Музыка на стихи пушкина

Романсы

Столкновение двух вольных стихий искусства — музыки и поэзии рождает немало выдающихся шедевров: песни, романсы, оперы. При этом стихотворение, чтобы стать основой музыкального произведения, должно быть по-особому мелодичным и ритмичным, должно состоять из благозвучных слов, которые легко поются. Тогда музыка и поэзия становятся неотъемлимой частью друг друга.

Михаил Глинка, будучи сам превосходным исполнителем, тонко чувствовал, какие именно стихотворения современных ему русских поэтов необходимо брать за основу романсов; какими музыкальными средствами передать суть того, что вкладывали в свои произведения поэты.

Всего Глинка создал около 80 произведений для голоса с фортепиано (романсы, песни, арии, канцонетты), вокальные ансамбли, вокальные этюды и упражнения, хоры.

Выделяются его романсы на слова Пушкина (в т.ч. «Не пой, красавица, при мне», «Я помню чудное мгновенье», «В крови горит огонь желанья», «Ночной зефир»),

В. Жуковского (баллада «Ночной смотр»), Е. Баратынского («Не искушай меня без нужды»), Н. Кукольника («Сомнение» и цикл из 12 романсов «Прощание с Петербургом»).

Композитор питал пристрастие к элегическим стихам Жуковского, трогавшим его до слёз. Мечтая в сумерках за фортепиано, он, быть может, и написал такие печальные романсы на слова любимого поэта, как «Светит месяц на кладбище» и «Бедный певец».

Но наибольшую любовь как у певцов, так и у слушателей справедливо завоевали романсы на стихи А.С. Пушкина «В крови горит огонь желанья» и «Я помню чудное мгновенье».

Критик А.Н. Серов говорил, что они представляют собой «две жемчужины музыкальные, вызванные двумя жемчужинами поэтическими». «Изумительно яркая, кипучая страстность, — писал он, вспоминая пение Глинки, — «пылала в каждом звуке коротенькой мелодии: «В крови горит огонь желанья».

Другим образчиком соединения талантов двух корифеев русской культуры — Пушкина и Глинки — стал романс «Я помню чудное мгновение». В этом произведении слово и музыка слились настолько, что почти невозможно произнести пушкинские строки и не услышать музыку Глинки.

Примечательно, что история создания этого романса мистическим образом повторяет историю написания стихотворения. Пушкин посвятил свои стихи А.П. Керн. Глинка был знаком с ее дочерью — Е.Е. Керн. Знакомство перешло в глубокую взаимную привязанность. Нежные чувства, которые питал Глинка к Керн, пробуждали музыкальное воображение композитора. С мыслями о ней были сочинены несколько пьес, в том числе поэтичнейший «Вальс–фантазия». Для Керн Глинка написал и романс «Я помню чудное мгновенье» на стихи, посвященные ее матери.

Другой романс Глинки «Не пой, красавица, при мне» был создан с подачи русского писателя, дипломата и музыканта А.С. Грибоедова. Глинка встретился с Грибоедовым летом 1828 г. Они много говорили о музыке. Грибоедов сыграл как-то слышанную им мелодию грузинской песни. Она понравилась Глинке и вскоре он развил ее в законченную пьесу, а затем исполнил в присутствии Пушкина своим друзьям.

Один из современников вспоминал: «[Глинка] играл на фортепьяно грузинскую мелодию со свойственным ему выражением и искусством. На замечания присутствующих, что ей не достает стихов… для всеобщей известности, Пушкин написал…стихотворение». Так возник романс «Не пой, красавица, при мне».

Музыка на стихи пушкина

Уже полтора столетия звучат музыкальные произведения, написанные на стихи Пушкина, со сцен больших и малых театров, и концертных залов.
Его произведения стали неотъемлемой частью мировой культуры. Слово Пушкина по особому открывается через сочинения композиторов, которые писали музыкальные произведения на его стихи.

Одно из самых удачных воплощений поэзии Пушкина в русской музыке 20 века у Георгия Свиридова. Кстати, его первой творческой удачей в свое время стали именно романсы на стихи Александра Пушкина. Сегодня они признаны вокальной классикой и входят в репертуар многих выдающихся певцов. Через несколько десятилетий Свиридов, уже будучи признанным композитором, вновь обратился к поэзии Пушкина и создал произведение, которое стало значительным событием в музыкальной жизни. Это хоровой цикл «Пушкинский венок».

Романс из Музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина “Метель” стал уже достоянием народной музыки.

Услышав в 1823 году романс на свои стихи, Пушкин был так очарован исполнением, что под влиянием этого посвятил стихи исполнительнице. Ею была княгиня Мария Александровна Голицына — внучка Суворова — великосветская дама, музыкант, певица.
Свою благодарность Пушкин выразил в стихотворении, вот его отрывок:
Давно о ней воспоминанье
Ношу в сердечной глубине.
Ее минутное вниманье
Отрадой долго было мне.
Твердил я стих обвороженный,
Мой стих — унынья звук живой,
Так мило ею повторенный,
Замеченный ее душой.
Вновь лире слез и тонкой муки
Она с участием вняла.
И ныне ей передала
Свои пленительные звуки.
Довольно: в гордости моей
Я мыслить буду с умиленьем.
Я славой был обязан ей,
А, может быть, и вдохновеньем.

БОРИС ГОДУНОВ
Boris Godunov — Eugeny Nesterenko

Русская музыка всегда была неразрывно связана классической литературой, а русская опера все время ориентировалась на Пушкина.

«Руслан и Людмила» — былинно-эпическая опера Глинки; «Борис Годунов» — историко-трагическая опера Мусоргского, «Евгений Онегин» — лирическая опера Чайковского; «Пиковая дама» — психологическая опера Чайковского.
Секрет их популярности, их долголетия в том, что каждая из них написана двумя гениями — авторами сюжета и музыки.

Опера «Руслан и Людмила» была написана в 1820 году. Пушкин назвал поэму «Мое игривое творение». Увертюра к опере звучит как музыкальный фейерверк. Опера прозвучала впервые в Петербурге в 1840 году, т.е. через 5 лет после гибели поэта.

Трагедия «Борис Годунов» была написана поэтом в 1825 году. Опера была написана Мусоргским через 44 года, т.е. в 1869 году и поставлена в Петербурге. К сожалению, произведение не было закончено Римским-Корсаковым в связи со смертью композитора Мусоргского. Цензура вначале запретила оперу и предложила ввести любовный сюжет. Пришлось создать роль Марины Мнишек.

Опера «Евгений Онегин» (семилетний труд Пушкина — 1823—1830 гг.). Появление ее в 1878 году ознаменовало собой новый этап в русском оперном искусстве.

Велика роль либреттистов Петра Ильича Чайковского и Шиловского, которые, прикоснувшись к творению Пушкина, сумели так органично включить в превосходную ткань оперы отдельные стихотворные тексты: арию Гремина, ариозо Ленского и др.
Образ Татьяны — собирательный. Изумительный дуэт Татьяны и Ольги — не что иное, как стихотворение «Певец», написанное Пушкиным еще в лицее.

Опера «Пиковая дама». Повесть написана поэтом в 1833 году (в течение одного года). Чайковский трудился над оперой 41 день. Трудно себе представить, что за такой короткий срок Чайковский создал произведение, которое является одним из величайших достижений мирового музыкального искусства.

Прообразом старой графини явилась 90-летняя княгиня Голицына, властная дама, которая умудрилась умереть в один год с Пушкиным.
Следует отметить, что опера была впервые поставлена в Париже в 1850 году, на 40 лет раньше, чем в России

По произведениям Пушкина было создано еще ряд опер: «Мазепа», музыка Чайковского; «Сказка о царе Салтане», «Золотой Петушок», «Моцарт и Сальери» — композитор Римский-Корсаков; «Дубровский» — композитор Направник; «Русалка», «Каменный гость» — Даргомыжский; «Скупой рыцарь», «Бахчисарайский фонтан», «Граф Нулин» написаны Асафьевым; «Пир во время чумы», «Капитанская дочка» — композитор Кюи; «Алеко» — дипломная работа Рахманинова; «Медный всадник» — балет Глиера; «Барышня — крестьянка» — композитор Минкус.
Великий танцовщик, пушкинист и пропагандист творчества поэта Сергей Лифарь поставил в Париже балет «Пиковая дама», пользовавшийся в течение нескольких сезонов бешеным успехом у взыскательной французской публики.

Всего по произведениям Пушкина создано более 20 опер и более 10 балетов.

Чайковский

Жизнь и творчество русского композитора

Пушкин Александр Сергеевич

1799-1837. Великий русский поэт, родоначальник новой русской литературы, создатель русского литературного языка. Его творчество претерпело эволюцию от юношеского романтизма до глубочайшего реализма, сочетающего всечеловечность (по определению великого русского писателя Ф.Достоевского) с национальным элементом. Пушкина современники справедливо называли «солнцем русской поэзии».

Многие страницы жизни и творчества Пушкина были связаны с замечательными усадьбами России, которые принадлежали либо ему самому, либо его друзьям и родным. В них поэт всегда очень плодотворно работал. Самой знаменитой из пушкинских усадеб является Михайловское на Псковщине, где Пушкин провел два года и где, согласно его завещанию был похоронен у стен Святогорского монастыря. Чайковский очень высоко ценил творчество Пушкина. Учеником Петербургской консерватории, Чайковский написал музыку к некоторым сценам из трагедии «Борис Годунов», но до нашего времени эта музыка не сохранилась. К одному из студенческих спектаклей Чайковский, уже будучи профессором Московской консерватории, написал музыку на стихи песни Земфиры из поэмы «Цыганы». Позже Чайковский написал на сюжеты Пушкина две самых знаменитых своих оперы: «Евгений Онегин» и «Пиковая дама». На пушкинские тексты написаны также опера «Мазепа», романс «Соловей» и хор «Что смолкнул веселия глас».

В качестве эпиграфов к пьесам из «Времен года» (Январь и Сентябрь) использованы стихотворения Пушкина. В пьесе Январь, «У камелька» взяты строки из стихотворения «Мечтатель», написанного в 1815 году шестнадцатилетним поэтом. В пьесе Сентябрь, «Охота» использованы строчки из «Графа Нулина».

Единая коллекция
Цифровых образовательных ресурсов

Русская классическая музыка

Романсы

Сохранившийся автограф романса не датирован. Сведения о его создании имеются в «Записках» М. И. Глинки. Вклад Дельвига (автора стихов романса) в русскую литературу и «изобретение» им русской авторской (в отличие от народной) песни. Частые обращения молодого для создания впоследствии страниц с подобными образами в Глинки к жанру «лирической русской песни». Значение приобретенного им опыта для создания оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»).

Романс «Венецианская ночь» можно смело отнести к числу самых поэтичных и светлых романсов М. Глинки. Стиль Глинки — зрелого художника — здесь уже вполне сформировался. Это истинная баркарола, созданная под впечатлением итальянских народных песен. Этот романс образно передает впечатление русского художника от южной природы, ласкового моря и «сладостных напевов» Италии. Романс написан на стихи замечательного поэта И. Козлова, о творчестве которого с восторгом отзывался А. Пушкин.

Одно из лучших сентиментально-лирических вокальных произведений молодого М. Глинки. Композитор рассказывает о его создании в своих «Записках». Два автографа. Романс как музыкальное произведение стал настолько популярен, что как бы «задвинул» автора стихотворения. На задний план. О некоторых различиях в тексте между оригиналом стихотворения и романсом. Полное слияние мелодии романса со стихотворным текстом.

Романс «Северная звезда» написан М. И. Глиной «на случай» — к свадьбе старшей дочери Николая I великой княгини Марии Николаевны, в 1839 году вышедшей замуж за герцога Максимилиана Лейхтенбергского. Подзаголовок романса — «Свадебная песня». В этом романсе М. Глинка обращается к жанру «русской песни», в котором он сравнительно много романсов написал в свои юные годы. На образцах юношеской поры Глинка как бы отшлифовал те приемы, которые ему позже так пригодились, когда он писал оперу «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»).

Упоминание М. Глинки о создании им этого романса (в «Записках»). Первое издание романса фирмой «Одеон» (1834) примечательно тем, что является также первым изданием самого стихотворения А. С. Пушкина. Комментарий Г. Т. Цявловской на стихотворение Пушкина. Испанская тема в русской культуре. Композиторские приемы, которыми Глинка передает испанский дух. В примечаниях дается более подробная информация об источниках публикуемых сведений.

Шедевр русской вокальной лирики. История создания романса; стихотворение А. С. Пушкина, посвященное Керн (матери), романс М. И. Глинки на эти стихи, посвященный Керн (дочери). История взаимоотношений этих людей. Философская концепция А. Пушкина: движение вперед, то есть развитие, мыслилось Пушкиным как возрождение (согласно Ю. Лотману). Литературная форма стихотворения в сравнении с музыкальной формой романса. Воспоминания А. П. Керн об исполнении романса самим М. Глинкой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector