Мой стих шагнёт через хребты веков…»

Методические материалы в помощь изучению жизни и творчества В.В. Маяковского

«Я сразу смазал карту будня,

плеснувши краску из стакана. »

Антипова, А. Стихи и книги Маяковского: Лекция из цикла «125 лет с Маяковским» [Видео] // YouTube – Россия

Большухин, Л. Беседа о неизвестном Маяковском : Лекция в рамках проекта « Mayakovsky Global Poster Campaign » [Видео] // YouTube – Россия

Булавка, Л.А. Поэзия и личность В.В. Маяковского на фоне революции : Семинар [Видео] // YouTube – Россия

Быков, Д. 1914 год. Владимир Маяковский «Облако в штанах» : Лекция [Видео] // YouTube – Россия

Быков, Д. Маяковский. Самоубийство, которого не было: Лекция [Видео] // YouTube – Россия

Быков, Д. Маяковский. Самоубийство революции: Лекция из цикла «Открытый урок с Дмитрием Быковым» [Видео] // YouTube – Россия

Быков, Д. Творчество Владимира Маяковского: Лекция. Курс «Русская литература XX века и старшеклассники» [Видео] // YouTube – Россия

Велехов, Л. Маяковский глазами Д. Быкова : Док. программа из цикла «Культ Личности» [Видео] // YouTube – Россия

Владимир Маяковский на кадрах кинохроники, 1918-1925. Живой голос поэта России: Док. фильм [Видео] // YouTube – Россия

Владимир Маяковский. Последний апрель: Док. программа [Видео] // YouTube – Россия

Волгин, И. В.В. Маяковский. «Облако в штанах» : Док. программа из цикла «Игра в бисер» [Видео] // ТВ-Культура

Головчинер, В.Е. О Маяковском: Лекция [Видео] // YouTube – Россия

Евлахишвили, С. В. Маяковский. «Я сам, и моя Революция»: Фильм о жизни и творчестве Маяковского (1969г.) [Видео] // YouTube – Россия

Журавлёв, Д.А. Влияние творчества В.В. Маяковского на отечественную поэзию: Лекция из цикла «Поэзия и личность В.В. Маяковского на фоне революции» [Видео] // YouTube – Россия

Исрапова, Ф. Маяковский. Раздвоение страдания: Лекция [Видео] // YouTube – Россия

Кацис, Л. «Про это» Владимира Маяковского и Александра Родченко: Лекция. Курс «Элементарные частицы русского авангарда» [Видео] // YouTube – Россия

Кацис, Л. «Я!» Владимира Маяковского и Льва Жегина: Лекция. Курс «Элементарные частицы русского авангарда» [Видео] // YouTube – Россия

Кошелева, М. Маяковский. Триумф и трагедия: Лекция из цикла «125 лет с Маяковским» [Видео] // YouTube – Россия

Краснова, М. Маяковский. Даешь изящную жизнь! (из истории выступлений): Лекция [Видео] // YouTube – Россия

Краснова, М. Маяковский – рекламист: Лекция [Видео] // YouTube – Россия

Краснова, М. Маяковский. Триумф и трагедия: Лекция [Видео] // YouTube – Россия

Кулагин-Бобров, Г. Владимир Маяковский: Док. программа из цикла «ЖЗЛ» [Видео] // YouTube – Россия

Леднёва, Ю.И. «Я сразу смазал карту будня». Маяковский и русский футуризм : Лекция из цикла «Время лекции» [Видео] // YouTube – Россия

Масленников-Войтов, О. Убийство Маяковского: Док. программа из цикла «Улика из прошлого» [Видео] // YouTube – Россия

Маяковский и Асеев: Лекция в OttawaU [Видео] // YouTube – Россия

Микушевич, В. «Я сам». Ставрогин и Маяковский: Док. программа из цикла «Магистр игры» [Видео] // Россия – Культура

Мирецкая, Е.В. Анализ поздних поэм В. Маяковского. «Про это», «Люблю», «Во весь голос», «Хорошо»: Урок литературы, 11-й класс [Видео] // YouTube – Россия

Млечин, Л. Маяковский. Последняя любовь, последний выстрел: Док. фильм из цикла «Особая папка» [Видео] // YouTube – Россия

Мухина, А.В. В.В. Маяковский: жизнь и творчество. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» : Урок литературы, 7-й класс [Видео] // InternetUrok

Мухина, А.В. Стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» : Урок литературы, 7-й класс [Видео] // InternetUrok

Нагорный, С. «Слушайте, товарищи потомки». Владимир Маяковский. Жизнь и творчество великого поэта: Док. фильм [Видео] // YouTube – Россия

Радомская, Т.И. Владимир Маяковский : Лекция из цикла «Русская культура» [Видео] // YouTube – Россия

Расков, О. Владимир Маяковский. Смерть поэта : Док. фильм из цикла «Тайны века» [Видео] // YouTube – Россия

Сазыкин, А.С. О поэзии В. Маяковского «Я хочу быть понят моей страной»: Лекция [Видео] // YouTube – Россия

Сиваченко, С. Владимир Маяковский: Учебный фильм [Видео] // YouTube – Россия

Смирнова, С.А. Владимир Маяковский «Облако в штанах»: Урок литературы, подготовка к ЕГЭ [Видео] // YouTube – Россия

Соболев, Л. В.В. Маяковский. Раннее творчество поэта: Лекция из цикла «Русская литература» [Видео] // YouTube – Россия

Соболев, Л. Владимир Маяковский. Творчество дооктябрьского периода: Лекция из цикла «Русская литература» [Видео] // YouTube – Россия

Соболев, Л. Маяковский. Тема любви: Лекция из цикла «Русская литература» [Видео] // YouTube – Россия

Соболев, Л. Маяковский. Тема поэта: Лекция из цикла «Русская литература» [Видео] // YouTube – Россия

Соболев, Л. Поэт Владимир Маяковский: Урок литературы, 11-й класс [Видео] // YouTube – Россия

Терехина, В. Маяковский о Революции, ожидаемой и реальной: Лекция [Видео] // YouTube – Россия

Триксель, А. Владимир Владимирович Маяковский: Док. программа из цикла «История в лицах» [Видео] // YouTube – Россия

Черный, Д.В. Владимир Маяковский: от футуризма к соцреализму : Лекция из цикла «Поэзия и личность В.В. Маяковского на фоне революции» [Видео] // YouTube – Россия

Ажина, А.Г. «Дрянцо хлещите рифм концом…» Сатирические стихотворения в поэзии Маяковского: Урок литературы, 11-й класс / А.Г. Ажина // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Акиншина, И.В. Тема поэта и поэзии в лирике В.В. Маяковского: Урок литературы, 11-й класс / И.В. Акиншина // Мультиурок

Альфонсов, В. Поэт – живописец: Маяковский – художник // Альфонсов, В. Слова и краски: очерки из истории творческих связей поэтов и художников. – С.-П., 2006.

Алямкина, В.А. В. Маяковский : поэт и человек : Урок литературы, 11-й класс / В.А. Алямкина // Мультиурок

Анахасян, А.В. Жизнь и творчество В. Маяковского. Маяковский и футуризм : Урок литературы, 11-й класс / А.В. Анахасян // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Аникина, О.А. Стихотворение В.В. Маяковского «Послушайте!». VII класс [Текст] / Аникина О.А. // Литература в школе. – 2006. – № 1. – С. 38-40.

Аннинский, Л. Владимир Маяковский: «Я не твой, снеговая уродина!» // Аннинский, Л. Серебро и чернь. – М., 1997. – С. 171-187.

Антропова, Г.А. Тема любви в творчестве В. Маяковского / Г.А. Антропова, О.Ю. Солдатова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Афонина, Н.Г. «Вам завещаю я сад фруктовый моей великой души…» : Раннее творчество В.В. Маяковского // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Ахцхецян, О.В. В.В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения и художественное своеобразие: Урок литературы, 7-й класс / О.В. Ахцхецян // Инфоурок

Бавин, С. Владимир Маяковский / С. Бавин // Бавин, С. Судьбы поэтов серебряного века: биогр. очерки / С. Бавин, И. Семибратова. – М., 1993.

Баканова, И.С. В.В. Маяковский и футуризм. Живопись, поэзия, кино : Урок литературы, 11-й класс / И.С. Баканова // Инфоурок

Бартенев, В. Одическая традиция в поэме «Владимир Ильич Ленин» // Литература – Первое сентября. – 2006. – № 20.

Баталова, А.А. Тема любви в лирике В.В. Маяковского : Урок литературы, 11-й класс / А.А. Баталова // Мультиурок

Баталова, Т.Н. В. Маяковский: «Я сам расскажу о времени и о себе» : Урок-портрет // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Баутина, Н.А. Ранняя лирика Владимира Маяковского : Урок литературы, 11-й класс / Н.А. Баутина // Мультиурок

Бельская, Л. Владимир Маяковский: Викторина для 11-го класса // Литература – Первое сентября. – 1995. – № 23.

Бондаренко, В.А. Поэтическое новаторство В. Маяковского. Ранняя лирика, стихи о любви : Урок литературы, 11-й класс / В.А. Бондаренко // Инфоурок

Булдыгина, Е.Н. Реклама Маяковского: вчера и сегодня: внеклассное мероприятие в 11 классе // Социальная сеть работников образования

Бурлуцкая, Е.А. Отражение «гримас» нового быта в сатирических произведениях В.В. Маяковского: Урок литературы, 11-й класс / Е.А. Бурлуцкая // Копилка уроков

Бурлуцкая, Е.А. «Художник и революция» в лирике В. Маяковского. Специфика традиционной темы поэта и поэзии : Урок литературы, 11-й класс / Е.А. Бурлуцкая // Копилка уроков

Бутымова, Ю.С. Серебряный век. Маяковский В.В. : Урок литературы, 11-й класс / Ю.С. Бутымова // Инфоурок

Быковская, Л.А. «Любовь – это сердце всего». Любовь в жизни В. Маяковского : Внеклассное мероприятие по литературе в 11 классе // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Вановская, Е.В. Возвращение к Владимиру Маяковскому (в контексте преподавания сценической речи) / Е.В. Вановская // Вестник СПбГУ. Серия 15: Искусствоведение. – 2015. – № 4. – С. 85-97.

Вилкова, Н.Ю. Анализ стихотворения В. Маяковского «Послушайте!»: Урок литературы, 11-й класс / Н.Ю. Вилкова // Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

Виноградова, М.М. Маяковский улыбается, Маяковский смеется, Маяковский издевается [Текст] : композиция по произведениям поэта / Виноградова М.М., Сафина З.Н. // Литература в школе. – 2004. – № 7. – С. 42-45.

Водопьянова, А.Б. Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство Маяковского: Урок литературы, 11-й класс / А.Б. Водопьянова // Учителя.com

Волков, С. Бегство от детства : стихи В. Маяковского для детей // Литература – Первое сентября. – 2008. – № 13.

Воронкова, И.А. «Позвольте представиться – Владимир Маяковский» : Урок литературы, 9-й класс / И.А. Воронкова // Инфоурок

Гаспаров, М. Л. Владимир Маяковский // Очерки истории языка русской поэзии ХХ века: Опыты описания идиостилей. – М., 1995. – С. 363–395.

Гиндин, С. Маяковский: стих, синтаксис, стиль : Поэт и лингвисты: дружба и взаимообогащение // Русский язык – Первое сентября. – 2003. – № 28.

Гиндин, С. Маяковский: словообразование, морфология, лексика : Язык поэта глазами младшего современника // Русский язык – Первое сентября. – 2005. – № 22.

Гладышева, Е.А. В.В. Маяковский. Биография и творчество : Урок литературы, 11-й класс / Е.А. Гладышева // Инфоурок

Голик, Н.А. «Я навек любовью ранен. » : Штрихи к портрету В. Маяковского // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Голобородько, И.Э. Мой Владимир Маяковский : Урок литературы, 11-й класс / И.Э. Голобородько // Инфоурок

Открытый урок литературы «Любовная лирика С.Есенина»

Разделы: Литература

  1. Обучающие:
    а) показать динамику развития любовной лирики Есенина;
    б) повторить литературоведческие понятия “тема”, “лирический герой”, “размер стиха”;
  2. Развивающие:
    а) расширить знания учащихся о творчестве Есенина;
    б) совершенствовать навыки выразительного чтения;
  3. Воспитательные:
    а) воспитывать эстетический вкус у учащихся;
    б) воспитывать интерес к произведениям русской литературы, поэзии;
  4. Здоровьесберегающие:
    а) воспитывать бережное отношение к своему здоровью (контроль за осанкой для профилактики сколиоза);
    б) проведение физкультминутки – зарядка для глаз.
  1. Лекция с элементами беседы.
  2. Аналитическое чтение.
  1. Портрет поэта.
  2. Песни и романсы на стихи Есенина в исполнении А.Малинина.

I. Организационный момент.

II. Работа по теме.

1. Вступительное слово учителя.

Много красоты и богатства таится в любовной лирике С.Есенина. В ней поэт проявляет с особой силой свое необыкновенное искусство. Любовь – одна из наивысших ценностей для Есенина.

О любви Есенин пишет уже в самых ранних своих стихах, истоки которых – в песенном русском фольклоре (“Подражание песне”, “Ты поила коня из горстей в поводу..” 1910г.) Любовь к женщине – лишь акцент в проявлении чувства любви ко всему земному, любимая часто представлена в образе природы.

2. Чтение стихов и комментарий к ним.

Обратимся к раннему творчеству Есенина.

а) “Не бродить, не мять в кустах багряных”

Это стихотворение посвящено юношескому увлечению Есенина – Сардановской Анне, с которой поэт был дружен в с. Константинове. Есенин с изумительной проникновенностью раскрывает красоту чистых отношений любимых в первом дуновении любви, восхищается любимой, озарившей сердце поэта.

б) Продолжением изображения весеннего половодья чувств в юношеских стихах можно считать стихотворение

“Выткался на озере алый свет зари”(1910 г.)

в) Настроения любовной лирики не находятся в статическом состоянии. Любовная лирика в городских стихотворениях поэта меняется. Город оторвал Есенина от “родины-рая”, и ощущение счастья стало ностальгическим переживанием, а земная “девушка – природа” стала мечтой – воспоминанием. Обратимся к циклу “Москва кабацкая”

Поэтичность, нежность сменил озлобленный цинизм, цинизм как защитная реакция, как отчаяние. Любовь низведена до плотской, до животной потребности, но в конце стихотворения – жалобное раскаяние: “Дорогая, я плачу, Прости…прости…”

Сам автор во “Вступлении к сборнику “Стихи скандалиста” дал собственное объяснение ряду мотивов и лексике “Москвы кабацкой”:

“Я чувствую себя хозяином в русской поэзии и потому втаскивают в поэтическую речь слова всех оттенков, нечистых слов нет. Есть только нечистые представления. Не на мне лежит конфуз от смелого произнесенного мной слова, а на читателе или на слушателе. Слова – это граждане. Я их полководец. Я веду их .”

По возвращении из-за границы осенью 1923 Есенин читал стихи “Москвы кабацкой” , и когда его упрекнули в упадничестве, поэт говорил, что он внутренне пережил “Москву кабацкую “и не может отказаться от этих стихов. К этому его обязывает звание поэта.”

(Стихи этого цикла “Снова пьют здесь, дерутся и плачут” “Пой же, пой. На проклятой гитаре”)

г) По возвращении из-за границы в 1923 г. Есенин пишет цикл стихов “Любовь хулигана”,в котором отмечаем отречение от “кабацкого” прошлого, очищение, спасение через любовь.

Какие чудесные слова и образы находит поэт для характеристики своей подруги, ее красоты и очарования! К лирическому герою приходит обновление.

д) Цикл “Любовь хулигана” посвящен актрисе камерного театра Августе Миклашевской, с которой поэт познакомился в августе 1923 г.

Трагический пафос, надрыв сменяется задушевностью, лиризмом, откровенностью:

е) В 1924–1925 г. Есенин работал над циклами стихов “Персидские мотивы”.Создание этого цикла Есенин задумал давно, с того времени, как познакомился с шедеврами персидской классики. Мысль о таком цикле возникла с мечтой о Персии. Цикл стихов – результат его трех поездок в Грузию и Азербайджан с осени 1924 по август 1925 г.

Это стихотворение посвящено Шаганэ Нерсесовне Тертерян (по мужу Тальян) – армянской учительнице, женщине интересной, образованной, прекрасно владевшей русским языком. Шаганэ увлекалась поэзией Есенина. Известно, что Есенин читал ей свои стихи, говорил с ней о достоинствах персидских поэтов, брал книги из ее домашней библиотеки.

Пленительна красота восточной природы, ласков южный ветер, легко сердцу поэта с любимой, но думы о родине и здесь не покидают поэта, неудержимо его влечет к себе земля дедов и отцов.

Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне…

– Кого напомнила Есенину красавица – армянка?

Обратимся к письмам Есенина, написанным в этот период. Большинство писем Есенина адресовано Галине Бениславской – журналистке московской газеты “Беднота”. Интересна ее родословная : по матери – грузинка, по отцу – француженка. Если предположить, что она сохранила материнские черты (восточные), то, возможно, внешне она чем-то похожа на Шаганэ.

“Персидские мотивы” – противовес “Москве кабацкой”

Улеглась моя былая рана –
Пьяный бред не гложет сердце мне.
Синими цветами Тегерана
Я лечу их нынче в чайхане.

ж) Анализ стихотворения

Особый интерес в творчестве Есенина представляют произведения, которые из эпистолярного жанра переходят в жанр песни. Обычно они называются “письмами” – к матери, сестре, деду, любимой женщине. В них рассказывается не только о настроениях лирического героя, но и о людях, событиях, связанных с ними.

– Какова основная тема стихотворения?

Поэма посвящена теме самоопределения личности в эпоху исторического перелома.

– Сколько частей можно выделить?

Две – Прошлое и настоящее героя.

– Какой прием используется для изображения прошлого и настоящего?

Антитеза. Части разделены отточием и противопоставлены по содержательным и эмоциональным признакам. “Тогда” и “теперь” разделяет не только время, это два этапа в жизни героя: мучительное, “плачевное” непонимание смысла происходящего и “праздник” обретения смысла существования, связанного с осознанием себя частицей истории земли.

– Каковы особенности размерного строения поэмы?

Благодаря вольному ямбу создается впечатление непосредственности рассуждения, а “лесенка”, разбивающая строфы, помогает выделить ключевые слова, находящиеся в начале или середине строки.

– Каким видит лирического героя?

Несмотря на прямое соотнесение с автором, герой предстает не его лирическим двойником, а эпическим воплощением образа человека, ищущего путь “в развороченном бурей быте”. Благодаря исповедальной интонации, повествование приобретает особую проникновенность.

Герой, пройдя через мучения, падения, угар,“избежал падения с кручи”, “Я стал не тем”. Любимая его не поняла. Во всех бедах он винит себя. Суть нового взгляда на мир состоит в принятии исторической закономерности поиска “новой жизни”, “новой славы”. “Вольность” и “светлый труд” – вечные ценности, к которым пришел лирический герой.

Это стихотворение посвящено первой жене С.Есенина Зинаиде Николаевне Райх. Отражены обстоятельства их расставания. Позднее она вышла замуж за режиссера Всеволода Мейерхольда.

Любовная линия сюжета проявляет глубинность изменений в личности лирического героя.

3. Обобщение, выводы.

Особенности этой темы.

  • а) Чувство к женщине сливается с любовью к Родине и жизни.
  • б) Прекрасен любящий человек, и страшна утрата живого чувства, замена его ненастоящим (суррогатом).
  • в) Тот, кто видит в гибком стане любимой светлую тайну, песню и мечту, обладает истинно человеческой красотой.

4. Прослушивание песен на стихи Есенина.

Многие стихи любовной темы стали песнями. И это вторая жизнь лирики поэта стала частью нашей жизни.

  • “Мне осталась одна забава” – в исполнении Александра Малинина.
  • “Клен ты мой опавший”

Д/з: выучить стихотворение любовной лирики С. Есенина.

конспект урока литературы 10 класс адресаты любовной лирики лермонтова

7 июн 2011. Проект по литературе. Предназначен для учащихся 10 класса. Тема проекта. Любовная лирика М.Ю. Лермонтова и ее адресаты. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», конспект урока по литературе. 1 авг 2012. план-конспект урока литературы 10 класс «Любовная лирика М.Ю. Лермонтова», 79.5. Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова. Основные темы и мотивы лирики Лермонтова: Конспект урока,. В.К. Творчество М.Ю. Лермонтова: Урок литературы 10-й класс // Фестиваль… Казакова, Т.В. Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова: План-конспект урока. Конспект и презентация к уроку литературы «Тема любви в лирике М.Ю. Лермонтова. Урок(и) рассчитаны на аудиторию учащихся 9-х и 10-х классов.

1 авг 2012. план-конспект урока литературы 10 класс „Любовная лирика М.Ю. Лермонтова“, 79.5. Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова. Поставим НАМИ-(6кВ)(10кВ) «конспект урока литературы 10 класс адресаты любовной лирики лермонтова». в других поисковых системах: Google · MSN · Yahoo! 1 авг 2012. план-конспект урока литературы 10 класс „Любовная лирика М.Ю. Лермонтова“, 79.5. Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова. план-конспект урока литературы 10 класс „Любовная лирика М.Ю.Лермонтова“.. «Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова», «Варенька Лопухина и Е.Сушкова»

План-конспект открытого урока литературы в 10 классе «Любовная лирика »

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9

ШКОЛЬНОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ

РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Открытого урока литературы в 10 классе

(с использованием технологий проблемного обучения,

учитель русского языка и литературы

Урок литературы в 10 классе (с использованием технологии проблемного обучения, методики )

Тема: «Любовная лирика »

Да, наша жизнь текла мятежно,

полна тревог, полна утрат…

Обучающие: знакомство с любовной лирикой , с «панаевским»циклом; познакомить с любовными романами его жизни; отметить особенности любовной лирики поэта.
— развивающие: развить навыки монологической речи, умение анализировать лирическое произведение с элементами сопоставления, выразительно читать его.
— воспитательные: воспитывать интерес к поэзии, инициативность, уверенность в своих знаниях.

Вступ. Слово учителя: — Сегодня мы продолжаем разговор о поэзии Н. Некрасова. Николай Алексеевич Некрасов…(слайд№1-портрет). Когда мы произносим это имя, то на память приходят строки: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», «я лиру посвятил народу своему», «Доля ты русская, долюшка женская, вряд ли труднее сыскать».

Мы привыкли к тому, что Некрасов – поэт – гражданин, демократ, поэт униженных и обездоленных, всей душой сочувствующий положению русского народа. Поэт, чье правдивое слово звало на борьбу со злом, призывало к добру и справедливости.

И не многие знают, что у Некрасова есть замечательные стихи о любви (слайд№2-тема урока – эпиграф). Любовные признания поэта были посвящены Авдотье Яковлевне Панаевой и вошли в так называемый «Панаевский цикл»(записываем тему урока, эпиграф). Я не случайно выбрала именно эти слова так как, на мой взгляд, в них нашла отражение и жизнь, и тематика стихов Некрасова. (слайд№3 – цели урока)

Сегодня мы познакомимся с некоторыми из этих стихотворений. Очень хочется, чтобы вы поняли, что любовная лирика Некрасова – это не просто дань, которую поэт отдал традиционной, «вечной» теме. И здесь в полной мере проявилось его художественное новаторство. Высокую оценку этим произведениям давали Чернышевский, Тургенев, Белинский.

-Кто же такая ? Когда и где состоялась их первая встреча и знакомство?

Сообщения учащихся-(слайд№4 – портрет Панаевой)

родилась в семье актеров, окончила Петербургское театральное училище, но актрисой не стала. Она рано вышла замуж не по любви, а по настоянию родителей за писателя . была красива. Современники говорили, что она из самых красивых женщин Петербурга.

(Слайд№5 – , группа литераторов).

Однажды студеным зимним вечером 1840 г. в блистающий огнями дом уже известного литератора и издателя Ивана Панаева Белинский привел странного гостя. Это был обитатель трущоб, по свидетельству очевидцев, был он «очень беден, плохо одет, все как – то дрожал и поджимался. Руки у него были голые, красные, белья не было видно, но шею обвертывал он красным вязаным шарфом, очень изорванным». Еще он слагал стихи, которые никто не печатал и которыми он пытался расплатиться в трактире… Таким был Некрасов, когда впервые переступил порог дома Панаевых. Он читал свой очерк «Петербургские углы».

Давайте предположим, о чем могла думать, слушая это произведение, молодая красавица, хозяйка роскошной петербургской квартиры?

( О том, по – видимому, что подобная участь ожидает и этого изнуренного, с охрипшим голосом случайного гостя.)

— О, как ошиблась она в своих прогнозах! «Я поклялся не умереть на чердаке!» — скажет он впоследствии.

А потом было стихотворение «В дороге». «Да знаете ли вы, что вы поэт – и поэт истинный!» — воскликнет чуть ли не со слезами на глаза Белинский.

То был перелом. Отныне литературного подмастерья, сочинявшего куплеты для водевилей, правившего инструкции по уходу за пчелами и даже умудряющегося, ни слова не зная по – французски, переводить французские мелодрамы – отныне бывшего беспризорника принимали в респектабельном панаевском дома как равного.

Брюнетка с матовой кожей и чарующими глазами вмиг завладела его сердцем – он и не заметил. Страсть вспыхнула внезапно и осветила его одинокую труженическую жизнь. Целых 6 лет он добивался любви этой женщины.

Но несмотря на то, что муж ее Иван Панаев, неисправимый кутила, фанфарон, человек, пустоту которого, как сокрушался Белинский, «не измерить никакими инструментами», нахваставшись перед приятелями красавицей – женой, потерял к ней интерес, она держалась стойко. Супружеские узы были для нее священны. Священны, хотя поклонник и умолял, и посвящал стихи.

пронять стихами, даже самыми пылкими, было не так – то просто: и комплиментам привыкла, и к стихам(вот и Фет тоже посвятил ей три десятка строк), и к постоянному мужскому вниманию. Панаева красноречивому поклоннику не верила. «Нет!»-было сказано поэту. От отчаяния он чуть было не кинулся в Волгу. Но одумавшись и засучив рукава взялся за дело.

Он возродил из небытия пушкинский «Современник», который в его руках стал лучшим отечественным журналом. Недавний обитатель петербургских углов сделался законодателем художественного вкуса. К нему пришел успех.

И Панаева не устояла. В 1846 г. Некрасов вступает с Авдотьей Яковлевной в гражданский брак. Тот день, когда она стала его женой, он назвал «праздником из праздников»:

Счастливый день! Его я отмечаю

В семье обыкновенных дней;

С него я жизнь мою считаю

И праздную его в душе моей.

Но большого и долгого счастья у них не было. Хотя брак продлится 15 лет, счастливых и мучительных. Трудный характер Некрасова, частые приступы хандры, жестокой мрачной ревности делали повседневную их жизнь тягостной. А в середине пятидесятых годов Некрасов уже думал, что надо жить отдельно. Несколько раз от нее уезжал и возвращался. И наверное, можно только пожалеть и того, и другого. Несмотря на любовь, их союз был ошибкой, они не были созданы друг для друга, хотя лучшие годы их были полны взаимопонимания, дружбы, общности литературных интересов. Любовь к Панаевой составила светлые страницы в мрачной жизни поэта. Недаром Некрасов именовал Авдотью Яковлевну «второй музой».

«Панаевский цикл» отличает жгучая исповедальность, биографичность; в нем запечатлены многие эпизоды жизни, «случаи» из их жизни, ссоры и примирения, жажда понимания и счастья.

Цикл открывается стихотворением «Ты всегда хороша несравненно»(слайд №7 – текст стихотворения)

(Чтение и анализ стихотворения).

— Это самое светлое и оптимистичное из всех любовных стихотворений Некрасова. Оно настолько отличается от последующих, что литературоведы долго не решались отнести его к «панаевским».

Какой показана любовь героини?

( любовь героини в нем радостная и искрометная, жаркая и нежная)

— А сама героиня какая?

(она не только «хороша несравненно», но умна и остроумна, весела и насмешлива, кокетлива и лукава, женственна и обаятельна).

Именно такой и была молодая Панаева.

-А каким вы увидели литературного героя?

(душа героя бывает уныла и угрюма, по всей вероятности, у него есть враги. Ему трудно порой преодолевать жизненные невзгоды. Он ищет опору в любимой женщине)

-Как воздействует любовь лирической героини на угрюмого поэта?

( Она укрепляет его силы, спасает от жизненных невзгод, которых немало выпало на долю Некрасова. Ее любовь оказывает гармонизирующее влияние на поэта.

…с тобой настоящее горе

Я разумно и кротко сношу,

И вперед – в это темное море

Без обычного страха гляжу.

-Каков идеал любимой для Некрасова?

-Какой должна быть любовь как считает поэт?

Вы сформулировали ряд особенностей любовной лирики Некрасова. Запишем их в тетрадь. (слайд №8 — особенности любовной лирики Некрасова)

Особенности любовной лирики Некрасова.

1. Впервые в русской литературе появилась поэзия, в которой любовь и проза жизни взаимопроникаемы.

2. Некрасов считал, что любовь должна согревать человека, помогать ему выжить в жестоком мире.

3. Идеал любимой – это женщина – друг, опора в жизни.

4. Некрасова о любви искренни и достоверны.

В 1848 г. цензура запретила публиковать почти все произведения, предназначавшиеся для «Современника». Журналу грозил полный крах. Но помогла спасти журнал Панаева.

-Как? Что еще мы не знаем об этой женщине?

(она была прекрасным писателем. У нее был мужской псевдоним Н. Ставицкий. В соавторстве с Некрасовым она написала роман «Три стороны света», а потом и «Мертвое озеро». Журнал был спасен.

В «Современнике» Панаева опубликовала многие повести и рассказы. Бесценны ее «Воспоминания», воссоздающие бытовую сторону жизни литераторов того времени, о которой не прочитаешь в других источниках. Словом, Панаева была не только привлекательной женщиной, но и интересным талантливым человеком.

Обращенные к Панаевой стихи: «Когда горит в твоей крови…», «Поражена потерей невозвратной», «Я не люблю иронии твоей», «Мы с тобой бестолковые люди» и др. – это своеобразный роман, имеющий начало и конец. В нем влюбленные встречаются, ссорятся, мирятся, расстаются, пишут и сжигают письма, вспоминают и пытаются забыть.

— Давайте полистаем страницы этого романа. Послушаем стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди».

Некрасов был патологически ревнив. И столь же страстен, сколь непостоянен. Обвиняя, подозревая, распаляясь и незаслуженно оскорбляя, он остывал и мчался к Авдотье мириться только после ее ответных обвинений.

— В 1849 г. Авдотья и Некрасов ждали ребенка и, окрыленные, все 9 месяцев писали совместный роман. Сын родился слабеньким и умер через несколько часов. Панаева окаменела от горя. Ей срочно нужно было привести нервы в порядок. И она отправилась на лечение за границу.

Разлука моментально подхлестнула чувства Некрасова. Он забросал Авдотью нежнейшими письмами, и, получая от нее намеренно – равнодушные ответы страдал ужасно. Панаева вернулась – с ней вернулась и идиллия в их союз. Но на непродолжительное время.

-Послушаем стихотворение «О письма женщины, нам милой»

Переписка Некрасова с Панаевой не сохранилась. Она была уничтожена ими самими. Еще задолго до окончательного разрыва, Панаева, во время очередной ссоры как – то сожгла свои письма к поэту. Некрасов написал тогда стихотворение «Горящие письма».

(Чтение и сравнительный анализ со стих. «Сожженное письмо»)

Приступы яростной ревности и сокрушительной страсти сменялись у Некрасова холодным отчуждением. Одолеваемый черной хандрой, он мог страшно оскорбить, нередко – в присутствии посторонних. Панаева страдала и терпела. Он поэт, у него сложная натура. Но он ее любит, любит.

— Послушаем стихотворение «Тяжелый крест достался ей на долю».

(умом поэт понимал и душой чувствовал, до какого состояния довели их сложные отношения его самую близкую женщину, как изменилась любимая внутренне и внешне с тех пор, как они узнали друг друга. В стихах он каялся перед ней.)

Объяснить метаморфозы отношений любящих не может по – настоящему никто. После расставания с Некрасовым, Панаева вышла замуж за публициста ёва. Как бы там ни было, она была женщиной, которую Некрасов обессмертил в своих любовных стихах.

Сейчас вы услышите еще одно стихотворение, посвященное А. Панаевой. Постарайтесь понять о чем оно? Какие чувства в нем выражены? С какой стороны раскрылся поэт?

Звучит стихотворение «Прости». (Это искреннее прощание с любимой. Герой просит любимую забыть все плохое, что было между ними, не помнить дней «ревности угроз», а на всю жизнь запомнить то время, когда им было хорошо вдвоем. Поэт умел сильно чувствовать, страстно любить. Умел видеть даже в нелюбимой уже женщине прежде всего страдающего человека. Что дано далеко не всем.

Это доказала и сама Авдотья Яковлевна, когда в старости, пережив трех мужей и в одиночестве оканчивая свой путь, писала мемуары, в которых вознесла и восславила Н. Некрасова. Он вышел у нее под пером лучшим из людей.

Любовная лирика Некрасова явилась новым словом в развитии русской поэзии. Она разрушила привычные представления. В стихотворениях Некрасова возлюбленная поэта выступает не только как объект обожания и поклонения, а прежде всего как друг и единомышленник лирического героя, равная ему во всем.

Если у предшественников Некрасова доминировало одно настроение, на первый план выступало одно чувство, в некрасовских стихотворениях любовное чувство выступает во всей своей сложности, противоречивости, непредсказуемости, а порой обыденности – Некрасов опоэтизировал и «прозу любви».

Поразительно и то, что всю гамму чувств поэт сумел передать необычайно емко, кратко, выразительно, доверительно, откровенно, используя все богатство родного языка.

«Ты всегда хороша несравненно».

Ты всегда хороша несравненно.

Но когда я уныл и угрюм,

Оживляется так вдохновенно

Твой веселый насмешливый ум.

То хохочешь так бойко и мило,

Так врагов моих глупых бранишь,

То, понурив головку уныло,

Так лукаво меня ты смешишь;

Так добра ты, скупая на ласки,

Поцелуй твой так полон огня,

И твои ненаглядные глазки,

Так голубят и гладят меня, —

Что с тобой настоящее горе

Я разумно и кротко сношу,

И вперед – в это темное море

Без обычного страха гляжу

Прости! Не помни дней паденья,

Тоски, унынья, озлобленья,

Не помни бурь, не помни слез,

Не помни ревности угроз!

Но дни, когда любви светило

Над нами ласково всходило

И бодро мы свершали путь,

Благослови и не забудь!

-О чем стихотворение Некрасова?

-Какие чувства в нем выражены?

— С какой стороны раскрылся поэт?

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

-Что общего между этими стихотворениями?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: