Мотивы ранней лирики на

Мотивы ранней лирики А.С.Пушкина

Мы любимшумные пиры,
Вино и радости мы любим,
И пышной вольности дары
Заботой светскою мы губим.
Н.Языков

Некрасов и Тургенев, Гончаров и Островский, Толстой и Достоевский писали свои произведения на языке Пушкина, в созданной этим языком системе национальных ценностей. Гений Пушкина, как незримый дух, обнимает собой и осеняет нашу классику не только XIX, но и XX века. «Пушкин — наше все, — сказал Аполлон Григорьев. — В Пушкине надолго, если не навсегда, завершился, обрисовавшись широким очерком, весь наш душевный процесс. Пушкин, везде соблюдавший меру, сам — живая мера и гармония».

Красота, Добро и Правда в представлении Пушкина вечны, нити этого триединства в руках Творца. На земле они не представлены во всей полноте, их можно лишь почувствовать как сокровенную тайну в минуты поэтических вдохновений. В стихотворении «Поэт» Пушкин отрекается от авторской гордыни, он говорит о том, что в повседневной жизни поэт не отличается от всех смертных и грешных людей: он малодушно предается «заботам суетного света», душа его порою «вкушает хладный сон», и «меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он». Всех удивляло в Пушкине отсутствие тщеславия и самомнения, его умение быть равным с любым человеком, его русское простодушие. Пушкин не кичился своим талантом, ибо он видел в нем Божий дар, данный ему свыше. По отношению к этому дару Пушкин, как смертный человек, испытывал высокое, почти религиозное благоговение, и свой гений он не считал сугубо личным достоинством и заслугой:

Но лишь Божественный глагол
До слуха четкого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.

Круг юношеских знакомств Пушкина охватывает буквально все слои общества: он вращается в свете, посещает петербургские ресторации, блещет на великосветских балах «огнем нежданных эпиграмм», становится завзятым театралом, «почетным гражданином кулис». В глазах лицейских друзей, уже членов тайного общества «Союз благоденствия», он предстает как человек легкомысленный и несерьезный. Лучший приятель И. И. Пущин отказывается понимать, как Пушкин «может возиться с этим народом». Но такая «неразборчивость» и широта охвата жизни была необходима национальному поэту. Шло накопление жизненных впечатлений, которое даст цвет и плод потом, в реалистическом романе «Евгений Онегин».

В юности определяются и политические симпатии Пушкина, обретающие в его творчестве полнозвучный и живой поэтический голос. Авторитетом юного Пушкина был Петр Яковлевич Чаадаев, с которым он познакомился еще в лицейские годы: гусарский полк, где служил Чаадаев, стоял в Царском Села, а встретились они впервые в доме Карамзина. Дружба Пушкина с Чаадаевым еще более окрепла в петербургский период. Петр Яковлевич был на пять лет старше Пушкина и к моменту встречи с ним прошел суровую жизненную школу. Вместе с тем этот человек был подвержен приступам глубокого сомнения в перспективах назревавших в России общественных перемен. Пушкинское послание «К Чаадаеву» проникнуто стремлением юного поэта воодушевить старшего друга, вывести его из состояния душевной депрессии:

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрлнет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Гражданские стихи Пушкина — живые, полнокровные, дышащие высоким поэтическим напряжением молодости, свежести рвущихся из груди поэта чувств. Эта невиданная до Пушкина полнота и гармоничность жизненных ассоциаций, внутренних соотнесений и связей различных стихий бытия — частной и исторической, интимной и гражданской — и делает его лирику живой, полнокровной, свободной от холодной, отвлеченной риторики. В Пушкине впервые произошло органическое слияние поэта с гражданином, положившее начало мощной традиции отечественной гражданской лирики, которая получит продолжение и развитие в творчестве Некрасова и поэтов его школы.

Что же касается политической направленности этих стихов, то ее не следует преувеличивать, как это было в работах о Пушкине на протяжении многих десятилетий. Эти стихи направлены не против самодержавия, а против самовластия. Пушкин никогда не подвергал сомнению монархические основы русской государственности, но резко выступал против любого отклонения от этих основ, как это и произошло в послании «К Чаадаеву», в оде «Вольность», в стихотворении «Деревня».

Оду «Вольность» Пушкин написал в конце 1817 года на квартире братьев Тургеневых, окна которой выходили на Михайловский замок, где был убит Павел I,

Приди, сорви с меня венок,
Разбей изнеженную лиру.
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок.
Владыки! вам венец и трон
Дает Закон — а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас Закон.

Революционное вероломство Пушкиным приравнено к тиранствующему самовластию. Он проводит скрытую параллель между казнью Людовика во время Великой французской революции и гибелью Павла I от рук наемных убийц во дворце, который виден поэту «грозно спящим средь тумана». Не оправдывая тирании Павла, Пушкин не приветствует способы избавления от нее:

О стыд! О ужас наших дней!
Как звери, вторглись янычары.
Падут бесславные удары.
Погиб увенчанный злодей.

Пушкин вступает в литературное общество «Зеленая лампа», возникшее как продолжение старого «Арзамаса». Сохранив некоторые «арзамасские» традиции — атмосферу легкой шутки, свободу от всякой официальности, — оно было более политизированным: посвященные в дело декабристы считали «Зеленую лампу» негласным филиалом «Союза благоденствия».

Летом 1819 года Пушкин навестил родовую усадьбу Михайловское.

Итогом этого события явилось стихотворение «Деревня». Оно очень динамично: движутся чувства поэта, изменяясь у нас на глазах, движутся, как в панораме, картины деревенской жизни. Стихотворение открывается резким противопоставлением суетного и порочного мира столичной жизни с роскошными пирами, забавами и заблуждениями миру русской деревни с шумом дубрав, с тишиной полей, с «вольной праздностью — подругой размышлений».

Юношеская вольность и свобода нашли полнокровное художественное воплощение в последнем произведении петербургского периода — в поэме «Руслан и Людмила». С удивительной легкостью и свободой Пушкин преодолевает барьеры между своим и чужим, прошлым и настоящим, высоким и низким. Теплый, все принимающий юмор Пушкина сглаживает в повествовании острые углы, узаконивает неожиданные и дерзкие переходы от серьезного к смешному, от исторического к частному, от западноевропейского к русскому. Поэма Пушкина артистична и театральна.

Но чем звучнее становился юношеский голос Пушкина, тем мрачнее были тучи, сгущавшиеся над его головой. Как водится, нашлись завистники и недоброжелатели, которые нашептывали в уши государя о шалостях Пушкина, о его обидных эпиграммах, в одной из которых император величался «кочующим деспотом». Обидчивый и мнительный Александр не выдержал и заявил, что с Пушкиным надо кончать, что он «наводнил» всю Россию «возмутительными стихами». Только усиленные хлопоты влиятельных друзей спасли Пушкина от намерения государя сослать дерзкого поэта в Сибирь или упечь его в Соловецкую тюрьму. 6 мая 1820 года он выехал из Петербурга на юг с назначением на службу в канцелярию генерал-лейтенанта И. И. Инзова. Это была фактически первая политическая ссылка эпохи царствования Александра I.

Пушкин оставил Петербург в сложный период своей жизни, связанный не только с невыносимыми обидами, которые ему пришлось пережить: вместе с этими обидами наступал естественный возрастной перелом — кризис перехода от юности к молодости, сопровождающийся мучительными поисками самоопределения, становлением личности. <Оность с ее восторженным и доверчивым принятием самых разнообразных впечатлений уходила в прошлое. И тут на помощь Пушкину пришел романтизм, устремления которого органически совпадали с внутренними потребностями поэта. Наступает этап увлечения поэзией Байрона. Пушкин изучает английский язык, чтобы читать его произведения в подлиннике.

Пушкин написал элегию «Погасло дневное светило. », открывающую романтический период его творчества в годы южной ссылки. Главный мотив элегии — прощание с Петербургом, с отрочеством и юностью; элегия исполнена тоски и печали. Поэт устремляется к отдаленным берегам полуденной земли, упоенный воспоминаниями об оставленном, о былом:

И чувствую: в очах родились слезы вновь;
Душа кипит и замирает;
Мечта знакомая вокруг меня летает;
Я вспомнил прежних лет безумную любовь,
И все, чем я страдал, и все, что сердцу мило,
Желаний и надежд томительный обман.

Хотя петербургская жизнь и напоила его горькой отравой обид и «низких истин», она не смогла убить в душе поэта ни «возвышающий обман» первой любви, ни радость творческих вдохновений, ни сердечное тепло дружеских уз. Разрыв с прошлым у Пушкина не лишен сожалений, а в будущем он хотел бы воскресить все доброе, что оставил за собой. Обетованная земл». отдаленный берег, который грезится поэту сквозь дымку вечернего тумана, обещают вернуть утраченную надежду, веру и любовь. Потому и торопит он бег корабля, и вверяется доверчиво прихоти волнующегося под ним океана.

После Пушкин принимается за работу над поэмой «Кавказский пленник», которую Д. Д. Благой не без основания считает элегией, развернутой в лироэпическую повесть. Личный, лирический мотив звучит уже в «Посвящении Н. Н. Раевскому», которое открывает поэму:

Я рано скорбь узнал, постигнут был гоненъем;
Я жертва клеветы и мстительных невежд.

Но и в главном герое поэмы, кавказском пленнике, есть многое, идущее от пушкинской судьбы и пушкинского сердца:

Людей и свет изведал он
И знал неверной жизни цену.
В сердцах людей нашел измену,
В мечтах любви безумный сон.

В следующей поэме «Бахчисарайский фонтан» Пушкин использовал крымские впечатления — местную легенду о безответной любви хана Гирея к плененной им польской княжне Марии. Особенно удачной в поэме оказалась ключевая сцена диалога ханской возлюбленной Заремы с Марией. Здесь Пушкин проницательно столкнул нравы мусульманского Востока с нравами христианского Запада. Для Заремы любовь — это чувственная страсть со всеми земными ее атрибутами: физической красотой, внешней привлекательностью, знойной чувственностью. Всеми этими качествами наделена Зарема и совершенно обделена Мария, поэтому возлюбленная хана понять не может, чем Мария смогла прельстить Гирея:

Но ты любить, как я, не можешь;
Зачем же хладной красотой
Ты сердце слабое тревожишь?

Но оказывается, что чувственные чары далеко не исчерпывают смысла любви. В Марии есть то, чего совершенно лишена Зарема, — высокая и одухотворенная культура человеческих чувств. Пушкин прямо указывает на ее христианский источник:

Там день и ночь горит лампада
Пред ликом Девы Пресвятой.
И между тем как все вокруг
В безумной неге утопает,
Святыню строгую скрывает
Спасенный чудом уголок.
Там сердце, жертва заблуждений,
Среди порочных упоений
Бранит один святой залог,
Одно божественное чувство.

«Всемирная отзывчивость» Пушкина проявилась в умении достоверно передавать быт и нравы, образ мысли человека мусульманской культуры.

Ранняя лирика Пушкина многозвучна и красочна, разнообразна по тематике и жанрам. Юное перо стремительным росчерком рисовало прелестные картины жизни, создавало необычайно яркие образы. Современники были в восторге от сладкозвучной лиры юного гения.

В статьях о творчестве Пушкина В. Г. Белинский писал: «Можно сказать без преувеличения, что Россия больше прожила и дальше шагнула от 1812 года до настоящей минуты, нежели от царствования Петра до 1812 года. В двадцатых годах текущего столетия русская литература от подражательности устремилась к самобытности: явился Пушкин».

«Он при самом начале своем уже был национален, — говорил Гоголь. — Все уравновешено, сжато, сосредоточено, как в русском человеке, который не многоглаголив на передачу ощущения, но хранит и совокупляет его долго в себе, так что от этого долговременного ношения оно имеет уже силу взрыва, если выступит наружу».

Искусство Пушкина — это искусство поэтических формул, сжатых и емких художественных обобщений общенационального масштаба и значимости. Поэтом мобилизуются все возможности русского языка, вся заключенная в нем образная энергия. По замечанию Ю. Н. Тынянова, «слово стало заменять у Пушкина своею ассоциативною силою развитое и длинное описание». И такое стало возможным у Пушкина потому, что он обладал необыкновенной чувствительностью к самому духу национального языка, открывая его глубокие исторические корни, прочищая дорогу к скрытым в его недрах драгоценным рудам. Уже в ранней лирике Пушкина мы наблюдаем его бережное отношение к слову, к поэтическому строю речи, к изображению действительности во всем ее многообразии. С юных лет рукой гения водило провидение, мастерство его в легкости и изяществе слога — это не только труд, но и дар небес.

купить мбор 5ф и другую огнезащиту от ООО «КРОСТ», в том числе маты прошивные базальтовые, огнезащитную краску. Полный ассортимент огнезащитных материалов.

«Чувства добрые я лирой пробуждал. » (лирика А.С.Пушкина)

Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина.
В.Г.Белинский

Пушкин-великий поэт и прозаик 19 века.Его произведения всегда глубоки по смыслу, интересны и поучительны.Пушкин писал о том, что волновало обыкновенных русских людей того времени:о несправедливости, тирании, крепостном праве, о смысле жизни, о дружбе и о любви.Поэтому темы его произведений до сих пор остаются волнующими, животрепещущими и интересными читателю.Проживая различные жизненные ситуации, Пушкин старается отразить их в произведении и подвергает его героев различным испытаниям, расскрывая читателю разнообразие человеческих образов.Лирический герой Пушкина сложен и многогранен, его образ-это духовно богатая, патриотичная и свободолюбивая личность, протестующая против деспотизма и тирании, верящая в торжество справедливости, готовая бороться и отстаивать свои убеждения.Вместе с тем герою Пушкина не чуждо чувство прекрасного:дружба, любовь, рассуждения о смысле жизни, близость к природе.Лирический герой поэта-это совокупность положительных качеств самого Пушкина.
Лирика Пушкина-это отражение его собственных чувств и переживаний.С помощью героев своих произведений Пушкин раскрывает читателю частичку своей души, его призывы и признания всегда искренны.
Центральное место в лирике Пушкина занимает тема свободы и патриотизма.Во многом на творчество поэта оказало влияние его дружба с декабристами.Свободолюбивые порывы и жажда справедливости проявляются в знаменитой оде «Вольность».Главная мысль оды в том, что страной должен управлять просвещенный правитель, то есть тот человек, который понимает, какую ответственность он несёт за каждый свой поступок, осознаёт значимость закона и прав человека.Пушкин предупреждает:
Тираны мира! трепещите!
и призывает угнетённый народ бороться за свободу:
А вы мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!
Поэт убежден в том, что ни тюрьмы, ни алтари не оградят тирана от мести народа:
И днесь учитесь, о цари:
Ни наказанья, ни награды,
Ни кров темниц, ни алтари
Не верные для вас ограды.
Поэтому Пушкин призывает царей перейти на сторону закона:
Склонитесь первые главой
Под сень надёжную Закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.
Но обращение Пушкина осталось без ответа.За столь дерзкое обличение пороков того времени поэта ждала ссылка.
Многие вольнодумные стихи Пушкина адресованы друзьям и единомышленникам.Таким является стихотворение «К Чаадаеву».В его строках поэт призывает друга посвятить жизнь освобождению народа:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
В Пушкине живет глубокая надежда и вера в светлое будущее Родины:
Товарищ, верь:взойдёт она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
В стихотворении «Деревня» поэт обличает главный порок России-крепостное право.Лирический герой видит «везде невежества убийственный позор».Это стихотворение построено на противопоставлении:в первой части перед читателем предстает умиротворенная жизнь деревни, идилия окружающей природы.Эта красота близка и дорога каждому русскому человеку.Читая строки
Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья,
проникаешься чувствами лирического героя, понимаешь, что именно единение с миром природы приносит ему покой и вдохновение, то, чего не может дать шумная и пустая жизнь столицы.Лирический герой стихотворения впервые чувствует себя по-настоящему свободным и счастливым.
Во второй части Пушкин обличает «барство дикое» и «рабство тощее».Даже здесь, в прелестном «пустынном уголке» процветает тирания и рабство:
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца.
Но несмотря на жизнеутверждающие призывы в стихотворении «К Чаадаеву», в «Деревне» у Пушкина нет абсолютной уверенности, что страна будет освобождена от крепостничества.Поэт понимает, что его мечта еще очень далека от осуществления:
Увижу ль, о друзья!народ неугнетённый
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдёт ли наконец прекрасная заря?
Какую бы тему не затрагивал Пушкин, в его стихах торжествует разум.Поэт остаётся верен своему девизу:»Да здравствуют музы!Да здравствует разум!»В духе торжества разума написана знаменитая «Вакхическая песня». Пушкин посвящает это стихотворение духовным человеческим радостям.»Вакхическая песня»-это позитивный, жизнеутверждающий гимн человеческому разуму:
Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма!
Но на смену юношескому задору приходят философские размышления о смысле жизни, ностальгия по ушедшим дням.Теме жизни и смерти посвящено прекрасное стихотверение поэта «Брожу ли я вдоль улиц шумных. «В стихотворении говорится о неизбежности смерти.Но, несмотря на грустную тему, стихотворение просветлено мудрым взглядом на мир, несмотря на тоску по юности, Пушкин уступает место новому, молодому поколению:
Младенца ль милого ласкаю,
Уже я думаю: прости!
Тебе я место уступаю:
Мне время тлеть, тебе цвести.
В стихотворении ощущается светлая грусть и смирение. Мысли Пушкина о смерти неотделимы от мыслей о вечности:
И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.
Еще одно стихотворение о размышлениях о жизни-«Вновь я посетил. «Это произведение Пушкина не просто филосовское и грустое, оно возвышенное и светлое.Пушкин понимает, что его время прошло, и он смиренно приветствует новое поколение:
Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! не я
Увижу твой могучий поздний возраст,
Когда перерастешь моих знакомцев
И старую главу их заслонишь
От глаз прохожего.Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум, когда,
С приятельской беседы возвращаясь,
Веселых и приятных мыслей полон,
Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.
И в этом, и во многих других филосовских стихотворениях поэт открывает самые простые и вечные истины.Именно благодаря простоте философская лирика Пушкина стала бессмертной классикой.
Огромное место в творчестве Пушкина занимают стихотворения, посвященные дружбе.Дружба для поэта всегда была священна, из нее он черпал вдохновение.Друзьями поэта были близкие по духу люди, дружбу с которыми Пушкин пронес через всю жизнь.Одно из первых стихотворений, посвященных дружбе,- «Пирующие студенты».Стихотворение наполнено юмором, шутками над друзьями и весельем.После окончания лицея в стихотворении «К Чаадаеву» Пушкин с легкой грустью вспоминает об этой беззаботной поре:
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман.
Стихотворение «19 октября»-это размышление, грусть, полное одиночество:
Печален я:со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку,
Кому бы мог пожать от сердца руку
И пожелать веселых много лет.
Но, несмотря на одиночество, воспоминания о друзьях помогают жить,поднимают поэту настроение, несмотря не ссылку, Пушкин мыслями и душой с друзьями.Дружба спасает его от «сетей судьбы суровой», помогает поэту преодолеть трудный период жизни,дает надежду на скорую встречу с друзьями,веру в то, что их союз ничто не в силах разрушить:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа,неразделим и вечен,-
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз
Куда бы нас не бросила судьбина,
И счастие куда б не повело,
Все те же мы:нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Особенно ярко талант дружбы в поэте расскрывается после поражения декабристского восстания.Пушкин поддерживал друзей во время ссылок и передавал через их жен свои жизнеутверждающие стихотворения.Пушкин не изменил своим убеждениям.Надежда поэта на торжество свободы отражается в ободряющем стихотворении «В Сибирь», в котором он убеждает друзей в том, что все что они сделали для Родины не напрасно:
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут-и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
Друзьям-декабристам посвящено и стихотворение «Арион», в котором Пушкин рассказывает об их трагической участи:
. В тишине
На руль склонясь, наш кормщик умный
В молчанье правил грузный челн;
А я — беспечной веры полн-
Пловцам я пел.
Несмотря на гибель пловцов-декабристов, певец Арион сохраняет верность своей благородной миссии, идеалам и убеждениям.»Я гимны прежние пою»,-говорит герой.
Особое место в творчестве Пушкина занимают стихотворения, посвященные любви.Поэт первым с такой глубокой искренностью рассказал о любви, возвышающей человека.Мне кажется, самым изумительным стихотворением о любви является стихотворение «Я помню чудное мнгновенье. «, которое Пушкин посвятил А.П.Керн.Поэт умеет найти удивительные слова, чтобы описать действие любви на человека:
Душе настало пробуждение:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В этом стихотворении отразилось все: и грустные и нежные воспоминания, и горестное сознание утраты, и воодушевляющие сердце чувства.
Такой же глубиной мысли и чувства наполнено и стихотворение «На холмах Грузии. «:
Мне грустно и легко;печаль моя светла.
Унынья моего ничто не мучит, не тревожит.
Однако чувства, переполняющие автора уже иные:его сердце уже не может не любить.Перед читателем предстает чистое чувство, свойственное любому человеку.
Не менее высокое и нежное чувство открывается перед нами и в стихотворении «Я вас любил. «Здесь Пушкин показывает, что настоящая любовь не эгоистична.Это светлое, бескорыстное чувство, это желание счастья любимому человеку:
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.
«Я вас любил. «- драматическое произведение о неразделённой любви.Любовь героя еще не остыла, она живет в нем и волнует его душу:
Я вас любил безмолвно,безнадежно,
То робостью, то ревностью томим.
Однако, несмотря на силу своей любви, герой не смеет беспокоить дорогую ему женщину.Он сознательно побеждает свои чувства, так как покой любимой для него важнее собственных терзаний:
Я не хочу печалить вас ничем.
Стихотворения о любви Пушкина поражают благородством, пылкостью и искренностью чувств героя.
Тема красоты русской природы всегда занимала значительное место в творчестве Пушкина.Родная природа дорога поэту, с помощью пейзажей Пушкин описывает внутреннее состояние души, настроение, переживания.Ближе всех остальных времен года для поэта была осень.»Из годовых времен я рад лишь ей одной»,-пишет автор.Осень полностью отражает внутренний мир поэта, его унынье и тоску.Осень предстает перед нами действительно очаровательной порой, достойной любования.Она-символ увядания, но за ее унылостью скрывается стремление к новой жизни:
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Природа пробуждает все лучшее в сердце поэта, осенью его душа расцветает:
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят-я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн.
Также яркое отражение природа находит и в лирических отступлениях в романе «Евгений Онегин».В отступлениях романа Пушкин дает чудесное описание пейзажей, его стихи полны радости,грусти о прошедших днях:
Как грустно мне твое явление.
Весна, весна
Пора любви?
Какое томное волнение
В моей душе, в моей крови.
Еще одно прекрасное произведение о природе-стихотворение «К морю».Здесь Пушкин выражает свои самые сокровенные чувства, наполняя стихотворение глубокими философскими размышлениями о жизни и смерти, свободе и неволе, человеческой судьбе.
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещещь гордою красой.
Море не просто олицетворяется в стихотворении, оно превращается в живое существо-друга, которому поэт расскрывает свою душу.Но и с этим единственным оставшимся у него в мире другом нужно проститься:
Прощай же, море!Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.
В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.
Природа в лирике Пушкина играет особенную роль.Наедине с природой поэт полностью расскрывается духовно, находит умиротворение и гармонию.
А.С.Пушкин оставил после себя неоценимое наследие. Темы для произведений поэт черпал из собственной жизни, личных переживаний.Его убеждения и призывы, чувства и ощущения всегда искренни, они исходят из глубины души.Стихи Пушкина учат быть неравнодушным к несправедливости, бесправию, тирании, делают человека духовно богаче, нравственно чище, человечнее, чувствительнее к переживаниям других людей, заставляют задуматься о ценностях и о смысле жизни, смерти и вечности. Благодаря лирическим произведениям поэта человек становится ближе к природе, учится видеть красоту вокруг себя, находить гармонию и умивотворение с окружающим миром.Поэзия Пушкина — целый мир добрых чувств, каждое из которых — «благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное».

46186 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»:

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / «Чувства добрые я лирой пробуждал. » (лирика А.С.Пушкина)

Смотрите также по разным произведениям Пушкина:

Сочинение прощание с пушкиным

Иван Айвазовский и Илья Репин. Пушкин у моря
(Прощание Пушкина с Черным морем).

1887. Холст, масло.
Центральный Пушкинский Музей. Пушкин, Россия.

Из череды великих мастеров кисти явился мастер, который всецело посвятил свое дарование «свободной стихии», как окрестил море Пушкин, и стал ее преданным певцом. Этим мастером был Иван Айвазовский.

Из рассказа И.B. Долгополова .

Когда будущему художнику исполнилось десять лет, нужда заставила семью Гайвазовских отдать маленького Ованеса «в люди» — работать в кофейне у грека Александра.

Кофейня. Горький чад кухни. Дым. Гул голосов и бесконечная цепь серых, нудных будней. Суета, тычки.

И вот однажды один из посетителей кофейни стал читать стихи Пушкина, посвященные гибели Байрона в Греции в боях за освобождение страны от иноземного ига, и вмиг перед глазами десятилетнего паренька предстала набережная Феодосии. Тихий, тихий вечер — и встреча.

Он вдруг вспомнил светлые, лучистые глаза смуглого, курчавого молодого человека, которого увидел во время приезда туда брига с семьей героя Отечественной войны 1812 года генерала Раевского. Фамилия юноши с огненными глазами, так запомнившимися маленькому Онику, была Пушкин. Лишь через ряд лет судьба сведет их снова, уже в столице Санкт-Петербурге, на выставке картин молодого художника Ивана Гайвазовского.

На одной из академических выставок в Санкт-Петербурге (1836) встретились два художника — художник пера и художник кисти. Знакомство с Александром Сергеевичем Пушкиным произвело неизгладимое впечатление на молодого Айвазовского. «С тех пор и без того любимый мною поэт сделался предметом моих дум, вдохновения и длинных бесед и рассказов о нем», — вспоминал художник. Пушкин с большим одобрением отозвался о работах талантливого студента Академии художеств. 

Айвазовский всю жизнь преклонялся перед талантом величайшего русского поэта, посвятив ему позже (около 1880) целый цикл картин. В них он соединил поэзию моря с образом поэта.

Картина Прощание А.С.Пушкина с Черным морем была создана в год пятидесятилетия со дня гибели А.С.Пушкина. Над этой картиной Айвазовский работал в содружестве с Ильей Ефимовичем Репиным . Репин писал в этой картине фигуру Пушкина, Айвазовский — пейзажный фон. Это одна из лучших картин на пушкинскую тему.

В тот же год была написана и другая картина Пушкин на берегу Черного моря . Позднее, в 1899 году, Айвазовский написал картину Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал .

Сочинение по поэме Александра Пушкина «Полтава»

В поэме «Полтава», которая была написана великим русским поэтом А.С.Пушкиным, поднимается волновавшая каждого жителя России того времени тема исторической судьбы великого и могущественного государства.

В свое время «Полтава» не была по достоинству оценена современниками А.С.Пушкина. Причиной этому послужил необычный стиль написания этого произведения, к тому же подобных этому произведений не существовало, что послужило еще одной причиной для непопулярности этого произведения. Однако, несмотря ни на что, Пушкин был на самом деле восхищен

В поэме «Полтава» воспевались героизм и стойкость русского народа в нелегкой битве. Кроме прочего Пушкин в своем произведении восхвалял такую известную личность, как Петра l и проводит параллель между этим прекрасным правителем России и гетманом Украины Мазепой.

Основной темой «Полтавы» являлся героизм русской нации, способность русского народа во что бы то ни было отстоять свое государство и защитить Родину. Как считал Пушкин, Россия показала свою самостоятельность и твердую силу воли и духа,

Так же Пушкин в своем произведении раскрыл тему общности народа, проживающего на территории России. Александр Сергеевич пытается донести до читателя то, насколько дружен и силён каждый человек вне зависимости от национальности, проживающий в России.

Тема судьбы человека, который не принимал прямого участия в войне, так же затронута А.С.Пушкиным. Эта тема раскрыта на примере Марии- возлюбленной Мазепе. Несмотря на все тяготы своей судьбы, лишения и проклятия, эта героиня находит свое собственное счастье, тем самым доказывая всем, что человек сам волен распоряжаться своей судьбой.

Эта реалистичная по своему содержанию поэма словно погружает читателей в обстановку времен Северной войны. Поэма написана в стиле украинских «дум», что придает ей еще большую выразительность и близость к народу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: