Минувшее и грядущее в лирике пушкина сочинение

Для Пушкина чувство дружбы &#151 это огромная ценность, которой равновелики лишь любовь, творчество и внутренняя свобода. Тема дружбы проходит через все творчество поэта, от лицейского периода и до конца жизни.

Будучи лицеистом, Пушкин пишет о дружбе в свете «легкой поэзии» французского поэта Парни. Дружеская лицейская лирика поэта во многом подражательна и противопоставлена классицизму. В стихотворении «К студентам» поэтизируется веселая пирушка, воспевается вино и радость дружеского беззаботного общения:

Друзья, досужий час настал,
Все тихо, все в покое.
Скорее скатерть и бокал,
Сюда вино златое!

В дружеской лирике также воспеваются и сентименталистские ценности, среди которых важное место занимает дружба «с Кифарой, с портиком, и с книгой, и с бокалом» («К Каверину», 1817). В этом послании Пушкин призывает всех своих друзей оставить волнения и заботы света и присоединиться к интимному кругу друзей, объединенных призывом:

Блажен, кто веселится
В покое, без забот.

Покой, беззаботное веселье, шумный пир друзей &#151 вот что составляют, по мнению поэта, человеческое счастье. Пушкин ставит это выше общественных и государственных дел:

И станут самые цари
Завидовать студентам.

В сердечности и искренности друзей Пушкин видит самое ценное: «Он друг без этикета. Не требует привета Лукавой суеты». Это чувство сердечной привязанности к своим друзьям Пушкин пронесет через всю жизнь. Чувство это присутствует даже в гражданской лирике петербургского периода. Поэты-декабристы видели в дружбе союз людей, скрепленный одной идеей, целью. Но в лирике Пушкина высокая цель не исключает наслаждение дружеским общением, даже наоборот, дружба становится опорой и поддержкой в гражданском служении долгу и отечеству.

Соединение интимного чувства дружбы с высокими гражданскими чувствами отражено в стихотворении «К Чаадаеву». Поэт призывает адресата к высокой цели не только как политического единомышленника, а именно как друга. Это подчеркнуто обращениями типа: «мой друг», «товарищ, верь».

Юный Пушкин начинает разрабатывать в своих стихах тему свободы, и дружба становится как бы «третьим компонентом» в ряду «любовь и тайная свобода». В стихотворении «Послание к кн. Горчакову» средоточием этой свободы опять становится «младых повес счастливая семья. где ум кипит, где в мыслях волен я». Дружеское общение становится как бы почвой этой свободы.

Но дружеские пиры происходят все реже и реже. Наступает разочарование и в гражданских идеалах. Во время южной ссылки Пушкин оказывается целиком охвачен романтическими настроениями. Дружеская лирика в этот период творчества поэта очень своеобразна. Романтик никогда не ищет счастья в друзьях, он порывает со своим прошлым. Малочисленную дружескую лирику этого периода отчетливо характеризует стихотворение «Дружба». Мотив этого стихотворения затем подхватит Лермонтов, что станет основным настроением его лирики.

Теперь друзьями Пушкина становятся море и горы, но с ними поэт не может быть на равных, хотя и говорит о шуме моря, прощаясь с ним, что шум этот как «друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час». Уже само по себе стихотворение «К морю» является прощальным.

Южные романтические настроения поэта сменяются внутренним самосозерцанием. Душевная буря сменяется гармонией и покоем. Но наследие романтического периода &#151 свобода &#151 не оставляет поэта. В лирике этого периода звучит тема внутренней свободы. Дружеские чувства не зависят от политики, &#151 в них мы более свободны, чем в гражданских.

В стихотворении «19 октября 1827», написанном к годовщине открытия лицея, Пушкин говорит о том, что он по-прежнему помнит о всех своих друзьях, где бы они ни были. Для него они все равны: и те, кто на «царской службе», и те, кто в «мрачных пропастях земли». «Я гимны прежние пою», &#151 говорит поэт в стихотворении «Арион». Пушкин остается по-прежнему верен своим друзьям-декабристам. Он поддерживает их в трудный для них час своим знаменитым посланием в Сибирь «Во глубине сибирских руд. «. В этом стихотворении нет ни строчки о политическом перевороте, оно целиком наполнено дружеским участием. Под мечом, упоминающимся в конце стихотворения («И братья меч вам отдадут»), подразумевается, как мне кажется, не новое восстание, а символ дворянской чести.

Пушкин не разделяет политических взглядов декабристов, но душою он всегда остается с ними. Поэтому в своем посвящении юбилею Лицея в 1825 году он пишет:

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа, неразделим и вечен.

Но в этом стихотворении, открывающем цикл стихотворений, посвященных лицейским годовщинам, уже четко просматривается тема одиночества. Поэту больно от того, что с ним нет его друзей:

Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку.

Со временем эти настроения все больше и больше завладевают поэтом, и каждое последующее стихотворение, посвященное лицейской годовщине, все более мрачно окрашено. Стихотворение 1836 года, посвященное празднованию последней в жизни Пушкина лицейской годовщины, отличается настроением «не мальчика, но мужа»:

Теперь не то: разгульный праздник наш
С приходом лет, как мы, перебесился,
Он присмирел, утих, остепенился,
Стал глуше звон его заздравных чаш.

В начале творчества тема дружбы была связана с весельем и свободой, позже она все больше связывается с грустью потерь. Пораженный смертью Дельвига, Пушкин пишет: «И мнится, очередь за мной». Стихотворение «Чем чаще празднует лицей. » тоже наполнено грустью. Итак, в конце жизни, пережив «бурь порыв мятежный», поэт возвращается к лицейской теме, но насколько иначе она звучит! Лицей становится в сознании Пушкина идеальным царством дружбы, а лицейские друзья &#151 идеальной аудиторией его поэзии, хранителями культа дружбы, как отмечают биографы поэта.

Литература языковедение : Сочинение: А.С. Пушкин. Лирика. (1799 —1837)

А.С. Пушкин. Лирика. (1799 —1837)

Творчество А.С. Пушкина занимает особое место в истории русской литературы и культуры. По словам Белинского, «писать о Пушкине — значит писать о целой русской литературе: ибо как прежние писатели русские объясняют Пушкина, так Пушкин объясняет последовавших за ним писателей». Непреходящее значение пушкинского творчества в том, что «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла» (Гоголь).

Лирика. Лирика Пушкина — его поэтическая автобиография и одновременно художественная летопись духовной жизни его эпохи. Война 1812 г. и восстание декабристов, крепостное право и мечты о «вольности святой», возлюбленные, друзья и враги, «чудные мгновенья» жизни и «печаль минувших дней» — все это нашло отражение в пушкинских посланиях, элегиях, стансах, эпиграммах. Но это многообразие — проявление того внутреннего единства, пафос которого точно определен известным высказыванием Белинского: «Общий колорит поэзии Пушкина, и в особенности лирической, — внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность». В этом определении весь Пушкин.

Своеобразным ключом к лирике Пушкина является его философская лирика, в которой ставятся вечные проблемы бытия: смысла жизни, смерти и вечности, добра и зла. Многие стихотворения этого цикла трагичны («Бесы», «Не дай мне бег сойти с ума»), жизнь представляется поэту как «дар напрасный, дар случайный». И все »е «самая грусть Пушкина, несмотря на ее глубину, как-то необыкновенно светла и прозрачна» (Белинский). Это ощущение возникает потому, что чувство уныния, одиночества, острое восприятие быстротечности жизни снимается в стихотворениях Пушкина утверждением жизни как победы солнца бессмертного ума над ложной мудростью («Вакхическая песня», 1825), молодости над смертью(«Брожу ли я вдоль улиц шумных. 1829). Даже композиционно многие стихотворения Пушкина основаны на контрастном пересечении лейтмотивов света и тьмы, жизни и смерти, отчаяния и оптимизма. Так, в стихотворении «Элегия» (» Безумных лет угасшее веселье,1830) трагическая тональность первой части («Мой путь уныл, Сулит мне труд и горе грядущего волнуемое море») сменяется мощным мажорным аккордом:

Но не хочу, о други, умирать, Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

Это не заглушает трагического звучания элегии, так как оно — отражение того, что есть в жизни человека страдания. горести, заботы, троволиснья, «закат печальный», но все же главным становится то, что составляет высший смысл существования: чувство прекрасного («порой опять гармонией упьюсь»), радость творчества («над вымыслом слезами обольюсь»), способность «мыслить и страдать», вера в чудное мгновенье любви.

По такому же принципу развивается и поэтическая идея стихотворения «Вновь я посетил. » (1836). В нем интересно сочетаются художественное время и пространство. Все, что открывается взору поэта, — панорама, которую можно увидеть. находясь на одном месте и неторопливо всматриваясь в окружающее: «опальный домик» -«холм лесистый» — озеро — деревни на берегах — дальше за ними «скривилась мельница». Все это существует для поэта в настоящем так же, как существовало и десять лет назад, и может показаться, что время остановилось. Но эта видимая неподвижность лишь подчеркивает неотвратимость бега времени, ассоциируясь в восприятии поэта с минувшим и вызывая чувство грусти;

Уж десять лет ушло с тех пор — и много Переменилось в жизни для меня, И сам, покорный общему закону, Переменился я.

Но суть стихотворения -вечное обновление жизни, символом которого является «младая роща», разросшаяся около «устарелых корней». Соседство понятий «старое — молодое» придает стихотворению динамизм: молодые сосны — «зеленая семья», «кусты теснятся», как дети, жизнь кипит •гам. «где некогда эссе было пусто, голо». Природа не знает смерти, бессмертен и человек, продолжающий себя в детях и внуках. Чувство поэта возвышается над страхом личного исчезновения, он ощущает себя и свою жизнь частицей бытия, грусть и уныние преодолеваются ощущением гармонии мироздания, и неслучайно стихотворение заканчивается приветственным обращением к племени «младому, незнакомому».

Несмотря на трагические ноты, особенно усиливающиеся в стихотворениях 1830-х годов, лирика Пушкина (да и все его творчество) «умиряет муки души и целит раны» (Белинский), она провозглашает торжество истины над превратностями бытия, бессмертие того, что оставляет человек людям.

Нет, весь я не умру — душа в заветной лиру Мой прах переживет и тленья убежит («Памятник»)

Философский оптимизм лирики Пушкина неразрывно связан с поэтическим образом чудного мгновенья жизни. Само это понятие связывает поэзию Пушкина с романтизмом, прежде всего с Жуковским. Но если у Жуковского чудное мгновенье — отблеск идеального ТАМ, то у Пушкина оно — явление самой жизни. «В поэзии Пушкина есть небо, но им всегда проникнута земля» (Белинский). «Чудное мгновенье»-то общее, через которое и раскрывается отмеченный выше пафос творчества поэта.

«Чудное мгновенье» разными гранями представлено в лирике Пушкина.

«Чудным мгновеньем в лирике Пушкина всегда была любовь. Он передал в своей поэзии все оттенки этого чувства: робкую надежду («Ты и вы»), страсть и отчаяние («Признание»), богомольное благоговение «перед святыней красоты» («Красавица») и женственности («Мадонна»), светлую печаль воспоминания о любимой женщине («На холмах Грузии»). Любовь в лирике Пушкина — это способность подняться над мелким и случайным, пробуждение души, божеством вдохновенье («Я помню чудное мгновенье», 1825) — и всегда признательность и благодарность той, чувство к которой заставило сердце биться в упоеньи и пережить чудное мгновенье. Отсюда — высокое благородство, искренность и чистота любовного переживания в лирике Пушкина, которое с гениальной простотой и ^глубиной передано в стихотворении «Я Вас любил. » (1829). Это стихотворение написано так, как, кажется, может сказать или написать каждый. И в то же время это образец абсолютного поэтического совершенства. Стихотворение построено на простом и вечно новом признании — «я вас любил». Оно повторяется три раза, но каждый раз в новом контексте, с новой интонацией, передающей и переживание лирического героя, и драматическую историю любви, и способность подняться над своей болью ради счастья любимой женщины:

Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим.

С «чудным мгновеньем» связана и тема «дружества», проходящая через всю лирику Пушкина. Пожалуй, ни один русский поэт не уделял так много внимания этой стороне человеческих отношений, как Пушкин: это и цикл стихотворений, посвященных лицею и лицейскому братству, который начинается «Воспоминанием в Царском Селе» (1814) и завершается перекликающимся с ним стихотворением «Была пора, наш праздник молодой. » (1836); и многочисленные послания к друзьям, и органичность темы не только для лирики, но и для всего творчества Пушкина.; Понятие «дружество» имеет более широкий смысл, чем «дружба», и используется Пушкиным в нескольких значениях. Это «верный круг» лицейских друзей, прекрасный союз, который, «как душа, неразделим и вечен» («19 октября 1825 года»), и Пушкин свято хранил память о друзьях своей юности, «лучом лицейских ясных дней» («И.И. Пущину») была озарена его жизнь. «Дружество» — это и союз единомышленников («К Чаадаеву»), и поэтическое братство: поэты — «жрецы единых муз, единый пламень их волнует» («К Языкову»). Для него Дельвиг — «парнасский брат» («Дельвигу»), «мой брат по крови, по душе» («К Языкову»). КюхельбсКер — «мой брат родной по музе. по судьбам» («19 октября 1825 года»). И, наконец, «дружество» — это та сила, которая способна поддержать человока в самых трудных жизненных испытаниях, не случайно со словами «любви и дружества» он обращается к друзьям- декабристам («Во глубине сибирских руд», 1627), к своему первому бесценному другу Пущину («И.И. Пущину»).

«Чудное мгновенье» становится, таким образом, у Пушкина выражением высшей духовности и той «внутренней красоты человека», о которой писал Белинский^ Именно через призму духовности и человечности оценивает Пушкин все явления современной ему жизни. Например, «Деревня» (1819) -протест против «барства дикого» и «рабства тощего», но в основе этого протеста — просветительская гуманная идея о том, что источник социального зла — нарушение. естественного равенства людей, когда один человек присваивает себе «и труд, и собственность, и время» другого; в стихотворении «Анчар» (1828) смысловым центром является строчка «Но человека человек послал к анчару властным взглядом», и ужо на этой основе возникает противопоставление «раб — владыка») переходящее в отождествление. власти с символическим образом Анкара -дерева Смерти. В стихотворении «К Чаадаеву» (1819) гражданский пафос- призыв отчизны освятить»души прекрасные порывы» тоже приобретает характер глубокого человеческого переживания, так как ожидание «минуты вольности святой» сравнивается с тем чувством, с каким ждет «любовник молодой минуты верного свиданья». Таким образом, светлое, гуманное чувство, «поэтический, художественный артистический стих» (Белинский) определяются особенности лирики Пушкина, которые объединяют ее в единое целое. Эти особенности емко определены самим Пушкиным в стихотворении «Памятник» (1836): И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.

Человек и общество в произведениях Александра Пушкина

Удивительное чувство охватывает душу, когда берешь в руки томик стихов Александра Сергеевича Пушкина. Этому волшебнику подвластно все. Нет такой темы, формы или жанра, в котором бы ни творил художник. Но более всего меня привлекает лирика поэта. О серьезных философских вещах он говорит с такой прелестной легкостью! Его стихи завораживают красотой формы и звучанием и при этом не теряют глубины содержания.

Обратимся к поздней лирике поэта, когда он, многое пережив, потеряв близких друзей, переосмысливает пройденный путь, но

Но в сей толпе суровой

Один меня влечет всех больше. С думой новой

Всегда остановлюсь пред ним — и не свожу

С него моих очей. Чем долее гляжу,

Тем более томим я грустию тяжелой.

О, вождь несчастливый! Суров был жребий твой:

Все в жертву ты принес земле тебе чужой.

Поэт размышляет о превратностях судьбы этого воина. Так случилось,

О люди! Жалкий род, достойный слез и смеха!

Жрецы минутного, поклонники успеха!

Как часто мимо вас проходит человек,

Над кем ругается слепой и буйный век,

Но чей высокий лик в грядущем поколенье

Поэта приведет в восторг и в умиленье!

Не о себе ли тут рассуждает автор? И его не всегда понимали современники. Не всякому дано оценить масштаб личности, понять гения. Хотя Пушкина при жизни называли “солнцем русской поэзии”, но в конце пути у Александра Сергеевича появилось много завистников, злопыхателей, готовых охаять творения поэта, отравить его жизнь, заставить страдать и без того не очень – то счастливого и благополучного художника.

Пушкин был мудр, как всякий гений, но и по-детски беззащитен, с открытыми людям сердцем и душой. Он страдал из-за черствости, несправедливости и клеветы окружающих. Очень часто поэт уносился воспоминаниями в прошедшие годы юности, когда был счастлив, молод, окружен друзьями. В стихотворении “Осень” звучит мотив воспоминаний о “золотом времени”, о прекрасной поре осени, когда поэту работалось легко и радостно, возрождалось вдохновение.

И с каждой осенью я расцветаю вновь;

Здоровью моему полезен русский холод;

К привычкам бытия вновь чувствую любовь;

Чредой слетает сон, чредой находит голод;

Легко и радостно играет в сердце кровь,

Желания кипят — я снова счастлив, молод,

Я снова жизни полн…

Поэзия А. С. Пушкина вечно молода, таланту не дано стареть, годы не властны над ним.

Философской лирике Пушкина свойственны рассуждения о бренности жизни, несвоевременности прихода человека в мир, о многих несправедливостях, подстерегающих его на и без того коротком и не всегда безмятежном пути. Поэтому тема дороги очень часто возникает в лирике поэта. В стихотворении “Зимняя дорога” слышатся мотивы заунывной ямщицкой песни, видятся бесконечные просторы России, навевающие тоску:

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Ни огня, ни черной хаты,

Только версты полосаты

Стихотворение “Бесы” шире и глубже трактует эту же тему: дорога завораживает и уводит в неведомые дали. Это путь не только лирического героя, но и России в целом.

В мутной месяца игре

Закружились бесы разны,

Будто листья в ноябре…

Сколько их! куда их гонят?

Что так жалобно поют?

Домового ли хоронят,

Ведьму ль замуж выдают?

Быстротечность жизни — еще один мотив философской лирики поэта. Он предвидит свою раннюю гибель и как может сопротивляется, но судьба неотвратима. Стихотворение “Элегия” полно противоречивых чувств и переживаний. Боль и тоска преодолеваются неукротимой жаждой жизни.

Безумных лет угасшее веселье

Мне тяжело, как смутное похмелье.

Но, как вино — печаль минувших дней

В моей душе, чем старе, тем сильней.

Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море.

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

Во многих стихотворениях Пушкин обращается к читателю от первого лица, поэтому произведение воспринимается как написанное только и непосредственно для читающего. Неувядаемая, прекрасная, радостная и печальная лирика будит в человеке самые возвышенные чувства, делает нас лучше, добрее, что в конечном итоге является главной задачей и целью творчества любого художника.

Сочинение: А.С. Пушкин. Лирика. (1799 —1837)

А.С. Пушкин. Лирика. (1799 —1837)

Творчество А.С. Пушкина занимает особое место в истории русской литературы и культуры. По словам Белинского, «писать о Пушкине — значит писать о целой русской литературе: ибо как прежние писатели русские объясняют Пушкина, так Пушкин объясняет последовавших за ним писателей». Непреходящее значение пушкинского творчества в том, что «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла» (Гоголь).

Лирика. Лирика Пушкина — его поэтическая автобиография и одновременно художественная летопись духовной жизни его эпохи. Война 1812 г. и восстание декабристов, крепостное право и мечты о «вольности святой», возлюбленные, друзья и враги, «чудные мгновенья» жизни и «печаль минувших дней» — все это нашло отражение в пушкинских посланиях, элегиях, стансах, эпиграммах. Но это многообразие — проявление того внутреннего единства, пафос которого точно определен известным высказыванием Белинского: «Общий колорит поэзии Пушкина, и в особенности лирической, — внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность». В этом определении весь Пушкин.

Своеобразным ключом к лирике Пушкина является его философская лирика, в которой ставятся вечные проблемы бытия: смысла жизни, смерти и вечности, добра и зла. Многие стихотворения этого цикла трагичны («Бесы», «Не дай мне бег сойти с ума»), жизнь представляется поэту как «дар напрасный, дар случайный». И все »е «самая грусть Пушкина, несмотря на ее глубину, как-то необыкновенно светла и прозрачна» (Белинский). Это ощущение возникает потому, что чувство уныния, одиночества, острое восприятие быстротечности жизни снимается в стихотворениях Пушкина утверждением жизни как победы солнца бессмертного ума над ложной мудростью («Вакхическая песня», 1825), молодости над смертью(«Брожу ли я вдоль улиц шумных. 1829). Даже композиционно многие стихотворения Пушкина основаны на контрастном пересечении лейтмотивов света и тьмы, жизни и смерти, отчаяния и оптимизма. Так, в стихотворении «Элегия» (» Безумных лет угасшее веселье,1830) трагическая тональность первой части («Мой путь уныл, Сулит мне труд и горе грядущего волнуемое море») сменяется мощным мажорным аккордом:

Но не хочу, о други, умирать, Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

Это не заглушает трагического звучания элегии, так как оно — отражение того, что есть в жизни человека страдания. горести, заботы, троволиснья, «закат печальный», но все же главным становится то, что составляет высший смысл существования: чувство прекрасного («порой опять гармонией упьюсь»), радость творчества («над вымыслом слезами обольюсь»), способность «мыслить и страдать», вера в чудное мгновенье любви.

По такому же принципу развивается и поэтическая идея стихотворения «Вновь я посетил. » (1836). В нем интересно сочетаются художественное время и пространство. Все, что открывается взору поэта, — панорама, которую можно увидеть. находясь на одном месте и неторопливо всматриваясь в окружающее: «опальный домик» -«холм лесистый» — озеро — деревни на берегах — дальше за ними «скривилась мельница». Все это существует для поэта в настоящем так же, как существовало и десять лет назад, и может показаться, что время остановилось. Но эта видимая неподвижность лишь подчеркивает неотвратимость бега времени, ассоциируясь в восприятии поэта с минувшим и вызывая чувство грусти;

Уж десять лет ушло с тех пор — и много Переменилось в жизни для меня, И сам, покорный общему закону, Переменился я.

Но суть стихотворения -вечное обновление жизни, символом которого является «младая роща», разросшаяся около «устарелых корней». Соседство понятий «старое — молодое» придает стихотворению динамизм: молодые сосны — «зеленая семья», «кусты теснятся», как дети, жизнь кипит •гам. «где некогда эссе было пусто, голо». Природа не знает смерти, бессмертен и человек, продолжающий себя в детях и внуках. Чувство поэта возвышается над страхом личного исчезновения, он ощущает себя и свою жизнь частицей бытия, грусть и уныние преодолеваются ощущением гармонии мироздания, и неслучайно стихотворение заканчивается приветственным обращением к племени «младому, незнакомому».

Несмотря на трагические ноты, особенно усиливающиеся в стихотворениях 1830-х годов, лирика Пушкина (да и все его творчество) «умиряет муки души и целит раны» (Белинский), она провозглашает торжество истины над превратностями бытия, бессмертие того, что оставляет человек людям.

Нет, весь я не умру — душа в заветной лиру Мой прах переживет и тленья убежит («Памятник»)

Философский оптимизм лирики Пушкина неразрывно связан с поэтическим образом чудного мгновенья жизни. Само это понятие связывает поэзию Пушкина с романтизмом, прежде всего с Жуковским. Но если у Жуковского чудное мгновенье — отблеск идеального ТАМ, то у Пушкина оно — явление самой жизни. «В поэзии Пушкина есть небо, но им всегда проникнута земля» (Белинский). «Чудное мгновенье»-то общее, через которое и раскрывается отмеченный выше пафос творчества поэта.

«Чудное мгновенье» разными гранями представлено в лирике Пушкина.

«Чудным мгновеньем в лирике Пушкина всегда была любовь. Он передал в своей поэзии все оттенки этого чувства: робкую надежду («Ты и вы»), страсть и отчаяние («Признание»), богомольное благоговение «перед святыней красоты» («Красавица») и женственности («Мадонна»), светлую печаль воспоминания о любимой женщине («На холмах Грузии»). Любовь в лирике Пушкина — это способность подняться над мелким и случайным, пробуждение души, божеством вдохновенье («Я помню чудное мгновенье», 1825) — и всегда признательность и благодарность той, чувство к которой заставило сердце биться в упоеньи и пережить чудное мгновенье. Отсюда — высокое благородство, искренность и чистота любовного переживания в лирике Пушкина, которое с гениальной простотой и ^глубиной передано в стихотворении «Я Вас любил. » (1829). Это стихотворение написано так, как, кажется, может сказать или написать каждый. И в то же время это образец абсолютного поэтического совершенства. Стихотворение построено на простом и вечно новом признании — «я вас любил». Оно повторяется три раза, но каждый раз в новом контексте, с новой интонацией, передающей и переживание лирического героя, и драматическую историю любви, и способность подняться над своей болью ради счастья любимой женщины:

Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим.

С «чудным мгновеньем» связана и тема «дружества», проходящая через всю лирику Пушкина. Пожалуй, ни один русский поэт не уделял так много внимания этой стороне человеческих отношений, как Пушкин: это и цикл стихотворений, посвященных лицею и лицейскому братству, который начинается «Воспоминанием в Царском Селе» (1814) и завершается перекликающимся с ним стихотворением «Была пора, наш праздник молодой. » (1836); и многочисленные послания к друзьям, и органичность темы не только для лирики, но и для всего творчества Пушкина.; Понятие «дружество» имеет более широкий смысл, чем «дружба», и используется Пушкиным в нескольких значениях. Это «верный круг» лицейских друзей, прекрасный союз, который, «как душа, неразделим и вечен» («19 октября 1825 года»), и Пушкин свято хранил память о друзьях своей юности, «лучом лицейских ясных дней» («И.И. Пущину») была озарена его жизнь. «Дружество» — это и союз единомышленников («К Чаадаеву»), и поэтическое братство: поэты — «жрецы единых муз, единый пламень их волнует» («К Языкову»). Для него Дельвиг — «парнасский брат» («Дельвигу»), «мой брат по крови, по душе» («К Языкову»). КюхельбсКер — «мой брат родной по музе. по судьбам» («19 октября 1825 года»). И, наконец, «дружество» — это та сила, которая способна поддержать человока в самых трудных жизненных испытаниях, не случайно со словами «любви и дружества» он обращается к друзьям- декабристам («Во глубине сибирских руд», 1627), к своему первому бесценному другу Пущину («И.И. Пущину»).

«Чудное мгновенье» становится, таким образом, у Пушкина выражением высшей духовности и той «внутренней красоты человека», о которой писал Белинский^ Именно через призму духовности и человечности оценивает Пушкин все явления современной ему жизни. Например, «Деревня» (1819) -протест против «барства дикого» и «рабства тощего», но в основе этого протеста — просветительская гуманная идея о том, что источник социального зла — нарушение. естественного равенства людей, когда один человек присваивает себе «и труд, и собственность, и время» другого; в стихотворении «Анчар» (1828) смысловым центром является строчка «Но человека человек послал к анчару властным взглядом», и ужо на этой основе возникает противопоставление «раб — владыка») переходящее в отождествление. власти с символическим образом Анкара -дерева Смерти. В стихотворении «К Чаадаеву» (1819) гражданский пафос- призыв отчизны освятить»души прекрасные порывы» тоже приобретает характер глубокого человеческого переживания, так как ожидание «минуты вольности святой» сравнивается с тем чувством, с каким ждет «любовник молодой минуты верного свиданья». Таким образом, светлое, гуманное чувство, «поэтический, художественный артистический стих» (Белинский) определяются особенности лирики Пушкина, которые объединяют ее в единое целое. Эти особенности емко определены самим Пушкиным в стихотворении «Памятник» (1836): И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: