые чувствует себя по-настоящему свободным и счастливым.

И именно такой человек способен ужаснуться тому, что здесь «барство дикое, без чувства, без закона, присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца», что «рабство тощее влачится по браздам неумолимого владельца». Даже здесь, в прелестном «пустынном уголке», процветает рабство, всюду оставляет зловещие следы.

Попытка лучших людей России уничтожить крепостничество потерпела неудачу. Пушкину пришлось пережить не только взлет, но и крах декабристского движения. Но своим вольнолюбивым взглядам он не изменил ни в ссылке, ни после расправы царя с революционерами. Свидетельство тому — стихотворения «В Сибирь» и «Арион», которые написаны спустя два года после подавления восстания. Что же стало в этих трагических обстоятельствах для Пушкина источником его прежней веры в идеалы юности? Стихотворение «В Сибирь» дает ответ на этот вопрос. Это «гордое терпенье», которое должны хранить ссыльные декабристы, это уверенность в том, что их жертва не пропала даром, что их подвиг пробудит и в других стремление продолжать борьбу за свободу. И, конечно же, это «свободный глас», который удалось сохранить поэту.

Надежда Пушкина на торжество свободы основана на его гуманистической вере в человека, который в любых условиях может остаться верным и себе, и друзьям, «и дум высокому стремленью». Сила этой веры так велика, что позволяет поэту воочию увидеть желанную картину.

Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.

Друзьям-декабристам посвящено и стихотворение «Арион», в котором в аллегорической форме Пушкин рассказывает об их трагической участи. Пловцы — это революционеры, которые погибли во время бури, то есть восстания. Случайно спасшийся певец остался верен своим товарищам, их делу и их идеалам. Эта мысль стихотворения выражена одной лаконичной строчкой: «Я гимны прежние пою».

Но сколько требовалось мужества и стойкости, чтобы «петь прежние гимны», открыто заявлять о своих взглядах, не боясь преследований и опалы! Поэтому Пушкин восхищает нас не только изумительным поэтическим талантом, но и высокими нравственными качествами. Недаром он являлся для своего младшего современника Лермонтова идеалом поэта-пророка, который несет в мир гуманность, красоту, свободу и помогает людям стать счастливее и добрее.

Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина

А. С. Пушкин как поэт формировался в эпоху подъема общественного самосознания после Отечественной войны 1812 года и перед восстанием декабристов 14 декабря 1825 года. Следствием этого явился жизнеутверждающий пафос его поэзии. Среди огромного числа разнообразных мотивов лирики Пушкина одно из самых важных мест занимает мотив свободы, «вольности святой».

Свобода для поколения 10-20-х годов XIX века — это и политическое освобождение от «гнета власти роковой», и вольготный дух дружеского союза, и наслаждение простором природы, и ощущение поэтической свободы, свободы творчества.
У Пушкина на протяжении всей его жизни наблюдалась эволюция его творческого метода изображения реальности и, следовательно, образа лирического героя.

Образ лирического героя Пушкина — это духовно богатая и свободолюбивая личность, преданная делу свободы, готовая пожертвовать личной свободой во имя общего дела, ощущающая противоречия между свободолюбивыми романтическими мечтаниями и реальной действительностью, протестующая против деспотизма, верящая в торжество справедливости, философски осмысляющая проблему свободы.

Так, борьба с тиранией во имя торжества свободы показана в оде «Вольность» 1817 года:

Тираны мира! Трепещите!

А вы, мужайтесь и внемлите,

Восстаньте, падшие рабы!

Увы! Куда ни брошу взор —

Везде бичи, везде железы,

Законов гибельный позор,

Неволи немощные слезы;

Везде неправедная Власть

В сгущенной мгле предрассуждений

Воссела — Рабства мрачный Гений

И Славы роковая страсть.

Призыв лирического героя к борьбе за свободу слышен и в стихотворении 1818 года, обращенному к другу поэта, «товарищу» по делу освобождения, — Чаадаеву. По жанру это стихотворение — послание, в котором слышны политические нотки:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой товарищ, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

«Как ждет любовник молодой минуты верного свиданья», ждут все прогрессивные люди того времени минуты «вольности святой». В послании возникают два образа: образ «власти роковой» и образ Отчизны. Благодаря им перед читателем вырисовывается картина тяжелого положения Родины. Упоминание в стихотворении слова «звезда», символизирующего в политической лексике того времени революцию, означает победу дела освобождения.

В 1819 году во пора поездки в Михайловское поэт анонсирует стихотворение «Деревня», направленное против второго зла в России — крепостного права. Лирический герой наблюдает «везде Невежества убийственный Позор». «Деревня» построена по принципу антитезы: в первой части дается идиллическое описание природы в духе сентиментализма, во второй части — резко меняется ритм и характер стиха. Это обличительная часть, в которой представлены обобщенные образы помещиков и крепостных крестьян: «барства дикого» и «рабства тощего».

Здесь Барство дикое без чувства, без Закона

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и пора земледельца.

Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,

Здесь Рабство тощее влачится по браздам

Настроение разочарованности слышится и в голосе лирического героя стихотворения «Погасло дневное светило», написанном в 1820 году:

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

Лети, корабль, неси меня к пределам дальным

По грозной прихоти обманчивых морей.

Мотив свободы, связанный с темой неволи, присутствует и в стихотворении «Узник» (1822), а также в элегии «К морю» (1824), где море олицетворяет собой абсолютную свободу человека — как внутреннюю, так и

Прощай, свободная стихия,

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

С 1825 года в поэзии Пушкина наблюдается перелом, связанный со становлением метода реализма в его творчестве. Следовательно, закономерной является и эволюция образа лирического героя. Теперь он тяжело переживает поражение друзей-декабристов, хранит верность их идеалам. Он расстался с романтическими иллюзиями, вынес суровый приговор социальному строю, разделил общество на владык и послушных рабов. Лирический герой уверен в том, что достичь гражданской свободы невозможно без чувства внутренней свободы человека.

В стихотворении 1828 года «Анчар» поэт обличает тиранию во всех ее проявлениях. Стихотворение трагично по существу:

В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как мрачный часовой,

Стоит — один во всей вселенной.

Даже природа не приемлет «древо яда»:

К нему и птица не летит,

И тигр нейдет: лишь вихорь черный

На древо смерти набежит —

И мчится прочь, уже тлетворный.

«Но человека человек послал к анчару властным взглядом, и тот послушно в путь потек и к утру возвратился с ядом». «Бедный раб» не протестует против воли владыки, который преумножил зло, «напитав ядом свои послушливые стрелы» и разослав их в соседние пределы.

С темой свободы в стихотворениях «Брожу ли я вдоль улиц шумных. » (1829), «Элегия» (1830) и «Вновь я посетил» (1835) связаны философские мотивы лирики Пушкина.

В стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных. » поэт мыслит о «дубе уединенном», который «переживет мой век забвенный, как пережил он век отцов».

Своеобразный результат своей деятельности Пушкин подводит в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (1836), отмечая одну из своих первостепенных заслуг перед народом и потомками — прославление идеалов свободы:

И длительно буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой зверский век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Следует отметить жанровое многообразие вольнолюбивой лирики Пушкина: это и ода, и элегия, и послания, и сонет, и лирические стихотворения. В них поэт сумел объединить разговорные и книжные элементы речи на основе народного языка. Пушкин исповедовал в своих лирических стихотворениях стиль ораторской, призывной речи, для чего включал в текст глаголы в повелительном наклонении, обращения. Поэт использует такие средства художественной выразительности, как символы (море, океан, звездочка — символы свободы), анафоры («пока свободою горим, пока сердца для чести живы»), сравнения.

Мотивы свободы в лирике Пушкина многообразны и оригинально воплощены в художественной форме стихотворений.

Вольнолюбивые стихи великого русского поэта сыграли важную роль в общественной жизни того времени. Творчество Пушкина повлияло на развитие гражданской русской поэзии: его дело продолжили М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов и другие поэты.

Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина

Пушкину довелось жить в эпоху, когда после победы над армией Наполеона в России возникали новые, свободолюбивые веяния. Прогрессивные люди считали, что в стране-победительнице, освободившей мир от захватчиков, рабства быть не должно. Идеи свободы Пушкин горячо воспринял еще в лицее. Чтение трудов французских просветителей XVIII века, произведений Радищева только укрепило идейные позиции будущего поэта. Лицейские стихи Пушкина были насыщены пафосом свободы. В стихотворении «Лицинию» поэт восклицает: «Свободой Рим возрос, а рабством погублен!»

Петербургский период творчества Пушкина особенно насыщен вольнолюбивой лирикой. В оде «Вольность» поэт выражает желание жертвенно служить идее освобождения страны от рабства:

С удивительной отвагой поэт обличает самодержавие и тиранов. Он утверждает, что закон выше власти монархов. Автор ненавидит тиранию и призывает народ к восстанию:

В стихотворении «Деревня» автор, после идиллических картин природы, вновь обрушивается на «рабство тощее» и «барство дикое». Лирический герой с горечью отмечает: «Везде невежества убийственный позор». Поэт жалеет, что его стихи не могут ничего изменить в общественном устройстве страны. Это стихотворение заканчивается не призывами, как раньше, а вопросами, на которые нет ответа:

Стихотворение-послание «К Чаадаеву» было новаторским в творчестве Пушкина, поскольку сочетало в себе элементы любовной и гражданской лирики. Поэт говорит о взрослении своего лирического героя, вспоминает, какими были его убеждения в юности:

Любовь уступила место гражданским чувствам, идеям борьбы за свободу родины. Наступления свободы герой ждет так же нетерпеливо, как «минуты верного свиданья» с возлюбленной. Поэт обращается с пламенным призывом:

Поэт верит, что «Россия вспрянет ото сна», царский режим падет.

В элегии «К морю» Пушкин в духе романтической поэзии объединяет стихию моря и свободы. Величавая картина безбрежного моря вызывает у лирического героя образы Байрона и Наполеона — великих людей с мятежными характерами. Свободному морю поэт противопоставляет «скучный, неподвижный берег», где живут люди по своим законам, далеким от справедливости. Герой обращается к морю, восхищается им:

Поэт прощается с морем, клянется в верности «свободной стихии». Материал с сайта //iEssay.ru

К 1823 году свободолюбивые взгляды Пушкина теряют силу и убежденность. Поэт переживает кризис. Он понимает, что призывы к свободе тонут в пустоте равнодушия и непонимания, ими не «разбудить» забитый и неграмотный народ. Надежда на смену власти также несбыточна. Горечь и бессилие выразились в стихотворении «Свободы сеятель пустынный». Поэт пишет от первого лица и подводит итоги своей многолетней борьбы за свободу народа, когда он, как сеятель, бросал семена правды в души людей, но только напрасно потерял время, «благие мысли и труды». Итог, который подводит Пушкин, жесток и реалистичен. Поэт полностью избавляется от иллюзий:

Позже тема свободы у Пушкина перемещается в стихи о поэте и поэзии. Он заявляет о праве художника быть свободным от давления властей и от мнения великосветской «черни».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector