Музыкальные и литературные произведения о природе

Книжная иллюстрация переводит образ литературы на язык графики или живописи, и на уроках литературы иллюстрации используются как своеобразный комментарий к художественному тексту.

Издавна источником творчества многих художников были литературные произведения. Так, в Древней Греции мастера расписной керамики использовали образы Гомера.

Искусство иллюстрации возникло в Китае в VII веке и развилось в Европе и Америке в XVIII –XX веках. В России иллюстрации к художественным произведениям появились в XVIII веке.

Поначалу иллюстрации чаще всего были гравюрами и носили чисто декоративный характер. XIX век называют «золотым веком» искусства иллюстрации. В это время создаются шедевры этого вида искусства: серии иллюстраций Г.Доре к роману «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф.Рабле и «Приключениям барона Мюнхгаузена» Э.Распе.

В истории русской иллюстрации важную роль сыграли А.А.Агин, П.А.Федотов, Г.Г.Гагарин. Гениальный художник А.А.Иванов серией библейских эскизов много сделал для развития искусства иллюстрации. Он обратил внимание на необходимость тщательного изучения эпохи и стилистических особенностей текста.

Музыкальные и литературные произведения о природе

  1. Мисс интеллект сценарий
  2. Встреча с Достоевским сценарий
  3. Стихи будут ревновать меня к тебе сценарий
  4. Мальчишки и девчонки сценарий конкурсной программы
  5. Прекрасное пробуждает доброе сценарий — урок-экспресс
  6. Дюймовочка сценарий спектакля для учащихся младших классов
  7. Утренник для читателей среднего школьного возраста сценарий
  8. Остров Гдетотам сценарий — по повести-сказке Дж. Барри «Питер Пэн»
  9. Хвастунишка сценарий для постановки спектакля в домашнем кукольном театре
  10. Где наша роза, друзья мои. сценарий — 1815 год. Царское Село. Лицей. Класс.
  11. Звезда пленительного счастья! сценарий — Литературная композиция о декабристах
  12. По следам Красной книги сценарий — экологический вечер (для учащихся 6-8 классов)
  13. Поэт и Прекрасная Дама сценарий — 120-летию со дня рождения Александра Блока посвящается
  14. Стихи, рожденные войной. сценарий — литературно-музыкальный вечер для учащихся 11-х классов
  15. Путешествие по зарубежным странам: Нидерландам, Японии, Мексике сценарий – клубная игра
  16. Осенний бал сценарий
  17. Турнир знатоков сценарий
  18. Сказка про репку сценарий
  19. Светская тусовка сценарий
  20. Счастливый шанс сценарий
  21. Литературное кафе сценарий
  22. Золотое правило пьеса для театра
  23. Шотландская вечеринка сценарий
  24. Любил, люблю, любим. сценарий
  25. Несуразные вещи шуточная сценка
  26. Бель сценарий — музыкальная сценка – шутка
  27. Все обо всем сценарий — познавательное шоу
  28. По страницам произведений классики сценарий
  29. Весёлый праздник сценарий
  30. Дружная семейка кукольная сценка
  31. Защита проекта юмористическая сценка
  32. Любовь, зачем ты мучаешь меня? сценарий
  33. Эмиль из Леннеберги сценка для двух актёров
  34. Весенняя вечеринка сценарий семейного праздника
  35. Синеокий казачий Дон сценарий литературной гостиной
  36. Настоящему индейцу сценарий — анимационная программа
  37. Сказки дядюшки Римуса цикл небольших по размеру пьес
  38. Двенадцать стульев сценарий для корпоративного праздника
  39. Мисс года сценарий — конкурсно-игровая программа для детей 7-11 лет
  40. Красная шапочка, трое волчат и золотое правило пьеса для театра
  41. Человек и закон сценарий — деловая игра для учащихся старших классов
  42. Не садись на пенек, не ешь пирожок сценарий — пьеса для театра кукол
  43. Супер-Золушка сценарий — конкурсно-игровая программа для детей 7-11 лет
  44. Суперпапа сценарий — сценарий шоу-программы для учеников средних классов
  45. Праздник в стране Танцландии сценарий большого праздника танца в начальной школе
  46. Дело мастера боится сценарий для постановки спектакля в домашнем кукольном театре
  47. Дочки-матери сценарий- конкурсно–игровая программа для детей и родителей ко Дню матери
  48. Мимоходом, мимолетом сценарий — развлекательная программа в доме отдыха, на пикнике
  49. Щепотка соли сценарий — пьеса в стихах для кукольного театра по персидской народной сказке
  50. У самого синего моря сценарий — Музыкально-драматическая фантазия по сказкам А. С. Пушкина
  51. У лукоморья сценарий — Музыкально-театрализованное представление к 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина
  52. Путешествие к планетам разноцветных солнц сценарий для проведения дня рождения или как игру к Дню космонавтики
  53. Мне путешествие привычно и днем, и ночью — был бы путь. сценарий — литературно-музыкальная композиция для девятиклассников
  54. Про Ивана и Егорку… сценарий
  55. День защиты детей сценарий
  56. День защиты детей-2 сценарий
  57. В гостях у морского царя сценарий
  58. Новоселье для молодой семьи сценарий
  59. Робинзонада сценарий
  60. Конкурс красоты среди мужчин сценарий
  61. Семья года сценарий
  62. Конкурс шоу-менов сценарий
  63. На театральных подмостках сценарий
  64. Проклятие сэра Баскервилля сценарий
  65. Выбор королевы Урании сценарий
  66. Желтая гвардия — пьеса в трех сценах
  67. Праздник урожая ПУГАЛО сценарий
  68. Похвала им от всей земли сценарий
  69. Космическое путешествие сценарий
  70. Следующая остановка — Марс! сценарий
  71. Конкурс красоты «Самая обаятельная и привлекательная» сценарий
  72. Конкурс танцев — сценарий
  73. Красная шапочка сценарий
  74. Правила дорожного движения сценарий
  75. Правила дорожного движения-2 сценарий
  76. Праздник первого салата сценарий
  77. Праздник русских народных ремесел сценарий
  78. Посвящение молодых преподавателей в педагоги сценарий
  79. Город туманов и снов сценарий Литературно-музыкальная композиция
  80. Что означают ваши имена сценарий
  81. Кот, разрушивший семью сценарий — комедийная эротичная мелодрама
  82. Какие люди в Голливуде сценарий
  83. Преферанс сценарий — Трагикомедия
  84. Природа — это мы! сценарий — внеклассное мероприятие для учащихся 5 -7 классов.
  85. Вечер, посвященный охране окружающей среды сценарий
  86. Омолодись, женщина! Учимся считать сценарий
  87. Вечер по проблемам нравственного и правового воспитания сценарий
  88. Вечер патриотической направленности сценарий
  89. В стране сказок сценарий
  90. Вечер, посвященный Борису Пастернаку сценарий
  91. Конкурс Робинзонов сценарий
  92. О жизни и творчестве М. Цветаевой сценарий
  93. Преферанс сценарий — Трагикомедия
  94. Литературная композиция: Пушкин и Натали сценарий
  95. Звуки музыки сценарий
  96. Музыкальная семья сценарий
  97. Яркие признаки жены сценарий — мини-комедия
  98. Красная Шапочка сценарий — пьеса в 1 действии
  99. Стрaшный Суд сценарий — юмoристическaя пьеса в стихах сo счастливым кoнцoм
  100. Тазобедренный орган с ушами (ТВ-шоу) сценарий — пародия на передачу «Моя семья»
  101. Носил он совесть ближе к сердцу сценарий Владимир Высоцкий: эпизоды творческой судьбы
  102. Вальс цветов сценарий

Пейзаж в музыке. Образы природы в творчестве музыкантов

МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА

Урок 26

Тема: Пейзаж в музыке. Образы природы в творчестве музыкантов.

Цели урока: Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства; рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и изобразительного искусства; самостоятельно подбирать сходные поэтические и живописные произведения к изучаемой теме.

Материалы к уроку: портреты композиторов, репродукции картин, музыкальный материал.

Слушание: М. Мусоргский. «Гном» из цикла «Картинки с выставки».

— Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Пока не было музыки, человеческий дух был не в состоянии представить себе образ прелестного, прекрасного, полноты жизни. »
(И. В. Гёте)

Сообщение темы урока:

— Ребята, как вы думаете, есть ли что-то общее в изображении природы на картинах и в музыкальных произведениях? (Думаем, что да. Потому что природа передаёт то или иное настроение. А каково оно — можно услышать в музыке и увидеть на картине.)

Работа по теме урока.

1. Природа в искусстве.

Изображение природы в искусстве никогда не было простым её копированием. Как бы ни прекрасны были леса и луга, как бы ни манила художников стихия моря, как бы ни очаровывала душу лунная ночь — все эти образы, будучи запечатлёнными на холсте, в стихах или звуках, вызывали сложные чувства, переживания, настроения. Природа в искусстве одухотворена, она печальна или радостна, задумчива или величава; она такова, какой видит её человек.

Однажды ты проснёшься в изумленье,
Услышишь птичьи трели на лугу.
И сердце затрепещет в восхищенье –
Вокруг всё в бело-розовом снегу!
Что стало в одночасье вдруг с природой?
Откуда столько света и тепла?
Преодолев мороз и непогоду,
Пушистой пеной вишня расцвела!
Собой заполонила всё пространство,
Взметнув цветов фонтаны в вышину!
Накинув ароматное убранство,
Приветствует красавицу Весну!
Принарядившись белыми цветами,
Невеста юная к себе манит.
И замирает сердце под ветвями.
Любовь, Надежду и Мечту хранит!

Тема природы издавна привлекала музыкантов. Природа дарила музыке звуки и тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьёв, в шуме грозы.

Звукоизобразительность как подражание звукам природы можно найти уже в музыке XV века — например, в хоровых пьесах К. Жанекена «Пение птиц», «Охота», «Соловей».

Слушание: К. Жанекен. «Пение птиц».

Постепенно помимо подражания звукам природы музыка научилась вызывать зрительные впечатления. В ней природа не только зазвучала, но и заиграла красками, цветами, бликами — стала зримой.

Есть даже такое выражение — «музыкальная живопись». Это выражение композитора и критика А. Серова не просто метафора; оно отражает возросшую выразительность музыки, открывшей для себя ещё одну образную сферу – пространственно-изобразительную.

Среди ярких музыкальных картин, связанных с изображением природы,- цикл П. Чайковского «Времена года». Каждая из двенадцати пьес цикла представляет образ одного из месяцев года, причём этот образ чаще всего передан через пейзаж.

По программе, предложенной нотным издателем, он написал свой знаменитый фортепианный цикл. В этих небольших пьесах, напоминающих музыкальные акварели, отражено настроение сезона – зимние грёзы, весенняя свежесть, летнее раздолье, осенняя грусть. Композитор вложил в них всю свою огромную любовь ко всему родному — к русскому человеку, русской природе, русским обычаям. Каждой из двенадцати миниатюр предпосланы заголовок и эпиграф, раскрывающие характер музыки, строчки из стихотворения русских поэтов.

Несмотря на поэтический первоисточник, музыка Чайковского ярко живописна — и в обобщённо-эмоциональном плане, связанном с «образом» каждого месяца, и в плане музыкальной изобразительности.

Вот, например, пьеса «Апрель», которой дан подзаголовок «Подснежник» и предпослан эпиграф из стихотворения А. Майкова:

Голубенький, чистый
Подснежник-цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние грёзы
О горе былом
И первые грёзы
О счастье ином.

Как это часто бывает в лирической поэзии, образ ранней весны, первого весеннего цветка связывается с пробуждением сил человека после зимнего оцепенения, сумрака морозов и вьюг — к новым чувствам, свету, солнцу.

Слушание: П. Чайковский. «Апрель. Подснежник» из фортепианного цикла «Времена года».

— Как звучало это произведение, какие чувства хотел передать композитор своей музыкой? (Музыка звучала очень нежно, светло. Казалось, будто цветок действительно тянется к солнышку и постепенно распускает свои лепестки. Средняя часть звучала несколько взволнованно, слышно журчание ручья, звон капели.)

Правильно, строки поэта Майкова претворяются в нежной мелодии, которая передаёт живое дыхание весны. Мы словно видим маленький беспомощный цветок, пробивающийся к свету из-под снега.

«Протокольная правда никому не нужна, — говорил Исаак Левитан. Важна ваша песня, в которой вы поёте лесную или садовую тропинку». Посмотрите на репродукцию картины «Весна. Большая вода», удивительно светлые, чистые тона нашёл композитор для передачи более поздней весны. Вспомните ещё одну картину Левитана, которая имеет музыкальное название. («Вечерний звон», эта картина тоже звучит.)

Левитана по праву называют непревзойденным мастером настроения в живописи. Его часто сравнивают с Чайковским, в музыке которого русская природа нашла удивительно сердечное выражение. И художнику, и композитору, каждому средствами своего искусства, удалось спеть свою песнь в искусстве — лирическую песнь русской души.

3. Образы природы.

Если музыка Чайковского — при всей её яркой изобразительности — все же направлена на передачу настроения, переживания, вызванного первым цветением весны, то в творчестве других композиторов можно найти яркий зрительный образ, точный и конкретный.

Ференц Лист так писал об этом: «Цветок живёт в музыке, как и в других видах искусства, ибо не только «переживание цветка», его запах, его поэтические чарующие свойства, но сама форма его, структура, цветок как видение, как явление не может не найти своего воплощения в искусстве звука, ибо в нём находит воплощение и выражение всё без исключения, что может испытать, пережить, продумать и прочувствовать человек.

Форма цветка, видение цветка осязаемо присутствует во вступлении к балету И. Стравинского «Весна священная». Удивительное явление природы – распускание бутонов, стебельков — запечатлено в этой музыке, передающей, по словам Б. Асафьева, «действие весеннего произрастания».

Начальная тема-наигрыш, исполняемая фаготом, по своим очертаниям напоминает строение стебелька, который постоянно тянется, устремляется вверх. Подобно тому, как стебель растения постепенно обрастает листьями, мелодическая линия на протяжении всего звучания также «обрастает» мелодическими подголосками. Свирельные пастушьи наигрыши постепенно превращаются в густую музыкальную ткань, в которой слышится птичье щебетанье.

Слушание: И. Стравинский. «Поцелуй земли» из балета «Весна священная».

«Пейзаж не имеет цели,- говорил Саврасов,- если он только красив. В нём должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам. Это трудно выразить словом, это так похоже на музыку».

Пейзаж в музыке, наверное, можно уподобить пейзажу в произведениях живописи — так разнообразны картины природы, к которым обращались композиторы. Не только времена года, но и времена суток, дождь и снег, лесная и морская стихии, луга и поля, земля и небо — всё находит своё звуковое выражение, порой буквально поражающее изобразительной точностью и силой воздействия на слушателя.

Вопросы и задания:

  1. Можно ли считать, что пейзаж в искусстве – это точная копия картины природы?
  2. Почему музыкальный пейзаж можно уподобить пейзажу в изобразительном искусстве?
  3. Каким предстаёт апрель в пьесе П. Чайковского из цикла «Времена года»? Какие чувства вызывает эта музыка?
  4. Почему музыка И. Стравинского воспринимается как настоящая «картина весеннего произрастания»?
  5. Подбери поэтические и живописные произведения на пейзажную тему, которые вам известны.
  6. Выполните задание в «Дневнике музыкальных наблюдений», стр. 28.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация — 15 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Мусоргский. Картинки с выставки. Два еврея, богатый и бедный (2 варианта исполнения: симфонического оркестра и фортепиано), mp3;
Чайковский. Времена года. Апрель — Подснежник (2 варианта исполнения: симфонического оркестра и фортепиано), mp3;
Стравинский. Поцелуй земли из балета Весна священная, mp3;
Жанекен. Пение птиц, mp3;
3. Сопровождающая статья — конспект урока, docx.

Литературно-музыкальная композиция «М.Ю. Лермонтов и музыка»

Лермонтов – один из самых музыкально одаренных русских поэтов. Уже в раннем детстве он слышал песни от матери. В заметках 1830 года поэт писал: “Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать”.

В детстве Лермонтов учился играть на скрипке, занимался музыкой в Благородном пансионе при Московском университете и в Петербургской школе гвардейских подпрапорщиков. Он любил слушать музыку, с детских лет знал русские народные песни. На песенной основе он создает “Песню про купца Калашникова”.

Музыкальность Лермонтова не могла не отразиться на его творчестве. Он положил на музыку свою “Казачью колыбельную песню”. “Читая всякую строку, вышедшую из-под пера Лермонтова, будто слушаешь музыкальные аккорды и в то же время следишь за потрясенными струнами, с которых сорваны они рукою невидимою” – писал Белинский. И естественно, что русские композиторы обращались к лермонтовской поэзии, находили в стихах поэта близкие, волнующие их мотивы.

Звучит стихотворение “Парус”.

Стихотворение “Тучи” – это раздумье поэта-изгнанника о своей судьбе. Оно проникнуто настроением грусти. Романс Даргомыжского “Тучки” был создан вскоре после гибели поэта. Прослушаем романс Даргомыжского. Он построен в форме так называемой “сдвоенной” русской песни, и состоит из медленной, протяжной и скорой плясовой песни, образуя широкий запев и припев. “Широкая, распевная народного склада мелодия первой части сливается с начальными пейзажными стихами поэта:

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную”,

– замечает музыковед М. Пекелис.

Стихотворение “Горные вершины” – перевод второй “Ночной песни странника” Гете. Очень хорошо об этом стихотворении написал Белинский:

“Эта пьеса, по художественности, достойна великой тени, которой колоссальный облик так грандиозно представлен в ней. Какое тихое, успокоительное чувство ночи после знойного дня в этой маленькой пьесе Гете, так грациозно переданной нашим поэтом”.

Ученик читает стихотворение под звуки романса Варламова.

Песня рыбки из поэмы “Мцыри” привлекла внимание многих композиторов – Балакирева, Аренского, Даргомыжского, Ипполитова-Иванова и других. Прослушаем романс Балакирева, мелодия, которая создает ощущение покоя, необычайной нежности и чистоты.

В песне Селима из поэмы “Измаил-бей” поется о деве, которая напутствует своего друга, молодого горца, отправляющегося на битву с врагами. В ней выражена идея верности, любви к своему народу, Родине, она носит вольный характер.

Учащиеся читают песню Селима из поэмы “Измаил-бей” (ч. III, строфа 15).

Прослушаем “Песню Селима” Балакирева. Мужественный характер мелодии свидетельствует о глубоком проникновении композитора в стихотворение.

Балакирев обратился к этим стихам М.Ю. Лермонтова, потому что восприятие кавказского Востока как родина вольности было присуще и ему. Композитор признавался в любви к творчеству поэта. “Дышу Лермонтовым”, –писал он В.В. Стасову из Пятигорска. Ученик читает стихотворение “И скучно и грустно”.

Ведущий: В статье “Стихотворения М. Лермонтова” Белинский писал: “Страшен этот глухой могильный голос подземного страдания, нездешней муки, этот потрясающий душу реквием всех обаяний жизни! От него содрогается человеческая природа, стынет кровь в жилах. И какая простота в выражении, какая естественность, свобода в стихе! Так и чувствуешь, что вся пьеса мгновенно излилась на бумагу сама собою, как струя горячей крови из раны, с которой вдруг сорвана перевязка”.

Звучит романс Даргомыжского, на текст стихотворения М. Лермонтова.

Ведущий: Стихотворение “Мне грустно потому, что я тебя люблю” — один из шедевров зрелого творчества Лермонтова. Это монолог, в котором поэт предсказывает возлюбленной ее будущее. Стихотворение проникнуто грустным настроением. “Цветущая молодость” прекрасно женщины вызывает у поэта горестные и мрачные предчувствия: “За каждый светлый день иль сладкое мгновенье/Слезами и тоской заплатишь ты судьбе”.

Романс Даргомыжского тоже имеет форму монолога, которая помогает передать социально-философский характер стихотворения. Мелодия романса насыщена речевыми интонациями, а последняя строфа, являющаяся как бы итогом всего стихотворения, выделена мызыкально и повторена дважды.

Звучит романс Даргомыжского, на фоне музыки ученик читает стихотворение.

Ведущий: Поэзия Лермонтова привлекла и А. Рубинштейна. Он написал на лермонтовские тексты оперы “Демон”, “Купец Калашников” и множество романсов: “Молитва”, “Кинжал”, “Парус”, “Тучки небесные”, “Утес”, “Горные вершины”. Романс “Желанье” пользовался любовью слушателей ,начиная с пятидесятых годов 19 века. Он был написан на одноименное стихотворение. Это одно из наиболее ярких произведений лирики Лермонтова.

Ученик читает стихотворение “Желанье”.

Под звуки романса Римского-Корсакова “Когда волнуется желтеющая нива” заканчивается встреча учащихся с творчество М.Ю. Лермонтова.

Литература, используемая при подготовке литературно-музыкальной композиции.

  • “Лермонтовская энциклопедия”. М, 1981.
  • Белинский В.Г. ПСС. М., 1954 т.5.
  • Журналы “Литература в школе”.
  • М.Ю. Лермонтов “Лирика”.
  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Adblock detector