Михаил Лермонтов стихотворение Мое грядущее в тумане

К чему творец меня готовил,
Зачем так грозно прекословил
Надеждам юности моей.
Добра и зла он дал мне чашу,
Сказав: «Я жизнь твою украшу,
Ты будешь славен меж людей. »

И я словам его поверил,
И, полный волею страстей,
Я будущность свою измерил
Обширностью души своей.
С святыней зло во мне боролось —

Я удушил святыни голос,
Из сердца слезы выжал я.
Как юный плод, лишенный сока,
Оно увяло в бурях рока
Под знойным солнцем бытия.

Тогда, для поприща готовый,
Я дерзко вник в сердца людей
Сквозь непонятные покровы
Приличий светских и страстей.

Мое грядущее в тумане. — Лермонтов М.Ю.

Мое грядущее в тумане,
Былое полно мук и зла.
Зачем не позже иль не ране
Меня природа создала?

К чему творец меня готовил,
Зачем так грозно прекословил
Надеждам юности моей.
Добра и зла он дал мне чашу,
Сказав: я жизнь твою украшу,
Ты будешь славен меж людей.

И я словам его поверил,
И, полный волею страстей,
Я будущность свою измерил
Обширностью души своей;
С святыней зло во мне боролось,
Я удушил святыни голос,
Из сердца слезы выжал я;
Как юный плод, лишенный сока,
Оно увяло в бурях рока
Под знойным солнцем бытия.

Лермонтов М — Мое грядущее в тумане (стих.чит. О.Ефремов)

Лермонтов М. Ю. — «Мое грядущее в тумане»

Тема этого стихотворения — судьба поэта-пророка.
Здесь присутствует тема конфликта поэта со своим временем. Из биографии Лермонтова известно, что поэт в свое время в 1830-х гг. искусно маскировался под светского денди с целью проникнуть в интриги людей света и сорвать с них маски: «я дерзко вник в сердца людей», «непонятные покровы приличий светских и страстей» — это и есть то зло, к которому поэт-пророк становится причастным.

Мое грядущее в тумане,
Былое полно мук и зла.
Зачем не позже иль не ране
Меня природа создала?
К чему творец меня готовил,
Зачем так грозно прекословил
Надеждам юности моей.
Добра и зла он дал мне чашу,
Сказав: «Я жизнь твою украшу,
Ты будешь славен меж людей. »
И я словам его поверил,
И, полный волею страстей,
Я будущность свою измерил
Обширностью души своей.
С святыней зло во мне боролось —
Я удушил святыни голос,
Из сердца слезы выжал я.
Как юный плод, лишенный сока,
Оно увяло в бурях рока
Под знойным солнцем бытия.
Тогда, для поприща готовый,
Я дерзко вник в сердца людей
Сквозь непонятные покровы
Приличий светских и страстей.

Дата написания: 1836 год

Оле́г Никола́евич Ефре́мов (1 октября 1927, Москва, — 24 мая 2000, там же) — советский и российский театральный режиссёр, актёр, педагог и театральный деятель. Народный артист СССР.
Олег Ефремов — создатель театра «Современник», в 1956—1970 годах был его художественным руководителем; с 1970 года возглавлял МХАТ СССР им. Горького, а после его раздела в 1987 году — МХТ им. Чехова.
Один из выдающихся театральных режиссёров своего времени, Олег Ефремов всегда оставался и актёром.

Музыка сердца в лирике Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов ввел в русскую литературу неповторимый стих, отмеченный энергией мысли и мелодичностью слова. Он рано осознал себя “избранником” судьбы, “странной” и неминуемо трагичной личностью.

Он был мятежным романтиком, мечтающим о гармоническом и прекрасном мире, где земное слито с небесным, духовное с природным, пластическое с музыкальным без конфликтов и противоречий. Поэт жаждал света, простоты и сердечности, а в современном ему обществе его всюду подстерегали обман, клевета, порок.

Погиб Поэт! невольник чести —

Пал оклеветанный молвой…

Молодой и никому еще не известный автор сумел точно определить причину гибели Пушкина и назвать истинных виновников трагедии. “Смерть Поэта” — отклик на трагическую гибель Пушкина, но автор нигде не упоминает

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Я раньше начал, кончу ране,

Мой ум немного совершит;

В моей душе, как в океане,

Надежд разбитых груз лежит.

Толпе Мои расскажет думы?

Я — или Бог — или никто!

Очень скоро темы избранничества и одиночества в людском мире становятся самыми популярными в творчестве Лермонтова. Но это не одиночество гордеца, презирающего толпу, а одиночество страдающей личности, не находящей близкой души. Поэт отмечен “печатью” судьбы, но в то же время он — человек, нуждающийся в понимании окружающих. Ему необходимы близкие и родные по духу люди. А Лермонтов не находил понимания ни в семье (“Ужасная судьба отца и сына жить розно и в разлуке умереть”), ни в любви и дружбе, ни в обществе:

Нет, не тебя так пылко я люблю,

Не для меня красы твоей блистанье:

Люблю в тебе я прошлое страданье

И молодость погибшую мою.

Патриотизм Лермонтова не безоглядный, он критически осмыслен. Размышляя о России, поэт с горечью говорит, что слава и доблесть остались в прошлом, его же поколение не способно на подвиги: изнеженные и инфантильные, испуганные расправой над декабристами, они надеются как-то переждать тревожные времена, уцелеть любыми средствами. В окружающих его людях нет места творчеству, познанию мира, дружбе и любви, поэтому поэт снова обращается к славным страницам истории государства, вспоминая победу над Наполеоном, одержанную “отцами”.

— Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри — не вы!

Пройдет совсем немного времени и горечь автора усугубится: он тоже принадлежит к этому “немощному” поколению, не выделяя себя, говоря “мы”, а не “они”:

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее — иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья

В бездействии состарится оно.

Одиночество и разобщенность с окружающим миром усиливаются. Поэт ищет точки соприкосновения с прекрасной природой, но и тут холодное безмолвие, тишина и непонимание:

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит.

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу

И звезда с звездою говорит.

А в сердце поэта все отчетливее становится ощущение отринутости. Лермонтов хотел не только существовать, жить, дышать, а приносить пользу стране. Вокруг него же — апатия и равнодушие. Лермонтов не отделяет себя от общества, с горечью причисляет себя к нему.

Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдем без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

Когда свободная когда свободная и мятежная личность видит и понимает происходящее, она бросает обвинение прямо в лицо обществу — ведь молчание рождает беззаконие властей. “Прощай, немытая Россия” — одно из самых загадочных творений поэта. С одной стороны, это обвинение народу, которым он восхищался в стихотворении “Бородино”, и одновременно искренняя боль за все происходящее, за бесправие и угнетение, за покорность судьбе.

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

Постепенно в его лирике начинает преобладать гармония силы духа и мечта о душевном покое. Мне думается, о чем бы ни писал поэт, это было о его трагедии разлада с обществом и самим собой. Оттого нет в лирике Лермонтова таких безмятежно счастливых и радостно искрометных строк, как у Пушкина. Образ пленного рыцаря, узника, скованного цепями, то и дело возникает в лирике поэта. Как и они, автор — невольник, но иных цепей: условностей, непонимания, вынужденного одиночества.

Отворите мне темницу,

Дайте мне сиянье дня…

Но окно тюрьмы высоко,

Дверь тяжелая с замком…

Одинок я — нет отрады…

В зрелом периоде его творчества мотивы одиночества, непонимания замыслов и чувств поэта, начатые в лирике, будут продолжены в драматическом произведении “Маскарад” и в романе “Герой нашего времени”, но приобретут более общий характер, чем в стихотворениях.

Много загадочного и непознанного в творчестве Лермонтова. Поэтому рассуждать о его поэзии непросто. Хочется проникнуть в суть авторской мысли, понять его послание не только современникам, но и потомкам. Лермонтовский стих, “облитый горечью и злостью”, жжет и сейчас.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector