Музыка в произведении пушкина метель

Г. Сиридов, «Метель». Музыка.

Сюжет «Метели», написанной Александром Пушкиным в 1830 году, который стал известен в истории отечественной литературы под названием эпохой «Болдинской осени» (вынужденное заточение поэта в своем имении на время холерного карантина очень результативно сказалось на творчестве и ознаменовалось написанием множества гениальных произведений) по сути, является ходившим в те времена анекдотом об одной провинциалке.

Семнадцатилетняя девица Марья Гавриловна Р. была влюблена в некоего молодого человека, однако по причине своей бедности, ее избранник был отвергнут родителями девушки. Молодых людей это не остановило, и они решают наперекор воле предков убежать из дому, чтобы тайно повенчаться. Судьба жестоко вмешивается в их планы, когда разбушевавшаяся метель мешает осуществить задуманное и допускает ошибку, в результате которой становятся несчастными три человека.

Пушкин написал этот образец лаконичной прозы всего за один день. Ну, а композитору потребовалось для создания музыки к этому произведению гораздо больше времени. В 1964 году Свиридов написал ее как музыкальное сопровождение к новому фильму В. Басова, основанному на сюжете пушкинской повести, а в 1973 году автор музыки решился на переделку и объединил отдельные музыкальные эпизоды, прозвучавшие в фильме, в одну самостоятельную сюиту. Первое исполнение произошло в 1974 году.

Новое произведение было названо «Музыкальными иллюстрациями» к одноименной повести Пушкина, и состояло из девяти частей. Примечательно, что между отдельными номерами прослеживается связь, в том числе зеркальная структура 1-ой и 9-ой, а также 2-ой и 8-ой частей, которые связаны между собой тематически. Музыкальный материал заключительных эпизодов сюиты звучит как некое воспоминание (в частности, 2-й раздел носит название «Вальс», а 8-й так и называется — «Отзвуки вальса»).

А обрамляющие всю сюиту 1 и 9 части (Соответственно, «Тройка» и «Зимняя дорога») вводят слушателя в атмосферу зимнего пейзажа, рисуя образ, на фоне которого и развиваются события повести. Возвращение образа дороги навевает ассоциации с мимолетным рассказом, услышанным в пути.

Георгий Свиридов при написании музыки задался целью воссоздать картину провинциальной России времен Пушкина и в ней отсутствует ирония, которая есть в значительной мере в литературном первоисточнике. Опоэтизированное изображение небогатых усадеб и маленьких городков с их милыми традициями и спокойной, размеренной жизнью нашли музыкальное отображение в незатейливой простоте «домашних» вальсов, романсовости и перезвоне бубенцов ямщицких лошадей.

Раздел 7-й — один из самых лаконичных в составе сюиты. Хоральная фактура без аккомпанемента передает атмосферу крошечной церквушки, в которой происходит венчание. Это нежно-таинственное звучание прерывается мощными оркестровыми ударами, напоминающими бетховенские «удары судьбы».

В качестве единственного резко контрастирующего момента введен «Военный марш» (№6). Он не только противопоставляется четкими ритмами, низким регистром и громогласным звучанием остальным лирически-романсовым и пасторальным номерам, но и выполнен в слегка пародийной форме с преувеличенными интонациями (по всей видимости, это единственный эпизод, посвященный характеристике жениха). Помимо всего вышеперечисленного, резкий контраст представляет аранжировка «Марша». В духе классических военных и парадно-маршевых произведений, он исполняется сугубо духовой и ударной группами. Практически на протяжении всего номера деревянные и медные духовые звучат tutti, что придает мощности.

Отдельно следует отметить номер третий, построенный из двух крошечных миниатюр, дополняющих друг друга по образности. «Весна и осень» поочередно рисуют картины сельской природы в соответствующие временные отрезки.

Интегрированный урок литературы «Музыкальные произведения Г.В. Свиридова в творчестве А.С. Пушкина» позволяет наблюдать тесную связь литературы с музыкой. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемfestival.1september.ru

Похожие презентации

Презентация по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Интегрированный урок литературы «Музыкальные произведения Г.В. Свиридова в творчестве А.С. Пушкина» позволяет наблюдать тесную связь литературы с музыкой.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

2 Интегрированный урок литературы «Музыкальные произведения Г.В. Свиридова в творчестве А.С. Пушкина» позволяет наблюдать тесную связь литературы с музыкой. Эти знания полезны даже с точки зрения самообразования, ведь представление о литературе как искусстве слова без понимания связей литературы и музыки не может быть полным. Музыка, как и литература, возникает из самой жизни и является ее частью. Благодаря этому уроку учащиеся учатся анализировать интонации вопроса и ответа, повествования и восклицания, радости и отчаяния, призыва и тоски в музыкальной и разговорной речи. Здесь закладываются представления о речитативности музыки и музыкальности слова. Ведь музыкальные произведения могут быть использованы для создания эмоционального фона на уроках русской словесности, а также в качестве сюжетной основы для устных и письменных сочинений-миниатюр на уроках развития речи.

3 Современная отечественная школа, к сожалению практически не формирует у школьников единой картины мира. Еще менее учитывает школа роль искусства как одного из важнейших способов отражения духовной жизни общества в этом мире. Эти и другие причины привели к тому, что программы школьных курсов не всегда согласованы друг с другом, а искусству по-прежнему отводятся вторые и третьи роли в образовательном процессе. Такое положение не может быть признано удовлетворительным. Современная отечественная школа, к сожалению практически не формирует у школьников единой картины мира. Еще менее учитывает школа роль искусства как одного из важнейших способов отражения духовной жизни общества в этом мире. Эти и другие причины привели к тому, что программы школьных курсов не всегда согласованы друг с другом, а искусству по-прежнему отводятся вторые и третьи роли в образовательном процессе. Такое положение не может быть признано удовлетворительным. В педагогической литературе неоднократно высказывалась мысль о том, что каждому учителю-предметнику, чтобы не просто наполнять знаниями» учащихся, а действительно развивать детей, необходимо знание смежных школьных программ так же, как каждому Музыканту-оркестранту знание всей партитуры в целом, а не только своей отдельной партии. В педагогической литературе неоднократно высказывалась мысль о том, что каждому учителю-предметнику, чтобы не просто наполнять знаниями» учащихся, а действительно развивать детей, необходимо знание смежных школьных программ так же, как каждому Музыканту-оркестранту знание всей партитуры в целом, а не только своей отдельной партии. В решении этой проблемы, на наш взгляд, филолог должен играть существенную роль. В решении этой проблемы, на наш взгляд, филолог должен играть существенную роль. Музыка, как и любое другое искусство, возникает из самой жизни и является ее частью, У музыки и литературы очень много общих точек соприкосновения, и потому авторы программы под руководством Д.Б. Кабалевского уделили огромное внимание связям этих двух искусств Музыка, как и любое другое искусство, возникает из самой жизни и является ее частью, У музыки и литературы очень много общих точек соприкосновения, и потому авторы программы под руководством Д.Б. Кабалевского уделили огромное внимание связям этих двух искусств

4 Оформление урока: на доске портреты А.С. Пушкина, Арины Родионовны, Г.В. Свиридова. Оформление урока: на доске портреты А.С. Пушкина, Арины Родионовны, Г.В. Свиридова. (Звучит музыка Г.В. Свиридова. Музыкальные иллюстрации А.С. Пушкина «Метель», «Тройка». (Звучит музыка Г.В. Свиридова. Музыкальные иллюстрации А.С. Пушкина «Метель», «Тройка». Слово учителя. «Какое наслаждение проникнуть в мир Пушкина!» — воскликнул однажды В. Набоков. Это удивительный мир, мир звуков, красок, света. Это дивный мир, с которым человек соприкасается всю жизнь. Слово учителя. «Какое наслаждение проникнуть в мир Пушкина!» — воскликнул однажды В. Набоков. Это удивительный мир, мир звуков, красок, света. Это дивный мир, с которым человек соприкасается всю жизнь.

5 Имя Пушкина неразрывно связано с русской музыкой. Нет ни одной области музыкального творчества, где так или иначе не сказалось бы воздействие пушкинской мысли и пушкинских образов. Имя Пушкина неразрывно связано с русской музыкой. Нет ни одной области музыкального творчества, где так или иначе не сказалось бы воздействие пушкинской мысли и пушкинских образов. Пушкин раскрыл в своих стихах и музыкальное начало речи: её напевность, ритмическое, интонационное богатство. Каковы же были первые музыкальные впечатления поэта? Пушкин раскрыл в своих стихах и музыкальное начало речи: её напевность, ритмическое, интонационное богатство. Каковы же были первые музыкальные впечатления поэта? Они связаны с одним из самых близких Пушкину людей – няней Ариной Родионовной. Она вводила поэта в русский сказочный мир. Песни, которые пела Арина Родионовна, не могли не оказать воздействия на маленького Пушкина. Они связаны с одним из самых близких Пушкину людей – няней Ариной Родионовной. Она вводила поэта в русский сказочный мир. Песни, которые пела Арина Родионовна, не могли не оказать воздействия на маленького Пушкина. (Звучит «Колыбельная песня» М.И. Глинки). (Звучит «Колыбельная песня» М.И. Глинки).

6 Цели урока: выявить уровень восприятия школьниками идейно-художественного смысла повести и музыкальных иллюстраций с учетом специфики каждого вида искусства. Вступительная беседа об особенностях изобразительно-выразительных средств в литературе и музыке. Цели урока: выявить уровень восприятия школьниками идейно-художественного смысла повести и музыкальных иллюстраций с учетом специфики каждого вида искусства. Вступительная беседа об особенностях изобразительно-выразительных средств в литературе и музыке. В чем сходство и различие музыки и литературы? В чем сходство и различие музыки и литературы? отображают реальный мир, настроения людей через художественные и музыкальные образы; отображают реальный мир, настроения людей через художественные и музыкальные образы; возбуждают эмоции; возбуждают эмоции; литература это искусство слова, а музыка есть искусство звука. литература это искусство слова, а музыка есть искусство звука. Какие изобразительно-выразительные средства помогают писателям и композиторам создавать художественную картину мира? Какие изобразительно-выразительные средства помогают писателям и композиторам создавать художественную картину мира? – в литературе это пейзаж; через картины природы автор передает настроения и переживания героев; пейзаж создается писателем с помощью эпитетов, метафор, – в литературе это пейзаж; через картины природы автор передает настроения и переживания героев; пейзаж создается писателем с помощью эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений; олицетворений, сравнений; в музыке это мелодия (мотив, напев), гармония, ритм, тембр. в музыке это мелодия (мотив, напев), гармония, ритм, тембр.

7 Беседа по анализу идейно-художественного содержания повести А.С.Пушкина и музыкальных иллюстраций Г.В. Свиридова.` Учитель. Иногда пейзаж приобретает значение символа предметного образа, который подразумевает какое-либо явление. Как вы объясните смысл заглавия повести? (Метель как явление природы вмешивается в события, происходящие в повести, и путает планы героев.) Какими художественными средствами нарисован метельный пейзаж при отъезде Марьи Гавриловны? Какое состояние героини он передает? (Олицетворения «ставни тряслись и стучали», «ветер выл»; «метель не утихала»; метафора «лошади полетели»; созвучия: ст-ст, в-в, л-л.) Какими художественными средствами нарисован метельный пейзаж при отъезде Марьи Гавриловны? Какое состояние героини он передает? (Олицетворения «ставни тряслись и стучали», «ветер выл»; «метель не утихала»; метафора «лошади полетели»; созвучия: ст-ст, в-в, л-л.) Марья Гавриловна взволнована, она испытывает «душевную метель», ужас и восторг одновременно. Марья Гавриловна взволнована, она испытывает «душевную метель», ужас и восторг одновременно.

8 Прослушайте отрывок из музыки Г.В.Свиридова. Как в нем передано душевное состояние героини? Композитор использует особые оркестровые эффекты и средства гармонии: звуки разной высоты; мелодия звучит по нарастающей. действие как будто замедлилось, время остановилось; Прослушайте отрывок из музыки Г.В.Свиридова. Как в нем передано душевное состояние героини? Композитор использует особые оркестровые эффекты и средства гармонии: звуки разной высоты; мелодия звучит по нарастающей. действие как будто замедлилось, время остановилось;

9 в музыке сначала радостное кружение (весь день Владимир в радостных хлопотах) вальса, потом нервное беспокойство «ломается» ритм музыки, затем отчаяние и внезапная остановка мелодии как тупик, безысходность. Наконец, проанализируйте описание метели и дайте характеристику музыкального отрывка в сцене поездки Бурмина. в музыке сначала радостное кружение (весь день Владимир в радостных хлопотах) вальса, потом нервное беспокойство «ломается» ритм музыки, затем отчаяние и внезапная остановка мелодии как тупик, безысходность. Наконец, проанализируйте описание метели и дайте характеристику музыкального отрывка в сцене поездки Бурмина. (В повести употребление слов «вдруг», эпитета «ужасная», лексических синонимов «метель» «буря», стилистических синонимов «огонек» (как призыв) «огонь» (как чувство), наречий «молча», «рассеянно» все говорит о том, что герой не активен, все происходит помимо его воли; в «Тройке» звучит рассеянная безмятежность (колокольчик), затем неожиданное, внезапное появление в оркестре диссонансных звуков ударных инструментов, как бы подталкивающих героя.) (В повести употребление слов «вдруг», эпитета «ужасная», лексических синонимов «метель» «буря», стилистических синонимов «огонек» (как призыв) «огонь» (как чувство), наречий «молча», «рассеянно» все говорит о том, что герой не активен, все происходит помимо его воли; в «Тройке» звучит рассеянная безмятежность (колокольчик), затем неожиданное, внезапное появление в оркестре диссонансных звуков ударных инструментов, как бы подталкивающих героя.)

10 Учитель. Метель в повести А.С.Пушкина и музыке Г.В. Свиридова как будто «ведет» героев, заставляет их следовать своей судьбе. Метель выступает своеобразным символом судьбы. А справедливо ли поступила метель-судьба по отношению к героям повести? Учитель. Метель в повести А.С.Пушкина и музыке Г.В. Свиридова как будто «ведет» героев, заставляет их следовать своей судьбе. Метель выступает своеобразным символом судьбы. А справедливо ли поступила метель-судьба по отношению к героям повести?

11 Марья Гавриловна, подражая романтическим героиням, решилась без «благословения» обвенчаться, и метель справедливо «помешала» ей следовать этой дорогой; впоследствии она вынесла испытание смиренно (болезнь отца, гибель жениха, венчание с неизвестным); была верна памяти жениха. И за это вознаграждена. Марья Гавриловна, подражая романтическим героиням, решилась без «благословения» обвенчаться, и метель справедливо «помешала» ей следовать этой дорогой; впоследствии она вынесла испытание смиренно (болезнь отца, гибель жениха, венчание с неизвестным); была верна памяти жениха. И за это вознаграждена. Владимир Николаевич эгоистичен (даже перед смертью умоляет обвенчаться), нравственно преступен перед родителями невесты; легкомысленно все отложил на последний день; не ответствен перед любимой; голос совести молчал в нем; и метель завела его в тупик (в лес). Владимир Николаевич эгоистичен (даже перед смертью умоляет обвенчаться), нравственно преступен перед родителями невесты; легкомысленно все отложил на последний день; не ответствен перед любимой; голос совести молчал в нем; и метель завела его в тупик (в лес). Бурмин осознал вину за свои «гусарские проказы»; достойно прошел испытания 1812 года, был ранен; не скрыл тайное венчание, полюбив Марью Гавриловну; не пытался перехитрить судьбу и вознагражден. Бурмин осознал вину за свои «гусарские проказы»; достойно прошел испытания 1812 года, был ранен; не скрыл тайное венчание, полюбив Марью Гавриловну; не пытался перехитрить судьбу и вознагражден.

12 Заключение учителя. Повесть «Метель проста, лаконична. Отличается сжатостью и точностью рисунка, быстротой и драматизмом сюжета. Писать надо «просто, коротко и ясно» (А.С.Пушкин). Прозу Пушкина иногда называют «нагая проза без риторических и описательных украшений. Ни одного лишнего слова. Но какой емкий смысл заключен в ней! Это и есть гениальный художник слова. Свиридов гениальный художник звука. Центральное место в его творчестве занимают жанры, связанные со словом. Такая музыка называется программной. Используя сюжет повести своего любимого автора, Свиридов передает средствами музыки ее эмоциональный смысл, идейное содержание. Пушкин и Свиридов великие представители русского искусства выражают своим творчеством высокое этическое начало верность долгу, слову, клятве. Заключение учителя. Повесть «Метель проста, лаконична. Отличается сжатостью и точностью рисунка, быстротой и драматизмом сюжета. Писать надо «просто, коротко и ясно» (А.С.Пушкин). Прозу Пушкина иногда называют «нагая проза без риторических и описательных украшений. Ни одного лишнего слова. Но какой емкий смысл заключен в ней! Это и есть гениальный художник слова. Свиридов гениальный художник звука. Центральное место в его творчестве занимают жанры, связанные со словом. Такая музыка называется программной. Используя сюжет повести своего любимого автора, Свиридов передает средствами музыки ее эмоциональный смысл, идейное содержание. Пушкин и Свиридов великие представители русского искусства выражают своим творчеством высокое этическое начало верность долгу, слову, клятве.

13 Список использованной литературы: 1. Научно-методический, культурно-образовательный журнал «Уроки литературы» под ред. Н.Л. Крупиной // Литература: Приложение к журналу «Литература в школе». – – с Научно-методический, культурно-образовательный журнал «Уроки литературы» под ред. Н.Л. Крупиной // Литература: Приложение к журналу «Литература в школе». – – с В.А. Милашевский. Иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель» Николай Сверчков. Иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель».

Музыка в произведении пушкина метель

Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, малый кларнет, 2 фагота, контрафагот, 4 валторны, 3 трубы, 3 тромбона, туба, литавры, бубен, малый барабан, тарелки, большой барабан, колокола, колокольчики, челеста, 2 арфы, фортепиано, струнные.

История создания

В 1964 году к Свиридову обратился известный артист и кинорежиссер В. Басов, приступавший к съемкам кинофильма «Метель» по пушкинской повести. Свиридов, не тяготевший к «абстрактным» музыкальным жанрам, сочинявший, как правило, музыку текстовую, очень любил и работу для театра и кино: она давала ему возможность воплощения конкретных образов и ситуаций, дисциплинировала необходимостью точно укладываться в заданный хронометраж.

Повесть «Метель» была написана А. С. Пушкиным (1799—1837) в 1830 году, в золотую пору его творчества, оставшуюся в истории под названием «Болдинская осень» и давшую невиданную россыпь гениальных произведений, вылившихся из-под пера поэта как бы в одночасье. Посетивший свое нижегородское имение Болдино, Пушкин вынужден был там остаться надолго в связи с объявленным холерным карантином. И в этом вынужденном уединении появилось огромное количество произведений разных жанров, в том числе — прозаических, известных под общим названием «Повести Белкина».

Образец великолепной, лаконичной и ясной прозы, «Метель», написанная в один день, 20 октября, представляет собой, в сущности, анекдот о провинциальной семнадцатилетней девице, Марье Гавриловне Р., которая решила бежать из дома, чтобы тайно обвенчаться со своим бедным и потому неприемлемым для родителей избранником, и о том, как метель вмешалась в планы влюбленных и в результате полностью изменила судьбы трех человек.

Композитора привлекла идея воссоздать в музыке образ современной Пушкину провинциальной России. Его музыка лишена того оттенка иронии, который явно ощущается в повести. Поэтизация простой жизни маленьких городков и усадеб, а не столичных чиновников и аристократов, жизни, особенно близкой Свиридову, — вот что стало основным в его музыкальном решении. Он исходил из интонаций, бытовавших в начале XIX века: вальсовых, маршевых, романсовых, перезвона бубенцов, всегда висевших на дугах ямщицких лошадей. Но эти простые, подчас наивные интонации одухотворены им, использованы творчески, с особым, присущим только Свиридову настроением. Музыка зазвучала как ретроспектива давно ушедшей, но милой, привлекательной, вызывающей ностальгическое чувство жизни.

В 1973 году из отдельных музыкальных эпизодов, созданных для кинофильма, композитор решил составить сюиту. Ее девять номеров создали последовательный ряд своего рода иллюстраций к пушкинской повести. Так и было решено назвать новый опус: музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель». Однако по жанру это именно сюита с присущими ей образными контрастами между соседними частями, притом с чертами концентричности в форме, в которой первые два номера в несколько измененных вариантах зеркально повторяются в заключении.

Музыка

№ 1, «Тройка» — начинается «с полуслова» мощно, фортиссимо, аккордами медной группы, сопровождаемыми непрерывной дробью малого барабана, четкими ударами бубна, тремоло литавр. Затем вступают струнные — активными скачками в ритме барабанной дроби. Но вот внезапно звучность стихает до пианиссимо, остаются только непрерывная дробь барабана, да вторящие ей аккорды струнных, и на их фоне возникает раздольная песня (соло гобоя), чисто русская в своей диатонике, с широким распевом. Она длится, переходит к кларнету, затем ее подхватывает фагот и, наконец, скрипки. Потом она начинает звучать более полно у скрипок вместе с деревянными, обвивается подголосками и достигает кульминации, в которой вновь вступает мощно медная группа со своими аккордами, воспринимаемыми как естественное продолжение привольной мелодии. Теперь обе темы звучат одновременно, но постепенно стихают: удаляется тройка, напев растворяется в восходящем ходе арфы.

№ 2, «Вальс» — открывается призывными фанфарами, после которых вступает непритязательная мелодия с характерным для вальса аккомпанементом (бас на первой доле и аккорды на второй и третьей). В нем нет пышности и великолепия бального танца. Кажется, он звучит в непритязательной обстановке домашнего праздника, в небогатой усадьбе или в саду провинциального городка. Мелодия, длительно разворачивающаяся то у скрипок, то расцвечивающаяся тембрами деревянных инструментов, неприхотлива, но обаятельна.

№ 3, «Весна и осень», — это две крошечные миниатюры. Первая — нежный флейтовый напев в темпе allegretto, сопровождаемый еле слышными аккордами струнных. Затем флейту сменяет скрипка с тем же напевом. После паузы начинается вторая миниатюра (это осень, пора отцветания и усталости), с тем же мотивом, но приглушенным, у солирующей скрипки с сурдиной, и аккомпанируют ей своими мягкими аккордами теперь кларнеты и валторны — пианиссимо, с сурдинами. Скрипке подпевает английский рожок, гобой вставляет свою реплику, и все угасает на тончайшем пианиссимо.

№ 4, «Романс», после четырех тактов вступления начинается привычным для бытового музицирования отыгрышем рояля. Скрипка соло запевает мелодию романса, основанную на попевках, типичных для романсовой музыки середины XIX века, но разворачивающуюся все шире, привольнее. Солирующий альт «подпевает», словно второй голос в дуэте, затем их сменяют флейта и гобой, потом к пению присоединяется английский рожок. А рояль продолжает меланхолично исполнять свою партию — долгий бас на первой доле и два аккорда арпеджиато, словно подражающие арфе, которая, однако, также вступает с длящимися по целому такту аккордами. Музыка становится более взволнованной, достигается кульминация, в которой роль солиста берет на себя труба, а подпевать ей начинают валторны. В заключении все утихает, кларнет и солирующая виолончель завершают дуэт.

№ 5, «Пастораль», отличается покачивающимся шестидольным движением, наивной мелодией гобоя, прозрачным звучанием одних только деревянных инструментов. На миг их сменяет струнная группа, затем возвращаются тембры деревянных. Вместе с гобоем запевают скрипки, появляются легкие аккорды валторн, но звучание остается прозрачным. Лишь раз возникает громкая звучность и снова уходит.

Резким контрастом вступает №6 — развернутый «Военный марш» в tutti духового оркестра (в этом номере струнные не заняты) с чуточку преувеличенными, пародийными интонациями, грозными ударами тарелок и большого барабана, мощным уханьем медных басов. В среднем эпизоде стихает большинство инструментов, с залихватской мелодией вступает труба, поддержанная гобоями (ей аккомпанируют валторны синкопированным ритмом, да продолжают отбивать шаг ударные и «ухать» низкие духовые). Но вот вступает вторая труба, пронзительно прорезают звуковую массу флейты, марш снова гремит в полную мощь.

И снова контраст — № 7, «Венчание». Опять миниатюра, медленные тихие звучания струнных с сурдинами, переплетение мелодических линий, из которых складывается прозрачная фактура, лишенная аккомпанемента как такового. Атмосфера таинственности, затаенной нежности внезапно сменяется страстными восклицаниями (флейта, гобой и скрипки на крещендо от форте к фортиссимо). Мощные удары аккордов оркестра — как удары судьбы.

№ 8, «Отзвуки вальса» — со знакомой по второму номеру мелодией, — все время в тихом, приглушенном звучании, воспринимается как воспоминание о минутах былого счастья.

Заключительный № 9, «Зимняя дорога», возвращает слушателя к первому образу — тройки, летящей через зимнюю мглу под неумолчный звон дорожных колокольцев, под меланхоличную нескончаемую песнь.

Роль метели в повести А.С. Пушкина «Метель»

Н.МЕЛЬНИКОВА,
7-й класс,
гимназия Салахова,
г. Сургут

В повести А.С. Пушкина «Метель» главную роль играет природная стихия. Не случайно повесть названа «Метель». Сюжет повести развивается, движется благодаря метели.

В начале повести мы видим чисто идиллическую книжную ситуацию. Девушка и юноша полюбили друг друга, но их брак не возможен по причине несогласия родителей из-за бедности жениха. И вот влюблённые решают бежать. Такие ситуации часто служили началом любовных романов. Но автор показывает, что жизнь сложнее и интересней книжных ситуаций. Поэтому, когда Марья Гавриловна бежит, ей мешает сама жизнь — плохая погода, метель.

Очень интересно, что Пушкин выбирает не ливень, не грозу, а именно метель. Она, как мне кажется, больше всего подходит в данном сюжете. Метель — сильный вихрь со снегом. Поэтому все события как вихрем закружило. Автор использует такие глаголы, как “метёт”, “завывает”, “слепит”. Метель в истории Марьи Гавриловны как бы не пускает её, ветер дует ей в лицо, силясь остановить молодую преступницу.

В описании поездки Владимира говорится: “сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле тучной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снега; небо слилось с землёю”. Метель пытается запутать Владимира, увести его подальше от Жадрино.

Историю третьего героя в повести «Метель» Бурмина мы узнаём в самом конце произведения. Это опять поездка и опять метель. “Метель не утихла”, “между тем метель не унималась” и тому подобное. Но теперь метель ведёт героя навстречу своей судьбе.

Так природная стихия привела к алтарю двух незнакомых людей — Марью Гавриловну и Бурмина. И устранила третьего — Владимира.

Автор считает, что ничего в жизни не может быть случайным. Всё предначертано кем-то или чем-то свыше. И в роли исполнителя этой высшей воли и выступает метель в этой повести.

А.ГУДИМОВ,
7-й класс,
гимназия Салахова,
г. Сургут

П овесть «Метель» входит в цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» великого русского писателя А.С. Пушкина. Одним из героев этой повести является метель. Метель оказывает немаловажное влияние на судьбу трёх главных героев: Маши, Владимира и Бурмина. Неслучайно повесть так и называется — «Метель».

Метель в этой повести является “вестником судьбы”. Она изменяет жизнь героев этого произведения. Кто знает, как бы сложилась жизнь героев, не повстречайся они с метелью. Пушкин вообще очень интересуется темой судьбы. Мы видим это во многих его произведениях, например, «Песнь о вещем Олеге», повесть «Выстрел» и, конечно же, в повести «Метель». А.С. Пушкин считал, что никто не в силах изменить судьбу, как ему ей предначертано, так и будет. Эту мысль выражает автор в своих произведениях.

Метель в этой повести является весьма разумным героем. Она знает, что лучше для героев повести, даже лучше их самих, так как в ту пору они были горячи и неразумны. Так им было предначертано, и метель помогла им, не дав совершить неразумный поступок. Маша не была бы счастлива с Владимиром, так как даже не была влюблена в него. Мы понимаем это, читая авторские: “следовательно”, “само по себе разумеется”, “то весьма естественно” и так далее. Кроме того, автор прямо говорит нам, что Владимир не был её возлюбленным. Он был всего лишь предмет, избранный ею. Он был первый, на кого она бросила взгляд. Понятно, что с Бурминым она стала по-настоящему счастливой. Да и сам Бурмин женится по любви, а не по случайности, как ему казалось ранее. Даже Владимиру, возможно, было лучше благородно умереть за правое дело в великой битве, чем жениться на той, которая его не любила и которую он сам, скорее всего, по-настоящему не любил. Как мы видим, метель здесь поступает благоразумно.

Кроме того, у метели в этом произведении есть ещё и другая роль, также немаловажная. Метель здесь нарушает книжную ситуацию, обращая её в жизнь. А книжная ситуация складывается здесь с самого начала. Ведь в то время все подобные произведения писались по особым литературным стандартам. И автор с самого начала убеждает нас в том, что это такое же обычное литературное произведение (кстати, это прослеживается во многих его произведениях). Мы видим это с помощью тех же “конечно”, “следовательно”, “само по себе разумеется” и других, хотя здесь и проскальзывает авторская ирония. Здесь также создаётся книжная обстановка: влюблённые встречаются в сосновой роще или у старой часовни, девушка богатая, а юноша бедный, их любовь запрещена волей жестоких родителей, им приходит в голову мысль венчаться тайно, причём эта мысль, конечно, сперва приходит молодому человеку, при этом план и развязка весьма традиционны. Хотя здесь и проскальзывают элементы быта, но всё пока идёт по-книжному. Даже то, что им не удаётся выполнить свой замысел, тоже книжное. Но проходит метель и словно заметает всё книжное. Мы видим быт людей, их реальную жизнь, неожиданные повороты которой весьма круче книжной. И к этому, конечно, относится неожиданная развязка тайного замысла Маши и Владимира.

Итак, метель в произведении А.С. Пушкина «Метель» из цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» — это разумный герой, вестник судьбы, разрушающий книжность ситуации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector