Многосторонний характер Чичикова в поэме Мертвые души

Все главные события, составляющие основу сюжета «Мертвых душ», протекают при непосредственном участии Павла Ивановича Чичикова. Завязка сюжета — приезд Чичикова в губернский город. Павел Иванович знакомится с городом, с видными чиновниками и с некоторыми помещиками. Через несколько дней он отправляется в путешествие: посещает усадьбы Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина и приобретает у них «мертвые души».

Казна проводила перепись крепостного населения один раз в десять — пятнадцать лет. Между переписями («ревизскими сказками») за помещиками числилось установленное количество ревизских душ. Естественно, что крестьяне умирали, но по документам, официально, они считались живыми по следующей переписи. «Я полагаю приобресть мертвых, которые, впрочем, значились бы по ревизии как живые», — говорит Чичиков ошеломленному Манилову.

Чичиков приобретает умерших крестьян затем, чтобы заложить их, как живых, в Опекунском совете и получить изрядную сумму денег.

Все поздравляют нового «херсонского помещика» с приобретением крепостных: «Павел Иванович! Ах, боже мой, Павел Иванович! Любезнейший Павел Иванович! Чичиков разом почувствовал себя в нескольких объятиях». Но торжество и всеобщее веселье уступают место растерянности, животному страху, когда Ноздрев и Коробочка раскрывают проделки «почтеннейшего Павла Ивановича». Чичиков в результате поспешно, крадучись, покидает город.

Итак, что же представляет собой этот герой?

В отличие от владельцев усадеб, людей инертных и косных, предприимчивый Чичиков не знает покоя. Он со школьных лет охвачен жаждой активного стяжательства. Гоголь подробно рассказывает, как формировался характер героя. Мальчик, усвоив наставления отца, уже в школе проявил изворотливость, железную выдержку и низость души. Мелкими спекуляциями он «сделал приращения» с полтины, подаренной отцом: «Когда набралось денег до пяти рублей, он мешочек зашил и стал копить в другой». Мешочек с деньгами заменил ему дружбу, честь и совесть.

Поприще чиновника постепенно открыло Чичикову более широкие возможности для обогащения. Мелкие спекуляции сменились махинациями крупного масштаба. Чичиков занимается такими делами, «которым свет дает название не очень чистых».

Почти все его «дела» кончаются крахом. Но вот что характерно: Чичиков не испытывает угрызений совести и не падает духом. Скрыв следы преступления и избежав наказания, он с удвоенной энергией принимается за новое нечистое дело: «Ну, что же! — сказал Чичиков, — зацепил — поволок, сорвалось — не спрашивай. Плачем горю не пособить, нужно дело делать».

Кто же такой Чичиков? Может быть, это какой-то необыкновенный злодей? Преступник по натуре? Посмотрим, что говорит о нем автор.

В одиннадцатой главе Гоголь пишет, что русская литература много внимания уделяла добродетельному герою: «. нет писателя, который бы не ездил на нем, понукая и кнутом и всем, чем попало». Но в реальной действительности, в крепостническом обществе, не последнюю роль играют люди-подлецы. Почему их не выставляют «на всенародные очи»? «Нет, — говорит писатель-патриот, — пора наконец припрячь и подлеца. Итак, припряжем подлеца!» Как видим, отношение автора к своему герою предельно ясно.

Чичиков — герой-подлец. «Кто же зевает теперь на должности? Все приобретают», — рассуждает он. Комментируя ход мыслей своего героя, Гоголь замечает, что «в рассуждениях его видна была некоторая сторона справедливости». Справедливость суждения заключается в том, что Чичиков не одинок. Хищники-приобретатели смело врываются в жизнь и начинают хозяйничать в ней. Это дельцы буржуазного склада, хищники по убеждению. Но нелегко раскрыть их подлую сущность, ибо они носят маску добродетельных людей: «Нужно знать, что Чичиков был самый благопристойный человек, какой когда-либо существовал в свете. Никогда не позволял он себе в речи неблагопристойного слова и оскорблялся всегда, если в словах других виде отсутствие должного уважения к чину или званию. » За этой внешней благопристойностью скрывается моральная нечистоплотность героя.

Чичиков выработал в себе способность безошибочно определять сильные и слабые стороны людей и умение быстро приспосабливаться к среде и различным обстоятельствам. На его внешнем облике лежит отпечаток какой-то неопределенности, обтекаемости: «В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод».

В отношениях с людьми Чичиков многолик. Подобно хамелеону, он постоянно меняет свой облик, приспосабливаясь к тому, с кем ведет разговор. В беседе с Маниловым он похож на Манилова — его «сердечные признания», весьма туманные и фальшивые, производят сильное впечатление на излишне чувствительного помещика. С Коробочкой, по замечанию автора, он «говорил. с большей свободою, нежели с Маниловым, и вовсе не церемонился». В разговоре с «властителями он очень искусно умел польстить каждому. Губернатору намекнул как-то вскользь, что в его губернию въезжаешь, как в рай, дороги везде бархатные. полицмейстеру сказал что-то очень лестное насчет городских будочников. » В кругу помещиков и чиновников Чичиков становится своим человеком, завоевывает полное доверие.

Постоянно меняя свой облик, Чичиков тщательно скрывает от окружающих свои мошеннические цели. Гоголь-сатирик показывает внутренние мотивы поступков героя, обнажая то, что «ускользает и прячется от света».

Душу Чичикова оскорбляют грязные канцелярские столы, но ничуть не оскорбляют чиновники-взяточники и отъявленные конокрады, совершающие преступления, за грош продающие честь и совесть. Его обоняние страдает от неприятного запаха, который распространяет Петрушка, а то, что у Плюшкина крестьяне «как мухи мрут», приводит его в восторг. Выдержанный, осторожный Павел Иванович не может скрыть свою радость при этом известии. Чем больше в стране эпидемий и крестьянских могил, тем лучше для Чичикова! Вот что скрывается за внешней приятностью «приобретателя», разъезжающего по глухим дорогам крепостной России.

Торговец мертвыми душами возвращается в город «в самом веселом расположении духа». И как не радоваться: «В самом деле, что ни говори, не только одни мертвые души, но еще и беглые, и всего двести с лишком человек». Чичиков посвистывает, наигрывает, поет «какую-то песню, да такой степени странную», что Селифан недоуменно покачивает головой.

Чичиков и песня! Для песни нужно человеческое сердце, чуткое и доброе. Недаром песня эта — в высшей степени странная. В душе приобретателей нет места ни песне, ни человеческим чувствам. Разоблачая подлость Чичикова, Гоголь бичует вместе с ним и общество, которое признает лучшими людьми тех, кто имеет капитал. Дамы и чиновники губернского города восторженно встречают Павла Ивановича потому, что разнеслась весть о его миллионном капитале. А против миллиона никто не устоит, «ибо в одном звуке этого слова . заключается что-то такое, которое действует и на людей-подлецов, и на людей ни се ни то, и на людей xoроших — словом, на всех действует».

Гоголь приводит нас к выводу , что неразумно устроено само общество. Потому и появляются люди-подлецы, что есть условия для их мошеннической деятельности.

Сочинение по произведению на тему: Чичиков в поэме «Мертвые души»

План: Чичиков — центральный образ в поэме, данный в развитии.

1. Черты характера.

2. Приобретательство и предприимчивость.

3. Приспособляемость к жизни.

4. Изворотливость и жульничество.

5. Осторожность и расчетливость.

6. Умение обращаться и общаться с людьми.

7. Настойчивость в достижении цели.

Мастерство Гоголя в изображении Чичикова.

1. Чичиков в поэме — как живой человек (его портрет и манеры).

2. Контраст — основной прием изображения.

3. Общая авторская характеристика.

Причины, обусловившие характер Чичикова.

1. Условия становления и роста капиталистических отношений.

2. Воспитание и образование в этих условиях.

3. Чичиков — тип дельца-приобретателя.

Основная тема Гоголя — это тема о путях исто-рического развития России. Гоголь зорким взглядом художника подметил, что в русском обществе середины XIX века деньги начи-нают играть решающую роль: дельцы стараются утвердиться в об-ществе, стать независимыми, опираясь на капитал, и на грани двух эпох — капитализма и феодализма — такие дельцы были явлением распространенным.Чичиков — центральный герой поэмы , вокруг него происходит все действие поэмы, с ним связаны все ее дейст-вующие лица. Сам Гоголь писал: , — пишет Гоголь и дает картину его детства и учения. На всю жизнь запо-мнил Чичиков советы своего отца. Больше всего беречь и копить копейку. , — говорил ему отец. Целью своей жизни Чичиков поставил приобре-тательство. Уже в школе он проявил чрезвычайную оборотливость по части приобретения копейки: торговал пряниками и булками, выдрессировал мышь и продал ее выгодно. И вскоре он зашивает в мешочек 5 рублей и начинает копить другой. Так началась его предпринимательская жизнь.Чичиков обнаружил немалые способности и по части обраще-ния с начальством. В училище старался быть образцом послушания и вежливости, ловко умел войти в доверие и вызывал похвальные отзывы почтительностью и смиренным поведением.Окончив учиться, он поступает в казенную палату, где всемерно угождает начальнику и даже ухаживает за его дочерью. И скоро сам получает должность повытчика и начинает брать взятки.Возбуждающее действие на Чичикова оказывают картины состо-ятельной жизни, с которыми ему приходится сталкиваться. Он ох-вачен желанием стать обладателем капиталов, которые принесут с собой . Чичиков терпеливо и настойчи-во преодолевает служебные барьеры. . Изворотливость и жульничество становятся его характерными чертами. Став членом , он обзаводится хорошим поваром и отличной парой лошадей, носит тонкие, голландского полотна рубашки, выпутывается из-под здоро-вых законов воздержания: неожиданное разоблачение аферы с по-строением казенного здания развеяло блаженное состояние Чичико-ва, все оказалось безвозвратно утерянным, это огорчило, но не поко-лебало Чичикова. Он решил сызнова начать карьеру и находит еще более выгодную службу по таможне. Принимается за очень выгод-ные операции: со стадом испанских баранов он проводит операцию с барбантскими кружевами и в короткое время наживает целое состо-яние. Деньги плывут к нему в руки. . Вновь разоблаченный и из-гнанный Чичиков становится поверенным, и здесь ему приходит мысль о поисках мертвых душ. А главное то хорошо, говорит он, — что .Писатель раскрывает образ Чичикова постепенно, по мере рас-сказов о его похождениях. В каждой главе мы узнаем о нем что-то новое. Он приезжает в губернский город, чтобы произвести развед-ку и обеспечить успех задуманного предприятия. В городе N он чрезвычайно осторожен и строго расчетлив. Он расспросил трактир-ного слугу о городских чиновниках, о ближайших к городу поме-щиках, о состоянии края, о повальных болезнях. Ни один день не пропадает у деятельного Павла Ивановича даром. Он устанавливает дружеские отношения с сановниками города, заводит знакомство с помещиками и благодаря исключительной обходительности состав-ляет о себе лестное мнение. Даже грубиян Собакевич сказал: .Умение обращаться с людьми и искусное ведение разговора — испытанное средство Чичикова во всех жульнических операциях. Он знает, с кем как вести разговор. С Маниловым он ведет беседу в слащаво-вежливом тоне, говорит, что . Без труда добивается у него мертвых душ бес-платно, да еще и оставляет на хозяина расходы по оформлению купчей. Вовсе не церемонится в разговоре с дубиноголовой Коро-бочкой, запугивает окриками и за всех умерших дает всего 15 рублей, солгав, что приедет за мукой, крупой и прочей снедью.Непринужденный развязный разговор ведет с разбитным малым Ноздревым и ловко выпутывается из всех предложений об обмене. Осторожно разговаривает Чичиков с помещиком-кулаком Собакевичем, называет умерших крестьян несуществующими и за-ставляет Собакевича сильно снизить запрошенную им цену.Почтительно вежлив Чичиков с Плюшкиным, он говорит, что решил помочь ему и оказать свое личное почтение. Ловко прики-нулся он человеком сострадательным и получил от него 78 душ всего лишь по 32 копейки за каждую.Встречи с помещиками показывают исключительную настойчи-вость Чичикова в достижении цели, легкость перевоплощения, не обыкновенную изворотливость и энергию, за внешней мягкостью и изяществом скрывающие расчетливость хищной натуры.И вот Чичиков снова среди чиновников города. Он всех очаро-вывает , . Все дамы города от него без ума. Однако Ноздрев разрушает все его планы. .Итак, — заклю-чает Гоголь. Чичиков предстает перед читателями живым. Мы видим и внешность, и внутренний мир Чичикова. На первый взгляд в нем есть что-то неопределенное, это — . Мы видим человека степенного, обходительного, хорошо одетого, всегда аккуратного и чистого, выбритого и при-глаженного, но в каком вопиющем противоречии находится внеш-ность с его внутренним миром! Гоголь мастерски, одной фразой дает ему полную характеристику: , а далее автор говорит о нем просто и резко: .Такой характер, как у Чичикова, мог возникнуть только в усло-виях становления капиталистических отношений, когда предпри-ниматели ради наживы и обогащения ставили на карту все. Чичи-ков представляет собой тип буржуазного дельца-приобретателя, не брезгающего никакими средствами для своего обогащения.Еще Виссарион Григорьевич Белинский отмечал широкую ти-пичность Чичикова. Ужасен, отвратителен этот рыцарь , стро-ящий свое благополучие на несчастьях большого числа людей: мас-совых эпидемиях, стихийных бедствиях, войнах, — все, что сеет гибель и смерть, все это на руку Чичикову.


Образ Чичикова в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Среди персонажей гоголевской поэмы «Мертвые души» Чичиков занимает особое место. Будучи центральной (с точки зрения сюжета и композиции) фигурой поэмы, этот герой вплоть до последней главы первого тома остается для всех загадкой — не только для чиновников города NN но и для читателя. Прошлое героя неизвестно (его биография дана не в начале повествования, а лишь в одиннадцатой главе), так же как неизвестны цели, его пребывания в городе NN. Кроме того, автор лишает Павла Ивановича своеобразия, запоминающихся черт, собственного «лица». На фоне ярких, предельно индивидуализированных образов помещиков фигура Чичикова выглядит бесцветной, неопределенной, неуловимой. Отсутствие индивидуального начала обнаруживается и в речевом поведении героя — не имея собственного «лица», он не имеет и собственного «голоса».
Именно безликость и бесцветность позволяют Чичикову перевоплощаться до неузнаваемости, когда этого требуют «интересы дела». Превосходный психолог и блестящий имитатор, он умеет с магическим артистизмом уподобиться своему собеседнику. Во всякой ситуации он говорит то, что от него хотели бы услышать, что может расположить в его пользу.
С Маниловым Павел Иванович приторно-любезен, высокопарен («. я немею пред законом») и льстив. С Коробочкой он покровительственно-ласков и патриархально-набожен («На все воля Божья, матушка. »), но держится с ней свободно, «не церемонится». Вместо цветистых фраз теперь из сто уст звучат просторечные, а иногда и грубые выражения («дело яйца выеденного не стоит», «да пропади и околей»).
Общение с наглым и бесцеремонным Ноздревым для Чичикова мука, ведь Павел Иванович не терпит «фамильярного обращения» («. разве только если особа. слишком высокого звания»). Однако он и не думает прервать свой диалог с помещиком: тот богат, а значит, впереди перспектива выгодной сделки. Следуя своему испытанному методу, Чичиков всеми силами стремится уподобиться Ноздреву. Он обращается к нему на «ты», перенимает от него фамильярные манеры и хамский топ.
Найти общий язык с Собакевичем Чичикову значительно проще — ведь обоих объединяет ревностное служение «копейке». Даже Плюшкина, давно утратившего связь с внешним миром и позабывшего элементарные нормы вежливости, смог расположить к себе Павел Иванович. Для этого помещика Чичиков играет роль непрактичного и великодушного болвана — «мотишки», готового себе в убыток избавить случайного знакомого от необходимости платить полати за умерших крестьян.
Кто такой Чичиков? Что он за человек? Среди множества фантастических версий о Чичикове, выдвинутых чиновниками города NN. заслуживает особого внимания версия об антихристе. Антихрист новозаветного «Откровения» предшествует наступлению Страшного суда, появляется в конце времен. Почему же именно Чичиков становится у Гоголя знамением «последних времен», символом грядущей катастрофы?
С точки зрения Гоголя, зло, олицетворенное в Чичикове («страсть к приобретению»), есть главное зло современности. Зло обыденное и ничтожное страшнее, чем литературно-величественное зло, показывает Гоголь. Гоголь хочет понять психологическую природу нового явления. Этому служит биография Чичикова, объясняющая генезис изображенного в поэме характера. Тусклое, грустное детство героя — без товарищей, без мечтаний, без родительской любви — многое предопределило в дальнейшей судьбе героя. Глубоко усвоив родительское наставление («. береги и копи копейку»), Павлуша Чичиков развивает в себе энергию, волю и упорство, с которым и устремляется к своей единственной в жизни цели -, богатству. Вначале его действия наивны и прямолинейны: Павлуша рабски угождает учителю и становится его любимцем. Повзрослев, Чичиков манипулирует людьми с гораздо большим искусством, по и результаты его усилий теперь более значительны. Пообещав жениться на дочери своего начальника, Чичиков добывает себе место повытчика. Служа на таможне, Павел Иванович убеждает начальство в своей неподкупности, а затем наживает огромное состояние па крупной партии контрабандного товара. Биография гоголевского «приобретателя» отмечена странной закономерностью: блестящие победы Чичикова всякий раз оборачиваются нулем. Процесс обогащения превращается в нечто самоценное, самодостаточное — ведь это всегда процесс без результата.
В то же время биография Чичикова заставляет вспомнить о грешниках, которые преодолели свою греховность и впоследствии стали святыми подвижниками. Предполагалось, что в следующих томах поэмы произойдет пробуждение души героя и его духовное воскрешение. Автор говорил, что пороки времени, не случайно так сгущены и усилены в Чичикове — воскрешение «героя времени» должно стать началом воскрешения всего общества.

57291 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»:

/ Сочинения / Гоголь Н.В. / Мертвые души / Образ Чичикова в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

Смотрите также по произведению «Мертвые души»:

Ноздрев и Собакевич в поэме Гоголя «Мертвые души»

«Мертвые души» вышли в свет уже после смерти А. С. Пушкина, но первые главы поэмы Н. В. Гоголь успел ему прочитать. Великий поэт, всегда смеявшийся при чтении Гоголя, на этот раз по мере чтения глав становился все мрачнее. Когда же чтение кончилось, он произнес голосом, полным тоски: «Боже, как грустна наша Россия!».

Уже в законченном виде поэма навевала не только тоску, но и ужас. Пятеро помещиков, находящихся в центре повествования, сменяют один другого в определенной последовательности. Смену типов в таком порядке Гоголь объяснял

Каждый помещик отличается резкой индивидуальностью, однако их отношение к крестьянам, полное цинизма, объединяет всех владельцев «крещеной собственности». Для них живые и мертвые души крестьян — это обыкновенный товар. О живых они говорят как о мертвых, а мертвых продают, что «пареную репу». Портретная галерея представлена прекраснодушным фантазером Маниловым, «дубинноголовой» Коробочкой, человеком «на все руки» Ноздревым, кулаком Собакевичем и скрягой Плюшкиным. Из этой пятерки несколько

Но это еще не все. Ноздрев — мастер «лить пули». Он бесшабашный хвастун и несусветный враль. Пройдоха и скандалист, Ноздрев ведет себя всегда вызывающе, нагло, агрессивно. Ноздрев, по оценке Чичикова, — «человек-дрянь». Интересно, что поведение Ноздрева в обществе никого не шокирует. Его высокопоставленные партнеры по картам лишь внимательно следят, чтобы он не сплутовал. Правда, иная «комбинация» Ноздрева заканчивалась скандалом, а иногда он возвращался домой с одним бакенбардом. Но дружбы ни с кем он не лишался. Среди губернского начальства нет человека, который не был бы наслышан о «слабостях» Ноздрева. Но когда началась кутерьма в городе по поводу Чичикова, то обратились сначала к Ноздреву. Гоголь иронично замечает: «Странные эти господа чиновники… ведь очень хорошо знали, что Ноздрев лгун, что ему нельзя верить ни в одном слове, ни в самой безделице, а между тем именно прибегнули к нему». Они не могут без Ноздрева, как он не может без них.

Собакевич, в отличие от Ноздрева, хозяйственный человек. Его характер начинает раскрываться еще до встречи с ним. Подъезжая к имению Собакевича, Чичиков обратил внимание на большой деревянный дом с мезонином, «вроде тех, какие у нас строят для военных поселений и немецких колонистов». Все у него было «упористо », без шаткости, в каком-то «крепком и неуклюжем порядке». Собакевич мало похож на других помещиков. Это расчетливый, прижимистый хозяин, хитрый торгаш. Он чужд мечтательному благодушию Манилова, равно как и буйному сумасбродству Ноздрева или мелочному накопительству Коробочки. Он немногословен, обладает железной хваткой, себе на уме, и мало найдется людей, которым удалось бы его обмануть. Не только в доме его, а во всем поместье — до хозяйства последнего мужика — у него все прочно и крепко. По сравнению с другими помещиками, нерасчетливо обдиравшими своих крестьян, Собакевич выглядит положительным человеком. Однако Гоголь обращает наше внимание на окружающие вещи: огромный стол, пузатое ореховое бюро, тяжелые кресла, стулья, которые словно говорили: «и я тоже Собакевич!». Вещи, словно живые, обнаруживают «какое-то странное сходство с самим хозяином дома», а хозяин, в свою очередь, напоминает «средней величины медведя». Грубой, животной силищей веет от Собакевича, в голове которого не шевелилось ни одно дуновение человеческой мысли. Чичиков чувствует в Собакевиче опасного противника, он долго примерялся, как бы начать разговор о деле. Но Собакевич сам, неожиданно просто спросил: «Вам нужно мертвых душ?» После этого пошел прямой разговор двух мошенников, двух деловых людей. Убежденный крепостник, противник всего нового в жизни, Собакевич понимает дух времени: все подлежит купле-продаже, из всего можно извлечь выгоду. И Собакевич торгуется. Чичиков хорошо намаялся, пока договорился с Собакевичем.

Характеры Ноздрева и Собакевича являются открытием Гоголя. Никто до него не показал всю глубину их социально-психологической значимости. Сравнивая их с другими помещиками, мы убеждаемся, что активность Ноздрева и хозяйственная деятельность Собакевича являются просто пародией на действительность того времени. И мы соглашаемся с Гоголем, который писал, что «…у меня герои один пошлее другого».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: