Москва Марины Цветаевой

В Программу литературного образования МИРОСа в 7-м классе входит блок произведений, посвящённых теме Петербурга и Москвы. Предлагаем вашему вниманию возможный вариант работы со стихотворениями А.Ахматовой “Как люблю, как любила глядеть я. ” (1916) и М.Цветаевой “Москва! Какой огромный. ” (1916).

акой город лучше: Москва или Петербург? Вопрос столь же наивен, как и детское: “А если встретятся слон и кит, кто кого поборет?” Интересно здесь другое: какие образы и переживания возникают у человека, услышавшего названия двух великих российских столиц? Попробуйте закрыть глаза и всмотреться в картины, возникающие в вашем воображении. Именно с этого задания можно начать разбор двух стихотворений о Москве и Петербурге.

В качестве домашнего задания, предшествующего уроку сравнения двух стихотворений, предлагается выучить стихи наизусть и выписать определения двух столиц из цикла Цветаевой “Стихи о Москве” и из стихов о Петербурге Ахматовой 1913–1916 годов. Группа учеников выполняет индивидуальное задание – наблюдение за использованием прилагательных и существительных, обозначающих цвет, в этих циклах двух поэтесс.

Продолжим работу над стихотворениями вопросом: в чём видят цель сравнения стихотворений “Москва! Какой огромный. ” и “Как люблю, как любила глядеть я. ” сами ученики? Что общего в стихотворениях? Чем они отличаются? Очевидно, ученики скажут о том, что интересно сопоставить восприятие поэтами городов, которые они считают родными (Цветаева, как известно, родилась в Москве; Ахматова, родившаяся в Одессе, родным городом считала Петербург). Увлекательно разбираться в поэтических образах Москвы и Петербурга, двух столиц-соперниц. Какими предстают в поэтических текстах великие столицы?

Заманчиво сравнивать эти стихотворения, помня о дате их написания: 1916 год. Пройдёт совсем немного времени, и известные события до неузнаваемости изменят облики двух городов, запечатлённых в стихах Цветаевой и Ахматовой. И конечно, “опытному читателю” важно научиться разбираться в образах и мотивах лирического произведения. Всё это в целом поможет читателю приблизиться к художественному миру поэта.

Возросший в начале XX века интерес к Петербургу в определённой степени объяснялся тем, что в 1903 году отмечался двухсотлетний юбилей города. За первые два десятилетия нового века было создано множество прозаических и поэтических произведений, посвящённых северной столице. Возникла своеобразная мода на Петербург. Связано это было и с появлением плеяды талантливых петербургских поэтов – Блока, Гумилёва, Ахматовой, Мандельштама, Нарбута. Известны слова А.Блока, сказанные им в 1913 году: “Петербург был прекрасен, когда никто не замечал его красоты и все плевали на него; но вот мы воспели красоту Петербурга. Теперь уже все знают, как он красив, любуются на него, восхищаются!”

Итак, каков же город, возникающий в стихах о Петербурге А.Ахматовой (1913–1916)? Петербург предстаёт перед читателем как новая столица, блаженная колыбель, тёмный город у грозной реки, торжественная брачная постель; город, горькой любовью любимый; солея молений моих, строгий, спокойный, туманный, пышный гранитный город славы и беды; грешник, видящий райский //Перед смертью сладчайший сон.

стихотворении “Как люблю, как любила глядеть я. ” всего два предложения. Первое из них – признание в любви (которая была и есть: люблю сейчас, любила в прошлом). Возможно, хотя весьма спорно, начало – отголосок пушкинского “Люблю тебя, Петра творенье, // Люблю твой строгий, стройный вид. ” Второе предложение – обращение к городу.

Петербург Ахматовой – антично-пушкинский, соединяющий античную красоту (прекрасные надводные колонны) и могущество победы над стихией (закованная Нева). Стихотворение написано анапестом. Задумаемся над тем, какое впечатление вызывает звуковой строй начала стихотворения? Согласные звуки “л–бл–л–бл–гл” в первой строке создают ощущение плеска волн, движения воды.

Кто является героем (героями) стихотворения? Очевидно, что в стихотворении Ахматовой три героя: я – мы – столица (ты), но предстают они перед читателем в иной очерёдности, нежели в стихотворении Цветаевой: сначала я (лирический герой, от имени которого звучит признание), затем город (закованные берега, балконы, куда столетья не ступала ничья нога, столица – этот образ развивается) и, наконец, мы – безумные и светлые.

Какой предстаёт северная столица в изображении поэта? Город-сон, город-мираж, встающий над водой, мимо которого течёт время и который может исчезнуть в одно мгновение, – таков Петербург в стихотворении Ахматовой. Пророчески звучит строка перед смертью сладчайший сон – уходит город прошлых столетий, могучий, стоящий на закованных берегах Невы. Это город, который пронизан ощущением одиночества, – столетья не ступала ничья нога. Время, в которое Петербург особенно красив, – белые ночи (длится // Тот особенный, чистый час // И проносится ветер майский). Стихотворение передаёт движение времени, его длительность и одновременно мимолётность, скоротечность. Красота Петербурга – это красота запечатлённого мгновения, которое тянется столетия, но может исчезнуть в любое мгновение. Это же ощущение хрупкости и силы наполняет заключительные строки, которые завершены многоточием. Можно задуматься над тем, что обозначает этот финальный знак препинания в стихотворении.

Лирический герой ведёт разговор с городом на равных. И в то же время возникает неуловимое ощущение неравенства. Кто для кого создан? Петербург – сладчайший райский сон и грешник, видящий этот сон перед смертью, и мы – безумные и светлые. Петербург для “нас” или “мы” для Петербурга? Ахматова отвечает: “И воистину ты – столица // Для безумных и светлых нас”. Очевидна “избранность” лирического героя, для которого и создан прекрасный город.

Предложите ученикам рассказать, как они понимают слова Лидии Гинзбург о том, что одной из сцен, на которой разыгрывается действие лирических произведений Ахматовой, является “город с конкретными чертами быта, со спецификой Петербурга”. Если сможете, назовите “конкретные черты быта Петербурга” в стихотворении “Как люблю. ”. Согласны ли вы с этими словами Гинзбург? Аргументируйте свою точку зрения.

торое стихотворение, предложенное семиклассникам для внимательного прочтения, относится к цветаевскому циклу “Стихи о Москве” (1916), часть которого связана с “наездами и бегствами” Мандельштама, которому увлечённая им Цветаева “дарила Москву”. Стихотворения написаны после поездки в конце 1915 года в Петербург и, подобно всем трём циклам сборника “Вёрсты”, посвящены поэтам-петербуржцам: “Стихи о Москве” – Мандельштаму, имена двух других включены в названия циклов: “Стихи к Блоку” и “Стихи к Ахматовой”.

Цикл представляет собой лирический дневник (о жанре поэтического дневника Цветаевой см.: Гаспаров М.Л. Марина Цветаева: От поэтики быта к поэтике слова). “Мои стихи – дневник, моя поэзия – поэзия собственных имён. Закрепляйте каждое мгновение, каждый жест, каждый вздох. Нет ничего неважного. Всё это будет телом вашей оставленной в огромном мире бедной, бедной души”, – пишет Цветаева в известном предисловии к сборнику “Из двух книг”, поясняя свою установку на дневник и поэтизацию быта.

Если из “Стихов о Москве” 1916 года выписать определения Москвы, получится следующая картина: дивный град, мирный град, нерукотворный град, город сорока сороков, отвергнутый Петром, привольное колокольное семихолмие, странноприимный дом.

Уже при внимательном чтении первых строк возникает образ, способный пролить свет на восприятие Москвы Цветаевой: “Москва! Какой огромный // Странноприимный дом!”

Трёхстопный ямб и стяжение согласных скв, гр, мн, стр, нн, пр, мн создают впечатление огромного ограниченного пространства, дома-храма, в котором гулко раздаются удары невидимого колокола. Это же впечатление подтверждается на лексическом уровне: Москва – “странноприимный дом”, приют и пристанище для всех бездомных на Руси. Отношение Цветаевой к Москве как к дому, в котором она – хозяйка, принимающая гостей или дарящая (передающая) свои владения, характерно вообще для её стихов о Москве.

В стихотворении три героя: Москва (ты) – мы – я. “Всяк на Руси бездомный. // Мы все к тебе придём. ” Мы все (целое) в другом стихотворении этого же цикла – “московский сброд, юродивый, воровской, хлыстовский” – бездомные, клеймёные, каторжные, с ножом за голенищем, увечные, но с верой в душе стремящиеся к сердцу Москвы (Иверской часовне Божьей Матери возле Красной площади). Это цветаевский образ русского народа, мятежного и противоречивого. Из целого “мы” выделяется в финале индивидуальное “я” – образ лирического героя, целующего святую Московскую землю. Москва предстаёт перед читателем одновременно как благословенная земля (И льётся аллилуйя на смуглые поля) и женщина (Я в грудь тебя целую). На образ женщины указывает и неожиданный эпитет смуглые, применимый к человеческому телу и связывающийся в восприятии стихотворения скорее с грудью, нежели с полями, заставляющий вспомнить холмы, на которых стоит Москва.

Итак, Москва – странноприимный дом, место, где исцеляются все раны, сердце Руси, женщина, благословенная земля. Москва зовёт к себе, зов её слышен издалека, и на него откликнется “всяк на Руси”.

Стихотворение, проникнутое любовью к городу, заключается характерным цветаевским риторическим восклицанием – признанием в любви к Москве.

Цвета Москвы в восприятии Марины Цветаевой – цвета русской иконописи: синий, золотой, красный – червонные купола, багряные облака, дорожка чёрная, синева, синева подмосковных рощ, церковки золотоглавые, червонное сердце, красная кисть рябины. Яркая, красочная картина!

Цветаевская Москва – сказка, впитавшая многовековую историю Московского княжества с русскими святынями и золотыми куполами, наполненная колокольным звоном. Возможно, это ответ на петербургскую поездку, стремление создать противовес “миражу” Петербурга и традиционное сопоставление двух столиц.

Объединяет стихотворения ощущение избранности поэта, но понятой по-разному: Цветаева – избранная московским людом, она его голос; Ахматова – избранная из избранных, голос русской петербургской поэзии. Оба стихотворения содержат обращение к городу на “ты” как к равному – и у Цветаевой, и у Ахматовой.

так, читателю посчастливилось встретиться с экспрессивным стихотворением Цветаевой, начинающимся восклицанием, обращением к Москве и им же заканчивающимся, и стихотворением Ахматовой, подобным графическому наброску, чёрно-белой гравюре, на которой изображён город-призрак. В отличие от заклинания-молитвы Цветаевой стихотворение-кружево Ахматовой напоминает плеск невской волны.

Завершить работу над сравнением двух стихотворений можно письменной работой “Москва Цветаевой и Петербург Ахматовой” (по двум или нескольким стихотворениям поэтов), или “Мой Петербург и Петербург А.Ахматовой”, или “Моя Москва и Москва М.Цветаевой”.

Москва Марины Цветаевой

Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Дом-музей Марины Цветаевой»

121069, г. Москва,
Борисоглебский пер., д. 6, стр. 1

8 (905) 584 84 90 (организация экскурсий)
8 (495) 695-35-43 (организация мероприятий)

График работы Дома-музея Марины Цветаевой

Вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье – 12.00–19.00

Выходной день – понедельник

Касса прекращает свою работу за 20 мин. до закрытия музея

Санитарный день – последняя пятница месяца

Каждое третье воскресенье месяца вход в музей бесплатный

Стоимость билета
Взрослый: 300 р.
Льготный: 150 р.

Экскурсия «Москва Марины Цветаевой»

Марина Ивановна Цветаева родилась в сентябре 1892 года в Москве в Трехпрудном переулке, недалеко от Патриарших прудов, в семье профессора Ивана Владимировича Цветаева.

Рассказ о жизни и творчестве Цветаевой в тех уголках Москвы, которые тесно связаны с ее жизнью. Это Трехпрудный переулок (где провела детство Марина Цветаева), Арбат и переулки (где жили родственники и друзья Марины Цветаевой, у которых она часто бывала), Волхонка (ГМИИ им. А.С.Пушкина создан И.В.Цветаевым), Поварская («Дом Ростовых» — место службы Марины Цветаевой), Бульварное кольцо, Университетская церковь, Борисоглебский переулок (дом Марины Цветаевой, где она прожила с 1914 по 1922 г.г. – сейчас «Дом-музей»).

М. И. Цветаева

Марина Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года в семье, связанной с искусством и наукой. В этот день по православному церковному календарю отмечается праздник апостола Иоанна Богослова. Ее отец, Иван Владимирович Цветаев был блестящим филологом и искусствоведом, основавшим Музей изящных искусств имени императора Александра III (ныне Московский музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). Мать – пианистка Мария Мейн, учившаяся у А. Г. Рубинштейна. Дед ее сводных сестры и брата — историк Д. И. Иловайский.

Зимой семейство Цветаевых жило в Москве на улице Сивцев Вражек,19. Лето проводили в г. Тарусе Калужской губернии и периодически выезжали за границу в Италию, Швейцарию, Германию для лечения матери, тяжело болевшей чахоткой (туберкулезом). Она скончалась от болезни в 1906 году. Мать очень сильно повлияла на Марину, которую она хотела видеть только музыкантом – юная Марина писала стихи на русском и французском уже в 6 лет.

Дети получили отличное образование, свободно говорили на французском и немецком языках. В 1903 году Марина училась во французском интернате в Лозанне в Швейцарии. В 1904-1905 гг. – немецкий пансион во Фрейбурге в Германии. Летом 1909 г., когда юной Цветаевой исполнилось 16 лет, она поселилась в Париже и посещала курс старинной французской литературы в Сорбонне.

1910 год – первая публикация стихов Марины Цветаевой, осуществленная на свои собственные средства. Сборник «Вечерний альбом» благосклонно встретили мэтры поэтического цеха Валерий Брюсов, Максимилиан Волошин, Николай Гумилев. Следующие книги стихов были изданы в 1912 году, сборник «Волшебный фонарь», сборник «Из двух книг» в 1913 году и поэма «Чародей» в 1914 году. Марина Цветаева тесно общается с московскими символистами и активно участвует в деятельности при издательстве «Мусагет». Гостеприимный Максимилиан Волошин привечал Марину в Коктебеле в 1911, 1913, 1915, 1917 годах в своем знаменитом доме в Крыму.

В 1911 году Марина встречает Сергея Эфрона и в начале 1912 года выходит за него замуж. В сентябре у молодоженов рождается дочь Ариадна. В 1914 году у Марины Цветаевой завязываются сложные отношения с поэтессой и переводчицей Софией Парнок, давшие толчок поэтическом циклу «Подруга» и прекратившиеся в 1916 году.

В 1917 году у Марины и Сергея родилась дочь Ирина, умершая от голода в 3 года в московском приюте.

Годы военного лихолетья 1918 – 1919 гг. Марина Цветаева была в Москве. Ее муж Сергей Эфрон воевал в Белой армии, после разгрома армии Деникина осел в Чехии. Цикл стихов «Лебединый стан» она посвятила белому движению. В это же время были написаны пьесы и поэмы «Егорушка», «Царь-девица», «На красном коне» (1921 г.), изданы книги «Версты» (1921-1922 гг.) и «Ремесло» в (1923 г.).

В 1922 году Марина Цветаева вместе с дочерью Ариадной – Алей уехала в Берлин и затем переехала в Чехию в Прагу, к мужу. Там она написала «Поэму Горы» и «Поэму Конца». В 1925 году родился сын Георгий — Мур и вся семья перебралась в Париж. Но семью преследовали несчастья и нищета. Сергей Эфрон был обвинен в связях с НКВД, Марину Цветаеву печатали мало и нерегулярно. Вышел только один сборник «После России» в 1928 году, включивший стихи 1922-1925 годов. В 1930 году был написан поэтический цикл «Маяковскому» , чье самоубийство потрясло ее.

В эмиграции Марина Цветаева начинает писать прозу, которая хорошо издается: «Живое о живом» — воспоминания о Максимилиане Волошине в 1933 году, «Пленный дух» об Андрее Белом, «Дом у старого Пимена» в 1934г., «Мать и музыка»1935 г., «Мой Пушкин» в 1937 г., «Повесть о Сонечке» в 1938 г. В 1938-1939 гг. родился цикл «Стихи к Чехии» как реакция поэта на политические события в мире — захват А.Гитлером Чехословакии.

Дочь Ариадна уехала в 1937 году в СССР. Следом бежал туда ее отец Сергей Эфрон, будучи замешанным в политическом скандале. В этом же году отец и дочь были арестованы. Сергей Эфрон расстрелян в 1941 году. Ариадна реабилитирована после 15 лет репрессий в 1955 году.

Цветаева с сыном остались в Париже – в 1939 году они приехали в Советскую Россию. Жилья и работы для «возвращенцев» не было – стихи не печатались, в Союзе писателей отворачивались от жены и матери «врагов народа». Марина Цветаева, чтобы выжить, начала переводить Федерико Гарсиа Лорку. В начале войны Марина Цветаева с сыном уезжает в эвакуацию в Елабугу на реке Каме.

31 августа 1941 года Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством. Похоронена 2 сентября 1941 года на Петропавловском кладбище в г. Елабуге – точное место ее могилы неизвестно. С 2000-х годов по решению Союза писателей Татарстана гранитное надгробие, среди висячих цепей, именуется «официальной могилой М. И. Цветаевой».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: