Михаил Лермонтов стихотворение Портрет

Он некрасив, он невысок,
Но взор горит, любовь сулит,
И на челе оставил рок
Средь юных дней печать страстей.
Власы на нем как смоль черны,
Бледны всегда его уста,
Открыты ль, сомкнуты ль они,
Лиют без слов язык богов.
И пылок он, когда над ним
Грозит бедой перун земной.
Не любит он и славы дым.
Средь тайных мук, свободы друг,
Смеется редко, чаще вновь
Клянет он мир, где вечно сир,
Коварность, зависть и любовь,
Всё бросил он как лживый сон!
Не знал он друга меж людей,
Везде один, природы сын.
Так жертву средь сухих степей
Мчит бури ток сухой листок.

Довольно толст, довольно тучен
Наш полновесистый герой.
Нередко весел, чаще скучен,
Любезен, горд, сердит порой.
Он добр, член нашего Парнаса,
Красавицам Москвы смешон,
На крыльях дряхлого Пегаса
Летает в мир мечтанья он.
Глаза не слишком говорливы,
Всегда по моде он одет.
А щечки — полненькие сливы,
Так говорит докучный свет.

Лукав, завистлив, зол и страстен,
Отступник бога и людей;
Холоден, всем почти ужасен,
Своими ласками опасен,
А в заключение — злодей.

Всё в мире суета, он мнит, или отрава,
Возвышенной души предмет стремленья — слава.

Всегда он с улыбкой веселой,
Жизнь любит и юность румяну,
Но чувства глубоки питает, —
Не знает он тайны природы.
Открытен всегда, постоянен;
Не знает горячих страстей.

Он любимец мягкой лени,
Сна и низких всех людей;
Он любимец наслаждений,
Враг губительных страстей!
Русы волосы кудрями
Упадают средь ланит.
Взор изнежен, и устами
Он лишь редко шевелит.

написано в 1829 году

Коментарий к стихотворению:
Впервые опубликованы: первый в 1859 г. в «Отечественных записках» (т. 125, № 7, отд. I, с. 15), остальные в 1881 г. в «Русской мысли» (№ 12, с. 5 — 6). В автографе к первому из портретов Михаил Лермонтов сделал позднее следующую приписку: «(Этот портрет был доставлен одной девушке: она в нем думала узнать меня: вот за какого эгоиста принимают обыкновенно поэта)». Предполагают, что второй портрет списан с одноклассника Лермонтова, члена пансионского литературного кружка поэта Иосифа Романовича Грузинова (см. примечание к стихотворению «Поэт» ). В сборнике 1849 г. «Отблески поэзии» И. Грузинов опубликовал юношеское стихотворение «К М. Ю. », связанное по теме с пансионскими стихотворениями Лермонтова «К друзьям» , «Пир» и др.:

Не трать своих блестящих взоров
И к наслажденьям не зови,
Не расточай ты разговоров
Со мной о дружбе и любви.
Я не люблю наш мир преступной
И в нем не верю ничему,
Не верю дружбе неподкупной,
Не верю сердцу и уму.
Не для меня любви обеты;
Нет! в мир любви не улечу,
Я, как визитом, за приветы
Приветом холодно плачу.

Михаил Лермонтов
стихотворение
«Портрет»

Взгляни на этот лик; искусством он
Небрежно на холсте изображен,
Как отголосок мысли неземной,
Не вовсе мертвый, не совсем живой;
Холодный взор не видит, но глядит
И всякого не нравясь удивит;
В устах нет слов, но быть они должны:
Для слов уста такие рождены;
Смотри: лицо как будто отошло
От полотна, — и бледное чело
Лишь потому не страшно для очей,
Что нам известно: не гроза страстей
Ему дала болезненный тот цвет,
И что в груди сей чувств и сердца нет.
О боже, сколько я видал людей,
Ничтожных — пред картиною моей,
Душа которых менее жила,
Чем обещает вид сего чела.

Юношеское стихотворение Лермонтова написано в 1831 году в жанре «надписи к портрету», которое было довольно распространенным в поэзии XVIII века, но сохранившем свое значение и в 1-ой трети XIX века.

«Надписи» обычно не имели в виду реальные портреты, а являлись эпиграмматической характеристикой определенного лица, как правило, известного. Своей психологической установкой жанр «надписи» в полной мере отвечал глубокому интересу Лермонтова к внутреннему миру человека.

Михаил Юрьевич Лермонтов

Михаил Юрьевич Лермонтов

Короткая справка
Псевдонимы —въ, Ламвер, Гр. Диарбекир, Lerma
Дата рождения 15 октября 1814 года
Дата смерти 27 июля 1841 года
Род деятельности поэт
Годы творчества 1828—1841
Направление Романтизм, реализм
Жанр Поэзия, проза

Михаил Юрьевич Лермонтов — русский поэт XIX века, прозаик и драматург, художник (графика, акварель), офицер. Является классиком русской литературы и часто признаётся вторым поэтом в неофициальной иерархии (после А. С. Пушкина). Некоторые даже считают, что Лермонтов превзошёл Пушкина.

Содержание

[править] Биография

Родился в ночь со 2-го на 3 октября (по новому стилю — с 14-го на 15-е) 1814 года в Москве, в доме около Красных ворот. Его родители, капитан в отставке Юрий Петрович Лермонтов (1787—1831) и Мария Михайловна Лермонтова (в девичестве — Арсеньева) (1795—1817), были дворянами. Род Лермонтовых шотландского происхождения и восходит к барду и предсказателю XIII века Томасу Лермонту (Рифмачу). Основателем русского рода Лермонтовых стал Джордж Лермонт, воевавший в Cмутное время на стороне поляков и попавший в плен при осаде крепости Белой. Затем Лермонт сделался офицером в армии князя Дмитрия Пожарского. В 1621 году царь Михаил Фёдорович Романов пожаловал Джорджу Лермонту 8 деревень в Галическом уезде Заболоцкой волости. Лермонт стал называться Юрием Андреевичем, царь приказал ему обучать «рейторскому строю новокрещенных немцев старого и нового выезда, равно и татар» (немцами тогда назывались все западные иностранцы). Лермонт был поручиком или ротмистром, погиб во время войны с поляками зимой 1633—1634 года [1] [2] [3] [4] .

По материнской линии Лермонтов принадлежал к роду Столыпиных (бабушка поэта Елизавета Алексеевна Арсеньева носила в девичестве именно эту фамилию). Знаменитый премьер-министр Российской империи Пётр Аркадьевич Столыпин был Лермонтову троюродным братом, хотя родился на 48 лет позже. Племянник Елизаветы Арсеньевой Аркадий Дмитриевич завёл самого известного из своих детей в 40 лет, состоя во втором браке [2] [5] .

Весной 1815 года семья возвратилась в поместье Тарханы Чембарского уезда Пензенской губернии, принадлежавшее Елизавете Алексеевне Арсеньевой. 24 февраля (по новому стилю — 8 марта) 1817 года, когда её сыну было только два года, 21-летней скончалась от туберкулеза болезненная с детства мать Лермонтова [6] [1] .

«…была песня, от которой я плакал… Ее певала мне покойная мать»

Мария Лермонтова обладала музыкальными способностями и часто играла на фортепиано, посадив сына к себе на колени [1] . Она также рисовала. Отец же Лермонтова писал стихи [7] . Сам Лермонтов ещё в детстве увлекался лепкой фигур [1] , а его первый сохранившийся рисунок относится к десятилетнему возрасту [8] .

Переживая смерть дочери, Елизавета Алексеевна приказала снести в Тарханах большой барский дом. На его месте была построена церковь Марии Египетской. Затем последовала ссора отца и бабушки будущего писателя (Елизавета Алексеевна с самого начала не одобряла любовь своей дочери к Юрию Лермонтову и пыталась помешать их свадьбе) (см. подробнее Отношения Лермонтова с его отцом).

В 1820-м и в 1825 годах Михаил Лермонтов ездит на Кавказ вместе с бабушкой (иногда указывают, что Лермонтов ездил на Кавказ в 1818 году, но этот факт не имеет строгого документального подтверждения) [9] . Поездка 1825 года оказала большое влияние на мальчика. (См. подробнее Лермонтов на Кавказе и Пребывание Лермонтова на Дону).

Летом, ещё тринадцатилетним, он написал в уездном городе Чембары (недалеко от Тарханов) поэму «Черкесы». Начал Лермонтов именно с поэмы, его первое стихотворение «Осень» было явно создано именно осенью того же года [1] [10] . (См. подробнее Ранние поэмы Лермонтова).

Несмотря на неизбежное для начинающего поэта влияние, уже в ранних стихах просматривается собственный стиль Лермонтова. Так, стихотворение 1829 года «Монолог» («Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете…») [11] исследователи считают предваряющим идею, «образный и поэтический строй» стихотворения 1838 года «Дума» («Печально я гляжу на наше поколенье…») [12] [13] . Образ из строки «Монолога» («И нам горька остылой жизни чаша…») позже стал основой для отдельного стихотворения «Чаша жизни» (1831) [14]

1 сентября 1828 года Лермонтов был зачислен в Благородный пансион при Московском университете (как полупансионер, то есть ночевал дома). В этом пансионе в разное время воспитывались Денис Фонвизин, Василий Жуковский, Александр Грибоедов, Владимир Одоевский и другие. Поэт и его бабушка переехали с Поварской на Малую Молчановку, где по соседству жила семья Лопухиных — Александр Лопухин, его дочери Мария, Варвара и Елизавета, сын Алексей. Как впоследствии писал друг и родственник поэта А. П. Шан-Гирей, «они были… как родные и очень дружны с Мишелем, который редкий день там не бывал». В марте 1829 года начал выходить альманах Благородного пансиона «Цефей», где Лермонтов печатал некоторые свои ранние произведения. Он был также активным участником рукописной газеты «Утренняя заря», где опубликовал свою поэму «Индианка», которую затем сжёг и она не сохранилась [15] [16] [1] .

Лето Лермонтов провёл в усадьбе бабушки Середниково под Москвой. За экзаменами в декабре («испытания в языках и науках») последовали «испытания в искусствах». Михаил прочитал стихотворение Жуковского «Море» и сыграл на скрипке [17] [1] .

29 марта (по новому стилю — 10 апреля) 1830 года император Николай I приказал закрыть Благородный пансион и сделать из него гимназию. Лермонтов, как и многие другие, находясь в старшем отделении, подал прошение об отчислении и был отчислен 16 (по новому стилю — 28) апреля [1] .

В 1829 году Лермонтов, знавший, помимо обязательного для дворян французского, английский и немецкий, испытывал большой интерес к творчеству Фридриха Шиллера. Лермонтов перевёл фрагмент из переложения Шиллером шекспировского «Макбета», стихотворение великого немецкого драматурга и поэта «К Эмме» (под названием «К Нине») [18] , первую половину его стихотворения «Встреча» [19] , балладу «Перчатка» (через два года вышел знаменитый перевод Жуковского) [20] , двустишие «Дитя в люльке» [21] . Эти переводы носят ученический характер, они содержат вольности, пропуски и даже ошибки. В последующем Лермонтов не переводил произведений Шиллера, и тот не оказал влияния на творчество поэта в зрелые годы [18] (ранее трагедия Шиллера «Дон Карлос» повлияла на поэму «Преступник») [1] . Однако, переводя «К*» Шиллера, Лермонтов превратил двухстрочную классическую «спокойную» надпись в резкую четырёхстрочную эпиграмму [22] [23] .

В собственной «Балладе» Лермонтова («Над морем красавица-дева сидит…») юный поэт соединил сюжеты «Перчатки» и «Ныряльщика» (в переводе Жуковского — «Кубок») Шиллера [24] . Уже тогда начал складываться подход Лермонтова — не переводить произведения с иностранных языков, а создавать на их основе собственные.

В том же году, в стихотворении «Жалобы турка», Лермонтов, прикрывшись названием, высказал свои переживания происходящим в родной стране [1] .

Ещё в 1829 году Лермонтов решил обратиться к драматургии [1] . (См. подробнее Драматургия Лермонтова).

В 1830 году он пишет стихотворение «Предсказание», которое посвящено судьбе русской монархии.

В сентябре 1830 года Лермонтов стал студентом Московского университета. 18 июня 1832 года Лермонтов покинул университет, не завершив обучение. После этого уезжает в Петербург, где пытается снова поступить в университет. В итоге там поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В то время он пишет известное стихотворение «Парус».

«Расстались мы, но твой портрет…» М. Лермонтов

Расстались мы, но твой портрет
Я на груди моей храню:
Как бледный призрак лучших лет,
Он душу радует мою.

И, новым преданный страстям,
Я разлюбить его не мог:
Так храм оставленный — всё храм,
Кумир поверженный — всё бог!

Анализ стихотворения Лермонтова «Расстались мы, но твой портрет…»

У Михаила Лермонтова было несколько серьезных романов, однако самыми длительными и мучительными оказались взаимоотношения поэта с Екатериной Сушковой. Он познакомился со своей избранницей в 15 лет, находясь в гостях у своей кузины Александры Верещагиной, и уже через несколько дней признался Сушковой в своих чувствах, которые вызвали у юной барышни бурю насмешек. Однако именно в этот период Лермонтов буквально засыпал возлюбленную стихотворными признаниями, а она, при всей взбалмошности своего характера и склонности постоянно подтрунивать над избранником, бережно их хранила.

Им довелось вновь встретиться лишь в 1834 году в Москве. На одном из балов известный баритон Михаил Яковлев исполнил романс на стихи Александра Пушкина «Я вас любил, любовь еще, быть может», который произвел на молодого поэта неизгладимое впечатление. Однако Екатерина Сушкова заверила Лермонтова, что его любовные стихи ничуть не хуже и даже процитировала по памяти несколько строк из произведения «Я не люблю тебя; страстей». Поэт был изумлен и обескуражен тем, что девушка, к которой он испытывает самые нежные чувства, помнит наизусть его стихи. Вместе с тем Лермонтов испытал неловкость за то, что сам начисто их позабыл. Поэтому он попросил Сушкову, чтобы она передала ему стихи, и тогда он сможет их улучшить. Но – получил отказ, так как девушка не хотела что-либо менять в произведениях, которые глубоко запали ей в душу.

Тем не менее, в 1837 году Лермонтов частично восстановил по памяти стихотворение «Я не люблю тебя; страстей» и на его основе создал совершенно другое произведение, которое было опубликовано в 1840 году под названием «Расстались мы, но твой портрет…». К тому времени во взаимоотношениях Сушковой и Лермонтова действительно были расставлены все точки над «i». Поэт сумел перебороть свое болезненное и безответное чувство к блистательной светской львице. Более того, он жестоко отомстил кокетке, заставив ее в себя влюбиться, а после публично заявив, что не испытывает к Сушковой никаких чувств. Однако стихотворение «Расстались мы, но твой портрет…» все же свидетельствует об обратном. В этом произведении поэт признается, что бережно хранить на своей груди портрет той, к которой долгие годы испытывал безответную любовь. Действительно, по воспоминаниям очевидцев, Лермонтов вместе с нательным крестом носил на шее медальон с миниатюрным портретом Сушковой и расстался с этим дорогом для него украшением лишь незадолго до гибели на дуэли. Для поэта портрет возлюбленной «бледный призрак лучших дней», которые согревает его душу воспоминаниями о беззаботной юношеской поре, когда, казалось, весь мир лежит у его ног.

Кроме этого, автор признается, что «новым преданный страстям, я разлюбить его не мог», Этой фразой Лермонтов подчеркивает, что он по-прежнему влюблен, однако не в нынешнюю первую красавицу Санкт-Петербурга, а в беззаботную юную особу, которой была Сушкова много лет назад. Поэт любит саму память о ней, прекрасно отдавая себе отчет, что его избранница в своей нынешней ипостаси, увлеченная балами и поисками состоятельного супруга, не имеет с той кокетливой девочкой, которую он помнит, ничего общего.

Но, в то же время, Лермонтов отмечает, что «храм оставленный — все храм, кумир поверженный — все Бог». Финальная фраза стихотворения означает, что чувства, которые доводится испытать человеку в жизни, навсегда останутся в его душе. И даже если сама любовь угасла и ушла безвозвратно, воспоминания о ней, овеянные легкой грустью, по-прежнему будут согревать сердце и дарить ощущение радости.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: