Пушкин и Онегин в романе Пушкина «Евгений Онегин»

Может ли хороший человек не любить стихи Пушкина? По-моему, нет. Можем ли мы себе когда-нибудь представить, чтобы Пушкин убил на дуэли Дантеса? Конечно же, нет… «Гений и злодейство — две вещи несовместные», — считал поэт. Пушкин может быть только жертвой, а не убийцей. Он не может служить царю и сколачивать себе состояние. Не может обыгрывать партнера в карты и добросовестно составлять отчеты о саранче. Почему же этот человек оказывается самым близким любому, кому дорога русская культура?

С первыми шагами по земле мы влюбляемся

Мы говорим «наш Пушкин». Изучая каждый этап его жизни, изумляемся бесконечности пушкинского гения. Дивимся его жизнелюбию, преданности друзьям, честности, отваге и беззащитности. Есть у Пушкина произведение особое, исключительное. Среди русских книг эта книга то же, что и ее автор среди русских писателей. Это роман в стихах «Евгений Онегин» — любимое детище Пушкина, во многом отражение его самого. Если искать аналоги в мировой культуре, то я могу сравнить

Вот что сам Пушкин сказал о романе: «Пишу я «Онегина» для себя. Это моя прихоть, мое развлечение. Почему художник может написать картину не для продажи, а для себя и может любоваться, когда хочет, а писатель менее свободен в этом отношении?». Вряд ли существует произведение, которое бы так ярко отразило душу и характер народа и проблемы общечеловеческие — бытия, любви и дружбы, взаимоотношения человека и общества.

Был ли Пушкин «лишним человеком»? Нет, безусловно, не был. Он ведь писал стихи, завещая своим поэтическим потомкам: «Глаголом жги сердца людей». У него были друзья, которых он любил и которые любили его. Но общество, к которому он принадлежал, не доросло до понимания гения.

Другое дело Онегин — вымышленный и в то же время реальный «добрый приятель» поэта. Он в чем-то похож на Пушкина. Образованностью (особенно после встречи с Татьяной), широтой взглядов. Но он — лишний человек среди тех, кто не ценит поэзию, философичность, острый ум. Он не реализовавшийся человек — первая трагическая фигура в русской литературе. «Эгоист поневоле», он не находит применения своим силам, не вписывается в предназначенный ему круг людей. Всякое дело ему быстро надоедает. От скуки им овладела «охота к перемене мест». Он едет в деревню, но, в отличие от Пушкина, не чувствует красоты природы и не способен творчески общаться с ней, видеть в ней «приют спокойствия, трудов и вдохновения».

Пушкин никогда не был эгоистом. Он способен был жертвовать собою ради других. Онегин, хотя и страдающий, но эгоист. Он эгоист во всех сценах романа. Не эгоист он только в последний свой приход к Татьяне. Онегин «как дитя, влюблен». Великолепное, хотя и простое, сравнение. Ведь ребенок не может думать одно, а говорить другое. Есть люди, которых не коснулась никакая житейская грязь, они всю жизнь сохраняют чистоту и прелесть детства. Таким человеком был Пушкин.

«Вот начало большого стихотворения, которое, вероятно, не будет окончено», — писал он в предисловии к первому изданию первой главы. Это «большое стихотворение» не может быть окончено, так как жизнь автора в нем значит больше, чем вымышленный романный сюжет. Создавая роман, Пушкин создавал, созидал и нового себя. Впервые в роли героя-автора Пушкин выступает при описании онегинского дня — в эпизоде посещения театра. Пушкин перемещает сюжет к себе, в ссылку, организует его вокруг собственных переживаний. «Мои богини! что вы? где вы?» — мечтает он о возвращении. Пушкин любит театр, все в нем полно поэзии, жизни и красоты, а для Онегина все скучно. Автор переживает: «Другие ль девы, сменив, не заменили вас?», а с точки зрения Онегина: «Всех пора на смену».

Пушкин прекрасно знает и чувствует театр, он восхищается тем, как балерина «быстрой ножкой ножку бьет». Онегин же «идет меж кресел по ногам». Он никогда не смог бы дать емкую пушкинскую формулу балета — «душой исполненный полет», потому что, в отличие от Пушкина, не был человеком полета.
Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной.
«Разность» есть и в ощущении деревни, которая была для Пушкина «лоном счастья и забвенья», почвой и животворящим источником собственного творчества, а для Онегина — местом вынужденного пребывания, чем-то инородным, не созвучным его петербургской натуре.
Онегин живет как бы не свою жизнь. У него другая — высокая сущность. Эта его сущность не на первом плане. Она иногда просвечивается, и мы видим, что Евгений «вчуже чувство уважал». По прочтении письма Татьяны «чувствий пыл им на минуту овладел». Онегин честен и открыт с Татьяной, после гибели Ленского «всем сердцем юношу любя, он обвинял себя во многом». Мы видим, что совесть, побежденная «честью», не совсем умерла в нем. Мы заме чаем это в трехстрочии, раскинутом на весь роман:

«С душою, полной сожалений» — в первой главе,
«В тоске сердечных угрызений» — в шестой,
«В тоске безумных сожалений» — в восьмой.

Тема моего сочинения столь неисчерпаема, что мне мало что удалось сказать. «Онегина воздушная громада, как облако, стояла надо мной» (Анна Ахматова).

Я хотела бы закончить свою работу строками из стихотворения Пушкина «Андрей Шенье»:

Я скоро весь умру. Но, тень мою любя,
Храните рукопись, о други, для себя!
Когда гроза пройдет, толпою суеверной
Сбирайтесь иногда читать мой свиток верный
И, долго слушая, скажите: это он;
Вот речь его. А я, забыв могильный сон,
Взойду невидимо и сяду между вами,
И сам заслушаюсь, и вашими слезами
Упьюсь… И, может быть, утешен буду я
Любовью.

Такие стихи никогда не смог бы написать Онегин. На это способен только гений Пушкина.

Мой любимый герой — Евгений Онегин

Александр Сергеевич Пушкин – величайший писатель и поэт девятнадцатого века. За свою недолгую жизнь Пушкин написал множество интересных и ценных для нас произведений, но основным его трудом является «Евгений Онегин». Этот роман в отличие от большинства произведений девятнадцатого века не просто сообщает картину жизни того времени, а заставляет читателя целиком погрузиться в атмосферу событий и ощутить самому все переживания героев, которые часто выражают чувства самого писателя.

Евгений Онегин – один из тех персонажей, в котором заключена частица души автора, а потому не может оставить читателя равнодушным.

Итак, Онегин – молодой столичный аристократ, получивший типичное воспитание; его малолетство прошло в отрыве от всего русского, национального. Воспитанием мальчика занимался француз-гувернер, который:
Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой,

Слегка за шалости бранил

И в летний сад прогуливаться водил.

Таким образом, образование Евгения было поверхностным, но он все же получил довольно знаний и умений, чтоб «свет решил, что он умен и очень мил».

Имел он счастливый талант

Без принужденья в разговоре

Коснуться до всего слегка,

С ученым видом знатока

Хранить молчанье в важном споре

И возбуждать улыбку дам

Огнем нежданных эпиграмм.

Значит наш герой был обаятелен, тактичен

И людям симпатичен.

Образ жизни ведет он привычный для всех,

Занимается тем, что в свете имело успех.

Балы, театры, оперы… все ночи напролет,

Подобно филину, он бурную жизнь ведет.

На утро, когда простой люд уж при деле,

Встает Онегин с постели.

Выбирает, где б вечером ему побывать.

Светские развлечения скоро надоели Евгению, который «уж давнехонько зевал средь модных и старинных зал». Он вдруг увидел, насколько однообразна, скучна и бесплодна его жизнь. Как будто поднявшись над людьми, наш герой заметил,

Как губителен и ложен путь высшего общества. Но он один, а глупцов, довольных пустыми светскими забавами – множество. Однако, существовать по-другому в среде, которая навязывает свои правила, Евгений не умел, поэтому Белинский пишет: «Бездеятельность и пошлость жизни душат его; он более того не знает, что ему надо, что ему хочется, но он очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна самолюбивая посредственность».

Онегин не был ни холоден, ни черств, ни сух, в душе его живет поэзия. Об этом говорят строки романа:

Условий света свергнув бремя,

Как он, отстав от суеты,

С ним подружился я в то пора.

Мне нравились его черты,

Мечтам не вольная преданность,

И резкий, охлажденный ум…

…Как часто летнею порою,

Когда прозрачно и светло

Ночное небо над Невою,

И вод веселое стекло

Не отражает лик Дианы,

Воспомня прежних лет романы,

Воспомня прежнюю любовь,

Чувствительны, беспечны снова,

Дыханьем ночи благосклонной

Безмолвно упивались мы!

Невольная преданность мечтам, чувствительность и беспечность при созерцании красот и воспоминаниях о былой любви — все это говорит больше о его чувствах, нежели о холодности и сухости. Виссарион Григорьевич заметил это в Евгении: «Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охладила к… мелочным развлечениям. Озлобленный ум есть тоже признак высшей натуры, потому что человек с озлобленным умом бывает недоволен не только людьми, но и самим собою»:

Кто жил и мыслил, тот не может

В душе не презирать людей.

Дружба с Ленским – этим юным мечтателем, ярче всего подчеркивает «мнимое бездушие» Онегина, который , как кажется, людей не только не любит, но и презирает:

Но правил нет без исключений:

Иных он очень отличал,

И вчуже чувства уважал.

«Гордая холодность и сухость, надменное бездушие… Евгения… произошли от грубой неспособности многих читателей понять так верно созданный поэтом характер», — писал Белинский.

Когда наш герой собирался в деревню, в душе его теплилась надежда – воскреснуть и набраться новых сил в тиши уединения на лоне природы. Но вскоре он понял, что смена мест не влияет на сущность некоторых, не зависящих от нашей воли обстоятельств.

Знакомство с Ленским дало Евгению вероятность побывать у Лариных, где он встретился с Татьяной, и сразу же почувствовал разницу между сестрами, тогда как Владимиру и в голову не приходило, что Ольга – просто хорошенькая девчурка, а отнюдь не поэтический идеал. И ради нее он решился на дуэль, рискуя быть убитым. Конечно, Онегин мог отказаться от столь необдуманного шага, окончить дело миром, но наш герой был чересчур самолюбив, чтоб пасть так низко; и здраво оценить свой поступок смог лишь после встречи роковой. Только тогда Евгений понял, как наказал он сам себя, и, не стерпев стыда и горя, покинул деревню.

А там осталась Татьяна, влюбившаяся в нашего героя, когда он в первый раз побывал у Лариных. Она заметила в Евгении то, что мало кто видел в нем, и нашла в этом человеке идеал, сложившийся у нее под влиянием книг. Разочарованный в светской жизни, не похожий на других дворянин оказался ее романтическим героем:

Давно ее воображенье,

Сгорая негой и тоской,

Алкало пищи роковой,

Давно сердечное томленье

Теснило ей младую грудь,

Душа ждала… кого-нибудь

И дождалась… открылись очи;

Она сказала: это он!

Написав письмо Евгению, барышня с нетерпением ждала встречи и ни секунды не сомневалась во взаимности его чувств. Но оказалось все не так просто. Онегин, искушенный светскими романами, прекрасно понимал открытую, искреннюю любовь деревенской девушки, но он знал, что такие отношения рано или поздно приведут к женитьбе. Поэтому, если поэзия страсти ещё могла интересовать нашего героя, то брак был для него противен, более того полагать о нем Евгений не мог себе позволить, поэтому Татьяна получила отказ.

Разлученный с девушкой смертью Ленского, Онегин лишился всего, что хоть чуть-чуть сближало его с людьми:

Убив на поединке друга,

Дожив без цели, без трудов

До двадцати шести годов,

Томясь в бездействии досуга,

Без службы, без жены, без дел,

Ничем заняться не умел.

Какая жизнь! Молодость, самочувствие, богатство, башка на плечах, казалось бы, что ещё нужно для счастья? Но так говорит обыватель. Как тяжко видеть, что все из-за чего-то хлопочут, чем-то заняты, смотреть и чувствовать себя чуждым этому,

Мечтать о смерти, как о величайшем блаженстве. Но Онегину не суждено было умереть, не вкусив жизни. Страсть, наконец, рассеяла хандру.

Увидев Татьяну на балу в Петербурге, он в первый раз испытал настоящие чувства к той, которую отверг. В ответ на любовь Евгений получил отказ. Что будет с ним теперь понятно Богу одному. Но я от всей души желаю не угаснуть пробудившейся в нем жизни, потому что так тяжело быть призраком среди людей.

Пушкин и Онегин в романе Пушкина Евгений Онегин

Категория: Литература, литературные произведения
Тип: Сочинение
Размер: 12.2кб.
скачать

Пушкин и Онегин в романе Пушкина Евгений Онегин

Может ли хороший человек не любить стихи Пушкина? По-моему, нет. Можем ли мы себе когда-нибудь представить, чтобы Пушкин убил на дуэли Дантеса? Конечно же, нет… «Гений и злодейство — две вещи несовместные», — считал поэт. Пушкин может быть только жертвой, а не убийцей. Он не может служить царю и сколачивать себе состояние. Не может обыгрывать партнера в карты и добросовестно составлять отчеты о саранче. Почему же этот человек оказывается самым близким любому, кому дорога русская культура?

С первыми шагами по земле мы влюбляемся в его изумительные сказки и не расстаемся с его поэзией до последних дней. Сколько страданий вызывает в нас последний путь Пушкина на Черную речку!

Мы говорим «наш Пушкин». Изучая каждый этап его жизни, изумляемся бесконечности пушкинского гения. Дивимся его жизнелюбию, преданности друзьям, честности, отваге и беззащитности. Есть у Пушкина произведение особое, исключительное. Среди русских книг эта книга то же, что и ее автор среди русских писателей. Это роман в стихах «Евгений Онегин» — любимое детище Пушкина, во многом отражение его самого. Если искать аналоги в мировой культуре, то я могу сравнить его только с «Джокондой» Леонардо да Винчи.

Вот что сам Пушкин сказал о романе: «Пишу я «Онегина» для себя. Это моя прихоть, мое развлечение. Почему художник может написать картину не для продажи, а для себя и может любоваться, когда хочет, а писатель менее свободен в этом отношении?». Вряд ли существует произведение, которое бы так ярко отразило душу и характер народа и проблемы общечеловеческие — бытия, любви и дружбы, взаимоотношения человека и общества.

Был ли Пушкин «лишним человеком»? Нет, безусловно, не был. Он ведь писал стихи, завещая своим поэтическим потомкам: «Глаголом жги сердца людей». У него были друзья, которых он любил и которые любили его. Но общество, к которому он принадлежал, не доросло до понимания гения.

Другое дело Онегин — вымышленный и в то же время реальный «добрый приятель» поэта. Он в чем-то похож на Пушкина. Образованностью (особенно после встречи с Татьяной), широтой взглядов. Но он — лишний человек среди тех, кто не ценит поэзию, философичность, острый ум. Он не реализовавшийся человек — первая трагическая фигура в русской литературе. «Эгоист поневоле», он не находит применения своим силам, не вписывается в предназначенный ему круг людей. Всякое дело ему быстро надоедает. От скуки им овладела «охота к перемене мест». Он едет в деревню, но, в отличие от Пушкина, не чувствует красоты природы и не способен творчески общаться с ней, видеть в ней «приют спокойствия, трудов и вдохновения».

Пушкин никогда не был эгоистом. Он способен был жертвовать собою ради других. Онегин, хотя и страдающий, но эгоист. Он эгоист во всех сценах романа. Не эгоист он только в последний свой приход к Татьяне. Онегин «как дитя, влюблен». Великолепное, хотя и простое, сравнение. Ведь ребенок не может думать одно, а говорить другое. Есть люди, которых не коснулась никакая житейская грязь, они всю жизнь сохраняют чистоту и прелесть детства. Таким человеком был Пушкин.

«Вот начало большого стихотворения, которое, вероятно, не будет окончено», — писал он в предисловии к первому изданию первой главы. Это «большое стихотворение» не может быть окончено, так как жизнь автора в нем значит больше, чем вымышленный романный сюжет. Создавая роман, Пушкин создавал, созидал и нового себя. Впервые в роли героя-автора Пушкин выступает при описании онегинского дня — в эпизоде посещения театра. Пушкин перемещает сюжет к себе, в ссылку, организует его вокруг собственных переживаний. «Мои богини! что вы? где вы?» — мечтает он о возвращении. Пушкин любит театр, все в нем полно поэзии, жизни и красоты, а для Онегина все скучно. Автор переживает: «Другие ль девы, сменив, не заменили вас?», а с точки зрения Онегина: «Всех пора на смену».

Пушкин прекрасно знает и чувствует театр, он восхищается тем, как балерина «быстрой ножкой ножку бьет». Онегин же «идет меж кресел по ногам». Он никогда не смог бы дать емкую пушкинскую формулу балета — «душой исполненный полет», потому что, в отличие от Пушкина, не был человеком полета.

Всегда я рад заметить разность

Между Онегиным и мной.

«Разность» есть и в ощущении деревни, которая была для Пушкина «лоном счастья и забвенья», почвой и животворящим источником собственного творчества, а для Онегина — местом вынужденного пребывания, чем-то инородным, не созвучным его петербургской натуре.

Онегин живет как бы не свою жизнь. У него другая — высокая сущность. Эта его сущность не на первом плане. Она иногда просвечивается, и мы видим, что Евгений «вчуже чувство уважал». По прочтении письма Татьяны «чувствий пыл им на минуту овладел». Онегин честен и открыт с Татьяной, после гибели Ленского «всем сердцем юношу любя, он обвинял себя во многом». Мы видим, что совесть, побежденная «честью», не совсем умерла в нем. Мы заме чаем это в трехстрочии, раскинутом на весь роман:

«С душою, полной сожалений» — в первой главе,

«В тоске сердечных угрызений» — в шестой,

«В тоске безумных сожалений» — в восьмой.

Тема моего сочинения столь неисчерпаема, что мне мало что удалось сказать. «Онегина воздушная громада, как облако, стояла надо мной» (Анна Ахматова).

Я хотела бы закончить свою работу строками из стихотворения Пушкина «Андрей Шенье»:

Я скоро весь умру. Но, тень мою любя,

Храните рукопись, о други, для себя!

Когда гроза пройдет, толпою суеверной

Сбирайтесь иногда читать мой свиток верный

И, долго слушая, скажите: это он;

Вот речь его. А я, забыв могильный сон,

Взойду невидимо и сяду между вами,

И сам заслушаюсь, и вашими слезами

Упьюсь… И, может быть, утешен буду я

Такие стихи никогда не смог бы написать Онегин. На это способен только гений Пушкина.

Это свободная энциклопедия школьных сочинений. Наша цель – ОБЛЕГЧИТЬ написание сочинений по русской литературе. Мы производим обмен РЕАЛЬНЫМИ сочинениями школьников с 5 по 11 классы. Узнать как происходит ОБМЕН вы можете ЗДЕСЬ

  • Автор: А. С. Пушкин
  • Произведение: Евгений Онегин
  • Это сочинение списано 171 693 раз

Роман А.С. Пушкина знакомит читателей с жизнью интеллигенции в начале XIX века. Дворянская интеллигенция представлена в произведении образами Ленского, Татьяны Лариной и Онегина. По названию романа автор подчеркивает центральное положение главного героя среди остальных персонажей.

Онегин родился в когда-то богатой дворянской семье. В детстве он был вдали от всего национального, в отрыве от народа, а в качестве воспитателя у Евгения был француз. Воспитание Евгения Онегина, как и образование, имело весьма поверхностный характер, совершенно не подготовив его к реальной жизни. Тем не менее, такое воспитание получали многие столичные дворяне.

Светский молодой человек Онегин ведет и соответствующую жизнь – с балами, посещением театров, прогулками. Он стремится к тому, чтобы быть истинно светским человеком: наслаждаться жизнью, богатством, успехом среди женщин. Однако Евгений отличается от молодежи «резким охлажденным умом», что и приводит его к разочарованию в жизни.

Постепенно начинает проясняться образ героя, проступают черты умного, благородного в стремлениях человека, к тому же талантливого. Хотя Онегин не нашел себя в жизни, потому-то и живет «без цели, без трудов». К крестьянам он относится гуманно, при этом не задумывается об их судьбе, больше его интересуют собственные настроения.

Постепенно Евгений теряет связь с людьми: светское общество его уже не привлекает, от жизни народа он далек. Это приводит к тому, что он не принимает любовь чистой девушки Татьяны Лариной, не увидев в ней всей глубины и своеобразия натуры. Кроме того, на дуэли от его руки погибает друг Ленский. Онегин очень тяжело переносит гибель друга, он мучается слишком поздним раскаянием:

Оставил он свое селенье,
Лесов и нив уединенье,
Где окровавленная тень
Ему являлась каждый день.

Пушкинский герой отправляется в путешествие, длительность которого составит три года. Путешествуя по России, он впервые за всю жизнь узнает положение народа, его угнетение, начинает понимать свою родину. Ему жаль, что он ничего не сделал в жизни, ничего не достиг, не понял окружающей его действительности.

Онегин возвращается, но он изменил свое отношение к обществу, а общество изменило отношение к нему. Если юношу в свете любили, то теперь его ненавидят. И на этом фоне для него по-новому открывается Татьяна. Онегин теперь смог ее оценить, он полюбил ее по-настоящему, его письмо к Лариной написано на необычайном подъеме. Прежнее равнодушие сменилось теперь взволнованностью, страстностью. Именно эти черты должны были сделать из Онегина совершенно другого человека.

Однако, к сожалению, нам не удалось узнать, каким бы мог стать герой Пушкина, так как автор сжег последнюю главу произведения. Тем не менее, он сумел показать нам «умную ненужность», этакого лишнего человека. Именно с Онегина начинается череда образов таких людей, о которых позднее писали Тургенев, Герцен, Лермонтов, Гончаров.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: