Речь Достоевского о Пушкине (1880)

Пушкин для Достоевского «народный поэт», выразивший в своем творчестве «художественные типы красоты русской, вышедшей прямо из духа русского». Это понимание Пушкина во многом было подсказано Достоевскому критиком А. А. Григорьевым, который в своей статье «Развитие идеи народности в нашей литературе» говорил о Пушкине как о «величайшем народном поэте, величайшем представителе нашей народной физиономии». По мысли Достоевского, Пушкин нес Европе новое слово — братскую христианскую любовь и «народную веру и правду». «Пушкин,— говорил Достоевский,— есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа, как сказал Гоголь. Прибавлю от себя: и пророческое».

Пророчество Пушкина состоит в том, по мнению Достоевского, что решение «проклятых вопросов», разъединяющих человечество, не может быть основано на бунте, на мятеже, на эгоизме, что его опора — христианская любовь, самопожертвование, чистый альтруизм и смирение перед законами Бога, создавшего земной грешный мир. «Смирись, гордый человек. », «Смирись, праздный человек. » — убеждает Достоевский, имея в виду не рабское, баранье, холопское смирение, а смирение высокое, предполагающее готовность жертвовать собой ради человека, народа и человечества. Правда открывается не тому, говорит Достоевский, кто гордо противопоставляет себя народу или другим людям, а тому, кто способен подчинить свои личные интересы высшим народным и общечеловеческим интересам, божественным христианским ценностям. Отсюда проистекает призыв Достоевского: «потрудись на народной ниве», найди в себе высокие христианские и гуманистические идеалы («Не вне тебя правда, а в тебе самом; найди себя в себе, подчини себя себе, овладей собой. »). Эти представления Пушкина, говорил Достоевский, сродни народным, и потому Пушкин в лучших своих произведениях, в «Евгении Онегине» например, предстает «великим народным писателем». Достоевский особенно ценит в Пушкине его оптимизм, его веру в то, что смирение, любовь и самопожертвование во имя ближнего в конечном итоге победят: «Повсюду у Пушкина слышится вера в русский характер, вера в его духовную мощь, а коль вера, стало быть, и надежда, великая надежда за русского человека».

Наконец, в последний период жизни и творчества Пушкина, отмечает Достоевский, были созданы произведения, «в которых преимущественно засияли идеи всемирные, отразились поэтические образы других народов и воплотились их гении». Это свойство пушкинского дарования Достоевский назвал «всемирной отзывчивостью». Такая способность есть «главнейшая способность нашей национальности», и Пушкин «разделяет ее с народом нашим». И это также делает его поэтом народным. Суть «всемирной отзывчивости» нации и Пушкина состоит в том, что, обращаясь к чужим народностям, европейские поэты чаще всего перевоплощали их в свою же национальность и понимали по-своему. Пушкин — один изо всех мировых поэтов обладает свойством перевоплощаться вполне в чужую национальность. В «Каменном госте» он испанец, в «Сценах из «Фауста» — немец, в «Пире во время чумы» — англичанин. Отсюда Достоевский делает вывод, что сила духа русской народности и Пушкина заключается во всемирно-сти и во всечеловечности, которую Россия и ее первый поэт несут всему миру.

В «Объяснительном слове по поводу. речи о Пушкине» Достоевский отметил четыре пункта, на которые он обратил внимание.

  • Первый. Пушкин «своим глубоко прозорливым и гениальным умом и чисто русским сердцем отыскал. главнейшее и болезненное явление нашего интеллигентного, исторически оторванного от почвы общества, возвысившегося над народом».
  • Второй. Пушкин «первый (именно первый, а до него — никто) дал нам художественные типы красоты русской, вышедшей прямо из духа русского, обретавшейся в народной правде, в почве нашей, и им в ней отысканные». Тут Достоевский приводил в пример пушкинскую Татьяну.
  • Третий. В произведениях Пушкина «есть та особая, характернейшая и не встречаемая кроме него нигде и ни у кого черта художественного гения — способность всемирной отзывчивости и полнейшего перевоплощения в гении чужих наций, перевоплощения почти совершенного».
  • Четвертый. Способность, которую Пушкин делил «со всем народом нашим»: «Народ. наш именно заключает в душе своей. склонность к всемирной отзывчивости и к всепримире-нию. » Это глубокая, по мысли Достоевского, нравственная черта народа и Пушкина. Она заключается в том, что «все богатства, накопленные Европой, не спасут ее от падения, ибо «в один миг исчезнет и богатство», тогда как русский народ и Пушкин вмещают и несут в своих сердцах «силу любящего и всеединяющего духа», которая сохранна всегда — и в богатстве, и в нищете.

Во всем этом и состоит мировое значение поэта, осмысленное Достоевским как его, Пушкина, завещание нам, его далеким потомкам.

Слава Пушкина будет расти и впредь, потому что «Пушкин,— по словам Белинского,— принадлежит к вечно живущим и движущимся явлениям, не останавливающимся на той точке, на которой застала их смерть, но продолжающим развиваться в сознании общества. Каждая эпоха произносит о них свое суждение, и как бы ни верно поняла она их, но всегда оставит следующей за нею эпохе сказать что-нибудь новое и более верное. ».

Основные теоретические понятия

  • Классицизм, романтизм, «истинный романтизм», реализм, лирика, элегия, послание, поэма, повесть, стихотворная повесть, трагедия, цикл.

Вопросы и задания

  1. Какие произведения Пушкин написал в Болдинскую осень 1830 года? Расскажите о последних днях жизни Пушкина.
  2. Подготовьте сообщение о лирике Пушкина последних лет. Опираясь на примеры анализов стихотворений в учебнике, проанализируйте самостоятельно одно из стихотворений этого периода, например «Когда за городом, задумчив, я брожу. ».
  3. Как сочетаются в стихотворениях «Отцы пустынники и жены непорочны. » и «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. » христианские и светские мотивы?
  4. Подготовьте сообщение на тему «Маленькие трагедии» Пушкина, обратив внимание на то, когда в них начинается действие, каким испытаниям подвергаются герои, что является общим для всех героев трагедий.
  5. Что вы знаете о поэмах Пушкина? Кто их герои? Раскройте конфликт поэмы «Медный всадник».
  6. На чем основан сюжет «Пиковой дамы»? Почему Ф. М. Достоевский назвал Германна «колоссальным» лицом и «петербургским» типом? Что хочет изменить Германн в мироустройстве? За что он наказан?
  7. В чем стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. » продолжает тему поэтического творчества, известную по другим стихотворениям Пушкина, и в чем не согласуется с ними?

Сравните строки других стихотворений о поэтическом служении (например: «Поэт! не дорожи любовию народной. ») со строками «Памятника» (например: «К нему не зарастет народная тропа. »). Сопоставьте поэтическую мысль А. С. Пушкина в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. » с художественными идеями Горация и Державина в стихотворениях на ту же тему.

  • Какие критические суждения о творчестве Пушкина в XIX и XX веках вам известны? Изложите самые существенные из них.
  • Писатели и ученые утверждают, что Пушкин — создатель русского литературного языка. Попробуйте обосновать эту точку зрения.
  • Как вы понимаете слова Белинского, которыми заканчивается глава о Пушкине? Согласны ли вы с ними? Помогают ли они осмыслить значение творчества поэта для развития русской литературы? Подготовьте развернутый ответ на эти вопросы.
  • Как вы воспринимаете слова Ап. Григорьева «Пушкин — это наше все»? Отвечает ли это утверждение вашему отношению к великому поэту и его произведениям?
  • Какие идеи высказал Достоевский о национальном и мировом значении Пушкина? Как вы понимаете каждую из них? Дополните свои рассуждения словами других писателей и критиков об Онегине и Татьяне, известными из курса 9 класса.
  • Согласны ли вы с Достоевским в его суждениях о Пушкине?
  • Рассмотрите иллюстрации к произведениям Пушкина. Так ли вы представляли себе героев? Какие художники-иллюстраторы пушкинских произведений вам известны? Какие из них вам нравятся? Почему?
  • Мировые произведения пушкина

    Уже полтора столетия звучат музыкальные произведения, написанные на стихи Пушкина, со сцен больших и малых театров, и концертных залов.
    Его произведения стали неотъемлемой частью мировой культуры. Слово Пушкина по особому открывается через сочинения композиторов, которые писали музыкальные произведения на его стихи.

    Одно из самых удачных воплощений поэзии Пушкина в русской музыке 20 века у Георгия Свиридова. Кстати, его первой творческой удачей в свое время стали именно романсы на стихи Александра Пушкина. Сегодня они признаны вокальной классикой и входят в репертуар многих выдающихся певцов. Через несколько десятилетий Свиридов, уже будучи признанным композитором, вновь обратился к поэзии Пушкина и создал произведение, которое стало значительным событием в музыкальной жизни. Это хоровой цикл «Пушкинский венок».

    Романс из Музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина “Метель” стал уже достоянием народной музыки.

    Услышав в 1823 году романс на свои стихи, Пушкин был так очарован исполнением, что под влиянием этого посвятил стихи исполнительнице. Ею была княгиня Мария Александровна Голицына — внучка Суворова — великосветская дама, музыкант, певица.
    Свою благодарность Пушкин выразил в стихотворении, вот его отрывок:
    Давно о ней воспоминанье
    Ношу в сердечной глубине.
    Ее минутное вниманье
    Отрадой долго было мне.
    Твердил я стих обвороженный,
    Мой стих — унынья звук живой,
    Так мило ею повторенный,
    Замеченный ее душой.
    Вновь лире слез и тонкой муки
    Она с участием вняла.
    И ныне ей передала
    Свои пленительные звуки.
    Довольно: в гордости моей
    Я мыслить буду с умиленьем.
    Я славой был обязан ей,
    А, может быть, и вдохновеньем.

    БОРИС ГОДУНОВ
    Boris Godunov — Eugeny Nesterenko

    Русская музыка всегда была неразрывно связана классической литературой, а русская опера все время ориентировалась на Пушкина.

    «Руслан и Людмила» — былинно-эпическая опера Глинки; «Борис Годунов» — историко-трагическая опера Мусоргского, «Евгений Онегин» — лирическая опера Чайковского; «Пиковая дама» — психологическая опера Чайковского.
    Секрет их популярности, их долголетия в том, что каждая из них написана двумя гениями — авторами сюжета и музыки.

    Опера «Руслан и Людмила» была написана в 1820 году. Пушкин назвал поэму «Мое игривое творение». Увертюра к опере звучит как музыкальный фейерверк. Опера прозвучала впервые в Петербурге в 1840 году, т.е. через 5 лет после гибели поэта.

    Трагедия «Борис Годунов» была написана поэтом в 1825 году. Опера была написана Мусоргским через 44 года, т.е. в 1869 году и поставлена в Петербурге. К сожалению, произведение не было закончено Римским-Корсаковым в связи со смертью композитора Мусоргского. Цензура вначале запретила оперу и предложила ввести любовный сюжет. Пришлось создать роль Марины Мнишек.

    Опера «Евгений Онегин» (семилетний труд Пушкина — 1823—1830 гг.). Появление ее в 1878 году ознаменовало собой новый этап в русском оперном искусстве.

    Велика роль либреттистов Петра Ильича Чайковского и Шиловского, которые, прикоснувшись к творению Пушкина, сумели так органично включить в превосходную ткань оперы отдельные стихотворные тексты: арию Гремина, ариозо Ленского и др.
    Образ Татьяны — собирательный. Изумительный дуэт Татьяны и Ольги — не что иное, как стихотворение «Певец», написанное Пушкиным еще в лицее.

    Опера «Пиковая дама». Повесть написана поэтом в 1833 году (в течение одного года). Чайковский трудился над оперой 41 день. Трудно себе представить, что за такой короткий срок Чайковский создал произведение, которое является одним из величайших достижений мирового музыкального искусства.

    Прообразом старой графини явилась 90-летняя княгиня Голицына, властная дама, которая умудрилась умереть в один год с Пушкиным.
    Следует отметить, что опера была впервые поставлена в Париже в 1850 году, на 40 лет раньше, чем в России

    По произведениям Пушкина было создано еще ряд опер: «Мазепа», музыка Чайковского; «Сказка о царе Салтане», «Золотой Петушок», «Моцарт и Сальери» — композитор Римский-Корсаков; «Дубровский» — композитор Направник; «Русалка», «Каменный гость» — Даргомыжский; «Скупой рыцарь», «Бахчисарайский фонтан», «Граф Нулин» написаны Асафьевым; «Пир во время чумы», «Капитанская дочка» — композитор Кюи; «Алеко» — дипломная работа Рахманинова; «Медный всадник» — балет Глиера; «Барышня — крестьянка» — композитор Минкус.
    Великий танцовщик, пушкинист и пропагандист творчества поэта Сергей Лифарь поставил в Париже балет «Пиковая дама», пользовавшийся в течение нескольких сезонов бешеным успехом у взыскательной французской публики.

    Всего по произведениям Пушкина создано более 20 опер и более 10 балетов.

    «Описание природы в произведениях Пушкина»

    Пушкин был наделен от природы исключительным художественным дарованием. Но для того, чтобы сделать то, что он сделал,— первым заложить на века основы русской литературы, как великого национального искусства слова, поднятого на уровень величайших мировых шедевров,— одного дарования было мало: необходим был гигантский, упорный, настойчивый, целеустремленный труд. Гениальный писатель-художник, он был и неутомимым тружеником. Без постоянного труда, говаривал он, не может быть создано ничего «истинно великого». Увлекательная и поучительная картина именно такого труда ярко предстает перед нами, если мы обратимся к истории создания завершающего всю его литературную работу, истинно великого произведения — романа «Капитанская дочка».

    Как и «Евгений Онегин», «Капитанская дочка» — «многолетний труд» Пушкина-прозаика, работа над которым продолжалась около четырех лет и потребовала как многочисленных специально исторических изучений, так и длительного художественного вынашивания. Об этом свидетельствуют целых пять дошедших до нас планов романа, существенно отличающихся от окончательного текста и во многом отличающихся друг от друга. Правда, это различие (как ни для какого другого произведения Пушкина) предварительных планов, и в особенности отличие от них окончательного текста, объясняется весьма трудными поисками наиболее цензурно приемлемого варианта для воплощения очень острой политически темы — о переходе дворянина на сторону народного восстания. Но наряду с этим планы отражают и специфически художественные искания Пушкина, вызванные его неизменным стремлением к предельному художественному лаконизму, к наивозможному сжатию фабулы, числа действующих лиц. Стремление к устранению всего лишнего, ненужных подробностей, необязательных деталей, наглядно обнаруживается и при изучении последующей работы Пушкина над текстом «Капитанской дочки».

    Например, описывается степной «умёт» — постоялый двор, куда вожатый привез Гринева и Савельича во время бурана. Умет содержал «яицкий казак… мужик лет шестидесяти, еще свежий и бодрый». В первоначальных вариантах читаем: «Хозяин встретил нас у ворот, держа фонарь под полою, и ввел меня в горницу, где горела лучина (в другом варианте: «хозяйка засветила лучину») и где на столе стоял горшок со щами»; «ввел меня в горницу довольно чистую— лучина освещала ее. На столе стоял горшок щей. На стене висела винтовка и высокая казацкая шапка». Из окончательного текста Пушкин устраняет и «хозяйку», и «горшок щей». Остается только один хозяин и предметы, имеющие прямое отношение к боевому казачьему быту: «Хозяин встретил нас у ворот, держа фонарь под полою, и ввел меня в горницу, тесную, но довольно чистую; лучина освещала ее. На стене висела винтовка и высокая казацкая шапка».

    Винтовка, висящая на стене хозяина умета, указана Пушкиным не зря: из последующих глав мы видим, как застреляли вскоре винтовки яицких казаков! Равным образом «высокая шапка» является в дальнейшем постоянной приметой самого Пугачева (в главе седьмой: «На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза»; в главе одиннадцатой: «Пугачев сидел… в красном кафтане, в высокой шапке…»).

    Таким образом, винтовка на стене, и высокая шапка не просто живописные бытовые детали, они — своего рода интродукция к основному историческому содержанию романа — к «пугачевщине». Наоборот, «горшок щей», имеющийся в чернозом варианте, является как раз таким «ружьем», которое «не стреляет». Щей в дальнейшем ходе данного эпизода никто не ест, а как еще одна бытовая деталь это только рассеивало бы внимание, отвлекало от главного и потому единственно нужного — от винтовки и высокой шапки.

    И во всей «Капитанской дочке» нет ни одного «нестреляющего ружья» — ни одного ненужного штриха, ни одной лишней детали. В романе довольно много персонажей, но среди них почти нет случайных, так сказать, «проходных» лиц (появился и исчез). Все они обычно связаны между собой в общий композиционный узел.

    Готовые школьные сочинения

    Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

    Пушкин в массовом сознании — часть 11

    Размышления тартуских студентов о содержании понятия «национальный писатель (поэт)» представляются показательными. Прежде всего, в «нефилологической» анкете проблема «национального», «русского» оказалась мало востребованной (хотя и не совсем исключенной). Хорошо известно, что особенности национального менталитета связаны с особым отношением к собственной национальности: русский шовинизм проявляется в неприятии всего «чужого» в своем окружении (презрительное отношение к «чухонцам», «жидам», «хохлам», «немцам» и пр.), но практически не манифестирован в виде вознесения и восхваления «родной» нации. Не случайно А. Битов, рассуждая об отношении к Пушкину как к святыне, отмечает: «Тут даже русский ощутит себя русским»[cxxiv]– как крайний случай проявления редчайшего свойства. С этим, возможно, связано и «не-стремление» выявить «особые заслуги» Пушкина перед мировым сообществом на уровне массовых опросов. Респонденты предложили ряд вариантов: 1) поэт-патриот, 2) широкоизвестный поэт; 3) поэт, пишущий для народа и о народе, 4) выразитель национальной идеи. Многие респонденты назвали русским национальным поэтом именно Пушкина. Важно, что абсолютное большинство полагает, что характеристика «национальный» применительно к поэту (писателю) не важна для общей оценки его творчества с читательских позиций. По-видимому, такое мнение во многом объясняет невнимание к «русскости» Пушкина в «нефилологической» анкете.

    Четвертый вопрос: «Как Вы относитесь к творчеству Пушкина? Чем он Вам нравится (не нравится)? Перечислите произведения, которые Вам особенно нравятся, если таковые имеются».

    Ответы: «Первый вопрос провокационный. Если я скажу правду, то скажут, что я пребываю в юбилейной эйфории. Нравится, что экспериментирует во всем, в чем только может (в смысле жанров – стилей), но с “Гавриилиадой” он слегка переборщил… особенную любовь питаю к “Маленьким трагедиям”, не говоря об “Евгении Онегине”»; «С уважением. “Евгений Онегин”, “Борис Годунов”, “Повести Белкина”»; «С интересом. Нравится разнообразием (тем, жанров и пр.). Я недостаточно знакома с его творчеством, чтобы что-то не нравилось. “Дубровский”, “Повести Белкина”, “Евгений Онегин”, “Любви, надежды, тихой славы…”, “Клеветникам России”»; «Очень нравится. Нравится своей многосторонностью, непредсказуемостью, разнообразием, гениальной простотой, гениальностью, легкостью. “Дубровский”, “Цыганы”, “Повести Белкина”, “Пиковая дама”, “Кавказский пленник”»; «Очень нравится; нравится легкость, живость, жизнеутверждающее начало в творчестве Пушкина, разнообразие тем. Некоторые стихи, “Кавказский пленник”, “Метель”, “Пиковая дама”, “Дубровский”, “Каменный гость”, “Пир во время чумы”, “Скупой рыцарь”»; «Чтобы судить творчество Пушкина, надо быть человеком его интеллектуального уровня, а кроме того, досконально знать его произведения. Мне нравится “Пиковая дама”, “Евгений Онегин”, “Маленькие трагедии”»; «Гениальный, прозорливый, замечательный поэт и писатель, чьи тексты всегда хочется перечесть»; «Я, можно сказать, выросла на творчестве Пушкина. Еще в школе прочитала почти все его произведения и много стихов. Часто посещала пушкинские места. Его творчество мне близко, понятно, интересно. Время от времени чувствую потребность ощутить его слог, его фразы и т. д. Очень нравится “Евгений Онегин”, “Капитанская дочка”, “Повести Белкина” и др.»; «Мне нравится стиль и легкость, с которой написаны его стихи. Особенно нравится “Пиковая дама”, “Дубровский”»; «Мне нравится творчество Пушкина. Мне нравится его романтический стиль, его музыкальный слог. Также нравятся и его реалистические произведения. Мне нравится, что он не боится писать правду. “Евгений Онегин”, “Метель”, “Барышня-крестьянка”»; «Мне нравится творчество Пушкина. Его произведения интересно читать. Особенно нравятся стихи, поэмы, например, “Евгений Онегин”, “Медный всадник”, также “Повести Белкина”»; «Положительно. Чувством юмора, стиля, гармоничностью. “Маленькие трагедии”, “Граф Нулин”, “Домик в Коломне”, “Барышня-крестьянка”, “Пиковая дама”»; «К творчеству Пушкина отношусь с большим интересом. У него нет того, что бы мне не нравилось. Произведения Пушкина нельзя не любить, они не могут не нравиться. Ведь с его стихами, поэмами, сказками мы знакомы с раннего детства»; «Мне нравится творчество Пушкина, ведь любовь к нему прививалась с ранних лет и его есть за что любить. “Евгений Онегин”, “Капитанская дочка”, “Цыганы”, “Дубровский”, стихи»; «Пушкин – наше все, т. е. хорошо. Нравится практически все. “Граф Нулин”, “Пиковая дама”, “Цыганы”, “Онегин”, сказки»; «К творчеству отношусь как филолог. Нравится тем, что был достойный человек и поэт. “Маленькие трагедии”, “Евгений Онегин”. Не нравится проза Пушкина, равнодушен»; «Отношусь к его творчеству с интересом. Нравится он мне по многим причинам: 1) интересны всегда сами произведения; 2) очень много проблем затрагивает в своих произведениях»; «Мне очень нравятся произведения Пушкина, особенно его лирика. С творчеством Александра Сергеича мы знакомимся еще в детстве, часто читаем его сказки. “Сказка о золотой рыбке” известна каждому ребенку. Замечательно его произведение “Евгений Онегин” – энциклопедия российской жизни XIX века»; «Хочется выразить свое признание творчеству Пушкина. Да, мне нравится Пушкин, но все-таки это звучит банально, как сказали в школе – кому же не нравится Пушкин, это же солнце, наше все. Я с этим не согласна. Любимые произведения: “Руслан и Людмила”, “Повести Белкина”, “Дубровский”, “Маленькие трагедии”, лирика, конечно. Нравится язык, вечно актуальные темы, юмор, глубина проблем»; «Я отдаю предпочтение поэзии серебряного века, и потому мне больше нравится пушкинская проза, чем поэзия. Я обожаю “Моцарта и Сальери” и “Повести Белкина”»; «Я отношусь к творчеству Пушкина с огромным уважением и восхищением. Мне нравится его язык. Особенно нравятся произведения “Евгений Онегин”, “Рассказы Белкина”, “Цыганы” и его стихотворения»; «Очень благожелательно. Мне нравятся особенно его стихотворные рифмы, размеры, построение стихотворений. Честно говоря, пытаясь п
    исать сам стихи, часто пытаюсь подражать Пушкину. “Евгений Онегин”, “Няне”, “Сказка о рыбаке и рыбке”, “Капитанская дочка”»; «Мне не нравятся его произведения. Отношусь равнодушно»; «Мне нравится его творчество, но некоторые произведения пессимистичны, хотя его любовная лирика превосходит многих других поэтов по красоте»; «Безусловно, Пушкин гениальный поэт. Мне нравятся его стихотворения, посвященные женщинам и о его любви к ним. “Медный всадник”, “Борис Годунов”»; «К творчеству Пушкина отношусь положительно. То, что писал он, очень близко нам, русским. “Евгений Онегин”»; «К творчеству Пушкина отношусь положительно.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: