Музыкальные произведения по сказкам пушкина список

Уже полтора столетия звучат музыкальные произведения, написанные на стихи Пушкина, со сцен больших и малых театров, и концертных залов.
Его произведения стали неотъемлемой частью мировой культуры. Слово Пушкина по особому открывается через сочинения композиторов, которые писали музыкальные произведения на его стихи.

Одно из самых удачных воплощений поэзии Пушкина в русской музыке 20 века у Георгия Свиридова. Кстати, его первой творческой удачей в свое время стали именно романсы на стихи Александра Пушкина. Сегодня они признаны вокальной классикой и входят в репертуар многих выдающихся певцов. Через несколько десятилетий Свиридов, уже будучи признанным композитором, вновь обратился к поэзии Пушкина и создал произведение, которое стало значительным событием в музыкальной жизни. Это хоровой цикл «Пушкинский венок».

Романс из Музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина “Метель” стал уже достоянием народной музыки.

Услышав в 1823 году романс на свои стихи, Пушкин был так очарован исполнением, что под влиянием этого посвятил стихи исполнительнице. Ею была княгиня Мария Александровна Голицына — внучка Суворова — великосветская дама, музыкант, певица.
Свою благодарность Пушкин выразил в стихотворении, вот его отрывок:
Давно о ней воспоминанье
Ношу в сердечной глубине.
Ее минутное вниманье
Отрадой долго было мне.
Твердил я стих обвороженный,
Мой стих — унынья звук живой,
Так мило ею повторенный,
Замеченный ее душой.
Вновь лире слез и тонкой муки
Она с участием вняла.
И ныне ей передала
Свои пленительные звуки.
Довольно: в гордости моей
Я мыслить буду с умиленьем.
Я славой был обязан ей,
А, может быть, и вдохновеньем.

БОРИС ГОДУНОВ
Boris Godunov — Eugeny Nesterenko

Русская музыка всегда была неразрывно связана классической литературой, а русская опера все время ориентировалась на Пушкина.

«Руслан и Людмила» — былинно-эпическая опера Глинки; «Борис Годунов» — историко-трагическая опера Мусоргского, «Евгений Онегин» — лирическая опера Чайковского; «Пиковая дама» — психологическая опера Чайковского.
Секрет их популярности, их долголетия в том, что каждая из них написана двумя гениями — авторами сюжета и музыки.

Опера «Руслан и Людмила» была написана в 1820 году. Пушкин назвал поэму «Мое игривое творение». Увертюра к опере звучит как музыкальный фейерверк. Опера прозвучала впервые в Петербурге в 1840 году, т.е. через 5 лет после гибели поэта.

Трагедия «Борис Годунов» была написана поэтом в 1825 году. Опера была написана Мусоргским через 44 года, т.е. в 1869 году и поставлена в Петербурге. К сожалению, произведение не было закончено Римским-Корсаковым в связи со смертью композитора Мусоргского. Цензура вначале запретила оперу и предложила ввести любовный сюжет. Пришлось создать роль Марины Мнишек.

Опера «Евгений Онегин» (семилетний труд Пушкина — 1823—1830 гг.). Появление ее в 1878 году ознаменовало собой новый этап в русском оперном искусстве.

Велика роль либреттистов Петра Ильича Чайковского и Шиловского, которые, прикоснувшись к творению Пушкина, сумели так органично включить в превосходную ткань оперы отдельные стихотворные тексты: арию Гремина, ариозо Ленского и др.
Образ Татьяны — собирательный. Изумительный дуэт Татьяны и Ольги — не что иное, как стихотворение «Певец», написанное Пушкиным еще в лицее.

Опера «Пиковая дама». Повесть написана поэтом в 1833 году (в течение одного года). Чайковский трудился над оперой 41 день. Трудно себе представить, что за такой короткий срок Чайковский создал произведение, которое является одним из величайших достижений мирового музыкального искусства.

Прообразом старой графини явилась 90-летняя княгиня Голицына, властная дама, которая умудрилась умереть в один год с Пушкиным.
Следует отметить, что опера была впервые поставлена в Париже в 1850 году, на 40 лет раньше, чем в России

По произведениям Пушкина было создано еще ряд опер: «Мазепа», музыка Чайковского; «Сказка о царе Салтане», «Золотой Петушок», «Моцарт и Сальери» — композитор Римский-Корсаков; «Дубровский» — композитор Направник; «Русалка», «Каменный гость» — Даргомыжский; «Скупой рыцарь», «Бахчисарайский фонтан», «Граф Нулин» написаны Асафьевым; «Пир во время чумы», «Капитанская дочка» — композитор Кюи; «Алеко» — дипломная работа Рахманинова; «Медный всадник» — балет Глиера; «Барышня — крестьянка» — композитор Минкус.
Великий танцовщик, пушкинист и пропагандист творчества поэта Сергей Лифарь поставил в Париже балет «Пиковая дама», пользовавшийся в течение нескольких сезонов бешеным успехом у взыскательной французской публики.

Всего по произведениям Пушкина создано более 20 опер и более 10 балетов.

Музыкальные произведения по сказкам пушкина список

  1. Мисс интеллект сценарий
  2. Встреча с Достоевским сценарий
  3. Стихи будут ревновать меня к тебе сценарий
  4. Мальчишки и девчонки сценарий конкурсной программы
  5. Прекрасное пробуждает доброе сценарий — урок-экспресс
  6. Дюймовочка сценарий спектакля для учащихся младших классов
  7. Утренник для читателей среднего школьного возраста сценарий
  8. Остров Гдетотам сценарий — по повести-сказке Дж. Барри «Питер Пэн»
  9. Хвастунишка сценарий для постановки спектакля в домашнем кукольном театре
  10. Где наша роза, друзья мои. сценарий — 1815 год. Царское Село. Лицей. Класс.
  11. Звезда пленительного счастья! сценарий — Литературная композиция о декабристах
  12. По следам Красной книги сценарий — экологический вечер (для учащихся 6-8 классов)
  13. Поэт и Прекрасная Дама сценарий — 120-летию со дня рождения Александра Блока посвящается
  14. Стихи, рожденные войной. сценарий — литературно-музыкальный вечер для учащихся 11-х классов
  15. Путешествие по зарубежным странам: Нидерландам, Японии, Мексике сценарий – клубная игра
  16. Осенний бал сценарий
  17. Турнир знатоков сценарий
  18. Сказка про репку сценарий
  19. Светская тусовка сценарий
  20. Счастливый шанс сценарий
  21. Литературное кафе сценарий
  22. Золотое правило пьеса для театра
  23. Шотландская вечеринка сценарий
  24. Любил, люблю, любим. сценарий
  25. Несуразные вещи шуточная сценка
  26. Бель сценарий — музыкальная сценка – шутка
  27. Все обо всем сценарий — познавательное шоу
  28. По страницам произведений классики сценарий
  29. Весёлый праздник сценарий
  30. Дружная семейка кукольная сценка
  31. Защита проекта юмористическая сценка
  32. Любовь, зачем ты мучаешь меня? сценарий
  33. Эмиль из Леннеберги сценка для двух актёров
  34. Весенняя вечеринка сценарий семейного праздника
  35. Синеокий казачий Дон сценарий литературной гостиной
  36. Настоящему индейцу сценарий — анимационная программа
  37. Сказки дядюшки Римуса цикл небольших по размеру пьес
  38. Двенадцать стульев сценарий для корпоративного праздника
  39. Мисс года сценарий — конкурсно-игровая программа для детей 7-11 лет
  40. Красная шапочка, трое волчат и золотое правило пьеса для театра
  41. Человек и закон сценарий — деловая игра для учащихся старших классов
  42. Не садись на пенек, не ешь пирожок сценарий — пьеса для театра кукол
  43. Супер-Золушка сценарий — конкурсно-игровая программа для детей 7-11 лет
  44. Суперпапа сценарий — сценарий шоу-программы для учеников средних классов
  45. Праздник в стране Танцландии сценарий большого праздника танца в начальной школе
  46. Дело мастера боится сценарий для постановки спектакля в домашнем кукольном театре
  47. Дочки-матери сценарий- конкурсно–игровая программа для детей и родителей ко Дню матери
  48. Мимоходом, мимолетом сценарий — развлекательная программа в доме отдыха, на пикнике
  49. Щепотка соли сценарий — пьеса в стихах для кукольного театра по персидской народной сказке
  50. У самого синего моря сценарий — Музыкально-драматическая фантазия по сказкам А. С. Пушкина
  51. У лукоморья сценарий — Музыкально-театрализованное представление к 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина
  52. Путешествие к планетам разноцветных солнц сценарий для проведения дня рождения или как игру к Дню космонавтики
  53. Мне путешествие привычно и днем, и ночью — был бы путь. сценарий — литературно-музыкальная композиция для девятиклассников
  54. Про Ивана и Егорку… сценарий
  55. День защиты детей сценарий
  56. День защиты детей-2 сценарий
  57. В гостях у морского царя сценарий
  58. Новоселье для молодой семьи сценарий
  59. Робинзонада сценарий
  60. Конкурс красоты среди мужчин сценарий
  61. Семья года сценарий
  62. Конкурс шоу-менов сценарий
  63. На театральных подмостках сценарий
  64. Проклятие сэра Баскервилля сценарий
  65. Выбор королевы Урании сценарий
  66. Желтая гвардия — пьеса в трех сценах
  67. Праздник урожая ПУГАЛО сценарий
  68. Похвала им от всей земли сценарий
  69. Космическое путешествие сценарий
  70. Следующая остановка — Марс! сценарий
  71. Конкурс красоты «Самая обаятельная и привлекательная» сценарий
  72. Конкурс танцев — сценарий
  73. Красная шапочка сценарий
  74. Правила дорожного движения сценарий
  75. Правила дорожного движения-2 сценарий
  76. Праздник первого салата сценарий
  77. Праздник русских народных ремесел сценарий
  78. Посвящение молодых преподавателей в педагоги сценарий
  79. Город туманов и снов сценарий Литературно-музыкальная композиция
  80. Что означают ваши имена сценарий
  81. Кот, разрушивший семью сценарий — комедийная эротичная мелодрама
  82. Какие люди в Голливуде сценарий
  83. Преферанс сценарий — Трагикомедия
  84. Природа — это мы! сценарий — внеклассное мероприятие для учащихся 5 -7 классов.
  85. Вечер, посвященный охране окружающей среды сценарий
  86. Омолодись, женщина! Учимся считать сценарий
  87. Вечер по проблемам нравственного и правового воспитания сценарий
  88. Вечер патриотической направленности сценарий
  89. В стране сказок сценарий
  90. Вечер, посвященный Борису Пастернаку сценарий
  91. Конкурс Робинзонов сценарий
  92. О жизни и творчестве М. Цветаевой сценарий
  93. Преферанс сценарий — Трагикомедия
  94. Литературная композиция: Пушкин и Натали сценарий
  95. Звуки музыки сценарий
  96. Музыкальная семья сценарий
  97. Яркие признаки жены сценарий — мини-комедия
  98. Красная Шапочка сценарий — пьеса в 1 действии
  99. Стрaшный Суд сценарий — юмoристическaя пьеса в стихах сo счастливым кoнцoм
  100. Тазобедренный орган с ушами (ТВ-шоу) сценарий — пародия на передачу «Моя семья»
  101. Носил он совесть ближе к сердцу сценарий Владимир Высоцкий: эпизоды творческой судьбы
  102. Вальс цветов сценарий

Музыкальные произведения по сказкам пушкина список

«Лукоморье» Интегрированное занятие (музыкальное и изодеятельность) по произведениям А. С. Пушкина Подготовительная к школе группа

Цель: закрепить знания детей о сказках А.С.Пушкина, воспитывать интерес к творчеству русского поэта; приобщать детей к музыкальному и изобразительному искусству, литературе; развивать фантазию, творческие способности с помощью разнообразных техник и материалов, мелкую моторику рук; воспитывать интерес к художественному творчеству, формировать дружеские взаимоотношения между детьми.

Интеграция образовательных областей: «художественное творчество», «музыка», «познание», «коммуникация», «социализация», «физическая культура», «здоровье».

Оборудование: выставка книг А.С. Пушкина; сундучок с нитками, салфетками, крупой, клеем, красками, мелками, бумагой, лоскутами ткани, ножницами и т.д.; проектор с записями сказочных персонажей; иллюстрации героев сказок А.С. Пушкина; музыкальные ребусы; клубок. Скачать конспект

Предварительная работа: знакомство с творчеством А.С.Пушкина, чтение его сказок, просмотр мультфильмов; слушание «Три чуда» из оперы Н.А.Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане»; подготовка видеоматериала с записями реплик сказочных героев.

Ход занятия
Дети заходят в зал с воспитателем, здороваются. На столике выставка книг А.С. Пушкина, стоит сундучок.
Воспитатель. Ребята, мы с вами прочитали сказки, просмотрели мультфильмы по произведениям великого поэта и сказочника А.С.Пушкина. И сегодня, я предлагаю сделать выставку портретов сказочных героев удивительной страны «Лукоморье». Поможет нам в этом волшебный сундучок (обращает внимание на сундучок, стоящий на столе).
Звучит музыка, появляется Колдун, выхватывает сундучок, убегает.
Воспитатель. Что такое? Как же нам быть? (ответы детей). Нам нужно как-то попасть в сказку и вернуть свой сундучок.
Песня «Спор Маши и Вити о сказках»(Луговой В.,Гладков Г.)

Воспитатель. Дети, а какие сказочные транспортные средства вы знаете (ступа, сапоги-скороходы, печь)?
Воспитатель. Мы находимся в музыкальном зале, может сказочная песня перенесет нас в Лукоморье?
Песня «Приходите в гости к нам» (из к/ф «Там, на неведомых дорожках»)
Кот (экран). Здравствуйте, дети, здравствуйте. Давно вас поджидаю. Знаю, какая беда с вами приключилась. Нелегко вам придется. Но какая сказка без приключений. Вы толковые ребята. Я за вас спокоен. Вот вам в помощь волшебный клубочек, он покажет дорогу. Счастливого пути! Мур-р-р…
Игра «Клубочек»
(дети играют в кругу, передавая клубочек друг другу под музыку; у кого окажется клубочек по окончанию музыки, тот называет героя сказок Пушкина).
Царица (экран)
Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи.
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее…
Зеркало.
Спору нет. Ты на свете всех милее,
Всех румяней и белее.
Царица (смеясь)
Свет мой, зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи.
Я ль на свете всех умнее.
Зеркало.
Нет умнее все же дети
Царица.
Ах ты, мерзкое стекло.
Это врешь ты мне назло.
Я тебе совсем не верю.
Вот возьму, сама проверю.
Расколдуют пусть слова,
Ты поймешь, что я права.
Дети разгадывают музыкальные ребусы (Царь Дадон, море, орех).
Бабы Яга (экран). Фу-фу. Русским духом пахнет, раньше за ним гонялась, а теперь сам в нос лезет.
Дети. Здравствуй, бабуля — красатуля
Баба-яга. Здравствуйте, коли не шутите! Зачем пожаловали?
Дети. Не видала ли ты, куда колдун унес наш волшебный сундучок?
Баба-Яга. Видала, видала, помогу вам. Только услуга за услугу. Стара я стала, ничегошеньки не помню. Недавно открыла я картинную галерею по сказкам Пушкина, хотела музыку к картинам подобрать, и забыла, склероз старческий. Может ребята помогут?
Слушание музыкальных произведений.
Игра «Подбери картину к музыке».
(«Три чуда» из оперы Н.А.Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане»)
Баба Яга. Спасибо вам, ребята! Выручили меня. А идти теперь к вам царство кощеево. Удачи!
Воспитатель. Катится клубочек в кощеево царство.
Таблица “Лесная налоговая инспекция”
На пне сидит Кощей, считает деньги на счетах.
Кощей (экран) Мало! Ох, мало! Укрывают добро от меня, не делятся! Совсем разорили!
(Видит приближающихся.)
– Не дам! Никому ничего не дам! Все мое!
Воспитатель. Не надо нам ничего. Не за этим мы пришли. Скажи лучше, где твой товарищ колдун?
Кощей: Скажу, коль добро по сказкам собрать поможете, а то все от налогов уклоняются. Слыхал я, остров есть богатый в океане недалеко от царства Салтана. Как он называется? (Буян)
Какие орешки грызет белка?
(А орешки не простые,
Все скорлупки золотые
Ядра – чистый изумруд)
Кощей: Выведу я их на чистую воду. Всех выведу! Ух, грабители! А вот как эта сказка называется, забыл. Напомните, ребята.
Вот мудрец перед Дадоном
Встал и вынул из мешка…
(Ответы детей.)
– Ну, спасибо, ребята. Выручили, а то все добро растащили.
Что-то задержался колдун. А вот и он!
Колдун: Знаю, знаю, зачем пожаловали. Отдам вам сундук, если мои задания выполните. Изобразите героев сказочной страны Лукоморье.
Мимический этюд «Герои сказок добрые и злые»
Колдун. Справились вы с заданием, а я вам все равно ничего не отдам. Нашли добренько! (пытается убежать)
Кот (экран). Ну, где его слабое место? Ребята, не знаете, как лишить его силы? (в бороде, отрезать)
Колдун. Не надо! Вот, возьмите (отдает сундучок).
Кот (экран). Вот видите, ребята, как знание сказок пригодилось. Что ж, мне пора на свое дежурство, без меня дуб сирота. Прощайте, друзья! Мур-р-р…
Воспитатель. Ну, что ж, ребята, пора и нам возвращаться. Закрываем глаза, считаем, 5-4-3-2-1 снова в садик мы летим. Вот мы и в детском саду. Что же в нашем сундучке? ( нитки, салфетки, крупа, клей, краски, мелки , бумага и т.д.). Давайте дети в память о нашем приключении нарисуем героев страны Лукоморье этими разными материалами и сделаем выставку. (Дети делятся на группы, выполняют работу)
Воспитатель читает стихи:
Ветер по морю гуляет,
Дует в паруса.
Никогда не перестанем
Верить в чудеса.
Где царевна оживает
Злу наперекор,
Где красавиц похищает
Мрачный Черномор,
Где Балда с чертями спорит,
Белочка поет,
Где разбитые корыта
Рыбка раздает,
Где шумит волна морская,
Нас туда зовет
Лукоморье, цепь златая
И ученый кот.
Итог. Выполненные из разного материала портреты героев сказок А.С.Пушкина дети вывешивают на экран, образуя выставку. Рассматривание и обсуждение работ.

Ветер по морю гуляет,
Дует в паруса.
Никогда не перестанем
Верить в чудеса.

Знаю, знаю, зачем пожаловали. Выполните сначала мои задания.

Дети разгадывают музыкальные ребусы (Царь Дадон, море, орех).

Музыкальные произведения по сказкам пушкина список

Творчество А.С. Пушкина, прошедшее яркой звездой по небосклону нашей литературы от юношеского романтизма до глубочайшего реализма, до сих пор привлекает композиторов к созданию музыкальных произведений на его сюжеты.

Это можно объяснить тем, что в его творчестве сочеталась всечеловечность (по определению великого русского писателя Ф. Достоевского) с национальным элементом. В произведениях Пушкина отражены все стороны русской жизни, человеческие помышления и чувства.

По произведениям Пушкина создано более 20 опер и более 10 балетов:

М. Глинка «Руслан и Людмила» (опера), 1821 г.

А. Даргомыжский «Русалка», 1856 г., «Каменный гость», 1868 г. (оперы)

М. Мусоргский «Борис Годунов», 1869 г. (опера)

Н. Римский — Корсаков «Сказка о царе Салтане», 1900 (опера), «Золотой петушок», 1908 г. (опера и балет (1937) на музыку оперы), «Моцарт и Сальери», 1897 г. (опера)

П. Чайковский «Евгений Онегин», 1878 г., «Пиковая дама», 1891 г., «Мазепа», 1883 г. (оперы)

Э. Направник «Дубровский», 1896 г. (опера)

С. Рахманинов «Алеко», 1892 г., «Скупой рыцарь», 1903 г. (оперы)

Ц. Кюи «Кавказский пленник» (опера), «Пир во время чумы», 1900 г. (опера), «Капитанская дочка», 1909 г. (опера)

Р. Глиэр «Медный всадник», 1949 г. (балет)

Л. Минкус «Золотая рыбка», 1867 г. (балет)

Б. Асафьев «Бахчисарайский фонтан», 1934 г. (балет), «Барышня-крестьянка», 1946 г. (балет), «Кавказский пленник», 1938 г. (балет), «Пир во время чумы» (опера), «Медный всадник» (опера), «Граф Нулин», 1940 г. (балет), «Гробовщик», 1943 г. (балет), «Каменный гость», 1946 г. (балет)

К. Кавос «Кавказский пленник» (балет)

А. Аренский «Египетские ночи», 1900 г. (балет)

М. Чулаки «Сказка о попе и о работнике его Балде», 1940 г. (балет)

А. Лядов «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», 1949 г. (балет)

Я. Наполи «Скупой барон», 1970 г. (опера)

А. Николаев «Пир во время чумы», 1982 г. (опера), «Граф Нулин», 1983 г. (опера)

В. Кикта «Дубровский», 1984 г. (опера)

Ф. Галеви «Пиковая дама» в переводе П. Мериме, 1850 г. (опера)

Кроме того, написано много романсов на стихи поэта.

Естественно, что в одной статье невозможно рассказать о всех операх, написанных на сюжеты А.С. Пушкина. Остановимся лишь на некоторых из них: более известных и недостаточно известных.

Опера П.И. Чайковского «Пиковая дама»

История создания

В 1887 г. администрация Императорского театра предложила П.И. Чайковскому создать оперу на основе повести А.С. Пушкина. Либретто к ней уже написал И.А. Всеволожский, русский театральный деятель, сценарист, художник. Но композитор от предложения отказался. Он посчитал, что в сюжете недостаточно сценичности. Прошло два года, и Чайковский всё-таки принял заказ, но либретто оперы создал его брат, Модест Ильич Чайковский. Однако в процессе работы композитор сам редактировал либретто и сам написал слова к некоторым фрагментам, включая две арии (Елецкого, во втором акте и Лизы — в третьем). В результате пушкинский сюжет заметно изменён. Изменено даже имя главного героя: в повести Пушкина он носит фамилию Германн, а в опере Герман – его имя.

И. Глазунов. Иллюстрация к «Пиковой даме»

Премьера оперы

Премьера состоялась в Санкт-Петербурге, в Мариинском театре, 19 декабря 1890 г. Дирижёр – Э. Направник.

Партию Германа (тенор) исполнил Н. Фигнер. Партию Лизы (сопрано) М. Фигнер. Елецкий (баритон) – Л. Яковлев, Томский (баритон) – И. Мельников, графиня (меццо-сопрано) – М. Славина.

П. И. Чайковский и супруги Фигнер, исполнители главных партий на премьере оперы «Пиковая дама»

Опера Чайковского «Пиковая дама» быстро приобрела популярность и вошла в репертуар многих театров мира. Она и в настоящее время является одной из самых востребованных театральных постановок.

Опера М. Мусоргского «Борис Годунов»

Монета ЦБ РФ с фрагментом оперы Мусоргского «Борис Годунов»

История создания

Работу над оперой М.П. Мусоргский начал в 1868 г. Либретто оперы создал он сам, используя текст трагедии Пушкина «Борис Годунов» и материалы книги Н.М. Карамзина «История государства Российского». Темой своей оперы Мусоргский выбрал период правления царя Бориса Годунова (1598-1605), предшествовавшего началу «Смутного времени». В выбранном историческом эпизоде композитора привлекала возможность отразить отношения царя и народа, представить народ и царя в качестве главных действующих лиц. Мусоргский писал: «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единой идеей. Это моя задача. Я попытался решить её в опере».

Оконченную в 1869 г. оперу Дирекция императорских театров к постановке не приняла: в опере не было интересной женской роли. Композитор начал переработку оперы: ввёл любовную линию Лжедмитрий-Марина Мнишек, но и редакция 1872 г. также была отвергнута, хотя театральные и музыкальные круги Санкт-Петербурга и Москвы активно поддерживали оперу, увидев в ней новаторские достижения композитора и музыкальную глубину. Благодаря этой поддержке, оперу всё-таки поставили в 1874 г. на сцене Мариинского театра. Публика встретила оперу восторженно, а критика – резко отрицательно. В 1882 г. опера была снята с репертуара.

В 1896 г. Н.А. Римский-Корсаков делает попытку возродить оперу, создав новую редакцию, а затем в 1908 г. ещё одну. Уже в советское время оперу редактировал Д. Шостакович в 1940 г.

Но в настоящее время чаще используют авторскую редакцию оперы.

Сцена из оперы Мусоргского «Борис Годунов»

Причины множественных редакций оперы можно найти в объяснении Н. Римского-Корсакова, данном в предисловии к его изданию «Бориса Годунова» в 1896 г.: «Опера, или народная музыкальная драма, «Борис Годунов», написанная 25 лет тому назад, при первом своем появлении на сцене и в печати вызвала два противоположных мнения в публике. Высокая талантливость сочинителя, проникновение народным духом и духом исторической эпохи, живость сцен и очертания характеров, жизненная правда и в драматизме, и комизме и ярко схваченная бытовая сторона при своеобразии музыкальных замыслов и приемов вызвали восхищение и удивление одной части; непрактичные трудности, обрывочность мелодических фраз, неудобства голосовых партий, жесткость гармонии и модуляций, погрешности голосоведения, слабая инструментовка и слабая вообще техническая сторона произведения, напротив, вызвали бурю насмешек и порицаний — у другой части. Упомянутые технические недостатки заслоняли для одних не только высокие достоинства произведения, но и самую талантливость автора; и наоборот, эти самые недостатки некоторыми возводились чуть ли не в достоинства и заслугу.

Много времени, прошло с тех пор; опера не давалась на сцене или давалась чрезвычайно редко, публика была не в состоянии проверить установившихся противоположных мнений.

«Борис Годунов» сочинялся на моих глазах. Никому, как мне, бывшему в тесных дружеских отношениях с Мусоргским, не могли быть столь хорошо известны намерения автора «Бориса» и самый процесс их выполнения.

Высоко ценя талант Мусоргского и его произведение и почитая его память, я решился приняться за обработку «Бориса Годунова» в техническом отношении и eгo переинструментовку. Я убежден, что моя обработка и инструментовка отнюдь не изменили своеобразного духа произведения и самых замыслов его сочинителя и что обработанная мною опера, тем не менее, всецело принадлежит творчеству Мусоргского, а очищение и упорядочение технической стороны сделает лишь более ясным и доступным для всех ее высокое значение и прекратит всякие нарекания на это произведение.

При обработке мною сделаны некоторые сокращения ввиду слишком большой длины оперы, заставлявшей еще при жизни автора сокращать ее при исполнении на сцене в моментах слишком существенных.

Настоящее издание не уничтожает собой первого оригинального издания, и потому произведение Мусоргского продолжает сохраняться в целости в своем первоначальном виде».

Музыка оперы Мусоргского «Борис Годунов»

Это народная музыкальная драма, многогранная картина эпохи, поражающая шекспировской широтой и смелостью контрастов. Действующие лица обрисованы с исключительной глубиной и психологической проницательностью. В музыке с потрясающей силой раскрыта трагедия одиночества и обреченности царя, новаторски воплощен мятежный, бунтарский дух русского народа.

Жизнь оперы М. Мусоргского «Борис Годунов»

Опера Мусорского за время с момента её написания ставилась во многих театрах России: Мариинском, Большом, театром Солодовникова, театром Петербургской консерватории, на провинциальных русских сценах в Казани, Орле, Воронеже, Саратове, Риге, Таллине, Минске и др.

Из последних можно назвать постановку Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета, Мариинского театра и Самарского академического театра оперы и балета в 2012 г.

За рубежом опера ставилась в Большом театре в Гранд-Опера (Париж), Метрополитен Опера (Нью-Йорк), Друри-Лейн (Лондон), Софийской народной опере, Ковент Гарден (Лондон), в Зальцбурге, Ла Скала (Милан).

А. Я. Головин «Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова»

Опера Ц. Кюи «Кавказский пленник»

Опера в 3 действиях написана в 1857-58 гг. Либретто В.А. Крылова. Премьера оперы состоялась в феврале 1883 г. в Мариинском театре. Дирижёр – Э. Направник.

Это самая популярная опера Кюи. Отчасти это связывают с тем, что она была близка традициям итальянской оперы, где главным было «заинтересовать, растрогать, поразить». В сюжете оперы всё для этого есть: в ауле непокорных горцев захвачен русский пленник. Дочь Казенбека Фатима сочувствует ему: приносит тайком пищу, успокаивает, хотя она является невестой нелюбимого ею горца Абубекера. Когда тайну Фатимы раскрывают, она, чтобы не казнили русского пленника, освобождает его. Но он признаётся ей, что любит другую. Фатима кончает с собой, т.к. всё равно её ждёт гибель за помощь пленнику.

Немного о композиторе Ц. Кюи

И. Репин «Портрет Ц. Кюи»

Он был сыном наполеоновского офицера, оставшегося жить в России после ранения под Смоленском в 1812 г. Ц. Кюи не был профессиональным композитором, он окончил Главное инженерное училище и через 4 года был произведён в офицеры с чином прапорщика. В 1857 г. окончил Николаевскую инженерную академию с производством в поручики. Был оставлен при академии репетитором топографии, а потом преподавателем фортификации; в 1875 г. получил чин полковника. В связи с началом Русско-турецкой войны Кюи, по просьбе его бывшего ученика Скобелева, в 1877 г. был командирован на театр военных действий. Производил обзор фортификационных работ, участвовал в укреплении русских позиций под Константинополем. В 1878 г., по результатам блестяще написанной работы о русских и турецких укреплениях, был назначен адъюнкт-профессором, занимая кафедру по своей специальности одновременно в трёх военных академиях: Генерального штаба, Николаевской инженерной и Михайловской артиллерийской. В 1880 г. стал профессором, а в 1891 г. – заслуженным профессором фортификации Николаевской инженерной академии, был произведён в генерал-майоры.

Кюи первым среди русских инженеров предложил применение бронебашенных установок в сухопутных крепостях. Он приобрёл большую и почётную известность как профессор фортификации и как автор выдающихся трудов по этому предмету. Был приглашён для чтения лекций по фортификации наследнику престола, будущему императору Николаю II, а также нескольким великим князьям. В 1904 г. Ц. А. Кюи был произведен в чин инженер-генерала. Музыка была его любимым увлечением.

Опера Я. Наполи «Скупой барон»

Якопо Наполи – итальянский композитор (род в 1911 г. в Неаполе). Оперу «Скупой барон» на сюжет Пушкина он создал в 1970 г. Либретто написал Марио Пази. Опера имела большой успех у публики и была встречена похвалами итальянской музыкальной критики. Своё обращение к «маленькой трагедии» Пушкина он объясняет так: «Я всегда любил Пушкина, с детских лет. Достаточно одного «Бориса», чтобы определить всю личность этого великого поэта». И далее он пишет: «Текст Пушкина, напряженный, мрачный, изобилующий поэтическими образами, предоставил мне возможность, как я давно желал, расширить мой музыкальный язык, особенно с точки зрения гармонии и контрапункта. Этот новый опыт внутренне обогатил меня».

Опера состоит из 4 действий. Она была поставлена в Неаполе. Дирижер первого спектакля, маэстро Франко Караччоло, и певцы: Отелло Боргоново (барон) и баритон Клаудио Струдтгоф (Альбер) – своей интерпретацией способствовали успеху спектакля. Постановка оперы, освещение, костюмы, реквизит – все это было с большим искусством создано опытным художником Аттилио Колоннелло.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: