Мини – проект Пушкин в литературе и музыке

Утро в нашем детском саду начинается с мини-урока “Встречи с Прекрасным”. Это пять-десять минут общения с поэзией, живописью или музыкой: несколько слов об авторе (обязательно с показом портрета), прослушивание или просмотр двух-трех его творений, минута тишины. Без обсуждения, без вопросов, без анализа: детям – от трех до шести и для серьезной работы над произведением у них совсем маленький запас жизненных впечатлений и знаний. А вот для воздействия на душу и разум – время самое благоприятное. Каждый ребенок с раннего возраста сердцем прекрасно отличает правду, добро, искренность чувств, гармонию.

Особенно радостной и волнительной стала встреча с Александром Сергеевичем Пушкиным. Мини-уроки быстро превратились в полноценные занятия, а вскоре вылились в грандиозный (для детей-дошкольников) проект.

Мы прочитали о детстве и первоначальном образовании Пушкина, изучили его родословную, главные вехи жизни и творчества поэта. Особый интерес у ребят вызвало время обучения Пушкина в Лицее. Надо сказать, что в нашем коллективе из 15 детей -10 мальчиков. Настоящее мужское содружество. Мы прочитали книгу “В садах Лицея” Л.Рубинштейна, я рассказала о посещении Царского Села, о своих впечатлениях, показала фотографии музея-заповедника – и наши мальчишки заразились. Ваня предложил: “Давайте, я буду Пушкиным, а Антон – Пущиным. Я сижу… грущу… Вдруг – звон колокольчика. Это – мой друг Пущин! Мы обнимаемся, радостные, разговариваем”. Идея всем очень понравилась, и мальчики стали воспроизводить сцены из лицейской жизни. Обязательно включали в игру различные предметы – колокольчик, стол, свечи, из подручных материалов мастерили чернильницу, составляли из книг библиотеку. Так родилась игра под названием “Пушкин и его друзья”, некоторые сцены из которой позже вошли в заключительный спектакль.

Из творческих работ, выполненных детьми в ходе проекта, был составлен целый альбом. В нем рисунки к стихотворениям Пушкина, записи отдельных поэтических строк, родословная (имена ближайших родственников поэта), рисунок “Мой первый друг, мой друг бесценный!” (каждый нарисовал своего лучшего друга), картинки в стиле журнала “Лицейский Мудрец” (журнал помещал стихи и прозу, откликался на все лицейские события, а наши дети запечатлевали в рисунках интересные моменты повседневной детсадовской жизни).

И наконец, мы решили отправиться в гости к Пушкину на Пречистенку, в Государственный музей. Но не тут-то было. Экскурсии организуются только для школьников, начиная с пятого класса. А у нас шестилетние дети! Мы очень просили нас пустить, но служители музея были неумолимы: “Экскурсоводу трудно удержать внимание одиннадцатилетних, а вы – детский сад! Нет!” Пришлось пойти на хитрость – заказывать экскурсию семейную: папы, мамы, дети и педагоги. И это было здорово! Дети открыли мир Пушкина своим родителям. Никто из взрослых до этого в музее не был и не знал столько интересного из жизни и творчества первого поэта России. Сами дети были в восторге! Они радовались каждому знакомому по литературе экспонату – миниатюрному портрету Пушкина-ребенка, карете-игрушке, рукописям, чернильному прибору, перу, принадлежащему Александру Сергеевичу. Наши дети сами рассказывали о многих бесценных реликвиях и читали стихи. Экскурсовод музея заметила, что таких юных почитателей и знатоков творчества Пушкина у нее еще не было.

Завершился проект поэтическим вечером и игрой “Что? Где? Когда?” по теме “Жизнь и творчество А.С.Пушкина” между командами наших пап и мам. Судили игру бабушки и дедушки, а за помощью родители обращались, конечно же, к детям. Дети так хорошо отвечали даже на самые трудные вопросы, что одна мама сказала: “Мы, взрослые, тоже хотим ходить в ваш детский сад”.

Три месяца жизнь детей была наполнена встречами с Пушкиным. Каждое утро звучал один и тот же вопрос: “Сегодня будет Пушкин? – Обязательно! – Ура!”. И когда все подошло к концу, дети загрустили. Вдруг наш Ваня сказал: “А давайте все равно играть и играть в “Пушкина и его друзей”! Не будем убирать декорации, костюмы. Позанимаемся, а на переменке – к Пушкину”. Так и поступили. Пусть первая встреча с великим поэтом России Александром Сергеевичем Пушкиным навсегда сохранится в сердце каждого ребенка как одно из самых радостных и волнующих воспоминаний детства.

По стихотворению А.С.Пушкина «Зимнее утро». Цели: Образовательные. Грамотно и эмоционально анализировать поэтическое произведение, подготовить детей к. — презентация

Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемВалентина Чурина

Похожие презентации

Презентация на тему: » По стихотворению А.С.Пушкина «Зимнее утро». Цели: Образовательные. Грамотно и эмоционально анализировать поэтическое произведение, подготовить детей к.» — Транскрипт:

1 По стихотворению А.С.Пушкина «Зимнее утро». Цели: Образовательные. Грамотно и эмоционально анализировать поэтическое произведение, подготовить детей к сочинению-описанию на основе личных впечатлений. Развивающие. Развивать навыки работы с поэтическим текстом Воспитательные. Воспитывать культуру слушания, исполнения, способность эмоционально откликаться на музыкальное произведение.

2 Какая ты, ЗИМА? Сейчас мы проверим, любите ли вы зиму? Вооружитесь фантазией, воспоминаниями и представлениями, и мы поговорим о зиме. Помогут нам в этом фотографии, картины, музыка. (Звучит музыка П.И.Чайковского из цикла «Времена года» «Ноябрь. На тройке»). Угадайте настроение автора. Какие ассоциации вызывает эта музыка? Какую картину бы вы нарисовали, слушая её?

3 Экспресс-интервью. Очень быстро, не задумываясь, ответьте вопрос, заполните таблицу : « Что такое зима?» Зима – это… Бодрость духа, тела Сон, тишина Радость, весельеУнылое настроение Какая она, зима, на самом деле ? Может быть, всё дело в человеке, его мироощущении, характере? А теперь представьте себе, что вы проснулись зимним утром, что вся комната залита солнечным светом. Вы подбегаете к окну… Расскажите, что вы там видите. Как выглядит снег, соседние дома… Какое настроение вызывает у вас эта картина?

4 Какая зима у Пушкина? Проследите по тексту и внесите наблюдения в таблицу «Какая ты, зима?» С самых первых строчек Александр Пушкин настраивает читателя на романтический лад, в нескольких простых и изящных фразах описывая красоту зимней природы. Стихотворение начинается с восклицания :»Мороз и солнце; день чудесный!» Дуэт мороза и солнца создает необыкновенно праздничное и оптимистичное настроение и вызывает у читателя чувство радости. Открой сомкнуты негой взоры» — так в первой строфе автор обращается к красавице, используя метафору (перенесение на предмет или явление какого-либо признака другого явления или предмета )

5 У зимы Пушкина два лица, и чтобы показать их, поэт использует антитезу. Контрастное описание « нынче» и « вечор» занимает в стихотворении основное место. Антитеза – противопоставление слов, образов, картин для передачи мысли, чувства. Найдите примеры антитезы в стихотворении.

6 Самый поэтичный пейзаж – во второй строфе, он насыщен сравнениями (сопоставление предметов, понятий, явлений, чтобы подчеркнуть особо важный признак ) и олицетворениями (присвоение предметам неживой природы свойств живых существ) хотя и вызывает печаль героини. Описывает он только небо: «…вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела …

7 Какая зима у Пушкина? Проследите по тексту и внесите наблюдения в таблицу «Какая ты, зима?» «А нынче погляди в окно!» Этой строкой автор возвращает читателя в настоящее время, в атмосферу счастья. Было бы сложно оценить всю прелесть утра, если бы не было мрачного вечера. Третья строфа – зимний пейзаж. Картина, созданная поэтом, насыщена цветом: это и голубой («под голубыми небесами»), и чёрный («прозрачный лес один чернеет»), и зелёный («ель сквозь иней зеленеет»). Всё сверкает, сияет; в строфе дважды повторяются однокоренные слова блестя и блестит(Блестя на солнце, снег лежит; И речка подо льдом блестит)

8 Какая зима у Пушкина? Проследите по тексту и внесите наблюдения в таблицу «Какая ты, зима?» Словом блеск связаны третья и четвёртая строфы: «Вся комната янтарным блеском озарена». Только блеск уже не зимний, а тёплый, янтарный. Какоё художественное средство использует поэт для описания утреннего блеска?(эпитет)Великолепие зимнего утра ощущается ещё острее по сравнению со вчерашней бурей. Чувство радости поэта растёт и требует движения, ему хочется навестить «поля пустые, леса недавно столь густые». Самая сильная привязанность поэта — «берег, милый для меня».

9 В такие дни просто грех сидеть дома, как бы уютно не потрескивал в камине огонь. И в каждой строчке пушкинского «Зимнего утра» ощущается призыв отправиться на прогулку, которая обещает много незабываемых впечатлений. Пушкин не перестает удивляться таким разительным переменам, которые произошли всего за одну ночь. Словно бы сама природа выступила в роли укротительницы коварной метели, заставив ее сменить гнев на милость и, тем самым, подарила людям удивительное по красоте утро, наполненное морозной свежестью, скрипом пушистого снега, звенящей тишиной безмолвных снежных равнин и очарованием солнечных лучей, переливающихся всеми цветами радуги в морозных оконных узорах.

10 Каждая строчка этого стихотворения буквально пронизана свежестью и чистотой, а также восхищением и преклонением перед красотой родного края, который в любое время года не перестает удивлять поэта. Причем, Александр Пушкин не стремится скрывать переполняющие его чувства А вы любите зиму? Попробуйте передать своё отношение к зиме, не скрывая чувств. Давайте с помощью пушкинской кисти нарисуем портрет зимы. Как вы ощущаете зиму в себе и себя в зиме?

11 Звуки зимы. Краски зимы А какой голос у зимы? 1 группа (музыканты) Озвучьте словами зиму: как звучит вьюга? метель? снегопад. Представьте, что вы раскрашиваете зиму. 2 группа(литераторы) – напишите маленькую зарисовку «Краски зимы». 3 группа (художники) – нарисуйте красками зимний пейзаж. Домашнее задание : 1)Найдите и прочитайте стихотворение Пушкина «Зимний вечер». Проследите, как поэт там описывает зиму. Запишите примеры в таблицу. 2)Напишите сочинение по теме «Какая ты, зима?»

Единая коллекция
Цифровых образовательных ресурсов

Карточка ресурса

Поддержка ресурса

Все ресурсы Коллекции предназначены только для некоммерческого использования в системе образования Российской Федерации. Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл ФС 77 — 47492 от 25.11.2011

При использовании материалов сайта ссылка на Единую коллекцию ЦОР обязательна.

Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.

Проектная деятельность в начальной школе

ГБОУ СОШ №282 Кировского района Санкт-Петербурга

Т.Н. Иванова – учитель начальных классов

В.А. Махова – методист ИМЦ, учитель музыки,

Проектная деятельность в начальной школе

«Ребенок — не сосуд, который

надо наполнить, а факел,

который нужно зажечь»

Главная цель образования – формирование свободной, ответственной, гуманной личности, способной к дальнейшему саморазвитию. Образованный человек, легко ориентирующийся в изменяющемся обществе, быстро осваивающий новые сферы деятельности, обладающий высоким уровнем толерантности, способный проанализировать новую ситуацию, оценить ее и принять соответствующее решение — это гражданин общества.

Цель современной школы – развитие ребенка, формирование его ценностного сознания. Её невозможно достичь без ориентации подростка на значимые для него ценности, без развитого духовного мира школьника, его нравственной и эстетической воспитанности. Изменившиеся социально-экономические условия жизни, новые стандарты образования требуют от современной школы решение ряда серьезнейших проблем, среди которых сохранение здоровья школьников, оптимизация учебной нагрузки – с одной стороны, и высокие образовательные результаты школьников (предметные, метапредметные, личностные) – с другой стороны.

В свете новых Федеральных Образовательных Стандартов особую ценность имеет такая технология как проект.Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися вид творческой деятельности, а также результат этой деятельности, которым присуще отличительные особенности:

— наличие личностно значимой проблемы, социально значимых целей и задач, средств их достижения;

— самостоятельное планирование действий по разрешению проблемы;

— самостоятельный поиск информации, ее обработка и осмысление;

— творческое оформление «продукта», представляющего результаты этой деятельности (плакат, реферат, стихотворение собственного сочинения, синквейн, лирическая зарисовка, концерт и т.д.);

— презентация «продукта» и его социальной значимости;

— наличие сопровождающей и отчетной документации;

— рефлексия собственной деятельности.

В начальной школе при работе над проектом особенно важно учитывать психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста. Проблема проекта должна быть в области познавательных интересов ребенка и находиться в зоне ближайшего развития. Постепенно учитель должен формировать у младших школьников умения по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности (целеполагание, формулирование вопросов, планирование, рефлексия …) Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.

Особенно важно подготовить учеников к проектной деятельности. Для этого необходимо организовать общую диагностику младших школьников и их родителей, определить уровень воспитанности школьников, выявить сферу интересов обучающихся. Важно предоставить детям возможности объединиться по интересам в группы для создания проектов. Необходимо провести беседы о сотрудничестве в группе (правила сотрудничества):

— в группе нужно слушать и слышать друг друга;

— нельзя перебивать говорящего;

— нельзя критиковать выступающего;

— надо уметь находить позитив в высказываниях своих товарищей;

— выступая, следует предлагать действительно новые идеи;

— если предлагать новые, нестандартные идеи, то делать это так, чтобы увлечь ими других членов команды.

Работая над большим проектом «Наш Пушкин» мы поняли, что самое трудное – научить детей отбирать нужный материал. Пришлось проводить коррекцию несколько раз. Важно, чтобы ученики чувствовали себя «творцами, открывали для себя новые знания, а учителю отводится роль куратора, который советует, но главное слово – за учеником.

Проект делится на две части:

1 этап – подготовительный

— На уроке создаётся проблемная ситуация. Определяются цели и задачи.

— В ходе «мозгового штурма» ищутся пути решения и определяются темы проектов, средства достижения намеченных целей и задач.

— В основном дети выполняют индивидуальные и групповые проекты.В группах (если это групповой проект) распределяются роли.

— Обсуждаются план работы и сроки.

2 этап – практический

— Выполняются запланированные технологические операции.

— Проходит подготовка и защита презентации продукта (плаката, реферата, изделия, модели, альманаха, фильма, мультимедийной презентации и т.п.);

— Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.

Ученические проекты интегрированного характера дают возможность каждому учащемуся найти свою уникальную нишу, проявить свои возможности с лучшей стороны. Учащиеся активно включаются в проектную деятельность, с удовольствием демонстрируют ее продукт.

Одним из мини-проектов серии «Наш Пушкин» был литературно-музыкальный проект «Пушкин в литературе и музыке».

Цель проекта: Формирование универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных) посредством изучения литературных и музыкальных произведений: Задачи проекта: Организовать проектную деятельность детей в группах; изучить литературные произведения, историю их создания; организовать работу по осмысленному исполнению музыкальных произведений; создать эмоциональный настрой и импульс к самостоятельному творчеству.

Для реализации проекта дети разделились на пять групп:

Особенно ценно то, что работая над проектом дети посетили Царскосельский лицей, сделали сами фотографии и включили их в презентацию к защите проекта. Дети, распределившись по группам, нашли интересный материал об истории создания романсов на стихи Пушкина, выучили сами романсы и подготовили композицию «Признание» на блок-флейтах. Очень ценно то, что дети на этапе рефлексии смогли правильно оценить свою работу и работу одноклассников. Продуктом работы над проектом стал концерт из произведений на стихи поэта, который с удовольствием слушали родители и ученики начальной школы.

Работая над следующим мини-проектом «Пушкин в Петербурге», ученики вместе с родителями побывали в Литературном кафе на Невском проспекте, в музее-квартире Пушкина на Мойке 12, на Черной речке, в Летнем саду. Они подготовили презентации из своих фотографий. Продукт этого проекта – стихи собственного сочинения, синквейны, сочинения-миниатюры, лирические зарисовки, созданные на уроке в группах.

При подготовке проектов использовались:

— технология диалогового взаимодействия

— технология развития критического мышления

— технология учебного исследования

Проектная деятельность требует много времени и сил от учителя, но несомненно то, что она способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициатива, настойчивость и толерантность.

Метод проектов можно и нужно применять в начальной школе, поскольку проектная деятельность – движущая сила развития и воспитания младших школьников. Проектная деятельность личностно-ориентирована, приносит удовлетворение детям, вызывает стойкий познавательный интерес и стремление к творчеству.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector