Михаил Лермонтов стихотворение И скучно и грустно

И СКУЧНО, И ГРУСТНО

Музыка Александра Гурилева
Стихи Михаила Лермонтова

И скучно, и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья! Что пользы напрасно и вечно желать.
А годы проходят – все, все лучшие годы!

Любить… но кого же? На время не стоит труда,
А вечно любить невозможно…
В себя ли заглянешь? Там прошлого нет и следа:
И радость, и муки – всё, всё так ничтожно!

Январь 1840, слова
1852, музыка

Кулёв В. В., Такун Ф. И. Золотая коллекция русского романса. В переложении для голоса в сопровождении фортепиано (гитары). М.: Современная музыка, 2003.

На это стихотворени еесть также романсы Н. И. Макарова (1844), Александра Даргомыжского (1845) и других композиторов.

ОРИГИНАЛЬНОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ

И скучно и грустно

И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды.
Желанья. что пользы напрасно и вечно желать.
А годы проходят — все лучшие годы!

Любить. но кого же. на время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и все там ничтожно.

Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, —
Такая пустая и глупая шутка…

Антология русского романса. Золотой век. / Авт. предисл. и биогр. статей В. Калугин. — М.: Эксмо, 2006

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «И скучно, и грустно» (восприятие, истолкование, оценка)

Стихотворение «И скучно, и грустно» было написано Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1840 году. Это время относится к позднему периоду творчества поэта. Известно, что в зрелой лирике Лермонтова отвлеченная проблематика часто соприкасается с социальной. Романтический максимализм облекается здесь в простые, естественные человеческие чувства. От отвлечённых романтических форм выражения своих духовных исканий Лермонтов переходит к более конкретным изображениям.

«И скучно и грустно» – одно из наиболее характерных для мироощущения Лермонтова стихотворений. По жанру оно близко к элегии: представляет собой лирическую думу от первого лица, композиция свободна. Также оно похоже на дневниковую запись сиюминутного душевного состояния. Ведущими чувствами в стихотворении являются грусть и скука. Дружба, любовь, страсти подвергаются сомнению и даже отвергаются рассудочным анализом. Понятия «желанье», «любовь», «страсть», «прошлое» глубоко значимы для Лермонтова. Но попытки найти опору в этих обольщениях жизни, которые были столь ценны для него прежде, безуспешны. И поэт, вопреки своим словам о «жажде бытия», которые он повторял не раз, отвергает саму жизнь: «А жизнь… такая пустая и глупая шутка…»

Стихотворение представляет как бы диалог Лермонтова с самим собой. Он спрашивает себя и сам же отвечает. Эти два полюса – утверждающего и отрицающего – не могут объединиться. Утверждение связано со стремлением личности, которая уже истерзана «битвой» мыслей и чувств, прикоснуться к чему-то позитивному. А отрицание указывает на невозможность этого.

«И скучно и грустно» – одновременно и «документ» мироощущения русского человека в 30-е годы, и образец, как бы «памятник» романтического мышления. Элегическая форма стиха здесь своеобразна: она объединяет черты и политической, и философской, и любовной элегии одновременно, что идет вразрез с поэтической традицией. Это дает возможность наглядно увидеть сочетание «документа» и «памятника», которое подчас переходит в полемику.

Итак, Лермонтов поет «похоронную песню всей жизни», как говорил В. Г. Белинский. «Напрасным», «ничтожным» и бессмысленным оказывается каждое из проявлений духовной жизни человека. «Любить на время» — «не стоит труда, А вечно любить невозможно». Вывод недвусмыслен: любовь – пустое дело, не стоит на нее тратить силы и время.

«Что страсти? – Ведь рано иль поздно их сладкий недуг исчезнет при слове рассудка…», — размышляет лирический герой. Зачем что-то делать, если это что-то когда-нибудь или скоро бесследно исчезнет? Кажется, что и о жизни лирический герой думает так: зачем жить, если все равно умрешь? Если Лермонтов думает так, то я с ним не согласен. В этом я не разделяю его пессимизма. Но все же Лермонтов переживает за уходящее время: «А годы проходят – все лучшие годы».

Но, переживая, уже не хочет чего-то успеть. Время молодости, цветения личности для него уходит. И уходит безвозвратно – возможность перемен исчезает. Иллюзии, наполнявшие его душу в прошлом, тоже ушли.

Известно, что частая встреча звуков «у» в стихотворениях может усиливать их мрачные настроения. Так, в первой строфе стихотворения «И скучно и грустно» ассонансный звук «у» встречается восемь раз:

И скУчно и грУстно, и некомУ рУкУ подать

В минУтУ душевной невзгоды…

А годы проходят – все лУчшие годы.

А в последней строке пессимистическая окраска финала усиливается повторением звуков «у»: «пУстая и глУпая шУтка».

Интересен ритмический рисунок стихотворения. Размер стиха – разностопный амфибрахий. В первом и последнем двустишиях присутствует элегическо-напевное начало. С третьей строки на стих накладываются паузы. Эти паузы продиктованы смыслом, и здесь уже нет мелодичности – она исчезает из-за превосходства логического принципа: «Любить… но кого же? на время – не стоит труда».

Читая стихотворение можно задаться вопросом: «Почему же Лермонтов так пессимистичен?» Ответ кроется в первых строчках: «…и некому руку подать в минуту душевной невзгоды.»

Мы видим, что начальные строчки обусловливают конечные («жизнь… — такая пустая и глупая шутка»), чувство одиночества, осознание этого одиночества приводит к осознанию бренности всей жизни. Но надо помнить, что те переживания, в которых лирический герой хотел бы найти себя: желание, любовь, страсти, — отвергаются не потому, что он не понимает и не признает их ценности. Они сами по себе ценны, но они временны – и герой их отвергает.

«Отрицательный смысл» стихотворения стал причиной спора об отношении Лермонтова к действительности. А. Никитенко порицал элегию за «траурные узоры», С. Бурачок – за безверие, С. Шевырев – за то, что оно являет собой случайный, «мгновенный плод… мрачной хандры». В. Г. Белинский же отнесся к этому всеотрицающему пафосу элегии с глубоким сочувствием. Он причислил стихотворение «И скучно и грустно» к «величайшим созданиям поэзии», а в противовес Шевыреву утверждал: «это не минута духовной дисгармонии», а «похоронная песня всей жизни»( как было упомянуто выше). И песня эта оправдана самой реальностью.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Разное / Стихотворение М.Ю. Лермонтова «И скучно, и грустно» (восприятие, истолкование, оценка)

Смотрите также по разным произведениям Лермонтова:

«И скучно и грустно. »

Лермонтов, в своём произведении «И скучно и грустно», старается подвести черту под своей деятельностью. Обращаясь к опыту своей жизни, он хочет разобраться в сложных узорах, которые сам же и сотворил. В произведении поэт рассуждает об одиночестве, и о смысле жизненного существования.

Лирический герой жалеет о том, что у него никого нет, чтобы поддержать и утешить в трудную минуту. Для него, понятие вечной любви, кажется немыслимой вещью. А если оглядеться с холодным взоров вокруг, то жизнь, является пустой и глупой шуткой. Таким образом, читатель понимает, автор пытается донести, что жизнь это вечный обман.

Это произведение ярко отражает скептическое настроение поэта. Он нигде не видит жизненных радостей. Для него понятия дружбы, любви, желания и счастья, являются только инструментами жизни.

Название стихотворения, само по себе отображает настроение Лермонтова. Он как будто желает, чтобы все вещи в мире были идеальными. Чтобы люди были вечны, также как и любовь. Произведение, является монологом целого поколения, которое не может смириться с тем, что невозможно найти гармонию между человеческой сущностью и окружающим миром.

«И скучно, и грустно. », анализ стихотворения Лермонтова

В романтической поэзии одной из самых популярных является проблема, включающая вопросы о человеке и природе, месте человека в мире, о соотношении культурного и природного начал в жизни человека. Для лирики Михаила Юрьевича Лермонтова характерен жанр пейзажной миниатюры, переходящей в своеобразную философскую медитацию. Образы природы, как правило, символичны или даже аллегоричны, но именно с их помощью и раскрывается настоящий мир лирического героя.

Покой и гармония, разлитые в природе, противопоставляются тоске и тревоге, которые испытывает лирический герой. Именно в этом противопоставлении и следует искать истоки внутреннего конфликта: человек переосмысливает конечность своего бытия. Так получилось, что судьба Михаила Юрьевича сложилась не слишком счастливо. Поэтому основной темой его творчества становится тема одиночества. И если в раннем стихотворении «Парус» образ «одинокого паруса» вызывает ассоциацию с романтизмом, потому что оставляет надежду на бурю, то есть перемены, то произведения последних 1840-х годов полны отчаянья и неверия в собственные силы.

Именно таким является стихотворение 1840 года «И скучно, и грустно. », анализ которого и будет представлен далее. С первых же строк произведение погружает читателя в пучину беспросветного пессимизма:

И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды.

Несмотря на то, что начало представляет из себя безличную конструкцию, нет даже намека на соотнесенность с личностью героя, становится ясно, что параллель с лирическим героем очевидна. Странно читать, когда 26-летний молодой человек, у которого еще все впереди, вкладывает в уста своего героя слова о том, что «годы проходят — все лучшие годы».

Как будто в отчаянье, герой задает ряд, казалось бы, риторических вопросов, ведь непонятно, кому они адресованы и кто должен на них отвечать. Он вопрошает: «Что пользы напрасно и вечно желать?», «Любить. но кого же?», «Что страсти?». Но на каждый вопрос герой сам же и отвечает, но ответы эти радости не несут. По мнению героя, любить не стоит, потому что «на время — не стоит труда», «а вечно любить невозможно».

Если же заглянуть в себя, «там прошлого нет и следа», ведь «и радость, и муки, и всё там ничтожно». До какой степени самоуничижения нужно дойти, чтобы так писать о себе, о своем внутреннем мире! Далее герой рассуждает о том, что человеческие страсти тоже не могут помочь забыться, что «рано иль поздно их сладкий недуг» исчезнет, когда в действие вступит сила рассудка.

Конечно, если учесть, что в это время Лермонтов только закончил свой главный жизненный труд — роман «Герой нашего времени», то объяснение такому пессимистическому настроению героя найти можно. Ведь главный герой романа — не просто человек, это тип, воплощающий портрет целого поколения, составленного из пороков общества. По крайней мере, так объяснил это автор в «Предисловии» к роману. Герой, обладающий многими качествами: умом, смелостью, потрясающей интуицией — как будто выпадает из реальности. У него нет определенной жизненной цели, «его грядущее иль пусто, иль темно».

Таков и лирический герой данного стихотворения, которое принято считать элегией, рефлексивным стихотворением, содержащим философские рассуждения о смысле жизни и о месте человека в этом жестоком мире. Этот внутренний монолог героя по праву можно считать исповедью, но звучит в ней не раскаянье за свою неправильно прожитую жизнь, а мировая скорбь, вызванная неудовлетворенностью устройством мира, в котором нет места могучей личности. В таком мире жизнь человека ничего не стоит, и сама она становится чьей-то злой шуткой:

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг —
Такая пустая и глупая шутка.

Пожалуй, самое поразительное в этом стихотворении, что здесь совсем отсутствует проявление жизни. Обычно жизнь изображена с помощью пейзажа, раскрывающего лучше всего состояние героя. В данном произведении нет ничего живого. Не случайно критик В. Г. Белинский назвал это стихотворение «похоронной песней всей жизни». Если же учесть, что через год поэт трагически уйдет из жизни, то стихотворение можно считать еще и предсказанием.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector