Ссп, спп и бсп затем составьте краткий конспект

Название Ссп,спп и бсп затем составьте краткий конспект
Дата конвертации 30.06.2012
Размер 41.64 Kb.
Тип Конспект
скачать >>>
Домашнее задание по русскому языку для 5Б класса. (от Пырьевой Елены Владимировны).

Дети, сначала внимательно просмотрите Презентацию по теме «Сложное предложение», обратите внимание на отличие ССП ,СПП и БСП.. Затем составьте краткий конспект по теории Сложного предложения.(письменно в рабочей тетради).

После этого приступайте к выполнению предложенных вам заданий. Последовательность выполнения свободная .Что больше понравилось, с того и начните. Но к 9.12 все должно быть выполнено. Надеюсь, вам будет интересно.

Задание 1. Внимательно прочитайте следующий текст.

После уроков я пошла к Гале. Сережа – со мной. А Бубнов с ним. Вот пришли мы, позвонили. Галина Бабушка открывает дверь. Сначала обрадовалась:

-Здравствуйте, — говорит,- деточки. А Галочка наша прихворнула. … И в это время она Бубнова увидела.

— А тебе,- говорит,- что здесь нужно? …Ты,- говорит,- иди домой. У Галочки температура: ей нельзя, чтобы много гостей. Иди домой.

Мне стало жалко Бубнова. А Сережа тогда сказал:

— Я тоже пойду домой.

— Ну что ты, Сереженька, заходи,- отвечает бабушка.- Я как раз пирожок испекла.

…До чего мне противно стало! У нас никогда так не говорят: пирожок, молочко, деточка. У нас совсем не такие вежливые. Зато у нас Бубнова не выгоняют. (Н.Долинина).

1.Правильно ли понимает и употребляет девочка слово вежливый? 2. А в чем она права? 3. Выберите из опорной карточки (ОК) пословицу, которая, по-вашему, наиболее точно передает смысл приведенного текста. ( Напишите небольшое рассуждение на выбранную вами пословицу). 4. Выпишите последний абзац текста и проведите синтаксическую работу по каждому предложению абзаца.

ОК Ласковое слово и кость ломит.

Льстец под словами – змей под цветами.

Язык медовый, а слова водянистые.

На языке мед, а в сердце лед.

И собака ласковое слово помнит.

Задание 2. Сначала попытайтесь отгадать все загадки. Запишите их рядом с каждым предложением. (Не сможете отгадать, не огорчайтесь .Попробуем сделать вместе).

1. Земля бела, семена черны, пятеро пашут, двое надзирают, один повелевает.

2. Черные, кривые, от рожденья все немые, станут в ряд – сейчас заговорят.

3. Какая водица только для грамотных годится.

4. Умный Ивашка, всю жизнь в одной рубашке, по белому полю пройдет – каждый след его найдет.

5. Грамоты не знаю, а век пишу.

6. Семя плоско, поле гладко, кто умеет, тот и сеет, семя не всходит, а плод приносит.

7. Белое поле, черное семя, кто его сеет, тот и разумеет.

8. Без языка, без голоса, а все расскажет.

9. Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает.

10 . Я молча говорю издалека с тобою, не слышу, не смотрю, но то, что видели и слышали, — открою.

Работа по загадкам. 1.Какаие из загадок сложные предложения, а какие просты?. 2. Почему возникают трудности в отнесении предложения к простому или сложному? 3. Обведите номера бессоюзных предложений. 4. Выделите графически грамматические основы в каждой загадке. 5.Распределите по цифрам ССП, СПП и БСП. ( в 5 задании будьте особенно внимательны).

Задание 3. Сколько предложений использовал А.Пушкин, чтобы создать объемную картину меняющегося зимнего пейзажа?

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела,-

А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

  1. Запишите замечательные строки Пушкина, восхититесь ими, а потом выделите грамматические основы, чтобы доказать, что предложение сложное.
  2. Попытайтесь объяснить постановку знаков препинания, правила использования которых вы еще не изучали: что обозначают эти знаки?
  3. Укажите союзную и бессоюзную связь частей предложения.

Задание 4. Какую ошибку имеет смысл исправить в предложении вашего сверстника: синтаксическую или пунктуационную?

Но вот пароход набирает ход и он быстро отчалил от берега.

Запишите верный ответ и укажите, сколько и какие недочеты вы обнаружили.

Задание 5. Благодаря чему дошли до нас «мгновенные созданья поэтической мечты» Е.Баратынского? Как вы понимаете смысл использованного в стихотворении сравнения?

Чудный град порой сольется

Из летучих облаков;

Но лишь ветр его коснется,

Он исчезнет без следов:

Так мгновенные созданья

Исчезают от дыханья

  1. Подумайте и выделите авторские знаки.
  2. Запишите эти строки и графически докажите, что перед вами сложное предложение.
  3. Любители поэзии могут выучить стихотворение наизусть. Будет оценка по литературе.
  4. Подумайте над словом ВЕТР ( это не ошибка). Чем обоснован авторский выбор подобной формы?

Задание 6. Надеюсь, друзья мои, вы не устали. Поработаем еще чуть – чуть.

Итак, Василий Андреевич Жуковский. Мы уже о нем говорили и не раз. Небольшой отрывок из его поэмы «Светлана».(Советую прочесть полностью. «Светлана» здорово помогает «Евгению Онегину» в 9 классе. А мы с вами уже частично там бываем).

Раз в крещенский вечерок

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном

Счетным курицу зерном;

Ярый воск топили;

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

1.Знакомы ли вам народные гадания?

2.На кого гадали девушки?

3.Сколько предложений использовал поэт в приведенной строфе? Докажите правильность своего ответа.

4.Какое словосочетание обозначает добавочное действие?

5.Выпишите из текста все виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание.

6.Стихи Жуковского легко запоминаются, поэтому не забудьте выучить эти строки наизусть. Оценка будет выставлена по литературе.

Найти из художественной литературы 3 предложения БСП, ССП, СПП

15 марта наши первоклассники прощались с Азбукой. Этот праздник — своеобразная проверка знаний, которые юные ученики гимназии получали весь учебный год.

Рождественский конкурс чтецов

29 января среди учащихся младших классов гимназии прошел Рождественский конкурс чтецов.

Литературный урок к юбилею К. И. Чуковского

24 января во 2 Б классе прошел литературный урок-проект, посвященный юбилею детского писателя Корнея Ивановича Чуковского.

Спектакль по пьесе А.Н. Островского «Бедность не порок»

16 января в Доме офицеров Сергиево-Посадского гарнизона театральная студия нашей гимназии представила зрителям спектакль по пьесе Островского «Бедность не порок».

1 класс в гостях у центра «Оптимист»

Посещение детского реабилитационного центра «Оптимист»

19 декабря в день памяти святителя Николая Чудотворца ученики младшей школы нашей гимназии посетили детский реабилитационный центр «Оптимист».

Концерт, посвященный 75-летию битвы под Москвой

13 декабря в нашей гимназии состоялся концерт, посвященный 75-летней годовщине битвы под Москвой. В концерте приняли участие ученики 2-А и 3 класса.

Инструментальный концерт учеников московских музыкальных школ

7 ноября нашу гимназию посетили ученики двух московских музыкальных школ: имени П.И. Чайковского при консерватории и имени Йозефа Гайдна.

Посвящение в гимназисты

29 октября состоялось очень важное для первоклассников нашей школы событие — посвящение в Гимназисты. Целый месяц ребята постигали азы школьной дисциплины, учились слушать преподавателя и работать в классе. В этом году первоклассников в нашей школе много, целых два класса, около сорока человек.

Концерт ко дню памяти Преподобного Сергия

11 октября , в день памяти преподобных Кирилла и Марии — родителей преподобного Сергия, в начальной школе состоялся небольшой спектакль. В нем приняли участие ребята из всех младших классов.

Престольный праздник

8 октября в день преставления нашего небесного покровителя преподобного Сергия Радонежского в гимназическом храме была совершена Божественная Литургия.

Важные документы

Наши победы

Новости с других ресурсов

  • Как происходит общение с Христом 27.01.2019, 15:09 Православие.Ru — Все материалы

Легко доказать теорему Пифагора, а вот истинность Православи.

Бог или нация 27.01.2019, 15:09 Православие.Ru — Все материалы

Украинский опыт громко заявляет о том, что национализм жив и.

Тире в бессоюзном сложном предложении

Урок поможет усвоить особенности постановки тире в бессоюзном сложном предложении; сформировать умения устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания.

Просмотр содержимого документа
«Тире в бессоюзном сложном предложении»

Учитель русского языка и литературы

Тема урока: «Тире в бессоюзном сложном предложении»

Разделы: Русский язык

Образовательные: усвоение всеми учащимися особенностей постановки тире в бессоюзном сложном предложении; формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать

знаки препинания; повторение случаев постановки тире в простом предложении;

Развивающие: формировать у детей положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; развитие творческих способностей, навыков сотрудничества.

Воспитательные: воспитание уважения к уроку и предмету в целом; воспитание взаимоуважения.

CD диск с презентацией по теме урока,

индивидуальные карточки с выполненным домашним заданием,

выполненные дома группами учеников для объяснения нового материала,

учебник “Русский язык. 9 класс” (авторы С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков и др.) – М., “Просвещение”,2006.

2. Проверка домашнего задания.

— А сейчас давайте вспомним тему, которую мы изучили на предыдущем уроке.

(Постановка двоеточия в бессоюзном сложном предложении).

— Ребята, в каких случаях ставится двоеточие в бессоюзном сложном предложении?

— Каждый из вас выполнял домашнюю работу на карточке, давайте проверим.

Карточка с домашним заданием (знаки не проставлены):

Я доверяю любящим они великодушны.

Предметы потеряли свою форму всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу.

Я знаю в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.

Я смотрю на часы мы точно выполняем расчёты штурмана.

Мир строит война разрушает.

Однако пора спать уже без четверти шесть.

Погода была ужасная мокрый снег падал хлопьями.

— Прочитайте предложения, где двоеточие ставится потому, что вторая часть имеет значение причины; затем предложения, где вторая часть имеет значение пояснения; и предложения, в которых вторая часть имеет значение изъяснения.

— Ребята, какое предложение вызвало затруднения?

(Мир строит – война разрушает).

— Верно, это предложение лишнее, в нём нельзя поставить двоеточие. Оно относится к теме сегодняшнего урока. Открываем тетради, записываем число и тему урока.

— Кто попробует сформулировать цель нашего урока?

3. Повторение темы “Постановка тире в простом предложении”.

— Ребята, какую тему следует повторить, прежде чем перейти к новой?

(Постановка тире в простом предложении).

-Я обращаю ваше внимание на экран: читаем предложение, объясняем правило.

(Слайд №2 в презентации):

Человеком стать – большое искусство. (Новалис)

Доброта – язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать. (К.Боуви)

“Сказка – воплощённая в поэтической форме мечта человека о прекрасном”, — утверждал К.Паустовский.

Небольшая вежливость делает жизнь приятной, большая – облагораживает её. (К.Боуви)

Жить – Родине служить.

Ни праздник, ни воскресную прогулку – ничего нельзя откладывать.

(Дети работают устно).

— Ребята, прокомментируйте понравившееся вам высказывание.

— Итак, применяя правило постановки тире, в первую очередь определяем структуру предложения.

4. Объяснение нового материала.

— Сегодня у нас не совсем обычный урок. Вы, ребята, выступите в роли учителя, объясняющего классу новую тему. Для этого вы самостоятельно изучали параграф учебника, объединившись в группы. Каждая группа представляет одно положение правила.

( Ученики каждой группы выходят к доске и объясняют тему, используя подготовленные плакаты, выполненные в виде таблицы, опорного конспекта, схемы. Примеры для подтверждения теории и затем для закрепления материала учащиеся выбирали из разных источников: сборника текстов для изложений, художественной литературы, справочника Д.Розенталя ).

1 группа: В бессоюзном сложном предложении ставится тире, когда первая часть имеет значение времени или условия. Например: Наконец, пробила слеза – мы очнулись. Примеры выбирали из сборника текстов для проведения экзамена по русскому языку за курс основной школы.

2 группа: В бессоюзном сложном предложении ставится тире, если вторая часть имеет значение следствия, результата. Например: Говорят, нынче новая эра – устарели отцы для примера. Примеры взяли из произведений писателей г.Кыштыма.

3 группа: В бессоюзном сложном предложении ставится тире, если содержание первой части противопоставляется содержанию второй части, например: Труд человека кормит – лень портит. В качестве примеров использовали пословицы и поговорки.

4 группа: Тире также ставится, если в бессоюзном сложном предложении выражена быстрая смена событий. Например: Сыр выпал – с ним была плутовка такова. Кроме того, мы поработали со справочником Д.Розенталя и хотим добавить ещё один пункт: Тире ставится, когда содержание второй части сравнивается с содержанием первой части, например: Молвит слово – соловей поёт. Примеры искали в художественной литературе.

— Ребята, я обобщу сказанное вами. Внимание на экран.

(Учитель работает со слайдом №3 “Тире в БСП”).

— Итак, тире в бессоюзном сложном предложении ставится, когда первая часть имеет значение времени или условия. Скажите, каким сложным предложениям синонимичны бессоюзные предложения в данном случае?

(Такие БСП синонимичны СПП с придаточными времени или условия).

— Тире в бессоюзном сложном предложении ставится, когда вторая часть имеет значение следствия, результата. В этом случае они синонимичны…?

(В этом случае они синонимичны СПП с придаточными следствия).

— Тире в БСП ставится, если вторая часть имеет значение сравнения. Такие БСП синонимичны…?

(Такие БСП синонимичны СПП с придаточными сравнения).

— Тире ставится, если в предложении есть противопоставление. Они синонимичны…?

(Они синонимичны ССП с противительными союзами).

— В БСП ставится тире, если в предложении выражена быстрая смена событий.

— Давайте вернёмся к предложению из домашней работы и объясним постановку тире в нём.

5. Закрепление изученного.

Упражнение № 232 (учебник) – комментированное письмо.

Тест (устно) – слайды № 4,5,6,7,8 (презентация).

Слайд №4: Если в БСП содержание первого предложения сравнивается с содержанием второго, то между ними ставится:

Урок русского языка в 11 классе

Тема: Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

  • повторить ранее изученный материал по теме «Сложное предложение»;
  • закрепить навыки и умения при постановке знаков препинания в ССП;
  • разобрать задания ЕГЭ, связанные с речевыми нормами в этих типах предложений;
  • продолжить работу, связанную с нахождением и определением художественных средств и приемов в предложениях и поэтических текстах;
  • подготовка к ЕГЭ.

Средства оборудования: мультимедиа, тесты, таблицы.

Сообщение темы и целей урока

II. Основная часть урока.

1.Наиболее затруднительным для вас на сегодняшний день является задание В8. Поэтому сейчас мы с вами проведем небольшую работу, связанную с определением художественных средств.

  • 1.Это средство создает резкое противопоставление образов, понятий, служит для обозначения контраста. Антитеза
  • 2.Это слова, выражающие отношения говорящего к тому, что он сообщает.
  • 3.Этот прием из ораторской речи, который организует диалог с читателем, заставляет его задуматься. Риторический вопрос

Работа с мультимедиа

4.Попробуйте теперь определить, какие художественные средства и приемы использованы в данных текстах:

Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ли во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам.

И опять стреляют, как в живого, В мертвого. В убитого. В меня.

Богатый и в будни пирует, А бедный и в праздник горюет.

Как низко, вольно и просторно степных отав раскинут круг! И как легко фатой узорной плывут два облачка на юг! Инверсия, анафора, синтаксический параллелизм Не сломлюсь, не дрогну, не устану, Ни крупицы не прощу врагам.

Но с корабля, заря жизни, град пуль, закат пылает.

Юрий Бондарев «Горячий снег»

Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы.

Мой край, задумчивый и нежный! Кудрявый сумрак за горой Рукою машет белоснежной.

Риторическое обращение, эпитет, олицетворение

2. Наша сегодняшняя тема связана со сложным предложением.

Скажите, пожалуйста, какие виды сложных предложений вы знаете?

Объясните, какое это предложение: простое или сложное, нужны ли знаки препинания?

  • Желтым и кранным огнем полыхают вязы и клены в пойме.
  • Я открыл глаза и увидел черное небо, усеянное яркими крупными звездами.

3. Обратите внимание на схемы, попытайтесь их объяснить и найти предложения, которые будут соответствовать схемам:

Еще накануне ничто не предвещало беды и все вокруг было тихо и спокойно. В сумерки в небе начали появляться первые звезды и зажглись огни в окнах домов.

Вывод: В предложениях с общим второстепенным членом запятая перед сочинительными союзами не ставится.

Используя данные обстоятельства времени в качестве общего второстепенного члена, придумайте пять ССП:

— через полчаса, поздно вечером, к полудню, с раннего утра, весь день.

Продолжите предложения по схемам: [ O и O ]. [ ] и [ ].

1.А у другого берега плещется рыба и … 2.На сосне, совсем рядом, запел зяблик и … 3.На бурой хвойной подстилке белеют поганки и …

3.2. ССП с общей придаточной частью: [ ] и [ ], ( ).

О чем говорит вам эта схема?

Посмотрите внимательно на схему и найдите общую придаточную часть.

Когда наступил вечер, небо сплошь заволокло тучами и пошел дождь. Как только открыли двери, послышалось нудное гудение комаров и они полетели в спальню. Едва солнце взошло, туман начал рассеиваться и у воды стало холодно.

Придумайте пять ССП по схеме, используя союзы: когда, пока, как только, лишь только, перед тем как.

СПП с двумя однородными придаточными с сочинительной связью: [ ], ( ) и( ).

В данное ниже правило вставьте пропущенные слова (на проекторе высвечивается запись правила, учащиеся сами должны сделать вывод) :

Если однородные придаточные соединяются неповторяющимися сочинительными союзами, запятая не ставится, как при однородных членах предложения, соединенных таким же образом.

Пользуясь схемой, найдите главное и придаточные предложения.

Ты просила написать о том, что здесь было и что здесь стало.

Получили известие, что Волга встала и через нее потянулись обозы.

(Учащиеся еще раз делают вывод).

Расставьте знаки препинания:

На поле, где цвела рожь и кричали перепела, теперь бродили спутанные лошади.

Слышно было, как дышит корова и ходит по стойлу теленок.

4. Создание проблемной ситуации:

Объясните, почему перед союзом и не нужна запятая.

(На проекторе высвечиваются предложения, учащиеся дают обратную связь, проговаривая каждое предложение и подытоживая урок).

1.Словом, время уже истекло и пора было уходить. Вводное слово. 2.С деревьев капало и вокруг пахло листвой. Безличные предложения. 3.Где будет собрание и кто его председатель? Вопросительные предложения. 4.Как тихо вокруг и как чисто звездное небо! Восклицательные предложения.

Если во второй части ССП содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление, то между ними вместо запятой перед союзами ставится тире.

Тут раздался легкий свист — и Дубровский умолк.

Полчаса на отдых — и опять за работу!

Я спешу туда ж — а там уж весь город.

Урок русского языка в 11 классе

Опубликовано 22.04.2010 г.

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам — большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: