Мой Маяковский

Мое знакомство с Маяковским состоялось много лет назад. Тогда это было для меня чем-то громадным, непонятным и нескладным. Сказалось также сложившееся о нем представление как о певце революции. Да, это на самом деле так, потому что более того в самых лирических его произведениях рядом с душевными переживаниями поэта неизменно присутствует красный цвет — цвет революции:

В поцелуе рук ли,

губ ли, В дрожи тела

близких мне Красный цвет

моих республик тоже

И подобно тому как превозносили поэта в первые годы советской власти, теперь, в связи с изменившейся политической обстановкой в стране, — его стихи подчас отвергают. А допустимо ли это?

Сейчас я познакомилась с другим, совершенно новым для меня Маяковским — лириком. И в очередной раз осознала всю безосновательность категоричных суждений. Мой Маяковский. Да, тот самый поэт, некогда читавшийся по принуждению, теперь стал моим.

Наиболее близка мне в его творчестве любовная лирика. Она достигает таких вершин чувства, что ей уже не хватает обычных слов — слишком серыми и бесцветными кажутся они. И появляются образы-гиганты: «громада любовь», «любовища».

Маяковский не умеет чувствовать «мелко». Необыкновенная сила чувства сквозит более того в ритме его стихотворений. Если прислушаться, то вся мелодия стиха напомнит ритм исполинских шагов. Маяковский-гигант, плачущий морями — «слезищами», для которого океан мал, а небо кажется «крохотным». Поэт беспредельности в одних стихах — вдруг становится нежным «мальчиком», с которым дама играет, «как девчурка с мячиком», в других — слова «кричат»:

и окровавленную дам, как полотнище стяга.

И вдруг — с громогласного крика переходит на шепот, исполненный отчаяния:

последней нежностью выстелить

твой уходящий шаг.

Маяковский для меня — это человек, смотрящий на мир и видящий его не так, как я. И этим он мне интересен. Поэт привлекает своей неповторимостью, несхожестью с другими, восхитительным миром диких фантазий:

на флейте водосточных труб?

И в то же пора — удивительной трогательностью стиха:

Подошел и вижу — за каплищей каплища

по морде катится, прячется в шерсти.

И какая-то общая

звериная тоска плеща вылилась из меня

и расплылась в шелесте.

Нежность, ненависть, любовь, тоска и боль — вся гамма человеческих чувств представлена у Маяковского в самом ярком их проявлении.

Безусловно, поэта можно любить или не любить, принимать его идеи или быть их противником. Но то, что на самом деле достойно уважения — глубина чувства, постоянство, преданность идее, — это неизменно присутствует в стихах Маяковского.

Но он умел быть и другим — насмешливым, едким, беспощадным.

Вечер. Театр сатиры. На сцене — «Клоп» Маяковского. И сразу задумываешься о том далеком или только кажущемся далеким времени в истории моей страны.

Начало века, коренная ломка всех устоев и жизненного уклада страны. Революция, принесшая совершенно новый взгляд на мир. Кто-то воспринял ее с восторгом, кто-то занял выжидательную позицию («А что-де будет-то?!»), кто-то не принимал ее и страдал. А вот некоторым было все равно, на какой почве паразитировать. Такие люди, не имеющие собственных убеждений, приспосабливались ко всему, крича «Ура!», если это делали все кругом, или — «Долой!», в зависимости от того, что было выгодно.

Поиск выгоды, умение приспосабливаться, отсутствие каких бы то ни было нравственных понятий объединяет первостепенных героев «Клопа» — Присыпкина, Баяна и семью Ренессанс. Для того чтобы получше устроиться уже в новой жизни, можно сменить фамилию Присыпкин на «аристократический» псевдоним Скрипкин, совершить выгодную сделку — обмен профсоюзного билета на парикмахерскую. Обывательщиной и пошлятиной пронизаны души этих людей, низменные чувства видны в каждом их поступке.

Да, 20-е годы, борьба с мещанством. Но если вдуматься более сильно, то станет ясно, что комедия, написанная Маяковским на злободневную тему, волновавшую всех в ту уже далекую от нас, молодых, эпоху, то невольно напрашивается вопрос: «А что, неужели среди нас нет Присыпкиных и Баянов?» Несомненно, есть. И как раз поэтому комедия Маяковского имеет не только историческую подоплеку, но и затрагивает общечеловеческие ценности.

Маяковский был оптимистичен, предположив в своем произведении, что светлое будущее совсем недалеко — через какие-нибудь полвека. Но, к сожалению, мы, люди, стоящие на пороге нового века, все ещё не знаем противоядия против «клопов», паразитирующих в нашем обществе. Изолировать таких людей, как предложил Маяковский, невозможно. И становится уныло, так как эта комедия на самом деле имеет трагический подтекст: ни одна мысль не может быть претворена в жизнь, не будучи опошленной грязью и низостью мещанской натуры.

Вечер. Театр сатиры. На сцене — «Клоп» Маяковского. И сразу задумываешься. О чем? О сегодняшнем дне.

Таков он — мой Маяковский. Сатирик и лирик. Романтик и трезвый реалист. И вечно — Поэт.

«Надоело», анализ стихотворения Маяковского

ХХ век в России стал временем двух мировых войн, трех революций, Гражданской войны, целого ряда побед, оказавших влияние на мировую историю, и едва ли не меньшего количества трагедий, принесших народу неисчислимые страдания. Однако наша страна вынесла все эти испытания, во многом благодаря той духовной культуре, которая веками формировалась в недрах народных и нашла свое воплощение в национальном фольклоре, православии, русской философии, литературе, музыке, живописи.

Золотой век русской литературы оказался в далеком прошлом, а в начале ХХ века на смену ему пришел уже Серебряный век. Спецификой данного периода можно считать активное взаимодействие разных искусств, однако футуризм, к которому относится творчество Владимира Маяковского, претендовал на рождение сверхискусства, способного преобразить мир. Новое искусство требовало новых способов выражения. Основным способом стало эпатирование. Это и хлесткие названия, и резкие оценки, и побуждения к действию.

Но главное – футуризм делал установку на изменение языка. Футуристы не церемонились со словом: оно опредмечивалось, его можно было дробить, переиначивать, создавать новые комбинации из этих раздробленных, разрушенных слов. Некоторые футуристы ушли в этот эксперимент «с головой», но только не Владимир Маяковский. Создав принципиально новый тонический стих, он не отказался от истинного смысла слова. Поэтому его стихотворения полны ярких образов, необычных средств, но больше всего — идей.

В 1916 году, когда Россия находилась в состоянии неоконченной войны, Маяковский пишет стихотворение «Надоело». Судя по названию и дате написания, произведение явно должно быть связано с войной. Что может надоесть во время войны? Гибель людей, ранения, голод, разруха… Однако первые строки стихотворения неожиданно обращают читателя к именам великих классиков: «Анненский, Тютчев, Фет». Очевидно, начитавшись нетленных произведений этих поэтов, герой, «тоскою к людям ведомый», идет в кинематографы, трактиры, кафе. Но разве можно найти в этих местах человека? В надежде все-таки увидеть его, лирический герой смотрит по сторонам, хотя «страх орет из сердца» и «мечется по лицу, безнадежен и скучен».

Но герой не прислушивается к голосу страха и видит:

… неведомое ни на суше, ни в пучинах вод,
старательно работает над телячьей ножкой
загадочнейшее существо.

В процессе бесконечного поглощения еды (это в то время, когда миллионы солдат на фронте голодали) это существо превращается в «два аршина безлицого розового теста». Самое страшное, что все вокруг просто кишит подобными экземплярами, и это приводит героя к неутешительному выводу: «Нет людей». Наверное, эта фраза и может считаться главной идеей стихотворения. Но герой идет дальше в своих рассуждениях. В отчаянье от чувства одиночества, в тоске по человечности и красоте герой обращается ко всему городу. Он готов не просто броситься на землю, истирая в кровь лицо «корою камня», «слезами асфальт омывая». Герою хочется сбежать из этой толпы, где не понимают «крика тысячедневных мук».

Увиденную за столиком в кафе «образину» трудно назвать человеком, который должен быть наделен разумом, а не вечным желанием набить свою утробу. И вот тогда в стремлении найти хоть какую-то живую душу «истомившимися по ласке губами» герой готов «тысячью поцелуев» покрыть «умную морду трамвая».

Спасение он находит в доме, ведь, как известно, мой дом – моя крепость:

Там даже чайная роза на обоях комнаты кажется более подходящим слушателем и собеседником, чем увиденные им человекообразные существа, и ей, а не им, он готов читать свои стихи.

В качестве некоего вывода он публикует заключительные строки, что называется, «для истории»:

Когда все расселятся в раю и в аду,
земля итогами подведена будет —
помните:
в 1916 году
из Петрограда исчезли красивые люди.

Печально сознавать, что в самые тяжелые годы суровых испытаний поэт Владимир Маяковский не нашел вокруг красивых, прежде всего, душою людей. И тогда становится до конца понятным название стихотворения: «надоело» призывать к совести, надоело стучаться в открытую дверь, надоело искать настоящих людей!

«Акцент» вспоминает Маяковского

Закончились летние каникулы, и участники молодёжного клуба «Акцент» снова встретились в стенах дома Центральной районной библиотеки.

Впервые на встречу пришли священник Максим Гортинский, пишущий стихи и музыку, и Дарья Иванова, пробующая свои силы в поэзии и прозе. На встречу Даша принесла несколько своих живописных работ – ведь она ещё и прекрасно рисует. С некоторыми её картинами можно познакомиться на проходящей сейчас выставке в ИКЦ.

Основная часть встречи была посвящена 120-летию со дня рождения Владимира Маяковского. В своей поэме «Во весь голос» Маяковский пророчески написал:

Мой стих
трудом
громаду лет прорвёт
и явится
весомо,
грубо,
зримо…

Стихи Маяковского провали «громаду лет». И в 21 веке их читают и… даже сочиняют к ним музыку. Присутствующие познакомились с записями стихов поэта в современном музыкальном обрамлении. Голос Маяковского звучал не только через строчки его стихов, которые читали студийцы, но и непосредственно, записанный много лет назад. В этот день поэт был с нами.

Общее настроение от прикосновения к биографии и творчеству поэта выразила Даша Иванова:
Раньше я считала, что Маяковский лишь пропагандировал советскую власть советское время, все то революционное, что так чуждо и не до конца ясно мне. Но теперь я поняла, что ничего не знала ни об этом человеке, ни о его творчестве. Маяковский -человек раскрылся для меня совершенно неожиданно. Не он подчинялся времени, а время – ему. Маяковский — поэт, как и Маяковский-человек всегда выделялся среди людей своей могучей личностью, своей прямолинейностью, своей искренностью. Да, в его поэзии нет той мелодичности, тех изобразительно-выразительных средств, что так украшают лирику, но его стихи полны бьющей через край энергией. Он не подыскивает тонких и изящных ключиков от человеческих душ, как Есенин или Блок. Он прорубает путь к сердцам своих читателей прямо и насквозь, точными, уверенными фразами, как метроном, отстукивая ритм своей эпохи. Так, как живет, как дышит, с негасимым огнем и самоотдачей. И благодаря своей искренности, он сумел запасть в душу, как простым рабочим, так и интеллигенции. Может, не всем он нравится, Маяковский-поэт, но это лишь потому, что не всем дано понять его. Я уважаю его как человека и как поэта за умение быть верным себе, несмотря ни на что. И как бы я ни любила Рождественского, Блока, Евтушенко, Гумилева, вынуждена признать, что Маяковский – выдающийся мастер слова, огненный лирик.

Хочется надеяться, что встреча зарядила всех энергией и желанием творить – в стихах, прозе, музыке либо живописи. В этом и заключается главная задача нашего клуба.

Маяковский мои стихи не принесли

Что-то пошло не так — данной страницы не существует или ваш запрос не работает.

В случае повторения ошибок напишите нам на info@poezia.ru

Сopyright © 2001- 2020

Все права защищены Поэзия.ру ( info@poezia.ru )

Права на все произведения, представленные на сайте, принадлежат их авторам.

Незаконное их использование преследуется по закону.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: