Москва — &nbsp А

Москва &nbsp в творчестве &nbsp А . С . Грибоедова &nbsp и &nbsp А . С . Пушкина

Александр Грибоедов так же, как и Пушкин, родился и вырос в Москве. В комедии «Горе от ума» Грибоедов отразил быт и нравы московского барства, которое хорошо изучил, вращаясь в этих кругах. Еще в давние времена народ говорил о Москве, что это не город, а целый мир. Чем стремительнее становится бег нашего времени, тем страшнее представить себе, какой была Москва столетие назад, какие слои сменяли друг друга, какие нравственные устои одухотворяли ее облик. Литература оставила этот след, воспев Москву в своих произведениях. Москва Грибоедова и Пушкина, Толстого и ‘Чехова, Репина и Сурикова, Шаляпина и Чайковского отражена впечатляюще.
Я думаю, этот список можно продолжать целым рядом выдающихся имен.

В «Горе от ума» отражена эпоха после 1812 года. В художественных образах она дает яркое представление о русской общественной жизни 20-х годов XIX века. На первом плане широко и ярко показана барская Москва, которая возникает из разговоров и реплик персонажей комедии. «И награжденья брать, и весело пожить» — это идеал барской Москвы, это философия жизни фамусовского общества. Убежденные крепостники, невежественные люди, положение которых обязывало быть выше по уровню, боятся просвещения и новых взглядов потому, что понимают, что новая сила — сметет их как ненужный хлам, поэтому они стремятся к единению с себе подобными. В России назревали перемены, в Москву тоже проник дух свободомыслия. Чацкий, вернувшись в Москву, видит, что она не изменилась. Он говорит Софье: «Что нового покажет мне Москва, вчера был бал, а завтра будет два». Фамусов восхищается Москвой, видя в ней особый шик. Он заявляет: Решительно скажу: едва другая сыщется столица, как Москва! Любя Москву, Грибоедов сумел донести до нас ее облик с такой силой, что сейчас, спустя столько лет, думаешь о том, что это было вчера. Внешне перемены огромные, а суть осталась. Скалозуб о Москве отзывается «как о дистанции огромного размера», глупо утверждая, что после войны 1812 года она расцвела. Он говорит: «По моему сужденью, пожар способствовал ей много к украшенью». Разве это речь патриота, который любит свой народ и Россию? Фамусовское общество сделало Москву своей «кормушкой».

Если сравнить Москву Грибоедова с Москвой Пушкина, то невольно напрашивается мысль, а именно: годы идут, но мало что меняется в облике города и в психологии общества, населяющего этот город. Мать Татьяны Лариной ранее жила в Москве, попав в деревню, сначала плакала, но потом привыкла, смирившись со своей судьбой. Татьяну должна была ждать такая же ужасная участь: запертая в деревне среди диких людей, она волей-неволей вынуждена повторить жизнь своей матери, выйдя замуж за какого-нибудь отпрыска Скотининых, или ждать, когда ее повезут «в Москву, на ярмарку невест». Каким унизительным кажется нам подобное путешествие! Что, впрочем, позднее и происходит, Соседи советуют матери Татьяны: «В Москву, на ярмарку невест! Там, слышно, много разных мест». Соседи предлагают матери Татьяны деньги взаймы, по доброте душевной беспокоятся, как бы девушка не осталась незамужней. Только доброта их — на свой манер: не понимают они другого счастья, кроме своего. Бедная, бескрылая доброта бедного, бескрылого мира. Но мир этот властвует над Татьяной, он постановил: ехать в Москву. Она боится ехать, ей жалко расставаться со «своими рощами, лугами», о в то же время ее манит неизвестность. Решено, Ларины едут в Москву. («Дорожной скукою вполне, семь суток ехали они. «)

Пушкин любил Москву, хотя московское дворянство изобразил в насмешливых тонах. О самом городе он пишет:

Как часто в горестной разлуке, В моей блуждающей судьбе, Москва ,я думал о тебе! Москва! Как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось!

Пушкин умел отличать парадный, казенный патриотизм светских раутов от того народного патриотизма что живет в душе каждого честного человека. Москва пушкинской эпохи — это торговый город, обиталище старого российского барства, «ярмарка невест». Мир, в котором предстоит жить Татьяне, напоминает знакомое окружение Петушковых, Гвоздикиных и прочих.

В седьмой главе «Евгения Онегина» Пушкин изобразил московскую жизнь. В сознании поэта живут две Москвы: величественная, героическая и барская грибоедовская Москва, над которой он смеется. Быт московского барства хорошо знаком Пушкину. Эти старые, полуживые княжны, живущие событиями полувековой давности, их престарелые слуги, вяжущие чулки в передних, чтоб хоть как-нибудь заполнить тупое существование, эти жеманные восклицания, смешивающие языки «французский с нижегородским» — все это

Пушкин помнит с детства. Казалось бы, простые, милые люди, но у Пушкина они вызывают гнев;

Но в нux нe видно перемены, Все в них на старый образец.

О, как это похоже на московское общество Грибоедова!

Пушкин пишет: Иван Петрович так же глуп, Семен Петрович так же скуп, У Пелагеи Николавны. Все тот же друг мосье Финмуш, И тот же шпиц, и тот же муж.

Не так уж безобидны эти старушки, такие милые по отношению к Тане, ведь именно они объявили безумцем Чацкого, они изгнали его из Москвы. Пушкин сознательно напоминает цитату из Грибоедова: «Все тот же шпиц и тот же муж». О московском барстве Пушкин сказал очень мало, он только напоминает, что есть пьеса, в которой описаны эти самые люди в эту самую эпоху. Почему человек добрый по отношению к себе подобным становится страшен, когда выступает против чуждого ему нового движения? Ведь и Фамусов у Грибоедова не тиран, не деспот, а хлебосольный барин и любящий отец, но именно он оказывается во главе травли Чацкого Татьяне «душно здесь, она мечтой стремится к жизни полевой». Ольга, сестра Татьяны, вероятно, была бы без ума от московского бала, это посредственная натура, в деревне ее жизнь была поверхностной и неинтересной. Повторяя Грибоедова, можно сказать: «Дома новы, а предрассудки стары, не истребят ни годы их, ни моды, ни пожары». Мне кажется, эта фраза созвучна с пушкинскими строками: Все в них так бледно, равнодушно, Они клевещут даже скучно. И даже глупости смешной В тебе не встретишь, свет пустой

Мир, который представляла себе Татьяна, оказался вовсе не ярким, умным и интересным, а пошлым, вздорным и бесцельным.

Но, несмотря на все недостатки города, Пушкин и Грибоедов все-таки любили Москву. «Отечество, сродство и дом мой в Москве», — писал Грибоедов. В пушкинском плане седьмая глава называется «Москва». Три эпиграфа, каждый по-своему, раскрывают отношение поэта к старинному русскому городу. «Москва, России дочь любимая, где равную тебе сыскать?» — это восторженный отзыв поэта о городе, перед которым можно и нужно преклоняться, имя которого напоминает героические страница истории. Мне кажется, мы вряд ли читали бы сегодня «Евгения Онегина» и «Горе от ума», если бы Пушкин и Грибоедов не любили Москву. Ведь только любовь к Родине и ее народу побуждает писателей достоверно изображать все недостатки, присущие родному городу. Лермонтов писал: «Москва! Люблю тебя как сын, как русский. Сильно, пламенно и нежно!» И мне хочется верить, что хоть кто-нибудь из нас, русских, научится любить Москву так же пламенно!

купить мбор 5ф и другую огнезащиту от ООО «КРОСТ», в том числе маты прошивные базальтовые, огнезащитную краску. Полный ассортимент огнезащитных материалов.

Идеи декабризма в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Комедия “Горе от ума” была написана накануне декабрьского восстания 1825 года. Грибоедова связывали с декабристами и политические взгляды, и дружеские узы. Одно мнение было у них о самодержавии, необходимости отмены крепостного права, изменения политического строя России. Однако формально он не состоял членом ни одного тайного общества. Грибоедов не разделял взглядов своих друзей на методы ведения борьбы, не верил в успех ими задуманного. Он говорил, что “сто прапорщиков не в силах изменить государственный строй России”. Но он так тесно был связан с тайными обществами, что поражение их грозило и ему. Друзья понимали это, и решено было в случае неуспеха двух Александров (Грибоедова и Пушкина) не выдавать.
Тонкий дипломат, человек, превосходно разбирающийся в военном деле, прекрасный музыкант, композитор, Грибоедов прежде всего был гражданином своего Отечества. И он не мог не отразить в своем произведении тех пороков, что царили в крепостнической Российской империи. Комедия явилась острой и гневной сатирой на быт и нравы дворянской России, она как бы не впрямую, но очень угадываемо показала борьбу между консерватизмом помещиков-крепостников, отсталостью самодержавия и новыми настроениями, царившими среди прогрессивной дворянской молодежи.
Представителем этой молодежи в комедии является Александр Андреевич Чацкий. Чацкий — выразитель идей декабризма. Герцен писал, что если и отразился сколько-нибудь в русской литературе тип декабриста — то это в Чацком.
Биография Чацкого характерна для декабристов. Человек знатной дворянской фамилии, он воспитывался в доме друга отца, Павла Афанасьевича Фамусова, важного московского чиновника. Потом он “съехал” от них. Имел триста (или четыреста) душ крестьян. Служил в Петербурге. Молчалин говорит ему, что они слышали “с министрами про вашу связь, потом разрыв. ”. Как и многие передовые люди, Чацкий бросил службу. “Кто путешествует, в деревне кто живет. ” — рассказывает он о своих друзьях. Следовательно, есть друзья, Чацкий не одинок. Недаром он так часто произносит пугающее Фамусова “мы”: “где, укажите нам, Отечества отцы?”, “теперь пускай из нас один, из молодых людей. ” За каждым его словом сила нового поколения молодых людей, не требующих “ни мест, ни повышенья в чин”, а служащих делу своей Родины.
Декабристы прежде всего боролись за отмену крепостного права, раскрывали всю его паразитическую сущность.
Все гости Фамусова — помещики-крепостники.
Крепостного они не считают за человека, это их собственность, их вещь. Можно заставить его петь соловьем, пока танцуют и веселятся гости, можно выслать на поселение, отправить человека, выросшего в городском доме, в деревню “за птицею ходить”, как обещает Фамусов Лизе. Чацкий гневно обличает самодурство, “барство дикое” в монологе “А судьи кто?”. Вот перед нами

Нестор негодяев знатных,
Толпою окруженных слуг;
Усердствуя, они в часы вина и драки
И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг
На них он выменял борзые три собаки.

Были в ходу еще и’ крепостные театры. Но любители-помещики, державшие их, никогда не задумывались о тех трагедиях, что разыгрывались в жизни, а не на сцене, когда крепостных актеров, воспитанных в иных условиях, грамотных, образованных, знающих даже иностранные языки, отправляли обратно в деревню или продавали. Да и в самих театрах чаще царила плетка, чем муза. И таких “любителей” обличает Чацкий. Он восстает против самодурства и беззакония тех, кто, “великолепные соорудя палаты” и заимев друзей в суде, преспокойно живет себе “не видя слез, не внемля стону” (Пушкин).
Крепостничество неразрывно связано с бюрократизмом чиновничества. “Не служит, то есть в том он пользы не находит”, — осуждает Фамусов Чацкого. Для самого Фамусова служба — это не польза родине, до которой ему дела нет, а польза себе, средство укрепить свое положение и положение своих родственников: “При мне служащие чужие очень редки, все больше сестрины, свояченицы детки”.
Против такого отношения к службе и выступали декабристы. В знак протеста они бросали ее, уходили в отставку, уезжали в деревни.
Идеал Фамусова — Максим Петрович, который все чины добывал, “сгибаясь вперегиб”. Для единомышленников же Чацкого это уже предание. Идеал их — человек, который не торопится “вписаться в полк шутов”, “кто служит делу, а не лицам”, о чем, не скрываясь, говорит Чацкий. Эти слова вызывают у Фамусова бурю негодования: “Строжайше б запретил я этим господам на выстрел подъезжать к столицам”. Мы-то знаем, как относится к делу Фамусов: “А у меня что дело, что не дело, обычай мой такой: подписано — так с плеч долой”. И то, что Чацкий, как все передовые люди, не скрываясь, говорит о своем презрении к “низкопоклонникам и дельцам”, порождает у Фамусова неодолимое желание избавиться от таких людей, как Чацкий. “Не слушаю! Под суд!” — кричит он. В этом споре проявляется гражданственность Чацкого. “Я не поэт, я — гражданин”, — говорил поэт-декабрист Рылеев. Долг гражданина — служить на благо Отечества. И здесь мы видим связь Чацкого с декабристами.
Гражданственность Чацкого мы видим и в его борьбе против галломании, преклонения перед Западом. “Как с детских лет привыкли верить мы, что нам без немцев нет спасенья”, — с сожалением говорил он. Его обличительный монолог о встрече с французиком из Бордо — один из самых страстных. Передовые люди России, многие из которых вышли на Сенатскую площадь, боролись за национальную самобытность русского народа, против слепого подражания Западу. Горькая ирония звучит в словах Чацкого:

Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Чтоб умный, бодрый наш народ
Хотя б по языку нас не считал за немцев.

Декабристы были сторонниками всеобщего обучения. Они считали, что ученье должно охватывать всех и учить надо тому, что пригодится для служения Отчизне. Военные вводят систему ланкастерских обучений для солдат и солдатских детей.
Это отражено и в комедии. С негодованием рассказывает княгиня о педагогическом институте в Петербурге.

. С ума сойдешь от этих, от одних
От пансионов, школ, лицеев, как бишь их,
Да от ланкарточных взаимных обучений, —

слышится со всех сторон. И не зря нападают на ученье гости Фамусова: они чувствуют в этом опасность для себя. “Ученье — вот чума!” — восклицает Фамусов. Ему вторит Скалозуб. В этой их ненависти чувствуется сила того, что они ненавидят: сила ученья, живого слова.
Чацкий — представитель передовой молодежи. “Это — декабрист!” — писал Герцен, Чацкий близок к декабристам не только по своим идеям и воззрениям, но и по страстности убеждения, вере в правоту своих идей и справедливость своего дела. Грибоедова часто обвиняли в том, что Чацкий высказывает свои самые заветные мысли перед Фамусовым и ему подобными, что он “мечет бисер перед свиньями”. Но это не так. Во-первых, как и большинство декабристов, он верил, что если указать человеку недостатки его, то он исправится. Кроме того, Фамусов своей хвалебной “одой” Максиму Петровичу как бы бросил вызов Чацкому. “Вы, нынешние, ну-тка?” И Чацкий, беззаветно верящий в правоту своих слов и идеалов, не может не принять вызов. Софья? Чацкий борется за нее. Каждое его слово обращено к ней. И он уезжает, лишь поняв, что его усилия прошли даром.
Чацкий не уезжает, а бежит из Москвы. Он терпит поражение. Это как бы предчувствие поражения декабристов. Но как к Чацкому, так и ко всем декабристам можно отнести слова Гончарова, что Чацкий и декабристы сломлены количеством силы старой, но они нанесли ей смертельный удар качеством силы свежей. Декабристы были первыми. “. Передовой воин, застрельщик и всегда — жертва”, — продолжает Гончаров.
“Наш скорбный труд не пропадет, из искры возгорится пламя!” — писал из Сибири поэт-декабрист Одоевский. И ко всем им, декабристам, равно как и к Чацкому, можно отнести слова Пушкина:

Товарищ! Верь, взойдет она,
Звезда пленительного счастья.
Россия вспрянет ото сна
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

11045 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Идеи декабризма в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Смотрите также по произведению «Горе от ума»:

Пушкин Александр Сергеевич

«Светоч русской поэзии» Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве в семье Надежды Осиповны Ганнибал и Сергея Львовича Пушкина.

Как и большинство дворянских детей, первоначальное образование он получил в домашних условиях. Будущий поэт родился и воспитывался в литературной семье. И не просто в литератур­ной, а в поэтической. Родной дядя Пушкина, Василий Львович, прославился как автор комической поэмы «Опасный сосед». Сергей Львович сумел создать прекрасную атмосферу для развития поэтического дара своего сына.

Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Изображение поместного дворянства в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина и в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя.

Пушкин и Гоголь – великие русские писатели 19 века. Заметное место в их творчестве занимает изображение быта высшего слоя общества. И Пушкин, И Гоголь, каждый из показывает его по-своему. Роман “Евгений Онегин”, мне кажется, занимает центральное место в творчестве Пушкина.

Это не только &copy A L L S o c h. r u самое крупное по размерам произведение, но и самое широкое по охвату тем, характеров, картин, мест. За широту изображения русской жизни, за глубину типических образов и богатство мыслей В. Г.Белинский назвал его”энциклопедией русской жизни”. По нему, действительно, можно судить об эпохе, изучать жизнь России в 10-20 годах 19 века.

Хотя это время подъема национального самосознания, начало организованного революционного движения, абсолютное большинство дворянства не было затронуто этими процессами. Поэт дал нам яркие картины провинциального дворянства. Поместное дворянство всегда считалось главной опорой трона. Посмотрим, как рисует его Александр Сергеевич. Перед нами проходит галерея обра!

зов и типов. Как ни убога жизнь помещиков по сравнению с человеческим идеалом, все же, на мой взгляд, они симпатичнее, чем столичная знать. Уже только потому, что большинство из них занимаются хозяйством, а значит, имеют дело в руках. Ведь у высшего света дела-то никакого нет. То, что барин живет рядом, следит за благосостоянием крестьян, тоже немало. Но все-таки какая поразительная убогость!

Смотря глазами образованного человека, Онегина, мы видим портреты сельских прожигателей жизни. Вот дядя Онегина, который “лет сорок с ключницей бранился, в окно смотрел и мух давил”. Вот помещики, которые только и говорят о хозяйстве, псарне, вине и своей родне. Низкая культура, отсутствие высоких духовных интересов, подражание иностранному, боязнь нового и какая-то душевная лень вот характерные черты многих из них. В них много жестокости, причем часто неосознанной.

Это то, что поэт назвал “барство дикое”. Так, мать Лариной сама “служанок била осердясь”. Все они боятся нового, что может ограничить их власть. Это особенно видно по их отношению к Онегину, когда Ярем он барщины старинной Оброком легким заменил… Соседи-помещики увидели в этом “страшный вред”, а его ославили, как “опаснейшего чудака”.

С другой стороны, в этих людях видно и то, что не может не нравиться: простота, хлебосольство, сохранение старых русских традиций. поместное дворянство видится в остросатирическом плане. При всем различии их объединяют паразитизм, убогость внутреннего мира, пренебрежение интересами других людей, пустое провождение времени, сплетничество и прочее. Пушкин открыто смеется или иронизирует над этим обществом, хотя порой с грустью говорит о сельской простоте или с умилением вспоминает свои забавы.

Несомненно, в этом своем романе он является продолжателем сатиры Фонвизина так же, как и Грибоедова. И темы, и ситуация у трех этих писателей порой сильно похожи. Это значит, что они отражали то типичное, что было характерным для тогдашней России. Заложенные традиции сатиры стали основой для ее расцвета позже. Белинский говорил, что “без “Онегина” был бы невозможен”Герой нашего времени” та! к же, как без “Онегина” и “Горя от ума” Гоголь не чувствовал бы себя готовым на изображение русской действительности, исполненное такой глубины и истины.

Гоголь находил, что сюжет , подсказанный Пушкиным, хорош тем, что дает полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и создать множество самых разнообразных характеров. В «Мертвых душах» Гоголь создал типичные портреты помещиков, отразив характерные черты целого сословия, раскрыл духовное обнищание и моральное вырождение этого класса, хотя сам писатель и не думал делать столь решительных выводов. Однообразный круг приемов позволил художнику выставить напоказ консерватизм, отсталость провинциальной жизни, замкнутость и ограниченность помещиков, подчеркнуть застой и умирание. В образе обходительного, сладкоречивого Манилова показаны бесхозяйственные, расточительные помещики.

Ум хозяина занят пустой, несбыточной мечтой. Недаром утвердилось выражение «маниловские мечтания» в смысле бесполезн! ых, безжизненных фантазий.

Используя выражение Белинского, можно сказать, что Манилов «старший брат» Обломова, в котором эта помещичья лень достигла крайней степени. Писатель характеризует его как пустого фразера: куда ему до России, если он не может навести порядок в собственном хозяйстве. Манилов слезливо благодушен, лишен живой мысли и настоящих чувств.

Совершенно другим предстает Собакевич. Это крепкий хозяин, отпускающий ради своей выгоды крестьян на оброк и заработки. Его портрет, в котором дано сравнение с медведем, обстановка в доме, резкость отзывов, поведение за обедом во всем подчеркнута животная сущность помещика. С такими «господами жизни», конечно, нельзя было вывести страну из экономической отсталости, хотя для крестьян Собакевич лучше, чем Плюшкин.

Под стать собственнической натуре Собакевича и «дубиноголовая» Коробочка, которая набирает потихоньку деньжонок и боится продешевить «мертвые души». Ограниченность и тупоумие довершают характер стал «прорехой на человечестве». Крестьяне доведены до такого обнищания, что десятками бегут от него и сотнями мрут, а он утверждает, что народ завел от праздности привычку «трескать».

Душа Плюшкина окаменела, чувства притупились. Такой помещик, как Плюшкин, не может быть опорой государства, двигать вперед его экономику и культуру… Совершенная противоположность Плюшкину – Ноздрев.

Он готов все променять, проиграть, прогулять. Энергия его поразительна. Но вся она растрачивается по пустякам и во вред людям. Гоголь наделил каждого помещика оригинальными, конкретными чертами. Но при этом его герои сохраняют родовые, социальные признаки: низкий культурный уровень, отсутствие интеллектуальных запросов, стремление к обогащению, жестокость в обращении с крепостными, нравственная нечистоплотность, отсутствие элементарного понятия о патриотизме.

Герцен говорил, что пом! ещики Онегина”. Произведениями Гоголя и Пушкина будет восторгаться еще не одно поколение.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: