Мое отношение к творчеству Александра Пушкина

«Кудрявая голова и восторженный пытливый взгляд, волшебный бег гусиного пера и пылкая, отзывчивая душа поэта. Любовь к Пушкину входит в нас с детства. Это больше, чем любовь к великому поэту. Это любовь к народу, имеющему такого поэта. Россия немыслима без Пушкина», — пишет поэт Лев Озеров.

Вступающий или уже вступивший в жизнь человек на школьной скамье, дома, в институте знакомится, сперва в общих чертах, и затем в подробностях, с жизнеописанием Пушкина, с его сочинениями…

Каждое новое поколение тешилось иллюзией, что оно до конца разобралось в Пушкине, что никаких загадок в нем больше нет. Но проходит десятилетие, а подчас и менее, и вчерашние знания о Пушкине кажутся недостаточными, неполными. Новый опыт людей подсказывает новое прочтение Пушкина, раскрывает доселе неизвестные особенности его наследия.

К своей няне, Арине Родионовне, Александр Сергеевич всю жизнь питал особенную любовь. Не только преданностью и заботливостью задевала она доверие, привязанность и уважение мальчика Она знала множество русских народных песен, сказок, прибауток и была замечательной рассказчицей. Это о ней и таких же талантливых людях из народа писал позднее Пушкин:

Мастерица ведь была,

И откуда что брала!

А куда разумны шутки,

Пушкин собирал, записывал, изучал произведения народного творчества. Уже прославленным поэтом ему пришлось прожить два года в псковском имении отца -селе Михайловском. Долгие зимние вечера проводил он со своей старой няней Ариной Родионовной и, как в детстве, с увлечением слушал ее «небылицы, былины». «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» — писал он брату. «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» — говорил он писателю В. И. Далю.

Жизнь родного народа, рассказы бабушки, нянины сказки — все это запало в память и душу поэта, стало могучим источником творчества. В сказках Пушкина отразился богатый опыт, мудрость народа и красочный мир народной фантазии, зазвучал во всей красоте народный язык.

В 1820 году выходит его первая поэма «Руслан и Людмила». Он обращается к древнерусским преданиям, с восторгом читает «Историю государства Российского» Н. М. Карамзина, русские летописи. Позднее он создал трагедию «Борис Годунов», посвященную историческим событиям конца XVI века, исторический роман из эпохи Петра «Арап Петра Великого», поэмы «Полтава» и «Медный всадник».

Во всех этих произведениях широко и полно представлена народная жизнь, русский быт и обычаи, характеры и богатство языка. Их по праву можно назвать народными.

Творчество Пушкина вобрало в себя достижения всей предыдущей российской поэзии. «Предшественники поэта относятся к нему, как малые и великие реки к морю, которое наполняется их волнами», — писал Белинский. Большинство русских писателей XIX века испытали его плодотворное влияние. Народность Пушкина словно по наследству передавалась другим авторам. «Все, что есть у меня хорошего, всем этим я обязан ему», — говорил Гоголь. Тургенев называл себя учеником Пушкина. Влияние пушкинской прозы на свое творчество отмечал и Лев Толстой. Пушкин завершил процесс создания русского национального литературного языка. «Слов немного, — пишет о его стиле Гоголь, — но они так точны, что обозначают все. В каждом слове бездна пространства; каждое слово необъятно, как поэт».

Дружба в жизни человека

Думаю, не ошибусь, если скажу, что на свете не найдется ни одного человека, который не хотел бы иметь верного друга на всю жизнь. Но далеко не всем выпадает такое счастье. Нередко приятельские отношения люди принимают за дружбу. Однако, на мой взгляд, дружба -нечто гораздо большее. Это духовное единство, глубокая личная привязанность, выдержавшая проверку временем и закаленная в трудностях; и бескорыстие, которое делает эти отношения благородными и чистыми и предполагает готовность помогать другу, а при необходимости даже пойти на определенные жертвы.

Настоящая дружба — в стремлении видеть своего друга более сильным, более умным, поэтому с-а нуждается в требовательности друг к другу. А взаимная требовательность, в свою очередь, может способствовать большим творческим успехам, которые вряд ли были бы возможны, если бы каждый из друзей действовал в одиночку. В этом глубокий смысл и нравственная ценность дружбы.

Люди ищут дружбы, потому что это показатель значимости человека: вы кому-то нужны, интересны, имеете достоинства, которые для кого-то привлекательны.

Человеческий опыт говорит, что в молодом возрасте легче найти друзей, потому что это пора откровений, пора первого приближения к вечным вопросам бытия о своем назначении на земле, о смысле жизни. Наверное, именно поэтому в памяти возникает образ юного лицеиста Пушкина, который уже в ранние годы оценил силу дружбы и сумел пронести это чувство через всю жизнь, давая нам прекрасный пример преданности и верности.

Пушкин был очень общительным, умел ценить людей, имел множество друзей и много писал о дружбе, хотя на протяжении всей жизни поэта содержание и значение этого понятия менялись. Так, в лицейские годы дружба для него — это радость, беззаботное веселье, как, например, в стихотворении «Пирующие студенты» (1814 г.):

Друзья! досужий час настал;

Все тихо, все в покое;

Скорее скатерть и бокал!

Сюда, вино златое!

Мы как будто видим веселую компанию, слышим, как поэт подшучивает над друзьями:

Дай руку, Дельвиг, что ты спишь?

Проснись, ленивец сонный!

Ты не под кафедрой лежишь,

Писатель за свои грехи

Ты с виду всех трезвее;

Вильгельм, прочти свои стихи,

Чтоб мне заснуть скорее!

В Царскосельском лицее Пушкин встретил лучших своих друзей — Антона Дельвига, Ивана Пущина, Вильгельма Кюхельбекера и многих других. Они разошлись по разным дорогам, но никогда не прерывали связи; никакое светское общество не могло заменить поэту милых его сердцу людей, которым он постоянно адресовал свои послания:

И, признаюсь, мне во сто крат милее

Младых повес счастливая семья, Где ум кипит, где в мыслях волен я И где мы все — прекрасные друзья, Чем вялые бездумные собранья.

Дружба всегда была спасительной для поэта. Трагически воспринял он свой перевод из южной ссылки в далекое северное захолустье — село Михайловское, где был отдан под надзор отца, которого обязали «шпионить» за сыном. И только добрая его няня и друзья помогли Пушкину не только пережить этот период страшного одиночества, но и сделать его наиболее плодотворным. Отсутствие личного общения с единомышленниками восполнялось оживленнейшей, как никогда, перепиской с Вяземским, Жуковским, Дельвигом, с которыми он обсуждал все волнующие его темы, особенно вопросы литературной жизни. Отсюда, из Михайловского, поэт с благодарностью к ним восклицает:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз

. Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Необыкновенную, на мой взгляд, преданность Пушкину проявил И. Пущин, который после долгой разлуки . решил навестить его в Михайловском, тогда как многие другие, опасаясь возможных неприятностей, не посмели этого сделать. Поэт был несказанно рад этому визиту. Босиком и в одной рубашке выбежал он в зимний мороз из дома встречать друга. Благодаря этой встрече родились волнующие строки, адресованные Пущину:

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Чувство сердечной привязанности к своим друзьям мы встречаем у Пушкина даже в гражданской лирике. Поэтам-декабристам дружба виделась как союз людей, одержимых одной идеей. У Пушкина в стихах этого периода чувство дружбы выглядит иначе. Он считает, что высокая цель не должна исключать наслаждение дружеским общением, даже наоборот, дружба становится поддержкой и опорой в служении долгу и отечеству. Соединение чувства дружбы и любви с высокими гражданскими чувствами отражено в стихотворении «К Чаадаеву»:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Поэт призывает адресата к высокой цели не только как политического единомышленника, но как друга, что подчеркивается обращениями: «мой друг», «товарищ».

Пушкин до конца оставался верен своим друзьям-декабристам, и разгром восстания на Сенатской площади переживал как личную трагедию. В трудный для мятежников час он поддержал их знаменитым посланием в Сибирь «Во глубине сибирских руд…».

Судьба разбросала бывших лицеистов по разным местам, многие из них ушли из жизни. Поэту невыразимо больно и грустно, что рядом с ним их нет:

Печален я, со мною Друга нет,

С кем долгую запил бы я разлуку.

Эти настроения все больше завладевают Пушкиным, и каждая последующая годовщина «19 октября» окрашивается в более мрачные тона:

Чем чаще празднует Лицей

Свою святую годовщину,

Тем робче старый круг друзей

В семью стесняется едину…

Пораженный смертью Дельвига, он пишет: «И мнится, очередь за мной…».

Последняя для Пушкина лицейская годовщина была отмечена в 1836 году стихотворением «Была пора: Наш праздник молодой…». Какую роль в его жизни играла лицейская дружба, можно понять хотя бы по тому, что в стихотворении рефреном звучат слова: «Вы помните…». Лицейские друзья во многом способствовали расцвету творчества поэта, и он ответил своим друзьям верностью и преданностью, пробуждая «чувства добрые» своей поэзией.

Такая дружбы — пример для подражания. Сейчас многие люди живут разобщенно, погрузившись в свои проблемы. Мне кажется, это обедняет нашу жизнь, делает ее более скучной, мрачной. Можно иметь много денег, жить в «золотой клетке», но не иметь при этом счастья. Смог бы поэт оставить нам столько веселых, радостных, полных оптимизма стихов, если бы ему не на кого было опереться? Можно ли добиться больших успехов в жизни в одиночку? Думаю, нет. Поэтому наши взоры постоянно будут обращаться к тем, кто показал нам эталон человеческого общения, эталон дружбы.

Реферат на тему: Мое отношение к Евгению Онегину

Раздел: Литература, Лингвистика ВСЕ РАЗДЕЛЫ

Получив вызов на дуэль, прекрасно понимая свою неправоту и бессмысленность этого поединка, Онегин все же принимает вызов и убивает своего молодого друга Владимира Ленского. Убийство Ленского перевернуло всю жизнь Онегина. Он больше не в состоянии оставаться жить в тех местах, где все напоминало о его страшном преступлении, «Где окровавленная тень ему являлась каждый день». И, измученный угрызениями совести, Онегин мечется по свету. Он уже не может, как прежде, проходить по жизни, игнорируя чувства и переживания людей, с которыми сталкивается. Теперь он может чувствовать и любить. Вернувшись после путешествия, Онегин снова встречается с Татьяной. Небывалой силы любовь вспыхивает в душе Евгения. Сила его чувств такова, что он тяжело заболевает и чуть не умирает от любви. Как далек этот глубоко переживающий свою любовь человек от Онегина из первых глав романа! Как сильно сказались испытанные им душевные потрясения! И здесь Онегин терпит окончательный крах своих надежд на личное счастье, но любовная катастрофа должна воскресить душу его для нового страдания, «более сообразного с человеческим достоинством». Мое отношение к Онегину противоречиво и меняется по мере развития сюжета. Онегин-эгоист, скучающий в первых главах романа, симпатии, разумеется, вызвать не может. А Онегин, читающий мораль влюбленной Татьяне, вызывает негодование. Как легко он может причинить зло людям просто так, от скуки. И как легко он способен отнять жизнь у другого человека, опасаясь мнимого осуждения общества, которое чуждо ему. Разве в этих сценах Онегин способен вызвать сочувствие? Но, по мере того, как в душе Онегина происходит обновление, мое отношение к нему меняется. Мне уже жаль его, жаль как человека, по сути своей благородного. Крушение всех его надежд, его личное несчастье — справедливы, это расплата за всю его бесцельно прожитую жизнь. Быть может, это приведет его на правильный путь, путь борьбы за счастье народа? Для Пушкина критерий ценности человека заключается, во-первых, в стремлении к свободе, личной и общественной; во-вторых, в стремлении к творчеству, восприимчивости поэзии, искусства (непреодолимая страсть творить всегда была для Пушкина положительным признаком); в-третьих, любовь — как красота духа, его высокое стремление. Свобода, творчество, любовь — три стихии духа, прекрасные в человеке, три страсти, делающие его существом поистине благородным, три сферы активности, наполняющие жизнь значением и смыслом. Все они могли быть доступны Онегину, но все они заглушены в нем его окружением, воспитанием, условиями жизни. Онегин чужд высокой страсти свободы, как и страсти творчества, поэзии, неспособен он к возвышенной любви. Это не вина, а беда Онегина. Вина Онегина — невольная, трагическая. Вина Онегина есть вина света. Вина на обществе, которое так несправедливо устроено. Евгений Онегин не нашел своего места в жизни. Он оторвался от светского общества, но не примкнул ни к какому другому. «Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям. Онегин не любил расплываться в мечтах, больше чувствовал, нежели говорил, и не всякому открывался. Озлобленный ум есть тоже признак высшей натуры. но силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла», — писал об Онегине В. Г. Белинский. Список литературы

Но до восьмого все-таки лучше добраться. И если вы торжествуете, сделав свое дело, то вы на восьмом небе. Хотите остаться на нем творите! ЛЕКЦИЯ 15. Психотерапия и «Евгений Онегин» А.С.Пушкина Не знаю, как сейчас изучают творчество Александра Сергеевича в школе, но, судя по реакции моих молодых подопечных на ссылки на его произведения, с ними они почти незнакомы, хотя кто такой Пушкин и вехи его биографии известны всем. Среднее поколение (3550 лет) знают их, но не очень над ними задумывалось. Те, кому за 50, могут читать довольно большие куски наизусть, однако в глубину не заглядывали. В своей психологической и психотерапевтической работе я широко использую произведения великого поэта. Это помогает проводить патогенетическую психотерапию, направленную на изменение отношения личности к себе и миру, т.Pе. на изменение характера (М. Е. Литвак, 1994). Я обращаюсь к тем произведениям, на которые ссылаюсь наиболее часто. И на первом месте стоит роман «Евгений Онегин». Он является великолепной иллюстрацией основных положений психоанализа, трансактного анализа, экзистенциального и других направлений современной психотерапии

Мое отношение к творчеству Александра Пушкина

Русский классик А.С. Пушкин всемирно-известный и почитаемый во всех странах мира поэт и писатель оставил, несомненно, гигантское и богатое наследие нам дар.

Стихотворения, поэмы, повести, сказки – множество великих произведений подарил людям этот талантливый волшебник и художник пера. Нет ни одного человека, который бы не знал строчек: «У лукоморья дуб зелёный…», «Я помню чудное мгновенье…», «Мороз и солнце, день чудесный…», «Мечты, мечты, где ваша сладость?» – все они известны каждому и каждый с радостью и не без удовольствия продекламирует

Для меня творчество Пушкина – это воплощение самого детства, школьных лет. Как часто мы бывало, заслушивались волшебными историями о Царе Салтане, золотом петушке, Мертвой царевне и семи богатырях. Как упорно и старательно учили стихотворения «Чудное мгновенье» и «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», заданных нам по школьной программе!

Пушкин для меня олицетворение русского слова и русской поэзии. В своем творчестве он передал всю многогранность широкой русской души, красоты природы и времён года. Его творчество богато разнообразием

Так же стоит отменить, что А.С.Пушкин, человек открытый и дружелюбный немало места в своих произведениях уделил своим товарищам, дружбе и родным местах, воздвигнув тем самым им нерукотворные памятники и увековечив их в веках. Патриотично воспевает он свою Родину, вспоминая немаловажные для России исторические события в произведениях «Борис Годунов», «Полтава», «Медный Всадник».

Особенно по душе мне его элегии и стихотворения о ценностях свободе и любовная лирика. Оба эти направления столь душевны и чувственны, пропитаны эмоциональностью и вдохновением, строкам стихотворений громко и восторженно вторит мое сердце. Признания в любви поэта полны искренности и всепоглощающей нежности, они искренни, в них таится небывалое, неземное волшебство, пленяющее своей простотой и сложностью одновременно. Любовь в его стихотворениях невинная и чиста, высока и полна нравственных идеалов.

Несомненно, для России и для меня творчество А.С.Пушкина есть больше, чем просто стихотворения, больше чем зарифмованные в нужном порядке слова. Произведения великого «гения чистой красоты» олицетворение духовной жизни страны, мирового значения.

Отношение к творчеству Пушкина

Произведения А. С. Пушкина занимают достойное место не только в русской литературе, но и в достижениях мировой культуры в целом. Поэтому важно каждому культурному человеку знать наследие этого великого русского поэта, и выражая свое отношение к его творчеству, не забывать о бережном отношении к достоянию русской культуры.

Отношение к творчеству Пушкина

Мое отношение к творчеству А. С. Пушкина может быть только созвучным с мнением маститых критиков, написавших огромное количество трудов, подтверждающих глубину, философскую и эстетическую наполненность творчества великого классика русской литературы.

Отражение эстетической и философской концепции писателя в творчестве А.С. Пушкина можно проследить на ряде его произведений, относимых к философской лирике: «Погасло дневное светило. », «Элегия», «Подражание Корану», «Свободы сеятель пустынный. », «Вновь я посетил. »,«Памятник».

Философская лирика

В своей философской лирике поэт отходит от поэтики «тезиса», где автор в основе произведения использовал готовую законченную мысль, которую украшал «эпизодами», и показал, что смысл произведения не в однозначности, а в глубине выражаемой мысли.

Михаил Лунин великолепно высказался по этому поводу: «Одни сочинения сообщают мысли, другие заставляют мыслить». Философская лирика Пушкина имеет в своей основе конфликт жизни и смерти, тайну смысла бытия. Это взгляд, брошенный в глубину, придает ей смысл («смысла я в тебе ищу» становится как бы эпиграфом пушкинского отношения к жизни).

В образах движения и застывания явно прослеживается борьба жизни и смерти, которая отражается в вечном конфликте текучего и неподвижного. Что ярко выражают противоположные образы: мертвого движения («топот бледного коня») и устойчивости жизни («нет, весь я не умру»).

О влиянии божественного проявления на свое творчество поэт выразился вполне определенно: «Веленью Божию, о муза, будь послушна…»

Эстетическая концепция

Эстетическая концепция поэта для его современников занимала исключительно высокое положение, он говорил о том, что творцы его времени: «почувствовали, что цель художества есть идеал, а не нравоучение». К своему высочайшему уровню развития идеал приходит в искусстве христианского мира, он получил определение в то время, как «романтический».

Суть романтического искусства выражалась в полном слиянии божественного с человеческой субъективностью, осязаемо реально и вместе с тем существующей во внешней и телесной форме.

В поисках выразительных средств, выражающий идеал, Пушкин говорил, что слово неистощимо, как и человеческий разум: «Если все уже сказано, зачем же вы пишете? чтобы сказать красиво то, что было сказано просто? жалкое занятие! нет, не будем клеветать разума человеческого, неистощимого в соображениях понятий, как язык неистощим в соображении слов».

Свое бережное отношение к русскому языку, как к источнику его вдохновения поэт выразил словами: «…Все готов сберечь я, хоть весь словарь; что слог, то и солдат – Все годны в строй: у нас ведь не парад». Каждый читающий Пушкина ощущает, как каждое слово соотносится со всем языком, поэтому ощущение «бездны пространства» по выражению Гоголя стоит за каждым его словом.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Трагизм судьбы русской литературы XIX века в XX веке: изменения
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbsp«Борьба с Пушкиным» нигилистов и футуристов : причины, течения

стих А. С. Пушкина «Анчар»

Стихотворение было написано в 1828 году. После возвращения из ссылки в 1826 году Пушкин некоторое время надеялся на то, что теперь его мечты о свободном творчестве воплотятся в жизнь. Но царь и его слуги не оставляют поэта в покое. Тайные агенты следят за каждым шагом поэта, его произведения подвергаются жестокой цензуре. В 1828 году против поэта возбуждается дело по обвинению в создании противоправительственного произведения «Андрей Шенье» и безбожной поэмы «Гавриилиада». Видимо, эти обстоятельства личной жизни и послужили поводом для создания аллегорического стихотворения «Анчар».

Жанр традиционно определяется как лирическое стихотворение, но событийный сюжет позволяет назвать его балладой.

В основу сюжета этого произведения Пушкин положил полулегендарные сведения о существо­вании на острове Ява ядовитого дерева анчар. Путешественники рассказывали, что это дерево от­равляет окрестный воздух, а сок его смертелен. Вожди местных племен посылали приговоренных к смертной казни собирать ядовитую смолу анчара, которую употребляли для отравления стрел.

В своем стихотворении Пушкин создает очень яркий и выразительный образ смертельно ядовитого дерева, символизирующий абсолютное зло:

К нему и птица не летит,
И тигр не нейдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит —
И мчится прочь, уже тлетворный.

К этому дереву царь, которому понадобился яд для стрел, послал своего слугу. Тот выполнил поручение, заплатив за это жизнью.

В «Анчаре» поднимается тема гибельности неограниченной власти. Пушкин сопоставляет зло природы и зло владыки, который отправляет человека к дереву, несущему смерть. Все живое из­бегает прикосновения к анчару, он — «один во всей вселенной». Царь нарушает закон природы.

Композиция. Стихотворение делится на две части. В первой дается описание ядовитого дерева. Во второй рассказывается о всесильном владыке, пославшем на смерть своего раба. При изображении анчара Пушкин использует эпитеты, направленные на раскрытие его основного качества — губительности для всего живого. Образы царя и слуги контрастны: в первом поэт подчеркивает его всевластие, безжалостность, во втором — покорность. При этом образы анчара и царя, наоборот, сопоставлены: и тот и другой несут смерть.

Идейный смысл этого стихотворения — губительность неограниченной власти для общества.

Александр Пушкин: анчар.
«Стихи о любви и стихи про любовь» — Любовная лирика русских поэтов & Антология русский поэзии. © Copyright Пётр Соловьёв.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Мое отношение к творчеству Александра Пушкина

Русский классик А.С. Пушкин всемирно-известный и почитаемый во всех странах мира поэт и писатель оставил, несомненно, гигантское и богатое наследие нам дар.

Стихотворения, поэмы, повести, сказки – множество великих произведений подарил людям этот талантливый волшебник и художник пера. Нет ни одного человека, который бы не знал строчек: «У лукоморья дуб зелёный…», «Я помню чудное мгновенье…», «Мороз и солнце, день чудесный…», «Мечты, мечты, где ваша сладость?» – все они известны каждому и каждый с радостью и не без удовольствия продекламирует

Для меня творчество Пушкина – это воплощение самого детства, школьных лет. Как часто мы бывало, заслушивались волшебными историями о Царе Салтане, золотом петушке, Мертвой царевне и семи богатырях. Как упорно и старательно учили стихотворения «Чудное мгновенье» и «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», заданных нам по школьной программе!

Пушкин для меня олицетворение русского слова и русской поэзии. В своем творчестве он передал всю многогранность широкой русской души, красоты природы и времён года. Его творчество богато разнообразием

Так же стоит отменить, что А.С.Пушкин, человек открытый и дружелюбный немало места в своих произведениях уделил своим товарищам, дружбе и родным местах, воздвигнув тем самым им нерукотворные памятники и увековечив их в веках. Патриотично воспевает он свою Родину, вспоминая немаловажные для России исторические события в произведениях «Борис Годунов», «Полтава», «Медный Всадник».

Особенно по душе мне его элегии и стихотворения о ценностях свободе и любовная лирика. Оба эти направления столь душевны и чувственны, пропитаны эмоциональностью и вдохновением, строкам стихотворений громко и восторженно вторит мое сердце. Признания в любви поэта полны искренности и всепоглощающей нежности, они искренни, в них таится небывалое, неземное волшебство, пленяющее своей простотой и сложностью одновременно. Любовь в его стихотворениях невинная и чиста, высока и полна нравственных идеалов.

Несомненно, для России и для меня творчество А.С.Пушкина есть больше, чем просто стихотворения, больше чем зарифмованные в нужном порядке слова. Произведения великого «гения чистой красоты» олицетворение духовной жизни страны, мирового значения.

«Анчар» А. Пушкин

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар*, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной.

Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.

Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.

К нему и птица не летит,
И тигр нейдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит —
И мчится прочь, уже тлетворный.

И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.

Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.

Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;

Принес — и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.

А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.

Дата создания: 1828 г.

*Древо яда.(Прим. Пушкина.)

Анализ стихотворения Пушкина «Анчар»

Александр Пушкин по праву считается одним из выдающихся русских поэтов. Причем, его талант был по достоинству оценен еще при жизни автора, что в литературных кругах 19 века являлось редкостью. Однако у Пушкина было достаточно много врагов, и среди них – правящая элита царской России, к которой поэт также испытывал далеко не самые теплые чувства. Однако, наученный горьким опытом и не желающий вновь оказаться в изгнании, Александр Пушкин в своем творчестве более позднего периода воздержался от открытого обличения властей, завуалировав его тонкими аллегорическими образами.

Стихотворение «Анчар», созданное в 1828 году, является одним из таких произведений. Его конечный вариант вполне благопристоен и напоминает средневековую балладу. Однако до наших дней дошли черновики этого стихотворения, где недвусмысленно проводится параллель между российским царем и грозным восточным правителем, который отправляет на смерть ни в чем не повинного раба.

Анчар — смертельно опасное дерево, сок которого с незапамятных времен использовался для смазывания наконечников стрел, которым восточные воины поражали врага. Возле ядовитого анчара ничего не растет, а звери стараются обходить стороной место, где расположено это дерево. Однако это не останавливает могущественного воина, желающего добыть сок анчара. Одним взглядом он направляет в гиблое место своего слугу, заранее зная, что ему суждено умереть. Но что значит жизнь раба, когда на карту поставлен успех военной операции?

Такое поведение характерно не только для восточных владык, но и для русских самодержцев. Однако обличать в открытую российского царя, для которого жизнь простого крестьянина или же солдата не стоит и гроша, Александр Пушкин все же не рискнул. В итоге стихотворение «Анчар», если не пытаться проводить параллель с действительностью, можно отнести к разряду красивой и мрачной былины. Тем не менее, черновые варианты этого произведения недвусмысленно свидетельствуют о том, что автор на самом деле имел ввиду, когда создавал это эпическое произведение, наполненное безысходностью, жестокостью и неотвратимостью происходящего.

Исследователи творчества поэта проводят еще одну параллель между стихотворением «Анчар» и политической ситуацией в России первой половины 19 века. По их мнению, грозный восточный правитель отождествляет собой не столько царя, сколько всю страну, которая готова рассылать «послушливые стрелы», отравленные ядом, в различные страны мира. Иными словами, Россия стремится развязывать войны, чтобы упрочить мировое господство. И при этом не намерена считаться с жизнями тысяч солдат, которых отправляет на верную гибель ради осуществления своих захватнических планов.

Однако если в черновом варианте «Анчара» поэт выражает надежду на то, что мгла отступит, и грозный восточный правитель все же потерпит поражение, то в окончательной версии предугадывать ход развития событий Пушкин предоставляет самим читателям. И дело не только в том, что автор не хочет в очередной раз дразнить цензуру, которая и без того весьма придирчиво относится к каждому его произведению. Вероятно, Александр Пушкин осознает, что свергнуть самодержавие нынешнему поколению еще не под силу, и подобная идея нежизнеспособна хотя бы потому, что Россия еще не готова к столь кардинальным переменам. При этом любые попытки изменить ситуацию будут тут же пресекаться, а самым ярым патриотам и реформаторам страны предстоит пасть от стрел, отравленных соком анчара. А попросту – быть сосланными в Сибирь, невзирая на титулы, звания и благородное происхождение.

Презентация на тему: Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Анчар»

Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Анчар»

Цели урока: Учебная цель: обучение анализу поэтического текста; научиться понимать поэтическое слово, замечать его смысловые оттенки, понять смысл стихотворения. Развивающая цель: развитие устной речи, умений и навыков наблюдения, сопоставления и сравнения.

И долго буду тем любезен я народу,Что чувства добрые я лирой пробуждал,Что в свой жестокий век прославил я свободуИ милость к падшим призывал.

1. История создания Впервые опубликовано стихотворение было в 1832 году в альманахе «Северные цветы».

В основу стихотворения положена легенда о смертоносном дереве анчаре, упоминания о котором появились еще в конце XVIII – начале XIX века.

«It is a poison-tree that pierced to the inmost Weeps only tears of poison». Coleridge (Кольридж) «Вот древо яда; пронзенное до сердцевины,Оно плачет лишь ядовитыми слезами».

2. Жанр и композиция Сюжетная зарисовка – произведение, построенное на смене фабульных событий, переживаний лирического героя. Легенда – поэтическое предание об историческом или героическом событии. Фабула — фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно-хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений. Притча – небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме.

Н а сколько частей можно разделить стихотворение? О чем говорится в каждой части? Озаглавьте части стихотворения сроками из него. Докажите, что стихотворение построено на основе антитезы.

3. Основные темы и идеи Анчар Князь Смерть Зло

Ключевые образы первой части Грозный часовой, один во всей вселенной, древо смерти. чахлая и скупая Почва зноем раскаленная жаждущие Степи гнева Какими мы видим их у Пушкина? Зелень мертвая Черный, тлетворный Песок

«Тлетворный» — слово из высокой славянской лексики, оно имеет два корня — тлен (разрушение, гибель, уничтожение) и творить (создавать). Оксюморон – соединение несоединимого.

В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой,Стоит — один во всей вселенной. «…как грозный часовой»Что охраняет анчар? Найдите доказательства того, что природа сторонится анчара.

Зло всем угрожает и охраняет себя Зло заключается в себе самом Зло огромное, вселенское Закон природы: все живое избегает зла. Зло существует в природе

Сопоставьте такие строки:В пустыне мертвой и глухой…В пустыне тощей и глухой…В пустыне чахлой и глухой… Чем последний вариант точнее и богаче двух первых? Анчар, как верный часовой, Растет один во всей вселенной…Анчар, как грозный часовой,Стоит – один во всей вселенной… Почему эпитет верный заменен эпитетом грозный? А глагол растет уступил место глаголу стоит?

И тигр, в пустыню забежав,В мученьях бьется, издыхает.Паря над ней, орел стремглав, Кружась, безжизненный, спадает.К нему и птица не летит И тигр нейдет — лишь вихорь черный На древо смерти набежит И мчится прочь, уже тлетворный. Сравните эти две строфы, в чем разница?

2 часть Но человека человек Послал к анчару властным взглядом… Все люди как нравственные существа между собою совершенно равны, ибо все имеют одинаковую природу, из которой проистекают общие права человечества. А.П.Куницын

«На почве мертвой, раскаленной» «Но человек ко древу яда» «Могучий яд» «Но человек к Анчару страшному подходит» «Прах отравленный клубится» «Но человека человек…» «Пустыня смерти» «Тигр ярый бьется»

«Послал к анчару властным словом», «Послал к анчару самовластно», «Послал к анчару равнодушно», И наконец, «Послал в пустыню властным взглядом», и строка приобретает окончательную форму: «Послал к анчару властным взглядом». Как вы думаете, в чем острота именно этой фразы, почему Пушкин на ней остановил свой выбор? «Смелый», «верный раб», «И тот безумно в путь потек», «бесстрашно», «отважно».И наконец, «И тот послушно в путь потек». Почему этот вариант остался в стихотворении?

Сравните:Принес – и весь он изнемог,И лег он, испуская крики,И умер смелый раб…Принес, и ослабел,И лег… и умер бедный раб… Принес — и ослабел и лег Под сводом шалаша на лыки, И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки.

Почему действия князя обозначены однокоренными глаголами послал, разослал? Почему князь назван непобедимым? Прием градации«послушно в путь потек», «послушливые стрелы»? Почему раб и стрелы охарактеризованы сходными эпитетами «послушно в путь потек», «послушливые стрелы»? Какую мысль выражает этот рисунок Пушкина?

И князь тем ядом напоил Свои губительные стрелы –И смерть оперил.Врагу в пределы.А князь тем ядом напиталСвои послушливые стрелыИ с ними гибель разослалК соседям в чуждые пределы. Чем слово напитал в данном контексте точнее, нежели напоил? Почему слово врагу заменено словом к соседам?

Как вы думаете, какие мысли волновали Пушкина, когда он создавал это стихотворение? О чем нас заставляет задуматься это произведение?

Зло порождает зло.

Домашнее задание: Написать сочинение на тему «Стихотворение «Анчар» – вершина свободолюбивой лирики А.С.Пушкина»

История создания произведения анчар пушкина

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной.

Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.

Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.

К нему и птица не летит
И тигр нейдет — лишь вихорь черный
На древо смерти набежит
И мчится прочь, уже тлетворный.

И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.

Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом:
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.

Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;

Принес — и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.

А князь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседам в чуждые пределы.

* Древо яда.