Москва XIX века

Старая Москва
История архитектуры и градостроительства

МОСКВА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

Падение крепостного права во второй половине XIX века повело к развитию промышленности и торговли, к строительству железных дорог и росту городов. Население Москвы возросло с 448 000 в 1852 году до 1043000 в 1897 году и 1 617 000 в 1912 году (но с пригородами). «Медленнее росла площадь города, увеличившаяся с 7100 в черте Камер-Коллежского вала до 9125 в границе 1878 года я до 11 460 га к концу века (с пригородами). Вслед за Николаевской железной дорогой (1851) были построены Курская (1860), Нижегородская (1861), Казанская (1862), Северная (1862) и Белорусская (1870). На рубеже XX века были построены Рязано-Уральская (1862-1899), Киевская (1899), Савеловская (1900) и Балтийская (1901). Последней (1902-1908) была выстроена Окружная железная дорога.
Московский железнодорожный узел строился без связи с планом города. Все московские вокзалы — тупикового типа, они плохо связаны между собой и слишком удалены от городского центра.
Линии железных дорог проходили по городской территории по хордам и пересекали радиальные городские магистрали. Окружная железная дорога была мала и мешала росту города (особенно на юг). Товарные станции находились в черте города.
Размещение промышленных предприятий происходило в Москве без какого-либо плана. Наиболее крупные промышленные районы сложились на Пресне, в Марьиной Роще, на Благуше, в Лефортове, в Рогожско-Симоновском районе и в Замоскворечье. Фабрики тяготели к рекам и железным дорогам. Особенно много фабрик было построено на юге и юго-востоке города вдоль Яузы и Москвы-реки, поблизости от линий Курской, Казанской и Нижегородской железных дорог (Гужон, Дангауэр, Кайзер, Бромлей, Рябушинский и т. д.).
Многие заводы строились выше городского центра, по течению реки, с подветренной стороны (Трехгорная мануфактура на Пресне, Трехгорный пивоваренный завод др.). Заводы возникали среди жилых кварталов, заселенных рабочими (Бром-лей, фабрики вдоль водоотводного канала).’ Впрочем, существовали фабрики (не говоря о складах) и в Китай-городе и даже на архитектурно выгодных участках берега Москвы-реки против Кремля (завод Густав Лист, электростанция трамвая, фабрика Эйнем).
Застроенная фабриками, загрязненная сточными водами, перегороженная Бабьегородской плотиной, Москва-река надолго утратила свое былое значение. Яуза получила характерное название «Язвы».
В XIX веке исторически сложившаяся планировка Москвы была сохранена и, вследствие отсталого характера русского капитализма, только незначительно улучшена введением красных линий и пр.
Между тем площадь города выросла. Радиальные улицы непомерно удлинились, но их изломы и недостаточная ширина сохранились. Пучок радиальных магистралей стягивал все движение к центру города и создавал хронический затор транспортных потоков на Театральной площади и Лубянке. Кольцевые улицы были плохо приспособлены для нужд транспорта (узость проезжей части и здания в торцах бульваров). К тому же число кольцевых улиц было недостаточно (Камер-Коллежский вал так и не сомкнулся в кольцо).
Концентричность городских зон Москвы повела к тому, что центр города не мог свободно расти, будучи окружен жилыми районами; в свою очередь, жилые районы были со всех сторон окружены поясом промышленных предприятий, а последние охвачены стальным кольцом железных дорог.
Московская городская дума не составила общего проекта переустройства Москвы. Регулирование текущего строительства производилось по «планам регулирования» семнадцати полицейских частей города, составление и утверждение которых длилось с 1886 по 1901 год.
К концу XIX века Москва стала расти в основном в северном направлении. Предназначенные для застройки местности получали предельно упрощенную планировку. Они расчленялись на небольшие прямоугольные кварталы, ориентированные по меридиану. Так были спланированы на окраинах районы Писцовых улиц, Марьиной Рощи и Черкизова.
Реконструктивные мероприятия в самом городе были очень незначительны, что объяснялось как наличием частной собственности на землю, так и отсутствием у «отцов города» понимания задач градостроительства. Основным планировочным мероприятием, выполненным Московской городской думой за полвека ее хозяйничанья, было устройство Ново-Рязанской улицы и Рязанского проезда в малозастроенной части города.
Наиболее «эффектным» планировочным мероприятием Думы было отчуждение и покупка у дворянина Хомякова 55 квадратных сажен ненужной ему земли («Хомякова роща»), на углу Кузнецкого переулка и Петровки, почти за 40000 рублей!
Жилищная нужда в капиталистической Москве резко обострилась. В Москве преобладали низкие деревянные дома. Число одноэтажных зданий составляло 51,5%, двухэтажных — 39,7%; деревянных зданий было около 75%. Застройка московских кварталов была невысока, но плотна; в среднем она равнялась 40% и доходила до 60%.
Архитектура капиталистической Москвы была отмечена общей печатью упадка и ретроспективизма.
В архитектуре конца века наметились две тенденции. Первая стремилась возродить «русский» стиль, понимаемый, однако, как более или менее удачное приспособление архитектурных деталей византийского, московского или псковско-новгородского стилей для украшения фасадов современных зданий — универмагов, гостиниц, вокзалов и особняков.
Характерными общественными зданиями конца века были Исторический музей (Шервуд, 1875-1883). Политехнический музей (Монигетти и Шохин, 1874-1877), Верхние и Средние торговые ряды (Померанцев, 1888-1892, и Клейн, 1898). Городская дума (Чичагов. 1890-1892). В условном «русском» стиле были построены и дом Щукина на Грузинской улице, дома Цветкова и Перцевой у Кропоткинских ворот и многие другие. Русифицированные одежды получили даже некоторые вокзалы, как, например, Северный (Шехтель, 1906).
Вторая архитектурная тенденция состояла в переносе в Москву созданного на Западе стиля модерн и предвоенного конструктивизма. Наиболее крупными зданиями этого направления являются: бывший универмаг Мюра и Мерилиза (Клейн, 1909) и гостиница «Метрополь» (Валькот и Кекушев, 1900). Пожалуй, наиболее пошлыми чертами «венского модерна» отличался особняк Рябушинского на Малой Никитской (Шехтель, 1902).
В предвоенные годы (1900-1912) было построено много зданий, воскрешавших архитектурные формы любого из стилей прошлых эпох. Наиболее строгие здания этого периода принадлежат Жолтовскому (дом Тарасова на Спиридоновке, 1910). Беспринципным является особняк Морозова на Воздвиженке (Марызин, 1899). Лучшие архитекторы того времени (вернее, безвременья) были скорее архитектуроведами и эклектиками, чем зодчими. Худшие же были просто дельцами.
Капитализм принес резкое ухудшение архитектуры зданий, но строительная техника (сравнительно с началом века) значительно двинулась вперед. Ведущим типом нового здания стал многоэтажный дом.
Радиально-кольцевая структура Москвы, сложившаяся в XVI веке, наполнилась при капитализме новым содержанием. Это создало бесконечное число затруднений, устранить которые отсталый русский капитализм оказался не в состоянии.
«Стихийно развивавшаяся на протяжении многих веков Москва отражала даже в лучшие годы своего развития характер варварского российского капитализма. Узкие и кривые улицы, изрезанность кварталов множеством переулков и тупиков, неравномерная застройка центра и периферии, загроможденность центра складами и мелкими предприятиями, низкая этажность и ветхость домов при крайней их скученности, беспорядочное размещение промышленных предприятий, железнодорожного транспорта и других отраслей хозяйства и быта мешают нормальной жизни бурно развивающегося города, в особенности городскому движению, и требуют коренного и планомерного переустройства». (О генеральном плане реконструкции Москвы. Постановление НК СССР и ЦК ВКП (б). Москва, 1935.).
Эта задача переустройства решена Сталинским планом реконструкции столицы.

Отчет Минкульта. В российском «Голливуде» появится Москва XIX века

В рамках рабочей встречи с Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным Министр культуры России Владимир Мединский рассказал о работе ведомства и ходе мероприятий в рамках Года российского кино, развитии киноиндустрии в стране, ходе реализации программы поддержки отечественного кинематографа.

Владимир Мединский сообщил, что за три года удалось поднять долю российского кино в прокате до 18 процентов. Для сравнения, в 2012 году она составляла 16 процентов.

Еще одним важным достижением он назвал достижение стопроцентной эффективности и прозрачности продажи кинобилетов, сообщает mkrf.ru.

Минкультуры России открывает кинотеатры в центрах культурного развития, которые строятся в соответствии с указами Президента РФ от 7 мая, и в цирках. Также Министр культуры упомянул о Музее кино, который 20 лет назад потерял свое помещение. Теперь он расположится в павильоне на ВДНХ, где в настоящее время проходят ремонтные работы. Музей кино может распахнуть свои двери в начале 2017 года.

Киноконцерн «Мосфильм» в апреле откроет натурную студию, где будет построена Москва XIX века, сообщил министр культуры Владимир Мединский президенту.

Мы в апреле открываем то, чем всегда гордился Голливуд, натурную студию на «Мосфильме». Там будет построена Москва XIX века. Далее. Три года назад вы приняли решение восстанавливать «Ленфильм». В мае «Ленфильм» откроет свои новые производственные цеха и павильоны.

Министр отметил, что также в конце года студия «Союзмультфильм» обретет собственное здание рядом с «Останкино».

История Москвы

Вы здесь

Архитектура Москвы XIX века

В начале XIX века Москва больше походила на большую деревню. Множество домов с мезонином, особняки богачей в центре, купеческие хоромы, а на окраинах – хижины и лачуги, обнесенные покосившимися заборами. И огороды, огороды, огороды… Улочки – узкие, затейливо изгибающиеся и порой представляющие такой лабиринт, что заблудиться легко. В центре Москвы – чистенько, потому что площади и центральные улицы дворники чистили. Зато окраины – сплошь грязь, навоз и непроходимые чащобы перелесков, бескрайние поля и пустыри. Примитивные фонари, укрепленные на выкрашенных когда-то в серую краску столбах, уныло освещали вечерами улочки в центре города.

Пожар 1812 года практически уничтожил старую Москву. После войны с Наполеоном город начинает застаиваться, но уже по новому, основательно, на века.

Застраивается Арбат, все больше принимая вид нынешнего культового места. От Кремля до Смоленской площади вытянулась улица Смоленская. А до Твери проложена широчайшая дорога – та самая, которая сейчас носит название Ленинградского шоссе.

Сразу 16 почти параллельных улиц строятся возле Измайловского парка. Они раньше и назывались: 1-ая Парковая, 2-ая Парковая и т.д. А центральной магистралью в Измайлово стал Сиреневый бульвар.

После пожара строятся уже не особняки, а огромные многоэтажные здания. Москва растет вверх и вширь, Это объясняется и тем, что после памятных событий 1861 года в город хлынула волна переселенцев. Для сравнения: численность населения Москвы в начале XIX века составляет около 300 тысяч человек. К концу столетия в первопрестольной жили уже больше миллиона жителей.

Особая примета времени – доходные дома. Владельцы выстраивали многоэтажные здания, в которых устраивали миниатюрные квартирки. Их сдавали по дешевке всем тем, кто искал жилье в Москве: рабочим и студентам, мещанам и бедным купчикам. Такие дома выросли на Арбате и Ходынке, близ Сухаревки. Самый большой доходный дом был выстроен на лубянке – не месте владений Н.Мосолова.

Лужники, кстати, еще не были присоединены к Москве. В XIX веке это место было отдано под откуп купцам, которые сдавали землю под огороды. В конце столетия в Лужниках открывается сразу несколько фабрик.

На Зубовском бульваре были построены знаменитые провиантские склады по проекту В.Стасова. Это здание считается одним из лучших образчиков классической архитектуры, несмотря на отсутствие привычных для этого стиля колонн.

В конце XIX века все больше стало появляться затейливых зданий в стиле новомодного модерна. Это особняки богатого московского купечества: дома Морозовых, Носовых, Рябушинских.

Наиболее значимые постройки в Москве в XIX веке:

• здание Московского государственного университета на Моховой;

• на месте срытого земляного вала устроили Садовое кольцо;

• вокзал Северной железной дороги на Каланчевской площади – яркий образчик модернизма;

• верхние торговые ряды на Красной площади;

• Большой и Малый театры:

• здание Консерватории на Большой Никитской.

В 1839 начинается строительство Большого кремлевского дворца под руководством архитектора К.Тона. На первом этаже размещались личные покои императора, второй этаж был отдан под парадные залы. Появились Георгиевский, Владимирский, Екатерининский залы. Большая часть помещений повторяла черты «русско-византийского стиля», а интерьер украшали малахитом и мрамором, лепниной и росписью, изделиями из бронзы и фарфора.

Тот же К.Тон в 1851 году строит Оружейную Палату, музей-сокровищницу, в которой хранится огромное количество регалий Романовых, изделия оружейных мастеров, собрание золотых и серебряных украшений и много других экспонатов.

Из памятников, украсивших первопрестольную в XIX веке, нельзя не отметить памятник Минину и Пожарскому, установленный на Красной площади в 1818 году.

Глобальные изменения в архитектуре Москвы начнутся уже после революции 1917 года. А пока Москва еще была златоглавой, по-купечески размашистой, роскошной, с настоящим русским духом, не отравленным всепроникающим дыханием запада, как это было в северной столице.

В центре Москвы отреставрируют главный дом усадьбы XIX века в Крапивенском переулке

МОСКВА, 7 сентября. /ТАСС/. Главный дом усадьбы XIX века в центре Москвы будет отреставрирован и приспособлен под размещение офисов. Об этом в среду сообщили в пресс-службе столичного комитета по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (Москомстройинвеста).

«Градостроительно-земельная комиссия города Москвы (ГЗК) одобрила проект градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) по адресу: Крапивенский пер., вл. 3, стр. 1 (ЦАО) для реставрации объекта под офисы. В настоящее время по указанному адресу расположен объект культурного наследия «Главный дом, начало XIX в., 1829 г., 1848 г.», который входит в ансамбль «Усадьба Ф. Я. Гасса — И. Н. Иванова — Катуаров, XIX в.». Площадь существующего строения составляет 395 кв. м», — сказали в пресс-службе.

По словам ответственного секретаря ГЗК, председателя Москомстройинвеста Константина Тимофеева, «проектная документация на реставрацию здания будет согласована с уполномоченным органом в сфере охраны объектов культурного наследия, поскольку указанный объект является памятником».

После завершения реставрационных работ в здании будут расположены офисы, что соответствует основному виду разрешенного использования земельного участка, пояснили в пресс-службе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: